11.06.2012 12169

Теоретические основы процесса адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности

 

Проблема адаптации является объектом изучения философии, социологии, педагогики, психологии, биологии, физиологии.

Философская проблема теории адаптации анализируется в работах В.Ю.Верещагина, А.Б.Георгиевского, В.П.Петленко, А.В.Сахно, Г.И.Царегородцева. Однако ее изучение исторически было связано, прежде всего, с возникновением и развитием биологии, так как именно в биологии начались исследования взаимосвязи организмов с окружающей средой.

Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физика X. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражавшихся в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действие раздражителя. Сама же проблема приспособления, связанная с возникновением и развитием биологии, была поставлена гораздо раньше. Еще в VII веке французский натуралист Ж. Бюффон высказал мысль, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды. В начале XIX века, благодаря работам Ж.Б. Ламарка, Ж.Сент-Илера, Г. Спенсера, Ч. Дарвина и др., проблема адаптации вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в социальную психологию, медицину, социологию, экологию и другие науки.

Изучение явления адаптации в педагогике и медицине во многом связано с именами отечественных ученых Н.Е. Введенского, И.А. Давыдова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Основным было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым (1860 г.). В дальнейшем он неоднократно обращался к этой идее. Взаимодействие организма и среды является по Сеченову необходимым условием возникновения и развития адаптации. Ученик И.М. Сеченова - Н.Е. Введенский раскрыл специфику процессов индивидуальной адаптации, осуществляемых с участием коры головного мозга. Исследования А.А. Ухтомского, ученика Н.Е. Введенского, расширили поведенческие механизмы адаптации организмов.

Жизнь на всех ступенях ее развития И.М. Сеченов определил как приспособление к условиям существования.

Свойство приспособления создает условия для наиболее благоприятного существования организма. По определению, данном в «Современном энциклопедическом словаре», физиологическая адаптация - это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более эффективно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функций. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация.

Адаптация как необходимое условие существования живого включает в себя в качестве обязательной предпосылки взаимодействия организма со средой. Ведущим началом в системе «среда-организм» является организм, т.к. живому присуще свойство самовыживания, саморегуляции, что невозможно без адаптации. Адаптация есть выражение единства внутреннего (организм) и внешнего (среда) с присущими ему противоречиями.

В психологии существует теория, согласно которой процесс физиологической адаптации состоит из трех фаз: нарушение гомеостаза, разрушение старой программы, формирование новой программы.

В последние годы роль психофизиологической функции организма в запуске механизма адаптации рассматривалась в работах Ф.Б.Березина, Ц.П.Короленко, В.И.Медведева и др.

В психологии адаптация рассматривается как длительный процесс смены состояния субъекта, начиная с состояния стабильности некоторого установившегося режима жизнедеятельности в данной среде и кончая аналогичным состоянием в другой среде. Она характеризуется направленностью на уравновешивание индивида с социальной средой, достижению «динамического равновесия».

Наиболее полно данный подход представлен в концепции известного французского ученого Ж.Пиаже. Адаптация понимается ученым как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды.

Понятие адаптации активно разрабатывается западными психологами в рамках специального направления, возникшего в 30-е годы XX столетия на базе необихевиоризма (Дж. Уотсон, Н.Миллер, Дж. Даллард, Д.Хоманс, Р.Сирс, Б.Скиннер, Г.Тард и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанной с культурной антропологией (Р. Бенедикт, М.Мид).

При всех различиях между представителями этих научных направлений и школ их объединяет взгляд на мотив деятельности человека как на явление, возникающее и развивающееся на основе формирования гомеостатического равновесия между организмом и средой. Стремление организма восстановить равновесие со средой рассматривается ими как главный двигатель адаптационного процесса.

«Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей». К такому выводу пришли К.Маркс и Ф.Энгельс в результате исследования детерминации поведения людей различными факторами.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов установлено, что одни и те же обстоятельства воздействуют на человека не столько благодаря их объективным свойствам, сколько благодаря тому, что субъект выделяет в этих обстоятельствах значимые для него аспекты, личностные смыслы. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «субъект деятельности может вполне понимать объективное значение ситуации, но в его отношении к ней как бы вклиниваются личные смыслы, которые и управляют его поведением».

Реализуя заложенные в нем возможности познания, как отмечал В.Ю. Верещагин, человек обеспечивает свою значительную независимость от окружающей среды, придает своей деятельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как само поведение человека, так и окружающую среду. Следовательно, адаптация, мотивированная ценностными ориентациями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ориентированности человека.

Психологические закономерности, свойственные именно профессиональной адаптации выявлены в исследовании В.Я. Тернопол.

Психологическая адаптация тесно связана с социальной адаптацией. Понятие «социальная адаптация» является комплиментарным к понятию «профессиональной адаптации». Поэтому невозможно исследовать адаптацию к профессиональной деятельности, как процесс, без рассмотрения теоретических основ социальной адаптации.

