11.06.2012 2815

Обоснование системы адаптации студентов и выпускников ОУ СПО к профессиональной деятельности и анализ ее основных характеристик

 

После выявления существенных признаков понятий «адаптация субъекта к профессиональной деятельности» и «профессиональная адаптация» нами было выполнено обоснование системы адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности. При этом мы исходим из того, что уровень реально демонстрируемой адаптации студентов будет выше, если ОУ СПО и предприятие, для которого готовятся специалисты, будут рассматриваться как элементы единой системы адаптации субъекта к профессиональной деятельности. Поэтому следующим этапом стал анализ важнейших характеристик именно этой укрупненной системы.

Понятие «система» является объектом исследования в философии, физиологии, теории систем, экономике, теории организации, кибернетике и т.д.

Существует достаточно много определений систем. В философском словаре: система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство. Согласно общей теории систем:

- Система - это реальная или мыслимая совокупность частей (элементов, сущностей), целостные свойства которой определяются связями (отношениями, взаимодействиями) между частями.

- Система - это ограниченное множество взаимосвязанных элементов.

Физиолог П.К.Анохин в работе «Теория функциональной системы» (1970 г.) привел двенадцать формулировок понятий системы различных авторов. В учебнике В.Н.Волковой и А.А. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» (1999 г.) авторы говорят уже о 30 определениях понятия «система».

Определение системы постоянно эволюционировало. Л. фон Берталанфи - определил систему как комплекс «взаимодействующих элементов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой». В Большой советской энциклопедии «система» - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе».

Позднее в определение «система» вводится понятие цели. В трактовке П.К.Анохина «системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых приобретает характер взаимодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата». Подчеркнув, что «взаимодействие «компонентов» является общим для всех формулировок, Анохин аргументирует недостаточность самого по себе взаимодействия для любого системного процесса. Он обосновывает ключевое значение результата (цели) деятельности, направленно ограничивающего множество произвольных взаимодействий. Таким образом, в определение системы вносится понятие «цель».

Ю.И.Черняк, объектом исследования которого были экономические системы, вводит в определение системы наблюдателя. «Система есть отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования познания».

Размышляя над вариантами научных исследовательских программ М.С.Каган отмечал, что «адекватное представление о сложно динамической системе требует сопряжения трех плоскостей ее исследования - предметной, функциональной и исторической, поскольку они оказываются необходимыми и достаточными для системного подхода».

Предметный аспект системного подхода по М.С. Кагану включает в себя элементный и структурный анализ. Функциональный аспект ориентирован на раскрытие как механизмов внутреннего функционирования системы (взаимодействия ее элементов), так и внешнего функционирования (прямые и обратные связи со средой). Предметный и функциональный аспекты системного подхода мы учитывали, формируя свою исследовательскую программу.

Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении И.В.Блауберга, В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина. Система - «2) образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка».

Такому представлению о среде соответствует определение «...среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы».

По мнению В.Н.Волковой и А.А.Денисова систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделяя другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации. Иногда термин «элемент» используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения.

Понятие «подсистема» подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, и в частности имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема.

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупность однородных элементов, то такие части называются компонентами.

Элементы системы могут рассматриваться как подсистемы, при этом любая из систем является элементом более крупной - надсистемы. Подобная структура носит название иерархии систем. Каждый уровень системы называется ее рангом. На каждом ранге системы есть своя, единственная функция. При этом функции рангов не совпадают между собой и определяются надсистемами.

На данном этапе исследования перед нами стояла задача - выявить основные характеристики понятия «система», общие черты, свойства и виды систем.

При этом мы опирались на следующий понятийный аппарат:

Разработка проблематики, связанной с исследованием систем разного рода, осуществляется в рамках философии, общей теории систем и в различных специальных теориях систем. Эти исследования позволили выявить черты, общие для систем различной природы:

- Цельность системы. Все ее части служат достижению единой цели и обладают некоторыми общими свойствами, признаками, поведением. Однако свойство системы в целом не есть сумма свойств составляющих ее частей (эмерджентность соединения), и наоборот, нельзя вывести свойства частей из свойств системы.

