16.06.2012 7673

Теоретические подходы к исследованию ценностей в зарубежной и отечественной кросс-культурной психологии

 

В зарубежной кросс-культурной психологии исследование ценностей в настоящее время рассматривается как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе - это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни влияет на ценности.

В зарубежной кросс-культурной психологии одним из подходов принимаемых в качестве основы при теоретических и эмпирических исследованиях ценностей является теория Ф.Клакхона и Ф.Стродбека Согласно их определению, ценностные ориентации - это сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем (Лебедева Н.М., 1999). Их теория ценностных ориентации основана на трех положениях: 1) люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы; 2) набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора; 3) хотя одно из решений предпочитается членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре. Авторы выделяют пять основных общечеловеческих проблем, которые решаются в рамках каждой культуры на основе ее базовых ценностей: отношение к человеческой натуре; отношение человека к природе и сверхъестественному миру; отношение человека ко времени; направленность человеческой деятельности; отношение человека к другим людям.

Вообще, во второй половине XX века ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что основным фактором лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура. Американский психолог Д.Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению. Это определение относится к внутреннему содержанию группового и индивидуального сознания. Всякая цивилизация, всякое сообщество могут существовать как целое, только в том случае, если имеют в основе единую систему ценностей, которая если и не разделяется всеми без исключения их членами, то поддерживается (или хотя бы принимается) большинством. Однако никакое большое общество не является ценностным монолитом: в нем всегда присутствуют люди, система ценностей которых заметно отличается от базовой. Во всякой культуре действуют две тенденции. Одна из них - тенденция к ценностной унификации - направлена на ограничение многообразия. Вторая тенденция - тенденция к ценностному многообразию - имеет противоположное содержание. Если побеждает первая тенденция, общность стремится сохранить себя и свою культуру путем единения своих членов, следования их одним и тем же традициям, стереотипам и ценностям, признания ими приоритета «своего» над «чужим» абсолютно во всем. Развитие таких общностей направляется в некое основное русло, приобретающее форму «национальной идеи», специфической идеологии, религии и т.д.

Несмотря на наличие тенденции к ценностной унификации ни одна культура не может прогрессивно развиваться вне достаточного разнообразия структур ценностей у своих представителей. Отсутствие разнообразия ограничивает обмен и взаимодействие между людьми, так как абсолютно одинаковое не нуждается друг в друге. Общество и культура нуждаются в многообразии, в том числе и в ценностном многообразии, так как именно оно обеспечивает их динамизм. Большинство современных, динамично развивающихся обществ, если и не поощряют, то допускают вариативность индивидуальных и групповых систем ценностей, вариативность и даже противоположность позиций, интерпретаций, оценок. В динамической социокультурной системе постоянно появляются флуктуации, которые не всегда находятся на магистральном векторе развития общности и ее культуры. Напротив, многие несут с собой опасность распада, разрушения, деградации. Именно поэтому даже динамично развивающаяся культура нуждается в некоторой унификации и пытается достичь ее хотя бы в частичном виде.

Таким образом, через анализ культурных ценностей можно увидеть особенности личности в той или иной культуре, а также изменения, происходящие в культуре и личности.

Кросс-культурные исследования ценностей проходят на двух различных уровнях анализа: индивидуальном и культурном. На уровне индивида ценности понимаются как основа мотивов, которыми люди руководствуются в жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласия, переживаемую людьми в процессе ежедневной актуализации своих ценностей. Например, людям сложно одновременно стремиться к власти и подчинению, но одновременное стремление к власти и богатству не вызывает внутреннего конфликта.

Различия на культурном уровне менее изучены. Когда ценности используются для характеристики культур, то исследуют разделяемые в обществе абстрактные идеи о том, что считается хорошим и правильным и желательным в этом обществе или культурной группе (R.M.Williams, 1968). Социальные институты общества в своих целях и способах деятельности выражают приоритетные культурные ценности. Когда люди выполняют свои роли в социальных институтах, они апеллируют к культурным ценностям, решая, какое поведение будет соответствующим, и оправдывая свой выбор в глазах других.

Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую в ситуации, когда социальные институты общества реализуют свои цели. Эти отношения не обязательно те же самые, что на индивидуальном уровне. Например, несмотря на то, что одновременные акценты на власти и подчинении несовместимы на индивидуальном уровне, они несовместимы на уровне социальных групп внутри одной и той же культуры. Социальная система будет более согласованной, если люди рассматривают власть как желательную основу для организации человеческих отношений, а подчинение как соответствующее поведение по отношению к тем, кто облечен властью.

Измерение ценностей на индивидуальном уровне в основном базируются на исследованиях M.Rokeach, который дал ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей как руководящих принципов в жизни.

Для понимания природы ценностей на индивидуальном уровне (функций ценностей, их взаимосвязей в структуре личности) С.Шварц и В.Билски в конце 80-ых годов XX века разработали теоретическую концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий.

Концептуальное определение ценностей, выдвинутое С.Шварцем и В.Билски, включает пять формальных признаков: 1) ценности - это понятия или убеждения, 2) имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению, 3) превосходят специфические ситуации, 4) управляют выбором или оценкой поведения и событий, 5) упорядочены по относительной важности. Помимо формальных признаков ими был выделен содержательный признак - основным аспектом содержания ценности является тип цели, или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом, все ценности, в форме осознаваемых целей, направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей: 1) потребностей индивидов как биологических организмов, 2) потребностей координированного социального взаимодействия, 3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп. Из трех универсальных человеческих потребностей, основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах С.Шварц и В.Билски выводят основные типы человеческой мотивации (основные блоки ценностей). Они, по мнению авторов, и определяют направленность, как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. Каждому типу мотивации соответствует своя мотивационная цель (МЦ):

- Саморегуляция. МЦ - свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

- Стимулирование. МЦ - новизна и состязательность в жизни (полнота жизненных ощущений), необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

- Гедонизм. МЦ - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

- Достижение. МЦ - достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и, вследствие этого, получение социального одобрения.

- Власть. МЦ - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

- Безопасность. МЦ - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижение неопределенности.

- Комфортность. МЦ - ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп - в самосохранении и выживании и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

- Традиция. МЦ - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре, религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее картины мира.

- Благожелательность. МЦ - поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

- Универсализм. МЦ - понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был выведен из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а обнаружен эмпирическим путем при исследовании ценностей. В основе этой цели, по-видимому, лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Помимо этого, С. Шварц и В. Билски разработали теорию динамических отношений между данными ведущими типами человеческой мотивации. Логика отношений между ценностями выводится авторами из отношений между мотивами поведения и соответствующими им поступками. Каждый тип мотивации имеет цель, руководящую стремлениями человека, которые, в свою очередь, приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют, в конечном счете, стратегию его поведения.

Авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями: 1) Ценности сохранения (Безопасность, Конформизм, Традиция) противоречат ценностям изменения (Стимулирование, Саморегуляция). Здесь налицо явная оппозиция между ценностью автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества. 2) Ценности самоопределения - выхода за пределы собственного Эго: (Универсализм, Благожелательность) - противоречат ценностям самовозвышения - акцентировании «самости» (Власть, Достижение, Гедонизм). Здесь налицо явная оппозиция между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими.

Помимо этого, С.Шварц и В.Билски предложили еще одно деление ценностей на две группы: 1) Ценности выражающие интересы индивида. Им соответствуют следующие мотивационные блоки: Власть, Достижение, Гедонизм, Стимулирование, Саморегуляция. 2) Ценности выражающие интересы группы. К ним принадлежат такие мотивационные блоки, как Благожелательность, Традиция, Комфортность. Существуют еще два мотивационных блока - Универсализм и Безопасность, которые выражают как индивидуальные, так и групповые интересы.

