13.06.2012 10675

Особенности, специфика и этапы организации педагогического сопровождения старшеклассников в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и общественных организаций

 

История организации первых служб сопровождения имеет длительный характер.

В частности, например, в США в настоящее время выделяется три уровня функционирования школьной службы, работающей с целью педагогического сопровождения старшеклассников с девиантными формами поведения. На первом проводится главным образом тестирование с целью классификации учащихся для педагогической помощи и сопровождения, направленных на исправление проявляемых девиантных форм поведения. На втором работа направлена как на тех учащихся, которым необходима педагогическая помощь и педагогическое сопровождение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные поведенческие проблемы. Третий уровень предполагает прямую психолого - педагогическую помощь всем нуждающимся в ней старшим учащимся и консультацию персонала школы по вопросам развития школьников различных возрастных групп.

Во Франции в последние годы обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цель этой системы - предупреждать школьную неуспешность, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать подростком, проявляющим девиантные формы поведения, интегрироваться в общий поток учащихся, содействовать их общеобразовательному и профессиональному росту, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов народного образования.

Различные педагогические и психологические службы школы в большинстве стран Восточной Европы функционируют в форме психолого- педагогических районных либо областных центров или консультаций. Эта служба является неотъемлемой составной частью системы народного образования и воспитания подрастающего поколения - подростков и юношества. Основное содержание таких служб - помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, помощь в решении поведенческих проблем и проблем профессиональной ориентации. Доминирующая функция консультанта, например, в Чехии и Словакии заключается в психолого - педагогической диагностической деятельности. Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации.

Понятие сопровождения выросло из глубин педагогики. Мысль о необходимости «сопровождения развития» как очевидная высказывается современными педагогами, развивающими идеи «педагогики успеха». «Под сопровождением, - пишут авторы понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора». По их мнению, сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы (в частности, в поведении подростков и старшеклассников); информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Другие исследователи под сопровождением понимают взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого.

H.Л. Коноваленко рассматривает точку зрения, в которой под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Концептуальные представления о системе психолого-педагогического сопровождения, а также накопленный опыт практической работы со старшеклассниками, проявляющими девиантные формы поведения, обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в апреле 1998 г. в Санкт-Петербурге. Комплексность и совместная работа общественных и общеобразовательных организаций утверждается как главный принцип педагогического сопровождения старшеклассников, проявляющих девиантные формы поведения. При этом отмечаются определенные противоречия комплексного подхода. К ним, например, относятся:

- нехватка квалифицированных кадров;

- отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем;

- слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения;

- подмена сопровождения, ориентированного на разрешение реальной поведенческой проблемы, просвещением, направленным на повышение потенциального уровня психолого-педагогической культуры общества; несогласованность диагностического аппарата и т.д.

На наш взгляд, среди указанных трудностей особое место должны занимать вопросы четкого согласования деятельности команды специалистов разного профиля, в том числе психологов, педагогов, социальных и медицинских работников, и разграничения сферы компетенции каждого из них.

Е.И. Казакова считает, что исходным положением для формирования теории и практики комплексного педагогического сопровождения стал системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Ряд исследователей в педагогическом сопровождении развития старшеклассника считают важным положение о том, что носителем проблемы развития девиантного поведения подростка в каждом конкретном случае выступает и сам старшеклассник, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка. Шипицына подразумевает под педагогическим сопровождением комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения.

По нашему мнению, основными принципами сопровождения старшеклассников с проблемами в поведении в условиях совместной жизнедеятельности образовательного учреждения и общественной организации являются:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого старшеклассника, проявляющего девиантные формы поведения, «на стороне подростка»;

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

- стремление к автономизации.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости развития самостоятельности старшеклассника в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика педагогического сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер.

Ответственность за решение в поле проблем поведения остается за старшеклассником, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у подростка родителей или некомпетентности дружеского окружения старшеклассника), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем старшеклассник, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: старшеклассник и его родители; педагоги; близкое окружение. На разных стадиях развития проблем в поведении старшеклассников специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.