В отечественной науке сущность, структура и механизм социальной адаптации явились объектом анализа в работах М.Д.Калайкова, Л.В.Корель, Э.С.Маркаряна, И.А.Милославовой, Л.М.Растовой, Н.А.Свиридова, В.Н.Судакова, Н.Е.Шустовой. Адаптация как функция развития личности представлена в работах П.С.Кузнецова. Социально-профессиональный аспект этого явления рассматривают А.Л.Женаев и И.В.Сорокин; социально - психологический - А.А.Налчаджан, В.И.Овчаренко, В.Г.Чайка.

Анализ научной литературы показал, что существуют разные точки зрения на сущность и содержание социальной адаптации. Э.С. Маркарян всю совокупность этих точек зрения сводил к двум подходам: широкому и узкому.

В основе первого подхода лежит понимание детерминированности адаптации человека (биологической, психологической и особенно социальной) общественной средой. В таком контексте адаптация рассматривается как специфический вид взаимодействия субъекта с социальной средой, которое включает в себя остальные уровни взаимодействия. Например, И.Д. Калайков в работе «Цивилизация и адаптация», рассматривая социальную адаптацию как «...форму социального движения», включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжение рода. Роль социальной адаптации, по его мнению, сводится к тому, что она «с одной стороны, формирует собственную природу человека, а с другой, создает социальную среду, все то, что объединяется в понятие «социальная действительность».

Несомненно, социальная адаптация протекает во всех сферах окружающей человека действительности. Например, студент, обучающийся в учебном заведении профессионального образования должен социально адаптироваться как к учебному процессу, так и к особенностям будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, следует согласиться с М.А. Полутовой, это не означает, что объем адаптационной деятельности равен всей социальной деятельности человека.

В узком смысле слова термин «адаптация» довольно часто используется как инструмент познания отдельных аспектов взаимодействия социальных и природных систем с окружающей их средой.

Например, в энциклопедической литературе приоритет отдан биологии. В «Большой советской энциклопедии» говорится: «Адаптация - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т.е. конкретный исторический этап приспособительного процесса - адаптогенеза, протекающего в определенных местах обитания».

Как видим, общее для многих наук понятие определялось исключительно в медико-биологических терминах. Ценность данного определения в указании на диалектическую противоречивость явления адаптации. Именно это имел ввиду А.Б. Георгиевский в историко-практическом исследовании проблем предадаптации, когда подчеркивал, что адаптация одновременно и процесс и результат. Определяя понятие адаптации к профессиональной деятельности мы также, независимо от упоминаемых источников, пришли к выводу, о том что она представляет собой процесс и результат профессионального становления личности.

Современное определение адаптации дает «Социологический энциклопедический словарь»: «Адаптация социальная - процесс и результат активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды». Главным в этом определении является упор на активное приспособление индивида или группы, чем оно принципиально отличается от пассивной формы приспособления, которое носит название «аккомодация».

В зарубежной социологии вопросы, связанные с адаптацией личности, разрабатывались такими известными учеными как М.Вебер, Р.Мертон,, Дж.Мид, Т.Парсонс, Л.Филис, С. Эдварде и др.

Согласно теории социального действия М.Вебера поведение индивида в период адаптации носит социальный характер, так как оно направлено не только на разрешение его жизненных проблем, но и сознательно ориентировано на ответное поведение других людей, на их реакцию. Кроме того, оно является целерациональным, поскольку в его основе лежит ожидание определенного поведения социального окружения и использование этого поведения для достижения своих целей. При этом индивид выбирает те средства, которые оптимальны и дают максимальную выгоду.

По Т.Парсонсу, личность благодаря учению всегда находится в состоянии изменений. Однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения. Рассматривая адаптацию с позиции освоения роли, ученый считает, что исполняемая человеком роль определена нормативными ожиданиями окружающих его людей. Овладевая той или иной ролью, индивид усваивает различные культурно-исторические ценности, поэтому, по мнению ученого, не существует роли или коллектива, которые не регулируются нормами и не характеризуются приверженностью определенным ценностным образцам.

Близкой позиции придерживается английский ученый Дж.Мид, рассматривая адаптацию как усвоение индивидом предписанных норм и социальных ролей.

Взгляды Дж.Мида являются чрезвычайно важными и существенными, на наш взгляд, при раскрытии и обосновании личностной стороны в системе производственной адаптации. Они позволяют пристально проанализировать ее взаимодействие со средой, отследить механизм восприятия личностью групповых ценностей в ходе создания своего «Я-образа».

Несколько иной подход к рассмотрению адаптации мы находим в исследованиях Роберта Мертона. Он рассматривает явления, обозначенные понятием «функция», как те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации к конкретной системе. Дисфункция способна нарушить саморегуляцию системы, разрушая тем самым ее адаптацию и равновесие.

