15.06.2012 5861

Современное состояние проблемы воспитания «достойных граждан» в США

 

На современном этапе государственные органы управления США ставят перед своими школами следующие цели: воспитание гражданина, профессиональная ориентация (и даже профессиональная подготовка), признание ценности собственной личности, усвоение таких социальных ценностей, как уважение личности другого, содружество, патриотизм и благопристойность.

В 80-е гг. особую актуальность приобрела проблема качества образования, которая вызвала новую волну изучения состояния американской школы. В докладе «Нация в опасности: необходимость реформы школы» отмечается следующее: « Наше общество и его образовательные институты потеряли из вида базовые цели школы». Этот период отмечен выходом многих педагогических трудов, среди которых большой известностью пользуется книга Э.Бойера «Средняя школа. Доклад о среднем образовании в Америке» (1983). В данном исследовании на основе анализа законов об образовании многих штатов, а также руководств для учителей, в которых обоснованы конкретные задачи преподавания, автор приходит к заключению о полной неясности представлений о целях школы ее руководителей и учителей: «Средняя школа не имеет ясной и здоровой цели». Среди ведущих целей современной школы Э.Бойер определяет следующее: помочь всем учащимся развить способность критически мыслить; помочь всем учащимся познать себя, человеческое наследие и взаимозависимость мира, в котором они живут; помочь всем учащимся выполнять их социальные и гражданские обязанности.

Этой же теме посвящены книги Дж.Гудлэда «Место, называемое школой» (1983), А.Поуэлла «Средняя школа как образовательный рынок» (1985) и другие. Все они отличаются богатством фактического материала, полученного в городских и сельских, бедных и богатых, небольших и крупных (до 3 тыс. учащихся) школах различных штатов страны.

Смысл гражданского воспитания заключается в том, чтобы раскрыть общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации общества, вооружить учащихся умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Характерной особенностью развития философии образования в США на современном этапе является поиск оснований для интеграции идей Нео прагматизма и гуманистической философии.

С началом 80-х гг. учителям адресуются рекомендации, направленные на развитие у школьников гражданственности, понимания системы свободного предпринимательства, на воспитание патриотизма и уважения власти. «Под базовой программой для всех учащихся, - пишет Бойер, - мы понимаем изучение тех последовательных идей, опытов и традиций, которые являются общими для всех людей как членов человеческого сообщества в данный момент истории».

Основной акцент в подготовке учащихся к социальной адаптации делается на «обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для выживания в XXI веке». Отсюда следует, что социальная концепция «обучение для выживания» явилась следствием происходящих социально- экономических изменений в обществе. Перед государством стоят задачи подготовки молодежи к труду, воспитание человека, способного интегрироваться в социальную, экономическую и политическую структуру американского общества. Вновь актуальной становится задача объединения школы и церкви, - пишет Дж.Гольдман.

В связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания образования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам. В 1974 г. было создано федеральное Министерство образования, на которое возлагалась ответственность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фондов и т.п.

Большое внимание гражданскому образованию и воспитанию уделялось со стороны президентов США: проблемы воспитания гражданина всегда занимали важное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Джордж Буш в качестве приоритетной цели выдвигали цель повышения качества образования.

18 апреля 1991 года президент Буш выдвинул программу «Америка - 2000. Стратегия образования». Это был смелый, комплексный, далеко идущий план реформы образования. В нем была выражена глобальная цель: Америка должна стать мировым лидером, эталоном.

Программа, рассчитанная на девять лет, состояла из четырех частей, которые должны были осуществляться одновременно. Она предусматривала реализацию ряда интересных проектов и инициатив. В их числе - Государственные школы Вашингтона для XXI века, Коалиция обязательных школ Сайзера, программа развития школ Джеймса Коумера, Ускоренные школы Генри Левина, Школы для следующего века, Школа «Сатурн» завтрашнего дня в Сан-Пауло, Модельная Школа Завтрашнего Дня в Льюисвиле (штат Техас) и ряд других.

Была поставлена задача выйти за рамки школьных стен на уровень общины и семьи. «Уровень школы не может быть выше уровня жизни в обществе, - говорилось в документе. - Каждая община должна стать местом подлинного обучения. Особенно значительной может оказаться ее роль в возрождении системы американских ценностей, в числе которых - прочная семья, ответственность родителей за своих детей, обязанности по отношению к окружающим и другие». Каждая школа Америки будет гарантировать не только подготовку учеников, но и воспитание их в духе гражданственности, ответственности за свои поступки.

Б.Клинтон внес следующие изменения: при нем была предпринята попытка унифицировать учебную программу путем введения национальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен растущей в обществе озабоченностью в отношении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогических кадров.

Ключевым моментом реформы стал вопрос о том, что составляет суть образования - содержание учебного предмета или же воспитание личности. В первом случае акцент должен делаться на предметной подготовке учащихся. Второе направление ставит целью образования интеллектуальное и духовное развитие личности. Передача ученику определенных знаний рассматривается лишь как часть учебно-воспитательной работы, эффективность которой уже напрямую зависит от профессиональных и моральных качеств педагога, от состояния педагогической среды внутри учебного заведения.

По мере взросления молодое поколение оказывается перед выбором жизненной позиции. От того, какие будут разработаны пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, зависит внутреннее состояние этого общества.

В мире по-разному расставляются акценты гражданского воспитания. В США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе - обучать правам человека. Н.А. Савотина считает, что необходимо определить различие между патриотизмом и гражданственностью и определяет последнее как качество нравственно-политическое. Акцент сделан на том, что «гражданственность «подпитывается» патриотизмом; патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней». Определенность толкования этих двух понятий, по ее мнению, дает ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.

