14.06.2012 28022

Адаптация: виды и основные подходы к её изучению

 

Многообразие видов адаптаций, свойственных определенной сфере и уровню деятельности человека, отражается в многочисленных работах зарубежных и отечественных психологов, чьи взгляды обозначили подходы к определению и изучению феномена адаптации. Среди отечественных психологов проблему адаптации рассматривали Ф.Б. Березин, В.А. Смирнов (социальный, биологический и медицинский аспекты), Ф.Е. Василюк (адаптация человека к кризисным событиям жизни), И.Д. Левитов, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин (социальная адаптация), Ю.М. Десятникова, P.M. Баевский, (адаптация эмигранта к иной географической среде) А.Б. Мулдашева, Н.М Лебедева, Л.Н. Гумилёв и др. Изучение адаптации в зарубежной психологии проводилось в руслах различных психологических школ: Г. Гартманном (психоаналитическое направление), Г. Айзенком, Р. Хэнки (необихевиоризм), Л. Филлипсом (интеракционизм), Дж. Бэрри и др.

Явление адаптации можно рассматривать с общих позиций «человек - среда», с точки зрения социального окружения человека, с позиции взаимодействия и взаимопроникновения различных культурных общностей и т.д. Поскольку наше исследование было направлено на изучение адаптации мигрантов, то считаем необходимым начать его с рассмотрения определений, лежащих в основании и непосредственно касающихся понятия этнокультурной адаптации. Такими, на наш взгляд, являются определения социальной и психологической адаптации.

В глобальном смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Общим для всех подходов и направлений является то, что адаптация существует в двух формах: как процесс приспособления к среде и достижения гармоничного равновесия, и как результат этого процесса или адаптированность. Если брать социальную сферу, то для конкретного индивида уровень развития данного свойства (т.е. адаптационных способностей) определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Кроме того, значительность адаптационных способностей повышает вероятность нормального функционирования организма и его эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды. Рассматривая возможности адаптивных механизмов, выработанных в процессе эволюции и обеспечивающих возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды, Ф.Б. Березин считает, что благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек - среда». А.В. Сухарев указывает, что процессы адаптации направлены на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. Философский словарь дает определение понятия адаптации как «процесса активного взаимодействия саморазвивающейся самоуправляемой системы (организм, популяция, биогеоценоз, биосфера) со средой в направлении гомеостаза гомеореза (под гомеорезом здесь понимается устойчивость путей развития организма в определенных условиях среды)». Таким образом, сущностью адаптации является сочетание устойчивости (сохранение идентичности, тождественности организма самому себе) с изменчивостью (развитием, достижением новых состояний), которое осуществляется на уровне способов его взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов.

В современных подходах используется биполярный смысл понятия адаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный континуум от позитивных значений к негативным: от ситуации, в которой индивиды справляются со своей жизнью успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество. Поэтому адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить свою среду или измениться взаимно.

В отечественной психологии социальная адаптация понимается как итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических и демографических отношений между людьми, приспособления к социальной среде. Как отмечают Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, социальная адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности, являясь показателем её зрелости. По мнению Н.А. Свиридова, «социальная адаптация - активное освоение личностью новой для неё социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, так как постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих».

А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, С.С. Луговский, Н.И. Халдеева указывают на то, что показателем адаптации на индивидуальном плане может являться состояние психического здоровья человека, в популяционном - уровень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы, так как эти показатели определяют жизнеспособность и выживаемость индивида и группы. О.И. Зотова и И.К. Кряжева под социально-психологической адаптацией подразумевают включенность личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества, что является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма. В качестве основных функций социально-психологической адаптации личности в социальной среде заключается в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности.

Адаптация в зарубежной психологии рассматривалась преимущественно в контексте взаимоотношения индивида с социальной и культурной средой. В зависимости от того, какого теоретического направления придерживаются авторы, предлагаются различные определения и процесса, и состояния адаптации. Представители необихевиористического направления (Г. Айзенк, Р. Хэнки) определяют адаптацию как: 1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды- с другой, полностью удовлетворены; 2) процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается. Поэтому предполагается, что социальная адаптация - это процесс (или состояние как результат) физических, социально- экономических или организационных изменений в специфически - групповом поведении, социальных отношениях или культуре.

