11.06.2012 9354

Типы и виды общетрудовых умений в системе трудовой подготовки сельских школьников

 

Для наиболее полного и глубокого изучения общетрудовых умений в системе трудовой подготовки сельских школьников необходимо раскрыть сущность самой системы трудовой подготовки. Исследованию трудовой подготовки посвящены работы ученых - педагогов П. Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, Л. В. Загрековой, В.А.Полякова, А.А.Шибанова и др. В работах этих ученых раскрывается сущность, задачи, содержание трудовой подготовки школьников. В частности, в исследовании С. Я.Батышева установлено, что «трудовая подготовка включает в себя процессы обучения и воспитания, которые будучи органически связаны между собой, направлены на формирование у школьников знаний, навыков, умений и качеств личности, характеризующих готовность выпускника школы к труду в общественном производстве».

Трудовая подготовка учащихся с позиций системного подхода представляет собой компонент (или подсистему) более сложной системы - образовательно-воспитательной системы школы. Ее содержание в простейшем виде включает с позиций системного подхода следующие элементы: основы наук, трудовое обучения, общественно полезный, производительный труд, детское техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество. Теоретическую основу трудовой подготовки сельских школьников составляют основы наук: осуществление работниками агросферы сельскохозяйственной деятельности предполагает наличие у них знаний по биологии, географии, химии, физике и другим наукам. Трудовое обучение направлено на усвоение учащимися системы знаний о предметах, средствах и процессах труда, ознакомление с основами сельскохозяйственного производства, развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества, формирование трудовой культуры. В процессе трудового обучения школьники овладевают общетрудовыми и некоторыми специальными умениями и навыками, что дает им возможность участвовать в производительном труде. В процессе производительного труда школьники непосредственно включаются в систему производственных отношений, трудятся вместе с работниками сельского хозяйства, приобщаются к их опыту. Важным элементом трудовой подготовки школьников является общественно полезный труд, который может осуществляться в школьных учебных мастерских, в подсобных хозяйствах, на школьных учебно-опытных участках, фермерских хозяйствах.

Необходимым элементом трудовой подготовки являются техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество, которые строятся в соответствии с требованиями учебной программы по трудовому обучению. В процессе проведения опытной работы у школьников формируется творческое отношение к труду, наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, развиваются общетрудовые умения по планированию, организации сельскохозяйственного труда.

Кроме обозначенных элементов необходимо также включение и экологического аспекта системы трудовой подготовки, который подразумевает усвоение учащимися научных знаний о взаимосвязи общества и природы, о целостности природы, взаимосвязи и взаимозависимости ее основных компонентов, формирование практических умений и навыков в сельскохозяйственной деятельности ресурсо-сберегательного и ресурсо-охранного характера.

Таким образом, анализ содержания трудовой подготовки показал, что формирование у школьников общетрудовых сельскохозяйственных умений связано с каждым из ее составляющих элементов и является одним из важнейших ее компонентов.

В конце 50-х - в начале 60-х годов ХХ века в связи с ускорением научно-технического прогресса в нашей стране возникли объективные предпосылки в повышении требований, предъявляемых к политехнической подготовке, интеллектуальному развитию и эмоционально - волевым личностным качествам трудящихся. Это стимулировало актуальность проблемы по выявлению психолого-педагогических условий формирования таких общетрудовых политехнических умений как умения адекватно ориентироваться в производственной ситуации, творчески решать трудовые задачи, рационально планировать и своевременно контролировать свою деятельность.

В психолого-педагогической литературе обосновывается подразделение трудовых умений чаще всего на общетрудовые (планирование, организация, самоконтроль и регулирование), общепроизводственные (чтение и составление чертежей, выполнение технических расчетов, измерение, настройка и наладка технического оборудования и т.п.), и специальные (профессиональные), обеспечивающие высокий уровень выполнения трудовых действий в той или иной профессии. Среди исследователей проблемы общетрудовых умений как педагогов, так и психологов, не существует единого мнения о их сущности и структуре.

Педагогические аспекты формирования у учащихся общетрудовых умений рассматриваются в исследованиях П. Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, А. И. Воробьева, В. И. Гусева, Л. В. Загрековой, В. С. Леднева, А.М. Новикова, В.А. Полякова, С. А. Шапоринского, А. Ю. Цыпа, В. С. Штоня и др.

С.Я. Батышев считает, что на основной стадии трудового обучения школьники должны приобретать общетрудовые знания, навыки и умения, что составляет фундамент их последующей профессиональной подготовки. Существенными сторонами общетрудовых умений и являются их единая структура для различных профилей трудовой подготовки школьников; они одновременно являются и общепроизводственными навыками и умениями, т. е. характерными для многих видов труда на предприятиях различных отраслей. К общетрудовым умениям С. Я. Батышев относит навыки планирования, чтение чертежей, контроля, измерения, управления машинами, организации своего рабочего места и координации движения, выполнения расчетов, навыки самоконтроля.

