16.06.2012 3428

Понятие модели и анализ существующих моделей обучения

 

Модель - это формализованное представление процесса, объекта или явления, выраженного в математической, графической или иных формах для решения оптимизационной задачи по заранее выбранному критерию.

Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия обучаемых с информационными технологиями.

Классно-урочная модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача преподавателя упрощается. Он ставит проблемы, показывает, как их решать, и контролирует процесс. Контроль за одинаковыми заданиями весьма прост, так же как и сравнительная оценка результатов. В наилучшей степени эта организационная модель изучения, являющуюся вспомогательной для всех остальных.

Но данная модель совершенно неприемлема для формирования педагогического процесса обучения учебных заведений искусств, так как музыкальное искусство прежде всего предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом природных данных каждого обучаемого и все учащиеся не могут выполнять однотипные или просто одинаковые действия..

В основу проектно-групповой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед преподавателем, и целей, к которым стремятся обучаемые. Низкая значимость педагогических целей для них не способствует повышению мотивации, приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости. Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для обучаемых целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед студентами. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в образовании информационных и коммуникационных технологий. В этом случае речь идет о телекоммуникационных проектах.

И, наконец, модель индивидуальной деятельности наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в библиотеке, или компьютеры в залах открытого доступа. Эта организационная модель позволяет реализовать любую из моделей использования информационных технологий. Для ее реализации может использоваться как аудиторное, так и внеаудиторное время. При наличии у обучаемых домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу дома.

Происходящий во всем мире процесс постепенного переноса знаний в электронные журналы и книги, в компьютерные базы данных и знаний коснулся и образовательных учреждений. Роль преподавателя изменяется от информационной передачи знаний обучаемым к организационно - методическому процессу самостоятельного получения знаний обучаемыми из различных электронных источников.

Таким образом, из сказанного выше следует, что классно-урочная модель взаимодействия обучаемых с информационными технологиями себя исчерпала. Ей на смену должна прийти проектно-групповая или индивидуальная модели. Главные достоинства этих моделей в том, что они позволяют информатизировать учебный процесс, достигают этой цели меньшими затратами.

Пример проектно-групповой или индивидуальной модели.

Учебная группа разбивается на небольшие подгруппы по 2-3 студента. Перед каждой подгруппой ставится система задач.

Каждая последующая подгруппа, в соответствии со своим заданием дополняет ответ первой группы и пересылает общий ответ по локальной сети на сервер преподавателя. Результатом становится итоговая работа, созданная коллективным мышлением и анализа информации в соответствии с заданием.

В том понятии, как представляются в литературе проектно - групповая и индивидуальная модели, они неприемлемы для формирования педагогического процесса обучения в учебных заведениях музыкального искусств, так как, несмотря на сложные целевые установки в проектно - групповой модели, эта цель достигается групповым усилием, без учета природных данных, особенностей эмоционального настроя и развитых способностей обучаемых. Индивидуальная модель частично может быть использована для изучения отдельных дисциплин, таких как история исполнительского искусства, но при использовании ее в самостоятельном приобретении навыков инструментального или вокольного исполнительства обучаемый может приобрести неверные навыки, которые он пытался приобрести самостоятельно без контроля преподавателя, а это порой хуже для исполнителя, чем вообще не иметь таких навыков, а только умения.

 

АВТОР: Марков А.И.