13.06.2012 6552

Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника как социально необходимое направление профессиональной деятельности

 

Современная тенденция социально-педагогического партнерства (Б.С. Гершунский, D.A. Pratt, J. Sulam, М. Wagner) предполагает ориентироваться не только на обеспечение предметно-педагогических, но и социально-педагогических функций. Речь идет о выполнении межпредметной и вне предметной деятельности педагога (О.С. Анисимов, О.А. Атяшев, Э.Р. Зеер, Н.Ю. Клименко, П.П. Терехов) в связи с реализацией целевых и приоритетных направлений образовательной политики государства - формирование всесторонне развитой личности, здоровья и здорового образа жизни.

Данное обстоятельство в полной мере касается физической культуры (Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева), тем более, что уровень участия учителя-предметника в этом направлении определяет культурологическую сообразность его педагогической деятельности (О.А. Атяшев, М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко). Педагог любой специальности в определенной мере ответственен не только за уровень своей физической культуры, но и своих учеников. В специальных исследованиях (О.А. Атяшев) показано, что физкультурно-педагогическая деятельность обусловливает зачастую большую эффективность педагогического воздействия по сравнению с другими возможностями. Более того, чем выше уровень физической культуры учителя - предметника, тем чаще он обращается к физической культуре, как средству воспитательного воздействия.

В связи с этим, уровень физической культуры педагога не физкультурных специальностей и его деятельность по формированию физической культуры учеников следует рассматривать как социальное основание в определении содержания профессионально-педагогического образования. Тем не менее, деятельность учителя-предметника в сфере физической культуры, как показано в ряде исследований (Л.Б. Андрющенко, Р.К. Бикмухаметов, Б.Н. Пенцик, О.Л. Шабалин), весьма редка и малоэффективна. Основная причина такого положения, как полагают исследователи, не сформированность фундаментальных оснований для деятельности - мотивации и системы необходимых физкультурно-педагогических знаний.

Воспроизводство физкультурной деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности является объективно необходимым процессом (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, И.В. Манжелей). Реализация этого процесса немыслима без участия в нем всех участников педагогического процесса (М.Я. Виленский, А.В. Дубровский, Ю.И. Евсеев, В.В. Приходько). Для того, чтобы проявить себя в этом качестве, педагог должен достичь определенной готовности, т.е. обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности (В.П. Косихин, В.А. Черкасов, В.Т. Чичикин).

Именно поэтому, по отношению к физической культуре в практике образовательной деятельности происходит смена социальных ориентировок: от предметной отчужденности учителя предметника (осуществление физкультурно-педагогической деятельности - дело только специалиста в сфере физической культуры), к социальному взаимодействию на основе интеграции педагогических воздействий (осуществление физкультурно-педагогической деятельности в рамках функциональных возможностей - общее дело всего педагогического коллектива) (О.А. Атяшев, С.Р. Гилазиевич, Н.Ю. Клименко, А.Г. Комков).

Содержательное и процессуальное обеспечение физкультурно-педагогической деятельности на оптимальном уровне невозможно без понимания ее сущности. Интуитивно сущность физкультурно-педагогической деятельности достаточно очевидна. Однако в ее представлении, на наш взгляд, достаточно много субъективного и многообразного в характеризации системы концептуальных оснований. Отмеченные аспекты, определяющие сущность физкультурно-педагогической деятельности (в той или иной мере, прямо или косвенно), подвергались исследованию на общенаучном уровне, на частно-научном (В.П. Беспалько, A.M. Моисеев, В.А. Сластенин), а также на частно-предметном (О.А. Атяшев, В.М. Выдрин, Т. Дмитренко, А.В. Лотоненко, В.П. Лукьяненко).

Обобщение имеющихся данных позволяет выделить целый ряд оснований: классификацию ее проявлений, систему реализации, содержание, принципы, функции, организацию, характеристики достижений. Рассмотрение указанных оснований позволяет определиться (теоретически и практически) в концепции сущности, концепции регуляции, концепции оценки результатов физкультурно-педагогической деятельности педагога не физкультурных специальностей.

