13.06.2012 4271

Педагогические условия по реализации программы сопровождения старшеклассников с девиациями в поведении

 

В современный период возникла острая необходимость в создании моделей, программ и технологий по предупреждению девиантного поведения старшеклассников. После изучения проблемы предупреждения девиантных форм поведения у учащихся старших классов посредством совместной педагогической деятельности общеобразовательной школы и общественных организаций нами была разработана модель и программа предупреждения отклонений в поведении школьников, которая основывается на комплексном педагогическом сопровождении. Но, необходимо отметить, что для ее осуществления и внедрение в воспитательно - образовательный процесс, необходимо соблюдение ряда педагогических условий, с помощью которых предупреждение и профилактика отклонений в поведении будут более успешными.

Специалистам, работающим со старшеклассниками по программе педагогического сопровождения посредством совместной педагогической деятельности общеобразовательных и общественных организаций, а также по организации досуговой деятельности школьников, прежде всего необходимо направить свою деятельность в ряд основополагающих аспектов.

1. Изучение личности и индивидуальности старшеклассников, их семей и выявление факторов и условий, влияющих на их поведение (психолого- педагогическая диагностика).

2. Важным направлением является и работа по позитивному изменению внутрисемейных отношений:

а) создание условий по оздоровлению семейных отношений, влияющих на старшеклассников;

б) создание условий по укреплению отношений «родитель - старший подросток»;

в) создание условий по психолого - педагогическому образованию родителей старших школьников с девиантным поведением.

3. Формирование позитивного отношения специалистов общеобразовательных учреждений и общественных организаций к девиантным старшеклассникам:

а) создание условий по оздоровлению отношений специалистов современного общеобразовательного учреждения и девиантных старшеклассников;

б) создание условий по оказанию необходимой помощи в педагогическом самосовершенствовании специалистов.

4. Изменение отношения старшеклассников к себе:

а) создание педагогических условий для формирования положительной «Я-концепции»;

б) создание условий для формирования объективной самооценки старшеклассников;

в) создание педагогических условий для формирования нравственных и духовных ценностей и потребностей старших школьников;

г) создание условий для формирования адекватной социальной роли.

5. Изменение отношения старшеклассников к окружающим:

а) создание педагогических условий для формирования способности к пониманию и переживанию состояний и интересов других;

б) создание условий для формирования критического, но доброжелательного отношения к восприятию достоинств и недостатков окружающих;

в) создание педагогических условий для адекватного и равноправного общения с окружением;

г) создание педагогических условий по предотвращению конфликтных ситуаций.

6. Создание педагогических условий для формирования организаторских и лидерских навыков у старшеклассников.

7. Изменение отношений старшеклассников к реальности:

а) создание условий по укреплению волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам и бедам;

б) создание условий по формированию оптимизма;

в) создание педагогических условий по приобретению навыков преодоления трудностей и преград;

г) создание условий по формированию здорового образа жизни.

8. Формирование у старшеклассников умений по самоорганизации своего свободного времени.

Немаловажным педагогическим условием в сопровождении является разработка рекомендаций для повышения результативности профилактических мероприятий со старшими школьниками в общеобразовательном учреждении и общественных организациях.

При реализации программы по предупреждению и профилактике девиантного поведения старшеклассников в совместной деятельности общеобразовательной школы и общественных организаций является соблюдение следующих психолого - педагогических компонентов (условий):

1. Проведение социально-педагогической диагностики - комплексный процесс исследования социального явления, распознание или изучение причинно- следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Реализация этого компонента помогает определить уровни девиантного поведения, в результате чего выявляются группы старшеклассников, имеющих девиантные поведенческие реакции, с которыми необходимо провести коррекционно-адаптационную работу, включающую превентивные мероприятия, которые бы способствовали преодолению девиантных форм поведения и повышению общей культуры учащихся старших классов.

Важным педагогическим условием педагогического сопровождения является привлечение старшеклассников к участию в предлагаемых формах работы, при этом особое внимание должно уделяться подросткам с явными девиантными поведенческими реакциями.

Специалистам, работающим с данной категорией школьников, необходимо соблюдение трех основных направлений социально-педагогической и психолого-педагогической работы:

- социально-педагогическая, психологическая, коррекционная и образовательная работа с семьями старших подростков с девиантным поведением;

- психолого-педагогическая работа со специалистами общеобразовательных учреждений и общественных организаций;

- педагогическая, психологическая и превентивная деятельность непосредственно со старшеклассниками с девиантным поведением.

