15.06.2012 2120

Анализ сотрудничества российской и американской школ по проблемам гражданского воспитания

 

При разработке стандартов содержания гражданского образования российская школа использует накопленный опыт зарубежных коллег, в том числе, и опыт американских педагогов.

Благополучие конституционной демократии зависит от информированности и эффективности участия граждан, радеющих за охрану личных прав и повышение общественного благосостояния в «совместных действиях ради общественных целей». Сила и значение американской традиции участия были отмечены в XIX веке Алексисом де Токвилем. Однако участие американцев в управлении, в отличие от широкой сферы социального участия, в последние десятилетия ослабло. Значительную часть американского населения характеризуют безразличие и враждебность по отношению к политике. Интеллект и энергия нужны политическому форуму, а демократия ослабевает, когда ее граждане отворачиваются от политики.

Возможны два основных пути разрешения проблем, с которыми сталкивается общество. Первый путь - социальное действие, второй - политическое действие. Например, борьба с преступностью предполагает социальное действие, которое заключается в создании общественной дружины. Политическое действие будет заключаться во встрече с чиновниками с требованием к полиции предпринять адекватные шаги.

Между тем, граждане хотят, чтобы к их точке зрения прислушивались, они должны стать активными участниками политического процесса. Хотя ядром демократических институтов являются выборы, кампании и голосование, граждане должны знать, что, кроме этого, существует широкий спектр возможностей участия, доступный для них.

Американские национальные стандарты по граждановедению предназначены для формирования различных навыков общественной активности у подрастающего поколения. Авторы данного документа подчеркивают, что социальное и политическое действия не являются взаимоисключающими. Они могут пересекаться. В некоторых случаях один подход кажется более подходящим и уместным, чем другой.

Особое внимание в Национальных стандартах по граждановедению уделяется изучению сферы и границ права. Право на свободу слова крайне обширно в Соединенных Штатах и позволяет почти все формы политического выражения. Однако право свободы слова может быть ограничено, если речь серьезно вредит или пугает других людей. Учащиеся должны знать критерий, который обычно используется при определении границ применения специфических прав (национальная безопасность, общественный порядок, равные возможности, клевета или оскорбление). Главное управление образованием Самарской области в октябре 1993 года предложило всем образовательным учреждениям области, начиная с 1994-1995 учебного года, поэтапно внедрять в образовательную практику (с 1 по 11 классы) региональный интеграционный образовательно- воспитательный курс «Основы жизненного самоопределения» (ОЖС). Однако учителя столкнулись с нехваткой специальной учебной и методической литературы, со сложностью использования традиционных методик при преподавании курса. Отношение педагогов к курсу было неоднозначным. Кто-то принял его с удовлетворением, потому что появилась возможность широкого использования нетрадиционных методик, кто-то с опаской, а некоторые - с явным неприятием: как можно воспитывать российских граждан на принципах «американской» демократии?

Изменить отношение педагогов к предмету, помочь в поиске новых приемов и методов, дать возможность обмена опытом, познакомить с дополнительной методической литературой по данной тематике - основная цель деятельности Фонда «Развитие через образование» в рамках реализации проекта «Развитие гражданского образования в Тольятти и Самарской области».

Реализация проекта была осуществлена при финансовой поддержке Национального фонда в поддержку демократии (г. Вашингтон, США) и американской некоммерческой организации «Проект Гармония». В 1999-2000 гг. фонд распространил свою деятельность на Самарскую область. В 1996 г. была создана Библиотека материалов по граждановедению. В настоящее время библиотека включает в себя:

- более ста планов уроков и классных часов, разработанных учителями школ США, которые были скопированы из Интернет и переведены специалистами фонда;

- ежеквартальные бюллетени «Демократия и мы» для учителей граждановедения, издаваемые Фондом «Развитие через образование»;

- электронную версию бюллетеня «Демократия и мы»;

- методические пособия, как изданные фондом, так и приобретенные. В августе 2000г. Фондом создан веб-сайт «История успеха одного проекта», где можно узнать практически все о работе фонда в данном направлении.

