14.06.2012 2885

Толерантность как коррелят адаптации и потребность в этнической принадлежности

 

На сегодняшний день существует множество определений понятия толерантность и, несмотря на различия в подходах, можно выделить наиболее общее в понимании данного феномена. Например, в сфере социальной перцепции этническая толерантность понимается как адекватность группового восприятия. По мнению большинства авторов, этническая толерантность представляет собой способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этническая толерантность проявляется прежде всего в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Межкультурная толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутри личностного выбора, сопровождается психологической напряжённостью, так как вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других этносов часто представляет для неё определённые трудности, сопровождается появлением состояний неопределённости и фрустрации. Межэтническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и тесно связана с этнической идентичностью. Все виды гиперидентичности повышают уровень интолерантности в межэтнических установках, то есть гиперболизация этнического самосознания отрицательно влияет на толерантность. Перерастание этнического самосознания в гиперидентичность и рост интолерантных установок связаны с процессами не только в психической сфере, но и в сферах социальной, экономической, политической жизни.

Дж. Берри и М. Плизент в своих исследованиях пришли к выводу, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может быть основанием для уважения других групп, а это, в свою очередь, является условием межкультурной толерантности.

Одним из довольно распространённых является понимание толерантности как индифферентности к этническим различиям. По мнению Дробышевой Л.M., индифферентность следует рассматривать не только как позицию самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость и принятия других такими, какие они есть, но и как готовность взаимодействовать с ними.

Таким образом, этническая толерантность характеризуется как отсутствие негативного отношения к иной этнической группе при сохранении позитивного восприятия своей собственной. В данном контексте этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно принятие других или позитивное отношение к своей этнической культуре и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакты. Позитивная этническая идентичность и этническая толерантность являются составляющими «формулы межкультурной толерантности». Стремление к позитивной этнической идентичности является необходимым условием сохранения целостности и неповторимости этнической общности. Межкультурная толерантность является необходимым условием для такой стратегии аккультурации, как интеграция, то есть сосуществование по принципу совместимости, при котором разные этнические группы сохраняют свои, присущие им исходно культурные особенности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на другом значимом для них основании.

В поисках социальной защиты, устойчивости, возможности осуществления определённых видов активности, а также с целью удовлетворения потребностей (в поддержке, одобрении, дружбе, статусе, симпатии и др.) в социальном, экономическом и психологическом объединении индивиды, как правило, стремятся принадлежать к группе или группам. Это «стремление к психологической общности с группой» известно в психологии как аффилиативный мотив, для удовлетворения которого необходим союз с определёнными людьми и с определёнными группами.

В разные периоды жизни в зависимости от конкретных обстоятельств какая-либо из групп становится для личности референтной. Человек может стремиться реализовывать ценности своей референтной группы, однако это может привести к конфликтам и дезадаптивному поведению в тех группах, которые не являются референтными для данной личности и имеют свои правила и нормы. В аспекте адаптивного поведения важно рассматривать этническую принадлежность как одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определённых социальных целей в сложном современном мире. Принадлежность к этнической группе является также способом выделиться, обратить на себя внимание, повысить через этничность свою ценность (что объясняется достаточно высоким местом личностной самобытности в иерархии жизненных ценностей). Характер испытываемых по отношению к собственной группе чувств и их изменения отражают динамику образа группы с точки зрения её привлекательности - непривлекательности, а также влияют на взаимоотношения с другими группами. Выраженность этноаффилиативных тенденций предполагает склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической (референтной) группы.

Эмпирические исследования, проведенные в этой области, показывают, что формирование устойчивого внутреннего побуждения к такому типу поведения обусловлено личностно и культурно. Г. Триандис выделяет аллоцентрический тип личности, как более нуждающийся в групповой присоединённости и поддержке, в противовес идеоцентрическому. В качестве критериев, на основе которых эти два типа личности отличались друг от друга, предлагались следующие: степень подчинения индивидуальных целей групповым; выраженность идентификации со своей этнической группой; восприятие себя как части группы, а группы - как продолжения себя.

Таким образом, можно утверждать, что этноаффилиативные мотивы отражают потребность в этнической идентичности. Силу потребности в этнической принадлежности можно изучить через известные в этнической социальной психологии индикаторы групповой сплочённости: желание оставаться членами группы, уровень групповой привязанности и степень удовлетворения от участия в группе. Реализация потребности в этнической безопасности предполагает создание условий, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и свободное развитие данной этнической общности как самостоятельного этнокультурного целого. Через стремление к позитивной этнической идентичности индивид стремиться повысить собственную самооценку, престиж и статус своей группы.

Как показывают отечественные и зарубежные кросскультурные исследования - только уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры (позитивная этническая идентичность) позволяет ей проявлять толерантность к другим культурам и стремиться к сотрудничеству с их представителями, т.е. адаптироваться в иноэтнической среде по типу культурной интеграции. Этническая принадлежность выступает как одно из средств приспособления в новом социальном окружении, а также как способ выделиться и достичь определенных целей.

 

АВТОР: Лобас М.А.