16.06.2012 4043

Особенности использования инфокоммуникационных технологий в подготовке будущих врачей

 

Концепция информатизации высшего образования предусматривает комплексный подход к созданию информационной среды обучения, которая должна интегрировать в себя традиционные и новые информационные технологии, отвечающие современным требованиям образования. Это возможно только на основе всестороннего анализа сложившегося положения в использовании информационных технологий в системе высшего профессионального образования. В контексте нашего исследования особого рассмотрения требует применение инфокоммуникационных технологий в системе высшего образования. Проблема формирования комплексного рассмотрения явлений является одной из главных в процессе подготовки студентов медицинских ВУЗов.

Мультимедиа в медицинском образовании имеет короткую, но чрезвычайно яркую историю. Первые мультимедиа - основанные обучающие проекты появились уже во второй половине 80-х годов. Это были довольно примитивные, стационарные, аппаратно-зависимые, громоздкие и требующие постоянного обслуживания высококвалифицированным программистом системы. С распространением в 90-х технологии записи на CD-ROM происходит и рост количества новых мультимедийных средств, как правило, в основном использующих текстовые и графические средства (реже - звук и видео). Это привело к созданию целой индустрии производства обучающих мультимедийных программ. CD-ROM - основанные мультимедийные продукты были более прогрессивны по сравнению со своими предшественниками, поскольку представляли собой уже готовые к использованию дидактические средства, требующие от своих пользователей всего лишь стандартного мультимедийного оборудования и элементарных навыков по работе с вычислительной техникой. Однако такого рода продукты также имели недостатки, такие как ограниченное число пользователей у каждого диска, невозможность внесения изменений в уже готовый продукт, а также аппаратная и платформенная зависимость данных средств. Несмотря на это мультимедийные CD-ROM стали в настоящий момент популярным дидактическим средством медицинского образования.

С развитием Internet/Intranet технологий родился новый вид мультимедийных средств: web-ориентированные. У таких средств имеются следующие неоспоримые преимущества:

- Возможность одновременного использования большим числом пользователей.

- Пользователи могут быть удалены на любое расстояние от педагога, что позволяет использовать такие продукты как средство дистанционного обучения.

- Большая по сравнению с их предшественниками аппаратная и платформенная независимость.

- Сравнительная легкость внесения изменений в готовый продукт, причем изменения сразу же становятся доступными для всех пользователей.

- Кроме того, продукт также может быть записан на CD-ROM и распространяться среди пользователей, не имеющих доступа к Internet.

В период перехода к информационному обществу возникают новые потребности общества в подготовке новых специалистов-медиков, где врач занят сбором и переработкой информации, пользуясь компьютерными технологиями в системе врач-больной, и может использовать полученные данные в диагностике заболевания и лечении. При этом будущий специалист-врач должен иметь определенный уровень профессиональной культуры работы с информацией, использовать его для получения, обработки, сохранения, защиты и распространения нужной информации. Знания, умения и навыки работы с информацией определяют сущность его информационной культуры (ИК).

ИК будучи объектом социальной жизни выступает как предмет, средство и результат социальной активности человека, приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни и деятельности человека.

Формирование ИК будущего специалиста-врача на кафедре биофизики, информатики и медаппаратуры в Дагестанской государственной медицинской академии осуществляется в процессе изучения дисциплин естественного цикла: математика и информатика (интегрированный курс 1 семестра), медицинская информатика (5 семестр) и основы алгоритмизации и программирования (12 семестр).

При изучении указанных дисциплин у студентов формируется понимание важности эффективного использования ИТ в своей профессиональной деятельности для решения различных профильных задач, проводится автоматизированный контроль студентов, осуществляются межпредметные связи с медициной.

Быстрое развитие мировой медицинской науки, информационных технологий и совершенствование российской страховой системы предъявляют повышенное требование к профессиональному уровню врачей. Современные информационные методы позволяют значительно повышать качество образовательных услуг.