В теории деятельности выделяют родовые, агрегированные и атрибутивные виды деятельности. К родовым относятся деятельности, которые выполняют присущие только им социальные функции. В числе родовых выделяют физкультурную и педагогическую деятельности. Агрегированные деятельности - это такие, которые состоят из нескольких деятельностей и реализуют социальные функции каждой из составляющих их родовых деятельностей. В качестве примера агрегированной деятельности можно обозначить семейную, образовательную, воспитательную. Атрибутивные деятельности - это такие, которые входят в любую из родовых деятельностей. К ним можно отнести творческую (есть в любой деятельности), познавательную (есть в любой деятельности), оценочную (есть в любой деятельности), аналитическую (есть в любой деятельности) и т.д.

Исходя из представленной классификации, физкультурно-педагогическую деятельность следует определить как агрегированную. Комплексация двух родовых деятельностей (физкультурной и педагогической) позволяет интегрировать социальные функции той и другой. Социальной функцией физкультурной деятельности является обеспечение физического совершенствования человека как основы физического здоровья. Социальными функциями педагогической деятельности являются образование (формирование знаний), обучение (формирование способов деятельности) и воспитание (формирование установок). Интеграция указанных функций определяет содержание физкультурно-педагогической деятельности: формирование физкультурных знаний, формирование способов двигательной деятельности (двигательных навыков и умений), формирование физкультурных потребностей и установок, содействие нормальному ходу естественного развития, физическая подготовка.

Физкультурно-педагогическая деятельность может осуществляться на двух уровнях. Первый уровень - специально-педагогический, второй - общепедагогический. На первом уровне физкультурно-педагогическую деятельность осуществляют специалисты физической культуры. На втором уровне - педагоги не специалисты в сфере физической культуры (классные руководители, учителя-предметники). Основные направления физкультурно-педагогической деятельности на втором уровне можно квалифицировать на информационное, консультационное, организационное, коммуникативное. Выделенные направления не противоречат ролевому репертуару педагога, который включает роли воспитателя, организатора, консультанта, просветителя, эксперта, исследователя и их производные или аналогичные (А.В. Лейфа, Ф.В. Повшедная).

Целью физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника (не специалиста физической культуры) является: способствовать повышению эффективности решения задач формирования физической культуры личности посредством активизации участников образовательного процесса (учеников, родителей, членов своей семьи, других учителей). В принципе, учитель-предметник должен оказать помощь в физкультурном самоопределении, физкультурной самоорганизации, в физкультурной саморегуляции и физкультурном самоконтроле учащимся и их родителям. Реализация такой цели возможна в условиях определенной системы.

Система физкультурно-педагогической деятельности характеризуется составом (из каких компонентов состоит), структурой: внутренними отношениями (между ее составными компонентами) и внешними отношениями (с другими системами). Состав физкультурно-педагогической деятельности, видимо, следует определять, исходя из положений общей теории деятельности. Согласно этим положениям, в ее составе можно выделить в качестве компонентов субъект, объект, средства, процесс, результат, среда, условия. Субъектом деятельности является тот, кто принимает решения, ставит цели, осуществляет выбор средств, методов, форм организации по отношению к объекту с целью его преобразования. Субъектом физкультурно-педагогической деятельности может быть индивид, группа людей (коллектив), государство (в лице различных социальных институтов). Индивид - это учитель физической культуры, учитель-предметник, классный руководитель, родитель. Группа людей - это педагогический коллектив, семья, спортивный коллектив.

По отношению к физкультурно-педагогической деятельности, объекты необходимо рассматривать на нескольких уровнях (по мере их конкретизации). На первом уровне в качестве объекта деятельности учителя-предметника могут быть знания, физические способности, физкультурные потребности, физическое развитие. На втором уровне - конкретные характеристики каждого из перечисленных объектов. Например, в качестве объекта физкультурно-педагогической деятельности могут быть только способы двигательной деятельности (техника движений). Это один из возможных компонентов двигательных способностей. Если выделить в рамках данного примера какой-либо один способ двигательной деятельности (например, технику бега), то можно представить объекты последующего уровня.

