16.06.2012 8545

Анализ принципов дистанционного обучения

 

Дистанционное обучение на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий является дальнейшим развитием заочной формой образования. Принципиальная особенность дистанционного обучения состоит в том, что вуз, гарантирующий качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, и студенты разделены здесь в гораздо большей степени, чем при классической форме заочного обучения. При этой системе нет традиционных сессий, обучение проводится, как правило, по индивидуальному учебному плану.

Различают два метода дистанционного обучения:

- асинхронное обучение, при котором студенты, удаленные от вуза, составляют группы одного курса и занимаются по одному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением;

- синхронное обучение («совместная работа»), когда дистанционно разделены вуз, обеспечивающий проведение занятия (лекции, консультации), и группа одновременно занимающихся студентов (в современном понимании это может быть вообще виртуальная учебная группа; студенты в данном случае не обязательно находятся в одной аудитории и даже в одном городе). При этом взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.

Каждому из рассмотренных методов присущи свои специфические образовательные технологии - технологии дистанционного обучения (ТДО). Однако оба метода взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При ДО контакт студента с преподавателем весьма ограничен, поэтому большая часть функций диалога должна быть внедрена в средства дистанционного обучения. В отличие от полиграфических изданий в компьютерных средствах дистанционного обучения могут быть достаточно легко реализованы элементы такого диалога. Вот почему их место в системе ДО столь значимо.

Следует выделить два функциональных уровня разработки компьютерных учебных средств для системы ДО: компьютерные электронные учебники (КЭУ) и компьютерные обучающие программы (КОПР).

КОПР широко используют диалог, причем алгоритм работы программы может зависеть от ответов студента.

Таким образом, наряду с представлением учебного материала КОПР осуществляет взаимодействие со студентом, цель которого - обеспечить лучшее понимание материала и самоконтроль его усвоения.

Конечно, никакая обучающая программа не сможет заменить преподавателя. Необходимость во взаимодействии преподавателя и студента обязательно остается. Так, результаты выполнения студентом контрольных заданий передаются преподавателю по электронной почте или на дискете.

Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.

При этом под целенаправленным процессом понимается четкая организация и различные виды стимулирования активной учебно - познавательной самостоятельной деятельности студентов по овладению ими научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Итак, следует вывод, что дистанционное образование - это такая педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Каждая система обучения, в том числе система дистанционного обучения, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения.

Дальнейшее проведение всероссийского эксперимента в области ДО предусматривает развитие трех видов технологий:

- кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс - от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного обучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);

- TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;

- сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:

- программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;

- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;

- специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;

- обзорные (установочные) аудио или видео лекции по каждой дисциплине курса;

- лабораторные практикумы;

- компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всей дисциплине курса.

КЭУ и КОПР должны обладать развитой гипертекстовой структурой как в понятийной части изучаемой дисциплины (определения, ключевые слова), так и в логической структуре изложения (последовательность и взаимосвязь модулей).

Гипертекстовая структура предполагает:

- конспективное изложение материала;

- свободное перемещение по тексту (необязательность его сплошного чтения и тем самым возможность корректировки учебного процесса для студентов с различной подготовкой по изучаемой дисциплине);

- использование перекрестных ссылок, облегчающих организацию обратных связей, допустим, при неправильных ответах студента в процессе разбора типовых примеров или самоконтроля.

Использование рассмотренного выше достаточно большого набора (кейса) различных средств ДО обусловлено тем, что обучение с применением дистанционных технологий предусматривает наряду с изучением теории также выполнение лабораторных, практических работ и всех контрольных мероприятий.

Дистанционная технология обучения предусматривает, как правило, индивидуальный график учебного процесса для каждого студента. Допускается групповой график учебного процесса, особенно при использовании таких дорогостоящих средств синхронного дистанционного обучения, как спутниковое телевидение, аудио - и видио-теле-конференц связь.

Проведенные в процессе всероссийского эксперимента в области ДО исследования показали, что при технологии дистанционного обучения качество подготовки специалистов практически не отличаются от качества обучения, полученного при использовании традиционных технологий.

В последние два-три года на конференциях по дистанционному образованию все чаще ставится вопрос об активном использовании телематики в качестве технологической базы дистанционного обучения. Это связано с возросшими возможностями компьютерных телекоммуникационных сетей. Действительно, современный уровень применения ЭВМ не только как средства обучения, но и как средства связи, и появление глобальной сети Интернет с ее огромными информационными ресурсами открыли широчайшие возможности для развития системы дистанционного обучения. Студент системы ДО при этом не ограничен ни пространственными, ни временными рамками для получения любой информаци.

Переход к широкому использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий (телематики) является естественным развитием кейс-технологии, которая потребовала ориентированных на самостоятельную работу студента. Только при использовании телематики эти материалы через сети могут мгновенно быть поставлены студенту в региональное Представительство дистанционного обучения либо на его домашний компьютер. Через сеть студент может связаться со студентами своей группы, с преподавателем-консультантом (тьютором) и практически с любым источником информации глобальной сети.