Такой подход к содержанию образования имеет непосредственное отношение к разработке концепции гражданского образования в США в наши дни. Следует отметить, что при каждом университете имеется центр или даже институт, занимающийся вопросами обучения демократии, правам человека и др. Американцы считают задачу поддержания демократического общества постоянной задачей образования и воспитания. В исследованиях американских ученых отмечается, что «Америка все еще превосходит многие страны по степени гражданского участия и общественного доверия», но в то же время выражается беспокойство относительно спада в развитии гражданского общества.

Внимательно относятся американские политики и социологи к развитию образования в Японии, так как именно этот фактор влияет в значительной мере, считают они, на успехи японцев в технико - экономической конкуренции. Еще в начале 80-х гг. американский автор Т.Ролен в книге «Японская средняя школа» писал: «Япония, как бы ее ни рассматривать - как угрозу или как эффектную модель - заслуживает тщательного изучения... Прежде мы экспортировали наши педагогические идеи в зарубежные страны. Теперь настало время учиться у других».

Становление законодательной, финансовой базы педагогических научных исследований в США рассматривает З.А.Малькова. В США, в отличие от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система.

Самое важное отличие американской системы образования, которое граждане этой страны не без гордости считают своим завоеванием, - это ее децентрализация - принцип, исторически связанный с другим демократическим завоеванием американского народа - развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов.

Образование в США изначально считалось сферой компетенции штата либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них - свой орган управления образованием, свое законодательство). Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социального благополучия американского народа. В США действуют федерально-штатные программы материальной помощи детям из нуждающихся семей. Денежные выплаты таким семьям вместе с продовольственными талонами составляют более половины их дохода. Эти меры должны способствовать увеличению продолжительности обучения молодежи из бедных семей. С целью обеспечения возможности обучения молодых людей из небогатых семей функционирует федеральная система студенческих стипендий «Пелл-Грантс» (Pellgrants). Кроме этой федеральной системы, в различных штатах действуют свои дополнительные программы помощи в получении высшего образования. Так, в штате Джорджия с 1993 г. осуществляется программа «Надежда»: оплачивается обучение в любом колледже штата (но не свыше 3000 долл. в год) хорошо успевающих и не имеющих судимости студентов вне зависимости от доходов семьи. Эта сумма в основном покрывает годичную плату за обучение в государственных после средних учебных заведениях, которая в 1993/1994 г. составляла в среднем по США 1200 долл. В четырехлетних государственных колледжах накануне президентских выборов 1996 г. Б.Клинтон выдвинул законопроект, предлагающий уменьшить на 1500 долл. сумму годового налогообложения той семьи, в которой есть хорошо успевающий студент.

Специфика американских техникумов в том, что их финансирование осуществляется из фондов штата за счет средств от местных структур плюс плата за обучение. Например, техникум Вирджиния-Пьедмонт (г. Шарлотсвилл, Вирджиния). Американский техникум мобильно реагирует на смену потребностей в специалистах тех или иных квалификаций и направлений; имеет возможность оперативно изменять учебные планы, привлекать специалистов, проводить подготовку (два года до уровня бакалавра) и переподготовку специалистов, которые будут работать в этом регионе. Местные колледжи возникли как ответ на потребность образования для взрослых, образования в течение жизни, повышения квалификации и переквалификации специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. Они дают возможность получить образование детям эмигрантов, национальных меньшинств, осуществить оперативную переквалификацию. Сегодня в 1200 местных колледжах США учатся или повышают квалификацию свыше 25 млн. человек. Знакомство с работой местных колледжей позволяет сделать вывод, что американское высшее образование ближе к жизни и потребностям конкретного человека.

Общие вопросы и координацию работы местных колледжей на федеральном уровне обеспечивает Американская ассоциация местных техникумов, в состав которой входят аккредитованные двухлетние местные техникумы и училища, корпоративные фонды, международные партнеры и родственные учреждения. Ассоциация изучает такие вопросы: образование в течение жизни, программы обучения рабочей силы и партнерства, международные учебные планы, тенденции приема и общие программы с государственными школами и общинами.

Значительные средства выделяются частными корпорациями и благотворительными фондами. Последние особенно распространены в США: к началу 90-х гг. там насчитывалось более 25 тысяч филантропических фондов с суммарным капиталом свыше 20 млрд. долл. Наибольшую известность приобрели крупнейшие фонды, носящие имена их создателей, - Рокфеллера, Форда, Карнеги, Сороса и других миллиардеров.

Отсюда право на самостоятельность в определении цикла социальных дисциплин и широкое поле деятельности для эксперимента.

По результатам опроса зарубежных исследователей, 90% опрошенных американцев сходятся в том, что основными моральными ценностями, которые должны закладываться в школе, являются честность, демократизм, готовность принять людей разных рас и национальностей, внимание к друзьям и родственникам, твердость духа и патриотизм.

Около 86% высказались в пользу внушения молодежи «золотого правила» - евангельской заповеди «во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Разумеется, прямых ссылок на Евангелие при этом не делается, поскольку всякая религиозная пропаганда в общественной школе строго преследуется. И, тем не менее, тема религии занимает не последнее место в духовном мире американцев.

Так, в августовском номере американского журнала по науке и технике «Omni Magazine» за 1991 г. были опубликованы результаты социологического исследования: 95% американцев верят в Бога и божественное происхождение ценностей; 90% молятся Богу с просьбой о помощи и совете; 75% верят в божество Иисуса Христа. «Я смею утверждать, что эта вера в высшую силу как в источник духовных ценностей является основным объяснением динамичной природы американского общества. Твердое ощущение проявления божьей воли в их судьбах наполняет жизнь людей смыслом», - пишет А.Эллис. Он подчеркивает, что самое ценное знание - это знание истинного духовного богатства демократического общества.

