16.06.2012 19413

Основные направления информатизации образования и внедрения инфокоммуникационных технологий в подготовку современных специалистов

 

Состояние образования в нашей стране сегодня переживает не самые хорошие времена. Однако, невзирая на социально-экономические трудности, неиссякаемо стремление человека к образованию, к повышению профессионального уровня, уровня своей культуры.

Среди социальных приоритетов образование объективно все более выдвигается на передний план. Информационная революция меняет коренным образом цель и средства образования: основной задачей образования становится становление целостной духовной личности, нравственной, отвечающей за свои поступки и способной сделать при необходимости ответственный выбор. Компьютерное образование понимается как составная часть становления личности - ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития - высокий уровень совести, духовности, культуры. Компьютерное образование становится личностью ориентированным, цель - поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, формирование активности в компьютерной среде.

Компьютерные технологии обучения - процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер необходимо рассматривать не просто как добавку к существующим методам обучения, а как «мощное средство, которое должно привести к изменению всех компонентов учебного процесса, начиная от содержания и кончая его организационными формами». Поэтому требуется большая и очень активная работа интеллектуальная и организационная работа, чтобы придать внедрению ЭВМ в учебный процесс педагогически мотивированный и управляемый характер. Внедрение ПЭВМ в процесс обучения требует пересмотра и совершенствования традиционных методик обучения, создания научно-обоснованной современной модели учебного процесса.

Система образования настоящего периода, практически во всех странах мира переживает кризис. Основными причинами кризиса образования в нашей стране являются: опережающее развитие высоких технологий в сравнении с уровнем образования технических специалистов; возрастающий объем информации, важной для выпускников ВУЗа; достаточно низкая адаптируемость систем образования к быстро изменяющимся социально- экономическим условиям.

Человек в современном компьютерном образовании - это субъект, становящийся в информационной культуре, способный к самостоятельному поиску информации, инновационному мышлению, деятельностному подходу к постановке личностно и социально значимых проблем и их адекватному решению. В современных условиях, когда меняется парадигма образования, компьютеризация становится одним из самых действенных способов избежать обезлички, стандартизации подходов, она ориентирует на создание активной позиции обучающегося. Сохранение человеком активной роли при работе с интеллектуальными информационно- вычислительными системами важно как в социально личностном плане, так и с точки зрения получения максимального педагогического эффекта в образовании на основе компьютерных технологий.

Информатика - сравнительно новая научная дисциплина. Своим появлением она обязана развитию глобального процесса информатизации общества, который в свою очередь является появлением общей закономерности развития цивилизации. Информатизация общества влечет за собой многие радикальные научно-технические, экономические и социальные изменения. Тенденции и темпы развития этих изменений убедительно свидетельствуют о том, что наступивший XXI век будет веком информации.

Согласно исследованиям Колина К.К., информатика, зародившись в недрах науки о процессах управления - кибернетики, быстро расширяет свою предметную область и буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе.

Как считает К.К. Колин, можно вполне обоснованно утверждать, что информатика сегодня - это одна из стратегически важных и перспективных «точек роста» мировой науки, вокруг которой уже формируется новый комплекс наук об информации. К их числу относится социальная информатика (наука о процессах информатизации общества), биологическая информатика (наука об информационных процессах в биологических системах) и некоторые другие. Поэтому представляется исключительно важным и своевременным сфокусировать внимание руководителей ЮНЕСКО, органов образования, ученых и педагогов различных стран мира, а также средств массовой информации на этом феномене для того, чтобы он нашел свое адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах системы среднего и высшего образования.

Таким образом, в современном понимании информатика представляет собой комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер. Она активно содействует ряду других научных направлений и тем самым выполняет интегративную функцию в системе наук. Именно такого представления об информатике придерживаются сегодня ведущие ученые, активно работающие в области развития фундаментальных основ информатики как одной из наиболее перспективных междисциплинарных областей научного знания.

Наиболее важными тенденциями развития информатики, которые в последние годы становятся все более заметными, являются следующие:

- в области научной методологии происходит философское переосмысление роли информационных процессов в развитии природы и общества. При этом растет понимание общенаучного информационного познания;

- в области теоретической информатики наиболее перспективными представляются исследования общих свойств информации как одного из проявлений реальности, изучение принципов информационного взаимодействия, в природе и обществе, а также основных закономерностей реализации информационных процессов в различных информационных средах. Такие исследования в последние годы все более активно проводятся российскими учеными, и можно ожидать, что в результате этих исследований будет, наконец, сформулирована общая теория информации, которая и станет теоретической базой для дальнейшего развития информатики как фундаментальной науки. Необходимость создания этой теории становится все более очевидной, а ее основные положения, безусловно, будут использоваться как в естественных, так и в гуманитарных науках, которые в последние годы все чаще сталкиваются с информационными проблемами, но все еще не имеют достаточно удовлетворительных объяснений удивительного по своей многократности феномена информации.