Анализ отечественной научной литературы показал, что не существует общих, единых подходов к видам и формам социальной адаптации. Так, если Л.М.Растова выделяет такие конкретные формы социальной адаптации как: социально-психологическая, профессиональная, общественно-политическая адаптация, то Н.А.Свиридов различает две формы - социально-психологическую и профессиональную; В.Н.Судаков определяет два вида адаптации - производственную (трудовую) и духовную, которые протекают в двух формах: общественно-политической и социально - психологической. Прежде чем перейти к характеристике профессиональной адаптации следует остановиться на особенностях социально-психологической адаптации, что позволит нам выделить существенные признаки этих разнообразных понятий.

Сущность социальной адаптации заключается в согласовании потребностей индивида с потребностями социальной среды, в которой он находится. Человек, попав в новую социальную среду, принимает или не принимает те социальные нормы и правила поведения, которые сложились там до него. Процесс это довольно сложный и болезненный, его успешное протекание зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних (жизненный опыт, пол, возраст, образование, профессиональная деятельность, наличие опыта адаптационной деятельности и др.). Прежде всего, на характере протекания социальной адаптации сказываются психические признаки личности, проявляющиеся в специфике чувств, эмоций, воли, внимания, мышления, воображения и т.д. Они обогащают процесс социальной адаптации, придают ему разнообразное сочетание эмоциональных оттенков. В зависимости от свойственного индивиду темперамента социальная адаптация приобретает такие специфические особенности как интенсивность, скорость, темп и ритм.

Адаптация протекает быстро, без больших эмоциональных перегрузок в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от норм, уже освоенных ею. Этот факт, по нашему мнению, необходимо учитывать при проектировании мероприятий по адаптации к профессиональной деятельности студентов в рамках учебно-производственной адаптации. Для этого, на предыдущем этапе, нам пришлось тщательно изучить особенности конкретного вида профессиональной деятельности, а на следующем этапе - условия прохождения адаптации молодых специалистов на производстве.

Сегодня социальная адаптация рассматривается в рамках социологии адаптации, представленной Л.B. Корель, которая указывает следующие ее главные черты и функции: 1) адаптация - это процесс приспособления; 2) адаптация - это результат приспособительного процесса; 3) адаптация - процесс согласования целей, задач, норм и т.д. (конвенциальный подход); 4) адаптация - отношение равновесия между субъектом и средой (гомеостатический подход); 5) адаптация - развитие субъекта (гомеорезис).

Процесс социальной адаптации характеризуется рядом особенностей. Во-первых, процесс адаптации человека протекает при участии сознания (хотя отдельные моменты могут не осознаваться). Во-вторых, по отношению к человеку среда, в которой осуществляется адаптация, имеет принципиально иной характер: она нередко оказывается результатом его трудовой деятельности. В третьих, человек не просто пассивно воспринимает результат адаптации, но в состоянии систематически и целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями своего бытия.

Общим признаком приведенных ранее (как и абсолютного большинства остальных) определений адаптации, является признание социального характера этого явления. Однако, абсолютизировать этот признак, забывая о биологическом и психологическом уровне адаптации, не стоит. Мы полагаем, что социальную адаптацию необходимо рассматривать как завершающий этап адаптации человека, содержащий в себе предшествующие этапы биологической и психологической адаптации. Понимание этого важно для определения места адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к профессиональной деятельности, невозможной без социальной адаптации.

Учитывая, что объектом нашего исследования является система адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности и ее элемент - профессиональная адаптация, нам необходимо выяснить основные характеристики рассматриваемых понятий не только с точки зрения социологии, но и профессиональной педагогики.

В литературе сложились разные точки зрения на содержание понятия профессиональная адаптация, которые можно объединить в две группы. Первая из них отражает узкую трактовку профессиональной адаптации и представлена в «Социологическом энциклопедическом словаре»: «Адаптация профессиональная - приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций».

Более широкую трактовку данного понятия дают авторы М.П.Будякина, А.А.Руеалинова и др. Профессиональная адаптация - это процесс приобщения подрастающего поколения к профессиональной деятельности, обусловленный правильностью выбора профессии, уровнем профессиональной ориентации, а так же характером профессиональной подготовки.

В «Энциклопедии профессионального образования» под редакцией С.Я. Батышева указывается, что «имеется три вида профадаптации: профессиональная, социальная и социально-психологическая». Нечеткость классификации, в которой присутствуют одновременно два различных (по объему и содержанию) понятия с одной и той же языковой формой выражения, приводит в последствии к подмене понятий. Для избежания подобной ситуации мы предлагаем в качестве базового, максимально объемного понятия использовать не термин «профессиональная адаптация», а «адаптация к профессиональной деятельности», включающий в себя физиологическую, психологическую, социальную и собственно профессиональную адаптацию.

