16.06.2012 4769

Особенности становления профессионала в предпринимательской деятельности

 

В последние годы резко поднялся интерес исследователей разных направлений науки и практики к предпринимательской деятельности. Это понятие объединяет довольно широкий спектр проявлений жизнедеятельности индивида и группы, направленный на производство материальных ценностей и их потребление в конкретных социально- экономических условиях.

Особый интерес российских психологов представляет исследование той части профессионального поведения, которая связана с предпринимательством. Однако в отечественной литературе до сих пор отсутствует четкое выделение отличительных социальных и экономических признаков этой группы, не говоря уже об анализе социально - психологических особенностей ее типичных представителей.

Обращение к литературным источникам показало, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе внимание исследователей акцентируется на творческом аспекте предпринимательства. Предпринимательство, как особый, связанный с риском, вид деятельности по организации нового потенциально прибыльного дела, не смешивают ни с каким другим видом творчества.

П. Друкер считает предпринимательство специфическим видом деятельности, неотъемлемо связанным с инновациями и, в некоторых случаях, с риском. Предпринимательство не ограничивается только экономической сферой, а соотносится со всеми социальными сферами. В рамках его концепции вне зависимости от сферы приложения смысл предпринимательства остается неизменным: как предприниматель в сфере образования, так и предприниматель в сфере здравоохранения по решаемым задачам, используемым инструментам и встречающимся трудностям мало чем отличаются от предпринимателя в коммерческо-производственной деятельности. Вместе с тем, другой исследователь предпринимательства Й.Шумпетер выделял предпринимательский тип поведения, а не тип людей. Предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находится долгое время. Эту трактовку разделяют и некоторые отечественные авторы. По В. Радаеву, с функциональных позиций предпринимательская роль неустойчива. Никто не способен находиться в этой роли постоянно, даже если имеет к тому психологическую склонность. Предпринимательство, по мнению Р. Хизрич, связывается только «с поиском и использованием новых способов производства и ведения бизнеса». Это скорее тактическая готовность к использованию благоприятных случайностей и спонтанное преодоление старых ограничений, нежели закономерная хорошо продуманная стратегия экономического поведения.

Р. Хизрич предлагает определение, которое, по его мнению, характеризует предпринимателя с разных сторон - экономической, управленческой и личностной. Предпринимательство, согласно Р. Хизрич, - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Развитие и усложнение производства привело к разъединению функций собственника и управляющего (менеджера). В работах Роберта Хизрича заслуживает внимание вопрос о различиях между предпринимателем и менеджером. Ключевыми позициями таких расхождений он называет тип стратегической ориентации, подход к осуществлению замысла, метод задействования ресурсов, форма привлечения и приобретения ресурсов и разновидность организационной структуры предприятия.

Рассмотрим особенности основных параметров данных ключевых позиций.

Стратегическая ориентация.

С точки зрения стратегической ориентации предприниматель ориентирован в первую очередь на поиск новых возможностей. Это приобретает особое значение, когда доход от производства традиционной продукции падает, когда происходит быстрая смена технологии, переориентация спроса, социальных предпочтений или перемена политических установок. Если же во главу угла становится выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов, то здесь требуются способности не столько предпринимателя, сколько администратора. Такая ситуация характерна, например, для большинства многонациональных корпораций.

Осуществление замысла.

В своем подходе к осуществлению замысла предприниматель и менеджер также сильно различаются. Предприниматель должен уметь действовать быстро, принимать оперативные решения - «время не ждет», ему не с кем советоваться, он должен уметь рисковать и не может позволить себе бесконечно цепляться за идею, которая не сумела достаточно быстро показать свою жизнеспособность. Менеджер, напротив, как правило, неохотно берется за новое дело, но если уж решение принято, то не сворачивает с избранного пути - бывает, впрочем, что подобное упорство оборачивается во вред делу.

Задействование ресурсов.