2. К важным педагогическим условиям относится и педагогическая коррекция - это деятельность по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам. Социальная и психолого - педагогическая адаптация старшеклассников - двусторонний процесс, в ходе которого субъект испытывает воздействие со стороны социальной среды, но и сам может воздействовать на нее.

Социально-педагогическая работа по профилактике и коррекции девиантного поведения старшеклассников должна осуществляться одновременно и непрерывно по всем трем направлениям. В профилактико-коррекционную деятельность общеобразовательных учреждений и общественных организаций должны вовлекаться: школьный психолог и психологи учреждения социальной защиты населения, педагоги, специалисты общественных организаций, родители и старшие школьники.

Большое место необходимо отвести педагогической работе с семьями старшеклассников. По мнению большинства отечественных и зарубежных психологов и педагогов, важнейшим условием формирования личности девиантных старшеклассников в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье и низкий уровень правовой культуры родителей, которые часто приводят к эгоцентризму, вседозволенности, хамству и другим негативным качествам. Весьма часто искажение нравственной атмосферы бывает связано с антиобщественным, асоциальным или аморальным поведением родителей. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг старшеклассника создают любящие и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной психолого- педагогической культурой родители. К ним можно отнести недостаток внимания и непонимание старшеклассника со стороны родителей, взаимное неумение найти общий язык в общении, неуважение родителями его индивидуальности, его желаний и т.п. Поэтому основными задачами профилактико-коррекционной работы с семьями девиантных старшеклассников являются:

- оздоровление семейных отношений, влияющих на старшеклассника;

- укреплению отношений родителей и старшеклассника;

- психолого-педагогическое образование родителей.

Для достижения этих задач в общеобразовательных учреждениях и общественных организациях должна проводиться работа с семьями данной категории школьников. По этому направлению профилактико-коррекционной работы необходимо соблюдение следующих этапов:

- анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке;

- организация и проведение лекций по конкретным, необходимым родителям темам по проблемам воспитания, а также возрастной и педагогической психологии;

- организация и проведение психологических тренингов и ролевых игр для родителей и т.д.

Значимым педагогическим условием является выявление круга потребностей родителей в психолого-педагогической помощи, а также определение имеющихся достижений в семейном воспитании и выяснение, в какой помощи нуждаются родители. В рамках профилактико-коррекционной работы необходимо использовать: консультации по темам особенностей воспитания; проведение индивидуальных бесед с родителями; изучение и анализ сведений, собранных по каждой семье; составление плана психолого-педагогических и правовых лекций для родителей; планирование работы с родителями старшеклассников.

В итоге такой деятельности выявляются следующие особенности и недостатки воспитания в семьях: высокая выраженность эмоционального отторжения в отношениях «старший подросток - родители»; непринятие родителями старшеклассника его психовозрастных особенностей, проблем; авторитаризм родителей; враждебное отношение родителей к старшекласснику; негативная установка на жизнедеятельность; эмоциональная несдержанность по отношению к старшекласснику; непоследовательный стиль воспитания; негибкость воспитательных мер; незнание родителями своего ребенка, непонимание его поведения, возрастных особенностей формирования личности; неумение родителей пользоваться психологическими и педагогическими приемами воспитания: недостаточный уровень владения знаниями в области правильного воспитания и др.

На основе выявленных данных и анализа потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке совместно со специалистами общеобразовательных учреждений и общественных организаций составляются: программа лекций по возрастной и педагогической психологии; блок лекционных замятий по правильному воспитанию; программа психологических тренингов для родителей; программа патронажной работы с семьями девиантных старшеклассников.

Еще одно важное педагогическое условие по реализации программы педагогического сопровождения старшеклассников с девиантными формами поведения - это направление коррекционно - педагогической работы со специалистами как школы, так и общественных организаций:

- реконструкция взаимоотношений педагогов и девиантных старшеклассников, принимавших участие в эксперименте;

- формирование позитивно направленной деятельности старшеклассников;

- оказание специалистам необходимой помощи в педагогическом самосовершенствовании и повышении навыков работы с данной категорией школьников.

Главной целью взаимодействия педагогов и старшекласников с девиантным поведением должно выступать обеспечение возможности личностного роста; развитие индивидуальных социально значимых черт старших школьников; организация досуга старшеклассников с учетом их желаний, интересов и потребностей; развитие независимости, самодисциплины, самоорганизации свободного времени.

При взаимодействии со старшеклассниками педагогам желательно использовать следующие способы: диалог, признание личности старшеклассников, партнерские отношения между педагогами и молодыми людьми.

Как важное педагогическое условие следует отметить педагогическую тактику, используемую в процессе превенции. Это - сотрудничество, признание приоритетов и потребностей старшеклассников, создание условий для самореализации творчества субъектов взаимодействия.