П.Р. Атутов и В. А. Поляков, характеризуя систему политехнического образования, отмечают, что «содержание трудового обучения предусматривает общетрудовую (планирование, организацию труда, самоконтроль, умение трудиться в коллективе), в том числе и общепроизводственную (основные сведения о группе родственных отраслей производства, основы экономики и организации производства и труда, сведения об охране окружающей среды, научно- техническом прогрессе на производстве, формирование общепроизводственных умений - вычислительных, графических и др.), общетехническую подготовку (основы электротехники, машиноведения, технического черчения, автоматики и т.п.), а также специальную подготовку учащихся (основы технологии какого-либо производства и выполнение конкретных работ по определенной профессии)».

Существенной стороной общетрудовых умений П.Р. Атутов и В. А. Поляков выделяют то, что учащиеся овладевают ими в процессе учебного и общественно полезного, производительного труда. Специальные умения формируются у школьников главным образом на занятиях по трудовому обучению при изучении разделов «Основы материалообработки» и «Сельскохозяйственный труд». Без них невозможно квалифицированное выполнение учащимися производительного труда.

Ценность приведенной концепции в русле нашего исследования состоит в том, что при построении системы общетрудовых знаний и умений необходимо учитывать, какие из них и на каком уровне сложности формируются в трудовой деятельности школьников во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

Теоретический и практический интерес представляет классификация умений, разработанная Ю.К.Васильевым. Он предлагает проводить классификацию умений по следующим критериям: по основным научным принципам, лежащим в основе деятельности (механотехнические, электротехнические, биотехнические); по соотношению физического и интеллектуального труда (собственно физические и собственно интеллектуальные); по области применения (общепроизводственные, общетехнические, общетрудовые); по степени сложности (элементарные, средней сложности, сложные).

А.М.Новиков, изучая структуру трудовых умений, приводит свою классификацию, используя термины «подструктура-над структура». «Умения подструктуры входят составными компонентами в умения над структуры. Причем, чем выше уровень умения в этой иерархии, тем большее обеспечение в знаниях, более высоких уровней обобщения требует его формирование, тем большую роль играют в действии ценностно-ориентировочные и волевые компоненты, тем больше выражены элементы творчества, общественный характер трудовой деятельности, тем больше она связана с общественной жизнью коллектива, общества».

А.М.Новиков рассматривает трудовые умения на трех уровнях - на уровне выполнения отдельных операций, на уровне тактики и на уровне стратегии трудовой деятельности. Под операционными умениями он понимает умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции (опиливание, резания, обтачивания и др.). Тактические умения - «умения выполнять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях. Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями - планирования, самоконтроля, организации рабочего места и т.д.». Стратегические умения - «умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности в целом и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива. Стратегические умения наряду с комплексом оперативных и тактических умений включают в себя целый ряд компонентов, качеств личности, имеющих «вне профессиональный» или «над профессиональный» характер: это высокоразвитые познавательные умения, стремление к повышению своей квалификации... Формирование тактических умений опирается на сформированные у учащихся знания, навыки, операционные умения; формирование стратегических умений - на знания, навыки, операционные и тактические умения».

В педагогической литературе выделяются также общие учебные умения (В.А.Кулько, Н.А.Лошкарева и др.), под которыми понимаются разнообразные в своей психолого-педагогической основе умения, при помощи которых учащиеся достигают основных педагогических целей, реализуемых в обучении, воспитании и самообразовании. Это основополагающие умения, которые отражают базовые виды деятельности, входящие в состав учебно-познавательной деятельности. Классификация учебных умений включает следующие группы: учебно-организационные (овладение учеником способами выполнения каждого компонента учебной деятельности, способами организации своей учебной работы и др.); учебно-интеллектуальные (овладение учеником способами выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения, а также приемами логического мышления); учебно-информационные (овладение учеником способами самостоятельного приобретения знаний, новой информации и их смысловой переработки, запоминания и хранения); учебно-коммуникативные (овладение учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей общения с другим человеком в ходе учебной работы).