К средствам физкультурно-педагогической деятельности следует отнести специальную (условно-физкультурную) информацию, физические упражнения, гигиенические факторы, оздоровительные силы природы, а также методы и технологии, реализуемые субъектом деятельности. Распределение средств в пространстве (когда) и времени (сколько), взаимодействия субъекта (учителя) и объекта (преобразуемые показатели ученика, родителей, других учителей) составляют процесс деятельности. В качестве результата деятельности принимают целесообразные изменение показателей (характеристик, качеств) объекта, на которые воздействует субъект с помощью выбранных средств и определенных направлений в процессе деятельности.

Среда, как компонент физкультурно-педагогической деятельности, отражает участие в полной мере других систем (социальных, семейных, гигиенических). Социальное окружение (учителя, родители, сверстники, другие люди) определяют влияние на процесс формирования физической культуры школьников. Поэтому, как утверждается в ряде исследований (В.К. Бальсевич, А.Г. Комков), важна регулируемая деятельность всех участников педагогического процесса на основе осознания своих социальных функций. При этом значение имеет не только деятельность специалиста-предметника, но и создание среды воздействия через всех участников педагогического процесса.

Успех формирования у школьников положительного отношения к физической культуре во многом зависит от взаимодействия специально организованного процесса физического воспитания и влияния социальной среды (А.Г. Комков, Л.И. Лубышева). Недооценка роли социальной среды в формировании физической культуры школьников - один из факторов снижения эффективности этого процесса (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Н.К. Смирнов). Видимо, одним из аспектов решения этой проблемы является системное участие в физкультурно-педагогической деятельности учителей-предметников.

К условиям успешности физкультурно-педагогической деятельности следует отнести меру участия компонентов других систем - образовательных, управленческих, экономических, экологических. Образовательная система предполагает содержательное и процессуальное обеспечение деятельности. Управленческая система предполагает наличие социальных механизмов регуляции полноты, своевременности и качества деятельности. Экономическая система предполагает материально-техническое обеспечение. Экологическая система предполагает, прежде всего, здоровье обеспечивающее сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Под содержанием физкультурно-педагогической деятельности будем понимать определенным образом организованные действия (интеллектуальные, организационные, операциональные) для реализации целей - общих и частных.

Анализ соответствующих публикаций (Ш.М. Бахтыбекова, И.В. Борисова, P.M. Брызгалова, М.Я. Виленский, З.Ж. Гайнулина, А.В. Лотоненко), а также опыта работы (своего и других) позволяет определить состав действий, которые осуществляются по разным направлениям. Имеющиеся предложения в публикациях (О.А. Атяшев, В.А. Бауэр, В.В. Вучева, В.И. Григорьев, М.И. Кабышева, Т.Б. Козакова) позволяют классифицировать базовые направления физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника.

Во-первых, активизацию по отношению к физической культуре всех участников образовательного процесса - себя, учеников, их родителей, других учителей. Речь идет об опосредованном формировании установок, ценностных ориентаций, положительных мотивов на физкультурную деятельность как одного из средств достижения необходимого уровня физического и психического компонентов здоровья, а также составляющей здорового образа жизни. Такая активизация необходима в случаях, когда установки на ценности физкультурной деятельности еще не сформированы (безразличие), находятся в начальной стадии (неустойчивы, выборочны), являются отрицательными (по причине отсутствия необходимой информации или ее необъективности).

Во-вторых, оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса. Такая помощь может состоять из адресации к специалистам по возникшим проблемам или из информационного обеспечения в самоопределении, самоорганизации, саморегуляции, самоконтроле по проблемам физкультурной деятельности. В последнем случае - в пределах своей компетенции. Консультативная помощь может быть индивидуальной (отдельному ученику, отдельному родителю) и групповой (для отдельной группы учеников или родителей, для учеников всего класса и их родителей - на классном часе, родительском собрании).

В третьих, создание условий физкультурной деятельности. Это - организация досуга на основе использования средств физической культуры, реализация «малых» форм (зарядка, физкультпауза, активные перемены), организация участия учащихся в соревновательной и конкурсной физкультурной деятельности, демонстрация личного примера физкультурной деятельности (самоутверждения), создания культа здорового образа жизни и здоровья.