Предприниматель, как правило, вводит новые ресурсы в действие время от времени - под очередной этап работ или по достижении определенной цели. Обеспечить получение этих средств к нужному сроку и в нужном объеме ему обычно нелегко - приходится уговаривать кредиторов и инвесторов, поэтому предприниматель часто ухитряется достигать значительных результатов ценой минимальных затрат. Такое поэтапное задействование ресурсов позволяет вкладчикам минимизировать степень риска на всех стадиях развития новой фирмы. Менеджер же получает фонды не для решения какой-либо конкретной задачи, а для работы его подразделения в целом. Стимулируемый денежным вознаграждением, менеджер заинтересован в выполнении условий, диктуемых инвестором, в отношении эффективности использования средств, находящихся в его распоряжении в данный момент.

Форма привлечения и приобретения ресурсов.

Аналогичное развитие наблюдается и в отношении формы привлечения и приобретения ресурсов. Поскольку зарплата менеджера напрямую зависит от того, какими средствами он реально располагает, он заинтересован в накоплении и «раздувании» фондов. Власть, внутрикорпорационный статус заставляют администратора избегать аренды и других форм временного привлечения ресурсов. Для предпринимателя ситуация прямо противоположная: нехватка денег, нежелание иметь оборудование, которое может морально устареть, необходимость проявлять гибкость и идти на риск заставляет его широко пользоваться арендой или прибегать к другим формам временного привлечения ресурсов по мере необходимости.

Организационная структура.

Организационная структура новых предприятий и предприятий, работающих длительное время, различна. Менеджер имеет дело, как правило, со сложившейся организационной структурой, имеющей иерархическую природу, поскольку теория управления и механизм начисления премий, требуют соблюдения четкого разделения полномочий и ответственности. Предприниматель, напротив, предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных отношениях.

Особенности деятельности менеджера определяются тем, что в отличие от собственника, менеджер - это «человек организации». Он ограничен в своей деятельности нормами и правилами, которые сложились в данной организации.

Исследование деловых, профессиональных и личностных качеств предпринимателей позволило Г.С. Дулиной определить социальную характеристику предпринимателей по структуре, форме и содержанию. По структуре - это люди разных социальных позиций на старте их бизнеса, - инженеры, научные работники, рабочие, военные, представители номенклатуры и разных сфер деловой активности (торговли, финансов, услуг).

По форме - в предпринимательских слоях представлены:

- теневики, которым изменения в общественной среде, снятие экономического однообразия, позволили достичь успеха в бизнесе, то есть легализовать свой теневой бизнес;

- специалисты, которые при снятии идеологического прессинга смогли проявить свой интеллектуальный потенциал, умение нестандартно мыслить, общую эрудицию;

- партийно-хозяйственная и административная номенклатура;

- «красный» директорат.

По содержанию - все эти слои объединяет разрыв со старой социально- экономической системой, теневые складки и ниши как инкубаторы первичного накопления капитала, общее участие в разрыве системы изнутри, высокий потенциал активности, склонность к действию, ресурсы возраста, образования, квалификации, капитала социальных связей.

Исследования А.Н. Захаровой: 54 % опрошенных предпринимателей высказали мнение, что современная социально-экономическая ситуация обусловливает желание больше работать, побуждает к активным действиям.

Эти данные убеждают нас в истинности положения о том, что общество, в котором в настоящее время живет гражданин России, требует с его стороны глубокого переосмысления целей, мотивов, программ своей деятельности. По мере подключения личности к различным аспектам жизни общества происходит совершенствование личности и ее самореализация, а появление новых форм общественного развития сопрягается с динамикой развития личности, с индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими особенностями.

Особенности личности предпринимателя, ее развитие рассматривались в трудах A.Л. Журавлева, А.Н. Захаровой, Т.А. Киселевой, В.В. Марченко, В.Н. Познякова, и др. Анализируя исследования, в которых определяются основные тенденции и закономерности развития личности профессионала в предпринимательской деятельности, мы обращаем особое внимание на мнение Л.И. Божович о влиянии сознательно поставленных целей на логику развития личности. Кроме того, важно иметь в виду тот факт, что возникновение «аффективно - насыщенных целей и становление внутреннего плана действий позволяет человеку обеспечить победу сознательно поставленных целей над мотивами». Вероятно, определенная целеустремленность обусловливает развитие у предпринимателя чувства контроля своего финансового положения, демонстрацию убежденности в возможности достижения материальных благ. Именно эти качества обнаружены с помощью исследования А.Н. Захаровой.