Система дистанционного образования (СДО), рассматриваемая в координатах: качество - доступность - стоимость, показывает оптимальность этой формы обучения по сочетанию указанных параметров.

Система дистанционного образования имеет существенный потенциальный круг потребителей, часть из которых, по сути, не осознает свои потребности, а многие, осознавая необходимость получения новых знаний, не имеют возможности получить желаемое образование традиционными путями. По нашему мнению потенциальными потребителями дистанционных форм образования являются:

- лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе в силу:

- ограниченной пропускной способности этой системы;

- невозможности совмещения учебы и работы (сельские жители, вахтовики и пр.);

- ограничений по здоровью (нуждающиеся в обучении на дому);

- офицеры, увольняющиеся из Вооруженных Сил и члены их семей, а также лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, МВД и погранвойск России;

- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;

- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в Федеральной Службе Занятости;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

- специалисты, имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

- лица, готовящиеся к поступлению в вузы;

- студенты, стремящиеся получить второе параллельное образование;

- руководители региональных органов власти и управления;

- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях различных форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений;

- способные студенты, которые хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки;

- заинтересованная категория граждан стран СНГ, зарубежных стран;

- другие возможные категории населения.

Дистанционное образование дает возможность этим категориям людей принципиально изменить качество своей жизни. Для таких людей дистанционное обучение:

- предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и не отрываясь от работы;

- обеспечивает принципиально новый уровень и доступ к образовательным и интеллектуальным отечественным и мировым ресурсам;

- предоставляет возможность получать желаемое образование при условии гибкого графика и вариативной продолжительности, по индивидуализированным программам и при любом уровне исходного образования и подготовки;

- значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений, ограничений по здоровью и пр.;

- снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

- позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

- сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.

Одним из новых учебных заведений, положивших в основу образовательных процессов новейшие информационные технологии, является Институт Инвестиционного Развития (ИИР), входящий в Научно - производственную корпорацию «Интеллектуальные системы», созданную решением Российской академии наук и «РАО Роснефтегазстрой».

Институт специализируется на бизнес-образовании в области менеджмента и экономики и функционирует под патронажем Комплекса архитектуры, строительства и развития города Москвы, Ассоциации инвесторов Москвы, РАО Роснефтегазстрой, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова и многих других.

Наиболее перспективной технологией ДО, обеспечивающей открытый доступ в систему дистанционного обучения как студентам, так и преподавателям на любом уровне информационных ресурсов внутри вузовском (корпоративном), национальном и даже мировом, является сетевая Интернет - технология. При этом в сетевой технологии могут быть использованы практически все известные способы и методы дистанционного обучения: с использованием электронных средств ДО, электронных библиотек, компьютерных тестирующих программ, а также легко может быть реализовано общение студентов между собой и с преподавателями.

При этом наряду с программами, заданиями контрольных и выпускных работ, учебно-практическими пособиями, получаемыми студентом по сети из электронной библиотеки института, студент должен обеспечиваться также кейсом с фундаментальными печатными учебниками и учебными пособиями, гипертекстовыми мультимедийными компьютерными обучающими программами, записанными на CD-ROMe.

В дополнительные лекционные материалы могут входить подготовленные авторами лекции по дисциплинам, которые можно передать по сети, либо обзорные (установочные) иллюстрированные видиолекции по всем дисциплинам курса, записанные на CD-ROMe, которые выдаются студенту в кейсе.

Дополнительные информационные материалы могут быть переданы преподавателем студенту по сети (например, для актуализации содержания выполняемой им курсовой или выпускной работы).

Должен быть Центр информационных ресурсов, связанный корпоративной сетью со своими филиалами и региональными Представительствами дистанционного обучения этих филиалов, а также через сеть Интернет непосредственно со студентами, занимающимися по технологии дистанционного обучения дома или в образовательном учреждении.

Преподаватель осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопросы студентов и проводит проверку результатов их тестирования по своей дисциплине (дисциплинам). Так, студент, обучающийся по сетевой технологии обучения, имеет право задать тьютору до пяти вопросов, возникших у него при изучении каждого раздела дисциплины, и отослать их по электронной почте. Преподаватель должен, в свою очередь, через три дня также по электронной почте направить ответ студенту.

Информационные технологии в самом общем виде включают следующие основные инструменты (методы) коммуникаций в дистанционных образовательных процессах:

- обычная почтовая переписка, факс, телефон и бумажные традиционные учебники - практически все учебные заведения хоть в какой-то мере применяют эти методы;

- электронные или традиционные учебные материалы, коммуникации по электронной почте;

- использование Интернет, доступ к электронным учебниками, информационный сайт учебного заведения и пр.;

- образовательный сайт в учебном заведении, активные коммуникации - телесеминары, конференции;

- полная виртуализация обучения в Интернет, использование спутникового образовательного телевидения.

Несомненными плюсами дистанционного (интерактивного) бизнес - образования являются:

- эффективное обучение без отрыва от работы и места жительства;

- практичность и гибкость обучения. Темп, продолжительность; программа обучения может варьироваться;

- экономия финансовых и временных ресурсов слушателя.

 

АВТОР: Марков А.И.