16.06.2012 7906

Психологические аспекты искусства преподавания

 

Стиль работы преподавателя.

Педагогическая деятельность в области преподавания искусствоведческих дисциплин предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон: объективная - это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный - это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.

Можно следующим образом охарактеризовать индивидуальный стиль работы преподавателя.

С точки зрения содержательных характеристик. В данный раздел входят: преимущественная ориентация преподавателя либо на процесс обучения, либо на процесс и результаты обучения, а может лишь на результаты обучения. Адекватность - неадекватность планирования учебно - воспитательного процесса. Оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Рефлексивность - интуитивность.

Следующий параметр - динамические характеристики. Это: гибкость - традиционность; импульсивность - осторожность; устойчивость - неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации. Стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное отношение. Наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности. В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других.

И, наконец, результативные характеристики, а именно: однородность - неоднородность уровня знаний обучаемых; стабильность - неустойчивость у учащихся навыков обучения; высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету.

Существуют различные виды стилей деятельности преподавателя, которые должны использоваться при преподавании искусствоведческих дисциплин, наиболее характерными являются следующие четыре стиля.

Эмоционально-импровизационный. Такой преподаватель преимущественно ориентируется на сам процесс обучения, но недостаточно верно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; он отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения. Ориентируясь в основном на сильных студентов, старается, чтобы его работа была творческой. Данный преподаватель обычно часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако при всем этом его минусами являются низкая методичность, недостаточное закрепление и повторение учебного материала, практической отсутствие контроля за знаниями учащихся.

Эмоционально-методический. В этом случае преподаватель адекватно планирует материал, не упуская его закрепления и запоминания, он включает в свою деятельность повторение и контроль знаний учащихся. Обычно такой преподаватель ориентируется как на результат, так и на процесс обучения. Однако можно сказать, что такой преподаватель более рационален, рефлексивен, но менее интуитивен.

Рассуждающе - импровизированный. Для такого преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, дает возможность студенту детально оформить ответ.

Рассуждающее-методический. Такой преподаватель обычно консервативен в средствах и способах своей педагогической деятельности. У него имеется стандартный набор методов обучения, которыми он пользуется. Он осторожен в действиях, рефлексивен.

Выделяются уровни результативной деятельности преподавателя.

По результатам обучения каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:

- репродуктивный уровень - преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

- адаптивный уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям;

- локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения студентов в познавательную деятельность;

- системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний по своему предмету в целом;

- системно-модулирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности студентов, удовлетворения их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

С точки зрения педагогики, главной задачей преподавателя является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для обучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в киберклассе, атмосферу психологической поддержки.

Преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами.

С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым:

- Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.

- Он должен всегда исходить из того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению.

- Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы.

- Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого обучаемого.

- Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

- Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

- Он должен открыто выражать в группе свои чувства.

- Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося.

- Наконец, он должен хорошо знать себя.

Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических личностных способностей.

Дидактические способности - способности преподавателя передавать обучаемым учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудное легким, сложное - простым, непонятное - ясным и понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно издавать материал, но и способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний, умно и тонко дирижировать познавательной активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону.

Академические способности - способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучаемого, как личности, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний. Способный преподаватель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения внутреннего состояния обучаемого.

Речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших способностей профессии преподавателя, так как передача информации от преподавателя к обучаемому носит в основном невербальный характер. Изложение материала должно строится так, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории. Соответственно, преподавателю необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок. Наряду с этим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало понятой учащимися. Чтобы оживить речь очень хорошо подойдет шутка, легкая доброжелательная ирония. Речь преподавателя - это живая, эмоциональная, образная речь, в которой отсутствуют грамматические, стилистические, фонетические ошибки. Однообразная, тягучая, монотонная речь вызывает скуку и не воспринимается. Темп речи во много зависит от индивидуально - психологических особенностей преподавателя. Торопливый темп, однако, мешает усвоению и быстро утомляет. Это касается и громкости речи. Во всем должна быть мера.