Для повышения эффективности образовательного процесса студентов необходимо систематически применять компьютерные технологии (КТ) в обучении и повысить результативность их эксплуатации и при этом все задачи преподаватели представляют простыми и удобными к обновлению учебного материала при использовании презентации в формате PowerPoint, что позволяет максимально увеличить объем зрительной информации, дающий на начальном этапе основную долю профильных знаний.

Основное преимущество такого метода заключается в том, что никаких дополнительных операций по изготовлению учебных материалов не требуется, так как вся необходимая информация уже содержится в памяти компьютера и может быть легко исправима, и дополнена в будущем. В связи с этим нами проведена работа о выполнении компьютерных слайдов по биофизике для студентов медицинских ВУЗов.

Для внедрения мультимедиа-технологий в медицинское образование необходимы технические (компьютеры, мультимедийное оборудование, сетевая инфраструктура) и программные средства.

Комплексное и систематическое использование современной компьютерной техники способствует повышению уровня знаний врачей-курсантов и клинических ординаторов, а у преподавателей уменьшается репродуктативно-вербальная деятельность и увеличивается время для индивидуального творчества.

Использование мультимедиа-технологий придаст процессу обучения большую гибкость, динамичность, наглядность, личностную и профессиональную ориентированность, послужит воспитанию информационной культуры обучаемых и приведет к смягчению противоречий между требованиями динамично изменяющейся общественной жизнью и консервативностью процесса образования.

Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, что ставит перед системой образования задачу формирования информационной культуры у всех граждан страны и делает информатизацию отрасли одним из важнейших направлений реформы образования.

В последние годы в образовании используются информационные и коммуникационные технологии, знаменуя постепенный переход к информационному обществу. Применение новых информационных технологий, появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как информационные и коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Внедрение новых информационных технологий и революционные изменения в связи с этим ставят перед системой образования новые задачи. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения качества и доступности образования и расширения возможностей для интеграции российского образования в мировую систему, так и для повышения эффективности процессов управления образования на всех уровнях.

Заключительный этап перехода к информационному обществу характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять информационные фонды. Объединение всех информационных систем в единую образовательную информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности обучаемых, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно коллективному разуму. Информационные фонды становятся достоянием практически каждого обучаемого и превращаются в основной ресурс развития образования и общества. Этап социализации и актуализации информационного фонда инициирует формирование готовности к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, информационной культуры членов общества, культуры использования средств информатизации как источника информации, получения и добывания знаний, формирования среды обучения, освоения способов применения информационных технологий в профессиональной деятельности.

Итак, современный социальный заказ требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов, прочно владеющих информационными и коммуникационными технологиями. Заметим, что интенсивности и эффективности применения новых информационных технологий в высшей школе явно не достает. Главным препятствием на пути широкого и массового внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс является не столько слабая материально-техническая база и отсутствие финансирования, сколько недостаточная профессиональная и психологическая готовность преподавателей к их использованию, консерватизм педагогического истэблишмента, а также дискомфорт и даже страх, которые вызывают компьютеры у иных преподавателей и руководителей образования.

Использование информационных технологий в высшем образовании исследовалось разнопланово. Они рассматривались как средство решения определенных задач. Вместе с тем, проблема применения современных информационных педагогических технологий, поиск и разработка наиболее эффективных моделей взаимодействия преподавателей и обучаемых с информационными и коммуникационными технологиями, системного научно - методического обеспечения в целях подготовки студентов высших учебных заведений к применению инфокоммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности остаются пока недостаточно исследованными.

Можно утверждать, что изучение указанного выше курса не может обеспечить полностью готовность студентов к профессиональной деятельности в условиях открытого информационного общества, а также формирования информационной культуры, которая отвечала бы требованиям полноты и ортогональности. Картина непрерывного формирования информационной подготовки студентов медицинских ВУЗов будет неполной, если не учесть ряд других дисциплин и курсов по выбору в области информатики и информационных технологий, систему самостоятельной работы студентов.