Благодаря совместной работе Департамента образования города Тольятти, Фонда «Развитие через образование», регионального Центра гражданского образования (г. Самара), образовательных учреждений, гражданское образование получает актуальное, соответствующее реалиям современности содержание и по праву становится необходимой составляющей учебных программ средних школ в Самарской области.

Агентство США по международному развитию (AMP США) объявило конкурс проектов в рамках программы «Демократические ценности через гражданское образование». Эта программа рассчитана на пять лет, при условии наличия достаточного количества ресурсов гранты будут предоставлены на период не менее трех лет. Работа по внедрению программы началась летом 2003 г. В программе примут участие российские некоммерческие организации, отдельно или в партнерстве с другими российскими или международными организациями. Однако основная работа и общее руководство предлагаемым проектом должно, по мнению представителей США, осуществляться российской стороной. К участию в конкурсе приглашаются организации, работающие в партнерстве с рядом других организаций или учреждений, включая консорциумы.

AMP США планирует проводить программы в первую очередь в тех регионах, где уже действуют программы гражданского образования с последующим распространением наиболее эффективных программ в общероссийском масштабе.

Целью конкурса является увеличение количества программ гражданского образования, которые связывают образовательный компонент с практическим участием школьников в жизни местного сообщества, в которых принимают участие школьники, их семьи и представители местных сообществ.

Сотрудничество в области гражданского воспитания развивается на уровне высоких встреч, когда американские и российские педагоги, представители общественных организаций обсуждают современные подходы к решению многих проблем. Так, например, в Южном центре культуры, образования и науки США Кубанского университета состоялся «круглый стол» на тему «Гражданское образование в США и России: сходства и различия».

В дискуссии приняли участие представители образовательных учреждений, общественных организаций, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и американские учителя из штата Алабама (США), которые находятся в Краснодарском крае с ответным визитом по программе Американских советов по международному образованию «Партнерство в образовании».

Ведущей круглого стола выступила Боглаевская Ольга Станиславовна, заместитель директора средней школы № 31 г. Краснодара, руководитель просветительской группы по преподаванию прав человека в средней школе, выпускница программы «Партнерство в образовании» 2002. Организаторами мероприятия выступили: Краснодарская краевая общественная организация выпускников российских ВУЗов; Южный центр культуры, образования и науки США Кубанского государственного университета; Американские советы по международному образованию.

В рамках этого проекта были организованы поездки и встречи с коллегами в Вашингтоне, Филадельфии, Портленде, с некоммерческими организациями, занимающимися поддержкой и развитием гражданского образования в США (на страницах Интернет). А.Лопырина отмечает встречи, которые были наиболее полезны и содержательны.

Несомненно, что участие в таких проектах дает возможность российской педагогической школе развивать новые технологии гражданского обучения и воспитания.

Разработка принципиально новых учебных материалов и обучающих техник по гражданскому обучению легла в основу совместного проекта педагогов Красноярского Центра развития образования и Университета штата Гавайи (США) по созданию нового курса граждановедения.

Такие проекты стали стимулом для проведения внутрироссийских круглых столов. 12 февраля 2004г. еженедельник «История» и московский Научно-исследовательский институт развития образования (НИИРО) провели в редакции «круглый стол» на тему «Гражданское образование в современной российской школ». На встрече было отмечено, что, помимо выстраивания системы преподавания гражданских дисциплин, необходимо обратить внимание и на качество гражданского образования. Говоря о современном состоянии гражданского воспитания, педагогической системы в целом, следует заметить, что уровень овладения готовыми знаниями учащимися довольно высок, однако в школе дети не привыкли «порождать собственные смыслы». Другими словами, в школе преобладает репродуктивная модель образования (хотя, конечно же, есть и другие, новые модели), когда учащиеся лишь воспроизводят полученные знания, и почти отсутствует практика развития креативного, т.е. новаторского, творческого восприятия информации. Сейчас поэтому очень важным является выработать компетенции учащегося, т.е. дать ему импульс для самостоятельного принятия решений и развить опыт в коммуникации. Таким образом, основной моделью развития гражданского образования должна быть поисковая модель, а основным способом реализации этой модели - ориентация гражданского образования на проектные технологии, т.е. обучение в процессе сотрудничества. Например, учащиеся совместно разрабатывают какой-то проект. Если действует эта модель, то учащийся приобретает опыт, более того, у него появляется дополнительная мотивации к учению.