Организаторские способности - способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт. Одним из появлений педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого педагогического воздействия (поощрения, наказания). Отсутствие педагогического такта часто приводит к тяжелыми последствиям.

Педагогическое воображение - это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его способности и ум.

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для деятельности преподавателя.

Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом. Конечно, в данном случае большое значение имеет тип нервной системы и произвольно изменить его нельзя. Но в каком-то смысле им можно управлять, стараться сдерживать отрицательные проявления своего темперамента. Преподаватель может быть представителем любого темперамента, самое главное - использовать положительные стороны своего типа.

Помимо такого важного образования как темперамент особое значение на успешность работы преподавателя имеет временные психические состояния (настроение), обусловленные различными причинами.

Роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучаемых. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет - и это искусство высшей пробы.

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса. Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: «предметных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих учениках и коллегах); «гностических» (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитетности личности педагога являются: 1) соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами; 2) умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя, у авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

Необходимо обратиться к основным трудностям и проблемам, которые чаще всего встречаются в педагогической деятельности. Наиболее значимые из них:

- неумение анализировать все компоненты собственной деятельности и себя как личности и индивидуальности;

- недостаточное понимание индивидуально - психологических особенностей студентов и неумение их учитывать;

- неумение построить процесс коммуникации со студентами и коллегами;

- неумение управлять своими психологическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.

Следует научиться преодолевать эти трудности. Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации.

Как преподаватели оценивают обучаемых? Они единодушны в оценке интеллекта - умный, способный или, наоборот, глупый, тугодум. Гораздо труднее дается оценка личностных особенностей, здесь множество разных мнений об одном и том же обучаемом.

Чтобы не ущемлять достоинства личности обучаемых при оценке их знания и поведения, важно помнить, что всякая педагогическая ситуация является результатом деятельности обучаемых и преподавателя, поэтому педагог ответственен за решение ситуативной проблемы, даже если последняя возникла без его непосредственного участия.

Даже в тех случаях, когда по каким-то причинам преподаватель не может уважать обучаемого, целесообразно отнестись к нему так, чтобы окончательно не озлобить его, не загнать в коммуникационный тупик. Следует постараться не демонстрировать своего негативного отношения к нему, держать себя достойно, с честью. Конечно, о недостатках обучаемых нужно сказать без свидетелей и в чрезвычайно корректной форме. Цель таких высказываний должна быть конструктивной, важно воодушевить ученика на исправление недостатков и стремление к доступным ему достижениям. В назиданиях рекомендуется применять этически оправданный эмоциональный тон.

Считается, что в личности преподавателя необходимо сочетание личностных и деловых качеств.

Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

- Профессионализм и глубокие знания предмета.

- Умение образно и доступно излагать свои мысли.

- Высокая общая культура и эрудиция.

- Быстрота реакции и мышления.

- Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

- Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

- Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.

- Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

- Строгость в сочетании со справедливостью.

- Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.

- Аккуратный внешний вид.

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

- Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

- Самовлюбленность;

- Застенчивость;

- Медленная реакция, консерватизм;

- Стремление подавить студента;

- Несобранность, лень;

- Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

- Отсутствие педагогического мастерства.

Таким образом, одной из первоочередных задач, стоящих перед преподавателем в аудитории, является утверждение себя как авторитарного источника информации, авторитет сразу же обеспечит доверие аудитории и интерес к информации. Авторитет может быть результатам длительной работы с аудиторией и привлечения ее на свою сторону с помощью различных педагогических приемов.

Преподаватель, впервые входящий в аудиторию, может для усиления авторитарности воспользоваться приемами саморекламы, чтобы подчеркнуть важные профессиональные особенности, которые увеличат доверие аудитории.

