16.06.2012 4301

Новые педагогические технологии с использованием информационных систем

 

Информационными технологиями в практике называют все технологии, использующие специальные технические, информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Появились новые термины и сокращения: НИТ - новые информационные технологии, КТ - коммуникационные технологии

Уже сейчас рассматриваются тенденции, которые могут круто изменить традиционные педагогические технологии.

Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации потребуется:

- создать технологические условия, аппаратные и программные устройства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение данных условий;

- обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных, конкурентоспособных технологий и ресурсов;

- обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информаций и знаний;

- подготовить квалифицированные кадры;

- реализовать комплексное внедрение информационных систем в сферу производства, управления, образования, науки.

Международные образовательные учреждения, в том числе и в России разрабатывают новые направленности для создания условий перехода на информационные технологии, которые требуют:

- совершенствование базовой подготовки учащихся и студентов по НИТ;

- переподготовить преподавателей по НИТ; оснащение системы образования техническими средствами; создание на базе НИТ единой системы дистанционного образования в России.

В информационных системах важнейшее место занимает компьютер, поэтому часто такие педтехнологии (ПТ) называют компьютерными. Они развивают идею программированного общения, открывают новые варианты обучения, связанные с возможностями компьютеров и телекоммуникаций.

Педтехнологии с использованием информационных систем - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах: 1 - как «проникающая» (применение компьютера по отдельным темам); 2 - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; 3 - как монотехнология (когда все обучение, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на компьютер).

Рассмотрим отдельные структурные элементы педтехнологий (ПТ) с использованием информационных систем.

Необходимо выделить цели ПТ, которыми являются:

- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

- Подготовка личности информацитивного общества.

- Дать обучаемому столько знаний сколько он может усвоить.

- Формирование исследовательских умений принимать оптимальные решения.

ПТ основаны на следующих концептуальных положениях:

- Обучение - это общение с компьютером.

- Принцип адаптивности: приспособление компьютера к обучаемому.

- Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.

Взаимодействие обучаемого с компьютером возможно по всем типам: субъект - объект; субъект - субъект; объект - субъект.

Сочетание индивидуальной и групповой работы.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация как угодно велики.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью содержания образования является многократное увеличение поддерживающей информации, наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы данных, гипертекст, мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации и экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимают технологии ввода, систематизация хранения и представления информации с использованием компьютерной техники.

Базы данных могут включать в состав информационного массива разную статистическую, текстовую, графическую и иллюстрационную информацию в неограниченном объеме.

Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления.

Иерархическая база данных в качестве классифицированной основы использует каталоги и рубрикаты, т.е. информационно-поисковые языки.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваивается определенные атрибуты (автор, ключевые слова, класс информации и т.д.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной матрицы, так что искомая информация находится в системе путем задания ее координат.

Базы данных используются в обучении для оперативного представления преподавателю и обучаемому необходимой но не вошедшей в учебники информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем.

Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Такая организация информации в базе данных позволяет обучающему изучать ее в той последовательности и логике, которая предпочтительна ему в данный момент, так как он может по своему желанию переструктурировать информацию.

Программные продукты, регулирующие базы данных, относятся к классу HIPERMEDIA, поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор обучаемым логики ознакомления с информацией. Но и дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуковой, видео, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства MULTIMEDIA, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические, развивающие учебные и деловые игры.

С помощью такой педагогической системы (технологии) возможно и компьютерное тестирование уровня усвоения знаний студентов и диагностирование параметров его психофизического развития. Это тестирование подкрепляется использованием экспертных систем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающие результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в данных случаях необходимо глубже понять потребности обучаемого, в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль играет учет принципов обучения.

Особенности методики педтехнологии учебных заведений искусств с использованием информационных систем.

При использовании более ранних педагогических технологий использовались технические средства, которые носили явно одностороннее воздействие:

- звуковые средства (грамзаписи); экранные (диафильмы), плакаты;

- экранно-звуковые (кинофильмы, лингафонные устройства).

При их использовании учебная информация передается без изменения, коррекции. Важная особенность экранно-звуковых средств обучения - их документальная основа, научность, возможность проведения монтажа, что дает возможность выявить главное в учебном процессе, материале, направить внимание обучаемых на наиболее относимые объекты или явления. Такие технические средства используют в учебных учреждениях для иллюстрации лекций, они делают учебное занятие более интересным.

В современном учебном процессе все большее место занимают интерактивные средства обучения. Они обладают способностью «откликаться» на действия преподавателя или обучаемого, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В современных педтехнологиях по-разному решается вопрос о соотношении компьютера и других известных ранее методиках.

Компьютер и информационные системы могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении. При этом для обучаемого он выполняет разные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения.

В функции преподавателя компьютер представляет: источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов и их хранение; текстовый и нотный редактор;

- графопостроитель;

- вычислительная машина больших возможностей; средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при: программировании; создании программных продуктов; применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией.

Работа преподавателя при использовании технологии с использованием информационных систем включает следующие функции:

- организация учебного процесса на уровне аудитории в целом, предмета в целом;

- организация внутренней активации и координации, организация рабочих мест;

- индивидуальное наблюдение за обучаемыми, оказание индивидуальной помощи. С помощью компьютера или мультимедийных систем достигается идеальный вариант индивидуального обучения, использующие звуковые и визуальные образы;

- подготовка компонентов информационной сферы (различные виды учебного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

 

АВТОР: Марков А.И.