08.06.2012 2905

Концепция организации взаимодействия в триаде «педагог - психолог - ученик»

 

Активная психологизация современного образования привела к росту числа разработок, касающихся организации школьной психологической службы. Анализ исследований по проблемам организации, структуры и функционирования школьной психологической службы указывает на тот факт, что единые принципы организации деятельности школьного психолога в целом и вопросы его взаимодействия с педагогом в частности находят адаптацию и конкретизацию в каждом коллективе на основе актуальных научных изысканий и общей политики образовательного учреждения. Перспективное направление в вопросах взаимодействия открывает акмеологический подход. Под влиянием акмеологии служба школьной практической психологии может раскрыть новые горизонты в развитии российского образования. Достаточно разработанной темой является акмеология труда учителя, а также вопросы профессионального (акмеологического) определения старшеклассников в то время, как применительно к младшему школьному возрасту акмеологический подход ранее не применялся. Восстанавливая данный пробел, мы определили акмеологическую значимость данного возрастного этапа, которая заключается в том, что психологические новообразования младшего школьного возраста, а также отдельные личностные особенности целесообразно рассматривать как акмеологические предпосылки, которые могут быть выявлены и развиты таким образом, что создадут уже в подростковом возрасте первооснову адекватного первичного профессионального самоопределения. Это оправдано, поскольку практика предпрофильной подготовки, наличие учебных планов, в которых выделены различные блоки учебных дисциплин для углублённого изучения, так или иначе, предполагают привлечение школьного психолога к изучению и психологическому сопровождению данных инноваций. В соответствии с данным заключением конкретизируется общая задача развития личности младшего школьника и её содержательные компоненты. Синтез педагогического содержания образования и психолого-акмеологического подхода к развитию учащихся позволяет говорить о формировании готовности личности к дальнейшему непрерывному развитию. Данная мысль является основополагающей в нашем концептуальном подходе и помогает сформулировать цель деятельности психологической службы следующим образом: реалгоания психолого-акмеологического сопровождения развития личности учащихся в процессе взаимодействия в триаде «педагог - психолог - учении». Принятие идеи взаимодействия как приоритетной позволяет принципиально изменить роль школьной психологической службы в образовательном процессе. Исходя из своей профессиональной позиции, психолог может лишь содействовать индивидуализации образования, взаимодействие педагога и психолога позволяет реально создавать развивающие условия в соответствии с возможностями и потребностями каждого школьника.

Нами была разработана и апробирована модель взаимодействия субъектов образовательного процесса, предполагающая значительную степень их активности в выявлении и развитии акмеологических предпосылок младших школьников.

Акмеологическая практика в любом направлении требует структурированного представления изучаемого свойства, обобщения полученных результатов и описания будущего состояния субъекта. Данные требования отражены в акмеологической модели. По мнению А.А. Деркача, акмеологическая модель - это не идеальное состояние личности, а соотношение настоящего и будущего, которого ещё нет в реальной действительности и способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Модель включает интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности, алгоритмов и способов его развития, образа будущего состояния, описания контрольных механизмов и функционирования обратных связей. Принятое нами в качестве необходимого сочетание психологического и акмеологического сопровождения позволяет рассматривать деятельность школьного психолога с содержательных позиций акмеологической модели.

Таким образом, психолого-акмеологический подход предполагает использование такого инструмента как мониторинг. В настоящее время он активно применяется в педагогике, при том, что первоначально термин «мониторинг» относился к экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Выход термина за пределы экологической тематики сделал его синонимом таких понятий, как «систематическое наблюдение», «оперативное наблюдение». В некоторых отношениях понятие мониторинга близко к таким распространенным общенаучным и психолого-педагогическим понятиям, как обратная связь, рефлексия, контроль, текущая аттестация. При этом необходимо отметить, что мониторинг представляет собой более общее, более развитое явление, в то время как перечисленные понятия обозначают лишь отдельные его аспекты, звенья, внешние проявления и частные случаи. Необходимость использования мониторинга в педагогике, по мнению В.В. Репкина, обусловлена тем, что традиционные методы, в частности, проектирование реальности в соответствии со сложившимися или складывающимися научными представлениями, не отвечают всем требованиям современности и не соответствует сложности самой реальности. Полноценное осуществление мониторинга возможно только при выполнении ряда условий. Наиболее подробно данный вопрос рассмотрен в работе Л.В. Туркиной. Значительную роль она отводит комплексному подходу к осуществлению мониторинга. По её мнению, судить об эффективности деятельности педагогической системы только по результатам педагогического мониторинга, без учёта психологического и медицинского, нецелесообразно.