В-четвертых, отслеживание (мониторинг) изменений в готовности к физкультурной деятельности участников образовательного процесса - потребностей, мотивации, интереса, физического состояния. При этом, получение необходимых характеристик может быть в разной форме - от визуальных оценок и собственных измерений, до анализа имеющихся у специалистов (учитель физкультуры, психолог) данных. Такую работу не обязательно делать самому учителю. Можно привлекать к ней учеников и их родителей. Хорошо организованный мониторинг физкультурной деятельности (мотивация, система, наглядность, информационность), как показывает опыт такой работы, вызывает большой интерес родителей и учеников.

В-пятых, корректировка общественного мнения (педагогов, учеников, родителей учеников) посредством просветительской работы и формирования коммуникативных отношений в процессе занятий физической культурой.

Перечисленный состав действий, как утверждают исследователи этой проблемы (О.А. Атяшев, В.А. Бауэр, В.Н. Болгов и др.), является необходимым содержанием физкультурно-педагогической деятельности любого учителя-предметника и не требует уровня квалификации дипломированного специалиста в сфере физической культуры. Только усеченность содержательного обеспечения физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника, эксклюзивность, не позволят сделать ее эффективной.

Принципы физкультурно-педагогической деятельности можно классифицировать по критерию обобщенности на три группы - общие, методические и частные. К общим принципам (т.е. тем, которые определяют систему любых других принципов) мы относим оздоровительный, всестороннести и прикладности. Данная классификация принята в теории физической культуры.

Смысл требований оздоровительного принципа состоит в том, чтобы в организации и содержании физкультурно-педагогической деятельности следует исходить из необходимости решения в первую очередь оздоровительных задач, создания условий для укрепления здоровья, формирования представлений о здоровом образе жизни и вовлечения участников этой деятельности в процесс его реализации (Н.А. Баженова, Н.И. Беряков, А.С. Вульфович, А.О. Егорычев и др.).

Требования принципа всесторонности связаны с обеспечением реализации социальных потребностей всестороннего развития человека - интеллектуального, нравственного, физического (М.Я. Виленский, A.M. Воронов, В.В. Вучева, Л.И. Лубышева). Причем, содержание каждого из этих направлений развития должно включать его необходимые и достаточные аспекты. Исходя из этого, физическое совершенствование человека, например, должно включать формообразование тела (физическое развитие), физическую подготовку и владение способами двигательной деятельности (двигательные умения и навыки). В свою очередь, каждый из выделенных базовых аспектов должен иметь свой необходимый и достаточный состав. Например, физическая подготовка предполагает развитие всех базовых двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Принцип прикладности отвечает, условно говоря, на вопрос «для чего» человеку нужны результаты физкультурной деятельности в жизни. Данный принцип можно обозначить как принцип связи с жизнедеятельностью (А.С. Вульфович, В.И. Ильинич, JI.H. Овчинникова, И.В. Павлович, Н.А. Рыбанчук). В этой связи следует подчеркнуть, что физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника направлена не столько на вовлечение учащихся в спортивную жизнь, сколько на участие в формировании двигательной жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Методические принципы физкультурно-педагогической деятельности определяются принципами обучения и воспитания, принятыми и описанными в учебниках по педагогике. В процессе обучения реализуются требования сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прочности. В процессе воспитания реализуются требования вовлечения в деятельность, воспитания через коллектив, гуманизма, преемственности, опоры на положительное. Все эти требования (обучения и воспитания) в полной мере могут быть реализованы в процессе физкультурно-педагогической деятельности. Частных принципов физкультурно-педагогической деятельности не так уж много. В условиях базового физического воспитания и деятельности учителя-предметника, они основополагающего значения не имеют. Например, принцип прогрессирования нагрузки или принцип достижения максимального результата в системе физкультурных занятий.