Развитие таких характерологических особенностей предпринимателя, как активность, отсутствие удовлетворенности достигнутым, ощущение личной свободы и независимости, во многом, определены сформировавшимися в процессе жизнедеятельности у человека ценностями.

В.В. Марченко был выявлен факт наибольшей значимости ценностей, связанных с деловой репутацией бизнесмена. Эта группа ценностей стоит на первом месте - порядочность, наличие надежных партнеров, честность, уважение окружающих. Полученные результаты показывают значимость репутации в бизнесе - необходимого фактора успеха. Достижение успеха как общественно и личностно значимого результата невозможно без процесса совершенствования и самореализации личности, что проявляется в активности самой личности.

Автором выявляется также группа ценностей, связанных с самоактуализацией, самосовершенствованием, стремление к знаниям, творчеству, стремление к автономности, к ощущению себя хозяином своей судьбы. Большое место в структуре мотивов занимают традиционные ценности семьи и любви. Для респондентов являются значимыми следующие качества: целеустремленность, собранность, настойчивость, твердость духа, жизненная стойкость. Большую долю занимают качества, связанные с особенностями предпринимательской деятельности: оперативность, умение быстро оценить обстановку, коммуникабельность, дипломатические качества. Можно предположить, что опрошенные бизнесмены видят отличие предпринимателей от остального населения в тех качествах, которые необходимы и присущи предпринимательской деятельности.

В случае планирования вовлечения людей в предпринимательство с психолого-акмеологических позиций, необходимо знать о факторах, влияющих на принятие решения в пользу соответствующего выбора и повышающих активность личности в этом процессе.

Помимо жизненных ценностей, интересов, чувства долга, или того, что Л.H. Гумилев называл «пассионарностью», встает классическая проблема - «мотивы деятельности».

Начало деятельности базируется, как известно, на мотивах, побуждающих реализацию актуальной потребности личности, тем самым изучение мотивов предпринимательства становится отдельной важной проблемой.

Исследования, проведенные под руководством В.В. Новикова, позволили выявить пять ведущих мотивов в деятельности предпринимателя:

- возможность самореализации;

- возможность свободы деятельности;

- возможность хорошего заработка;

- склонность к рискованному образу жизни;

- психологическое удовлетворение.

В.Е. Резников разделил мотиваторы к занятию бизнесом на первичные и вторичные. К первичным мотиваторам он относит стремление к самостоятельности (независимости, автономности) в своей работе; неудовлетворенность условиями (качеством) своей предыдущей работы; стремление повторить успехи родителей; стремление получить больший контроль за своим будущим; желание объединить в одно целое работу и личную жизнь; стремление самореализоваться в своей работе (распространить свой стиль, образ мышления и на сферу деловой активности). В.В. Марченко были получены следующие данные, отражающие мотивы предпринимательской деятельности.

Предприниматели считают, что доминирующим мотивом их деятельности является мотив «деньги, богатство, капитал». По мнению респондентов, у предпринимателей слабо выражены мотивы, свидетельствующие о благотворительности, меценатстве.

Исследователи отмечают, что предпринимательством занимаются не из-за денег, во всяком случае, не только ради них. Доминирует стремление и умение достичь поставленных целей, самоактуализироваться, быть хозяином своей судьбы, ощутить власть над обстоятельствами. Последнее качество, как показывают некоторые западные исследования, наиболее резко отличают предпринимателей от остального населения. Мотивация ориентирована на достижение успеха, преодоление внешних и внутренних препятствий, и тогда для многих из них, прибыль часто не является значимой по сравнению с достижением личностных целей. Поиск средств к независимости такой предприниматель предпочитает поиску средств к богатству.

