07.06.2012 8298

Криминальная миграция как специфическое криминологическое понятие

 

Современный миграционный лексикон изобилует многообразием нюансов и оттенков, отражающих те или иные аспекты содержательной части изучаемых явлений. Порой разобраться в них чрезвычайно сложно, но абсолютно необходимо. Эта необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что только правильно обозначенное понятие позволяет в конечном итоге достичь цели, которая ставится перед исследованием в целом.

Общепризнанно, что понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их общественных признаках. Недооценить роль и значение понятий в науке невозможно, так как они являются тем связующим звеном, которое позволяет специалистам «разговаривать на одном языке», вкладывать в изучаемые явления и процессы одинаковое содержание, «делать правильные и согласованные выводы по поводу тех проблем, которые зачастую выступают в качестве спорных, либо дискуссионных».Сказанное в полной мере относится к определению разновидностей понятий, объединенных словом «миграция», которое, как известно, имеет латинские корни и происходит от слова «migralio» (переселение, перемещение). В разные исторические времена и в различных территориальных пространствах (с определенного времени - государствах) понятие, которое мы сегодня понимаем как миграция, носила разные названия, различалась своими масштабами, неоднородностью (большей или меньшей) в географическом плане. Однако всегда это было - перемещение и мы осмеливаемся полагать, что данное явление извечно присуще человеческому общежитию. Постоянно мигрировали наши древние предки, например, в поисках более приемлемых для жизнедеятельности климатических условий. По библейским источникам Моисей 40 лет водил по пустыне потомков Авраама по пути в Землю обетованную, о чем повествует вторая книга Моисеева: Исход (Exodus), глава II и глава XVI. «Мигранты» из Азии основали Золотую Орду - период, получивший в отечественной истории название татаро-монгольского ига. Период колониализма, начиная с времен Колумба и вплоть до середины 20 века, в ракурсе нашей проблемы есть ни что иное, как одна из разновидностей миграции. Такие государства, как США, Канада, Австралия и ряд других -это в конечном итоге не что иное, как порождение миграции, ибо колонисты, основавшие эти государства, - это мигранты по своей сути. До сих пор в мире продолжают существовать кочевые этносы (например, значительная часть цыган).

Для России, с ее огромными различиями географического характера, обусловленными на значительной части суровыми климатическими условиями, миграция населения всегда имела немаловажное значение как для демографического, так и экономического развития ее отдельных регионов, а в известные периоды - и для страны в целом. В 16-19 веках по мере освоения Сибири и Дальнего Востока на окраины страны переселилось более 15 миллионов человек. Истории известен факт, когда император Павел повелел переселять в Забайкалье на протяжении 10 лет по 10 тысяч человек ежегодно. На эти расходы было отпущено 100 тысяч рублей. С того же отдаленного времени, как известно, правительство начало пользоваться Сибирью для выдворения туда преступников.

Массовый характер приняла иммиграция в Россию, начало которой положил Петр I, проводя политику переманивания высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Такую же политику продолжила Екатерина II, в массовом порядке привлекавшая в Россию как интеллектуальную элиту из Западно-Европейских стран, так и квалифицированные трудовые ресурсы.

Миграционная политика советского периода отличалась еще большей интенсивностью. Смешивание форм и видов миграции поистине впечатляет. С одной стороны, это Комсомольск-на-Амуре, Магнитка и ТуркСиб в довоенный период, освоение целинных земель, строительство Каскада ГЭС на Сибирских реках и Байкало-Амурской магистрали в послевоенный. С другой стороны, это ГУЛАГовские структуры на Соловках и в Магадане, принудительная депортация ряда наций и народностей Северного Кавказа 1943 - 1944 г.г. Все это многоликие проявления миграционных процессов советского периода. На момент распада СССР за пределами своих национально-территориальных образований проживало около 52 миллионов человек (почти 19% общей численности народов, формирующих эти образования), из них: 25,3 миллиона русских; 6,8 миллионов украинцев; 4,9 миллионов татар; 2,1 миллион белорусов.

Постсоветский период, повлекший за собой не только размежевания территориально-географического характера, но и изменения концептуально-экономических подходов к ведению хозяйства, переосмысление политических приоритетов и резкое обострение ранее малозаметных этнических разногласий, принес с собой лавинообразную миграционную проблему, к которой Россия постсоветского периода оказалась не готова как в экономическом, так и в правовом планах. На повестке дня остро встал вопрос о негативных последствиях миграции. При этом на первых порах становления современного Российского государства этой проблеме существенного внимания не уделялось, так как первоочередными были приоритеты борьбы за политическую власть и вопросы сугубо экономического характера. Однако очень скоро стало понятно, что и политика, и особенно экономика испытывают на себе, помимо прочего, и большой миграционный пресс. Более того, изменившейся характер преступности, особенно террористической направленности, заставил обратить внимание на основного фигуранта этих преступлений. Им оказался преступник-мигрант. Разработку основных направлений влияния криминальной миграции взяла на себя криминологическая наука. Однако было бы наивным полагать, что эта проблема возникла лишь сегодня.

Как известно, одним из родоначальников криминологической науки, по крайней мере, ее социологического направления, принято считать А.Ж. Кетле. В своей основной работе «Социальная физика», состоящей из пяти книг, он неоднократно обращается к тем статистическим данным демографического характера, которые прямо или косвенно связаны с преступностью, а в главе 2 книги 3, рассматривая так называемый закон распределения отклонений, он статистически доказывает влияние интенсивности перемещений со степенью вероятности совершения преступлений.

Если обратиться к истории криминологии, то мы увидим, что криминальные аспекты миграции привлекали специалистов уже в самом начале зарождения научной криминологической мысли. Однако здесь уместно напомнить оценку, данную в свое время И.И. Карпецом: «Самое нетерпимое, что может быть в науке и на практике, - это забвение прошлого, которое сродни невежеству и ведет к «открытию» уже открытых истин, выдаваемых за «последнее слово» научной мысли».

Обратим внимание на наблюдение Ч. Ломброзо, изложенное им в одном из своих многочисленных трудов «Преступление», написанном в конце 19 века. Проблемам, так или иначе связанным с влиянием миграции на преступность, посвящена глава 5 его работы «Плотность населения - Иммиграция - Эмиграция - Рождаемость - Городское и деревенское население». В работе приведены любопытнейшие для криминологов факты о влиянии миграционных процессов на преступность, приведены доказательства этого влияния на состояние преступности в Италии, Франции, США. Мы полностью разделяем мнение B.C. Овчинского о том, что « именно Чезаре Ломброзо одним из первых в мировой криминологии рассмотрел целостную систему факторов, детерминирующих преступность: благосостояние населения, воспитание и просвещение, отношение к труду, семейное положение, возраст, пол, миграция (выделено нами), цены на продукты питания, влияние города и деревни, скученность населения, влияние времен года и др. Причем, выводы его не устарели и в 21 веке».

