13.06.2012 2871

Проектирование теоретической подготовки студентов в общепрофессиональной системе физического воспитания

 

Под проектированием какого-либо процесса (в обсуждаемом случае - процесс теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов) понимается структурирование и оформление содержания этого процесса по определенному алгоритму в соответствии с социальными, теоретическими и предметными основаниями (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, Л.И. Лубышева, A.M. Моисеев, В.А. Сластенин, В.Т. Чичикин).

К социальным основаниям мы относим, прежде всего, требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и целевые ориентации государственной образовательной политики. К теоретическим основаниям следует отнести принципы теории управления, педагогики, теории физической культуры. Предметные основания позволяют структурировать проектируемый процесс с учетом объема выделяемых часов и особенностей содержания теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа.

По критериям необходимости и достаточности, а также практической целесообразности, в составе объектов проектирования процесса профессиональной подготовки вообще и теоретической подготовки в системе физического воспитания, в частности, следует выделить следующие документы: учебный план, учебно-тематический план, тематический план, информационное содержание вопросов, составляющих каждую тему.

Учебный план определяет общий объем учебных часов, состав учебных разделов, ориентировочное распределение часов по разделам. Учебно-тематический план разрабатывается применительно к разделу теоретической подготовки. Он определяет состав тем, объем учебных часов на каждую из них и последовательность их прохождения. Тематический план конкретизирует состав вопросов в пределах каждой темы. Разработка выделенных объектов (в их соотношении по структуре и содержанию) характеризует процесс проектирования теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов ВУЗов.

Общий объем часов физического воспитания студентов, как компонента общепрофессиональной подготовки, в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования (по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - ГСЭ. Ф. 02), равен 408 учебным часам. Они могут быть реализованы в рамках 1, 2, 3 курсов или 1, 2, 3, 4 курсов. Из этого объема существующий учебный план (программа 2000 г.) предусматривает выделение на теоретический раздел 26 часов и на дополняющий его методико-практический - 36 часов, что составляет соответственно 6 % и 9 %, а в сумме -15%.

Уточнение объема учебных часов, необходимых и достаточных для осуществления процесса теоретической подготовки студентов ВУЗов в системе неспециального физического воспитания, было осуществлено по принципу «снизу - вверх». Вначале был разработан (по теоретическим основаниям, представленным в предыдущем разделе диссертации) состав предполагаемых для изучения тем. Затем, на основе метода научной редукции, экспертного метода, метода фактологического анализа опыта (своего и других) работы, был определен состав вопросов по каждой теме, обеспечивающие их содержание.

Разработка информационного содержания каждого вопроса в каждой теме позволило определиться в ориентировочном объеме учебного времени, необходимого для изучения той или иной темы. С учетом педагогической целесообразности и особенностей информационного содержания вопросов, для каждой темы были определены организационные формы учебного процесса в связи с теоретической подготовкой студентов в системе физического воспитания (лекции, практические занятия) и их распределение по семестрам обучения. При этом мы исходили из практики организации кафедрой процесса физического воспитания студентов в рамках 1, 2, 3 курсов. Далее по тексту представлен перечень тем и составляющих их содержание вопросов, разработанной нами программы, как вариант тематического плана теоретической подготовки студентов ВУЗов не физкультурных специальностей в системе физического воспитания, разработанного нами.

1. «Физическая культура как вид культуры и родовая деятельность». Вопросы: функции физической культуры, индивидуальные и социальные показатели, базовые понятия, физкультурные потребности и способности, ценности физической культуры; цели, задачи, принципы физкультурной деятельности; субъекты, объекты, средства, направления, условия, система физкультурной деятельности; связь физкультурной деятельности с другими родовыми видами деятельности.

2. «Физическая культура в системе здорового образа жизни». Характеристика, нормы, мониторинг физического состояния человека. Возможности профилактики и коррекции физического состояния человека (релаксация, осанка, дыхательная и суставная гимнастика, закаливание, гимнастика глаз, самомассаж). Совершенствование функциональных возможностей средствами физической культуры. Физическая культура в различные периоды жизни человека. Двигательная активность и двигательный режим учащихся и факторы их определяющие.

3. «Основы экологического туризма». Туризм как средство физической культуры. Виды туризма. Правила поведения, техника безопасности в туристических походах и экскурсиях. Снаряжение и обеспечение туристических мероприятий. Разработка маршрутов и порядка похода. Правила ориентирования и преодоления препятствий. Хозяйственная деятельность в туристическом походе.

4. «Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника». Цели физкультурно-педагогической деятельности, характеристика компонентов физкультурно-педагогической деятельности (субъект, объект, средства, процесс, условия, среда, процесс, система), принципы, функции, организация, контроль, эталонные показатели, правовое регулирование физкультурно-педагогической деятельности и ее информационное обеспечение.

5. «Учебный предмет «Физическая культура» и межпредметная интеграция в условиях общеобразовательного учреждения». Цели, задачи, содержание образовательных программ по физической культуре, требования к учащимся, функции учителя физической культуры и руководства образовательного учреждения по организации системы физического воспитания учащихся. Связь содержания учебного предмета «Физическая культура» с сопряженными по содержанию другими учебными предметами. Направления физического воспитания учащихся.