Изучению психологических особенностей формирования у учащихся общетрудовых умений посвящены работы известных ученых-психологов Т.В.Кудрявцева, Е. А.Милеряна, Н.Д.Левитова, В.В.Чебышевой и др. Исследованиями Е.А.Милеряна установлено, что общетрудовые политехнические умения - это «сформированный в процессе практического применения политехнических знаний ансамбль важных для каждой технической профессии качеств личности, обеспечивающий ей успешное творческое применение техники для достижения целей труда в изменяющихся условиях путем рационального использования обобщенных методов, приемов и способов выполнения работ». На основе анализа и обобщения данных психологического изучения передовых специалистов различных сфер материального производства Е.А. Милерян выделил следующие политехнические умения, являющиеся общими для различных видов технического труда и выступающие в качестве необходимых компонентов профессионального мастерства всех специалистов технического профиля: конструктивно-технические (постановка и осознание цели предстоящей работы); организационно-технологические (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы, организационных средств производства в соответствии с поставленной целью труда); операционно-контрольные умения (текущий и завершающий контроль выполнения запланированных операций). Формирование этих умений должно стать составной частью политехнического обучения школьников.

Т.В.Кудрявцев в состав общетрудовых умений включает умения ставить цель и организовывать трудовой процесс для ее достижения, планировать свою работу, контролировать процесс своей деятельности, регулируя его на основе этого контроля, самостоятельно оценивать успешность трудовой деятельности.

В.В.Чебышева и Н.Д.Левитов, классифицируя общетрудовые умения и навыки по их назначению, рассматривают не только их содержание, но и качественные компоненты - двигательные, сенсорные, интеллектуальные.

В решении вопроса о содержании и структуре общетрудовых сельскохозяйственных умений, выступающих в качестве необходимых компонентов профессионального мастерства всех специалистов агротехнического и животноводческого профилей, мы опирались на исследования Л.В. Загрековой, Е. А.Милеряна и др. К таким умениям относятся конструктивные, организационно-технологические и организационно-контрольные (Л.В.Загрекова). Содержание и структура этих умений характеризуется специфическими особенностями, объективно обусловленными закономерностями, лежащими в основе сельскохозяйственного производства, характером его объекта (предмета) и средств.

Первую группу общетрудовых сельскохозяйственных умений составляют конструктивные умения. Конструктивным умениям принадлежит ведущая роль в сельскохозяйственной трудовой деятельности, т.к. всякий трудовой процесс в его целостном развернутом и общем виде начинается с постановки и осознания цели предстоящей деятельности. Конструирование - это процесс создания образа предмета труда, подлежащего изготовлению, который сперва вникает в сознание человека, а затем выражается в схемах, чертежах, моделях с целью использования его в производстве (Е. А.Милерян). Образ подлежащего изготовления предметов труда играет важную роль регулятора трудовой деятельности человека (Б. Г.Ананьев, Б. Ф.Ломов, А. В.Ярошевский и др.). Формирование конструктивных умений требует определенных способностей и личностных качеств (надлежащего развития образного, понятийного и наглядно - действенного мышления), а также запаса политехнических знаний о принципах действия, свойствах, закономерных связей и отношений, которыми определяется работа объектов конструирования (Е.А.Милерян). Эта особенность формирования конструктивных умений обусловливает их характерный признак как источника и основы интеграции в процессе трудовой подготовки естественнонаучных и технологических знаний, усвоенных учащимися на уроках основ естественных наук и трудового обучения с целью раскрытия закономерностей функционирования предметов, являющихся результатами сельскохозяйственного труда (плодов, семян, корнеплодов выращиваемых культурных растений, агроценозов и др.).

Вторая группа общетрудовых сельскохозяйственных умений - организационно-технологические - связана с организацией и технологией сельскохозяйственного производства. Они проявляются в практическом применении орудий труда, отборе необходимых материалов, определении способов их обработки, планировании и организации производственного процесса в соответствии с заранее поставленной целью труда. Пользуясь этими умениями, человек заранее планирует, программирует, организует ход технологического процесса. Результаты организационно-технологической деятельности объективируются в операционно-технологических картах, картах организации труда, планах и других документах. Организационно - технологических умения как один из компонентов содержания трудовой подготовки являются источником интеграционных связей: их формирование и функционирование предполагает интеграцию учащимися знаний, усвоенных на уроках основ наук, трудового обучения: а) о закономерностях функционирования сельскохозяйственного труда; б) о физических, химических, биологических явлениях, происходящих в почве и органах растений (животных) как специфических средствах сельскохозяйственного производства; в) о принципах действия и условиях работы ручных механизмов и сельскохозяйственных машин; г) умение применять усвоенные знания при разработке технологии выращивания культурных растений.

Третья группа общетрудовых сельскохозяйственных умений - операционно-контрольные применяются на заключительных этапах труда. Выделение этой группы умений обусловлено тем, что непосредственное участие в достижении целей труда требует наличия умений выполнять производственные операции, применяя необходимые для получения предмета (продукта) труда орудия, инструменты, материалы. Операционно-контрольные умения находят выражение в действиях, направленных на управление производственным процессом, связанным с изменением предмета труда, его изготовлением. Такими действиями в сельскохозяйственном производстве являются обработка почвы; подготовка семян посадочного материала к посеву и посадке; посев и посадка; уход за посевами и посадкой; сбор урожая.