Религиозные организации в Америке имеют значительное влияние на систему обучения и воспитания детей и молодежи. В «США церковь посещают 1 млн. подростков, а религиозным организациям принадлежит 80% частных школ и большое количество колледжей и университетов, к тому же религиозное обучение ведется в воскресных школах и библейских классах, которым правительство оказывает поддержку...». Для воспитания молодежи в духе религиозной морали различные церкви и секты используют свои организации. Например, в США наиболее крупными являются «Ассоциация молодых христиан», «Ассоциация молодых христианок», «Национальный совет католической молодежи». Эти молодежные организации имеют прочную материальную базу, которая оценивается в несколько сотен миллионов долларов. Отделения этих организаций имеются в университетах, колледжах, школах. В их распоряжении находится большое количество воскресных школ для изучения библии, спортивных залов, библиотек, различных культурно-просветительных учреждений и даже дискотеки. Они занимаются благотворительной деятельностью, организуют спортивные соревнования, отдых, туризм, летние лагеря для молодежи, кружки кройки и шитья и т.п. Эти организации владеют большим количеством гостиниц и кафе. Штатные инструкторы учитывают круг интересов молодежи, чтобы более объективно вести воспитание в чисто религиозном духе. Например, Чикагское отделение «Ассоциации молодых христиан» прикладывает немало сил для снижения молодежной преступности в городе. Работа с подростками строится следующим образом: под видом «обездоленных» они внедряются в молодежные группировки, ведут разъяснительную работу с учетом детской психики, пытаются приобщить их к спорту, подыскать работу или помогают вернуться в школу.

В порядке профилактики усилия религиозных общин, почти без сомнения, могут дать весьма значительный эффект, о чем свидетельствует работа таких организаций, как протестантский приход Восточного Гарлема, Католический Центр пуэрториканцев в Джер-сити и еврейский Совет охраны.

В качестве сравнения отметим, что в России полностью отсутствует опыт подобной профилактической работы религиозных организаций. Кроме того, на протяжении десятков лет молодое поколение не приобщалось к ценностям религиозной культуры и морали. Изучение зарубежного опыта позволяет предположить, что в настоящее время необходимо определить место религии - этого мощного фактора воздействия на личность - в системе профилактики делинквентного поведения молодежи.

В США накоплены глубокие традиции в изучении дисциплины «Граждановедение». Обычно это курсы по выбору учащихся, которые идут в связке с курсом государственного устройства США. В курсах истории или экономической теории граждановедческая тематика может быть прослежена как важное направление в общем контексте дисциплины. Большое внимание воспитанию гражданской ответственности уделяется на занятиях по американской литературе.

Почти каждая разработанная концепция и вытекающая из нее программа опытно-экспериментальной работы проходят проверку на большом числе школ. В качестве примеров можно привести «Программу творческого разрешения конфликтов». Она состоит из серии последовательных теоретических и практических (ситуационных и имитационных) занятий, которые в виде модулей включаются в традиционные предметы и обучают подростков межличностным отношениям. Программа проверялась в 300 школах (120 тыс. учащихся) разных штатов и показала снижение конфликтности в среде учащихся в среднем на 40%.

В еще больших масштабах (900-1500 школ) проводят опытно - экспериментальную проверку своих моделей известные в стране ученые М.Липман и Т.Сайзер. Оба исследователя считают, что главная цель школы - учить детей мыслить, развивать любознательность, формировать умение самостоятельно добывать знания.

М.Липман разработал учебное пособие «Модель философии в классе». Она не учит детей начальных классов философии, но на основе чтения и обсуждения небольших авторских рассказов школьники учатся находить причинно-следственные связи, применять различные способы рассуждений, оценивать ответы других учеников. Эффективность модели проверялась в 1500 начальных школах. В экспериментальных классах логическое и творческое мышление учащихся через два года применения программы на 3-4 уровня выше по сравнению с контрольными классами.

Его статья «Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия» в высшей степени актуальна для российских педагогов. Опасная тенденция к усилению насилия среди молодежи свойственна не только странам, переживающим период социальных и ценностных сдвигов. Она присуща и вполне благополучным обществам. В статье обоснованы рефлексивно-деятельностные методы трансляции ценностного знания и обучения миролюбию. Оптимальный контекст такой трансляции - систематическое философское обучение детей в школе, развивающее у детей навыки разумного мышления и поведения.

Деятельностный подход М.Липман противопоставляет традиционному - проповедническому, морализаторскому (апелляция к учениям великих личностей, к моральным авторитетам, традициям и т.п.). М.Липман считает, что и в прошлом он годился только для легковерных; в настоящее же время, время скептиков, он стал малоэффективным.

В теоретической работе «Мышление в образовании» (1991г.) М.Липман определил цель рефлексивного образования: «Научение молодых людей навыкам разумности, с тем чтобы в дальнейшем они стали разумными гражданами, разумными партнерами, разумными родителями». Как мы видим, акцент сделан на развитии навыков разумного мышления и поведения, а не на накоплении знания (информации), как это присуще традиционной парадигме образования.

Конечно, традиционно школьное образование тоже тренирует мыслительные навыки, необходимые для чтения, письма и говорения, слушания, математических операций, эксперимента. Однако оно практически ничего не делает для развития навыков обоснованного, аргументативного, логически корректного рассуждения, умения мыслить самостоятельно и критично, т.е. рефлексивно и саморефлексивно, творчески и контекстуально.

