14.06.2012 6268

Особенности воспитательной работы в образовательных учреждениях медицинского профиля

 

Приводимые в докладах результаты обследования студентов ряда ВУЗов (например, Армавирского пединститута, Якутского госуниверситета, МВТУ им. Баумана) показывают, что состояние здоровья у молодого поколения с каждым годом ухудшается. За последние 10 лет заболеваемость студентов возросла на 35 %. Причин тому немало: чрезмерная эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, стрессы, ухудшение экологии и нежелание самих учащихся заботиться о своем здоровье.

В целом ряде образовательных учреждений сейчас проводятся обследования физического и психического здоровья современных школьников и студентов.

Как свидетельствуют данные федеральных исследований, студенты младших курсов ВУЗов чаще всего страдают от ОРЗ и вегетососудистой дистонии. Причем второкурсники болеют чаще тех, кто моложе всего на один год. Связано это с тем, что идет активный процесс адаптации к новым ВУЗовским условиям. А перенапряжение всегда чревато ослаблением организма. Солидарны студенты всех курсов в одном: не делают по утрам зарядку 57% и не проводят водные закаливающие процедуры 69%. На старших курсах, когда организм адаптируется к непривычным ранее чрезмерным нагрузкам, простудные заболевания встречаются реже. Однако им на смену приходят более тяжелые болезни: гипертония, хронический невроз, язва, гастрит и другие желудочные недуги. У значительной части студенчества к этому времени отмечается ухудшение зрения, виной чему во многом именно повышенная психоэмоциональная нагрузка.

К рациональному питанию студенты относятся пренебрежительно. Всегда регулярно питаются только 9%, нерегулярно - 39% и «как получится» - 52%.

Об ухудшении здоровья говорит и тот факт, что количество студентов, занимающихся в специальных медицинских группах из года в год возрастает и колеблется от 15 до 30% от общего студенческого контингента. 80% студентов можно отнести во 2-ю и 3-ю группы здоровья, что свидетельствует о функциональных и соматических нарушениях в организме. Из числа студентов, занимающихся в спецмедгруппах, около 38% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, 32% - желудочно - кишечными, 30% - заболеваниями опорно - двигательного аппарата. К примеру, в Якутском госуниверситете процент больных студентов-медиков от первого к пятому курсу возрастает с 34,7 до 36,4%, а студентов-филологов - с 26,68% до 48,84%.

В соответствии с профилем, с учетом традиций медицинского образования в России системообразующая роль в системе воспитательной работы в медицинских колледжах принадлежит валеологическому воспитанию, что в свою очередь предполагает подготовку будущих медиков к пропаганде здорового образа жизни, валеологических знаний среди населения. Организация воспитательного процесса, таким образом, обусловлена преимущественно двумя важнейшими факторами:

- особенностями системы начального профессионального образования;

- спецификой образовательного учреждения медицинского профиля.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования насчитывается более 2700 средних специальных учебных заведений, в которых обучается свыше 2,3 млн. студентов. Это в свою очередь определяет ответственность ССУзов за уровень воспитанности выпускников. В связи с этим в учебных заведениях в последние годы разрабатываются и внедряются отдельные вариативные воспитательные практики.

Однако большинство учебных заведений строят свою воспитательную работу на основе планов, которые представляют собой совокупность мероприятий, без учёта интересов студентов.

В результате лишь 50% из 100% учащихся стремятся к постижению нравственной и гражданской культуры, твёрдо ориентированы на здоровый образ жизни.

Актуальность проблемы физического, психологического, социального здоровья учащихся сегодня очень высока. Необходимо введение специальных программ валеологической помощи молодым людям. В то же время следует констатировать, что, несмотря на год от года предпринимаемые самые разнообразные многообещающие программы, ситуация с физическим и психическим развитием и здоровьем детей и подростков системно ухудшается. Более того, опыт развитых стран Запада доказал, что по мере роста благосостояния, одновременно росли самые тяжелые телесные и психические недуги, которые получили определение как болезни цивилизации (болезни психики, нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата и т. д.).

Значительно повлияли на состояние здоровья учащейся молодежи изменения, внесенные в учебно-воспитательный процесс и повлекшие за собой интенсификацию умственной деятельности обучающихся в ущерб двигательной активности и, как следствие, увеличение нагрузки на центральную нервную систему, снижение сопротивляемости детского организма.

