15.06.2012 7237

Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента

 

Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем учебной деятельности, отношением к ней, обучаемостью.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной лестницы характеризуются общими и типическими для них чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена с определенным периодом в жизни человека.

Кроме того, следует учитывать специфику самих ступеней образования, соотносимую не только с возрастными особенностями, но и с законом кумулятивности; структурированием индивидуального опыта; построением индивидуального тезауруса как упорядоченной структуры вербального интеллекта.

Студенческий возраст - особый период в жизни человека в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».

Постановка проблемы студенчества как особой социально - психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В.Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, а также в работах В.А. Сластенина, В.А. Якунина и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности.

По словам И.А. Зимней, студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически она сложилась со времени возникновения первых университетов в XI-XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих профессиональными знаниями и умениями, в процессе учебного труда. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное - неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе.

В социально-психологическом плане студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения. В контексте личностно-деятельностного подхода студент выступает как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач (А.А. Вербицкий).

Как отмечает И.А. Зимняя, для характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и общения в вузе.

Полученные школой Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов», то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебно-методических разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, конечно же, определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют его учебную деятельность - мотив достижения и познавательный мотив. Последний представляет собой основу учебно-познавательной деятельности. Эта деятельность возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа профессиональной деятельности. « Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). Так, по данным В.Т. Лисовского, умеют выступать перед аудиторией только 28,8% студентов, вести диалог - 18,6%, давать аналитическую оценку проблем - 16,3%. На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37,5% студентов стремятся хорошо учиться, 53,6% - не всегда стараются, а 8% - не стремятся вообще к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремился хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не была успешной. В последнее десятилетие эти количественные показатели в целом сохраняются.

В этой связи перед преподавателем стоит ответственная задача - формирования студента как субъекта учебной деятельности. Однако это предполагает и активность самого субъекта учения.

Еще А.Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...».

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют студентов в качестве активных субъектов образовательной деятельности, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Они - обучающиеся, а не обучаемые.

А.М.Столяренко считает, что совершенно обязательны личные инициативные усилия каждого студента по организации и осуществлению учебной деятельности. Это предполагает:

- самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни;

- внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника;

- глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем составляющим образовательного процесса;

- активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни вуза;

- стремление к плановости в работе, ритмичности;

- целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовестность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования.

Исходя из сказанного, организация учебной деятельности непременно должна включать всестороннее развитие личности студента и оказание ему помощи в осуществлении учения.

Процесс всестороннего развития личности сложен и специфичен. Специфичность его состоит в том, что студенты - это не только социальные субъекты, являющиеся представителями определенной социальной общности людей. Они в то же время и живые организмы со всеми присущими им физиологическими и психологическими свойствами. Это означает, что учебный труд студентов имеет не только социальную, но и психофизиологическую сущность.

Важный вклад в раскрытие психофизиологических основ учебного труда студентов внесли отечественные ученые. Мысли о физиологической сущности труда и об активности человеческого мозга в его взаимосвязи с условиями социальной среды, высказанные И. М. Сеченовым, нашли развитие и конкретизацию в его учении об условных рефлексах и о высшей нервной деятельности человека. Это позволило ученому показать, что учебный труд - это физиолого-психологический процесс, который требует самых различных движений, управляемых нервной системой. Особо важное значение при этом имеет процесс формирования условных рефлексов. И. П. Павлов писал: «Наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, возможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов».

Отсюда очевидно, что учебный труд студента по его происхождению и функционированию представляет собой условно рефлекторную деятельность. В соответствии с таким подходом становится понятным, что знания, умения, привычки, убеждения - это системы условных рефлексов, образующихся под воздействием внешних раздражителей. Чем разнообразнее будут внешние раздражители, т. е. чем разнообразнее будет учебная деятельность студентов, тем большим кругом понятий, нравственных и других убеждений они будут вооружаться, тем полнее будет осуществляться их всестороннее развитие.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в учебной деятельности студентов нередко проявляются нежелательные явления: снижение работоспособности в результате перегрузок, утрата внутренней организованности, потеря уверенности в своих силах, смещение или потеря цели и др. Одной из причин проявления подобных явлений является отсутствие достаточно рациональной, научно обоснованной системы организации учебного труда студентов.