«На стороне подростка». Принцип отражает базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития подростка выступает не только социальное окружение или природный генотип старшеклассника, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях подросток часто бывает не прав. Очень часто на его стороне только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию в поведении старшеклассника с максимальной пользой для него.

Непрерывность сопровождения. Подростку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблем в поведении. Специалист сопровождения прекратит поддержку старшеклассника только тогда, когда поведенческая проблема будет решена или тенденция решения будет очевидна. Этот принцип означает также и то, что подростки, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной подросток, старшеклассник в системе специального образования, подросток-сирота и т.д.) будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Автономность. Один из самых сложно реализуемых принципов педагогического сопровождения старшеклассников, проявляющих девиантные формы поведения. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства школы или педагогов школы, или же общественной организации на те или иные рекомендации центра.

Анализируя сущность понятия педагогического сопровождения, необходимо остановиться на близких понятиях, таких как, «обеспечение», «помощь», «поддержка». Использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако, лексически - это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего». Теорию «педагогической поддержки», как третьего компонента, вместе с «обучением» и «воспитанием» разрабатывает лаборатория учеников О.С. Газмана.

По мнению О.С. Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки (помощи в преодолении девиантных форм поведения старшеклассников). Предметом педагогической поддержки является процесс совместного со старшеклассником определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем в поведении, мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Ключевое слово теории педагогической поддержки - проблема сопровождаемого.

Считаем, что основными принципами обеспечения педагогической поддержки старшеклассников с девиантным поведением могут быть следующие:

- согласие старшеклассника на помощь в преодолении проявляющихся девиантных форм поведения;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности старшеклассника;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способности старших подростков самостоятельно преодолевать трудности;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность (анонимность);

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа «не навреди»;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату педагогического сопровождения старшеклассников в совместной деятельности общеобразовательной школы и общественных организаций.

Схематично это можно представить следующим образом. Для теории педагогического сопровождения очень важным является разграничение методов предупреждения проблем в поведении старшеклассников и коррекция проблемы. Это разграничение может быть построено на основе анализа трех параметров.

Первый параметр выделяет момент действия в отношении времени развития проблемы. Действие может предприниматься до, во время или после появления проблемы в поведении старшеклассника. На стадии, предшествующей появлению проблемы, обычно разрабатываются общестратегические программы. Противоположностью выступают моменты, когда проблемы уже полностью > сформировались или даже вышли из-под контроля, эти ситуации требуют немедленной работы по коррекции. Между этими двумя полюсами располагается деятельность по общей профилактике.

Инициативы, сфокусированные на ранних этапах возникновения проблем, обычно нацелены на широкие целевые группы и могут быть адресованы, например, всем старшеклассникам, находящимся в данном образовательном учреждении или общественной организации, или всем детям школьного возраста. По мере развития проблемы в поведении действия становятся конкретнее, а целевая группа - специфичнее.

Второй параметр характеризует основной фокус в общем превентивном вмешательстве, его задача - повлиять на изменения в самом человеке (личиостно-ориентированная профилактика девиантного поведения) или на систему, в рамках которой он действует (системно-ориентированная или структурно- ориентированная профилактика девиаций в поведении).

Третий параметр характеризует природу действия. Проблемы предупреждаются путем сокращения недопустимых типов поведения (оборонительная стратегия) или путем предложения новых вариантов поведения (наступательная стратегия).

Процесс сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

- проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей;

- информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему;

- обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения;

- оказания сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными.