Значительное место среди невербальных средств саморекламы занимают мимика и жестикуляция. Посредством последних можно продемонстрировать собственное отношение к аудитории и эмоциональное состояние. Наибольшее внимание следует уделить лицевой экспрессии. В ряде исследований установлено, что через экспрессию лица, главным образом, через положение губ и бровей, можно с большой степенью корректности определить 7 эмоциональных состояний: страх, страдание, гнев, отвращение, интерес, удивление и счастье. Тем не менее, при высоком самоконтроле, лицевая экспрессия может быть менее информативной, особенно на левой стороне. В любом случае для преподавателя важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и эмитировать определенные состояния для демонстрации собственного отношения к аудитории. Лицо не должно быть угрюмым, напыщенным, высокомерным, презрительным. Желательно придать ему приветливый вид, сосредоточенность и деловитость.

Взгляд при этом должен быть прямым, открытым, располагающим к контакту. Очень плохое впечатление на аудиторию производят бегающие глаза или взгляд, скользящий в сторону.

Преподавателю рекомендуется демонстрировать для слушателей в аудитории прямой взгляд, но не пристальный, а периодически обводящий всех. Необходимо начинать с левого края помещения, переходя направо, затем оглядывая зал с передних рядов до задних.

Доказано, что обучаемый, ощущающий на себе частотный взгляд преподавателя, запоминает материал качественнее.

Для демонстрации своей уверенности, самообладания, компетентности, необходимо систематически не только наблюдать, но и контролировать мимику и жестикуляцию, подчиняя их поставленным целям.

Необходимо избавляться от ненужных и раздражающих жестов, например, обыкновение щелкать ногтями, барабанить пальцами, расчесывать бороду пятерней, играть волосами, тереть лоб, щелкать костяшками пальцев.

Маленькая, почти незаметная привычка может стать профессиональным недостатком.

Жесты на уровне груди - самые лучшие. Они создают ощущение силы, спокойной властности и уверенности. Прикосновение к волосам, лицу или телу создают впечатление озабоченности, неуверенности.

Необходимо держать локти близко к телу. Если руки говорящего не производят движений, не требуется держать их на виду, они должны быть сложены, либо спокойно опущены вдоль туловища. Нет необходимости проявлять беспокойство о том, что делать руками. Жесты должны быть естественным и логическим продолжением вербального уровня коммуникации.

Чрезвычайно важное значение имеет умение преподавателя владеть голосом и речью. Голосовые особенности или паралингвистические, можно отнести к профессионально важным качествам преподавателя.

Как в случае с жестикуляцией, преподаватель должен владеть своим голосом. Наиболее эффективна тактика постоянного изменения громкости.

Очень большое значение для речи преподавателя имеет интонация и ее изменения. Монотонная речь действует усыпляюще, приводит к ослаблению внимания, потере интереса. Наоборот, живая выразительная речь привлекает слушателей и держит их в тонусе.

Темпоральные характеристики речи также относятся к числу паралингвистических. Темп речи свидетельствует относительно уверенности при обсуждении проблемы, знание конкретного языка, эмоциональном состоянии, искренности и фальши. Для русского языка нормальным темпом считается скорость произнесения 250 слогов в минуту, то есть примерно 4 слога в минуту. Этот темп воспринимается как типичный. Его уменьшение до 120 слогов в минуту вызывает ощущение неуверенности говорящего, высокомерия или плохого знания языка. Быстрый темп (до 400 слогов в минуту) свидетельствует не только о беглости речи, но и о взволнованности или обеспокоенности преподавателя.

Экспериментально доказано, что слушатели воспринимают лучше всего тот темп речи, который свойственен им самим. Тем не менее, оптимальным является меняющийся темп речи в зависимости от трудности материала, внимательности слушающих, собственного самочувствия.

Следует иметь в виду другой коммуникативный параметр речи. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная, неударные гласные существенного влияния на разборчивость речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли.

Так, Б. Шоу говорил следующее: «Можно сказать 50 раз «да» и 500 раз «нет», и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно».

Необходимо избегать речевых ошибок. Особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Не стоит употреблять незнакомые слова. Профессионально полезной является привычка словарных консультаций.

Необходимо также избавляться от слов - паразитов: «ну», «вот», «так сказать», «понимаете», «значит» и т.д. Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.