В отличие от понятия «приспособление» (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфики ситуации, у сторонников интеракционисткого направления адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами. Для интеракционистов (например, Л. Филлипса) адаптивность проявляется в виде двух различных ответов на воздействие среды: 1) в принятии и эффективном ответе нате социальные ожидания, с которыми человек встречается в соответствии со своими воззрениями и полом; 2) не только в принятии социальных норм, но и в гибкости, эффективности при встрече с новыми и потенциально опасными ситуациями, а также в способности придавать событиям желаемое для себя направление. Т. Шибутани ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (или адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разрабатывалось Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах 3. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации подробно рассмотрены в работах Анны Фрейд. По мнению Г. Гартманна, интерес к проблеме адаптации возрос вследствие развития психологии Я, повышения общего интереса к личности и ее приспособления к условиям внешней реальности. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», которая способствует нормальной адаптации и создаётся защитными механизмами личности. Психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результат этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего устанавливаются отношения адаптированности, а адаптационный процесс регулируется со стороны «Я». В этом направлении выделяются аллопластическая и аутопластическая виды адаптации, которые представляют две стороны одного процесса. Аллопластическая адаптация связана с теми изменениями внешнего мира, которые человек вносит для приведения этого мира в соответствие со своими потребностями, а аутопластическая - с изменениями личности, с помощью которых она приспосабливается к среде. Кроме того, происходит поиск человеком такой среды, которая благоприятна для его функционирования.

Все исследователи отмечают признаки и особенности, присущие адаптивным процессам. Например, в работах интеракционистов приводятся характеристики адаптивного поведения, в качестве которых выступают успешное принятие решений, а также ясное определение своего будущего и проявление инициативы. Л. Филлипс полагает, что признаками эффективной адаптированности являются адаптивность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально-насыщенные связи с людьми; признаками адаптации также являются наличие эмпатии, знаний мотивов человеческого поведения, способности тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях, эффективности в сфере внеличностной социально- экономической активности, в которой человек достигает запланированного им уровня. В качестве критерия успешной адаптации психоаналитическая школа рассматривает ситуацию, при которой у человека не нарушены его продуктивность, психологическое равновесие и способность наслаждаться жизнью. Такие явления, как «сила Я», «ограничения Я», описываемые психоаналитиками, также влияют на процесс адаптации и его успешность. А. Налчаджян определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности.

Отечественными психологами в качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.

Социальная адаптированность предполагает наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими, по мнению Л.A. Петровской являются: свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентаций, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность человека осознавать свои стереотипы в восприятии других людей, реакции переноса, свои проекции и интроекции; способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли. Кроме того, к навыкам и способам адаптивного поведения относят умение конструктивно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления.

Существуют объективные и субъективные критерии социальной адаптированности: объективные критерии отражают степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе, а субъективные - положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям для удовлетворения и развития основных социальных потребностей. Важным следствием успешности адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к данной социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. При этом процессы успешного удовлетворения личностью собственных потребностей и ожиданий социальной группы становятся в такой степени бесконфликтными, спонтанными и естественными, что позволяет человеку достичь большей самореализации.

А.А. Налчаджян использует свободную характеристику видов адаптированности и дезадаптированности в зависимости от временных параметров. Временная ситуативная адаптированность может легко перейти в дезадаптированность в результате внутренних изменений, например, актуализации новых потребностей и установок или при изменении важных параметров самой ситуации. Временная ситуативная дезадаптированность легко устранима при помощи адекватных защитных механизмов. Устойчивая ситуативная адаптированность характеризуется надежностью и долговременностью, но только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых человек стремится оказываться как можно чаще. Устойчивая ситуативная дезадаптированность - это постоянная дезадаптированность в конкретной социальной ситуации (например, в составе какой-либо малой группы). Она не преодолевается, так как человек избегает, по возможности, таких ситуаций, хотя личность всё же совершает попытки улучшить свою адаптацию. При этом она использует специфический защитный комплекс, признаками которого являются искажение восприятия и осознания своего социометрического статуса. Общая устойчивая адаптированность проявляется как способность человека адаптироваться в широком спектре различных ситуаций, которые возникают в данной общественной среде. Дезадаптированность приводит к формированию патологических комплексов, неврозов, а также к любой форме «бегства в болезнь», постоянной фрустрированности, которая приводит к использованию патологических защитных механизмов, следствием чего являются неврозы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что признаком дезадаптации (которая возникает в случае сопротивления изменениям своей среды) является наличие длительных внешних и внутренних конфликтов при отсутствии у личности психических механизмов и форм поведения для их разрешения.

В структуре адаптации выделяются ее элементы или составляющие. К ним относят познавательный компонент и психическую переориентацию. Познавательный компонент состоит в восприятии и истолковании возникшей ситуации, требующей адаптации, и включает в себя также усвоение новых форм поведения, норм, ценностей, правил нового окружения. Он зависит, прежде всего, от установок, особенностей когнитивной сферы индивида, например, от того, насколько он является когнитивно простым или сложным, его общего интеллектуального уровня развития, от особенностей таких его психических функций, как внимание, мышление, общая подвижность и сила нервной системы. Психическая переориентация личности представляет собой выработку оценок и пониманий ситуации (на основе эмоциональной и интеллектуальной обработки), которые соответствуют ценностным ориентация и образцам поведения новой группы. При этом происходят значительные внутри личностные изменения: изменяются социальные установки личности, которые подгоняются под уже имеющиеся в новом окружении, в различной степени, но все же видоизменяются взгляды, отношения, даже мотивы и цели личности. Психическая переориентация личности может быть революционной и затрагивать глубокие пласты душевного мира человека, но часто она происходит и на уровне сознательного конформизма. В подобных случаях человек лишь внешне ведет себя в соответствии с принятыми нормами, но не интериоризирует их в структуру своей личности. При этом достигается состояние нормальной адаптации, но глубокой психологической переориентации личности не происходит.