Акмеологический мониторинг актуализируется при решении задачи комплексного развития персонала на основе гармонизации личностных и профессиональных качеств. При этом особое значение приобретают два обстоятельства: акмеологический мониторинг должен давать интегральную оценку личности профессионала как целостной системы, что позволит не упустить из виду важные особенности его развития, а также представлять собой периодически повторяющиеся замеры с целью оценки динамики изменения личностных и профессиональных качеств. В настоящее время выполнение этих требований возможно исключительно в условиях образовательной системы, что облегчает первоначальное акмеологическое сопровождение субъекта.

В соответствии с нашей концептуальной идеей мониторинг должен отражать динамику развития акмеологических предпосылок в младшем школьном возрасте. Данное положение влечёт за собой существенное требование: определить основные параметры в системе мониторинга. В решении этого вопроса мы основывались на поиске таких качеств, которые являлись бы актуальными для младшего школьника и перспективными и значимыми для акмеологического роста личности, выступая в качестве акмеологических предпосылок. В качестве оснований для поиска указанных критериев мы использовали конечные цели образовательных программ «Школа 2000...», «Школа 2100», принятые в образовательном учреждении, базовые исследования возрастной психологии, базовые положения акмеологии о значимости определённых условий и обстоятельств каждой возрастной ступени для достижения личностью своего акме, а также результаты опроса педагогического коллектива о необходимой информационной базе, обеспечивающей индивидуализацию обучения. В результате соотнесения указанных данных мы установили необходимые и достаточные качества, которые определили как акмеологические предпосылки младшего школьника. Именно они выступили параметрами психолого-акмеологического мониторинга.

Таким образом, в рамках предложенной нами модели психолого-акмеологического взаимодействия в триаде «педагог - психолог - ученик» ведущая роль отводится мониторингу. В то же время мы признаём его ограниченность, т.к. мониторинг выполняет исключительно контрольную функцию.

Мониторинг может стать средством организации взаимодействия в триаде «педагог-психолог-учению при условии его рассмотрения не просто как контрольного средства, а как контрольного действия в рамках совместной деятельности. Подобный подход открывает дальнейшие перспективы, реализуемые посредством изучения личности учителя и активной роли психолога в развитии школьников. Данная мысль нашла подтверждение в рекомендациях по интерпретации результатов психолого-акмеологического мониторинга:

- осуществление качественного анализа результатов психолого-акмеологического мониторинга;

- использование методического материала, который позволяет оценить динамику развития качества или свойства личности;

- рассмотрение неудовлетворительных результатов учащихся при диагностике высоко формализованными методами как низкий уровень выполнения работы в конкретный момент, а также как показатель наличия проблем различного характера (от физического недомогания до семейных проблем);

- обсуждение результатов мониторинга с учителями в индивидуальном порядке, сравнение результатов с наблюдениями учителя;

- осуществление дополнительного индивидуального углублённого психологического обследования в любом спорном случае;

- предъявление результатов мониторинга детям и родителям в индивидуальном порядке в сравнении с собственными показателями первичных индивидуальных и фронтальных срезов;

- рассмотрение мониторинга как средства формирования интереса к самопознанию и саморазвитию.

В разработанной нами модели ситуации взаимодействия субъектов в триаде «педагог - психолог - ученик» представлены сотрудничеством в диадах «психолог - ученик» и «педагог - психолог».

В каждой из этих подсистем можно выделить специфические задачи взаимодействия. В диаде «ученик - психолог» они выражены следующим образом:

- обеспечение процесса самопознания школьников;

- развитие личностного и познавательного потенциала посредством акмеологически направленных развивающих курсов;

- формирование стремления к саморазвитию;

-  оказание психологической поддержки.

Задачи взаимодействия в подсистеме «педагог- психолог»:

- создание информационной базы об особенностях развития каждого ребёнка;

- осуществление контроля эффективности образовательного процесса с позиций формирования акмеологических предпосылок;

- взаимопросвещение;

- профессиональное совершенствование педагогов с точки зрения формирования психологической компетентности;

- гуманизация отношений между педагогами и учащимися.

Таким образом, в нашем исследовании мы оцениваем возможности акмеологического подхода как действенные и актуальные в решении проблем современного образовать на всех его этапах. Целесообразно как концептуальное погашать положение о том, что младший школьный возраст является одним из начальных этапов в акмеологическом развитии субъекта и обеспечивает оптимизацию первоначального профессионального самоопределения школьников. К окончанию начальной школы у детей формируются психологические новообразования, связанные с учебной деятельностью, и отдельные качества личности, которые являются акмеологическими предпосылками. Психолого-акмеологическое обеспечение данного процесса в развитии младшего школьника осуществляется на основе мониторинга актуального состояния и динамики развития акмеологических предпосылок учащихся. Психологический мониторинг, в свою очередь, рассматривается нами как необходимый ресурс организации взаимодействия в триаде «ученик - педагог - психолог».

 

АВТОР: Зимнякова И.Ю.