Гражданское образование в первую очередь должно быть ориентировано на потребности гражданина. Сегодня оно несет весьма важную миссию: формирование идеалов гражданственности, общекультурной российской идентичности и воспитание гражданской компетентности.

Если цели и задачи гражданского воспитания вполне ясны, подчеркивают исследователи, то с практической частью этого вопроса дело обстоит сложнее. С точки зрения И.Синельникова, когда речь заходит об определении того, что такое гражданское образование, часто можно столкнуться с полярными мнениями: должно ли гражданское образование вводить учащегося в жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями, в том числе, и правовым нигилизмом, или готовить законопослушного гражданина. Сотрудники Лаборатории граждановедения пытаются совместить эти позиции. Ими было выпущено учебное и методическое пособие по граждановедению для 5-го класса, а пособия для других классов сейчас находятся в состоянии разработки. Среди основных тем, изучаемых на граждановедении, можно выделить нравственные, социально-политические и юридические. Для изучения этой дисциплины в 5-7-х классах сотрудники лаборатории предлагают систему постепенного расширения компетенций учащегося. Совершенно очевидно, что нельзя быть гражданином, не будучи личностью, в связи с этим очень важным является психологический аспект гражданского воспитания. Учитывая этот фактор, в 5-7-х классах развитие социально-психологического раздела учебника будет выглядеть примерно так: осознание себя в родственной среде - в 5-м классе, личность и социум - в 6-м классе, личность и государство - в 7-м классе. Помимо этого, очень важны апелляции к жизненному опыту самих учащихся. Учебные пособия, создаваемые в лаборатории, опираются на педагогический опыт ее сотрудников.

Специалисты из НИИРО полагают, что будущее в гражданском образовании за компетентностным подходом. Под компетентностью понимается ситуативная готовность учащегося использовать полученные знания. Неотъемлемыми элементами этого подхода является применение таких форм, приемов, как обращение к прошлому опыту детей, открытое обсуждение новых понятий, дискуссии, игровая деятельность, психологические тренинги, проектная деятельность. Весьма перспективным способом является организация проектной деятельности. Мини-проекты (исследовательские или творческие работы) могут выполняться учащимися постоянно. Проекты помогают осознать цель обучения «здесь и сейчас» и направлены против его демотивированности.

Помимо сотрудников НИИРО, в круглом столе приняли участие Яков Соколов и Александр Драхлер, авторы пособий по граждановедению. Они затронули проблему гражданского образования в регионах. Я.Соколов заметил, что программа, предлагаемая лабораторией НИИРО, применима в первую очередь в российских мегаполисах. Граждановедение видится им, прежде всего, как предмет, несущий воспитательную функцию. А. Драхлер отметил, что в гражданском воспитании сегодня очень важную роль могло бы сыграть применение новых информационных технологий. Выход в Интернет для учителя и учеников не только увеличил бы доступ к информации, но и позволил бы педагогам быть в курсе новых тенденций в преподавании граждановедения.

Н.И. Элиасберг (Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства) успешно доказала, что «альтернативой информационным моделям правового образования являются трепинговые модели. В их основе - зарубежные методики, в первую очередь, «Street Law» господина О Брайна (США)».

Известно, что правовая культура личности - сложное образование, включающее когнитивный (знания), эмоционально-волевой (отношения, ценности, установки) и поведенческий компоненты, а указанные модели в основном ориентированы на формирование одного из компонентов индивидуальной правовой культуры. Разработанная Н.И.Элиасберг система правового образования является личностно-ориентированной моделью, так как позволяет позитивно воздействовать на все стороны правосознания и поведения школьников.