Анализ особенностей формирования и функционирования обозначенных умений в трудовой сельскохозяйственной деятельности позволяет сделать следующий вывод: общетрудовые сельскохозяйственные умения как составная часть содержания трудовой подготовки являются в этой системе источником интегративных связей, так как формирование и функционирование их осуществляется на основе интеграции знаний о естественнонаучных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной трудовой деятельности, усвоенных школьниками при изучении основ естественных наук и трудового обучения, и умений школьников применять эти обобщенные знания при конструировании предмета сельскохозяйственного труда, разработке технологии выращивания сельскохозяйственных культур и домашних животных, при выполнении практических трудовых действий, направленных на управление сельскохозяйственным производственным процессом.

Анализируя различные подходы к определению структуры общетрудовых умений, можно сделать вывод о том, что исследователи, в большинстве случаев, выделяют наиболее общие умения, которые характеризуют общность научно-технических основ производства независимо от их специфики. Заметим также, что общетрудовые умения частично «перекрываются» друг другом, в определенных условиях могут трансформироваться одни в другие, им присуща структурная близость, общая природа и направленность. При рассмотрении отдельных компонентов общетрудовых умений выявляется, что контроль (самоконтроль) присутствует не только на всех этапах учебно-трудовой деятельности школьников (пооперационный, итоговый и др.), но и входит во все компоненты общетрудовых умений.

При определении путей формирования учащихся общетрудовых умений необходимо исходить из специальной природы умений. Е.А. Милерян считает сознательность и практическую действенность обучения одним из главных принципов обучения. Для того чтобы учащийся овладел умением, он должен не только осмыслить цель своей деятельности, но и сознательно усвоить приемы и овладеть средствами практического применения имеющихся у него знаний.

Поэтому большое значение в формировании умений имеет усвоение теоретических и методологических знаний, т.е. знаний основ наук и знаний о способах действий. Эти два процесса неотделимы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Н. А. Менчинская рассматривает усвоение и применение знаний как две стороны единого процесса обучения. Применение знаний является и способом их усвоения, и важным показателем качества их усвоения. В процессе формирования общетрудовых умений можно выделить следующие компоненты: 1) усвоение знаний; 2) овладение способами (приемами) учебно-трудовой деятельности; 3) овладение общетрудовыми сельскохозяйственными умениями.

Исследованиями Т.В.Кудрявцева и Е. А.Милеряна установлено, что у учащихся в результате специального обучения складывается обобщенная ориентировочная основа в виде алгоритма, которая дает им возможность успешно ориентироваться в различных ситуациях. Такой алгоритм характеризуется определенной степенью обобщенности самих предписаний, которые применены к большой категории объектов. Обобщенный алгоритм - это система обобщенных предписаний, которая является программой для выполнения действий, каждое из которых обладает большой определенностью, а вся система этих действий применима к решению большей категории задач. Таким образом, обобщенный алгоритм - это указание на самые общие, самые основные, главные стороны деятельности.

Согласно концепции П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, единицей содержания обучения должны выступать не знания, умения и навыки, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действия над ним и умения и навыки, составляющие способ действия на основе знаний. Основным условием успешного формирования действия является ориентировочная основа действия, используя которую ученики выполняют усваиваемое действие. В зависимости от полноты и способа овладения учащимися ориентировочной основой действий (ООД) психологами разработаны три типа учения.

Ориентировочную основу первого типа учения составляют только образцы действия и его продукт. Никаких указаний на то, как нужно выполнять действия, не дается. Показывают лишь способ выполнения действий и его конечный результат для данной конкретной учебной ситуации. Ученик ищет необходимые для выполнения действия ориентиры, методику и последовательность действий «вслепую», методом проб и ошибок. В результате таких поисков задание может быть выполнено, но действия, с помощью которых оно выполнялось, остается неустойчивым, не воспроизводится при изменении условий, при переносе его на другие задания.

Второй тип ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Учащемуся даются четкие ориентиры, методика и последовательность операций для данного конкретного случая, в результате чего обучение идет быстро и без ошибок. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

Ориентировочная основа третьего типа учения имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. В результате этого ученик получает представление о самом принципе нахождения ориентиров, об основных правилах построения оптимальной методики и последовательности действий при освоении целой группы, класса операций. Действию, формируемому на ориентировочной основе третьего типа, присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. На эти концептуальные идеи мы опирались в процессе нашего исследования, обеспечивая формирование у учащихся общетрудовых умений по II и III типу ООД. Для формирования общетрудовых умений, обладающих широкими свойствами переноса, необходимо вместо изучения множества частных вариантов системы, изучать то общее, что лежит в основе каждого частного случая.

 

АВТОР: Кривдина И.Ю.