Примечательно, что на примере вышеприведенных работ уже видно несовпадение данных мотивов, как по их числу, так и по содержанию. Думается, это можно считать объективно ожидаемым фактом.

Нечто подобное имеет место при определении положительных (должных) характеристик руководителя, когда расширение их списка при обобщении работ авторов делает образ руководителя сродни библейскому. То же самое в качестве аналогии можно видеть при изучении лидерских черт («теория черт»). Ее развитие А.В. Петровским приводит автора к заключению о том, что черты лидера не являются исходными и, что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает определенный тип лидера, влияя на формирование его черт.

Поэтому разнообразие мотивов к началу предпринимательства для различных сфер деятельности человека вполне объяснимо. Более того, это разнообразие связано с особенностями сложившейся вокруг человека ситуации, иерархией его интересов, его социальным окружением, предшествующим опытом, образованием и др.

Различия наблюдаются не только в мотивационной сфере предпринимателей. Предпринимательство как вид деятельности предполагает индивидуальные стратегии и формы поведения человека в зависимости от психосоциальной организации человека, его личностного потенциала. В частности, уровень успешности деятельности зависит от способности к оправданному риску, от уровня и содержания деловой активности человека.

В рамках акмеологии, когда рассматриваются вопросы достижения «вершин» личностного и профессионального развития человека, выделено понятие, обобщенно определяющее возможности развития личности как профессионала. В качестве такого понятия выступает потенциал как самостоятельная психологическая единица. Существуют разнообразные научные точки зрения при рассмотрении данного понятия. Потенциал человека определяют как систему его возобновляемых ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов. Исследователи отмечают следующие виды потенциалов человека: биологический, психический, личностный. Биологический потенциал предполагает уровень физической активности человека как биологического существа, обеспеченный преобразованием энергии от потребляемой пищи, выполняющий видосохраняющую функцию.

Доля биологического потенциала, реализуемая в рамках психической деятельности, обозначается как психический потенциал индивида, так как человек является разновидностью кибернетической системы, можно предположить, что доля энергии, расходуемой на психические процессы, возрастает в соответствии с усложняющимися взаимоотношениям между человеком и окружающим миром, прежде всего обществом, что приводит к формированию личностного потенциала (на базе психического потенциала).

Личностный потенциал составляет часть психического и формируется у каждого индивида в течение жизни. Структура личностного потенциала представляет собой индивидуальную конкретизацию структуры его психического потенциала.

Г. М. Зараковский выделяет понятие жизненного потенциала индивида и определяет его как комплекс «тех свойств человека, которые лежат в основе его возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации». Автор различает общий и векторный жизненные потенциалы.

Жизненный потенциал общий складывается из частных общих потенциалов:

- анатомо-физиологического (уровень общего физического развития и здоровья);

- психологического (уровень общей активности мотивации достижения и самоэффективности личности, уровень общих способностей);

- культурного (уровень освоения общечеловеческой культуры, включая систему ценностей, нравственные нормы и идеалы, общую образованность).

Жизненный потенциал векторный складывается из частных векторных потенциалов, аналогичных частным общим потенциалам, но специфичным в отношении возможности успешной самореализации человека в той или иной сфере жизни и в определенном виде деятельности. Данное определение близко к отдельно рассматриваемой категории - профессионально личностный потенциал, определяемый в соответствии с профессиональной реализацией личности.

В рамках нашего исследования особое значение имеет определение понятия предпринимательского потенциала. Предпринимательский потенциал характеризуется как система индивидуальных потенциальных и актуальных ресурсов личности (характер, способности, опыт, мотивы, направленность и пр.), которые обладают свойством восполняемости и позволяют эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность. По мнению Е.В. Дьячковой, предпринимательский потенциал личности может «не только раскрываться, но и пополняться, возрастать за счет увеличения внутренних ресурсов (за счет развития предпринимательских качеств, умений, умножения опыта и прочее)».

Мы определяем предпринимательский потенциал как форму проявления личностного потенциала индивида в экономической сфере человеческой жизнедеятельности, выражающуюся в виде взаимодействия интеллектуального, творческого и духовного потенциалов в процессе предпринимательской деятельности.

Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил прийти к заключению о том, что в основе процесса развития предпринимательского потенциала личности лежат мотивационные факторы, под воздействием которых индивид начинает заниматься предпринимательской деятельностью. Анализируя совокупность акмеологических инвариантов профессионализма, мы связываем мотивацию выбора предпринимательской деятельности непосредственно с выбором типа экономического поведения и получением максимальной прибыли.

В отношении готовности к риску, как одному из основных определяющих признаков предпринимателя, согласно данным исследования Г.С. Дулиной, мнения опрошенных предпринимателей разделились: 60,2% респондентов считали, что предприниматель всегда готов к риску и это его отличительная особенность; 39,8 % респондентов рассматривали готовность к риску как необходимое свойство предпринимателя, как и для любого человека творческой профессии.

Полагаем, что уровень готовности к риску, являющийся одним из ведущих компонентов субъектности профессионала, выступает в качестве фактора, определяющего уровень профессионализма его предпринимательской деятельности.

В литературе сложилась такая дихотомия в определении этого личностного свойства, согласно которой, на сегодняшний день, принято понимать готовность к риску как диспозицию, личностную черту или как характеристику действий субъекта в ситуациях, включающих фактор риска. При этом отмечается неоднозначность в трактовке свойств и элементов риска, в понимании его содержания, соотношения объективных и субъективных сторон. В некоторых случаях риск понимается как деятельность, совершаемая в надежде на удачный исход. В общем смысле, риск можно рассматривать как вероятность ошибки или успеха в ситуации с несколькими альтернативами. В настоящее время само понятие риска расширилось; под ним стали понимать взятие на себя ответственности за осуществление какого-либо дела, а также совокупность психологических качеств, ориентированных на выбор средств достижения цели. Другими словами, риск стал определяться не только как ситуативная характеристика деятельности с ориентацией на возможность неуспеха, но и как умение просчитать ситуацию, и способность изменять ее в соответствии с целями.

Образовалась тесная связь этой категории с теорией принятия решений (ПР). В начале своего оформления это было упрощенным процессом переработки информации и исчисления вариантов. В настоящее время в современных исследованиях все большее внимание уделяется индивидуально-психологическим детерминантам, обусловливающим принятие решений.

Степень принимаемого рискованного решения изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта, участвующего в выборе альтернативы. Составляющими феномена готовности к риску являются многообразные компоненты субъекта, в том числе особенности восприятия и осмысления действительности. Готовность к риску определяется субъективной оценкой ситуации и собственной позицией субъекта по отношению к действительности.

На сегодняшний день не существует однозначного подхода к определению термина готовности к риску. Наиболее продуктивными представляются подход отечественных психологов, интерпретирующий готовность к риску как готовность к актуализации своего интеллектуального и личностного потенциала при принятии решений в условиях неопределенности, как готовность выходить за пределы ситуационных ограничений, ставить цели, предполагающие проверку личностных возможностей принимать позицию осознанного контроля над возможностями ее преобразования своими решениями.

Предприниматель может неосознанно занижать степень риска. С другой стороны, за смелым решением предпринимателя стоит трезвый расчет объективных возможностей, потенциальных потерь и приобретения. В этом случае предприниматель готов к обдуманному риску. У предпринимателя постепенно может сформироваться определенный опыт совершения рискованных поступков, что может стать элементом его профессионализма.

Целесообразно различать среди факторов, влияющих на готовность субъекта деятельности преодолевать заданную неопределенность социальные, психологические и социально-психологические факторы, диалектически взаимосвязанные между собой, среди которых определяющими являются факторы социальной среды.

Структура социальных факторов, влияющих на линию поведения, имеет сложную иерархию, особое место здесь принадлежит общесоциологическим явлениям. К ним относится исторически определенная организация общества, его социально-экономическая и социальная структура, уровень развития и т.д. Они создают своеобразный фон, на котором разворачивается деятельность субъектов экономической деятельности, и опосредованно воздействуют на процессы выбора решений, принятие той или иной степени риска.