Информатизация системы образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Она имеет два направления - внедрение информационных технологий непосредственно в процессе обучения и информатизация системы управления образованием.

Информатизация образования, как и реализация ряда программ: «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», «Электронная Россия», требуют огромных финансовых затрат, и не только на материально-техническое оснащение. Проекты на разработку информационно-образовательных порталов и наполнения информационными и учебно-методическими материалами последних создают условия формирования и развития единой образовательной информационной среды. Отсюда следует, что информатизация образовательного процесса, его оснащенность учебно-методическими материалами и необходимыми материалами и необходимыми программными продуктами действительно позволяет улучшить условия обучения и качества подготовки специалистов.

Информатизация включает в себя несколько направлений:

- Компьютеризация (как первый этап);

- Внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

- Подготовка кадров в области информационных компьютерных технологий (ИКТ);

- Управление процессом, т.е. создание корпоративной сети системы образования, классов открытого доступа к сети Интернет, автоматизация управленческой деятельности.

Исследователи (В. Г. Кинелев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Современное образование должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека; информационной культуры будущего гражданина информационного общества.

Однако, несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры личности как в ее общекультурном, так и профессиональном аспектах, необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются мало разработанными, так в стадии становления находится целостный подход к пониманию информационной культуры.

Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний. Сегодня компьютер в ВУЗе - это инструмент, который позволяет не только эффективнее использовать традиционные формы и методы обучения, но и открывает совершенно новые образовательные возможности. На чем основана такая уверенность?

Во-первых, сформировалась информационная культура, предполагающая освоение новых технологических знаний и умений на основе активного участия в профессиональных информационных процессах.

Во-вторых, в настоящее время получили развитие принципиально новые направления информатики:

- телекоммуникации;

- мультимедийные технологии;

- технологии объектно-ориентированного и визуального программирования;

- распределенные вычисления и базы данных.

Все это требует развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач - как учебных, так и практических. Для этого необходимо внедрение нового методического обеспечения, направленного на эффективное использование информационных и мультимедийных технологий (ИМТ).

Мультимедийные технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудио эффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения.

Под средствами мультимедиа обычно понимают комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с компьютером, используя самые разные для него среды: графику, гипертексты, звук, анимацию, видео. Активное применение мультимедийных технологий - это потенциальные возможности современных компьютерных технологий обучения.

Что касается областей применения мультимедиа-технологий, то решаемые задачи охватывают все области интеллектуальной деятельности: науку и технику, образование, культуру, бизнес, а также применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках. До конца 80-х годов мультимедиа-технология не получала широкого распространения у нас в стране из-за отсутствия аппаратной и программной поддержки. В начале 90-х годов в нашей стране появились сравнительно недорогие мультимедиа-системы на базе IBM PC, и миф мультимедиа-технологий стал реальностью.

В методических разработках последних лет выделяют наиболее значимые, с позиции дидактики, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются на базе использования ИМТ:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапно продвигаться к цели путями с разной сложностью); Концептуальной основой эффективного использования мультимедиа является идея интеграции технического, программного, математического, информационного, методического и организационного обеспечения в единой информационной системе.

- проведение тренировки и самоподготовки обучающимися в процессе усвоения учебного материала;

- осуществление самоконтроля с последующей коррекцией своих знаний;

- контроль знаний обучающихся - с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности на экране компьютера;

- формирование умения принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации;

- формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего (например, в результате использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов процессов и использования информационных баз данных;

- усиление мотивации обучения благодаря использованию изобразительных средств или игровых ситуаций;

- овладение стратегией усвоения учебного материала;

- развитие определенного типа мышления (наглядно-образного, теоретического).

С этой точки зрения наибольший интерес в плане использования ИМТ вызывает такой вид учебной деятельности, как проектная работа обучающихся, поскольку идеи проектного обучения применимы практически к любым предметным областям знаний.

Метод проектов - одна из наиболее перспективных форм учебной деятельности. В процессе работы, обучающиеся не только, ведут поиск необходимой информации (в том числе в сети Интернет), осуществляют анализ и обработку собранного материала, но и привносят что-то свое в выбранную тему, воплощают собственные идеи. Инфокоммуникационные технологии предоставляют учащимся более широкие возможности для осуществления своих замыслов. При этом от преподавателя - руководителя проекта требуется владение технологией проектной деятельности, представление о возможностях инфокоммуникационной техники, а от обучающихся - знание информационных технологий в рамках базового курса информатики.