Эта модель характеризуется особым вниманием к аксиологическому аспекту образования - к становлению у школьников ценностных ориентиров в этико-правовой сфере, что определяет приоритет правового воспитания по отношению к правовому обучению. В то же время правовое обучение выступает как основа и условия правового воспитания. В пользу личностно - ориентированной системы правового образования свидетельствуют результаты, полученные в школах (свыше 100 школ Петербурга), реализующих данную систему.

Сюда, в первую очередь, включены позитивные изменения в поведении учащихся, улучшение отношений в ученических коллективах и между учителями и учащимися (резкое уменьшение количества конфликтов, рост доверия, взаимопонимания), развития гражданского самосознания и социальной активности школьников, возросший интерес к правовым знаниям и повышение их качества.

Основные противоречия в области воспитания - вхождение молодых людей в общественные отношения и сохранение каждым из них своих индивидуальных способностей и качеств. Вступая в социум, человек с необходимостью должен следовать правилам и стандартам, установленным против процессов энтропии, неупорядоченности, разрушения. Это происходит на уровне правовых и моральных норм. Однако, приспосабливаясь к общепринятым нормам, приобретая навыки поведения, типичные для всех, индивид в той или иной степени теряет свою уникальность. Важно - в какой мере. Специфика воспитания состоит в том, чтобы, приобщая человека к общеизвестным ценностям и правилам поведения, максимально сохранить и развить природные задатки и возможность самой его личности.

Одно из эффективных решений в выборе правильного подхода к уровню обучения можно проиллюстрировать на примере деятельности профессора Йельского университета, который кратко определяет четыре уровня обучения: 1) «train» - низший (на уровне «можно-нельзя»), 2) «learn» делай как я, 3) «educate» - поддержать усилия ученика, 4) высший уровень «detect», в нем никогда не учат прямо, ты должен сам найти ответы на все вопросы, разобраться в ситуации, исследовать ее, но именно этот тип воспитания стимулирует творческое мышление и подстегивает двигаться вперед. По мнению американского профессора, «советское» воспитание, основанное на страхе наказания, сводилось к системе «train» и калечило души людей, так как еще до старости превращало их в «моральных инвалидов», постоянно требующих социальной помощи и льгот. Это выгодно тоталитарным властям, но в демократическом обществе такой человек никогда не сможет адаптироваться. В крупнейших университетах США Йеле, Гарварде - студентов учат не технологиям, а методологиям. Они должны усвоить определенный эвристический стиль мышления по отношению к миру, который можно назвать «detect» и «educate», т.е. выяснение возможностей применения своего потенциала в окружающей реальности, отыскание способов утверждения и реализации своей индивидуальности. По формулировке представителя Йеля, техническим параметрам лучше научит обычная муниципальная, штатовская школа или университет, а Йель - это «билет в свет», потому что он учит Свободе.

При участии в образовательных проектах особое внимание наши коллеги обращают на классические университеты США. Основанный третьим президентом США Томасом Джефферсоном в 1819г., университет Вирджинии является одним из старейших и наиболее элитарных вузов страны. Поражает внимание «академический городок», демократизм в общении руководителей университета, преподавателей и студентов, техническое оборудование аудиторий. Здесь мы непосредственно сталкиваемся с авторитетом и значимостью такой черты американских университетов, как «академическая честность».

Университет Вирджинии готовит специалистов по всем основным специальностям, имеющимся в классических университетах. Вместе с тем в нем есть факультет лидерства, фундаций и политики, где готовят профессионалов, способных анализировать и воплощать в жизнь эффективные политические инициативы. (Между прочим, по таким направлениям в России подготовка специалистов, к сожалению, не вводится.) В UVA функционирует также Центр исследований в области высшего образования, который параллельно с научными разработками ведет подготовку специалистов высшей квалификации. Университет реализует ряд образовательных программ для взрослых.