Одной из наиболее характерных особенностей профессиональной деятельности является то, что человеку необходимо адекватно воспринимать, осмысливать информацию различного уровня достоверности и полезности. Информационная нагрузка сочетается в деятельности с ее неопределенностью.

С другой стороны, существует определенный дефицит информации, что инициирует мыслительные операции, направленные на реконструкцию отсутствующих сведений. В этом плане А.В. Карпов различает так называемую эксплицитную и имплицитную информацию о ситуации.

Первая дана непосредственно и объективно. Вторая также содержится в ситуации, но не дана в простой и непосредственной форме. Ее надо уметь увидеть, расшифровать в тех данных, которые непосредственно воспринимаются. Различают два вида неопределенности - семантическую и прагматическую. Семантическая неопределенность возникает в связи с неясностью, непонятностью тех или иных данных, сообщений, информации в целом.

Прагматическая неопределенность - неопределенность относительно путей и средств преодоления ситуации. Ситуация может быть предельно ясна и не иметь семантической неопределенности, но пути ее разрешения не ясны. Готовность к рациональному риску выступает для субъекта в качестве показания эффективной деятельности.

Ряд исследователей считает, что одной из важнейших индивидуальных черт человека, объясняющей разнообразие поведения личности, принимающей решение при выборе альтернатив в открытых задачах является уровень притязаний. Понятие «уровень притязаний» было впервые введено К. Левиным; в 50-х годах оно нашло применение в психологических исследованиях процесса принятия решения.

Уровень притязаний выполняет две основные функции: выступает как критерий выбора, тем, на что ориентируется личность и является мотивирующим фактором, стимулируя процесс поиска решений; а процесс выбора в открытой ситуации выглядит следующим образом. В начальной стадии под влиянием среды, обучения и личного опыта формируется уровень притязаний: по шкале достижений человек определяет то значение, к которому он стремится. Затем в процессе творческого решения выдвигаются несколько альтернативных решений, и они начинают сравниваться с принятым уровнем притязаний. При сильном различии имеет место «напряжение притязаний» и, как правило, такие варианты отбрасываются, а возникшее напряжение является мотивом, побуждающим к дальнейшему поиску новых альтернатив.

Выбор, который человек делает, зависит от многих факторов: специфики проблемной ситуации, социального окружения, степени неопределенности, динамики и сложности окружающей среды, обусловливающей характер решаемых задач; а также общих и индивидуальных особенностей человека, особенностями его психической организации, мироощущением, склонностями к определенному образу жизни. Современный преуспевающий предприниматель ориентируется прежде всего на собственный анализ и оценку информации, стремится прогнозировать развитие событий, мало подвержен конформистским влияниям.

В.Г. Булыгина и Н.П. Корнилов на примере деятельности брокера выявили личностные предпосылки успешности его работы. Всего было выявлено четыре группы значимых качеств.

Первая группа - умение полагаться на самостоятельный анализ, собственные ориентиры в сочетании с активностью и решительностью.

Вторая группа - рациональность, или рефлексивность, связанная с определенным отношением человека к организации своих решений - готовностью опосредовать свои действия расчетом.

Третья группа - это личностные факторы риска.

Четвертая - качества, связанные с коммуникативной компетентностью и социально-психологическими факторами общения.

Для нас является важным положение В.Н.Познякова о том, что психологические отношения субъектов и их экономическое поведение определяется социально-экономическими условиями. Автор отмечает также, что «сама деловая активность субъектов определяется не только их психологическим отношением (позитивным или негативным) к новым формам собственности, но и индивидуальными, в том числе психологическими особенностями самих субъектов, обеспечивающими их готовность к освоению новых форм экономической деятельности и ее успешность». Можно говорить о том, что наши представления о предмете больше совпадают с мнением В.Н. Познякова.

В связи с исследованием акмеологических составляющих профессионального становления предпринимателя с необходимостью возникает вопрос об определении категории «активность».

В «Кратком психологическом словаре» встречается следующее определение активности: «Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром». Активность личности - это «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении». Психологическое содержание активности «выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее становления».