Ученые назвали это «массовой шизоидной конституцией» (В. Ф. Базарный), «феноменом выученной беспомощности» (физиолог Ротенберг). Меняется и морально-этический облик студентов, структура потребностей и ценностных ориентаций. В социологическом аспекте современное студенчество имеет следующие особенности:

- Повышение значимости образования отмечается у 90% выпускников школ, училищ, но при этом только у 20% есть устойчивый интерес к учению, т.е. намерения не сопровождаются психоэмоциональной и интеллектуальной деятельностью;

- Приоритетное место в структуре ценностей студентов принадлежит вечной ценности любви. Однако в условиях либерализации сексуальной морали любовь утрачивает романтическую окраску, превращаясь в нечто иное. Возрастает ценность свободы, происходит снижение ценности «активная жизненная позиция»;

- Фиксируется установка на материальную обеспеченность, богатство (ради достижения которых каждый четвертый готов рисковать и даже вступать в противоречия с законом). При этом широкие общечеловеческие и социально- культурные ценности отошли у подростков на второй план. Резко снижена социальная уверенность;

- Обращается к художественной литературе каждый шестой, читательские пристрастия у юношей - детективы, мистика; у девушек - любовные романы. В спортивных секциях занимается или занимался только каждый пятый, и только 10% посещают или посещали музеи, концерты, театры.

Между тем государство, отмечается в концепции модернизации образования, делает заказ на «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

Перед каждым субъектом Российской Федерации и перед каждым образовательным учреждением встает задача выбора способов и форм реализации поставленных задач.

Выполнить социальный заказ невозможно без четкой концептуальной идеи. В своем развитии большинство образовательных учреждений стремится приобрести «свое лицо», создать такую учебно-воспитательную систему, в которой учащийся не просто учится, но развивается, имеет возможности для самостроительства, чувствует себя комфортно.

В этой связи мы считаем необходимым провести анализ, обобщение научных основ организации валеологического воспитания в средних медицинских образовательных учреждениях (колледжах). С целью интеграции усилий, координации деятельности, обмена опытом медицинские училища и колледжи Северного Кавказа объединились в Ассоциацию.

В рамках данной Ассоциации разработана целевая программа «Образование и здоровье», а также принята концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

С учетом профессиональной направленности медицинских учреждений Ассоциация выработала следующие концептуальные положения, направления деятельности:

- разработать и внедрить оптимальную систему медицинского обеспечения учебного заведения;

- организовать систему мониторинга здоровья студентов с последующей корректировкой средств и способов проведения профилактической работы;

- обеспечить соблюдение валеологических требований к организации образовательного процесса (стабильность расписания, равномерность нагрузки, современные технологии обучения, разнообразие видов деятельности, оптимальный режим труда сотрудников, организация их отдыха и досуга);

- проводить анализ и оценку адаптации студентов к учебным нагрузкам;

- расширить службу психолого-педагогической поддержки и консультирования студентов;

- разработать и реализовать комплексные, перспективные программы оздоровления студентов и сотрудников;

- пропагандировать здоровый образ жизни, проводить систематическую работу по профилактике и искоренению вредных привычек, используя современные средства и технологии, привлекая к сотрудничеству психологов, наркологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, молодежных общественных организаций;

- активизировать деятельность учебных заведений по популяризации физической культуры, спорта, туризма;

- расширить направления в организации досуга студентов, обеспечивающих возможности для реализации творческих способностей;

- соблюдать современные требования техники безопасности;

- проводить систематический обмен опытом по проблеме «Образование и здоровье», пропагандировать инновационные формы и методы проведения этой работы среди членов Ассоциации.

Источниками анализа и обобщения опыта явились нормативно-правовые документы, программы и планы учебно-воспитательной работы, семинары - совещания, конференции.

Основными фактами, свидетельствующими об обновлении системы работы медицинских училищ и колледжей, являются следующие: введение Государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения, укрепление связей с медицинскими академиями, повышение внимания к воспитательной работе, в частности - к валеологическому воспитанию, проектированию авторских программ. Примером последнего служит программа «Здоровье». Приоритетными направлениями программы «Здоровье» являются:

- создание банка системной информации о состоянии психологического и физического здоровья студентов;

- создание благоприятной социально-педагогической среды;

- профилактическая работа по предупреждению заболеваний;

- разработка и внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения;

- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

- формирование валеологического мышления всех участников педагогического процесса.

Реальным воплощением программы стали ежегодно проводимые медицинские осмотры студентов, осуществляемые специалистами диспансера «Здоровье». Логическим завершением этих медицинских осмотров является диспансерное наблюдение и оздоровление больных студентов. Программа также направлена на улучшение среды жизнедеятельности студентов: отопление и освещение учебных помещений; оснащение стандартизированной мебелью, гигиенически приемлемой одеждой; обеспечение физиологически полноценными нормами питания, необходимыми медикаментами.

В соответствии с разработанной Концепцией содержание воспитания ориентирует на здоровый образ жизни, повышение гигиенической осведомленности выпускников на развитие гигиенического, профилактического мышления, на овладение практическими навыками, умениями пропаганды здорового образа жизни среди населения.