Со всей обоснованностью доказал значительную роль и влияние миграции на преступность Г. Тард. Анализируя французскую уголовную статистику за 1976 год, он уже тогда использовал один из наиболее объективных критериев оценки состояния преступности (то, что мы сегодня называем уровнем (коэффициентом) преступности). Примененное им тройное сопоставление показало, что на 100 тысяч французов этот показатель среди постоянных жителей составил 8 преступников, внутренних мигрантов - 29, а на то же число иностранцев их пришлось уже 41.

Отечественные криминологи на рубеже 19-20 веков отследили влияние миграционных процессов на примерах отечественной уголовной статистики. Эти наблюдения наиболее последовательно нашли свое отражение в работах Хр. Раковского и Х.М. Чарыхова. При этом отметим, что если западно-европейские ученые в своих наблюдениях использовали исключительно статистическую информацию, то в отечественных работах, о которых идет речь, мы видим и результаты специально проведенных исследований, использования элементов системного анализа и как результат - свое видение теории факторов преступности, одним из которых выступает миграция.

Проблему миграции не обошли своим вниманием и криминологи советского периода. Это характерно как для работ 20-х годов, так и в период возрождения советской криминологии в 60-70-е годы. На первом этапе, прежде всего, следует отметить разработки первой секции (социально-экономической) Государственного института по изучению преступности и преступника, созданного в 1925 году, и особенно его Ленинградского филиала (кабинета), который основным направлением своих исследований имел разработку специфики городской и сельской преступности, в частности, интенсивность и криминогенные последствия происходящих в связи с этим миграций.

На втором этапе (период возрождения советской криминологии) изучению и анализу исследуемой проблемы подвергался преимущественно негативный срез миграции, обусловленный массовыми перемещениями периода «развитого социализма»: строительство каскадов ГЭС на ряде Сибирских рек, освоение нефтегазовых комплексов Западной Сибири, создание крупнейших промышленных комплексов (типа Волжского и Камского автомобильных заводов), строительство и освоение Байкало-Амурской магистрали и так далее.

Исследования велись в таких крупных криминологических центрах, как НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, ВНИИ и Академии управления МВД России.

Ценные результаты были получены учеными периферийных научных и учебных заведений.

Как мы уже отмечали, наиболее активно процесс влияния миграционных процессов на преступность стал изучаться в современной Российской криминологии (этот этап берет свое начало с девяностых годов -постсоветский период), и именно его изучению посвящается основное содержание исследования.

В последнее время были приняты меры, - направленные на борьбу с нелегальной миграцией. Введены миграционные карты, пластиковые удостоверения трудового мигранта, законодателей убедили в необходимости увеличения фактически вмененного налога на привлечение трудового мигранта со 100 до 4000 рублей, в наиболее проблемных регионах появились миграционные инспекции. Учреждена Федеральная миграционная служба Российской Федерации, и таким образом впервые за всю старую, новую и новейшую историю из разрозненных, нередко дублирующих друг друга силовых элементов создан единый властный механизм, отвечающий за правоприменительную практику в области миграции, и в конечном счете обеспечивающий в том числе национальную безопасность России. Трагедии последних дней, когда террористы легко перемещаются по стране, имея в руках паспорта и преодолевая регистрационные правила, заставили, наконец, по-иному взглянуть на данный институт управления. Тем более, что всему этому сопутствуют коррупция, взяточничество, «крышевание».

Однако проблемы с нелегальной миграцией не только до сих пор не решены, но и продолжают обостряться. В частности, Россия является одной из немногих стран мира, где отсутствует наказание и ответственность за участие в нелегальной миграции (кроме незаконной ее организации). Между тем, особенно при использовании трудовых мигрантов, недобросовестные предприятия и предприниматели напрямую заинтересованы в такой миграции и приеме нелегальных мигрантов на работу, так как им не приходится платить за них по 4 тысячи рулей за каждого используемого мигранта. Предварительные подсчеты показывают, что таким образом ежегодно используется до 300 тысяч трудовых мигрантов, находящихся на нелегальном положении. Помимо утечки необходимых денежных средств из бюджета за их использование здесь налицо также массовое воровское потребление наших фондов общественного потребления (вода, свет, отопление и тому подобное). Кроме того, возникает проблема «размыва» или полного отсутствия воспроизводства профессиональных ресурсов самой России, так как в связи с отсутствием спроса на российских граждан (нелегалы достаточно дешевы), наступает их профессиональная деградация, пьянство, утрата толерантности, ксенофобия. Деньги же от использования нелегальных мигрантов идут: гроши - собственно мигранту, посолиднее суммы - на взятки, подкуп, «крышу», так как любая практически незаконная деятельность требует прикрытия со стороны государственных чиновников и преступных формирований. Основная часть доходов поступает в личный карман работодателя и неуловимых сегодня организаторов и пособников незаконной миграции. Мимо казны сейчас уходит от 20 до 50 миллионов рублей ежегодно.

В настоящее время все более значимой становится проблема легализации или амнистии нелегальных мигрантов. Например, председатель исполкома «Форум переселенческих организаций» Лидия Графова ведет речь об амнистировании не только работающих нелегальных мигрантов, но и тех, кто когда-то приехал, но остался не у дел. Такого же мнения придерживается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин, добавляя, однако, что амнистировать необходимо только тех, кто за время своего пребывания в стране не совершил никаких правонарушений. По его мнению, в России находится более 5 миллионов мигрантов, не имеющих никакого правового статуса. Более того, он считает, что в целом законодательство по миграции надо ужесточить, однако перед этим необходима подобная амнистия. С. Караганов приводит пример Испании, правительство которой объявило амнистию и легализовало 800 тысяч нелегальных иммигрантов. Он советует: « надо срочно проводить амнистию - легализацию живущих в нашей стране мигрантов».

Помимо нестыковки в терминологии (понятие «амнистия» здесь употребляется наряду с понятием «легализация») в этой проблеме есть ряд моментов, пока не поддающихся регулированию.

Прежде всего, возникает вопрос - кого амнистировать: всех жителей бывшего СССР, в том числе их родственников, порой уже не помнящих родства; представителей коренных народов России; имеющих ценз проживания на территории России и так далее. Во-вторых (и это главное) легализация или амнистия мигранта ведет к выводу его из тени в налогооблагаемую зону, налагает на работодателя обязанность соблюдать его гражданские права, обеспечивать санитарию, страхование, регистрационный режим, платить в бюджет за разрешение на привлечение рабочих. Таким образом, предприниматель не заинтересован в такой легализации в связи с тем, что он понесет массу финансовых затрат и значительную потерю своего времени в связи с оформлением различных документов. На наш взгляд, в первую очередь, следует определиться с механизмом легализации и сделать так, чтобы нелегальный в настоящее время трудовой мигрант мог независимо от работодателя получить право на проживание и трудовую деятельность.