По справедливому утверждению М.У. Пискунова необходимо исходить из сложности самой личности студента и особенностей организации его труда. Важную роль при этом играет учение И. П. Павлова о единстве человеческого организма и его саморегулировании. Согласно этому учению человеческий организм является сложной динамической системой. Сущность последней состоит в том, что жизнедеятельность всех ее органов, клеток, тканей имеет сложную организацию саморегулирования. Как известно, существуют три системы управления человеческим организмом: гуморальная (химическая) - действует через кровь и лимфу; эндокринная - управляет деятельностью внутренних органов с помощью гормонов; нервная, которая связывает все органы и их системы в единое целое. Она влияет на деятельность, изменяет и регулирует ее, осуществляет прямую и обратную связь организма с внешним миром.

В умственной деятельности человека ведущее место принадлежит центральной нервной системе. И. П. Павлов доказал, что основной формой деятельности центральной нервной системы являются рефлексы. Учение о рефлексах имеет существенное значение и для организации учебного труда.

Важную роль в понимании сущности умственного труда играет учение о происхождении и развитии двух сигнальных систем мозга, обеспечивающих правильное восприятие окружающего мира.

Известно, что окружающий мир чрезвычайно изменчив. Естественно, человек должен приспосабливаться ко всем изменениям в окружающей действительности, вырабатывать новые связи с учетом новых обстоятельств, т.е. новый динамический стереотип. Особенно заметны подобные изменения в условиях студенческой жизни. Год от года увеличивается объем знаний, усиливается их сложность, изменяются условия организации учебного процесса и т. д. В связи с этим изменяются и требования к студентам, как к людям, занимающимся сложным умственным трудом.

Эти совершенствования в настоящее время происходят сравнительно быстро под влиянием все ускоряющихся процессов дифференциации и интеграции науки, появления все новых ее отраслей, а также под влиянием беспрерывно возникающей новой техники и технологии современного производства. В соответствии со всеми указанными изменениями значительно совершенствуется мозг, обогащаясь все новыми рефлексами высшего порядка. Возможность таких изменений обеспечивается очень важным свойством нервной системы - ее пластичностью, способностью приспосабливаться к условиям места, времени, характеру и видам учебного труда, бытовым и другим обстоятельствам.

В деятельности нервной системы по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека, сохранению его работоспособности важное значение имеет такое ее свойство, как способность к торможению отдельных участков коры головного мозга. Так, например, чтобы условные рефлексы в процессе овладения знаниями сформировались, они должны, как уже отмечалось, получить условно-рефлекторное подкрепление - главным образом путем сознаваемого студентом достижения поставленной цели. Остальные действия, возникшие в этом процессе случайно не получившие условно - рефлекторного подкрепления, исключаются в результате торможения. Все это создает благоприятные условия для сохранения постоянной умственной работоспособности человеческого организма за счет того, что сама нервная система обеспечивает нормальное распределение процессов возбуждения и торможения.

Когда концентрируется внимание на одном виде труда, например, слушании лекции, то вызывается возбуждение не всей нервной системы, а только тех ее отделов, которые непосредственно связаны с обеспечением взаимодействия между соответствующими анализаторами и участками коры головного мозга. Все другие отделы нервной системы подвергаются внутреннему торможению. Это позволяет студенту регулировать последовательность своей учебной деятельности, планировать ее. Возбуждениями нервной системы можно управлять-усиливать или ослаблять их путем усиления или задержки деятельности нервных центров или отдельных органов (мышц, желез). Научить студента умело воздействовать на них очень важно, т. к. усиление или ослабление возбуждения нервной системы способствует созданию наиболее оптимального режима по овладению новыми знаниями и умениями.

Таковы в кратком виде физиологические свойства, которые лежат в основе организации учебного труда студентов. Однако они не исчерпывают всех научных основ. Учебный труд студентов имеет и психологическую сущность.

Остановимся лишь на наиболее важных, с нашей точки зрения, психологических особенностях, учет которых в значительной мере определяет успех учебно-воспитательной работы в вузе. Первой из них является психологическая направленность личности студента. Понятие это представляет собой сложное образование, которое выражается в целях и мотивах поведения личности, ее потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, тенденциях, установках и т. д.