6. «Эстетика и атрибутика физкультурно-спортивной деятельности». В содержание данной темы были включены вопросы: эстетические ценности физической культуры (физическое совершенство, красота движений, эстетика соревновательной среды и ее организация), средства (фильмы, телевидение, музыка, изобразительное искусство), спортивная атрибутика, эстетика спортивной одежды и снаряжения.

7. «Основы агитационно-пропагандисткой деятельности по физической культуре». Средства, формы, система, организация, традиции, ритуалы, моделирование. Особенности этой деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.

8. «Сценарии и режиссура физкультурно-спортивных мероприятий».

9. «Организация, проектирование, регулирование и контроль физкультурно-педагогической деятельности в образовательном учреждении». Оценка физического состояния. Технология использования ОРУ, подвижных игр, эстафет. Разработка содержания физкультурных занятий различной направленности и их проведение. Профилактика и коррекция осанки. Основы судейства в спортивных играх.

10. «Здоровье учителя и его сохранение». Компоненты здоровья и их характеристика. Неблагоприятные факторы профессиональной деятельности учителя, влияющие на состояние здоровья. Контроль состояния здоровья. Возможности профилактики и устранения отклонений в состоянии здоровья средствами физической культуры.

11. «Основы семейной физической культуры». Варианты систем семейной физической культуры. Обязанности родителей по формированию физической культуры детей. Физическая культура дома. Инвентарь, одежда. Возможности воспитательного воздействия физической культуры.

12. «Психолого-педагогические основы взаимодействия в процессе физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника». Формирование интереса к физической культуре. Стили общения. Виды и содержание педагогических коммуникаций в связи с физкультурной деятельностью. Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника в системе социальных отношений: учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-руководитель ОУ, учитель - родители. Социальные функции физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника, классного руководителя, руководителя образовательного учреждения.

13. « Основы экономической деятельности в сфере физической культуры». В содержание данной темы были включены вопросы: экономические отношения, базовые документы (смета, договор, расчет, заявка), источники финансирования (меценатство, спонсорство, бюджет, социальные программы, фонды), товары и услуги в сфере физической культуры (номенклатура, производство, стоимость, качество), менеджмент физкультурно-педагогической деятельности (положение о соревнованиях, организация физкультурно-спортивных команд и их участия в мероприятиях).

Экспериментальный учебно-тематический план теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа. Разработка состава тем, состава вопросов каждой из них, информационного содержания вопросов, позволило сформировать учебно-тематический план теоретической подготовки студентов не физкультурных ВУЗов в системе физического воспитания. Информационный объем вопросов каждой темы вначале определялся по принципу максимума, т.е. вопрос раскрывался без ограничений по объему учебных часов. Затем информационный объем содержания каждого вопроса уточнялся на основе принципа удовлетворения по критериям необходимости и достаточности.

Содержание вопросов тем подвергалось разнообразной экспертизе. В качестве экспертов использовались преподаватели ВУЗов (ведущих теоретический курс), студенты (на основе обратной связи в эксперименте), автоэкспертиза (на основе анализа мнений экспертов и студентов). Достаточно объемная и скрупулезная работа в этом направлении позволила сформировать ориентировочные объемы затрат учебного времени на каждую тему. Отработка тематического содержания и ориентирующих затрат учебного времени, в свою очередь, позволило уточнить (перераспределить) объем аудиторных часов учебного плана, выделяемых на теоретическую подготовку в системе физического воспитания в рамках общего объема часов (408 часов).

Экспериментальный объем аудиторных часов обозначен в учебном плане без скобок, а предлагаемый ранее - в скобках.

Экспериментальный вариант учебного плана предусматривает увеличение раздела собственно теории с 26 до 42 часов. Увеличение составляет 16 часов, или 6 % от исходного объема часов. Такое увеличение было осуществлено за счет сокращения объема времени планируемого программой на контрольные мероприятия. Общий объем теоретического раздела (теория плюс технология) составил 78 часов, что составляет 19,5 % от общего объема учебных часов (408 часов).

Следует отметить, что примерно такие же показатели (определенные нами по результатам собственных исследований) увеличения объема учебных часов на раздел теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей априори были предложены в ряде исследований.

Опыт нашей педагогической деятельности и опрос преподавателей кафедр физического воспитания показал, что увеличение объема учебных часов на теоретическую подготовку, за счет сокращения раздела контрольных мероприятий, не сказывается на их содержании, достаточности объема и качестве осуществления в процессе физического воспитания. Все другие объемы учебных часов остались без изменения. Изменилось лишь содержание технологического раздела с учетом требований принципа профилизации.

С целью выявления меры адекватности содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗа, был проведен фактологический анализ показателей реализуемой ранее и экспериментальной программ.

Выделенные оценочные суждения были приняты всеми экспертами, опрошенными нами в ходе исследования. Это дает основание утверждать большую меру адекватности содержательного обеспечения теоретического раздела экспериментальной программы по отношению к реализуемой ранее. Выделенные нами критерии можно рекомендовать для экспертизы содержательного обеспечения образовательных программ общепрофессиональной подготовки студентов ВУЗов.

Проведенное теоретическое исследование по моделированию и проектированию теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей послужило основанием для организации экспериментальной деятельности в рамках задач настоящего исследования.

 

АВТОР: Кузнецов В.А.