Необходимым условием здесь представляется прерогатива государства за регуляцией потоков миграции.

Процессами незаконной миграции пользуются многие работодатели для получения дешевой рабочей силы со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Известно, что наибольшую опасность в этом смысле представляет организованная незаконная миграция, за что в настоящее время установлена уголовная ответственность и внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 322.1), однако эта норма уголовного закона, устанавливая такую ответственность, должна предусматривать наказание не только за организацию, но и за содействие, участие в незаконной миграции

 Пока лишь заметим, в контексте данной статьи, что в этой статье в качестве квалифицирующего признака следовало бы предусмотреть повышенную ответственность для руководителей предприятий, учреждений, организаций, в том числе коммерческих, которые используют незаконных мигрантов в качестве рабочей силы, а также ужесточенную ответственность для должностных лиц за содействие незаконной миграции. Кроме того, было бы целесообразным принятие федерального закона о репатриации, реально наполненный преференциями и полноценным финансовым обеспечением.

17 сентября 2004 года работодатели, использующие труд мигрантов, объявили о создании общественного совета (с участием Федеральной миграционной службы), а перед этим, в июле этого же года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало профессиональный союз этих работодателей, который будет в основном заниматься защитой иностранных граждан. При выявлении перевозчиков нелегальных мигрантов или недобросовестных работодателей профсоюз обязан направить сообщение в правоохранительные органы. Однако при отсутствии ответственности для этих лиц вряд ли можно ожидать положительных результатов в борьбе с незаконной миграцией.

Пока же существующие правила учета прибывающих в Россию мигрантов весьма далеки от совершенства. Так, например, их регистрация в настоящее время оформляется и в том случае, когда не то что квадратных метров не хватает, но элементарно нет крыши над головой - органы регистрационного учета поставлены в такие условия, что они обязаны произвести регистрацию, если им предоставлены документы, и никто не обязывает проверять их подлинность. Таким образом, появляются «резиновые» дома, когда в одной комнате площадью 10-15 квадратных метров регистрируется до 100 и более человек. Поэтому, как мы считаем, необходимо все же установить санитарные нормы жилой площади на 1 регистрируемого человека, исходя из общих принципов и независимо от форм собственности. Например, для родственников это может быть 12 квадратных метров, для иных лиц - от 8 до 12.

В настоящее время Управлением организации паспортной работы и регистрационного учета населения Федеральной миграционной службы России проводится работа с целью подготовки введения паспортов нового поколения для поездок за границу с введением биометрических данных в специальный чип с характеристиками обладателя документа, в том числе отпечатками пальцев. Для этого специально создана межведомственная рабочая группа. На наш взгляд, есть настоятельная необходимость, хотя и в отдаленном будущем, проведения подобной работы и в отношении других категорий документов (паспорта, удостоверения личности, особенно работников правоохранительных органов и военнослужащих). Кроме того, подобная акция может способствовать выявлению скрывшихся преступников в других разыскиваемых лиц. Так, по данным указанного Управления, за период предыдущей замены паспортов было выявлено более 86000 преступников и 145 тысяч других категорий разыскиваемых.

Миграция населения - явление, представляющее собой один из лучших индикаторов социально-экономического благосостояния общества. Не случайно, образно миграцию называют как «голосование населения ногами». В современном обществе миграционные процессы стали достаточно распространенными и значимыми с социально-экономической точки зрения явлениями. В процессах миграции ежегодно учувствует 2-3% жителей земного шара. Интересные данные в этом плане приводит Т. Смольякова: «За последние 10 лет из России выехало свыше трех миллионов, а въехало более семи миллионов человек. За это же время 27 миллионов россиян или почти каждый четвертый сменили место жительства. По экспертным оценкам в России в настоящее время находится не менее трех миллионов нелегальных мигрантов, в то время как официально зарегистрировано 283,7 тысяч иностранных рабочих. То есть на одного «законопослушного мигранта» приходится 10 нелегалов».

Современная миграция стала более динамичным и сложным явлением, которое связано не только с социально-экономическими причинами. На формирование миграционного поведения людей и отдельных социальных групп влияет целый комплекс факторов - социальные, экономические, политические, этнические, религиозные, экологические, демографические и иные. Миграция, кроме того, имеет весьма существенные социально-экономические и другие последствия (например, криминальные) как для государств, отдающих мигрантов, так и для их принимающих. Миграция в настоящее время стала одним из важных источников формирования численности населения отдельных государств, оказывает существенное воздействие на предложение рабочей силы на рынках труда, видоизменяет этническую структуру населения, с ней тесно связан приток капиталов. В очень большой степени она влияет на состояние преступности и на другие стороны общественной жизни.

Серьезной проблемой для многих государств, в том числе и для России, сегодня является проблема беженцев и вынужденных переселенцев, которые стали достаточно крупной по численности группой мигрантов.

Интеграционные процессы, транснационализация и глобализация мировой экономики требуют притока необходимых трудовых ресурсов, что в свою очередь вызывает необходимость новой миграционной политики. Параллельно с этим резко возросла актуальность проблемы нелегальной миграции.

В современных исследованиях миграцию, прежде всего, различают по двум типам - внешнюю и внутреннюю. К первому типу относят перемещение из одной страны в другую; ко второму - внутри одного государства, из одного административного субъекта в другой.

По направлению миграцию подразделяют на два основных вида:

- «Эмиграция» - происходит от латинского emigrare - переселяться, выселяться и означает переселение из какой-либо страны в другую.

- «Иммиграция» от латинского immigrare - вселяться - въезд иностранцев в другую страну.

В качестве третьего типа можно выделить «реэмиграцию» -возвращение на родину лиц, находившихся в эмиграции.

Миграция может носить как добровольный, так и принудительный характер. Добровольная миграция предполагает перемещение людей, по своей воле покидающих место своего проживания и переезжающих в новую местность. По мнению Т.В. Пинкевич и Д.И. Пастырева отличительными признаками добровольной миграции является «отсутствие явной угрозы для нормального существования». Вместе с тем, на наш взгляд, это утверждение вызывает сомнение по той причине, что человек может покинуть место своего постоянного пребывания и в случае наличия угрозы, но по своей воле, для раннего предотвращения нежелательных последствий.