М. Твен утверждал: «Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светлячком». Об одном явлении можно сказать различно. Вместо слов: «Над горами больше не дует ветер», Гете предпочел написать: «Горные вершины спят во тьме ночной».

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

Некоторые средства, которые помогают воздействовать на слушателя:

а) пример, подробность, сравнение (особенно хорошо запоминается смешное сравнение);

б) образ (метафора), образный ряд, короткие рассказы (анекдоты) (хорошо действуют подробности и прямая речь);

в) повтор (пример «Никто, абсолютно никто не имеет на это право»);

г) разъяснение;

д) призыв (восклицание);

е) цитирование;

ж) противопоставление;

з) предуведомление «Вы будете удивлены тем...»;

и) игра слов (пословицы, поговорки, оксюмороны, идиомы, парадоксы);

к) вставка (замечание, которое делается мимоходом).

Итак, для создания взаимодействия преподавателя с обучаемым необходимо ориентироваться на повышение активности обучаемых, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

Может предоставлять практический интерес следующая рекомендация педагогам: необходимо поступать так, чтобы у обучаемых создалось ощущение собственной значимости и чтобы быть в состоянии наблюдать не только восхождение к индивидуальности обучаемых, но и собственный личностный рост.

Самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу - он должен любить своих учеников. Причем любить всех, и хороших, и плохих. Преподаватель, не любящий обучаемых, профессионально непригоден. Для таких преподавателей каждая лекция, каждое занятие подобно пытке, а для обучаемых пытка - общение с ними. Здесь возникают две проблемы.

Первая - как и зачем любить плохих? Не лучше ли сразу произвести в своей душе разделение: хороших любить, а плохих - нет. Но так не получится. Если данный обучаемый негодяй или глупец, нужно добиваться его отчисления. Если же нет, приходится все время общаться с этим человеком, а плодотворным общение делает, по моему мнению, только симпатия к нему. Заповедь Христа о любви к ближнему, к каждому без исключения, для педагога совершенно обязательна.

Вторая проблема - а как быть, если обучаемых не любит крупный ученый, гордость кафедры? Тем более, что в таких случаях чаще всего находятся некоторые (обычно самые сильные) обучаемые, попадающие под обаяние мэтра и становящиеся его учениками. Так, И. Ньютон не очень любил преподавательскую работу, но Э. Галлей был его учеником. Здесь необходимо различать два понятия (конечно, термины условны): преподаватель и учитель. Различие состоит в том, что преподаватель работает с обучаемыми по профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Учителя ученик выбирает сам, и главную роль при этом играют научные и личностные качества учителя. А ученик может возбудить к себе любовь и в том человеке, который способен любить лишь немногих. Поэтому крупный ученый может оказывать большое влияние на деятельность кафедры, поднимая ее научный уровень и работая с избранными. Нельзя только допускать его к работе с «массовым» студентом.

Необходимо все время помнить, что каждый обучаемый - это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности обучаемых, если в группе 30 человек, а на потоке - 200, но необходимо к этому стремиться.

Очень важная и совершенно обязательная вещь - презумпция природного ума обучаемого. Недопустимо, когда преподаватель заранее уверен, что обучаемый глупее его. Дальнейшая работа покажет, кто умен, а кто - не очень. Но, только считая своих учеников умными, можно раскрыть возможности тех, кому мешают сделать это особенности психологии или неудачный опыт учения.

В общении с обучаемыми преподаватель может занимать три позиции.

Позиция «сверху» - педагог вещает, обучаемые воспринимают; позиция «на равных» - педагог вместе с обучаемыми решают какую-то проблему; наконец, позиция «снизу» - педагог по сути дела учится у обучаемого, осмысливая и воспринимая то, что он говорит. И наиболее плодотворной учебная работа становится тогда, когда все три позиции чередуются. Самое сложное здесь - чувство меры в работе педагога, качество вообще исключительно важное и при этом очень трудное особенно при преподавании таких искусствоведческих дисциплин как театральное и кинематографическое искусство - актёрское мастерство. Ему приходится учиться всю жизнь.