Мы полагаем, что адаптация субъекта к профессиональной деятельности в рамках процесса освоения профессией включает в себя три этапа:

- Этап учебной адаптации к будущей профессиональной деятельности, который имеет место в общеобразовательной школе и включает следующие взаимосвязанные направления адаптации: физиологическую, психологическую, социальную, профессиональную (профориентация и профильное обучение в школе).

- Этап учебно-производственной адаптации к будущей профессиональной деятельности в ОУ СПО, включающий следующие направления адаптации: физиологическую, психологическую, социальную, профессиональную.

- Этап производственной адаптации к профессиональной деятельности на предприятии.

При этом нами учитывалось мнение специалистов в области управления персоналом организации - А.Я. Кибанова, З.П. Румянцевой, А.Г.Поршневой, Н.А. Соломатиной, выделяющих на этапе производственной адаптации следующие оставляющие: психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую, организационно-административную, экономическую, санитарно-гигиеническую.

Будучи интегрированным, процесс адаптации к профессиональной деятельности (на каждом его этапе) осуществляется одновременно по взаимосвязанным направлениям: физиологическом, психологическом, социальном, профессиональном.

Необходимо отметить, что в литературе существует ряд мнений, касающихся периодизации процесса именно профессиональной адаптации. Так, К.К.Платонов выделяет три этапа адаптации: ознакомительный, подготовительный, основной. Первый связан с выбором профессии, второй - с периодом обучения, третий - с вступлением молодого человека в рабочую среду предприятия.

Существует деление профессиональной адаптации на первичную и вторичную. Первичная адаптация связывается с началом профобучения по выбранной профессии, вторичная - с началом самостоятельной профессиональной деятельности.

В исследовании И.М.Леготиной приводится следующая периодизация профессиональной адаптации: «профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, учебно-профессиональная адаптация (до производственный период обучения в профессиональном учебном заведении), производственный период с момента вхождения в коллектив до окончания трудовой деятельности)».

Приведенные виды периодизации профессиональной адаптации, на наш взгляд, нуждаются в уточнении. Во-первых, процесс профессиональной адаптации рассматривается в отрыве от других взаимосвязанных направлений адаптации (физиологической, психологической, социальной). Во-вторых, подобный подход не позволяет обосновать систему адаптации субъекта к профессиональной деятельности, поскольку выделяет только вертикальные связи между элементами системы - «предприятие - ОУ СПО».

Предлагаемая нами периодизация (учебный, учебно-производственный, производственный этапы) позволяет рассматривать данный процесс как интегративный, осуществляемый одновременно по всем направлениям, а связи между физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптацией как горизонтальные в системе адаптации субъекта к профессиональной деятельности.

В нашем исследовании мы исходим из того, что этапы учебно- производственной и производственной адаптации находятся в детерминантных отношениях. Следовательно, условия производственной адаптации должны учитываться при организации учебного процесса, в рамках которого осуществляется учебно-производственная адаптация. При этом должна прослеживаться преемственность и взаимозависимость между основными элементами адаптации к профессиональной деятельности.

Учебно-производственная адаптация, в нашем понимании - это этап адаптации студента к предстоящей профессиональной деятельности, охватывающий процесс теоретического и практического обучения в ОУ СПО, учитывающий особенности предстоящей производственной адаптации и определяющий ее качество. К основным направлениям этого этапа мы относим физиологическую, психологическую, социальную и профессиональную адаптацию.

Методологический аспект проблемы управления производственной адаптацией исследован авторами Р.М.Булатовым, С.Ю.Буриловой, Т.Н.Вершининой, И.Р.Ильмуковой, В.И.Какониным, П.С.Кузнецовым, В.А.Самойловой, В.И.Шуваловым.

Развернутый теоретико-методологический анализ процесса производственной адаптации представлен в работе Р.М.Булатова «Исследование проблемы производственной адаптации молодежи в условиях их ресоциализации (методологический аспект)». Под производственной адаптацией ученый понимает «диалектический процесс целеполагающего присвоения индивидом культурно-исторического опыта производства, который преобразует его в деятельностного индивида в ходе решения им противоречий производственной социализации».

И.Р.Ильмукова в своей работе, посвященной производственной адаптации молодых специалистов с высшим образованием подчеркивает, что, адаптируясь к производству, индивид осваивает опыт предшествующих

поколений работников, традиции трудового коллектива, принятые в нем нормы поведения. Производственная адаптация, по мнению исследователя - это структура, содержащая профессиональный, психофизиологический, и социально-психологический элементы. Каждый из них имеет свой показатели, обладает относительной независимостью и самостоятельностью, однако в конкретных условиях можно наблюдать наличие между ними связи.

По нашему мнению, производственная адаптация - это этап адаптации субъекта к профессиональной деятельности, имеющий место на предприятии и эффективность которого в решающей степени зависит от успешно пройденной учебной и учебно-производственной адаптации. К основным направлениям этого этапа мы относим физиологическую, психологическую, социальную и профессиональную адаптацию.