Понятие «принудительная» миграция, в свою очередь, должна включать в себя перемещение людей вопреки их воле, например, по решению государства, каковым было принудительное выселение ряда народностей во время войны 1941 - 1945 годов (например, чеченцев, российских немцев).

«Принудительную» миграцию следует отличать от миграции вынужденной. Последняя предполагает переселение людей с целью поиска убежища вследствие обстоятельств, которые ставят под реальную угрозу нормальную жизнедеятельность лица на прежнем месте жительства. Это могут быть, например, преследование по причинам принадлежности к расе, национальности, религии, определенной социальной группе, политическим убеждениям. К этой же категории наука относит переселения вследствие крупных природных катаклизмов (землетрясения, цунами и так далее), чрезвычайных происшествий техногенного характера, эпидемий, голода. Однако следует отметить, что по российскому законодательству правовой статус вынужденного мигранта в последних указанных случаях исключается2. Главные криминологические проблемы для мигрантов, переселившихся по всем указанным причинам, имеют много сходных черт (социальная, трудовая, бытовая неустроенность; тяжелое психоэмоциональное состояние; повышенная виктимность и так далее). Именно поэтому наука объединяет их в одну категорию.

Законодательство Российской Федерации предусматривает два типа вынужденных мигрантов - беженцы и вынужденные переселенцы.

Некоторые ученые и практические работники придерживаются мнения, согласно которому понятию «добровольная» миграция противопоставляется понятие «вынужденная» миграция. Мы позволим себе не согласиться с такой точкой зрения, потому что вынужденный мигрант в большинстве случаев самостоятельно принимает решение о переселении, то есть имеет место сознательный волевой акт. Такую миграцию мы можем наблюдать, например, когда люди покидают прежнее место жительства вследствие значительного ухудшения политической обстановки, военных действий для того, чтобы обезопасить свою жизнь (своих близких). В других случаях лица перемещаются под жестким давлением государства или криминальных структур (например, насильственная депортация по национальным, религиозным и иным признакам, принудительное выселение представителей различных наций). Таким образом, вынужденная миграция может быть как добровольной, так и принудительной.

В.А. Берзин в определении типов и видов миграции дополнительно использует такой критерий, как степень перемены места жительства, в зависимости от которого он подразделяет миграцию на безвозвратную (с переменой места жительства) и временную (не предполагает изменения постоянного места жительства). К последней можно отнести сезонные миграции для трудоустройства, командировки, поездки в отпуска, санатории, дома отдыха и многое другое.

В науке имеется множество других критериев, по которым миграция подразделяется на различные разновидности. Не вдаваясь в детальное исследование всех видов и типов миграций, приводимыми различными авторами, и имеющих опосредствованное значение для темы нашего исследования, считаем необходимым обратить внимание на такой признак, как ее соответствие, либо несоответствие законодательству. Так, особое внимание в миграционной политике России уделяется незаконной миграции, которая характеризуется как въезд на территорию Российской Федерации, пребывание и выезд с нее иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением российского законодательства, регулирующего эти и другие, относящиеся к этим действиям, вопросы. Здесь, по нашему мнению, следует выделить:

- незаконное пересечение границы;

- невыезд по истечении срока пребывания в соответствии с законом;

- невыезд в связи с осуществлением преступной или иной противоправной деятельности;

- нарушение правил пребывания и проживания.

Следует отметить, что Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2004 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» ужесточил административную ответственность для отдельных категорий мигрантов за произвольное изменение своего правового статуса. При общей оценке измененных статей, следует отметить, что они стали более четкими, и отчасти более жесткими. Так, статья 3.5 «Административный штраф» наряду с другими штрафами (о нарушении законодательства о рекламе, лотереях, охране окружающей среды и так далее) теперь предусматривает штрафы и за нарушение правил пребывания иностранцев в России и лиц без гражданства, а также за нарушение правил использования иностранных работников. Статья 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации» устанавливает наказание не только за «пребывание», но и за «проживание». В статье 18.9, помимо ответственности за нарушения, допущенные чиновником или другим должностным лицом, она установлена и для граждан, которые принимают иностранцев в случае нарушения правил нахождения приезжих у нас в стране, ответственность установлена, в том числе, и для иностранного гражданина, который на законных основаниях постоянно проживает в России и приглашает к себе иностранцев. Ранее такого человека штраф не касался, потому как закон его не наказывал. Кроме этого, в статье увеличены размеры штрафа. Дополнена часть 2 статьи 18.9, установившая ответственность для гражданина, который пригласил иностранца «по частным делам», предоставил ему жилье, но ничего не сделал для регистрации гостя. По части третьей этой же статьи также значительно возрос размер штрафа. Статья 18.14 «Незаконный провоз лиц через государственную границу Российской Федерации» ранее касалась лишь незаконного выезда из страны, теперь внесено дополнение и о ввозе иностранцев в Россию. Увеличена штрафная санкция в статье 19.15 за проживание иностранца без паспорта или без регистрации. Внесены изменения и в другие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения и дополнения в административном законодательстве свидетельствуют о том, что миграционная политика в России становится более целенаправленной и конкретной, однако она еще далека от совершенства (о чем мы писали ранее).

Отдельно следует остановиться на понятии незаконной миграции, так как именно при его использовании наиболее часто случаются разночтения в трактовке различных авторов. Естественно, что оно базируется на тех положениях, которые нашли свое отражение в соответствующих юридических документах. В частности, имеются в виду законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Нарушения требований этих законов, а также ряда других нормативных актов, регламентирующих вопросы миграции, составляют суть понятия «незаконная миграция». Следует учитывать и положения норм уголовного закона, в частности статьи 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, где идет речь об организации незаконной миграции. Соответственно, в диспозиции статьи указывается, что следует понимать под незаконной миграцией - а именно незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации, незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации.

Изучение какого-либо явления, процесса, феномена требует формулировки его определения. Вполне можно согласиться с тем вариантом, который предлагают ростовские авторы: «Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации».

Субъектами незаконной миграции, по их мнению, являются:

1. Эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации, выезжающие с территории государств - бывших республик СССР - в другие иностранные государства.

2. Эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу Российской Федерации с иностранными государствами.

3. Иммигранты незаконные - иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям.

4. Иностранцы, въезжающие по поддельным документам.

5. Иностранцы, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики Советского Союза.

Логический анализ показывает, что из всех приведенных выше разновидностей миграции, незаконная миграция может иметь указанные оттенки (в зависимости от выбранного критерия).

Соглашаясь в целом с высказанным мнением, обращаем внимание на два обстоятельства.