Существуют сотни, возможно, тысячи ценностей, по которым могут быть сравнимы разные культурные группы. Некоторые ценности имеются во всех обществах, другие - лишь в некоторых. Необходимо было ограничить множество культурных ценностей небольшим числом измерений, по которым можно сравнивать культуры. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что культурные измерения ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается общество, организуя человеческую деятельность. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия, возникающую в результате стремления социальных групп и институтов к своим целям. Эти отношения не обязательно те же самые, что и на индивидуальном уровне.

Подход Шварца к ценностям на культурном уровне теоретически независим от его подхода на индивидуальном уровне. По его мнению, измерения культурных ценностей отражают альтернативные решения группами основных проблем. Культурные варианты решения каждой из этих проблем располагаются вдоль биполярных осей:

1. Консерватизм - Автономия. В культурах, располагающихся на полюсе Консерватизма, личность рассматривается как принадлежащая к группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой, разделении общего образа жизни. К ценностям данного типа относятся (социальный порядок, уважение традиций, безопасность, самодисциплина). В культурах расположенных на полюсе Автономии, личность рассматривается как независимая, уверенная в себе, ценящая свою уникальность, стремящаяся выразить собственные личностные черты, чувства, мотивы, предпочтения и поощряемая к этому. Шварц выделил два взаимосвязанных типа автономии: Интеллектуальную автономию (любознательность, изобретательность, открытость ума), основанную на независимости идей и праве индивида следовать своими собственными интеллектуальными путями и Аффективную автономию (удовольствие, возбуждение, разнообразие), означающую независимую устремленность индивида к переживанию позитивных эмоций.

2. Иерархия - Равноправие. В культурах, расположенных на полюсе Иерархии, иерархическая система ролевых предписаний обеспечивает социально ответственное поведение. Люди учатся подчиняться обязанностям и правилам, предписанным их ролями, и наказывают, если не делают этого. Этот тип ценностей опирается на легитимность неравного распределения власти, ролей и ресурсов (социальная власть, авторитет, подчинение, богатство). Культуры, расположенные на полюсе Равноправия, рассматривают индивидов как равных перед моралью и разделяющих основные человеческие интересы. В людях воспитывается внутреннее согласие с ценностью добровольного объединения с другими и заботы об их благе. Этот тип ценностей основан на преодолении эгоизма (равенство, социальная справедливость, свобода, ответственность, честность). Усвоение ценностей Равноправия - главная проблема социализации в культурах, где личность считается более автономной, чем зависимой от других, поскольку для автономных личностей согласие с другими не является естественным.

3. Мастерство - Гармония. В культурах, расположенных на полюсе Мастерства, люди активно стремятся подчинить себе и изменить природный и социальный мир, контролировать и использовать его и личных и групповых интересах. Этот тип ценностей основан на продвижении вперед посредством активного самоутверждения (амбиции, успех, смелость, компетентность). Культуры на полюсе Гармонии принимают мир таким, каков он есть, пытаясь скорее сохранить, чем изменить или использовать его. Этот тип ценностей основан на установлении гармонии со средой (единство с природой, защита окружающей среды, мир прекрасного).

С. Шварц проверял влияние социальных и демографических факторов на измерение культурных ценностей. Богатство страны и другие показатели экономического развития имели значимые негативные корреляции с Консерватизмом и Иерархией и позитивные с Автономией и Равноправием.

Зарубежные исследования культурных ценностей, в прочем как и отечественные исследования отличаются тем, что в них практически отсутствуют попытки анализа культурных ценностей с точки зрения истории, этнической культуры, религии.

В отечественной этнопсихологии исследование ценностей ограничивается двумя аспектами: исследование ценностей представителей определенной этнической группы (К.Касьянова, 1994; Л.Г.Почебут, 1997; В.В.Знаков, 1997; Н.М.Лебедева, Е.В.Павелко, 1998) и изучение изменения системы ценностей под влиянием социально-экономических и политических преобразований последнего десятилетия (В.А.Хащенко, 1998; Н.М.Лебедева, 2000).