Отождествление понятий «активность» и «деятельность» мы встречаем в «Кратком словаре по социологии». «Активность социальная (от лат. асйуиэ - деятельный) определяется как сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции)». Здесь же активность определена как характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, навыков, стремлений, идей, целее, задач).

В словаре, составленном под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, дается только определение поисковой активности: «Активность поисковая - поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза ее результатов, но при постоянном учете степени ее эффективности».

Во втором, переработанном и дополненном издании психологического словаря под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова определение активности отсутствует. По- видимому, существующий разброс понятий и состояние проблемы активности, не позволяет в настоящее время однозначно определить категорию «активность».

Обращаясь к проблеме активности в общении, А.А. Бодалев обращает внимание на монопольное поглощение деятельностью, при этом он выделяет активность в самостоятельную категорию. «Личность формируется и развивается в процессе деятельности, но в зависимости от особенностей последней и от отношения личности к ней, активность может иметь разные уровни, приобретать разный характер».

Е.П. Ильин в исследовании мотивов человека взял за основу изучение побудительных механизмов активности, ее детерминации. Категория «активность» стала логической основой предложенного им механизма «формирования мотива при наличии органической потребности».

К.А. Абульханова-Славская показывает возможности целостного подхода к проблеме личности через понятие «активность», личности как субъекта своей жизни, стратегии жизни, жизненного пути. «Психологи выявили много личностных характеристик, которые как будто подтверждают наличие у человека активности: это побуждение к действию, притязания, способности, намерения, направленность, интересы и т.д. Но трудности психологов в изучении личности до сих пор были связаны с тем, что эти характеристики и черты личности изучались сами по себе, вне жизненного применения, часто в искусственных условиях или искусственными методами. Нельзя сказать, что эти методы не давали знания о личности. Однако реальным критерием активности личности (мотивов, желаний, намерений) является ее способность (неспособность) реализовать эти устремления в действиях, поступках, в жизненном пути».

Можно предположить, что ключ к пониманию проблемы источника активности, а также к определению направления активности (позитивная, негативная) заложен в положениях В.В. Давыдова, которые, в общем виде, могут быть определены следующим образом:

- нужды всех субъектов подобны, так как предопределены самой человеческой сущностью;

- в рамках органической, психической и социальной норм нужды человека, т.е. при отсутствии объективных «препятствий», как правило, осознаются и адекватно превращаются в потребности;

- отсутствие потребностей адекватных нуждам создает проблемы.

Таким образом, активность, являясь всеобщей характеристикой жизни человека, обеспечивая деятельность, общение и его жизненный путь, побуждается нуждами человека и служит для их удовлетворения.

Говоря о деловой активности, по всей вероятности, ее структура и механизм осуществления построены на общих принципах формирования активности. Согласно нашим исследованиям, на сегодняшний день существует лишь незначительное число работ, посвященных непосредственно деловой активности, в том числе специфике активности предпринимателя. В частности, В.П. Позняков в своем исследовании зафиксировал и проанализировал данные, свидетельствующие как о совпадении психологических отношений субъектов экономической деятельности и поведенческих проявлений их деловой активности (реального выбора формы собственности, результатов хозяйственной деятельности), так и о расхождениях между ними. Представители различных выделенных автором субъектов экономической деятельности различаются по социально - психологическим критериям их деловой активности. Одни из них склонны в большей степени ориентироваться на субъективную оценку внешних условий (благоприятность экономических условий для ведения бизнеса, материальные условия жизни семьи), а другие - на внутренние побуждения к деловой активности, на оценку собственных возможностей в развитии своего бизнеса. В зависимости от соотношения этих оценок представители этих типов склонны выбирать различные формы экономической деятельности и проявляют разный уровень деловой активности.