Во-первых, приведенный авторами из Ростова-на-Дону перечень субъектов незаконной миграции не полный. Разве не будет субъектом незаконной миграции иностранец, нарушивший сроки регистрации? Для сведения сообщим, что до 1 января 2005 года это было трое суток, в настоящее время - 90 дней. Или, например, иностранец, нарушивший сроки своего пребывания сверх установленного? По нашему мнению, будет.

Во-вторых, предложенные разновидности незаконной миграции имеют чрезвычайно узкую направленность. Фактически в ней ведется речь применительно к одной разновидности миграции - внешней. Однако в анализируемом нами миграционном лексиконе существует также понятие реэмиграции (иногда ее называют обратной), под которым понимается возвращение мигранта к прежнему месту жительства. Считаем, что оно имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Обоснуем это мнение на конкретном примере, содержавшимся в материалах «ИТАР-ТАСС». Приведем его полностью: «Социальные службы Чечни столкнулись с неожиданной проблемой. Ее причиной стала значительная разница в размере компенсаций за разрушенное в ходе военных действий жилье. Местным жителям выплачивают по 350 тысяч рублей, а вынужденным переселенцам, обосновавшимся на постоянное жительство в других регионах, только по 120 тысяч рублей. Многие мигранты ради получения повышенной денежной компенсации прибегают к обманам и подлогам. Возвращаются в республику якобы на постоянное жительство, оформляют фиктивные справки, получают 350 тысяч рублей на приобретение или строительство жилья в Чечне и снова покидают республику».

При трактовке понятия «незаконная миграция» в более широком смысле также возникает ряд вопросов. Например, можно ли считать незаконным мигрантом обвиняемого, который проигнорировал избранную в отношении него меру пресечения в виде подписки о невыезде. Безусловно, что если он пересекает административные границы - это миграция, нормы закона при этом также нарушаются. Однако теория и практика о незаконной миграции подразумевает несоблюдение именно норм миграционного законодательства. Это видно из приведенных выше определений, критериев и параметров незаконной миграции. В данном же случае мы наблюдаем нарушение норм уголовно-процессуального права. Таким образом, при этом в юридическом понимании будет не совсем правильно говорить о незаконном мигранте, однако если исходить из дословного толкования понятия «незаконная миграция», то в данном случае лицо вполне попадает в эту категорию.

Немаловажным является вопрос - кого считать мигрантом. Если качественная характеристика миграции может быть определена через систему показателей, связанных с термином - перемещение, то в отношении ее количественной характеристики, а ею является срок, в течение которого лицо может быть определено как мигрант, имеются определенные сложности.

Понятию «мигрант» соответствует противоположное понятие «постоянный житель» (есть различные модификации - коренной, проживший в данной местности тот или иной срок, лицо, получившее гражданство и т.д.).

В изученной нами литературе различные авторы предлагают и используют в своих исследованиях различные количественные (временные) параметры признания того или иного лица мигрантом.

Так, М.М. Бабаев и Ю.М. Антонян пишут: « мигрантами мы считаем всех лиц, проживших не более одного года в том населенном пункте, где было совершено преступление». B.C. Кузмичев под мигрантом понимает лиц, проживших в населенном пункте по месту совершения преступления не более двух лет. Р.А. Адельханян этот срок определяет в три года.

Думается, что все приведенные сроки, в их временном осмыслении, подчинены задачам конкретного криминологического исследования, выбранного тем или иным автором, применительно к его целям и задачам.

Возникает и еще один вопрос - каковы пространственные границы перемещения для того, чтобы лицо было признано мигрантом? Ответ на него однозначен - миграция предполагает пересечение какой-либо границы. Речь идет либо о внешней миграции (пересечение границы государства), либо о внутренней (пересечение административных границ внутри одного государства, например, преступник переместился из Чеченской Республики в Москву). Естественно, что система метрических измерений здесь не приемлема, и мы видим только один критерий, который позволяет выделить лицо как мигранта - юридический. В данном случае речь идет о сроках регистрации по месту его прибытия. Сегодня, это либо время, обозначенное в визе (для иностранцев из государств с визовым режимом), либо время регистрации для граждан России или стран ближнего зарубежья с безвизовым режимом перемещения.

Разработка многоаспектной проблемы миграционных процессов, имеющих негативные последствия, неминуемо, как мы видим, влечет за собой вычленение из родового понятия «миграция» различных ее составляющих, которые оттеняли бы те или иные аспекты ее проявления. Во многом это объясняется неоднородностью критериев выделения тех или иных ее разновидностей. В результате мы получили пёструю гамму понятий и определений, порой как взаимоисключающих, так и дублирующих друг друга, но с разными их обозначениями, а порой и вообще искусственно созданных, но всегда имеющих единое словообразующее начало - «миграция».

В лексиконе как демографической, так и юридической науки (особенно криминологической) мы можем встретить такие ее разновидности:

- законная и незаконная;

- внешняя и внутренняя;

- временная и безвозвратная;

- легальная и нелегальная;

- массовая и единичная (индивидуальная);

- международная и внутригосударственная;

- подготовленная и спонтанная.

Помимо этого, выделяют такие виды миграции, как криминальную, этническую, конфессиональную, транзитную, «маятниковую», экономическую (трудовую),, семейную и так далее.

Попытка уместить эти разновидности миграции в одну унифицированную схему является сложной. Более того, мы считаем, что это возможно лишь при правильно выбранных критериях такого разграничения. Этот выбор, в свою очередь, должен иметь общее объединяющее начало. На наш взгляд, оно может быть найдено при помощи использования философско-логической категории «множества» к категории «определенное множество» и применении при этом оценочных понятий изучаемого явления.

В нашем исследовании «множеством» выступает понятие «миграция», а «определенными множествами» - все те ее разновидности, которые были перечислены выше. Оценочные же понятия могут быть соответствующим образом сгруппированы при помощи трех основных критериев: демографических, правовых и криминологических.

Сделав эти предварительные замечания, мы попытались схематически сгруппировать в единое целое те разновидности миграции, которые так или иначе связаны с ее влиянием на преступность.

На схеме, среди всех производных от слова «миграция», нами выделено понятие «криминальная миграция». Это сделано потому, что именно оно, на наш взгляд, является ключевым среди всех тех, которые используются при характеристике негативных проявлений миграции. Мы также считаем, что это «крайняя» форма проявления миграции с криминологической точки зрения.

В лексикон криминологической науки этот термин был введен С.Е. Метелевым. Он формулирует его следующим образом. «Криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий».