Всемирная значимость университета зависит от качества подготовки специалистов, научного потенциала профессорско-преподавательского состава, общей организации обучения, исключающей «халтуру» и требующей полной самоотдачи каждого из участников учебно - воспитательного процесса. Именно таким примером и является Гарвард. Всемирно известны Гарвардская экономическая школа (У.Митчелл), Гарвардская школа социологии права (Р.Паунд), много научно- исследовательских центров, достижения которых приумножают славу мировой науки.

Другой университет (г. Анн-Ар бор, штат Мичиган) известен вузовской библиотекой, оснащенной компьютерной техникой. В Американской системе образования большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студент должен найти необходимые материалы, обработать их, подготовить реферативный обзор и таким образом отчитаться. Вне библиотеки эту работу осуществить невозможно. Вдобавок, ее электронные ресурсы позволяют выйти в информационные фонды ведущих библиотек мира. Поэтому студенты просто «живут библиотекой», так она становится местом межличностных отношений, местом, где устанавливается, корректируется гражданская позиция студентов, укрепляются корпоративные связи.

Здесь отчетливо просматривается другая важная сторона в обучении демократическим ценностям - должный уровень соприкосновения с информационным полем. К сожалению, - отмечают ученые, в этом вопросе мы в роли догоняющих. Так, на базе обследования, проведенного в 1999 на предмет выявления количества использователей Интернета в Европе, процент их от общего числа населения в России составил 1,5, что означает последнее место среди 16 стран континента.

Актуальность вхождения в информационное пространство связана со следующим положением. Чем больше человек обладает организованной, целенаправленной информацией, тем более адекватно он сможет сформировать свой образ и прообраз объективной реальности, а поэтому более гармонично вписаться в окружающий мир, что позволит ему с максимальной полнотой раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные задачи.

В информационном обществе человеческая свобода предстает по- иному. Во все времена люди мечтали о свободе, но минимум знаний мешал ее реализовать. Осознание необходимости происходит за счет информации, чем ее больше и чем она качественнее, тем свободнее становится человек, во всяком случае - и это главное - в выборе поступков.

Американские студенты гордятся страной, своей учебой в престижных университетах, широкими возможностями в реализации академического выбора и всеми другими свободами, которые обеспечивают американские университеты. Почти все американские студенты работают. В США существует ряд центров, которые подыскивают и предлагают рабочие места для учащейся молодежи. Они более мобильны, самостоятельны, прагматичны, чем российские.

Американских студентов больше волнуют карьера, быт, организация семьи, религия, нежели политика. Вместе с тем, они с удовольствием создают свои общественные организации, деятельность которых подчинена решению насущных вопросов организации обучения, быта, отдыха. В американских университетах широко практикуется опрос студентов относительно качества обучения, эффективности того или иного учебного курса, деятельности конкретного преподавателя. Студенты имеют собственный печатный орган, где публикуют свою оценку профессорско - преподавательского состава. Опрос осуществляется после прочтения соответствующего курса, имеет анонимный характер и большое значение для продления контракта. Отбор будущих студентов проводится с помощью службы тестирования, охватывающей все штаты. Это дает возможность определиться каждому относительно будущего учебного заведения, его формы и специальности.

Огромные возможности российским студентам предоставили международные образовательные программы, разработанные в США. В результате реализации этих проектов имеется широкий выбор возможностей для получения «двойного диплома».

В 1997 году Санкт-Петербургский государственный университет (СпбГУ) и Бард-колледж штата Нью-Йорк выступили учредителями Смольного института свободных наук и искусств. Его выпускники получают сразу два бакалаврских диплома, выдаваемых данными вузами. Программа обучения ведется на русском и английском языках и рассчитана на четыре года. На первом и втором курсе студенты могут слушать различные предметы из разных областей знаний в рамках утвержденного минимума. Специализация начинается с третьего курса. Часть студентов учится бесплатно, часть на платной основе. В рамках программы предоставляется возможность пройти обучение в США.