Говоря о функциях общественных явлений, мы имеем в виду их свойство влиять на человека и его социальные отношения (В.А. Адольф, А. А. Бодал ев, Д.Н. Давиденко, Т.Г. Ольхова). Соответственно, под функциями физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника мы подразумеваем присущие ей свойства удовлетворять социальные потребности базовой физкультуризации человека посредством образования (формирования знаний), обучения (формирование двигательных умений и навыков), воспитания (формирование ценностных ориентаций, установок, потребностей), развития (форм, функций организма).

С учетом выделенных средств, в перечень функций физкультурно- педагогической деятельности можно включить следующие: функцию разработки содержания и обеспечения физкультурного образования, функцию выбора способов двигательной деятельности и организацию обучения им, воспитательную функцию, развивающую функцию (обеспечение нормального хода естественного развития форм и функций, развитие двигательных качеств). Следствием реализации развивающей функции физкультурно-педагогической деятельности является здоровье, а всех вместе - формирование физической культуры и реализация здорового образа жизни как одного из основных элементов общей культуры человека.

Следует отметить, что функции сами по себе не реализуются и автоматически не обеспечивают желаемый результат. Для достижения результатов необходима целесообразная и целеустремленная деятельность, соразмерная с закономерностями функционирования физической культуры (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева). Функции физкультурно-педагогической деятельности могут быть не реализованы вообще, реализованы частично, реализованы в большей мере и реализованы полностью. По-существу - это уровни физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника. От того, на каком уровне будет осуществляться эта деятельность, во многом зависит реализация социального заказа по формированию физической культуры населения.

Различные сферы человеческой деятельности накладывают свой отпечаток на функции физкультурной деятельности в случае, если она вовлекается туда. Так, вовлечение физической культуры в сферу образования, воспитания, в процесс профессионально-прикладной подготовки, лечебно-оздоровительную и адаптивную сферу, специфицирует комплексное проявление функций по содержанию, организации, регулированию й результатам. Этим обусловлена ее «общекультурность» для удовлетворения социальных потребностей (персональных и социальных). Например, информационная функция, нормативная функция, эстетическая функция, интеркоммуникативная функция, оздоровительная функция. Эти общекультурные функции физическая культура реализует (по мере своих возможностей) наряду с другими видами культур, т.е. эти функции присущи не только ей.

В организации физкультурно-педагогической деятельности, прежде всего, следует определить сферы ее осуществления. Такими сферами могут быть школа, семья, социум. В школе объектами организации физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника являются учащиеся, другие учителя, руководители образовательных учреждений. В семье - родители учеников, свои дети, родственники. В социуме - любые другие люди (дети и взрослые). Во всех случаях могут решаться разные задачи физкультурно-педагогической деятельности и использоваться разные способы ее организации - от ситуационного (случайного, одномоментного), до системного (постоянного, последовательного).

В процессе осуществления физкультурно-педагогической деятельности учитель-предметник вступает в определенные деятельностные отношения (в пределах своих функциональных обязательств и уровня компетенции) - в связи с обучением, воспитанием, организацией коммуникаций, консультированием и т.п. Эти отношения регулируются социальными нормами и ограничениями, принятыми в педагогической и физкультурной деятельности.

Социальные нормы определяются государственными приоритетами, правовыми нормами и нормами педагогической деятельности. Формирование физической культуры учащихся является приоритетом государственной образовательной политики государства, в связи с обеспечением здоровья и здорового образа жизни. Реализация этого приоритета невозможна в полной и оптимальной мере без участия педагогов различной специализации (учителей-предметников) в системе совместной деятельности с учителями физической культуры. При этом, учитель-предметник выполняет «свои» функции не подменяя, а добавляя, не дублируя, а расширяя деятельность специалистов физической культуры.

Правовые нормы определяются законами, приказами министерств, соответствующими инструкциями, положениями и распоряжениями, регламентирующими физкультурно-педагогическую деятельность как косвенно, так и прямо. К базовым нормативным документам следует отнести Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «О физической культуре», государственный образовательный стандарт (в части физкультурно-оздоровительной деятельности), Концепцию модернизации российского образования, социальные программы развития, принятые для реализации.

Нормы, регулирующие физкультурно-педагогическую деятельность, учитываются в связи с принятием решения по педагогическим воздействиям, с реализацией методических принципов, с выбором средств и методов по соответствию с возрастными предпосылками занимающихся и уровнем их готовности (физической, психологической), с соотнесением воздействий в системе физкультурной деятельности и других деятельностей в образовательном учреждении.