В основе предлагаемой нами периодизации этапов и классификации видов адаптации к профессиональной деятельности лежит позиция потенциальных работодателей, поскольку именно производственная адаптация является основой для разработки структуры и основных характеристик учебно-производственной адаптации. При этом деление адаптации к профессиональной деятельности на этапы, определяет это явление как процесс, и позволяет его рассматривать в динамике и движении. Выделенные внутри каждого этапа взаимосвязанные, но отдельные виды адаптации характеризуют это явление как результат успешной профессиональной, социальной, психологической адаптации.

Соглашаясь с мнением большинства исследователей о наличии тесной взаимосвязи между психологической, социальной и профессиональной адаптацией мы считаем необходимым четко выделить профессиональную адаптацию как отдельный вид адаптации. Для этого необходимо выделить существенные признаки этого понятия и его место в процессе освоения профессией. Отсутствие подобной ясности не позволяет педагогам-практикам целенаправленно работать над совершенствованием педагогических условий, повышающих конкурентоспособность выпускников.

Мы разделяем мнение Т.Н.Вершининой, считающей, что профессиональный и психофизиологический аспекты производственной адаптации играют ведущую роль, а социально-психологический - подчиненную. Другого мнения придерживается И.К.Кряжева и В.А. Самойлова. Изучая социально-психологическую адаптацию личности в коллективе, В.А.Самойлова пришла к выводу, что чем меньше специалисту требуется времени на адаптацию в коллективе, тем короче срок профессиональной адаптации.

Б.Г. Ананьев утверждал, что по мере формирования и развития личности, растет ее активность в сохранении и преобразовании собственного статуса. Развитая и зрелая личность достаточно успешна в социуме, ее заметно в ситуации взаимодействия с окружающими, она умеет конструктивно влиять, разрешать конфликты, принимать и выполнять решения, как в отношении себя, так и окружающих.

По нашему мнению, уверенность молодого специалиста в своей профессиональной готовности, которая успешно проявляется на первом этапе профессиональной деятельности, позволяет ему получить одобрительную оценку со стороны коллег и определяет скорость его социальной адаптации. На современном предприятии, где конечный результат деятельности зависит от профессионализма каждого члена трудового коллектива - профессиональные качества ценятся также высоко, как и субъективно-личностные.

Важной для нашего исследования является позиция И.М. Ильмуковой по определению значимости профессиональной роли личности в условиях производственной адаптации. Как социолог, исследователь выделяет следующие роли работника в производственной среде: профессионала, члена коллектива, члена неформальной группы. Адаптация личности к производственной среде включает в себя деятельность по усвоению, и принятию ролей, вживанию в них. Профессиональная роль является основной, так как связана с выполнением должностных обязанностей. Она представляет собой совокупность действий, выполняемых человеком по реализации социального статуса в производственной системе.

Прежде чем перейти к детальной характеристике понятия «профессиональной адаптации», нельзя не рассмотреть значение таких понятий как «социально-психологическая», «психолого-физиологическая» и «социально-профессиональная» адаптация. Это необходимо сделать по следующим причинам:

- Межнаучный подход в изучении явления адаптации позволяет всесторонне рассмотреть это многогранное понятие, а также выделить существенные признаки каждого вида адаптации.

- Недостаточная изученность различных видов адаптации в отечественной профессиональной педагогике и отсутствие четкого разделения видов адаптации, препятствует формированию однозначного понятийного аппарата в этой области знаний и мешает педагогам-практикам работать над созданием эффективных педагогических условий, способствующих адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

- Для детального исследования процесса профессиональной адаптации, необходимо дифференцировать научное знание о каждом элементе адаптации к профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы, отражающей межнаучный подход к адаптации, позволил нам зафиксировать существенные признаки различных видов адаптации, что помогло нам впоследствии выделить признаки, характеризующие понятие «профессиональная адаптация».

Развернутое определение социально-психологической адаптации дает Г.В.Осипов. Он считает, что под ней нужно понимать «приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности».

По мнению В.Г.Чайки, всеобщий характер социально-психологической адаптации заключается в том, что она является объективным, необходимым условием интеграции личности в новом социальном окружении, новой среде.

Исследователь И.Р.Ильмукова под социально-психологической адаптацией также понимает «включение работника в систему взаимоотношений в коллективе, усвоение принятых в нем ценностей и норм».

По мнению А.Я.Кибанова, социально-психологическая адаптация включает работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

В «Энциклопедии профессионального образования» под редакцией С.Я. Батышева под социально-психологической адаптацией понимается «процесс включения индивида в трудовой коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе».

С точки зрения Ц.П. Короленко психофизиологическая адаптация - это процесс, при котором поведение и опыт, приобретенные ранее, включаются в ответную реакцию на средовые изменения таким образом, что происходит мотивационно-обусловленная выборка: изменения, служащие необходимой цели усиливаются, противостоящие ей - ослабляются, редуцируются.