В результате в мышлении получается перекос: учащиеся на практике не в состоянии пользоваться полученным знанием. Хуже того, у них неразвитыми остаются способности решения моральных проблем, межличностных конфликтов, социального общения. Часто ассоциальное поведение детей и насилие проистекают из морального, правового и социального невежества.

Ученый считает, что детей следует значительно больше, чем сейчас, но систематически, как и другим школьным предметам, учить умению самостоятельно рассуждать о смысле моральных, юридических, социальных понятий, таких, как личность, свобода, право, ответственность, уважение к другим людям, компромисс, насилие и т.п., а также о связях и отношениях этих понятий.

В конце 1980-х - 1990-х годов в США продолжает оставаться актуальной проблема предоставления равных возможностей получения качественного образования детям разной этнической и культурной принадлежности, степени психофизического развития, воспитывающихся в семьях разного общественного положения и уровня доходов Обучающая и развивающая предметно-пространственная среда, предоставляющая детям богатую и достоверную информацию о многообразии социального мира, является необходимым условием воспитания критического отношения к существующим в обществе предубеждениям и дискриминации. Дискриминирующие действия - это одна из форм агрессивного поведения, такая же вредная, как физическая агрессия, и на них нужно немедленно и прямо реагировать.

Появление справедливой педагогики (как системы педагогических принципов) дало возможность учителям строить свою деятельность так, чтобы обеспечить учебную успешность учащихся различных расовых, культурных или социальных групп. Исследования показывают, что учебная успешность учащихся афроамериканского или латиноамериканского происхождения обеспечивается лучше, когда преподавание строится прежде всего на основе стратегии сотрудничества, а не соревновательности. Учение на базе сотрудничества (cooperative learning activities) помогает всем учащимся (включая белых, принадлежащих к среднему классу) развить более позитивные расовые установки.

Если образование действительно претендует на активное, преобразовательное отношение к сложившимся мировоззренческим, культурным и ментальным стереотипам, то именно в сфере образования должны быть созданы такие условия для становления будущего гражданина, которые позволили бы ему, выйдя за порог школы и сопоставляя идеалы и реалии, осознанно и активно включиться в преобразование отнюдь не идеального мира.

В период обучения в школе молодым людям должна быть дана возможность почувствовать себя не только учащимися, но и членами общества. Их необходимо вдохновить на участие в делах общества, часть которого они составляют. Э.Бойер предлагает использовать так называемую Новую Единицу Карнеги, которая должна особо подчеркивать время общественной службы. Цель новой единицы - помочь учащимся понять, что они не только автономные индивиды, но также члены широкого сообщества. Программа школьной службы должна стимулировать таланты, внушая молодым людям, что они нужны обществу! Она должна помочь подросткам выйти из изоляции, установить контакты с пожилыми, больными, бедными и бездомными, познакомить их с проблемами соседства и управления. Автор данной работы предлагает, что в течение всех четырех лет средней школы, учащиеся должны выполнять добровольную работу в школе или вне ее. «Я полагаю, что учащиеся должны работать не менее 30 часов в год, итого 120 часов за 4 года, чтобы получить 1 балл за службу Карнеги».

С точки зрения Джона Дьюи, «общество - это группа людей, держащихся вместе, поскольку они работают в общем строю, в общем духе и с общими целями... Мнение о том, что нынешняя школа не может функционировать как естественная социальная единица, обусловлено тем, что в ней отсутствует момент общей продуктивной деятельности».

Участие учащихся в делах общества окажет большую помощь в осознании единства школьного сообщества и его общих целей, поможет всем учащимся понять, что, для того чтобы стать настоящим человеком, надо уметь служить не только своим интересам. «Люди, которые не могут общаться, - бессильные люди, - пишет Э.Бойер. - Люди, которые не знают ничего о своем прошлом, - культурно-ничтожные люди. Люди, которые не в состоянии выглянуть за пределы собственной жизни, не располагают возможностями увидеть будущее. Именно школу нация выбрала, чтобы каждый ее представитель последовал к целям просвещения. Школа - это место, где определится исход сражения за будущее время».

Гражданское воспитание учащихся - это давняя функция американской школы, и ею накоплен значительный опыт в этой области. Он включает в себя применение следующих форм: изучение курсов граждановедения, подготовку к национальным праздникам, пение патриотических песен, посещение историко-мемориальных мест, ежедневную клятву преданности американскому флагу, который висит в каждом классе, и т.д. Учебники, видеофильмы, торжественные церемонии настойчиво внушают школьникам, что «США - самая лучшая страна в мире», «Вы граждане самой свободной и демократической страны на планете» и т.п.

Диалоговое обучение, дискуссии, самостоятельные проекты учащихся, сконцентрированные на «больных» проблемах местной общины и страны в целом, побуждают учащихся мыслить, рассуждать, самостоятельно делать выбор.

Учебные заведения совершенствуют деятельность ученического самоуправления, превращая его в школу будущих граждан, умеющих распознавать пропагандистский обман, манипулятивное влияние и сделать правильный выбор при голосовании.

Для старшеклассников организуются стажировки в местных органах власти, они работают помощниками депутатов; те из них, кто проявил лидерские качества, проводят лето в «лагерях будущих лидеров», где постигают проблемы управления и руководства.

Несмотря на высокий уровень разработки педагогических исследований об образовательных и воспитательных функциях современной американской школы, проблема растущей преступности в детской и молодежной среде занимает особое место при рассмотрении вопросов о формировании гражданского самосознания.

