10.06.2012 3072

Описание экспериментальной игры с противоречием

 

Игра «Теремок сказок» представляет собой набор из двусторонних карточек с сюжетами шести хорошо известных дошкольникам сказок: «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Кот, Лиса и Петух», и вкладышей с героями. Вкладышей должно быть больше, чем карточек, что создает возможность для выбора различных вариантов (в экспериментальной игре было 12 карточек (т.е. 24 сюжетных картинки) и 36 вкладышей с героями (т.е. c 72 изображениями героев).

Сюжеты сказок подбирались специально таким образом, чтобы в комплекте были разноплановые и взаимодополняющие ролевые образы героев. Герои на картинках и на вкладышах изображались в двух-трех эмоциональных состояниях - спокойные, радостные, угрожающие, испуганные, убегающие, плачущие, агрессивные. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное), в которое можно вкладывать картинку-вкладыш с любым героем. Таким образом, в игру сразу закладывается противоречие известному сюжету - в сказку входит «чужой» герой (колобок в сказке о поросятах, красная шапочка в заячьей игрушке и пр.).

Именно ситуация со знакомыми героями, в которой ребенок видит «неправильность», порождает то противоречие, которое побуждает проявить свою творческую позицию и создать новую, свою сказочную историю. Эта история не может быть оценена с точки зрения критериев «правильности». Именно это противоречие в известных ребенку образах героев, может служить толчком к проявлению и развитию творческой позиции.

Такая открытая структура игры позволяет заложить в способы действия с карточками и вкладышами, в предметное содержание игровых заданий доступные для дошкольников способы решения противоречия и методы активизации творческого мышления в игровой форме. Очевидно, что для активизации творческого мышления необходимо не просто предъявление противоречивой ситуации, но и специальная помощь взрослого для конструктивного выхода из этой ситуации. В качестве такой помощи использовались следующие методы: приемы фантазирования Дж. Родари (бином фантазии, путешествие героя по сказкам, творческое комбинирование), эмпатия, типовые приемы фантазирования по ТРИЗ (прошлое-настоящее-будущее, динамичность, «наоборот», принцип предварительного действия, копирование, деление-объединение, «обратить вред в пользу», другая точка зрения). Эти методы показали высокую эффективность и валидность для развития творческого мышления и воображения детей (Веракса Н.Е., Григорович Л.А., Сидорчук Т.А.).

Приведем описания использованных нами типовых приемов фантазирования по ТРИЗ. Типовые приемы фантазирования являются наиболее часто используемым методом обучения детей составлению сюжетов новых сказок. Для объяснения детям некоторых типовых приемов, эмоционального увлечения детей И. Мурашковска предложила использовать Волшебников, и эта идея используется нами в некоторых игровых заданиях.

Так, например, приемы «Дробление» и «Объединении» объясняет Волшебник Дели-Давай: он может все, что угодно, разделить на разные части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить сказку на эпизоды, и объединить в ней самых разных героев. Прием «Объединение» предназначен для волшебного преобразования - комбинирования объектов или их частей в любом сочетании. Например, если объединить корзинку Маши с шапочкой Красной Шапочки, то получится корзинка, накрытая «крышкой» из шапочки. Как получилось, что эти предметы объединились? Где и как повстречались они? Что произошло дальше?

По приему «Наоборот» к детям «приходят» несколько Волшебников. Волшебница Фея Инверсия может все свойства или предметы изменить на противоположные, сделать «наоборот». Например, сделать день темным, а ночь светлой. Волшебник Великан Кроха все увеличивает или уменьшает. Волшебник Тянульщик Стремглав все замедляет или ускоряет.