Когда преподаватель может переходить в позиции «на равных» и «снизу»? Всякий раз, когда обучаемый начинает проявлять самостоятельность мышления. Однако здесь есть и обратная сторона. Чем самостоятельнее мыслит обучаемый, тем чаще он ошибается. Встает еще один вопрос, тоже относящийся к сфере преподавательской этики: как реагировать на ошибки, возникающие в процессе самостоятельной умственной работы обучаемого? Представляется, что первая реакция должна быть одобрительной. Важнее всего то, что обучаемый сам пришел к какому- то выводу. Что же касается ошибочности вывода, то, как известно, на ошибках учатся. Поэтому лучше всего сначала порадоваться самостоятельности умозаключения, а потом уже указать на ошибки. Конечно, радость может выражаться по-разному, здесь тоже крайне важно соблюдать чувство меры.

Самая большая радость педагога - когда обучаемый находит правильное решение, идя своим путем, преподавателю до того неизвестным. Таким образом, желательно почаще обращать внимание студентов на возможность и плодотворность решения одной и той же задачи несколькими разными способами. Во всяком случае, это касается тех задач, которые для нас наиболее важны.

К крайнему проявлению рассматриваемой проблемы следует отнести совершенно особую ситуацию, когда обнаруживается, что кто-то из учащихся превосходит своего преподавателя. С одной стороны, казалось бы, это прекрасно, ведь цель педагога можно сформулировать так: стать глупее своих учеников. В этом по существу и заключается настоящий прогресс науки. С другой стороны, очень тяжко чувствовать, как тебя обгоняют. И большое счастье, если ученик, далеко опередивший учителя, признается: вот тому-то я научился у вас. Тогда учитель радуется не только за него, но и за себя.

Крайняя степень пренебрежения уровнем знаний и понимания обучаемых наблюдается у тех преподавателей, которые вообще не задумываются о том, чтобы даваемый ими материал был по-настоящему усвоен. Компьютер это машина, лишенная эмоций. Поэтому как бы не был безразличен преподаватель к степени усвоения знаний или эмоционально не готов к воспроизведению фрагментов музыкальных произведений на занятии, заранее подготовленный материал на электронном носителе, использованный в ПК создаст условия, чтобы студенты достигали понимания и осмысливания новых знаний. Приобрели способность решать задачи, основанные на данном материале.

Еще проблема этического характера: какое отношение к работе преподавателя имеет термин нынешнего политического жаргона - «имидж»? Насколько нужно преподавателю заботиться о своем имидже?

Говоря всерьез, очень важно, какой образ преподавателя запечатлеется в душах студентов. Но есть существенное отличие от образа политика, который общается со своими избирателями лишь очень краткое время. Поэтому для него разные способы «пускания пыли в глаза» могут сыграть решающую роль. Преподаватель же общается со своей аудиторией гораздо дольше и теснее, и обмануть ее лицемерием, ханжеством, демагогией ему, как правило, не удается. Самое разумное и самое действенное - быть максимально естественным. Если у преподавателя есть недостатки, о которых не должны знать обучаемые, то единственное, верное средство скрыть их - преодолеть их в себе. Иначе, скорее всего обучаемые «раскусят» неискренность. Разумеется, речь здесь идет не о физических пороках. Но вот в эмоциональной и нравственной сферах естественность является сильным средством, действующим в пользу преподавателя.

Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах обучаемых небольшие отклонения от принятых норм поведения. Что касается харизмы, скорее всего сильнее всего на нее работает сочетание трех элементов: компетентности в искусстве, любви и уважения к обучаемым и естественности поведения.

И еще один, совсем иной вопрос - о роли юмора в учении. По этому поводу замечательно сказал детский писатель Дж. Родари: «Величайшее заблуждение в отношении учебного процесса заключается в мнении, что этот процесс должен проходить угрюмо».