Ограничения, регулирующие физкультурно-педагогическую деятельность, связаны с ее содержанием (нельзя объять необъятное - по объему, по доступности, по необходимости) и с ее обеспечением (по ресурсу времени, условиям, материально-технической базе, возможностям учителя и учеников). Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника в большей мере является не функционально-обязательной, а социально-необходимой. Поэтому ее регулирование осуществляется каждым учителем самостоятельно (в соответствии с уровнем социальной ответственности) и, в меньшей мере, участниками деятельности - учениками, их родителями, коллегами, руководителями.

Как и любая другая, физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника имеет эталонные (лучшие, показательные, ориентирующие) характеристики. Их целесообразно определить через способности, потребности, отношения и социальные институты (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Ю.И. Евсеев, Л.И. Лубышева, В.Т. Чичикин).

Способности - это объем базовых и дополнительных знаний в сфере физической культуры, а также владение способами деятельности (техническими и технологическими). Состав способов двигательной деятельности (двигательных навыков) соответствует содержанию школьной и ВУЗовской программ.

Состав технологических умений (по проектированию, организации, регулированию, контролю физкультурно-педагогической деятельности) определяется реализуемыми функциями этой деятельности. Такой состав должен быть необходимым и достаточным (И.А. Ковалева, В.П. Лукьяненко, Ф.В. Повшедная, Р.С. Сафин и др.). Потребности учителя-предметника проявляются через ценностные ориентации в физкультурно- педагогической деятельности, через интерес к ней, через внутреннюю мотивацию (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Ю.И. Евсеев, Л.И. Лубышева, В.Т. Чичикин).

Эталонными показателями отношений учителя-предметника в физкультурно-педагогической деятельности можно считать сообразность его действий социальным и правовым нормам, требованиям содержательного и процессуального обеспечения. Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника должна охватывать все необходимые социальные институты - школа, семья, социум. Школа - это ученики, другие учителя, руководители. Семья - это родители учеников, своя семья, сам учитель. Социум - это другие люди, вступающие в физкультурное взаимодействие с учителем.

Анализ теоретических представлений, имеющихся в соответствующих публикациях по обсуждаемому вопросу, позволяет сделать ряд заключений, которые являются необходимыми для разработки концептуальных оснований данного исследования. Прежде всего, следует отметить тот факт, что воспроизводство физкультурной деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности является объективно необходимым социальным действием. Реализация этого действия немыслима без участия в нем всех участников педагогического процесса и, в первую очередь, учителя-предметника. Для того чтобы проявить себя в этом качестве, педагог должен достичь определенной готовности, т.е. обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности.

Главное в понимании социальной роли физкультурно-педагогической деятельности состоит в том, что она является не столько средством обеспечения физических кондиций и развлечений человека, сколько средством его воспитания и социального развития. В этом желаемом социальном смысле физкультурно-педагогическая деятельность включается как составное звено в систему профессионально-педагогической деятельности и является социально-педагогической.

Тем не менее, как показывает анализ имеющихся публикаций, отмечается рассогласование между ними. Основная причина - недостаточно сформированы мотивация и система необходимых физкультурных знаний. Это, несомненно, подчеркивает актуальность проблемы: и с точки зрения информационного обеспечения физкультурно-педагогической деятельности, и с точки зрения наличия знаний как средства мотивации к этой деятельности.

В представлении сущности, функций и организации физкультурно-педагогической деятельности, как показал анализ научной литературы, достаточно много субъективного и многообразного. Обобщение имеющихся данных позволило выделить целый ряд оснований: классификацию ее проявлений, систему реализации, содержание, принципы, функции, организацию, характеристики достижений. Рассмотрение указанных оснований даст возможность, на наш взгляд, определиться (теоретически и практически) в концепции сущности, концепции регуляции, концепции оценки результатов физкультурно-педагогической деятельности в рамках решения проблемы данного исследования.

 

АВТОР: Кузнецов В.А.