Он считает, что «криминальная миграция включает в свое содержание те явления, которые связаны с целеустремленной преступной деятельностью». По его мнению, преступник должен осознавать, что он перемещается в пространстве, нарушая уголовно-правовые нормы, или имеет намерение нарушить их в будущем. Поэтому криминальную миграцию он относит к миграциям по причинам, имея в виду, что именно субъективный фактор (стремление совершить преступление или ряд преступлений, или вообще осуществлять преступную деятельность) имеет здесь решающее значение. Разумеется, что мотивационный фон подобных перемещений может быть представлен довольно широким спектром побуждений (корыстью, местью, политическими, национальными, религиозными и другое).

В то же время он не относит к криминальной миграции случаи, когда преступники меняют свое место жительства для того, чтобы его не установили компетентные органы, или скрываются от своих подельников, по тому признаку, что мотивация такого поведения (субъективный фактор) не связана с совершением или целью совершения в дальнейшем преступления. Не относит он к криминальной миграции и перемещение людей, связанные с целью устройства на работу, если они впоследствии совершили преступления, так как «эти перемещения происходят по воле самих мигрантов и осуществляются самостоятельно». Последний тезис вряд ли можно расценивать как аргумент хотя бы с позиций установления истинных причин таких передвижений, несмотря на то, что в целом с точкой зрения указанного автора на понятие криминальной миграции можно согласиться.

В целом криминальные миграции можно рассматривать в контексте различных явлений: социально-экономических, политических, национально-этнических, демографических и так далее. Это позволяет выделить сущностные стороны процессов перемещения не только правонарушителей, но и преступников (среди них), понять их истоки и глубже познать их содержание. Например, с точки зрения социально-экономической криминальные миграции являются неотъемлемой частью криминального (теневого) бизнеса. Кроме того, нередко и легальный бизнес пользуется «услугами» криминального. И в этом смысле можно было бы выделить среди социально-экономических отношений как чисто криминальный бизнес, так и криминальный, но способствующий легальному, а также поставляющий «криминальных дельцов» в сферу экономики.

В национально-этническом аспекте, что особенно характерно для Северного Кавказа в целом, и для Ставропольского края в частности, криминальная миграция связана с территориальными перемещениями тех наций и этнических групп, которые отличаются не только повышенной мобильностью в криминологическом плане, но и поставлены в такие условия (экономические, социальные, бытовые), которые вынуждают их покидать постоянное место жительства и перемещаться в поисках лучших условий существования.

В социально-демографическом смысле криминальная миграция имеет свои особенности, которые обусловлены, с одной стороны, социально-демографическими признаками, а с другой, - ее характеризует общественная опасность, так как она может быть связана с преступной деятельностью мигрантов. Таким образом, она находится как бы на границе этих двух понятий: решая демографические проблемы, в то же время представляет серьезную угрозу для общества.

В свою очередь, наличие связи криминальной миграции с преступностью дает основание к выводу о том, что ей могут быть присущи такие признаки, как латентность и конспиративность. Первая, как известно, предполагает преступность, реально имевшую место, но по каким-либо причинам не попавшую в поле зрения компетентных правоохранительных органов. Конспиративность же, согласно словарному толкованию, - это «методы, применяемые нелегальной, подпольной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов организаций; соблюдение и строгое сохранение тайны». Как видим, несмотря на, казалось бы, близкое смысловое значение, эти два признака существенно отличаются друг от друга. Однако бесспорно здесь следующее: если латентность выражается в невыявляемости преступлений при их реальном существовании, то конспиративность направлена на сокрытие преступных действий, что во многом зависит от преступной квалификации лиц, совершающих или подготавливающих преступления.

В своем исследовании С.Е. Метелев предпринимает попытку выделить различные типы криминальной миграции.

Как известно, типология представляет собой научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощь обобщенной модели или типа, которая используется в целях изучения существенных признаков, связей или отношений изучаемых объектов. Основные логические формы, которые используются типологией, - тип, классификация, систематика, таксономия (расположение, порядок). В свою очередь, вид представляет собой основную структурную и классификационную единицу (например, в системе живых организмов). Таким образом, мы можем соотнести понятия «тип» и «вид» относительно миграции в целом как целое и частное.

С.Е. Метелев среди типов миграции выделяет:

- агрессивные войны (в настоящее время - локальные войны, конфликты), среди которых он обозначает центробежную и центростремительную миграции как ее виды, в том числе наёмничество и пиратство;

- геополитический тип миграции, где в качестве его видов выделяется шпионаж, в том числе коммерческий и промышленный, разведывательная деятельность;

- преступность гастролеров (с выделением неорганизованной или индивидуальной миграции и организованной в качестве ее подвидов);

- транснациональную миграцию с двумя ее разновидностями - направленностью на дальнее зарубежье и обратно, и направленностью на ближнее зарубежье и обратно;

- маятниковую криминальную миграцию, связывая ее в том числе с морским пиратством и высказывая мнение о том, что такая миграция не характерна для настоящего времени, в чем мы позволим себе не согласиться с автором. Возможно, это явление не характерно для Сибирского региона, однако оно является типичным для Северного Кавказа.

- зональную (по географическому признаку), среди которых он выделяет города-гиганты и пограничье; стратегически важные регионы (добыча и реализация стратегически важного сырья), одновременно считая, что такая миграция оказывает наиболее существенное влияние на нелегальный бизнес, зоны стихийных бедствий.

Типология, предложенная С.Е. Метелевым, заслуживает внимания хотя бы потому, что она впервые была предложена в специальной литературе (1996 год). Однако, в настоящее время и в силу последующих научных наработок и в связи с активно изменяющимися экономическими, демографическими, правовыми процессами, она представляется неполной.

Во-первых, она не охватывает всех видов криминальных миграций, в том числе связанных с совершением тяжких преступлений, например, террористических актов; организацию незаконных вооруженных формирований; торговлю людьми, в том числе детьми и женщинами в целях сексуальной эксплуатации. Не до конца учтены в его классификации особенности криминальной миграции со стороны организованной преступности и так далее.

Во-вторых, нет единого подхода к классификации и критериев, которые позволили бы учесть все особенности криминальной миграции, в том числе как по причинам, статусу мигрантов, так и по их последствиям.

В-третьих, на наш взгляд, следует основной акцент сделать на соотношение типов и видов криминальной миграции с видами преступности или отдельными преступлениями, а также с их последствиями..

Уточняя терминологию, нельзя также обойти вопрос об отграничении криминальной миграции от миграции незаконной. Это немаловажно, так как многие практические работники нередко путают эти два понятия, либо считают их идентичными, что в корне неправильно. В литературе, средствах массовой информации в настоящее время довольно часто звучит словосочетание «незаконная миграция», причем, судя по смыслу, который авторы вкладывают в содержание этого понятия, имеется в виду как раз криминальная миграция, и наоборот.