Шутка на занятиях выполняет как минимум три функции. Первая, наиболее хорошо известная - релаксационная. Обучаемые устали или излишне напряжены, преподаватель пошутил, они посмеялись и им стало легче. Вторая функция юмора определяется необходимостью развития у обучаемых важнейшего качества - увлеченности своим делом. Нравственный долг преподавателя, наряду с прочим, состоит в том, чтобы передать учащимся свое неравнодушное отношение к науке, и один из признаков этого неравнодушия - способность находить в своей профессиональной сфере смешное.

В этическом аспекте самая главная функция шутки – личностно - коммуникативная. Юмор можно рассматривать как один из важнейших путей выработки представления о личности преподавателя и один из способов установления межличностных контактов. При этом очень существенно соблюдение одного правила: ирония преподавателя должна быть направлена в первую очередь на самого себя. Только если он способен посмеяться над собой, он обретает право пошутить и в адрес обучаемых. Это с точки зрения педагогики. А вообще юмор, сатира - один из наиболее важных составляющих всех без исключения жанров искусства.

Желание повысить качество обучения неизбежно приводит к поиску новых форм преподавания с использованием информационных технологий.

Информационные технологии, коммуникации, создаваемые в учебном процессе нередко рассматривают как основу формирования личности в ходе взаимодействия преподавателя и обучаемого. Без сомнения, коммуникации также необходимы, как руки для нормального функционирования человека.

Обедненность или полное отсутствие коммуникации с человеком почти на любой стадии его развития приводит к деформации его психики и сознания. Однако современное развитие ЭВМ привело к тому, что коммуникация может быть увлекательной для человека и, казалось бы, достаточной, но тем не менее обеднять его. Такая ситуация имеет место среди пользователей современными ПК (персональный компьютер). Создание этих машин породило уникальную ситуацию: она средство, орудие труда, вокруг которого создано немало интересных рабочих мест, и она же одновременно стала средством увлекательнейших игр. Человек, не сходя со стула, может работать и развлекаться практически сколь угодно долго с мнимыми мирами без потребности в других типах коммуникации, например, в живом общении. Потрясающая радуга света, изображения объемных пространств, натуральные звуки и запахи могут конкурировать с действительностью и даже, по некоторым параметрам, превосходить ее. Для молодого человека, не пережившего взаимодействия с естественной природой и средой, точнее не освоившего эти богатства, это может стать фатальным. Юный пользователь может надолго предпочесть компьютер человеку, природе. Дело в том, что качества взаимодействия диады человек - ПК и человек - человек отличаются так же, как луна и солнце или больше, чем разница между восприятием спектакля по телевизору и в театре.

Коммуникации, с позиции отдельного субъекта, шире, чем общение. На этапе обучения это невербальная компонента информации, без которой лектора можно было заменить телевизором, магнитофоном, а также создание определенного качества пространства коммуникации. Дело в том, что коммуникации должны протекать так, чтобы сохранялись условия автономной умственной работы индивида. Благодаря возможности уединения, субъект генерирует новое и тем самым коммуникация между людьми (или человеком и ПК) развивается далее. Как раз важны такие коммуникации, которые способны генерировать именно новое: смыслы, переживания, ценности, что наиболее важно при изучении культуры, искусства.

В целом же коммуникация с психологической точки зрения бывает:

- взаимодействием субъекта с кем-то другим, где совершается помимо прочего - обмен идеями, событиями;

- воздействием, которое испытывает на себе субъект со стороны среды;

- действием, которое производит субъект на объект;

- восприятием, и освоением информации, представленной в символьном виде.

Характер взаимодействия в той или иной коммуникации определяет функционирование то логики, то воли, деятельности, но самое важное знать, какое сознание инициирует этот тип взаимодействия. Поскольку от того, каким будет это сознание, в коммуникационных процессах станет порождаться новое или будут складываться дополнительные представления. Кроме того, взаимодействие преподавателя и обучаемого, как правило, определяет другие типы коммуникации, в частности коммуникацию человека с ПК.

Коммуникация субъекта с ПК может строиться на двух основаниях:

- Человек имеет цель (либо задание, которое трансформирует в цель).