Формирование ценностных ориентации личности в кросс-культурной психологии и в отечественной этнопсихологии рассматривается как динамический процесс, обладающий некоторыми функциями. Основной функцией ценностных ориентации является регулятивная функция, а именно - регулирование поведения личности в определенных социальных условиях. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность, свое поведение с позиций соответствия их ценностям и нормам культуры, общества, в котором она существует. Соответствие жизнедеятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может привести к внутри личностному конфликту. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности, которая контролируется по двум позициям: первая - внешний контроль, осуществляемый общественным мнением, правовыми органами, вторая - внутренний контроль, выступающий как самоконтроль, который осуществляется самим индивидом с позиций ценностей и норм общества, усвоенных в процессе социализации. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку ее поведения в соответствии с признанными ценностями.

В современном мультикультурном обществе у каждого народа существуют модели культуры со своей специфической самобытностью и вероисповеданием. В свою очередь в культурных моделях объективированы образцы социотипического поведения этнических субъектов, не всегда комплиментарные друг другу, не всегда совпадающие друг с другом, что может привести к непониманию представителей различных культур. Однако, психология человека, функционирующая по общечеловеческим законам и универсальным механизмам, во всей своей многоаспектности имеет те сферы проявления, где социотипическое поведение той и другой этнической группы найдет психологическую зону совпадения. Эта зона совпадения психологических проявлений (модели поведения, ценности и смыслы) будет основой понимания сходств культур в многообразии межкультурных различий, единства общечеловеческих ценностей, толерантности в межэтническом взаимодействии.

В каждой культуре существует модель совершенного человека. Она создает своеобразный идеал, вобравший в себя все необходимые и лучшие качества, которыми стремится обладать культурное общество; идеал, заключающий в себе цель, задачи воспитания и самовоспитания. Культура, как отмечала М.Мид (1988), фактически создает тип личности с необходимыми для оптимального функционирования этноса чертами. В этом состоит одна из основных функций культуры - адаптивная. Рассматривая функцию культуры как психологический адаптивный механизм, С.В.Лурье указывает (1997), что культура должна дать человеку возможность определить себя в мире и дать ему такой образ мира, в котором он мог бы действовать, - некий бессознательный комплекс представлений - упорядоченную и сбалансированную схему космоса, обеспечивающую возможность человеческой активности в мире, индивидуальной для каждого этноса. По ее представлению, первичны в этой схеме элементы, относящиеся к способу и условиям действия человека в мире. Адаптивная функция культуры служит важнейшей цели - психологической защите индивида, дает ему возможность определить свое место в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать.

Среди множества выполняемых культурой функций одной из важнейших является также регулятивная, в той или иной мере определяющая поведение людей. Культурно-обусловленное поведение может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автоматических способах поведения), которые являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей, норм поведения, общения. Культура влияет на поведение и общение не прямо, а опосредованно - через ценности, нормы, роли, социальные, когнитивные и аффективные процессы, обычаи; культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, на личность, ее социальные отношения, самовосприятие, аффекты (эмоции и чувства) и навыки взаимодействия с другими.

Особое значение в этом ряду имеют ценности культуры, важнейшие и глубинные принципы, определяющие отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Культурные ценности отличаются устойчивостью во времени. Культура предлагает качество, содержание ценностей, обуславливает их наличие или отсутствие, не предполагая меру их проявлений. Культурные ценности усваиваются либо в полном содержании, либо нет; либо они есть, либо их нет. По сравнению с культурными ценностями, социальные ценности нормативны, нестабильны во времени, изменения в политической, экономической, духовной сферах общества приводят к изменению социальных ценностей. Социум определяет меру проявления той или иной культурной ценности в данных социальных условиях, то есть определяет, насколько возможна реализация содержания ценности (в какой мере). Социальные ценности не всегда совпадают с культурными. Социальные ценности усваиваются в полной мере или меньшей мере. В кросс-культурной психологии описываются такие процессы усвоения индивидом ценностей, как инкультурация и социализация. Под инкультурацией при этом понимается освоение индивидом присущих культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное, поведенческое сходство с членами группы и отличие от членов других культур. Конечным результатом инкультурации является человек, компетентный в культуре - языке, ритуалах, ценностях. Социализация же - это интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей. Результатом социализации является человек, компетентный в социуме - нормах, правилах, функциях, ролях. Инкультурация и социализация протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества. Культура и общество не просто внешние условия, но материал индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности, - это не механический, а сложно опосредованный процесс, складывающийся из разнообразных трансформаций (Н.М.Лебедева, 2000).