Особое внимание обращается на сексуальное воспитание, охрану репродуктивного здоровья детей и подростков. По этой причине, например, в Ессентукском медицинском колледже в образовательную программу введен в качестве обязательного компонента раздел по здоровому образу жизни (объем 12 часов, с компьютерной видеоиллюстративной поддержкой), а также запланированы мероприятия по формированию ориентации на здоровый образ жизни службами практической психологии, физической культуры, нравственно - эстетического воспитания, здравпункта.

Также выделены факультативные часы на базовом уровне подготовки студентов по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело» по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), разработаны учебные программы для подготовки специалистов по вопросам рационального питания.

Для преподавателей составлена 72 - часовая программа по циклу «Гигиеническое обучение и воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни», утвержденная МЗ России. Важным направлением является привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности по проблемам ЗОЖ (организация инициативных групп, кружков).

Проводятся специальные анонимные исследования по проблемам ЗОЖ среди преподавателей и студентов колледжа, составлен специальный опросник, используемый при итоговой аттестации и сертификации слушателей.

С точки зрения П. И. Филиппова, пропаганда ЗОЖ в образовательном учреждении должна вестись через личный пример, усилиями всего педагогического коллектива, направленными на обеспечение психологического благополучия, физического и духовного здоровья, через использование таких форм, как классные часы, дни и недели здоровья, конкурсы санбюллетений.

Наиболее актуальными задачами по повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса являются следующие:

- программное обеспечение комплексной оценки состояния здоровья студентов и педколлектива;

- создание диагностического комплекса по определению функциональных отклонений в состоянии здоровья;

- оптимизация микроклимата на занятиях в учебных и педагогических коллективах;

- создание кабинета психологической разгрузки для преподавателей и студентов;

- внедрение на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности;

- оснащение кабинетов физической культуры тренажерами;

- организация активного отдыха на переменах с музыкальным сопровождением;

- введение в образовательный процесс факультативов по основам здоровья и пропаганде здорового образа жизни;

- организация консультативной работы по гигиеническим вопросам со студентами, их родителями, педагогами;

- определение и учет психотипов в учебных группах;

- проведение научно-исследовательской работы по проблемам гигиенического обучения и воспитания, пропаганде здорового образа жизни.

В опыте Калмыцкого медицинского колледжа заслуживает внимания методика уровневого подхода к планированию мероприятий.

К Всемирному дню борьбы со СПИДом проводится декада. В ходе декады проводятся тематическая дискотека «СПИД - чума ХХ века», конкурс рефератов, пресс-конференция.

Беседы о здоровье планируются в соответствии с данными о здоровье той или иной группы (каждый педагог-организатор имеет такие данные). Разработаны уроки валеологии по трем ступеням обучения. Первая ступень обучения рассчитана на 4 академических часа:

- «Здоровье и факторы здоровья. Адаптация».

- «Экология и здоровье».

- «Взаимодействие человека и окружающей среды».

- «Педагогика здоровья».

Вторая ступень обучения рассматривает такие темы, как: «Человек - единство тела, эмоций и разума», «Органы чувств - «окна» организма во внешний мир», «Медицинские знания», «Резервное время». И третья ступень освещает вопросы: «Психология семьи», «Творчество, духовность человека как венец его здоровья».

В опыте Северо-Осетинского медицинского колледжа наиболее ценным, на наш взгляд, является наличие тесных связей, взаимодействия, взаимодополнения валеологического воспитания с формами и методами, содержанием других направлений воспитания. В колледже работают секции по волейболу, баскетболу. Стало традиционным проведение «Веселых стартов» на приз профкома, проводятся Походы «выходного дня», спортивные праздники.

Физическая культура и спорт призваны стать первоочередным и повседневным средством оздоровления, укрепления физического и нервно-психического здоровья студентов.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей, формированию всесторонне развитой личности и таким образом способствует не только физическому совершенствованию человека, но и развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих современному человеку.

Большое внимание в Северо-Осетинском медицинском колледже уделяется нравственному, духовному здоровью, эстетическому воспитанию студентов.

Помимо предметных кружков, работает ансамбль народного танца. Студенты участвуют в подготовке и проведении таких мероприятий, как «День Знаний», «Посвящение в студенты», «Урок Мира», КВН, конкурсы профмастерства, «День смеха» и т. д. Регулярными стали культпоходы в театры, музеи, на выставки с последующим их обсуждением.