- Человек имеет интенцию что-то сотворить, но не знает получится ли удовлетворительное качество содержания текста и вспомогательных конструкций. То есть человеческие действия здесь будут протекать не по схеме целевой мотивации.

В коммуникации с человеком субъект постоянно совершает акты не действия, то есть воздержания от действия. При этом они могут быть двух типов: во-первых, не действия, потому что так велит человеческий долг, этика по отношению к собеседнику, во-вторых, не действия определенного рода потому, что собеседник контролирует его сознание. Известно, что воспитывают действия второго рода.

На действия второго рода, указанные выше, субъект в коммуникации с ПК не имеет. Но пора сказать о переживаниях, сопутствующих этой коммуникации, так как они определяют характер некоторых носителей сознания: личностного смысла, значения, чувственной ткани (напряжение, возбуждение и протекание эмоций).

Какие же переживания характеризуют коммуникации с ПК и тем самым являются специфическими?

Во-первых, можно отметить, что компьютер как «собеседник» не возбуждает переживаний зависти, соперничества, атрибутов неизбежного оценивания информации и внешнего вида собеседника. Впрочем, этот закон распространяется на весь мир неживого.

Во-вторых, компьютер сам по себе не возбуждает основных эмоций отвращения, страха, ненависти, любви, но на фазе освоения, пока обучаемый не адаптировался к машине, из-за сомнения в способности постичь «сложное» бывает эмоция страха, или в результате возникновения специфического психологического состояния - техностресса, как это бывает в ситуации «человек - человек». Кстати, основные эмоции отражают отношение субъекта к миру неживой природы, то есть по этому критерию ЭВМ не воспринимается человеком как природный объект.

Для обучаемого эта особенность делает использование ПК очень удобным для индивидуальных занятий, а поскольку тексты и рисунки, графики, поясняющие тексты - нивелируют различия между опытными пользователями и начинающими, возможности для творчества возрастают.

Кроме того, преподаватель может строить коммуникации обучаемого с ПК так, чтобы в них создавались условия для возникновения критичности. Критика имеет следующие функции:

- совершенствование содержания и форм заданий, которые готовит педагог для учащегося;

- инициирование нового путем инициирования сознания обучающегося (смыслов, значений, переживаний, формулирования иных задач и др.);

- интеграцию его субъективного опыта;

- совершенствования логических способов деятельности;

- расширение границы содержания того, что было известно и пр.

Возможное решение этих вопросов обнаруживается в следующих приемах вербальной коммуникации преподавателя и обучаемого (предшествующей индивидуальной работе обучающегося):

а) указание обучаемому на возможность альтернативного продолжения мысли автора;

б) активное построение гипотезы по типу вопроса - «Правильно ли я могу представить следующее содержание, которое Вы введете?»;

в) предложение обучаемым усилить точку зрения (алгоритм) автора (самого преподавателя или другого обучаемого).

Теоретически ситуация такого рода мотивации мышления строится из нескольких указаний и намерений педагога обучающемуся:

- Указание на то, о чем ведется речь (указание на реальность, с которой обучаемый и преподаватель будут иметь дело), то есть поворачивание слушателя к предмету (объекту) коммуникации. Однако это может быть и поворачивание к истории. Только из этого воспоминания надо оставить «очищенный» предмет, то есть в нашем случае - или живопись, или музыка, или драматургия, кинематограф т.д.

- Высказывание (обозначение) намерения о действиях по изучению этого предмета, чтобы узнать нечто о его красоте, информационности.

- Субъективное «проникновение» в предмет: структурирование, оценка, сравнение в вербальной, визуальной форме.

Оказывается в этой фазе мышления неизбежно совершаются внутренние операции анализа и синтеза, как способность данная человеку.

При этом анализ происходит тогда, когда субъект имеет дело с несвойственным его психологии (представлению, эмоциональной приемлемости и пр.) качеством предмета, структурой и др., а синтез возникает в том случае, когда чем-то определенным предмет оказался свойственным психологии субъекта и он ассимилирует его в свои образы, понятия.

 

АВТОР: Марков А.И.