Если необходимо понять культуру, к которой мы принадлежим, или с которой мы прямо или косвенно вступаем во взаимодействие, прежде всего, необходимо понять ее базовые ценности: это прямой путь к пониманию скрытых мотивов и смысла человеческого поведения - деятельности, имеющей природные предпосылки, но по существу общественной ориентируемой преимущественно социальными потребностями, нормами и правилами совместной жизни людей, системой социальных и культурных ролей, общим языком и другими знакосмысловыми системами (Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько, 1996). Человеческое поведение находится под значительным влиянием культурно обусловленных ценностей. Для многих стандартных ситуаций (то есть таких, которые часто возникают в межличностных взаимодействиях) в рамках культуры выработаны определенные формы поведения, которые считаются наиболее подходящими, оптимальными для них.

Когда говорят о поведении этноса, то имеют в виду проявление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный этнос или его часть. При этом характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов - статичных психических особенностей. Несомненно, любая историческая общность несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система ценностей, символы, способы поведения как образцы для действий - все это факторы, определяющие «типические коллективные переживания» тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, своя специфическая норма поведения. Специфика этнического поведения, выступающего внешним выражением внутреннего мира человека, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов, непосредственно связана, по мнению Л.Н.Гумилева (1989), одного из исследователей этногенеза, с формированием «этнической доминанты», явления (или комплекса явлений - религиозных, идеологических, военных, бытовых), определяющего переход от начального для процесса этногенеза многообразия к целеустремленному культурному единообразию. Этническая доминанта существует во всех областях жизни и быта и в каждую отдельную эпоху воспринимается в данном этносе как единственно возможный способ общежития. В социотипическом поведении (А.Г.Асмолов, 1996) субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, над сознательные надындивидуальные явления. В основе над сознательных надындивидуальных явлений лежит объективно существующая и являющаяся продуктом совместной деятельности человечества система значений (А.Н.Леонтьев, 1975), опредмеченных в той или иной культуре в виде различных схем поведения, традиций, социальных норм и т.п. Над сознательные явления представляют собой усвоенные субъектом как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им. Основной функцией социотипического поведения в социогенезе является то, что социотипическое поведение личности, выражающее типовые программы данной культуры, нейтрализует тенденцию к индивидуализации поведения, рост его вариативности; вместе с тем усвоенные личностью социальные образцы и стереотипы, характеризующие ее как члена той или иной общности, освобождают личность от принятия индивидуальных решений в типовых стандартных для данной общности ситуациях.

Однако, изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно-мировоззренческие и социально-психологические границы этнических представлений. С точки зрения этнофункционального подхода, ситуация кардинальных изменений во всех сферах нашего общества, этнокультурная неоднородность, «мозаичность» современной цивилизации, создают условия для возникновения конфликтов в психике человека, приводят к рассогласованности психики - нарушению этнической целостности, приводящему к внутренней этнофункциональной дезадаптации этноида, к нарушению отношений с реальными средовыми условиями, проявляющемуся в когнитивной, эмоциональной, сенсо-моторной, поведенческой сферах (А.В.Сухарев, 1996, 1997, 2002, 2003, 2005). В рамках данной работы рассогласование понимается как нарушение целостности ценностного ядра личности, проявляющееся через расхождение по значимости идентичных социальных и культурных ценностей, приводящее к дизъюнктивности в поведении. На фоне кризиса нравственности, ценностного нигилизма, экзистенциального вакуума, возникших на фоне перелома ценностной основы возникает необходимость в согласованной, непротиворечивой системе ценностей личности как условия стабильного существования не только человека, но и общества. Э.Стоунквист (1961) вводя понятие «маргинальность» для описания человека, интериоризовавшего ценности нескольких культурных систем отмечает, что в маргинальной психике стандарты, стереотипы поведения, духовные ценности различных групп приходят в противоречие, обуславливая возникновение так называемого «культурошока».