Все, что служит развитию такого сотрудничества и содействию российским вузам в развитии академической мобильности, осуществляют такие организации, как Совет по международным исследованиям и научным обменам (IREX), программа Фулбрайт (Fullbright), Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ), Американский совет по сотрудничеству в области образования и преподавания языков (АКСЕЛС), Фонд Форда.

В поддержании международного академического сотрудничества заинтересованы различные субъекты международной деятельности, в том числе правительственные структуры. Посольство Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации реализует программы образовательных и культурных обменов между США и Россией, которые являются частью глобальной программы взаимовыгодного сотрудничества. Эти программы проводятся под эгидой Информационного Агенства Соединенных Штатов (USIA). Широкий спектр академических программ ориентирован на ученых, заинтересованных в проведении исследований и лекций, а также на студентов и школьников. Программы повышения профессионального уровня предоставляют возможность пройти последипломное обучение в американском университете и получить степень магистра по окончании программы. Программы стажировок для профессионалов в различных областях, как и все остальные программы, основаны на отборе участников по результатам открытого конкурса. Обязательным требованием для участия во всех программах является свободное владение английским языком. Широкую известность в России получили следующие академические программы: программа Фулбрайт (Fulbright Program); программа «Актуальные вопросы развития современного общества в рамках «Акта в поддержку свободы» (Freedom Support Act? Fellowships in Contemporary Issues); программа для региональных исследователей (Regional Scholars Exchange Program) и другие.

По утверждению Джеймса Ф.Коллинза, посла США в России, лучшие американские университеты участвуют в конкурсе на право принять иностранных стипендиатов Программы Фулбрайт из разных стран, среди которых российские ученые пользуются большим уважением.

Ассоциация Америанских советов по международному образованию (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) является неправительственной некоммерческой организацией, которая призвана улучшать качество образования, повышать уровень профессиональной подготовки. По данным на 1999 год, на территории России было открыто 8 оффисов этой ассоциации, которая проводит более 30 обменных и образовательных программ, в которых участвуют более 3000 человек из Российской Федерации и около 600 из США. Финансирование программ и деятельности Американских советов осуществляется из государственных и негосударственных источников, включая Бюро образовательных и культурных программ Госдепартамента США, Агентство по Международному развитию США, Госдепартамент США по образованию, Библиотеку Конгресса США, правительства Российской Федерации, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана, Всемирный Банк, Фонд Форда, Фонд Мобила, Институт Открытое Общество (Фонд Сороса) и другие организации.

АСПРЯЛ/АКСЕЛС администрирует программу аспирантских стипендий Эдмунда С.Маски, которая предоставляет возможность лицам, имеющим дипломы университетов или институтов СНГ, для получения степени магистра в ведущих университетах. Каждый год около 200 человек становятся финалистами открытого конкурса на участие в программе. С 1993 по 1998 гг. около 1100 студентов - участников программ «Эдмунд Маски» и «Акт в поддержку свободы» вернулись из Соединенных Штатов и теперь активно участвуют в экономических и политических преобразованиях СНГ. После года или двух лет, проведенных в Соединенных Штатах, они продолжают работу в самых различных областях, таких как банковское дело и финансы, консалтинг, образование, управление, журналистика, библиотечное дело и информатика, в некоммерческом и благотворительном секторе.

Неправительственная некоммерческая организация АЙРЕКС, созданная в 1958 году в качестве организатора с американской стороны двусторонних образовательных и научных обменов с бывшим СССР, имеет сегодня свои представительства в Москве и в других крупных городах России. Помимо работы в области реформ учебного процесса и управления в вузах, АЙРЕКС содействует развитию дистанционного образования, которому в России АЙРЕКС уделяет особое внимание. По данным на 2001 год за время своего существования АЙРЕКС предоставил исследовательские гранты и оказал материальную поддержку более чем 6 400 американским исследователям, занятым изучением проблематики бывшего Советского Союза. За этот же период при помощи АЙРЕКС более 26 ООО ученых, предпринимателей, юристов, государственных служащих, журналистов, общественных деятелей СНГ и Восточной Европы получили возможность пройти стажировку в США.