Исследование нравственных отношений современных российских предпринимателей, предпринятое A.Л Журавлевым, А.Б Купрейченко, показало, что выбор правил поведения предпринимателей во многом определяется психологической дистанцией с представителями различных социальных групп. При этом факторная структура понятия «психологическая дистанция» предполагает, по мнению авторов, приязнь (приязнь, привязанность, любовь, принятие); доверие (доверие, единство, взаимопонимание); поддержку (поддержку, надежность, принятие); отношения зависимости (отношения зависимости, возможность контролировать); взаимные обязательства (взаимные обязательства, чувство ответственности); уважение (уважение, взаимопонимание, любовь); одинаковое восприятие мира (одинаковое восприятие мира, общие интересы). По данным этого исследования, предприниматели проявили низкую устойчивость во времени своего отношения к нравственным нормам: 75% за последние 10 лет изменили свои представления о большинстве норм. Фактор возраста положительно коррелирует с гибкостью «правдивости». Взрослея, люди становятся гибче в вопросах правды и лжи. Суммарный уровень отношения к соблюдению нравственных норм имеет наиболее высокий коэффициент корреляции с уровнем ответственности и терпимости. Показатели «правдивости» и «справедливости» вступают в противоречие друг с другом. Не подтвердилась гипотеза об обостренном чувстве справедливости предпринимателей. Современные российские предприниматели не образуют однородной группы по своему отношению к соблюдению нравственных норм.

Согласно исследованиям Г.С. Дулиной, важными для предпринимателей являются такие нравственные качества личности как пунктуальность и обязательность. На наш взгляд, эти качества скорее надо отнести к деловым, чем к нравственным. Можно предположить, что содержание этих качеств тождественно содержанию понятия «ответственность», которое, по мнению Г.М.Мануйлова, именно в современных рыночных условиях приобретает особую значимость: «...ответственность личная... становится тем стержнем, на котором имеют место быть, формироваться и развиваться многие другие деловые и личностные отношения».

Что касается барьеров предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратиться к работе Е.П. Ермолаевой, в которой предлагается определение психологических барьеров и способы работы над преодолением психологических барьеров в предпринимательской деятельности.

Психологические барьеры рассматриваются в общем смысле как реакция человека на объективные трудности и внешние препятствия. «Психологический барьер - это, по существу, субъективизированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха...». Понятно, что при формировании барьера участвует как минимум два фактора: внешняя среда (окружение) и сам субъект деятельности (его личностные особенности). Для нас важно выявить субъективные факторы сдерживания предпринимательской активности. Среди них отмечают дефицит практичности, порядочности в делах, стремление к достатку за счет своего труда, отсутствие навыков работы с информацией, низкий уровень коммуникативной компетентности.

Е.П. Ермолаева предлагает следующую типологию психологических барьеров:

- Барьеры «личной инициативы». Охватывают проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации «духа предпринимательства», сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета «личного блага», способностью к саморазвитию.

- Барьеры «ложной установки». Содержат все аспекты социального и личного «мифотворчества» по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

- Барьеры автономности. Их взаимосвязанные стороны: незащищенность личности (правовая и социальная); синдром «зависимости» (в том числе в принятии решений).

- Барьеры достижения. Содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и поведении.

- Барьеры риска. Содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный риск) аспекты.

- Барьеры коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия в деловом общении.

- Барьеры восприимчивости к новому. Отражают профессиональный догматизм, «узость» образования, неприятие новых идей и способов поведения.

Анализ существующих исследований позволяет сделать вывод о том, что предпринимательство характеризуется соответствующим способом мышления, стилем поведения, образом действия. Исследователи выделяют основные психологические черты личности предпринимателя: внутреннее стремление к новаторству (преобразующей деятельности), инициативность, конкретный тип практического мышления, волевые качества личности, потребность в достижениях, самостоятельность, склонность к риску, приверженность делу, оптимистическая жизненная позиция. Среди социально-психологических качеств личности, составляющих предпринимательский потенциал, называют личностный авторитет, вовлеченность в деловые и личностные контакты, способность знать людей и влиять на них, «не традиционность» мышления (особенности реагирования на стрессовую ситуацию в условиях рынка, склонность к рискованному поведению, к соперничеству, стрессоустойчивость и т.д.).

 

АВТОР: Маркова Е.К.