17.06.2012 1691

Содержание учебных занятий по профессиональной подготовке педагога к процессу формирования образа жизни

 

Практическая подготовка педагога к формированию у школьника образа жизни на этапе формирующего варианта опытно-экспериментальной работы показала необходимость поэтапной организации профессионального обучения и соответствующего этому поэтапного решения проблемы.

Первый этап - разработка содержательной стороны процесса формирования системы знаний о социально-психологическом феномене образа жизни и его месте в системе педагогических категорий, а также развитие мотивации педагога для работы в данном направлении как движущей силы овладения системой научно-философских знаний.

Задачей второго этапа являлось формирование у педагогов и студентов профессиональных умений, необходимых в процессе реализации цели воспитания, составляющим элементом которой в качестве жизнеформирующего фактора выступает образ жизни.

Задачей третьего этапа формирующего эксперимента была проверка практически значимых профессиональных умений и навыков и закрепление их в ходе практической деятельности, в том числе, умение аналитического плана - оценки собственной деятельности и её совершенствование.

Логика нашего исследования требовала решения следующих вопросов: изучение программ по антропологическим дисциплинам с целью выявления потенциальных возможностей традиционных учебных вузовских дисциплин по формированию у педагога объявленной профессиональной готовности и корректировки в аспекте исследуемого предмета; разработки содержания лекций, практикумов и методики их проведения в рамках отдельного учебного курса, позволяющего определить доступность предложенного содержания при формировании у школьника образа жизни в процессе его воспитания через индивидуальные беседы, наблюдение за деятельностью студентов и педагогов в процессе учебных занятий.

Анализ учебных вузовских программ в системе профессионального педагогического образования по философии, культурологии, педагогике, психологии показал, что эти дисциплины обладают большими потенциальными возможностями для профессиональной подготовки педагогов к процессу формирования образа жизни: студенты в процессе их изучения усваивают основные философские, социально-культурологические, психологические и педагогические понятия, закономерности, методы и приемы воспитания и обучения, выступающие условием к решению исследуемой проблемы.

Анализ теоретических источников, учебников по педагогике, а также потребности и запросы студентов и педагогов-практиков, собственный опыт педагогической деятельности привели нас к осмыслению учебных программ по педагогике, психологии, культурологии, социологии, философии и попытке скорректировать содержание дисциплин антропологического цикла по вопросам подготовки педагога к формированию образа жизни в процессе воспитания школьника.

Пересечение взаимосвязанных вопросов по подготовке педагога к формированию у школьника образа жизни лежит в плоскости учебных программ по антропологическим дисциплинам, так как они рассматривают вопросы мировоззренческого и гносеологического плана. Кроме того, регламентируя учебный процесс, определяя количество часов, обозначая темы, они распределяют содержание педагогического процесса профессиональной подготовки педагога. Поэтому целесообразно сделать акцент в тех разделах данных программ, которые касаются проблемы формирования образа жизни у школьника, поскольку это отвечает запросам практики.

В курсе «Философия» при изучении тем «Философия, её предмет и место в культуре человека», «Бытие», «Человек и личность», «Познание» рассматриваются вопросы, которые делали бы возможным проведение сравнительного анализа категории мировоззрения с образом жизни для понимания студентами роли последнего как этико-философского феномена; изучение образа жизни как составной части образа мира и критерия того вида мировоззрения, который сформирован самой личностью; осмысление ценности человеческой жизни и человека как субъекта жизни; осознание студентами необходимости гармоничного сочетания научного и эмпирического знания в процессе формирования образа жизни.

В курсе «Социальная философия» раздел «Человек и общество» подробно и всесторонне рассматривает взаимосвязь этих категорий, усвоение которых важно для профессиональной подготовки педагога к формированию у школьника образа жизни.

Тема «Природные основы бытия человека» строится на основе теории Л. Фейербаха, К. Маркса о человеке как «Деятельном природном существе», что позволяет уделить внимание в рамках данного вопроса высказываниям данных философов по соотношению деятельности и образа предстоящей деятельности, имеющем основополагающее значение в рассматриваемом феномене.

Широкие возможности углубления знаний педагога о философских основах формирования образа жизни содержатся в теме «Человек как творец, сущность и основа общества». В контексте её следует рассмотреть процесс того, как в разнообразной картине действительности субъект обобщает то, что является для него в этой картине мира личностно значимым для построения собственной жизни; показать, какие различные точки зрения по классификации образа жизни существуют у различных ученых и каково их общее основание. Данная тема имеет большое значение для раскрытия связи ежедневных действий, деятельности со всей жизнью человека, воплощением идеального образа жизни в реальной действительности; для рассмотрения таких понятий, как «судьба» и «образ жизни», роль последнего как дающего возможность человеку стать субъектом собственной жизни. В рамках данной темы, возможно было бы представить огромное многообразие вариантов жизни, представленных в научной, художественной литературе и реальной действительности.