Из стипендиального фонда выделяются средства на приобретение путевок на санкурлечение для студентов-сирот и студентов, состоящих на диспансерном учете. Большая работа по пропаганде здорового образа жизни проводится советом общежития. В общежитии созданы условия для приготовления пищи, для занятий спортом оборудован тренажерный зал, работают столовая, медпункт, есть сапожная и швейная мастерские. По решению совета общежития каждое утро студенты проводят утреннюю гимнастику.

В общежитии регулярно проводятся вечера отдыха, лекции, диспуты, конкурсы «Молодая хозяйка», «На лучшую комнату» и др.

В целях профилактики вредных привычек для студентов проводятся тематические классные часы, лекции, диспуты, беседы опасности вреде наркомании, алкоголизма, СПИДа с использованием видеоматериалов, приглашением специалистов из наркодиспансера, Центра по профилактике СПИДа, органов внутренних дел.

Студенты приняли активное участие в акции «Молодежь Кавказа против наркотиков». В колледже создана студенческая агитбригада по пропаганде здорового образа жизни.

В Кисловодском медицинском училище работа по укреплению и развитию здоровья стала предпосылкой для усиления коммуникативных связей преподавателей и студентов, воспитания толерантности, усиления межкультурной и межнациональной коммуникации.

Преподавателем физвоспитания О. В. Релецким разработана учебная программа с применением технологии психофизического тренинга (БПФТ).

Как показало исследование, студенты, систематически занимающиеся физической культурой с применением БПФТ, заболевают реже, чем студенты занимающиеся просто физической культурой.

В начале и в конце учебного года проводится биоэкономическое тестирование здоровья студентов по методике профессора Гневушева В.В.

Возможности широкого использования в практике биоэкономического тестирования здоровья определяются его простотой: перечень необходимой для исследования аппаратуры ограничивается часами с секундной стрелкой или секундомером. Затраты времени на вычисление ЭПМД (экономичности психомоторной деятельности) минимальны при использовании расчетных таблиц. Количественные и качественные критерии здоровья на основании данных тестирования ЭПМД определяются по таблице.

Во всех биоэкономических тестах энергетические затраты, как в состоянии относительного покоя, так и в активной психомоторной деятельности, косвенно рассчитывается по частоте сердечных сокращений. По Ж. Шерреру (1972) валидность такого расчета обосновывается на установленной в эргономических исследованиях линейной зависимости изменений ЧСС и энергостоимости в психомоторной деятельности. Противопоказанием к его использованию является наличие у исследуемых лиц блокады сердечного ритма, патологической брадикардии, аритмии.

Дифференциал биоэкономического варианта здоровья в баллах его рейтинга.

Анализ биоэкономического тестирования студентов на начало 2000 учебного года показал следующие результаты:

Массажное отделение; Сестринское отделение.

Количество тестируемых - 192 человек; Количество тестируемых - 148 человека.

Большой дефицит здоровья - 0,8%; Большой резерв здоровья - 0,7%

Средний дефицит здоровья; Средний дефицит здоровья - 12% 20,3%

Малый дефицит здоровья - 51% 2; Малый дефицит здоровья - 56%

Баланс здоровья - 2,1% 3; Баланс здоровья - 4,7%

Малый резерв здоровья - 6,4%; Малый резерв здоровья - 14,9%.

Средний резерв здоровья - 5,9 5; Средний резерв здоровья - 2,7%

В общем итоге 56% студентов имеют, дефицит здоровья, а 44% студентов имеют резерв здоровья. Это говорит о необходимости уделять в целом больше внимания вопросу здоровья студентов. По сравнению с предшествующим периодом, прирост резерва здоровья в среднем составил 2,3%, что говорит о положительном сдвиге в работе со студентами в плане формирования у них необходимости ведения здорового образа жизни.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о роли преподавателя физической культуры в организации физкультурно-оздоровительной, спортивно - массовой работы по реализации программы здорового образа жизни:

- планирование физкультурной и спортивной работы;

- проведение секционной и факультативной работы;

- проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий;

- проведение агитации здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

- мотивация у студентов важности занятий физической культурой, спортом;

- организация и руководство работой коллектива физической культуры;

- изучение и внедрение инноваций физической культуры.

Изучение опыта организации валеологического воспитания в системе средних медицинских учреждений Южного Региона РФ позволил выявить и ряд недостатков:

- ограниченность системы форм и методов организации воспитания во вне учебной работе;

- тяготение к проведению отдельных мероприятий в ущерб целостности воспитательного процесса;

- недостаточная разработанность технологии мониторинга состояния здоровья участников педагогического процесса, его методического сопровождения;

- недостаточность связей с окружающей социально-педагогической средой. Выявленные недостатки послужили основанием для разработки авторского проекта системы воспитания в медицинском колледже, творческого развития и внедрения достижений передового опыта медицинских образовательных учреждений Южного региона РФ.

 

АВТОР: Лифинцева М.В.