Американцы сталкиваются с ужасающими примерами: в Литтлтоне (Колорадо) 6 апреля 1999 г. убиты 15 школьников и ранены около 20; в школе городка Пирл (Миссисипи) - убиты два ученика, в Вест Падуне (Кентукки) - трое, в Джонсборо (Арканзас) - пятеро и т.д. Как указывал в своем исследовании Ричард Шейерман, в Америке уровень насильственной смертности мальчиков-подростков поднялся на 44%, а самоубийств на 479%. «Этот скачок произошел за тридцать лет - с того времени, когда я сам впервые переступил порог школы. Число внебрачных беременностей у девочек - подростков возросло за этот же срок на 621%». Параллельно с этой пугающей статистикой вызывают тревогу такие результаты опроса американской молодежи, которые демонстрируют значительную обратную зависимость между ростом интереса к таким вожделенным целям, как «стремление зарабатывать большие деньги» и снижением «способности найти значимый смысл жизни». Масштабы зла, причиняемого изощренными техническими достижениями ничего не ведающим людям в нынешнем столетии, являются ярким примером того, что знания, не подкрепленные мудростью, легко направить во зло человеку и сделать чрезвычайно разрушительными. Не вызывает сомнения правильность высказывания о том, что самый опасный результат образования - это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью.

Речь идет о «высвеченных» образовательной сферой серьезнейших сбоях в стратегии, в политике, в самой философии развития американского общества. Эти явления выходят далеко за рамки конкретных эпизодов антиобщественного поведения, затрагивая принципиальные вопросы морали, нравственности, права, мировоззрения, менталитета... Одними запретами, механически ограждающими детей и подростков от оружия, наркотиков, алкоголя и т.п., решить проблемы не удается. Для их решения существует довольно разнообразная сеть специальных служб по предупреждению делинквентного поведения молодежи. Одним из существенных компонентов общешкольной деятельности по профилактике делинквентности в Америке является «система руководства» - «Гайденс». Главная цель «Гайденс» - оказывать молодому человеку любую помощь, в которой он нуждается в данный момент. В систему «Гайденс» включается и внешкольная деятельность, осуществляемая органами образования, здравоохранения и социального обеспечения, организациями отдыха молодежи, религиозными организациями и родителями.

Психолого-педагогическая служба «Гайденс» возникла в начале XX века. Но ее расцвет начался с середины 50-х годов. Увеличилось число каунслеров. В школе на каждые 250-300 человек рекомендуется 1 консультант (каунслер), имеющий педагогическое образование. Он должен работать в тесном контакте с учениками, родителями и учителями школы. Работники этой службы проводят консультации, разрабатывают индивидуальные программы для учащихся в соответствии с их способностями, интересами, которые оцениваются по результатам тестов, с учетом мнений педагогов. На службу «Гайденс» также возложена задача поиска талантов. Цель каунслера заключается в том, чтобы попытаться проникнуть в уникальный мир ребенка и помочь ему осознать свои потенциальные возможности, разобраться в сложных ощущениях и отношениях к действительности. При этом подразумевается, что каунслер не предпринимает никаких попыток повлиять на ребенка, он не руководит развитием личности, а лишь способствует развитию потенциальных сил каждого ребенка. Это не помощь в приспособлении к общественным требованиям, а помощь в познании самого себя, своих способностей.

Акцентируя положительные качества, способности и возможности личности, каунслеры осуществляют психотерапию, которая помогает позитивному развитию молодого человека.

Служба «Гайденс обучает принятию решений в различных ситуациях. Конкретные цели школьного каунслера заключаются в изменении неадекватного поведения; обучении принятию решений; предупреждения проблем (в том числе осуществляется специальная учебная программа для обучения родителей методам воспитания). Главная цель «Гайденс» - подготовка и приспособление (адаптация) подрастающего поколения к существующим социальным условиям. Помогая решать дисциплинарные проблемы, стимулируя контакты между родителями и педагогами, родителями и детьми, каунслер при этом не выступает сторонником (законодателем) дисциплины в школе, он всегда на стороне детей.

«Гайденс» ограничена пятью сферами жизни: образованием, карьерой, браком, семейной жизнью и стилем жизни. В специальную службу «Гайденс» помимо каунслеров входят социальные работники, психологи, сотрудники, отвечающие за посещаемость учащихся, врач, медсестры, атташе по связям с судом, учителя-консультанты, учителя «домашней комнаты», руководители клубов и команд, ассистенты-секретари. Несмотря на то, что за период с 50-х годов число каунслеров выросло на 400%, авторитет их в школе понизился. Объясняется это рядом причин: недостатками в подготовке специалистов, неконкретностью целей, поставленных перед каунслером, незначительной практической ценностью его советов. Но это может происходить и потому, что общество в целом претерпело большие изменения, а служба «Гайденс» не успела перестроить свою работу. В целом необходимо отметить, что сама идея и основные направления работы службы актуальны и требуют дальнейшего изучения.

Так как значительно был снижен воспитательный потенциал общины с ее духом единения, ответственности и контроля за детьми, в 80-90-е годы стали предприниматься попытки восстановить этот потенциал. В США стратегия федерального правительства призывает местные власти и всех граждан «сделать общины местами, где происходит воспитание и обучение детей». Местные библиотеки, музеи, университеты предлагают подросткам разнообразные программы обучения и развлечения. Наблюдается большой подъем общественной активности. Ассоциация «Добровольцы в помощь школе» насчитывает более одного миллиона членов, которые работают в качестве руководителей кружков, репетиторов, помощников учителей и т.д.

Согласно статистике, около 35% всех американских семей делают добровольные взносы на поддержание программ для детей и молодежи или в помощь школе. Средняя сумма, которую тратит семья на эти цели в год (350 долларов), находится на втором месте после взносов на нужды церкви.