Направленность, как справедливо утверждают М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, может быть узколичной или носить общественный характер, устойчивой или неустойчивой.

Применительно к учебной деятельности студентов наибольшее значение приобретает профессиональная направленность - стремление к успешному овладению профессией, навыками применения знаний на практике, в творчестве и т.д.

В основе направленности личности лежат ее потребности. Одной из важных потребностей студентов является потребность их в общении, в процессе которой они познают не только других, но и себя. Эта потребность способствует установлению многообразных связей, развитию дружбы, товарищества, стимулирует обмен знаниями, мнениями, настроениями, переживаниями и опытом социальной жизни. Но потребности в общении, как и все другие, не являются постоянно заданными. Они изменяются и совершенствуются. Так, например, духовные потребности студентов наиболее успешно формируются под влиянием учебно-воспитательного процесса, в связи с постоянно повышающимися требованиями к их будущей профессии.

Другим психологическим свойством, играющим большую роль в обучении и воспитании студентов, являются познавательные психические процессы. К числу наиболее важных из них психологи относят ощущения, восприятия, память, мышление, речь и др. Значение их в учебной деятельности очевидно уже из того, что без их участия невозможно ни овладение научными знаниями, ни формирование убеждений, ни осуществление практических действий. Именно эти психические процессы лежат в основе всей учебной деятельности студентов. Знание педагогом и самим студентом сущности каждого из психических процессов необходимо, чтобы более эффективно использовать их в организации учебной деятельности.

Ощущения - это простейшие психические процессы, с которых начинается процесс познания. В них отражаются отдельные свойства, качества предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является работа анализаторов.

Ощущения чрезвычайно разнообразны. Сколько анализаторов, столько и видов ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, вибрационные, органические. При обучении особенно важны зрительные и слуховые ощущения, ибо через органы зрения и слуха мы получаем более 95% сведений об окружающем мире.

Установлено, что ощущения поддаются тренировке. С помощью тренировок можно совершенствовать ощущения, повышать чувствительность органов чувств, ускорять процесс их приспособления к работе в сложных условиях, и, следовательно, содействовать развитию восприятия.

Восприятия - более сложный по сравнению с ощущениями психический познавательный процесс. Сходство между ними состоит в том, что они являются формами непосредственного отражения в сознании студентов изучаемых предметов или явлений с помощью органов чувств. Различаются они тем, что с помощью ощущений отражаются предметы по отдельным признакам и свойствам, а в восприятии - в целом, во всей их совокупности. При этом особо ярко проявляется осмысленность учебного материала. Поэтому полнее и точнее воспринимаются те научные знания, которые хорошо поняты, связаны с ранее приобретенными знаниями и основываются на практическом опыте. Вот почему важно с целью облегчения восприятия учебного материала выделять и подчеркивать в нем главное, делать паузы, интонации при устном изложении, использовать зарисовки на доске, красные чернила при проверке разного рода работ и др.

Осмысливание - это деятельность, в основном, аналитико-синтетическая. Осмыслить - значит, глубоко продумать, проанализировать факты и явления, сделать на их основе правильные выводы. Осмысливание связано с анализом - расчленением учебного материала на его составные части с выделением существенного, главного. Процесс осмысливания учебного материала глубоко индивидуален, хотя часто проходит под руководством преподавателя. Именно на этом этапе особенно большое значение имеет самостоятельная, индивидуальная деятельность обучаемого. Осмысливание - сердцевина самостоятельной познавательной деятельности обучаемого.

Память - психический процесс, от которого зависит результат учебной деятельности студентов, поскольку он связан с важнейшими познавательными действиями - запоминанием, сохранением и воспроизведением учебного материала, а также всего того, что было в прошлом опыте обучающегося (в виде образов, мыслей, действий, чувств).

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в головном мозге. Процесс этот совершается тем успешнее, чем ярче действуют на органы чувств раздражители, которые в свою очередь зависят от наличия у студента психологической направленности внимания, интереса к этим раздражителям. Только при таких благоприятных условиях в коре головного мозга возникает оптимальный очаг возбуждения, обеспечивающий наиболее успешное образование временных нервных связей.