АЙРЕКС курирует такие образовательные программы, как Программа обмена в области планирования учебного процесса (Curriculum Development Exchange Program); Конкурс совместных проектов в области библиотечного дела и информатики (Special Projects in Library and Information Science); компьютерные коммуникации; Бизнес для России (Business for Russia); Сотрудничество профессиональных объединений (Community Connections); Программа для выпускников (Alumni Project) и другие.

Роль общественных организаций, ассоциаций в жизни американских колледжей и университетов оценивается нашими экспертами достаточно высоко. В системе университетского образования США функционирует разветвленная подсистема разнообразных ассоциаций, например, Американская ассоциация университетских профессоров (AAUP), наблюдательных опекунских советов, объединений профессоров и выпускников, братств, которые в границах своих полномочий поддерживают образование, участвуют в управлении учебными заведениями, выполняют совещательные или контролирующие функции. В ней господствует дух демократизма и высокой гражданской ответственности. Американская ассоциация колледжей и университетов штатов (AASCU), охватывающая свыше 430 государственных колледжей, где учатся более 3,5 млн. студентов (37% бакалавров и 28% магистров) и работают 8 % профессоров страны, содействует гармонизации связей между ее членами и политическим руководством - Конгрессом и исполнительной ветвью. Члены AASCU получают информацию о том, что происходит в Вашингтоне. С другой стороны, с их взглядами и заботами оперативно знакомится столица страны.

В целом деятельность ассоциаций и других общественных объединений направлена на социальную поддержку преподавателя и студента, повышение эффективности управления, качества обучения и профессиональной подготовки кадров. Усиление взаимодействия различных общественных, имеющих неполитический, некоммерческий характер отечественных и зарубежных организаций является одним из эффективных путей интеграции опыта гражданского воспитания.

Следует отметить, что в настоящее время российское общество находится в стадии перехода к гражданской модели организации и управления, поэтому в социокультурном становлении молодежи важную роль играет использование прошлого социального опыта, традиций многонациональной российской культуры, составляющих основу воспитания личности, формирования гражданского российского менталитета у новых поколений молодежи. Не менее важно использовать актуальное знание, которое необходимо как в данной ситуации, так и на перспективу, с учетом тенденций мирового развития человечества. В системе образования существуют современные технологии, основанные на методологии личностно ориентированного и опережающего обучения, позволяющие воспитывать молодого человека, способного эффективно действовать в ситуациях стратегического и ситуативного выбора.

Россия и США, собственно, как и другие страны мира, пытаются найти ответ на требования глобализации, новых экономических, социальных, политических и социокультурных реалий, выработать новейшую образовательную философию и политику, в центре которой находится человек. Наши системы ориентированы на личность, ее обучение и воспитание в течение жизни. Следовательно, большое внимание уделяется новейшим информационным педагогическим технологиям. Различия в образовательных системах обусловлены различными типами культурно - исторических традиций, стилем жизни, ментальностью и т.п. Американская система образования, в частности, направлена на практическую подготовку человека, она децентрализована и более демократична, студенты и преподаватели - более мобильны, финансирование - более прозрачное. Американское образование не имеет единых определенных государственных стандартов, наличествующих у нас. Более заметную, нежели у нас, роль в организации обучения в США играют общественные организации, разнообразные ассоциации, опекунские советы и т.д. Принимая участие в совместных американо-российских образовательных проектах, российские граждане становятся участниками эволюционной, ненасильственной конвергенции и постепенной духовной интеграции этических и ментальных приоритетов, мы участвуем в поиске конструктивных механизмов толерантного единения. Наиболее общими проблемами интеграции ценностно-целевых приоритетов российского и американского образования являются проблемы понимания жизни, формирования индивида и общества.

 

АВТОР: Малоокая Ж.Ю.