Одно из направлений работы общины с молодежью - через Молодежные служебные бюро. Главная их цель - уберечь молодых людей от системы правосудия, хотя они работают в тесном контакте с полицией. Молодежные бюро выступают в качестве координатора всех общинных молодежных служб. Они проводят разъяснительную работу со всеми категориями молодежи и их родителями, разрабатывают молодежные защитные программы, призванные помочь молодым людям преодолеть чувство беспомощности, а порой и страха перед правосудием. Там же организована служба трудоустройства и «горячая линия», где молодые люди круглосуточно могут получить своевременную и действенную помощь взрослых. Служба также предлагает: профилактические консультации для подростков, собирающихся сбежать из дома; информацию об учреждениях по оказанию неотложной социальной помощи, расположенных в районе проживания подростка; посредничество при установлении контактов между подростком и его семьей.

Рассмотреть более подробно работу молодежного центра по предупреждению делинквентного поведения можно на примере альтернативного многопрофильного центра «Дверь» («The Door»), расположенного в Манхеттене в Нью-Йорке. Центр имеет медицинскую и психиатрическую службы, аптеку, юридическую консультацию, классы обучения. Помимо обычных психотерапевтических консультаций, предусмотрена художественная терапия, включающая в себя организацию отдыха, развлечений и восстановление сил. Функционируют разнообразные творческие и профессиональные мастерские, где молодых людей обучают и военному делу, и танцам, готовят парикмахеров и ювелиров. Все службы «Дверей» свободны и бесплатны. 300 молодых людей от12 до 21 года посещают центр каждый день. За год через эту службу проходит до 25000подростков, юношей и девушек, причем большинство молодых людей не являются делинквентами.

Ознакомившись с превентивной деятельностью общин, следует сказать, что подобная активность широко поддерживается правительством штатов, что может подтвердить, например, факт проведения конкурса среди агентств, работающих в общинах, организованного специальным Бюро по защите здоровья и прав матери и ребенка. В ходе его был рассмотрен широкий спектр социальных, образовательных и медицинских проблем, решающихся в подобных агентствах. Работа трех агентств из Техаса, Калифорнии и Индианы была признана наиболее перспективной. На наш взгляд, определенный интерес для организации практической работы по профилактике делинквентности представляет опыт техасского агентства, чья программа называлась: «Это может любой ребенок... с небольшой помощью». В рамках этой программы в южном Техасе за последние 11 лет более 6000 детей и подростков, испытывающие те или иные проблемы, получили квалифицированную помощь взрослых. Философская база отражена в названии программы, ее основатели уверены, что любой ребенок может добиться многого, если ему предоставить шанс. В каждом агентстве подобрана компетентная команда, состоящая из медиков, социальных работников и педагогов. Опыт их работы интересен еще и потому, что он затрагивает не только самих подростков, но и членов их семей. В каждом агентстве добровольно трудятся пожилые люди в возрасте примерно 55 лет, которых так и называют «друзья семьи». Они посещают семьи, которые нуждаются в их помощи до 4 раз в неделю, оказывая помощь и поддержку уставшим родителям и принося любовь и ласку их детям.

Аргументы, которые обычно приводятся в пользу организации профилактики делинквентного поведения в общинах, следующие: превентивная работа в общинах наиболее полно отвечает требованиям гуманистических принципов, предъявляемых к работе с молодежью; отсутствие крупных материальных затрат; высокая результативность данного вида работы.

Общинный опыт работы по профилактике делинквентности молодежи, безусловно, заслуживает самого пристального внимания и анализа, это один из реальных путей организации работы по предупреждению социальных отклонений, так как если делинквентность - беда, в основном, социальная, то и «лечить» ее нужно общественными средствами.

Молодежная делинквентность и правонарушения часто являются результатом недостаточной занятости в свободное время. Поэтому одно из направлений профилактической деятельности - организация досуга молодых людей, особенно, если они уже имели дело с правоохранительными органами. Например, организация сезонных и круглогодичных лагерей для делинквентов, где подростки продолжают учебу и участвуют в трудовой деятельности. Но наиболее распространенной формой являются специальные полицейские и юношеские «Клубы по предупреждению». Они отличаются довольно разнообразной деятельностью и призваны выполнять роль «эмоционального клапана» в жизни подростка. В руководство клубов входят представители общественности и полиции, гражданская инспекция и члены клуба. Деятельность таких клубов включает пять направлений: образование; спорт; отдых, кружки для выработки производственных навыков; общественные кружки. Взаимоотношения между подростками и воспитателями строятся по принципу «свободного общения». На занятиях широко используется психотерапия отклоняющегося поведения, в частности, игровые приемы групповой терапии, а также поведенческая терапия, которая предлагает ряд новых методов и систем индивидуального и группового лечения нарушений поведения. Все вышеперечисленное привело в последнее время к положительной динамике сокращения преступлений в школах.

В США много различных ветеранских организаций. Они действуют на общественных началах, но государство в последнее время активно их поддерживает, оказывая финансовую и материальную помощь. Потому что видит в деятельности этих организаций важное средство гражданского воспитания молодежи. И довольно часто в СМИ можно встретить сообщения о том, как ветераны второй мировой посетили ту или иную школу и насколько дети были рады встрече с ними.

Большую роль в военно-патриотическом воспитании молодежи играет скаутское движение, охватывающее 4,1 млн. бойскаутов и 2,6 млн. герлскаутов. Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны. В программе этого движения основной упор делается на ознакомлении детей с военной литературой и прессой, посещение музеев и мемориальных комплексов. Широко используются туризм, военизированные игры, занятия по военной технике (изучение образцов стрелкового оружия, артиллерийского и бронетанкового вооружения), на физические упражнения (облегченные комплексы, предназначенные для солдат и офицеров), тренировки по выживанию в экстремальных условиях, марш-броски и т.д. Вооруженные силы США предоставляют свои объекты, базы, учебные центры, полигоны для организации работы со скаутами, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, берут на себя их материально-техническое обеспечение. В воинских частях и соединениях практикуется проведение «Дней скаутов», когда детям разрешен свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими.