- Величину (масштаб системы), которая определяется как разнообразием, так и количеством составляющих ее элементов.

- Сложность системы: наличие большого количества и разнообразия связей между элементами, как по вертикали, так и по горизонтали, поэтому изменение в каком либо одном компоненте влечет за собой изменение в других.

- Стохастическую природу входных воздействий, поведения системы в целом, следовательно, независимо от сложности и размера системы ее поведение в любой момент времени имеет вероятностный характер.

- Делимость - возможность расчленения системы на составляющие ее элементы.

- Изолированность, т.е. совокупность элементов, образующих систему, и связи между ними можно оградить от внешнего окружения и рассматривать изолированно, но эта изолированность относительна (абсолютна для закрытых систем).

- Множественность состояния частей целого: каждый элемент системы обладает своим поведением и состоянием, отличным от других и системы в целом.

- Структурность: любая система обладает структурой (хотя бы слабо выраженной) - совокупностью связей между частями целого.

- Иерархичность: любая система может быть последовательно расчленена на составляющие ее компоненты сверху вниз от более сложных и больших систем к подсистемам, компонентам и т.д.

- Адаптивность - система обладает способностью предпринимать адекватные действия в ответ на многообразные действия внешних и внутренних факторов.

Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Основной является группировка по трем категориям: естественно-научной, технической и социально-экономической. В естественных (биологических системах) место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детали предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует ее. В социально-экономических системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим-менеджером (в государственной, коммерческой, некоммерческой сфере), им же корректируется и поддерживается.

В зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации.

Наибольшее распространение сегодня получила следующая классификация систем: 1) материальные и знаковые, 2) простые и сложные, 3) естественные и искусственные, 4) активные и пассивные, 5) открытые и закрытые, 6) детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).

Зарубежные системологи, в частности П. Чекленд (P.B.Chechlend), выделяют среди множества систем системотехнику (или системный инжиниринг) и человеко-включающие системы.

Объективно реальные материальные системы обычно определяются как совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (например, завод).

Среди систем, созданных человеком, есть и абстрактные, знаковые, чисто информационные системы, являющиеся продуктом познания мыслимые, идеальные и модельные системы. Их элементами являются не вещи, а понятия, сущности, взаимодействующие массивы и потоки информации.

Как правило, организации как системы (например, бизнес-организации, социальные организации) являются конкретными материальными системами, но в своих функциях и поведении содержат некоторые свойства абстрактных систем - систем инструкций, правил, законов, счетов, стандартов и т.п.

Простые и сложные системы, не имеющие цели и внешнего действия (атом, кристалл, термостат и т.п.) - это неживые системы. Сложные системы, имеющие цель и выполняющие заданную функцию - это живые системы (многоклеточный организм, экологическая система, биосфера, человек и материальные системы, созданные человеком (механизмы, компьютеры, производственные, образовательные, научные комплексы, различные организации и т.п.).

В отличие от простых систем сложные системы способны к актам поиска, выбора и активного решения. Кроме того, они обязательно обладают памятью. Все это конкретные материальные системы. Они состоят из (или включают некоторое число) материальных элементов. Если взаимодействие между элементами имеют характер сил или переноса вещества, энергии и информации и могут изменяться во времени, мы имеем дело с динамическими системами. Они выполняют функции, относимые к внешней среде - функции защиты от среды или работы по оптимизации среды.

Открытые и закрытые системы. Открытая система для достижения целей существенным образом взаимодействует с другими системами. Понятие открытой системы ввел Людвиг фон Берталанфи. Открытые системы способны обмениваться с внешней средой веществом, энергией, информацией, закрытые системы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых динамических систем.

Системы также классифицируются по степени их организованности, при этом имеется ввиду их структурированность (хорошо структурированные, плохо структурированные, неструктурированные). Позднее была предложена более простая классификация: хорошо организованные и плохо организованные, или диффузные системы; еще позднее, когда появился класс самоорганизующихся систем, соответственно появилось и разделение их на саморегулирующиеся, самообучающиеся, самонастраивающиеся, самоадаптирующиеся.

Под хорошо организованными системами часто понимают системы, в которых исследователь может определить все элементы, связи и детерминированные зависимости между элементами и целями системы. Как правило, к таким системам относят класс технических систем.