Важно отметить, что направленность современных образовательных учреждений и общественных организаций, занимающихся совместной деятельностью, связанной с преодолением у старшеклассников проблем в поведении, ориентирована на обеспечение двух согласованных процессов:

- индивидуальное сопровождение старшеклассников в образовательных учреждениях, с которыми общественная организация заключает договор о совместной работе;

- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы поведения старшеклассников, характерной не для одного ученика, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение старших подростков в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем школьникам, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому, «заявительному» сопровождению, в логике которого общественные и образовательные организации (или соответственные службы) работают только с теми школьниками, по поводу которых обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется школами и общественными организациями в нескольких направлениях:

- участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития положительного поведения старших школьников;

- проектирование новых типов образовательных учреждений (например, школа индивидуального обучения и т.д.), в которых нуждаются подростки и старшеклассники;

- создание профилактико - коррекционных программ, направленных на преодоление проблем в поведении, характерных для многих детей старшего школьного возраста. Такими программами могут быть «Подростки и наркотики», «Дети улицы» и т.д. Эти программы проектируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

Выделим основные этапы процесса сопровождения.

Диагностический этап. Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. Ha этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель поискового этапа - сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим школьником (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам школьник, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности - одна из важнейших задач правильно организованного процесса педагогического сопровождения.

После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у школьника, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана как педагогу, так и старшекласснику. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов - психологов, медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы в поведении старшеклассников. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в детском учреждении.

Нам хотелось бы отметить, что приоритетным видом социально-педагогического проектирования выступает разработка проектов в содружестве с конкретной школой и конкретной общественной организацией, группой педагогов и т.д., то есть не только проблемная, но и адресно-направленная программа.

Рассмотрев и проанализировав исторический аспект изучения проблемы, а также теоретические основы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, проявляющих девиантные формы поведения, мы можем сделать следующие выводы:

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем такую форму организации обучения, воспитания и развития школьников, при которой основными субъектами взаимодействия будут являться родители, педагоги и ближайшее окружение старшеклассников.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения старшего подростка, проявляющего девиантные формы поведения, будет являться развитие его личности в рамках социальной адаптации ее к условиям окружающей среды.

Ведущими в организации педагогического. сопровождения являются принципы рекомендательного характера, принципы непрерывности, мультидисциплинарности, автономности сопровождения.

При организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, проявляющих девиантные формы поведения, следует соблюдать последовательность следующих этапов: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный.

Ведущим лицом в системе психолого-педагогического сопровождения являются специалисты как общеобразовательных школ, так и общественных организаций, которые должны обладать знаниями не только в области специальной педагогики, но и в области возрастной и специальной психологии, возрастной и общей педагогики и других наук.

Обобщив вышеперечисленные выводы, мы пришли к заключению о том, что необходимо рассмотреть проблемы личности старшего школьника в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Основной целью системы организации психолого-педагогического сопровождения является развитие личности путем создания равновесия в самосознании, деятельности и общении школьника, для чего следует изменить, прежде всего, условия, в которых у него проявились проблемы в поведении. Подобрать индивидуально приемлемую среду развития позитивного поведения и социализации, адаптировать ее применительно к индивидуальным особенностям школьника. Создать в ней «поле возможностей» развития личности старшеклассника, то есть среду индивидуального и социального пространства, помогающую раскрыть скрытые возможности школьника с учетом возрастной специфики и индивидуальных отличий.

Одной из таких теоретических основ психолого - педагогического сопровождения следует считать развитие представлений о личностной адаптации сопровождаемого школьника.

Термин «личностная адаптация» в литературных источниках встречается достаточно часто, но трактуется различными авторами весьма противоречиво. Большинство авторов избегают употребления этого термина, предпочитая говорить о социально-психологической или социально-психической адаптации. В первую очередь, это явления психического уровня, отличные от уровней социального и физиологического. В центре психической регуляции находится личность с ее многообразными свойствами. Далее к психической адаптации следует отнести процессы и явления, обусловленные экстремальными факторами. Иными словами, под психической адаптацией следует понимать психическую регуляцию в экстремальном состоянии личности. Также под психической адаптацией следует понимать процессы и явления, происходящие на уровне психической деятельности, возникающие в результате активного решения задач, связанных с проблемными психическими ситуациями.