Способы использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе могут быть разнообразными. В учебном процессе имеет место два вида деятельности - преподавателя и обучаемого, персональный компьютер может выступать в качестве средства деятельности как одного, так и другого. Специфическим для системы образования является применение компьютера, при котором он выполняет некоторые обучающие функции преподавателя, т.е. когда компьютер используется как средство обучающей деятельности, осуществляя управление процессом решения учебных: задач и обеспечивая при этом достижение учебных целей.

Возможности новых инфокоммуникационных технологий в обучении общеобразовательным дисциплинам исключительно велики. Можно выделить следующие возможности информационных технологий в обучении: - предъявление учебного материала, включая моделирование, работу обучаемых в определенной информационной среде и т.д.;

- получение и анализ различной информации;

- систематизация и логическое упорядочение учебного материала;

- средство развития мышления путем решения задач, моделирования различных ситуаций;

- использование прикладного программного обеспечения для решения разнообразных задач из предметной области;

- подготовка учебных заданий, методических и дидактических материалов.

Имея средства информационных технологий и соответствующее компьютерное программно-методическое обеспечение, можно автоматизировать некоторые этапы процесса обучения различным предметам. Многие проблемы совершенствования обучения по общеобразовательным предметам на основе использования информационных технологий еще не решены. В то же время можно с полной уверенностью утверждать, что компьютер является мощным помощником преподавателю при формировании у студентов необходимых знаний, умений, навыков и их контроля.

Внедрение технологий во все сферы жизнедеятельности человека - это вполне естественный процесс, характерный для современного общества, вступившего и в «информационный век». Общество, где ведущую роль будут играть инфокоммуникационные технологии, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, активно принимать решения с применением этих технологий, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Применение современного программного обеспечения в обучении студентов создает все условия формирования профессиональных навыков личности соответствующих требованиям настоящего времени.

Высокие темпы развития компьютерной техники и компьютерных технологий затрудняют формирование целостных научных представлений об их роли в образовательном процессе. Следствием этого становится то, что выпускники высших профессиональных учебных заведений слабо представляют возможности компьютеров в их профессиональной сфере, не ориентированы на инновационный поиск, не имеют необходимой ориентации в системе источников профессиональной информации. Не получив достаточной технологической подготовки в стенах ВУЗа, молодые специалисты, как правило, не имеют возможности восполнить пробелы образования, воспользовавшись опытом своих коллег, поскольку профессиональное кредо последних формировалось в тот период, когда о компьютерном образовании не было и речи.

В настоящее время в структуре высшего профессионального образования сложились определенные требования и направления внедрения информационных и компьютерных технологий в подготовку специалистов разных профилей. В связи с этим при разработке собственной технологии внедрения информационных технологий в процесс подготовки специалистов мы можем выбрать из этих направлений наиболее существенные и актуальные с учетом особенностей области исследования.

Главной целью мы ставим совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области современных наукоемких технологий.

К ожидаемым результатам работы относятся: систематизация комплекса учебных курсов в области современных информационных технологий; разработка методик оценки и сертификации учебных курсов по новым информационным технологиям; разработка информационных и учебно-методических материалов, ориентированных на современные информационные технологии; организация подготовки и переподготовки специалистов в области современных информационных технологий; организация учебно-технической базы для овладения современными информационными технологиями; разработка комплексной методики построения и сопровождения курсов дистанционного обучения по современным информационным технологиям.

Технологии, рожденные в системе образования, используются и далеко за ее пределами, что позволяет говорить о практической реализации концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества.

С внедрением инфокоммуникационных технологий в практику ВУЗа повышается уровень усвоения современных научных и практических знаний в общепрофессиональных и специальных курсах.

 

АВТОР: Межведилова Л.Б.