Результатом взаимодействия выступает преодоление и превенция девиантного поведения старшеклассников, формирование просоциального поведения, самоусовершенствование молодежи путем целенаправленной деятельности по правильному воспитанию.

В помощь специалистам по формированию позитивно направленной деятельности девиантных старшеклассников нами были определены следующие позиции: включение девиантных старшеклассников в социально значимые виды деятельности, где содержится «ситуация успеха»; создание необходимых условий для нормальной реализации потребностей общения и самоутверждения несовершеннолетних. Оказывая специалистам необходимую помощь в педагогическом самосовершенствовании, необходимо стремиться развить у них некоторые педагогические качества, повысить креативность, помочь в установлении доверительных отношений со старшеклассниками. Работа со специалистами должна включать следующие моменты:

- совместное наблюдение за изменениями в поведении девиантных старшеклассников и анализ полученных данных;

- развитие навыков педагогического общения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения;

- развитие педагогического воображения, интуиции и импровизации.

Все занятия со специалистами важно разделить на два цикла:- занятия, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных приемов, приобретению навыков управления общением; упражнения по овладению своей системой общения в заданной педагогической ситуации.

3. Особым и важным педагогическим условием в экспериментальной работе на данном этапе важно отвести социально-педагогической работе по профилактике и коррекции девиантного поведения старшеклассников. Решение каждой из задач деятельности является основной работой по коррекции и профилактике девиантного поведения старшеклассников в общеобразовательных учреждениях и общественных организациях.

Коррекционное воздействие нужно рассматривать как стимулирование и исправление поведенческих девиантных реакций старшеклассников путем организации такого воспитания, где стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, формирование определенных ценностных ориентаций, создание положительного эмоционального фона отношений в микросоциуме. Используемые коррекционные воздействия необходимо направить на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное и опираться на него, а также на смену ведущих мотивов, укрепившихся в сознании старших школьников. Они должны изменить позиции, интересы и ценности старшеклассника, создать предпосылки для воспитания всесторонне развитой личности как физически, так и нравственно. Их цель - закрепить в сознании девиантных старшеклассников нравственные ценности, общественно принятые правовые нормы и интересы, стремление к полезной самоорганизации досуга. Непосредственно должна вестись работа по направлениям:

Главным педагогическим условием и задачей коррекции отношения к себе является достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Этому в наибольшей степени способствует максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности, реставрация и коррекция подавленной натуры, укрепление адаптивности. Реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, антиконформности, антивнушаемости, адаптивности, реставрация чувства собственного достоинства. Коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями. Коррекция полоролевого самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.

Вторым педагогическим условием и одновременно направлением должна стать коррекция отношения к другим.

Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, реставрация альтруистической ориентации личности. Приобретение Навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии.

Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыков самозащиты.

И третье педагогическое условие - коррекция отношения к реальности (жизни). Приобретение навыков правильного в правовом отношении поведения, выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград. Преодоление омраченности и невежества по отношению к жизни, коррекция неадекватного образа жизни.

Основным социально-педагогическим и психологическим вопросом профилактики и коррекции девиантного поведения старшеклассника является создание психологически обоснованной системы воздействия на личность с целью изменения ее направленности, искоренения антиправовых установок, вредных привычек, приобретения новых знаний, умений, навыков.

Организуя в объединении старших школьников игровое взаимодействие, развивающее рефлексию, самоорганизацию, самовоспитание и самообразование старшеклассников, необходимо создать ситуации успеха данного развития, особую среду общения, которая выступает средством формирования общественно значимых норм и правил поведения.

Потребность старшеклассника быть субъектом, чувствовать себя активной личностью заключается в стремлении быть непохожим на других, обнаруживать свою уникальность, самостоятельность поведения, ощущать при этом свою значимость для окружающих, стремиться к участию в совместных действиях, быть признанным коллективом, все это содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

Совместная деятельность школы и общественных организаций должна щ быть направлена на формирование коллектива, а также получение знаний, умений и навыков по самоорганизации своего свободного времени и состоять из трех этапов. Из подросткового сообщества важно выявить лидеров для дальнейшей работы и помощи в организации различных форм взаимодействия.

На первом этапе нужно выявить старшеклассников-лидеров, которых необходимо обучить навыкам по рациональному использованию свободного времени и умению правильно организовать себя и свой досуг.

На втором этапе работу нужно направить на сплочение коллектива, умение старшеклассников-лидеров помочь в освоении навыков по самоорганизации остальных членов коллектива, используя личный пример, ситуационно-ролевые игры, упражнения.