Адаптация к профессиональной деятельности - центральная проблема физиологии труда. Адаптацию к труду понимают как многоуровневый, функционально детерминированный процесс с включением физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов. В том случае, когда человек осуществляет трудовую деятельность, наряду с физиологическими механизмами защиты и приспособления, выраженными оказываются психологические механизмы адаптации. Психологическим функциям принадлежит роль пускового механизма адаптации.

Ф.Б.Березин в монографии «Психическая и психофизиологическая адаптация человека» останавливается на особенностях первичной адаптации молодых работников. Он подчеркивает, что в ее процессе происходит не только привыкание к условиям труда на конкретном предприятии, но и к труду, как деятельности вообще. Это несет для индивида дополнительную психофизиологическую нагрузку. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, она может быть причиной эмоционального дискомфорта, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новой среды. Опасения индивида, связанные с тем, что новые требования среды смогут обнаружить его несостоятельность - является источником тревоги. На наш взгляд молодой специалист, уверенный в своей профессиональной готовности, и активно реализующий свои знания, умения и навыки в меньшей степени опасается своей профессиональной несостоятельности. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что профессиональная адаптация для него первична, и нуждается в особом подходе при организации педагогических условий в ОУ СПО.

И.В.Сорокиным как целостный процесс, неразрывно связанный с субъектом адаптации. Активное воздействие на субъект адаптации - это один из важнейших факторов процесса адаптации индивида, так как субъект адаптации находится в непрерывной взаимосвязи и взаимовлиянии со средой, деятельностью. В своем диссертационном исследовании И.В.Сорокин указывает на наличие нескольких трактовок социально-профессиональной адаптации. В медико-биологическом аспекте - это результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности. В психолого-педагогическом аспекте - это процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса. В социологическом аспекте - это особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация - важнейший элемент в структуре как учебно-производственной, так и производственной адаптации, мы приступили к анализу степени изученности этого понятия в современной профессиональной педагогике.

Анализ особенностей профессиональной адаптации студентов к конкретным видам профессиональной деятельности отражен в работах Е.А.Вертягиной, М.Н.Вражновой, Н.М.Голубевой, Э.Г.Горбачевой, Х.Р.Кадыровой, В.С.Нимченко, М.А.Полутовой, Г.И.Шинаковой и др. В диссертационном исследовании И.М.Леготиной профессиональная адаптация рассматривается как средство формирования конкурентоспособности студентов.

Анализируя научную литературу, мы столкнулись с целым рядом как близких нам характеристик, так и определений, отражающих самые различные противоречия.

В целом ряде научных исследований, понятие «профессиональная адаптация», не выделяясь в отдельную категорию, служит для обозначения единства различных процессов. Так, читаем у И.М. Леготиной: «...профессиональная адаптация представляет собой единство нескольких процессов: психологического, физиологического, ценностно - мотивационного, идейно - нравственного, являясь частью социальной адаптации, она, тем не менее, включает черты физиологической адаптации».

Далее, Н.М. Голубева под профессиональной адаптацией студентов рассматривает «способность специалиста к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию и преобразованию окружающей среды путем самореализации в профессиональной деятельности».

Нам представляется, что не достаточно конкретно для практического использования в профессиональном образовании сформулировано понятие профессиональной адаптации у Н.Э. Касаткиной: «Профессиональная адаптация - это процесс достижения соответствия профессиональных намерений, личных качеств человека требованиям конкретного вида профессиональной деятельности».

В «Российской педагогической энциклопедии» указывается, что профессиональная адаптация - это, прежде всего, приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Мы не согласны с первой частью утверждения. Задача образовательного учреждения СПО - создать такие педагогические условия (в том числе дидактические), которые позволили бы выпускнику не только приспосабливаться, но и входить в профессию.

Тем не менее, профессиональная адаптация на всех ее этапах, предполагает, в том числе, и приспособление к требованиям производства в форме постоянного изменения уровня, знаний, умений и навыков.

Г.В.Безюлева рассматривает производственную адаптацию разновидностью профессиональной адаптации. По нашему мнению «производственная адаптация» является завершающим этапом адаптации субъекта к профессиональной деятельности, а профессиональная адаптация - ее важнейшее направление, наряду с психологическим, физиологическим и социальным.

В.С.Нимченко и Г.И.Шинакова профессиональную адаптацию обозначили как социально-экономический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности.

Х.Р.Кадырова в своем диссертационном исследовании профессиональную адаптацию представляет как «целостную систему, включающую в себя когнитивный, профессионально-личностный, социально-производственный, мотивационно-ценностный компоненты».