Но такие благоприятные условия не образуются сами по себе, случайно. Они - продукт активной мыслительной деятельности, зависящей от ее содержания, мотивов, целей и задач, средств и способов их достижения. И от того, насколько многообразнее будет деятельность студента, настолько эффективнее и богаче будет его память, настолько больше учебного материала будет сохраняться в сознании, а следовательно, тем обширнее будет учебный, научный и воспитательный опыт. Это и является в конечном счете необходимым условием всестороннего развития личности будущего специалиста.

Различают память оперативную, или кратковременную и долговременную. Переход от первого вида памяти ко второму постепенен. Опытами установлено, что для запоминания на уровне долговременной памяти та или иная информация должна примерно пятикратно «проциркулировать» по каналам оперативной памяти. Это обеспечивается такими репродуктивными формами обучения, как упражнения, практические занятия, семинары, а на лекциях - использованием приема «повторение».

Для успешной работы с учебным материалом каждый студент должен знать характеристики своей памяти, ее отличительные особенности, а именно: тип памяти, быстроту запоминания, прочность сохранения, точность и готовность к воспроизведению. Для оценки этих качеств памяти могут использоваться разнообразные тесты.

Мышление - опосредованное и обобщенное познание предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Оно начинается с постановки цели. Затем следует поиск, построение гипотезы. Заканчивается оно проверкой принятого решения. Если решение оказывается неверным, процесс повторяется. Уровень мышления студента характеризуется активным применением знаний, а не пассивным, механическим их использованием. Мышление, зарождаясь в чувственном познании, выходит за его пределы, позволяет человеку познавать то, что не может быть воспринято непосредственно органами чувств.

В единстве с мышлением студента функционирует и его речь. Роль ее в любом виде мышления велика, т. к. именно слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения реального мира в его сознании. С помощью речи студенты изучают учебный материал, познают и усваивают нравственные нормы поведения, общаются, влияют друг на друга, а также на себя лично. Поскольку содержание и форма речи зависят от будущей профессии студента, его опыта, темперамента, характера, способностей, интересов и состояний, то и развитие речи является делом каждого из них. Поэтому, чем активнее студенты совершенствуют свою устную и письменную речь, тем выше уровень их познавательных возможностей, следовательно, и качества учебного труда в целом.

Важнейшей характеристикой студента как субъекта учебной деятельности является его обучаемость. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как динамичность, т. е. скорость образования временной связи (В.Д. Небылицын). В широком смысле этого слова она может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новым и знаниями (Б.В. Зейгарник).

З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способам действий.

Л.С. Маркова считает, что обучаемость коррелирует с понятием «обученности» как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно и другое положение, высказанное А.К. Марковой: обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее суммарного показателя - экономичности мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, по С. Л. Рубинштейну, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты. В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

- активность ориентировки в новых условиях;

- инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

- настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

- восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения:

- диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

- методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;

- обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

- время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;

- сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости. Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный».

Сложность учебного труда обусловливается тем, что объем и содержание учебной информации, которыми должны овладевать студенты, беспрерывно увеличиваются, в то время как сроки обучения остаются неизменными. Все это побуждает искать новые, более совершенные пути организации обучения и более четкого управления учебной деятельностью студентов.

Отсюда следует, что учебный труд студентов требует глубоко продуманных, научно обоснованных способов его организации. Уже сейчас практика показывает, что при отсутствии такой организации даже долгие годы учебы в университете с его огромными возможностями не могут обеспечить подготовку современных специалистов.

Трудности обучения в высшей школе усиливаются еще и тем, что происходит не только бурный процесс появления новых знаний, но в то же время имеет место и чрезвычайно быстрый процесс их старения. Поэтому нельзя себе представить специалиста, который мог бы, однажды «выучив» науку, не заниматься ежедневным самообразованием, не следить за новой литературой, не использовать в своей деятельности последние достижения науки. Самообразование и самовоспитание-это, пожалуй, единственные реальные возможности, способные предотвратить преждевременное «моральное старение» любого специалиста, в том числе и выпускника университета.

Самообразование и самовоспитание - процессы не стихийные. Они не возникают у человека сами по себе. Их появление и развитие возможно в процессе всей многообразной учебно-воспитательной и научно- исследовательской деятельности студентов. И чем шире и разнообразнее эта деятельность, тем успешнее формируются у них способности к самообразованию и самовоспитанию.

 

АВТОР: Лукинова Н.Г.