16.06.2012 1503

Особенности преподавания истории исполнительства с использованием Интернет-технологий

 

На современном этапе отличительной особенностью процесса развития личности является потребность в информации. Необходимо реформирование системы образования одновременно в нескольких направлениях: придание образованию статуса непрерывного, повышение квалификации всех категорий обучаемых в различных областях знаний с ориентацией на социальные потребности общества в специалистах, разработка и внедрение активных форм обучения на основе современных информационных технологий и создание удаленных от пользователя сред для самостоятельного обучения, пополнение информационных ресурсов искусствоведческих дисциплин.

Интернет необходимо использовать с целью организации дистанционного образования. В связи с этим, приоритетное направление в высшем образовании получают новые информационные технологии, которые пронизывают все основные учебные курсы искусствоведения.

Современная школа, имея возможность создавать и внедрять в обучение авторские программы, выпускает учащихся, имеющих разный уровень во многих областях знаний, в том числе и в области компьютерной грамотности. Опросы, проведённые среди студентов различных специальностей, позволили сделать следующие выводы: уровень знаний обучаемых в области информатики, пришедших из школ, специализированных в естественно-научном и англо-язычном направлениях гораздо выше, чем у учеников обычных общеобразовательных школ или школ, имеющих классы, с углубленным изучением некоторых предметов. Более того, студенты, имеющие некоторую школьную базу в области информатики, обладают более высокой и устойчивой мотивацией в изучении новых информационных технологий. В этой связи, перед преподавателем встаёт сложная задача, с одной стороны, повысить интерес к предмету и поднять уровень знаний (до необходимого) у одних студентов и, с другой стороны, сохранить и развить этот интерес у других. Очевидно, что при решении этой задача возникает необходимость индивидуального подхода в изучении современных информационных технологий.

В настоящее время основное распространение получил традиционный подход в обучении работе в Интернет обучаемых, в рамках общего курса информатики. Схема этого курса, как правило, начинается с истории создания ЭВМ и её архитектуры, затем следует изучение операционной системы MS DOS и её оболочки Norton Commander, далее - графическая оболочка Windows и т.д., и лишь на последнем этапе обучаемые знакомятся с основами работы в сети Интернет. Сегодня, в рамках индивидуального подхода, целесообразным становится перенести изучение интернет - технологий на начальные этапы процесса обучения искусствоведческих дисциплин. В пользу такого подхода говорит и степень доступа студентов к компьютерной технике. Социологические исследования показывают, что, в среднем, 40% - 60% обучаемых (в зависимости от специальности) имеют дома компьютер или свободный доступ к нему; увеличивается с каждым днём число аудиторий, оснащённых компьютерами, подключёнными к Интернет.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующую схему изучения Интернет студентами гуманитарных специальностей. На первом этапе студент знакомится с методами поиска тематической информации, способами навигации по сетям, знакомятся с основными поисковыми системами, принципами сбора и классификации информации. При этом, обучаемому предлагается самому выбрать себе тему для подбора информации. Она может быть связана, например, с областью искусства, либо с темой курсовой работы. В этом случае обучаемый максимально ясно понимает поставленную задачу, так как самостоятельно характеризует ее ключевыми словами и анализирует с точки зрения мировых достижений культуры и результатов, полученных в данной области исследований.

Следующий этап - изучение языка HTML. Создание в этом аспекте домашних студенческих страниц, сайтов с тематическими задачами и исследовательскими проектами, связанных с будущей профессиональной деятельностью, рассматривается как способ самовыражения, умения работать с информацией. Обучаемый не только использует информацию ресурсов Интернет, он учится представлять ее в виде максимально удобном для восприятия, классифицировать ее, снабжать краткими аннотациями и т.д.

Заключительный этап предполагает использование полученной и обработанной информации в учебном процессе, в работе над курсовыми и дипломными проектами. На данном этапе можно предложить обучаемым коллективную работу, например, над созданием учебного сайта для изучающих искусствоведение, где можно собрать лучшие работы обучаемых.

Очевидно, что результатом работы обучаемых по этой схеме будет не только получение знаний в области компьютерной грамотности, но и повышение их профессионального и интеллектуального уровня. Использование Интернет-технологий активизирует мотивацию обучения, внося в работу обучаемых исследовательский аспект, способствует преодолению психологического барьера в освоении компьютерных технологий. И, что особенно важно, процесс обучения с использованием Internet становится увлекательным, развивается творческое начало, заложенное в каждой личности.

Таким образом, мы рассматриваем коммуникации, опосредованные компьютерными технологиями, в виде сложной структуры, имеющей, с одной стороны, характеристики, присущие взаимодействию «человек - человек», а с другой стороны, персонификацией предмета вещественного мира - компьютера.

Никакой компьютер не может научить понимать и любить искусство. Этому может научить только само искусство. И, конечно же, хороший преподаватель, который сам его любит и понимает.

Но компьютер может стать посредником - разумеется, не между искусством и молодыми людьми - но между эпохой, когда создавались те или иные художественные произведения, и современным юношеством. Такое достижение технического прогресса и информационных технологий как Интернет, может показать, как возникли различные виды, роды, формы искусства, может рассказать и пересказать, развернуть красочную панораму, упомянуть вкратце, может сравнить, разъяснить, пояснить.

 

АВТОР: Марков А.И.