Собственно социально - психологическая адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ориентации ценностей индивида и от возможностей их достижения в среде социальной. Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

Различные трактовки целей адаптации предусматривают следующие варианты:

- вариант гомеостатический - адаптивный исход состоит в достижении равновесия;

- вариант гедонистический - адаптивный исход состоит в наслаждении, избегании страданий;

- вариант прагматический - адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе и пр.

В исследованиях Ю.А. Александровского и А.Ф. Березина подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. А.Ф. Березин рассматривает психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет индивиду удовлетворить актуальные потребности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной-многоуровневой структурно-функциональной системой, на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы.

В зависимости от степени сформированное адаптивности школьника можно говорить о целостной оценке зрелости личности, которая определяется следующими факторами.

Общий уровень развития школьника - это важная составляющая психолого - педагогического диагноза, которая проявляется в разных аспектах личности школьника.

Характеристика личностных особенностей старшеклассника. В соответствии с концепцией личности В.Н. Мясищева, личность - это, прежде всего отношение. Отношение школьника к окружающим людям и к самому себе определяется общечеловеческими качествами, национальными и культурными традициями, ближайшим социальным окружением, особенно семьей. Индивидуально-типологические особенности отношений зависят от свойств темперамента и характера. На практике личностные особенности школьника родителями и педагогами определяются преимущественно по внешним реакциям, поведению и выражаются в характеристиках: послушный - непослушный, замкнутый - общительный, робкий - агрессивный, легкий - трудный и т.п. Педагог, психолог, используя свои методы диагностики, может дополнить указанные характеристики своей терминологией: гипертимный, шизоидный, эпилептоидный и др. В то же время коррекция поведения школьника и отклонений в его развитии всегда осуществляется посредством коррекции отношений его личности. Это вполне естественно, потому что воспитатель мало что может изменить в характере и тем более темпераменте старшеклассника, но он может повлиять на его отношение к самому себе.

Знание характера и содержания проблем в поведении старшеклассника с позиции концепции психического здоровья. Для понимания этой мысли необходимо несколько подробнее остановиться на понятии «психологическая проблема».

Преодоление поведенческих проблем следует рассматривать как важнейшие вехи в развитии школьника, так как последовательная цепь удачных адаптаций в конечном итоге организует его неповторимый жизненный опыт, творческие способности, обеспечивает рост духовности. Соответственно негативный опыт решения поведенческих проблем, несостоявшаяся адаптация всегда отрицательно влияют на адаптивность личности во всех ее аспектах: ограничивается свобода личности, обедняется индивидуальность, ухудшается социальная интегрированность и снижается творческий потенциал. Иными словами, неудачные решения поведенческих проблем приводят к психической дезадаптации и к отклонениям в личностном развитии. Поэтому для педагогического сопровождения очень важно знать характер и содержание этих поведенческих проблем, а также способы и результативность их решения школьником.

Позиция личности по отношению к поведенческой проблеме формируется на основании осознанного и неосознаваемого опыта школьника, связанного с предыдущими адаптациями. Эта позиция может признаваться, преднамеренно или непреднамеренно скрываться субъектом, но она всегда имеется. От нее в конечном итоге зависит эффективность педагогической коррекции адаптивных процессов отклонений в развитии.

Таким образом, рассмотрев различные теоретические подходы к проблеме личности в рамках ее поведенческих проблем и социально- психологической адаптации, мы пришли к следующим выводам:

Под социально-психологической адаптацией мы будем понимать активный процесс приспособления индивида к условиям среды.

Воздействие различных неблагоприятных факторов (болезни, личностные конфликты и др.) может привести к социально-психологической дезадаптации и нарушениям в поведении старшеклассников.

На основе этих заключений мы можем предположить, что у старшеклассников с девиантным поведением наблюдается процесс социально психологической дезадаптации личности.

 

АВТОР: Кураева Д.А.