Однако заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи проявляют не только общественные организации. Огромная роль в этой работе и самой системе патриотического воспитания подрастающего поколения принадлежит государству. Так, все большее количество американских школ открывает юношеские курсы по подготовке офицеров запаса (Junior Reserve Officers Training Course - JROTC). Это своего рода младший брат курсов при университетах с одним отличием: для школьников слово «офицер» - просто часть названия, и в случае вербовки в армию они будут солдатами. Правда, им будут предоставлены льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.

Курсы JROTC - это по сути специальные кадетские классы при школах, создаваемые с разрешения министерства образования командованиями вида вооруженных сил США. Число их значительно возросло в период правления президента Буша-старшего, который в 1992 году заявил, что такие классы повысят самоуважение и наставят детей на верный путь. Военные со свойственным им мрачным юмором, придали всему делу статус операции, окрестив ее «Юный гражданин».

Существует специальный федеральный закон, регулирующий правила создания военных классов. Так, в школе должно быть определенное количество физически здоровых учеников. Школа (частная или общественная) должна иметь соответствующие помещения для организации классов. Соответствующее военное министерство, имеющее в своей структуре специальное управление, как, например, министерство армии (сухопутных сил) - «Army Cadet Command», обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов. На военных лежит обязанность в деле обеспечения учебными материалами, формой (ношение формы обязательно во время занятий) и оружием.

Основными направлениями программы считаются развитие понятия «гражданин», качеств лидера, навыков общения, отказ от наркотиков, привитие уважения к военной службе, физическое развитие. Особое внимание уделяется и непосредственно военной подготовке. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности. Подрывное дело, вождение техники и прочее служат росту интереса к классам. Ученики имеют такие же звания, как и в настоящих вооруженных силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от существующих в настоящих вооруженных силах.

Положительную оценку опыта подтвердили официальные исследования, которые показали, что кадеты гораздо чаще прочих своих сверстников посещают занятия, реже бросают школу и отличаются большей успеваемостью, меньшим уровнем преступности и прочим. А главное - многие из них в последующем вступают в армию. Отметим, что класс JROTC, как и большая часть предметов в высшей школе, является свободным для посещения.

Сегодня программа JROTC действует во всех 50 штатах, охватывая свыше 1.500 высших школ. К 2005 году планируется довести количество школ до 1.645. Надо сказать, что школы с удовольствием идут на открытие классов, так как они не только способствуют поддержанию порядка и успеваемости среди учеников, но и приносят определенные материальные преимущества - школы, согласившиеся на введение у себя таких курсов, в течение пяти лет получают специальные финансовые и материальные средства.

В последнее время в Америке отмечается некоторое снижение готовности встать в ряды вооруженных сил для защиты национальных интересов, а все большее количество мест на военной службе занимают граждане других стран. Причины тому разные. Однако, видя опасность такой тенденции, правительство и министерство обороны США разрабатывают новый комплекс мер по повышению военно-патриотического воспитания граждан, в первую очередь молодежи.

Статистика показывает, что малолетние правонарушители и в Америке, и в бывшем СССР в 90% случаев почти не учились в школе, их развитие отличается интеллектуально-моральной отсталостью, они не владеют элементарными представлениями о сложном мире человеческих взаимоотношений.

Моральное образование выигрывает от общения с людьми, которым есть что дать подрастающему человеку. Живое, искреннее слово одухотворяет «книжные понятия», которые в противном случае порой оказываются мертвым грузом для подростка. К примеру, можно знать, что такое трудолюбие, ответственность и другие «хорошие» качества личности, но не следовать этим нравственным понятиям в своей собственной жизни, либо пользоваться ими как ширмой, скрывающей прямо противоположное поведение.

Можно говорить о некоторых «центрах» в желаниях подростков, т.е. о наиболее распространенных стремлениях. У американцев «таких центра» три: первый - мечты о добре, мире, процветании, гармонии всех людей на земле (т.е. альтруистические желания широкого, можно даже сказать, философского плана); второй - стремление к личному богатству, причем богатству, измеряемому миллионами, которые позволят приобретать особняки, замки, любую одежду и даже «все модели кроссовок»; третий центр - желание иметь в жизни как можно больше желаний.

Практически каждый подросток – «американец» в списке своих желаний называет хотя бы одно из перечисленных. В американском обществе желания человека воспринимаются как проявление своеобразия и силы его личности (речь, разумеется, идет не о преступных желаниях). В глазах юных американцев желания самоценны. Такой взгляд психологически оправдан уже хотя бы потому, что весь наш опыт общения с подростками подтверждает: одними требованиями «ты должен делать то-то и то-то» многого не добьешься. Необходимо, чтобы должное (учеба, работа, человечность в отношениях) стало предметом его собственных устремлений. «По сути дела, в этом заключается секрет разрешения большинства наших проблем с подростками», - считает М.Г.Казакина.