Тема «Культура как фактор самосозидания человека и общества» позволяет раскрыть характер взаимосвязи и взаимозависимости культуры и образа жизни, делает уместным рассмотрение оснований и определения образа жизни, достойной человека, на современном уровне культуры.

Поскольку ценность жизни и ценностные отношения являются одним из содержательных компонентов образа жизни, то рассмотрение вопросов темы «Мир человеческих ценностей» делает их важными для профессиональной подготовки педагога к формированию у школьника образа жизни. Необходимо лишь сделать акцент на том, что ценностная составляющая едина для образа жизни, для жизненной позиции, для жизненной стратегии; что амбивалентность выстраиваемого человеком образа жизни является его характеристикой. Данная тема позволяет сделать акцент на назначение образа жизни как дающего человеку возможность переживать истинное счастье жизни и глубоко обосновать предназначение образа конструкта собственной жизни как жизнеформирующего фактора, который дает уверенность в правильности жизненного выбора и в самой жизни.

Анализ программ по философии позволил установить, что категория «образ жизни» рассматривается лишь с точки зрения способа жизнедеятельности субъекта, её типичных форм, определенного типа самоутверждения, самореализации в обществе отдельной личности, а главное - с точки зрения социальной группы, класса, что значительно ограничивает рамки рассмотрения данного феномена и снижает значимость самих программ для формирования профессиональной готовности будущих педагогов формировать у школьника такой важный жизнеформирующий феномен в структуре личности, как образ жизни. Предоставляя возможность сформировать понятие образа жизни, курс философии не имеет направленности на формирование образа жизни у студента.

Программы по курсу «Педагогика» обладают огромным потенциалом для профессиональной подготовки педагогов к процессу формирования образа жизни.

В курсе «Введение в специальность» при изучении темы «Личность учителя» рассматривается вопрос о воздействии стиля индивидуальности педагога на процесс взаимодействия школьника с окружающей действительностью и его личностную структуру. В данном разделе мы могли бы более подробно рассмотреть влияние собственного образа жизни педагога на процесс формирования данного феномена у воспитанников.

При рассмотрении темы «Самообразование и самовоспитание будущего педагога в системе подготовки к педагогической деятельности» будет уместным рассмотрение уровня сформированности, направленности и динамики образа жизни педагога, определяющим его ценностные отношения и ориентации.

В ракурсе темы «Учитель и современный школьник» рассматривается вопрос подготовки будущего учителя к изучению индивидуальных особенностей школьников, где мы могли бы подробно затронуть вопрос о необходимости учета индивидуального варианта жизни ребенка при выстраивании взаимодействия, поскольку «руководить людьми - это, прежде всего, знать их представления, их образ мыслей, их образ мира».

В содержании темы «Педагогическое общение» вопрос о воздействии стиля общения на психологическую атмосферу класса и взаимоотношения школьников следует рассматривать глубже: как умение педагога через стиль общения раскрывать ценности жизни, а открытие ребенка к общению и его возвышение как ключевое отношение к Другому, без которого жизнь самого субъекта невозможна.

Тема «Педагогический опыт и педагогическое творчество» затрагивает вопрос о некоторых причинах успехов и неудач в работе учителей. В контексте этой темы уместным было бы рассмотрение вопроса, касающегося умения педагога вочеловечивать мир, т.е. видеть за фактами жизни и конкретным учебным материалом явления жизни, раскрывать закономерности жизни, проявляющиеся в данных явлениях, и предоставлять школьнику выбор нормы жизни, согласующейся или попирающей эту закономерность. Важно показать будущему педагогу, что владение данным профессиональным умением формирования образа жизни развивает как потребность в достойном поведении, так и создает прочную личностно - ценностную мотивацию познания, создавая тем самым стабильно положительные взаимоотношения педагога с детьми и способствуя достойному разрешению конфликтов, естественно возникающих в процессе воспитания.

В разделе «Основы общей педагогики» представляется возможность обратить внимание студентов на роль образа жизни как жизнеформирующего фактора в развитии личности ребенка, особенности становления исследуемого феномена на разных возрастных этапах развития ребенка.

Раздел «Теоретические основы воспитания» открывает широкие возможности для рассмотрения вопроса образ жизни как составляющего элемента целеполагания воспитания, обеспечивающего процесс вхождения личности в контекст современной культуры общества. Тема «Общие методы воспитания» предполагает освещение методического принципа распредмечивания, цель которого выявить ценностное содержание объектов окружающего мира для жизни людей, что обеспечивает активное взаимодействие школьника с явлениями действительности.