При изучении так называемых плохо организованных, или диффузных систем не ставится задача определить все компоненты и связи. Система характеризуется наборам основных макропараметров и закономерностей, с помощью которых можно оценивать поведение системы. В таком случае вводится понятие вероятности, т.е. выявленные закономерности распространяют на поведение системы с какой-то вероятностью. Поэтому этот класс систем относят к вероятностным или стохастическим системам.

Социально-экономические системы имеют вероятностный (стохастический) характер. Это означает, что принципиально невозможно в данный момент получить точные сведения обо всех процессах, которые происходят в системе, и в деталях предвидеть будущее поведение системы. Но именно в вероятностных недетерминированных системах проявляются признаки самоорганизации систем. Увеличивая детерминацию, устанавливая жесткие связи между элементами в системе, можно лишить ее способностей к самоорганизации.

Процессы самоорганизации активно идут в системах открытых сложных, динамических, вероятностных. Класс самоорганизующихся систем характеризуется следующими особенностями:

- Изменчивостью, нестабильностью, случайностью отдельных параметров и стохастичностыо поведения.

- Способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (как к внешним, так и внутренним).

- Способностью к самосохранению за счет действия системных законов и принципов: развития, информированности, упорядоченности, гармонии и др.

- Способностью вырабатывать цели, варианты поведения и изменять структуру.

Действие системы во времени называют ее поведением. Вызванное внешним фактором изменение поведения обозначают как реакцию системы, а качественные изменения реакции системы, связанное с изменением структуры и направленное на стабилизацию поведения - как ее приспособление и адаптацию. Выявленные теоретико-методические характеристики понятия «система» позволяют нам приступить к описанию исследуемой системы.

Мы исходим из того, что процесс овладения профессией субъектом охватывает несколько временных этапов: этап обучения в школе, обучение в ОУ СПО и непосредственно осуществление профессиональной деятельности на предприятии. Неотъемлемым элементом процесса овладения профессией и его результатом является адаптация молодого человека к профессиональной деятельности. Она осуществляется в рамках системы адаптации формирующегося специалиста к профессиональной деятельности.

Рассматриваемое множество обладает основными чертами социально- экономической системы, которая относится к материальным, но в своих функциях и поведении содержит некоторые свойства абстрактных систем. Обладая определенной структурой, данная система является цельной, открытой, сложной, динамической и вероятностной. Важной ее особенностью является способность вырабатывать цели, варианты поведения и изменять структуру, что позволяет отнести ее к классу самоорганизующихся систем.

Анализируемая система состоит из ряда элементов. Для решения одной из задач исследования нам необходимо выяснить природу тех сил, которые объединяют данное множество в одну систему. Выдающийся физиолог П.К.Анохин в своей работе «Философские аспекты теории функциональной системы» подчеркивал, что обязательным положением для всех видов и направлений системного подхода является поиск и формулировка системообразующего фактора. В монографии «Системное познание мира» А.Н.Аверьянов к системообразующим факторам относит все явления, силы, вещи, связи и отношения, которые приводят к образованию системы. «Одной из важных проблем в определении системы является выяснение сущности тех сил, которые объединяют множества в одну систему». К важнейшему системообразующему фактору философ относит результат. Учитывая, что цель - это идеальное, мысленное представление результата деятельности, то можно сделать важный для нашего исследования вывод: в социально-экономических системах цель является важнейшим системообразующим фактором. К другим факторам мы также относим: основную функцию системы, главное внешнее противоречие системы, внутренние противоречия системы.

Основная функция системы адаптации молодого специалиста на предприятии, состоит в обеспечении более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшения количества ошибок, связанных с включением в работу, формирования позитивного образа фирмы. Цель данной системы, в отличие от ее функции, задается самой системой: оптимизация прибыли за счет эффективного использования качественных ресурсов (в т. ч. трудовых).

По нашему мнению, горизонтальная структура системы адаптации молодого человека к профессиональной деятельности включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, характеризующих основные направления адаптации к профессиональной деятельности: физиологическую, психологическую, социальную и собственно профессиональную адаптацию.

