17.06.2012 2331

Современное авангардное искусство как адекватный объект социально-психологического исследования провокативности

 

Провокативность авангардного искусства является, на наш взгляд, адекватным объектом социально-психологического исследования по следующим причинам.

Провокативность является сущностной чертой современного искусства и в общественном сознании воспринимается как его неотъемлемая часть, его синоним. Так, на недавнем открытии крупнейшего публичного художественного проекта в истории Нью-Йорка - инсталляции знаменитых художников Кристо и Жан-Клод «Ворота», созданной в Центральном парке, мэр города Майкл Блумберг заявил: «Это действительно то, что полагается делать новому, провокационному искусству».

На наш взгляд, в провокативном искусстве присутствует ярко выраженная психологическая проблематика. Это подтверждается исследованиями искусствоведов, называющих именно психологическое воздействие и взаимодействие, отношения зрителя и художника в качестве главного предмета авангардного искусства. «Искусство сегодня разрабатывает поле субъективности, сферу человеческих отношений (курсив наш. - Е.М.) столь же тщательно, как реалистическая живопись XIX века - сферу объектов» [Гниренко 2000]. То есть, художник теперь предстает не как создатель форм, а как организатор коммуникаций.

Искусствовед М.И. Шапир подчеркивает, что авангард «создал свою, новую риторику: неклассическую... систему средств воздействия (курсив наш. - Е.М.) на зрителя», где упор делается именно на «внеэстетическое», то есть психологическое, воздействие [Шапир 1990: 5]. Именно это делает авангард интересным объектом психологического исследования, поскольку дает возможность целенаправленно исследовать психологические приемы провокативного воздействия, содержащиеся в «авангардном жесте». Причем эти приемы и модели взаимодействия присутствуют здесь в рафинированном, доведенным до крайности виде, поэтому можно говорить о том, что в случае авангарда мы имеем дело с «чистой культурой» провокативности, ибо «авангард не просто раздражает обывателя, но и делает это попусту, бескорыстно, «из любви к искусству».

Среди различных форм художественной выразительности и жанров авангардного искусства в своем выборе объекта для исследования мы остановились именно на жанре перформанса, поскольку он «особым образом ориентирован на активизацию психических потенций участвующих» [Гниренко 2000: 17]. Обращаясь к перформансу, мы имеем дело непосредственно с феноменом «авангардного поведения» как такового, которое в этом жанре становится главным предметом искусства. Поэтому именно перформанс представляет непосредственно все многообразие интересующих нас методов социально-психологического воздействия. Кроме того, перформанс - чрезвычайно характерная для постмодернистской культуры и авангардного искусства форма, наиболее полно, на наш взгляд, передающая его главное отличительное свойство - провокативность. Как отмечают специалисты, перформанс выступает катализатором истории искусства XX века, являясь «авангардом авангарда». Таким образом, он является квинтэссенцией провокативности авангарда [См Goldberg 1995; Art at the turn of the millennium 1999; Гниренко 2000].

Что же касается самого факта первоначально отвергающего отношения к авангардному искусству со стороны «нормального», «среднего» зрителя, то творческие силы радикальных авангардных художников специально направлены на то, чтобы вызывать подобные негативные реакции, чувство фрустрации. «Не приемлющий авангарда обыватель есть его самый адекватный читатель, слушатель, зритель - творчество авангардистов в первую очередь обращено к нему и сохраняет свое авангардное качество только до тех пор, пока продолжает вызывать его активное неприятие. Более того, именно в этом неприятии состоит оправдание авангарда» [Шапир 1990: 5]. Это высказывание лишний раз подтверждает мнение о том, что провокативность есть сущностная характеристика авангарда. Следовательно, современное искусство есть адекватный объект исследования провокативности.

 

АВТОР: Морозова Е.А.