В разделе «Теоретические основы обучения» тема «Проверка и оценка результатов обучения» позволяет показать широкие возможности персонально ориентированного принципа формирования образа жизни, в частности, рефлексии, для осмысления самим школьником отрезка жизни, прожитого им на уроке, с позиций достойной жизни, его влияние на формирование мотивации учения, обеспечивающей процесс усвоения учащимися знаний, умений, навыков, положительное отношение к знаниям как ценности жизни и ценностного отношения к каждому моменту жизни как зависящего от самого человека.

Раздел «Совместная воспитательная работа школы и семьи» рассматривает проблему заботы школы о воспитании ребенка в семье, в контексте которой можно рассмотреть вопрос об объединенных усилиях педагога и родителей по формированию у школьника образа достойной жизни, его главенствующей роли как фактора, определяющего характер деятельности и поведения ребенка.

Анализ программ по педагогике позволил установить, что категория «образ жизни» рассматривается в узко поведенческом смысле: как совокупность различных форм повседневного поведения людей и группы, место данного феномена в категориальном аппарате не определено, а функции весьма ограничены, хотя возможности более глубокого рассмотрения и изучения имеются.

Подчеркнем еще раз: философский курс при корректирующей акцентуации учебной программы способен обеспечить когнитивный компонент профессиональной подготовки, а педагогические курсы содержат в себе потенциальные влияния на формирование аналитического организаторского прогностического компонентов профессиональной подготовки. Однако потенциальное реализуется лишь при точно расставленных педагогических акцентах.

В курсе общей психологии при раскрытии тем «Природная и социальная детерминация психического развития», «Психология деятельности» необходим акцент на интегративном характере феномена образа жизни, его системообразующей роли в концепции индивидуальности, в процессе адаптации и социальном научении, а также показать влияние образа жизни через механизм установки на успешность деятельности и активность субъекта.

Широкие возможности углубления знаний педагога о психологических основах формирования образа жизни содержатся в теме «Когнитивные процессы». В её контексте можно рассмотреть жизнеощущение и жизневосприятие как перцептивные уровни образа жизни; влияние законов восприятия на способности человека воспринимать мир.

Раздел «Психология мышления и речи» содержит в себе большие возможности для органичного вплетения в нее вопросов, связанных с формированием образа жизни. Мы предлагаем более подробно рассмотреть вопросы, затрагивающие понятийные уровни образа жизни, его связь с самосознанием, влиянием его на прогнозируемую деятельность: мышления и восприятия; мышления и воображения; типологии мышления; мышления как процесса и его продукта; мыслительных операций; мышления как формы познавательной деятельности; мышления и целеобразования; мышления и самосознания; мышления и прогнозирования.

Особую значимость для готовности педагога выводить ребенка на понятийный уровень образа жизни имеет тема «Понятийное мышление». Рассматриваемые в ней вопросы «Понятия», «Виды понятий», «Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий», «Процессы категоризации» позволяют познакомить студентов с различными подходами в определении понятий и обоснованно показать, что лишь понятийный уровень позволяет образовать «теорию» конкретной, реальной жизни как отражения образа жизни в идеальном виде.

В рамках раздела «Эмоционально-волевая сфера личности» уместным было бы рассмотрение вопроса о влиянии восхождения от абстрактного к конкретному как обобщения содержательного типа, позволяющего выявить социально-ценностное содержание там, где предметное восприятие мира отчуждает ребенка от другого человека, подменяет содержание жизни средствами жизни.

Раздел «Индивидуальность и личность» содержит в себе большие возможности для глубокого изучения вопросов, связанных с формированием образа жизни. Здесь можно раскрыть содержательную структуру образа жизни во взаимосвязи и взаимопроникновении трёх компонентов: образа деятельности человека как способа его взаимодействия с миром, ценностей и ценностных отношений, проживаемых человеком, обретенного на каждый данный момент жизни её смысл. Правомерно рассмотреть различные подходы к классификации образа жизни, что позволит студенту расширить его видение палитры индивидуальных вариантов жизни человека, весьма необходимых для формирования образа жизни у школьников, создания ситуации выбора в рамках культуры.

Темы «Движущие силы развития личности», «Формирование личности», в которых уже затрагиваются вопросы о процессе формирования личности, принятии и освоении социальных ролей, роли представления в развитии личности, приобрели бы свою целостность, если в качестве представления рассматривать образ жизни как жизнеформирующий фактор, а этапы его становления основой процесса формирования человека как стратега собственной жизни.