Выделенные виды адаптации характерны для каждого элемента рассматриваемой системы. Так, учащийся общеобразовательной школы, выбирая профильный класс, будущую профессию постепенно знакомится с особенностями предстоящей профессиональной деятельности. Это, в зависимости от выбранной профессии, может выражаться в углубленном изучении иностранного языка, компьютерных технологий, дополнительной физической подготовке и т.д.

Перечисленные шаги школьника способствуют его знакомству с содержанием выбранной профессиональной деятельности, предстоящими эмоциональными, психическими и физическими нагрузками. В конечном итоге это позволяет учащемуся общеобразовательной школы пройти первый этап адаптации к профессиональной деятельности в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации.

Мы полагаем, что выделенные нами горизонтальные и вертикальные связи формируются в соответствии с целями и подцелями, которые задает для себя каждый элемент системы. Цель ОУ СПО - подготовить конкурентоспособного специалиста, который будет востребован на рынке труда, преодолеет процедуру обора и в кратчайшие сроки адаптируется к профессиональной деятельности.

Таким образом, мы зафиксировали наличие вертикальных связей между элементами рассматриваемой системы. При этом мы должны учитывать, что любая система состоит из структур, по меньшей мере, двух уровней: горизонтальной и вертикальной. «Горизонтальная структура отражает специфическую взаимосвязь элементов системы, вертикальная - связь элементов с источником своего существования (вещественным, энергетическим, информационным)».

Вышеуказанные направления адаптации молодого человека к профессиональной деятельности имеют место как на этапе учебно-производственной адаптации в ОУ СПО, так и на предприятии в рамках производственной адаптации. Выделенные нами горизонтальные связи на каждом этапе адаптации имеют похожую структуру, но присущи они разным системам: как образовательным (школа, ОУ СПО), так и производственным.

Для элементов данной структуры характерны сущностные связи, как вертикальные, так и горизонтальные: чем выше уровень адаптации студента к профессиональной деятельности на этапе обучения в ОУ СПО, тем выше его конкурентоспособность и уровень профессиональной адаптации на производстве. Наша задача на данном этапе исследования выяснить природу зафиксированных связей и разработать интегрированную форму организации обучения в максимальной степени отражающей эти связи.

Важнейшей особенностью социально- экономических систем является способность к самоорганизации. У.Эшби выделяет два значения самоорганизации. Первое относится к системе, все части которой вначале отделены друг от друга, а затем работают таким образом, что между ними устанавливаются определенные связи. Такая система является самоорганизующейся в том смысле, что она изменяется от системы с «разделенными частями, до системы со связанными частями». Второе значение самоорганизации в том, что организация (как процесс) может вступать как переход от неорганизованной системы к организованной. Внутренняя упорядоченность любой системы достигается путем установления (организации) определенных отношений и взаимосвязей.

Для того чтобы приступить к разработке междисциплинарного практикума как элемента системы адаптации студентов к профессиональной деятельности, нам необходимо учесть не только природу системообразующих факторов, но и механизм формирования связей между ее элементами.

И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, говоря о природе сложноорганизованных систем, отмечали: «Если в досистемных исследованиях речь шла об описании объекта, то системные исследования имеют своей целью выявление механизма «жизни», то есть функционирования и развития объекта в его внутренних и внешних характеристиках» (курсив наш. - Н.К.).

Данный подход помог нам в рамках исследования сконструировать практическую форму организации обучения, адекватную поставленным целям.

Мы предполагаем, что внутренняя упорядоченность системы, ее самоорганизация осуществляется, в том числе, за счет структурных преобразований.

Структурные преобразования в сложных системах могут осуществляться путем:

- соединения и разъединения элементов;

- изменения числа элементов, входящих в систему;

- перестановок элементов системы;

- полимеризации (соединение нескольких систем одинаковой структуры в более сложную систему) и олигомеризации (уменьшение числа одинаковых элементов и увеличение их разнообразия);

- конъюнкции (соединение нескольких неоднородных систем);

- триггерного эффекта (стремительный переход системы в другое состояние под влиянием внутренних быстро развертывающихся процессов);

- параллельного преобразования - у однородных систем наблюдается развитие сходных форм на основе структурного родства исходного материала;

- конвергентного преобразования - основой которого является формирующее действие тождественной иди сходной среды, приводящее к схождению форм, первоначально далеких друг от друга.