Следует отметить также, что и некоторые ученые в той или иной степени соотносят незаконную и криминальную миграцию как целое и часть. Например, Л.А. Жуков разделяет незаконную миграцию на два вида -нелегальную и криминальную. Под первой он понимает перемещение с нарушением норм миграционного законодательства, под второй - миграцию с целью совершения преступлений. При этом следует отметить, что слово «легальный» происходит от латинского «legalis», что означает разрешимый, признанный законом. Соответственно, «нелегальный» имеет обратное значение. Таким образом, если исходить из дословного толкования термина «нелегальная» миграция, как раз и имеется в виду миграция незаконная. То есть получается повторяющаяся классификация в зависимости от основного параметра распределения. С одной стороны, такая точка зрения имеет право на существование, так как криминальная миграция не должна быть законной по своей сути. Однако включение криминальной миграции в качестве разновидности миграции незаконной представляется нам не совсем правильным по той причине, что при формулировке различных терминов, понятий, определений мы должны исходить из дословного толкования правовых норм - прямого запрета мигрировать с целью совершения преступления законом не предусмотрено (кроме организации незаконной миграции). Преступная цель является одним из элементов субъективной стороны состава преступления и сама по себе она не может говорить о незаконности в уголовно-правовом понимании. Кроме того, цель совершения преступления может остаться нереализованной как по объективным причинам (не зависящим от потенциального преступника), так и по субъективным (добровольный отказ от преступных намерений).

В свою очередь, С.Е. Метелев к криминальной миграции относит участие в нелегальном перемещении иностранных граждан. Однако, при этом не совсем понятно, являются ли криминальными мигрантами сами нелегалы-иностранцы, либо организаторы такой деятельности. На наш взгляд, первая категория лиц не может охватываться понятием криминальных мигрантов в силу того, что сама по себе нелегальная миграция по действующему законодательству является не преступлением, а лишь административным правонарушением. Что касается иных соучастников нелегальной миграции, то они могут сами не перемещаться, а лишь способствовать этой противоправной деятельности. Следовательно, здесь идет речь не о самой миграции, а об ее организации, либо ином соучастии. Кроме того, на момент исследования С.Е. Метелева (1996 год), в законодательстве отсутствовала уголовно-правовая норма за организацию незаконной миграции.

Таким образом, мы позволим себе не согласиться с приведенными мнениями и придерживаемся следующей точки зрения. Криминальная и незаконная миграция - совершенно разные понятия, хотя и имеющие общие признаки, главным из которых является противоправность.

Когда мы говорим о незаконной миграции, нарушаются, прежде всего, нормы миграционного законодательства, то есть установленный порядок въезда, выезда, пребывания и транзита определенных лиц в Российской Федерации. Для понятия криминальной миграции обязательным признаком является нарушение уголовно-правовых норм, либо покушение на их нарушение (например, в форме приготовления - таковой здесь будет считаться уже сам факт перемещения), а также цель совершения преступления, причем неважно, соблюдены или нет при этом нормативные положения в области миграционного регулирования.

Криминальный мигрант может в установленном законом порядке прибыть на территорию России, зарегистрироваться и проживать, не нарушая правил пребывания, однако совершая преступления или осуществляя преступную деятельность. Многие из них так и поступают, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимания правоохранительных органов. Большая часть преступников-мигрантов сначала как бы «подготавливают для себя почву», то есть создают легенду, маскируются под законопослушных граждан. Многие виды преступной деятельности (преимущественно экономические) невозможны при нелегальном положении преступника. В качестве наиболее распространенного примера можно привести миграцию для организации предприятия, формально занимающегося законной деятельностью, но на самом деле преследующего криминальные интересы.

Возможно также, что мигрант, нарушив только порядок въезда или пребывания, проживает, не нарушая норм уголовного закона. Естественно, что в этом случае он ни в коем случае не может подпадать под категорию криминального мигранта. Здесь же следует отметить, что сама составляющая термина «криминальный» означает преступный, уголовный, то есть подразумевается совершение преступления (уголовно-наказуемого деяния), а за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. То есть, в юридическом понимании, имеется различие по критерию отраслей права, и соответственно, степени юридической ответственности.

Существуют также мигранты, которые одновременно являются и криминальными, и незаконными, когда, например, нелегалы совершают преступления. Проблема здесь видится двояко.

С одной стороны, у указанной категории лиц значительно возрастает вероятность попасть в поле зрения правоохранительных органов, что для любого преступника нежелательно. Деятельность незаконного криминального мигранта может быть значительно осложнена при совершении преступлений, требующих прямого общения с населением, например в местах большого скопления людей, где обычно наблюдается высокая плотность нарядов милиции. Элементарная проверка документов, удостоверяющих личность, способна выявить его незаконный статус, чем он обратит на себя внимание компетентных органов.

С другой стороны, следует учитывать, что незаконная миграция является отчасти и неконтролируемой. Органам, осуществляющим раскрытие преступлений, значительно затрудняется задача по установлению преступников, являющихся незаконными мигрантами. В ходе исследования нами проведены опросы следователей, оперативных работников криминальной милиции, участковых уполномоченных органов внутренних дел на предмет выявления трудностей, связанных с раскрытием преступлений, совершенных незаконными мигрантами. В качестве основных проблем респонденты отметили снижение эффективности работы при использовании различных справочных систем, в которых фактические подозреваемые просто-напросто не значатся. Отмечены недостатки с внесением данных об интересующих нас лицах в специальные учеты (например, дактилоскопического и оперативно-розыскного контроля), установление их местонахождения здесь также проблематично.

Трудно сказать однозначно, какой фактор имеет большее влияние. На наш взгляд, здесь все зависит от характера преступной деятельности и уровня преступной квалификации криминальных мигрантов.

С учетом рассмотренных различий в понятиях «криминальная» и «незаконная» миграция, безусловно, следует отметить и то, что они взаимосвязаны. Не вдаваясь в терминологическое сходство, так как оно очевидно (территориальное перемещение), отметим два основных связывающих элемента:

- Юридический - как указывалось выше, в любом случае эти два явления связаны с нарушением правовых норм. Отсюда вытекает весь спектр института негативных последствий правонарушений (правовые, социальные, экономические и так далее).

- Личностный - лицо, нарушившее административно-правовые нормы, уже склонно к противоправному поведению и не исключено, что в дальнейшем оно будет способно совершить более опасное деяние, в том числе преступное.

Таким образом, незаконный мигрант объективно попадает в группу повышенного криминогенного риска, от него с большей степенью вероятности можно ожидать совершения преступления. Однако этого недостаточно, чтобы признать мигранта криминальным.