По приему «Динамичность» рекомендуется сделать характеристики объекта (или внешней среды) изменяющимися. Можно разделить объект на части, способные перемещаться друг относительно друга. В сказках это может соответствовать, например, тому, что характер героя меняется на каждой картинке (при каждой встрече с другим героем) или отдельные предметы (камни, топор, цветы) становятся динамичными, изменяются в каждом эпизоде. Этот прием часто используется в русских сказках, где имеет название «оживление-окаменение» (живое тесто - Колобок, живой снег - Снегурочка, живая - мертвая вода, яблоки (молодильные и ядовитые). Использование приема оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Прием «Предварительное действие» предполагает, что необходимо заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично). Или заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие с наиболее удобного места. Например, заранее найти и подготовить «препятствия» для достижения цели, чтобы их можно было использовать в нужное время для придания сказке большей событийности.

По приему «Обратить вред в пользу» предлагается использовать вредные факторы (в т. ч. качества характера или вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта. Можно устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами. Или усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. Например, «вредные» герои стали охранниками сказочного леса от браконьеров.

Прием «Копирование» предлагает использовать копии объекта (например, героя или предметов, в т. ч. добавить двух-трех одинаковых героев). Можно увеличить или уменьшить копии.

Прием «Другая точка зрения» предназначен для мысленного вхождения ребенка в образ какого-либо предмета, природного объекта или героя, и рассказа известной истории с точки с точки зрения этого объекта. Ребенок должен научиться выделять те признаки ситуации, которые важны именно для этого объекта, с его точки зрения, и оценивать их.

Прием «Прошлое-настоящее-будущее» предназначен для волшебного преобразования признаков времени. В зависимости от того, какие признаки времени изменяются, могут быть различные варианты этого приема: остановка во времени (для какого-либо объекта, его частей или места его нахождения), перемещение во времени (в прошлое или будущее), изменение последовательности событий (можно заставить протекать события сказки в обратной последовательности, или вообще перепутать последовательность - что-то правильно, что-то наоборот.) Можно предложить детям выбрать один объект на любой картинке (предмет, героя, часть окружающего мира), определить и назвать те свойства, признаки, которые изменяются со временем. После этого дети приглашают Волшебную «Машину времени», которая поможет выполнить перенести действие в прошлое или будущее (если загрузить в нее картинку из «Теремка сказок» или вкладыш с героем).

Типовые приемы фантазирования используются в игровых заданиях «Теремка сказок» для создания:

- нового героя или сообщества героев (из уже имеющихся героев на картинке, в том числе для изменения их характеров и способов взаимодействия между собой);

- новой цели для героя (из имеющихся предметов или живых объектов на картинке, в том числе включая в одну сказку достижение нескольких целей);

- новых препятствий для героев (из имеющихся предметов на картинке, природных объектов, в том числе используя их скрытые, «ресурсные» свойства);

- нового средства для преодоления препятствий (из имеющихся живых и неживых объектов на картинке).

Каждый из этих «новых объектов» позволяет существенно изменить сюжет «старой» сказки и придумать новую сказочную историю с чужими героями в сказке, новыми целями и препятствиями.

Однако как сделать эти творческие приемы наполненными для ребенка смыслом и субъективной значимостью? Как сделать действие по образцу, даже творческому, привлекательным для ребенка? Для этого в «Теремке сказок» предусмотрено, что в отверстие карточки можно вставлять вкладыш с героем. Так в игру сразу закладывается противоречие «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой, и противоречие состоит во введении новых образов в известные сюжеты. Таким образом, противоречие состоит во введении новых образов и сюжетов в известные. Именно эта ситуация - когда ребенок видит «неправильность», является тем противоречием, «несовершенством», которое побуждает его проявить свою творческую позицию, авторство, экспериментирование: или создать новую сказочную историю по своей воле, или отказаться от нее. Именно это противоречие в известных ребенку образах героев, может служить толчком к проявлению своей субъектности, своей творческой позиции.

Мы полагаем, что именно в такой открытой к изменению сказок ситуации, к экспериментированию с эмоционально близкими детям образами (Поддьяков Н.Н., Яковлева Е.Л.) творческий прием будет лучше усвоен и перенесен на другие сферы жизнедеятельности ребенка, поскольку правило, связанное с понятными и значимыми для ребенка или персонажами, само становится для ребенка более понятным, значимым и осмысленным.

 

АВТОР: Козырева Н.А.