В отличие от многих стран, именно США имеют все необходимые финансовые, материально-технические, а главное, идейные, мировоззренческие предпосылки для построения поистине лидирующей образовательной системы в мире. Эта система весьма специфична. Американские ценности индивидуальной свободы были сформированы на равнинах Запада, где изоляция, независимость и необходимость полагаться на себя возникли и стали восприниматься как национальные черты характера, и, несмотря на изрядный налет романтики, продолжают оказывать влияние на сознание американцев - кто они такие. В то же время продолжается дискуссия о том индивидуализме в американской культуре, который часто приводит к крайностям, дающим гибельные результаты. Автор считает, что в то время как советские политики делали основной акцент на коллектив в ущерб индивидууму, современная Америка впадает в другую крайность. Владельцы телестанций не несут ответственности за то, что они вкладывают в сердца и головы людей. Одной из основных проблем, мешающей развитию науки об образовании, является невнимание к зарубежным образовательным моделям и теориям, что ведет к обеднению информационной основы образования. Стандартизированные тесты играют роль «национальной измерительной линейки» в американских колледжах и университетах, но они не рассматривают всех факторов, которые возникают в тестировании.

Нередко высказывается крайне критическое мнение российских коллег по адресу американских педагогов. «Учитель не является для них ни другом, ни наставником, ни советчиком. Русский завуч американского учителя на работу не примет. Школа в США почти ничему не учит, а педагоги никого не воспитывают». Результаты опросов, опубликованные в американских же газетах, показывают, что 63% работодателей и 76% профессоров колледжей считают, что диплом средней школы совсем не гарантирует того, что его обладатель может с пониманием читать, грамотно писать и производить простые арифметические подсчеты.

В 90-е гг. И.Гудлэд в своей работе «Для чего нужны школы?» пытается вычленить ту уникальную функцию, которая принадлежит школе и отличает ее от других институтов, осуществляющих социализацию молодежи (семья, церковь, СМИ и др.).

Последние два десятилетия четко обозначили отход американской школы от узкоутилитарных целей. На передний план выдвинулись задачи освоения молодежью актуальной культуры и развития на этой основе мыслительных способностей, формирования качеств, необходимых для жизни в быстроменяющемся мире, для активной социально-творческой деятельности в целях совершенствования личной и общественной жизни.

В наиболее отчетливом варианте такой подход иллюстрирует масштабный проект под названием «Образование мирового класса», с инициативой которого выступили педагогическая общественность, руководители образования в одном из самых «американских штатов США» - в штате Вирджиния. По существу, данный проект нужно рассматривать как действительно новый замысел школьного образования, нацеленный в XXI век - замысел-парадигму, ломающую традиционные рамки представлений о школе, которые всем хорошо известны. Воспитательная перспектива современной американской школы выделяет следующие так называемые жизненные роли: 1 - реализовавшаяся личность; 2 - личность со стремлением к поддержке других людей; 3 - жизнь как постоянное учение; 4 - деятельный участник культурного развития; 5 - высококвалифицированный работник; 6 - информированный гражданин; 7 - защитник окружающей среды.

Все жизненные роли соответствуют высокотехническому и «высоко практическому» обществу. Так как Америка уже давно испытывает огромный дефицит в истинно гуманистических ценностях, - пишет автор, - социологи вслед за ведущими школами все более активно включаются в борьбу за усиление роли нравственных, политических факторов в деятельности высшей школы, призванной обеспечивать не только экономический, научно-технический, но и культурный прогресс. Большое распространение в американской педагогике в связи с этим получают теории «гуманистического образования», «антиавторитарного воспитания», «самореализации личности», «индивидуализации процесса обучения», «альтернативной школы» и т.п.

Свою концепцию развития педагогики сотрудничества Бетти Риордан представляет следующим образом. «В новых исторических условиях, - подчеркивает ученый, - когда всем нациям, этническим и социальным группам необходимо освоить способы взаимодействия в рамках одной системы, педагогика сотрудничества, возможно, является самым эффективным вариантом обучения и воспитания. У человечества сейчас нет более значимой задачи, чем научиться функционировать как слаженная система. Цель этой системы - создать такие условия, в которых каждый может реализовать лучшее в себе, и притом не за счет других».

То, что люди, группы людей, различные сообщества, даже идеологии могут сотрудничать, совместно добиваясь общей цели, убедительно доказала история различных народов, которым неоднократно удавалось сплотиться вокруг какой-либо общезначимой национальной: сохранить природу и предотвратить войну. Для решения этих задач необходима планетарная интеграция и всеобщая кооперация. Ни одной из указанных целей не удастся достичь в рамках существующих социальных институтов, структур и политических стратегий, которые определяют сегодня характер международных отношений и общественно-политическую жизнь планеты.

Таким образом, в результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Ряд социальных институтов (государство, армия, церковь, общественные структуры, некоммерческие фонды, благотворительные организации) активно взаимодействуют с общеобразовательными школами, университетами, обеспечивая нравственно-правовое воспитание.

Американцы - народ верующий. Роль и значение Веры в американском обществе чрезвычайно велики. Другое дело, что собственно религиозная вера все более явственно приобретает ритуальный характер и сущностные мотивы Веры так или иначе модернизируются. Но факт остается фактом - американская школа, вся система образования вполне восприимчива к идеям вероформирования, содержательные и процессуальные аспекты которого, естественно, могут постепенно меняться во времени.

Культура памяти в американском обществе достаточно высока. Об этом свидетельствуют многочисленные мемориальные компоненты американской истории и американской культуры, включение соответствующих компонентов в повседневную жизнь американцев. Надо полагать поэтому, что именно в американском обществе, столь отзывчивом на любые, даже поначалу кажущиеся неприемлемо экстравагантными новшества, идеи модернизации культуры памяти найдут должное понимание. В целом американское общество, как никакое другое, объективно имеет реальные возможности для решения поистине глобальных социально - образовательных проблем уже сейчас и, тем более, в будущем.

 

АВТОР: Малоокая Ж.Ю.