Это можно будет сделать лишь в том случае, когда будет установлена цель перемещения, установлена и по возможности определена степень общественной опасности этого перемещения. Такой целью является совершение преступления. На нее в свое время указал С.Е. Метелев.

Дальше пошли М.П. Клейменов и B.C. Свиридов. Они, кроме цели совершения преступлений, относят к криминальной миграции «иные перемещения, связанные с преступной деятельностью». Вне всякого сомнения, оба эти признака являются необходимыми и основными атрибутами криминальной миграции.

Криминологическое изучение проблемы миграции подразумевает рассмотрение взаимосвязи «миграция - преступность», а в более узком научном ракурсе «миграция - преступление». Говоря другими словами, необходимо отследить цепочку явлений и процессов, в результате которых миграция приводит к изменению характеристик преступности на общем уровне, а также совершению преступлений на частном. Вместе с тем необходимо добавить, что такие явления и процессы, в свою очередь, различны по своей природе. В частности, мы выделяем две разновидности криминологической проблемы применительно к вопросу миграции:

1. Целеустремленная преступная миграция, которая соответствует смыслу и содержанию криминальной миграции, то есть перемещению людей с четко обозначенной целью - совершение преступления.

2. Инертная криминогенная миграция, которая предполагает лишь попадание мигрантов в группу повышенного криминогенного риска. В данном случае перемещающееся лицо изначально не имеет цели совершения преступления, однако в силу различных обстоятельств (бытовые, социальные, психологические трудности и многое другое), у него значительно возрастает вероятность стать преступником. Такая точка зрения в криминологии считается устоявшейся.

Как видно, главный критерий такого разграничения - время появления у лица преступной цели. В первом случае цель совершения преступления появляется у лица еще до перемещения, соответственно, во втором - после. Следовательно, в корне отличаются здесь и криминологические элементы взаимосвязанной цепочки «миграция - преступление», в частности, роль и значение жизненной ситуации, как элемента механизма совершения конкретного преступления. Должны быть различными при этом и меры противодействия криминальным проявлениям миграции.

В продолжение теоретического осмысления рассматриваемой проблемы, вторую группу мигрантов-преступников мы разделим еще на две разновидности - ситуативную и случайную. Причем, во втором случае, цель совершения преступления может вообще отсутствовать.

Под ситуативным преступником-мигрантом мы понимаем лицо, которое, не имея цели совершения преступления до его перемещения, попадает в группу повышенного криминогенного риска и совершает умышленное преступление. На формирование его преступных замыслов воздействует социальная, экономическая или иная ситуация, в результате которой он испытывает какие-либо трудности. Если в дальнейшем, для преодоления этих трудностей, он выбирает преступление, то естественно формируется цель его совершения.

Случайный преступник-мигрант, с нашей точки зрения, также попадает в группу криминогенного риска но, не имея преступной цели, совершает неосторожное преступление. Эта разновидность, по нашему мнению, в большей степени является предметом изучения такого криминологического института, как неосторожная преступность, в связи с чем мы не будем останавливаться на ее подробной характеристике, а лишь укажем на то, что такая группа существует. В качестве примера здесь можно привести дорожно-транспортные происшествия, совершаемые приезжими. Как известно, в любом городе или ином населенном пункте имеются так называемые «аварийные участки», на которых необходимы повышенная бдительность и внимание со стороны водителей. Это, как правило, улицы с интенсивным движением, большой вероятностью появления на проезжей части пешеходов, несовершенным светофорным регулированием, сложным рельефом местности, ограниченной видимостью, плохим дорожным покрытием и так далее. Местные водители, как правило, знают такие аварийные участки и принимают повышенные меры предосторожности. У приезжих в силу незнания специфики дорожной обстановки необходимая концентрация внимания не наступает, а при реально наступающей аварийной ситуации могут возникнуть растерянность и неадекватные действия, в связи с чем у них значительно возрастает вероятность совершить дорожно-транспортное происшествие. В качестве более конкретного примера можно привести сельских жителей, которые приезжают в город, либо из какого-либо провинциального города в более крупный. Они, как правило, не адаптированы к более интенсивному городскому движению, не имеют опыта реагирования на ряд потенциальных аварийных ситуаций, характерных для городских дорог (перекрестки, светофоры, места возможного появления пешеходов и так далее). Аналогично, у городских жителей при движении в сельской местности повышается вероятность попасть в аварийную ситуацию. По мнению сотрудников ГАИ, очень серьезной проблемой здесь является наезд на сельскохозяйственных животных (коровы, лошади и так далее). В сельской местности такие происшествия происходят систематически. Кроме того, они нередко приводят к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. При этом почти все такие происшествия совершаются жителями «иной местности», которые не знают, либо недооценивают серьезность попадания в аналогичную ситуацию. Кроме того, для каждого региона характерна своя «дорожная культура», то есть среднестатистическая законопослушность участников дорожного движения. Общеизвестно, что в различных регионах характер совершаемых нарушений правил дорожного движения порой значительно отличаются друг от друга. Приезжие водители, зачастую, не знают, следовательно, и не учитывают эти особенности.

В заключение вернемся еще раз к определению «криминальная миграция». Все ученые, которые обращались к изучению негативных последствий миграции и ее криминологических проявлений в целом не отрицают такой разновидности как криминальная миграция. Никто не оспаривает приоритета ее формулировки С.Е. Метелевым, хотя фактически все указывают на те или иные ее недостатки.

Так, Т.В. Пинкевич и Д.И. Пастырев называют недостатки предложенной С.Е. Метелевым типологии криминальной миграции, отсутствие единого критерия классификации и в целом ее условность, что, по их мнению, снижает практическую значимость этого понятия. Ростовские авторы (Ю.И. Вьюнов и другие), воспринимая все указанные С.Е. Метелевым признаки, добавляют к ним латентный характер криминальной миграции и указание на её движущие мотивы. Л.А. Жуков, подчеркивая исключительную важность изучения криминальной миграции, ограничивается акцентом на сферах ее проявления и мерах противодействия ей на различных уровнях. В 1997 году в учебнике криминологии под редакцией А.И. Долговой впервые в учебной литературе появилась самостоятельная глава, специально посвященная преступности мигрантов. Криминальная миграция в ней не фигурирует вообще, за исключением упоминания вскользь о преступниках-гастролерах.

Обратим внимание на то, что никто из перечисленных авторов и иных ученых, разрабатывающих эту проблему, своей формулировки понятия «криминальная миграция» не предлагает. Присоединимся к предложенной в свое время С.Е. Метелевым формулировке и мы, позволив себе ее несколько сокращенный вариант: Криминальная миграция - это перемещение лиц с целью совершения преступления (преступлений), либо иных действий, представляющих общественную опасность.

 

Автор: Бышевский Ю.Ю.