А.А. Налчаджян приводит несколько уровней социально - психологической адаптированности личности в новой социальной среде. В зависимости от глубины психической переориентации существует: 1) начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой; 4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды, (это происходит, например, когда успешно адаптировавшийся в стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды).

По характеру протекания психологическую адаптацию можно разделить на нормальную, девиантную и патологическую. Нормальная адаптация - такой адаптационный процесс личности, который приводит к её устойчивой адаптивности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Существует три типа нормальной адаптации: защитная; незащитная; смешанная. Защитная адаптация - это те действия личности, которые осуществляются с помощью защитных механизмов (агрессии, рационализации, регрессии, проекции и других), если эти механизмы не стали патологическими. При этом актуализация того или иного защитного механизма зависит от того, насколько ситуация является сложной для данной личности, а также от внутренних условий, особенностей и общего психологического состояния человека. Незащитная адаптация происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Эти процессы идут без использования защитных механизмов, с помощью познавательных операций, механизмов целеполагания, групповых социально - психологических процессов и решения задач, различных форм социальной уступчивости (например, конформного поведения, но без защитных механизмов) и тому подобного. Смешанная адаптация происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями. Тогда могут одновременно или в какой-либо последовательности актуализироваться либо защитные, либо когнитивные механизмы. То, насколько эффективно и быстро справится человек со стоящей перед ним задачей, зависит от удачного сочетания и применения обоих видов адаптации.

Девиантная адаптация - это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Выделяют два типа девиантной адаптации: не конформистская и новаторская. Не конформистская адаптация - это такой процесс, благодаря которому личность преодолевает внутри групповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и вследствие этого оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями, так как последние испытывают постоянную фрустрированность, связанную с реализацией человеком не конформистской адаптации. В данном случае личность может либо оказаться выключенной из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов. Новаторская адаптация - это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями. При этом человек должен обладать очень высокой степенью активности и в то же время устойчивостью к воздействиям окружающих, высокой личностной силой, личным потенциалом.

Патологическая адаптация, по определению А.А. Налчаджяна - это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы.

На наш взгляд, из всего многообразия видов адаптаций наиболее применимым к теме нашего исследования является нормальная адаптация. По мнению большинства исследователей, нормальная адаптация личности может осуществляться различными способами в зависимости от того, какие механизмы использует человек в этом процессе. Существует два основных способа: первый - это преобразование и устранение проблемной ситуации, в процессе которых происходят незначительные личностные изменения, в основном в сторону личностного развития и совершенствования. При этом используются, как правило, незащитные адаптивные механизмы. Второй способ - это адаптация с сохранением проблемной ситуации (приспособление), когда происходят более глубокие изменения в личности, но они мало или совсем не способствуют ее самоактуализации и росту. При этом актуализируются старые или создаются новые защитные механизмы. Для понимания нормальной адаптации важно учитывать также и ее направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя адаптация состоит в процессе приспособления к внешним ситуациям и осуществляется путем их сохранения или устранения. Внутренняя может направляться на различные цели: это может быть разрешение внутренних конфликтов и проблем личности, освоение и присоединение нового адаптивного механизма к уже имеющимся в арсенале человека, либо приспособление адаптивного механизма ко всей структуре личности.

Таким образом, существует множество подходов и взглядов на феномен адаптации: зарубежными психологами адаптация рассматривается как процесс или состояние (необихевиоризм), как адекватная продуктивная результативность (интеракционизм), или как соотношение изменений среды и личности (психоаналитическое направление). Среди признаков и качеств адаптированности индивида к социальному окружению следует отметить: обретение статуса, места в социальной структуре общества; формирование средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности; сохранении устойчивости объекта; приобретение нового качества в результате изменчивости адекватных защитных механизмов; свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды, способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли; продуктивность, выраженность способности наслаждаться жизнью и психическое равновесие; конструктивное разрешение конфликтных и напряженных ситуаций; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления; успешное принятие решений; проявление инициативы; способность тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в сфере внеличностной социально-экономической активности; эмоционально - насыщенные связи с людьми, наличие эмпатии; принятие и эффективный ответ на социальные ожидания.

 

АВТОР: Лобас М.А.