По нашему мнению, самоорганизация исследуемой системы происходит, в том числе, на основе конвергентного преобразования.

Для того, чтобы прейти от теоретической части исследования к экспериментальной, нам необходимо четко выделить область взаимодействия элементов анализируемой системы.

При этом необходимо учесть важную особенность связей, существующих между элементами системы, упоминаемую в монографии А.Н. Аверьянова «Системное познание мира». «В действительности элементы системы не абстрактные точки, а тоже сложные системы. Взаимодействие элементов в системе осуществляется строго избирательно. Иначе говоря, элемент, входящий в систему, взаимодействует с другими элементами не целиком, а лишь одной или несколькими сторонами. Следовательно, характер и качество связи зависти от особенностей той или иной стороны элементов, находящихся во взаимодействии».

Выявив в ходе исследования основные характеристики системы адаптации субъекта к профессиональной деятельности в целом, мы можем приступить к описанию ее взаимосвязанных элементов: - системы адаптации, существующей на предприятии (надсистемы по отношению к ОУ СПО) и в образовательном учреждении (подсистемы по отношению к предприятию).

Важнейшими элементами системы адаптации выпускников на предприятии являются:

- внутрифирменная программа адаптации по основным направлениям, которая разрабатывается индивидуально для каждого выпускника и учитывает его уровень знаний, умений и навыков, выявленных во время отбора и последующего тестирования;

- институт наставничества;

- деятельность кадровой службы по мониторингу уровня адаптации начинающего специалиста по основным направлениям: социально - психологической, профессиональной адаптации и т.д.

Особый интерес для нас представляет структура системы адаптации к профессиональной деятельности в образовательном учреждении СПО как совокупность существенных устойчивых связей между ее элементами.

Данная структура отражает как вертикальные связи между элементами системы: образовательным процессом и обеспечивающими его службами, так и горизонтальные - взаимосвязи между подразделениями, участвующими в обеспечении условий для успешного прохождения студентами конкретных направлений адаптации к профессиональной деятельности.

Для анализа ситуации и контроля в области социальной и психологической адаптации студентов (как к учебной, так и к будущей профессиональной деятельности) в образовательном учреждении СПО существует социально - психологическая служба. Для контроля за уровнем физиологической адаптации в ОУ СПО организуется медицинская служба.

Особую роль в обеспечении профессиональной адаптации студентов и выпускников играют: кадровое обеспечение учебного процесса, а также учебно-методическая, учебно-производственная, научно-методическая службы (принимавшие участие в разработке междисциплинарного практикума) и служба материально-технического обеспечения учебного процесса. Перечисленные подразделения ОУ СПО в тесном сотрудничестве со стратегическими социальными партнерами осуществляют целенаправленную работу по созданию педагогических условий, повышающих конкурентоспособность будущих специалистов. К основным направлениям их работы относятся: совершенствование содержания, форм, методов и средств профессионального обучения.

Вышеуказанные службы на основе анализа индивидуальных программ проф. адаптации выпускников, поступающих от стратегических социальных партнеров, проектируют и реализуют соответствующие педагогические условия, способные повышать уровень адаптации студентов к профессиональной деятельности. Таким образом, на основе конвергентного преобразования, осуществляется самоорганизация рассматриваемой системы. Под конвергентным преобразованием мы понимаем «формирующее действие тождественной или сходной среды, приводящее к схождению форм, первоначально далеких друг от друга».

Следующими характеристиками рассматриваемой системы являются ее системообразующие факторы:

- функция, задаваемая надсистемой - профессиональная подготовка специалистов;

- цель, вырабатываемая самой системой - подготовка конкурентоспособных специалистов;

- главное внешнее противоречие: между уровнем реально демонстрируемой профессиональной адаптации выпускников и требованиями работодателей;

- внутренние противоречия, например, наличие системного подхода при реализации междисциплинарных связей в рамках теоретического курса и отсутствие такового при организации практических форм обучения.

Целью нашего исследования является повышение уровня именно профессиональной адаптации - важнейшего направления этапа как учебно-производственной, так и производственной адаптации.

 

АВТОР: Крель Н.А.