Ранее мы ссылались на функциональный подход, лежащий в основе формирования понятия «профессиональная адаптация» и исходили из того, что профессиональная адаптация - это отдельный вид адаптации, в основе которой лежит качество освоения профессиональных функций. «Функция задана объективно, ею надо овладеть, чтобы быть готовым к ее исполнению.

В этом контексте нам близки определения понятия «профессиональная адаптация» ученых Е.А. Вертягиной, Э.Ф.Зеера, И.Р. Ильмуковой, Е.А.Климова, А.К. Марковой. По их мнению, под профессиональной адаптацией понимается достижение работником определенного уровня в овладении профессиональными умениями и навыками. Профессиональная адаптация - это адаптация к содержанию конкретного вида профессиональной деятельности.

Э.Ф.Зеер под профессиональной адаптацией понимает освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества. Адаптация профессиональная - следующая за стадией оптации и профессиональной подготовки, означает активное освоение деятельности через овладение исполнительской части нормативно одобряемой профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций приводит к формированию умений и навыков. Соглашаясь с последней частью утверждения, тем не менее, мы считаем, что профессиональная адаптация имеет место не только в начале профессиональной деятельности. Начинается она на этапе профессионального самоопределения в школе, а продолжается на этапе профессионального обучения.

Выше приводилась структура производственной адаптации работника на предприятии, предлагаемая А.Я.Кибановым и включающая в себя профессиональную, организационную, социально-психологическую и психофизиологическую адаптацию. Мы согласны с мнением ученого о том, что профессиональная адаптация на производстве характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к работе». Дополнительное освоение профессиональных возможностей также, на наш взгляд, предполагает основу в виде знаний, умений и навыков, приобретенных на этапе профессионального обучения.

По утверждению социолога И.Р. Ильмуковой, определяющее положение в структуре производственной адаптации принадлежит профессиональной адаптации, под которой исследователь понимает «процесс овладения знаниями, умениями, навыками, необходимыми для полного освоения профессии, качественного выполнения функциональных обязанностей, достижения профессионального мастерства».

По А.К. Марковой, профессиональная адаптация предполагает принятие для себя всех компонентов трудовой деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии.

В.К.Мартенс рассматривает профессиональную адаптацию как «процесс приобщения, приспособления молодого рабочего к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткие сроки нормальной производительности труда. Она позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых рабочих на производстве. Профессиональная адаптация не пассивный акт подчинения профессиональным требованиям, а активное включение в профессиональную деятельность».

В.И. Добреньков определяет профессиональную адаптацию как определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формированием некоторых качеств личности, развития устойчивого положительного отношения к специальности. Профессиональную адаптацию как процесс овладения всей совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для полного овладения профессией и выполнения предъявляемых требований, рассматривает Н.А.Свиридов.

Мы под профессиональной адаптацией субъекта (ученика, студента, начинающего специалиста) понимаем его адаптацию к содержанию будущей профессиональной деятельности, осуществляемую путем вхождения в профессию и приспособления к ее требованиям.

Рассматриваемые в нашей работе определения профессиональной адаптации включают в себя такие понятия и словосочетания как «приспособление, привыкание к требованиям профессии», «приобщение к профессиональной деятельности», «вхождение в профессию», «включение, вхождение, врастание».

По всей видимости, для решения задач, связанных с повышением конкурентоспособности студентов и выпускников ОУ СПО необходимо знать механизм адаптации к профессиональной деятельности. При этом мы предполагаем, что у различных направлений адаптации (физиологической, психологической, социальной, профессиональной) существуют свои особенности. Поэтому следующим этапом нашего исследования стало выявление этих механизмов и их дидактическое переосмысление.

Мы предполагаем, что механизм адаптации реализуется посредством приспособления (в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации), а также вхождения в профессию (в части профессиональной адаптации). «Войти» в профессию в данном случае значит «вникать, заниматься со вниманием», «освоиться с чем-нибудь».

Исключительно важным в рассматриваемом контексте является мнение Е.А.Климова, который рассматривал профессиональную адаптацию как «вхождение в профессию и привыкание к ней».

Близким нам представляется подход Е.А.Вертягиной, определяющей профессиональную адаптацию как процесс «включения, вхождения, врастания» в профессию, который предусматривает в качестве основы, приобретенные на этапе профессионального обучения знания, умения и навыки.

Знание особенностей механизма адаптации субъекта к профессиональной деятельности позволило определить нам основные подходы к формированию междисциплинарного практикума «Учебная фирма».

Сотрудничая со стратегическими социальными партнерами, учебное заведение получает доступ к критериям оценки претендентов и результатам отбора персонала. Этот материал подвергается тщательному анализу, как специалистами кадровой службы предприятия, так и представителями профессионального учебного заведения с целью выявления удельного соотношения знаний, умений и навыков, нуждающихся в приспособлении (переобучению, освоению новых знаний), и готовых к реализации в профессиональной деятельности. Менеджеры по кадрам используют результаты анализа для создания внутрифирменной программы производственной адаптации молодого специалиста, педагоги-исследователи - для совершенствования учебно-производственного процесса (в т.ч. разработки инновационных форм, методов, технологий обучения).