Особым видом проектов, с точки зрения использования возможностей ИМТ, являются телекоммуникационные проекты. Работа над ними предполагает привлечение таких компьютерных средств, как электронная почта и сеть Web-сайтов WWW. Подобные проекты почти всегда носят меж предметный, а часто и международный характер, что требует полноценного задействования средств компьютерной телекоммуникации.

В отечественной и зарубежных школах хорошо себя зарекомендовали:

- интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

- межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;

- проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и их статистическую обработку;

- экологические проекты;

- проекты совместного написания литературных произведений различных жанров;

- сравнительной изучение курсов истории, географии и т. д., преподающихся в школах разных стран;

- изучение и анализ результатов спортивных соревнований и проведение спортивных совместных мероприятий.

Это лишь несколько примеров того, как гармонично могут влиться инфокоммуникационные технологии в процесс проектной работы обучающихся. При этом реализуются не только учебные, но и воспитательные цели - формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и независимости в суждениях, развитие в комплексе творческих и социальных начал личности обучающегося.

Можно заметить, что целесообразность применения инфокоммуникационных технологий в основном достигается за счет их использования в качестве средства визуализации учебной информации, формализации знаний о мире, инструмента измерения и отображения реальности. Однако не всегда и не везде такие свойства ИМТ могут действительно повысить эффективность учебного процесса. Опыт последних лет убедительно доказывает: использование мультимедиа-технологий оправдано только тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с классическими образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет обучающемуся дополнительные средства для самореализации.

Каждый из нас не раз слышал, что «компьютер может все». Однако, в реальной жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний прежде всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности компьютера, известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуация существенно изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих раскрыть этот потенциал в привычной информационной среде.

Активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок качество исполнения.

Российские мультимедиа продукты для образования рассматриваются как одни из самых перспективных в мире, а образовательная система является самой эффективной почвой для развития мультимедиа технологий в стране.

Появление современных ПК, прорыв в технологии изготовления запоминающих устройств для компьютеров, появление лазерных дисков, разработка новых программных и аппаратных методов компрессии данных создали предпосылки для самого широкого внедрения технологии мультимедиа, предполагающей активное использование звука, высококачественных графических изображений и видео. Технология мультимедиа открывает совершенно новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером.

Мультимедиа позволяет использовать компьютер новым способом, превращая его, например, в удобный инструмент для работы с базами данных больших размеров, содержащих не только текстовые данные, но и звук, высококачественные изображения и видеофильмы.

В России уже есть издательства, занимающиеся созданием, тиражированием и распространением компакт-дисков, предназначенных для устройств чтения CD ROM, при этом размер дисковой памяти, занимаемый одним приложением, может достигать несколько сотен мегабайт. На зарубежном рынке появилось большое количество программного обеспечения, баз данных и целых библиотек, которые поставляются на компакт-дисках сравнительно по низкой цене.

В английском языке уже приживается новый термин «information appliance информационное приспособление.

Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий. Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.) Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы. Однако всплеск интереса в конце 80-х годов к применению мультимедиа-технологии в гуманитарной области (и, в частности, в историко-культурной) связан, несомненно, с именем выдающегося американского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного (коммерческого) продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery. London»).

Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:

- Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред (собственно термин происходит от англ. multi - много, и media - среда);

- Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);

Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

- возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

- возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения;

- возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

- возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

- возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудио сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

- возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

- возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;

- возможность подключения к глобальной сети Internet;

- возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);

- возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

- возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

- возможность автоматического просмотра всего содержания продукта «слайд-шоу» или создания анимированного и озвученного «путеводителя гида» по продукту «говорящей и показывающей инструкции пользователя»; включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

- возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

В качестве носителей мультимедийных продуктов используются средства, способные хранить огромное количество самой разнообразной информации. Как правило, мультимедийные продукты ориентированы либо на компьютерные носители и средства воспроизведения (CD-ROM), либо на специальные телевизионные приставки (CD-i), либо на телекоммуникационные сети и их системы.

Основными целями применения продуктов, созданных в мультимедиа технологиях (CD-ROM с записанной на них информацией), являются:

- Популяризаторская и развлекательная (CD используются в качестве домашних библиотек по искусству или литературе).

- Научно-просветительская или образовательная (используются в качестве методических пособий).

- Научно-исследовательская - в музеях и архивах и т.д. (используются в качестве одного из наиболее совершенных носителей и «хранилищ» информации).

Очень большие перспективы перед мультимедиа в медицине: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т.п.