На уровне этнических групп в качестве фактора изменения этнического поведения (как отражения изменений, происходящих в этническом самосознании) могут также выступать глобальные процессы, связанные с историческим путем развития этноса, влиянием экономических, политических, демографических и прочих факторов. Таким образом, поведение этноса столь же динамично, как и сам этнос. Это показывают и исследования этнографов, которые фиксируют достаточно значительные вариации в типах поведения представителей различных этнических групп (Ю.П.Платонов, 2003).

Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека - это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами. Иными словами, как отмечает Ю.П.Платонов, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение. Причем, каждому человеку присущи свойственные только ему системы диспозиций, что определяет его индивидуальность. Ю.П.Платонов (2003) отмечает, что этнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения.

Таким образом, ценности в кросс-культурной психологии рассматриваются как абстрактные цели, необходимые для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для оценивания тех или иных событий. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения. На регулирующую функцию ценностей в поведении личности указывают в своих трудах Т.М. Буянас, О.Г. Зевина (1997), Д.А. Леонтьев (2003) отмечает, что «через высший уровень смыслообразования (автономные смыслообразующие структуры образуют личностные ценности) человек получает новые регуляторы поведения». Таким образом, один из уровней мотивационной сферы личности представлен подсистемой ценностей, образующейся путем усвоения социального опыта и выступающей важнейшей побудительной силой социального действия индивидов.

Однако, ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность - позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется, и который является их отражением. Ценностные ориентации определяют порядок предпочтений тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, отделяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не освоено человеком. Следовательно, важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная непротиворечивая система ценностных ориентации, которая лежит в основе формирования согласованных жизненных целей.

В различных культурах существуют стандарты понимания и значения различных ценностей, но они не являются раз и навсегда заданными, они не связаны с жестко определенными ритуалами, а их нарушения не влекут слишком серьезных санкций. В результате люди получают гораздо большую свободу. Ценностные приоритеты общности могут быть ориентированы на абсолютно разные ценности и это абсолютно нормально. В современных динамичных обществах складываются личности, системы ценностей которых не равны друг другу и не тождественны общекультурным ценностям, но каждая из них содержит потенциал для будущего развития культуры, для ее будущих трансформаций.

В психологии под ценностями понимаются обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми он соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, и она в свою очередь оказывает влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов.

Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. На основании проведенного теоретического исследования мы рассматриваем ценности как сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся внутренним носителем регуляции поведения, укорененным в структуре личности, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. И различаем социальные и культурные ценности. Понимая под социальными ценностями (M.Rokeach, 1972) - устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Культурные ценности (S.Schwartz, 1996) - это понятия или убеждения, имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению, превосходящие специфические ситуации, управляющие выбором или оценкой поведения и событий, упорядоченные по относительной важности.

В ситуации признания важности ценностей личности как источника мотивообразования, регулятора поведения, остается неизученной согласованность индивидуальной структуры ценностей с включением социальных и культурных ценностей при переходе в иную социокультурную среду, а также обусловленность поведения согласованностью ценностей - как континуума от рассогласования до согласования ценностей. Согласованность социальных и культурных ценностей в рамках данной работы представляется как результат приобщения к иной социокультурной среде и рассматривается на основе соотнесения концепции личностных смыслов Д.А.Леонтьева и концепции метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец.

Также не изучено рассогласование ценностей, понимаемое нами как нарушение целостности ценностного ядра личности, проявляющееся через расхождение по значимости идентичных социальных и культурных ценностей, приводящее к дизъюнктивности в поведении.

Попытка восполнить обозначенные пробелы в области исследований обусловленности поведения согласованностью социальных и культурных ценностей личности определяет особенность настоящей работы.

 

АВТОР: Сунцова Я.С.