Знания, умения, навыки, способность реализовать их (в целом - компетенции), являются основой для вхождения начинающего специалиста в профессию на этапе его производственной адаптации. Наличие компетенций характеризует уровень профессиональной адаптации выпускника, который был им достигнут на этапе учебно-производственной адаптации. Этот уровень может определяться в соответствии с конкретными показателями как высокий, средний или низкий. Но уже на этом этапе можно предположить, что фрагментарные знания, умения и навыки не могут быть основой для активного вхождения в профессию. По нашему предположению они должны опираться на междисциплинарные связи.

Процесс вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность может стать более успешным, если система междисциплинарных связей в рамках осваиваемой специальности будет формироваться на основании меж функциональных связей, существующих на предприятии.

Такой подход позволяет назвать знания, активно реализуемые в процессе вхождения в профессию - междисциплинарными, а умения и навыки - комплексными.

Что касается знаний, умений и навыков, не достаточных для вхождения в профессию, то, учитывая скорость развития производства, его технического и технологического обеспечения, постоянного роста требований к современным специалистам, существование таких показателей учебно-производственной адаптации неизбежно. Следовательно, необходимо не только уменьшать их количество, совершенствуя учебно-производственный процесс, но и прививать у студентов потребность к постоянному обучению, переобучению, повышению квалификации. В будущем это позволит молодому специалисту приспособиться к новым требованиям и успешно адаптироваться к профессиональной деятельности.

В рассматриваемом контексте для нас большое значение имеет позиция Ф.С.Исмагиловой. Она утверждает, что конкурентные преимущества специалиста обеспечиваются за счет имеющегося у него интегрированного видения профессиональной среды и себя в ней; адекватного требованиям производства (работодателя) и подтвержденного практикой уровня компетентности, а также готовности изменять этот уровень в соответствии с требованиями производства (курсив наш. - Н.К.).

Следовательно, приспособление к профессиональной деятельности в рамках профессиональной адаптации (в отличие от приспособления физиологического, психологического и социального) выражается в форме постоянного изменения уровня знаний, умений и навыков. Этот факт важен для понимания механизма профессиональной адаптации. Из этого также следует необходимость разработки специальных педагогических условий, учитывающих особенности механизма профессиональной адаптации (в том числе новые формы организации обучения).

Можно предположить, что вхождение в профессию представляет собой активное использование междисциплинарных знаний и комплексных умений, навыков и опыта, полученных на этапе учебно-производственной адаптации.

В рамках исследования нам интересны результаты опроса работодателей, отраженные в информационном бюллетене «Спрос на рабочую силу - мнение работодателей». В нем указывается: «Во всех отраслях экономики, независимо от того, успешно развивается предприятие или с трудом «сводит концы с концами», руководители в основном предпочитают работников «широкого профиля», готовых после подготовки в профессиональной образовательной системе продолжить свое обучение непосредственно на рабочем месте. Описанная тенденция относится ко всем категориям персонала, кроме квалифицированных рабочих».

Важным для нашего исследования является поиск критериев профессиональной адаптации, используемых как на этапе учебно-производственной, так и производственной адаптации. Их необходимо знать уже на этапе разработки междисциплинарного практикума, формирование и реализация которого является предметом нашего исследования.

М.Н.Вражнова в своем исследовании ссылается на две группы критериев адаптации: объективные и субъективные. К первым относятся производственные показатели (производительность, качество, надежность), положение в коллективе (социальный статус, авторитет), а ко вторым - удовлетворенность, самооценочные критерии.

В своем исследовании, при выполнении экспериментальной части, мы намерены использовать вышеуказанные критерии, а также критерии адаптации, предложенные В.Н.Судаковым:

- уровень адаптации (т.е. результат адаптации);

- скорость адаптации - соотношение уровня адаптации ко времени его достижения);

- характер адаптации - уровень взаимодействия личности с профессиональной средой: творческий или репродуктивный.

На этом этапе мы можем подвести некоторые итоги. Явление адаптации субъекта к профессиональной деятельности характеризуется, на наш взгляд, следующими существенными признаками:

- Продолжительностью во времени с делением на этапы.

- Осуществлением в рамках целенаправленной деятельности по освоению профессии (учебной, учебно-производственной, производственной).

- Интегрированностыо процесса, т. е адаптация одновременно осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям (физиологическом, психологическом, социальном, профессиональном).

- Наличием механизма осуществления - путем приспособления и вхождения в профессию.

- Возможностью отследить динамику процесса, с использованием критериев и показателей, характерных для каждого отдельного этапа.

- Результативностью в виде конкурентоспособности обучаемого и работника.

 

АВТОР: Крель Н.А.