Быстро возникают фирмы, специализирующиеся на производстве изданий гипермедиа-книг, энциклопедий, путеводителей

В настоящее время можно выделить ряд существенных позитивных факторов, повышающих эффективность обучения на основе использования мультимедийных технологий в образовании, а именно: усиление мотивации обучения, сокращение времени обучения, повышение скорости и прочности усвоения знаний.

Эти эффекты достигаются погружением обучаемого в принципиально новую информационно-технологическую среду, обеспечивающую расширенное интерактивное взаимодействие, максимально приближенное к естественному.

Однако надо иметь в виду комплекс нерешенных проблем, которые тормозят массовое внедрение мультимедиа в образование:

- Экономические. Затратная часть на разработку и адаптацию одной учебной программы составляет примерно 200-250 часов работы профессионального программиста на 1 час учебного времени, эти затраты растут из-за необходимости режиссуры сценария, организации дружественного сервисного интерфейса. Использование мультимедиа технологий предполагает наличие либо дорогостоящей техники, либо дорогостоящих наборов компонент для усовершенствования компьютеров типа ЮМ или Macintosh.

- Идеологические. В настоящее время наблюдается усиливающийся разрыв между совершенствованием аппаратно-программного базиса мультимедиа и отсутствием концептуально-методологических исследований по разработке информационной «надстройки».

- Психолого-педагогические. Проведенные эксперименты, не обнаружили прямой зависимости развития творческих способностей обучаемых, инициации продуктивного мышления при использовании мультимедиа.

Однако исследование этих проблем недостаточно и не является статистически достоверным. Отсутствуют также медико-психологические исследования по изучению влияния мультимедиа, на психику обучаемого и в частности ребенка.

Современное состояние науки и образования, обусловленное экономическими факторами, характеризуется повышением требований к качеству подготовки специалистов и определяет постоянный поиск новых методов и средств повышения эффективности образовательного процесса. Системы дистанционного образования обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно - методического опыта.

Дистанционное образование - новое средство организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

В работе система дистанционного образования (СДО) базируется на основе мультиагентной технологии. СДО включает в себя средства обучения, средства тестового контроля, контроля практических заданий, а также средства удаленного общения с преподавателем.

Для создания СДО был использован агентно-ориентированный подход. Интеллектуальные агенты - новое направление в постоянно развивающейся области приложений и интерфейсов пользователя. Для создания СДО наиболее эффективным оказалось использование мультиагентного подхода, в рамках которого система строится как совокупность агентов (агенты пользователя, агенты преподавателя, агенты лекций, агенты отдельных объектов знания). Каждый из агентов имеет семантическое описание своего поля деятельности, преследует собственные цели, обменивается информацией с другими агентами для достижения компромиссов и т.д.

В основу реализации подхода положены семантические сети знаний. Мета узлами этой сети являются объекты: лекция, лабораторная работа, тестовое задание, дополнительная литература. Данные узлы могут быть связаны отношениями типа «требуется для понимания», «опирается на», «близкая тема», «рекомендуется для дальнейшего изучения». Каждый узел может также иметь атрибуты типа «сложность маршрута», «время изучения» и т.д. С помощью формальных операций над этим графом агент преподаватель может сформировать оптимальный маршрут изучения материала для заданной цели, уровня подготовки и т.д. Для того чтобы согласовать эти параметры, агент преподавателя имеет возможность обмениваться информацией с агентом ученика, находя наилучший компромисс.

По мере работы пользователя мульти агентная система имеет возможность получать все больше данных о его предпочтениях как явно (анкетирование, обработка пользовательских запросов), так и неявно (например, анализируя статистику посещения различных разделов). На базе этой информации можно строить эвристические классификации пользователей и предположения о «следующих шагах» пользователя, соответствующим образом подстраивать средства навигации, формировать образовательные сценарии (например, в зависимости от уровня подготовки пользователя или времени, которым он располагает).

Успешное формирование компьютерной грамотности зависит не только от предоставленных материально-технических и программных средств, но в значительной степени зависит от процесса управления учебной деятельностью, оптимизации и индивидуализации учебного процесса. Работа с компьютером, особенно на первых порах обучения, повышает роль педагога и, соответственно, нагрузку на него, последнее необходимо учитывать при организации занятий. Обращение к ПЭВМ при построении учебного процесса изменяет основное содержание работы педагога: становится главным не передача сведений по определенному вопросу, а организация направляемой самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося. Именно о такой ситуации - самостоятельном овладении знаниями, проектировании собственного маршрута обучения - всегда мечтали педагоги, поскольку «...ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить переработать».

 

АВТОР: Межведилова Л.Б.