На третьем этапе в группе старшеклассников, получивших навыки по самоорганизации свободного времени, способных формировать коллективное социально значимое действие, а, следовательно, контролировать, анализировать и корректировать свои действия, моделировать свою деятельность в соответствии с морально-нравственными нормами коллектива и общества, важно заметить изменения в поведении и способность в формировании одобряемых форм поведения.

В процессе коррекционно-профилактической работы педагогами последовательно должна передаваться часть функций по руководству коллективом старшеклассникам-лидерам, а активное включение всех участников в жизнь коллектива даст возможность проявить личностные качества каждому. Это приведет к изменению ценностных ориентаций, к снижению эмоциональной напряженности, внутренней конфликтности, агрессии, к формированию коммуникативных и организаторских склонностей, адекватной самооценки, к проявлению творческого потенциала старшеклассников в коллективной деятельности.

Одним из педагогических условий и способов работы является формирование коллективного мнения. При этом усилия должны быть направлены на выработку общественных ценностных суждений, установок, мнений на коррекцию индивидуальных самооценок деструктивных лидеров.

Формирование у девиантных старшеклассников таких черт личности как честность, ответственность, независимость будет способствовать их самоутверждению в коллективе и обществе, в своем собственном мнении, в понимании своей значимости для окружающих.

В работе необходимо использовать следующие методы, направленные на исправление девиантного поведения личности старшеклассника, предложенные А.И. Кочетовым:

- методы разрушения отрицательного типа характера, к ним можно отнести (метод «взрыва» и метод реконструкции);

- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление достоинств и недостатков, переориентировка самосознания, переубеждения, прогнозирования отрицательного поведения);

- методы перестройки жизненного опыта (предписания, ограничения, переучивания, переключения, регламентации образа жизни);

- метод предупреждения отрицательного и стимулирование положительного поведения (поощрения и наказания, соревнования, положительной перспективы);

- репетиция поведения (данный метод проходит в форме тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания правовых ситуаций).

При реализации методов в коррекционной работе со старшеклассниками, имеющими отклонения в поведении, важно использовать совокупность приемов, позволяющих оказывать внешнее побуждение, изменять взгляды, мотивы и поведение старшеклассников. Данная группа приемов связана с организаторской деятельностью педагогов, направленной на изменение ситуации вокруг подростка. К ней можно отнести:

- инструктирование (при выполнении творческого задания, педагогом должны быть установлены правила общения и поведения старшеклассников, это помогает снять негативные моменты общения, защитить «статус» всех участников);

- распределение ролей (необходимо распределить работу в соответствии с уровнем владения знаниями, умениями, навыками, необходимыми при выполнении задания);

- коррекция позиций (необходимо тактично изменить мнения, принятые роли, образы, снижающие продуктивность общения и препятствующие выполнению творческих заданий);

- самоотстранение педагогов (они самоустраняются от руководства процессом или же становятся его участником, а ребята самостоятельно занимаются творческим делом);

- распределение инициативы (создаются равные условия для проявления инициативы всеми ребятами);

- обмен ролями, при котором педагоги передают свои функции активу или же отдельному старшекласснику;

- созидательные (проявление доброты, заботы, внимания); просьба, поощрение.

Методы, направленные на формирование правильного поведения, - убеждение и личный пример; доверие; моральная поддержка, укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственное упражнение.

Стимулирующие приемы: опосредование, фланговый подход, активизация сокровенных чувств старшеклассников. Косвенные и тормозящие приемы: констатация поступка, осуждение, наказание, предупреждение, проявление возмущения.

Положение старших подростков в нашей стране в настоящее время является весьма тревожным, это обусловлено ростом проблем в сфере семейной жизни; растет количество правонарушений; широко распространены такие отрицательные явления как алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В современный период в практической работе со старшеклассниками, проявляющими девиантные формы поведения, нет четкой программы, модели, технологии по профилактике и коррекции их поведения.

После проведенной экспериментальной работы и анализа полученных данных нами была разработана программа и модель профилактической работы с данной возрастной категорией, склонной к девиантному поведению, путем совместной целенаправленно организованной педагогической деятельности общеобразовательной школы и общественных организаций.

Мы пришли к выводу, что в настоящее время наблюдается прогрессирующая тенденция непрерывного роста числа старшеклассников с отклоняющимся поведением, что ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение путем совместной деятельности школ и общественных организаций. Предложенная программа и модель комплексного педагогического сопровождения направлена на позитивные изменения в поведении девиантных старшеклассников.

 

АВТОР: Кураева Д.А.