При изучении курса «Педагогическая психология» рассматриваются темы, которые имеют немаловажное значение для рассмотрения вопросов, связанных с формированием образа жизни в процессе воспитания школьников.

Раздел «Психология обучения и психологические условия ее оптимитизации в общеобразовательной школе» позволяет нам рассматривать умение педагога за рамками фактов науки видеть явления жизни и, тем самым, формировать образ жизни как один из факторов, направленный на стимулирование учебной деятельности школьника.

В содержание темы «Психология педагогической деятельности и личности учителя» представляются широкие возможности для рассмотрения деятельности педагога по формированию образа жизни как составляющего элемента, а также профессионально-значимых качеств личности педагога для этого вида профессиональной деятельности.

При изучении раздела «Педагогическая регуляция межличностных отношений в классе» рассматривается вопрос о специфике взаимодействия педагога с классом и отдельным ребенком, мы обращаем внимание студентов на адекватное восприятие и оценку действий школьника с позиций жизни, достойной человека, и в зависимости от ситуации, мотива поступка, понимания его душевного состояния в момент проявляемых отношений, педагогической этики и педагогического такта как одного из условий деятельности педагога по формированию образа жизни, достойной человека. Данный раздел также содержит вопрос «Позиция школьника в классе», при рассмотрении которого можно обратить внимание на влияние ценностного компонента образа жизни на занимаемую школьником позицию в коллективе сверстников, а также влияние последней на выбор жизненной позиции в дальнейшем.

В курсе «Социальная психология» изучается тема «Социальная психология личности», которая позволяет остановиться на вопросах «Субъективная и объективная оценка образа жизни», «Обобщение как критерий уровня образа жизни», а также сделать акцент на структуре, свойствах образа жизни.

Тема «Психология социального познания», в рамках которой рассматривается специфика социального восприятия и социального познания, могла быть также дополнена рассмотрением образа жизни как социально-психологического феномена, при формировании которого для педагога важно, чтобы, воспринимая различные проявления жизни, отношения людей и события, растущий человек осмысливал их, тем самым, создавая свой образ жизни.

Темы «Систематическое изучение социального поведения», «Личность и социальный контроль» рассматривают вопрос о социальной матрице человеческого поведения, который органично сочетается с материалом о влиянии образа жизни на поведение школьника.

Содержание темы «Социальная психология семейных отношений» также содержит в себе немало возможностей соприкосновения различных вопросов, связанных с образом жизни и его влиянием на отношения между родителями и детьми, возникновения частых конфликтов между ними как результата непонимания взрослыми глубинных причин отрицательного поведения ребенка. При изучении тем «Межличностные отношения», «Педагог-ученик», «Ученик-ученик» мы считаем необходимым рассмотрение вопросов, связанных с влиянием принципа вочеловечивания мира как одного из ведущих в формировании образа достойной жизни на характер взаимоотношений учителя и учащихся, который служит примером выстраивания гуманистического образа жизни.

В основу курса «Возрастная психология» положено представление о психическом развитии как присвоении социального опыта в процессе взаимодействия человека, ребенка с окружающей действительностью, что делает органичным включение в данный курс вопросов о формировании образа жизни как феномене мира, рождающемся в сознании человека под воздействием его социокультурного опыта и оказывающем влияние на содержание жизни и деятельность субъекта.

В темах «Общие закономерности психического развития», «Психическое развитие и деятельность» можно сделать акцент на необходимости формировать и развивать способность ребенка активно творить собственную жизнь на основе желаемого образа её, подчеркнув, что подобную задачу можно решить лишь в сотрудничестве, взаимодействии ребенка и взрослого; остановиться на важности организации разнообразной деятельности в формировании образа жизни и повышения уровня его осмысления.

Тема «Психическое развитие, воспитание и обучение», посвященная изучению роли воспитания и обучения в психическом развитии, может быть раскрыта ярче и полнее, если в рамках её показать роль образа жизни как жизнеформирующего фактора и социально-психологического феномена, определяющего актуальную деятельность субъекта в реальности.

Во втором разделе «Развитие психики на разных возрастных этапах» рассматриваются отдельные периоды раннего и позднего онтогенеза как своеобразные отдельные этапы, имеющие свои тенденции и свои новообразования, вносящие определенный вклад в целостный процесс становления человеческой личности. Это дает возможность при характеристике возрастных периодов проследить преобразования и достижения в познавательной и личностной сфере как некие этапы становления образа жизни человека, определяющие ход психического развития в каждом из периодов.

Таким образом, рассмотрение учебных программ по общей, возрастной и социальной психологии позволяет сделать вывод о реальных практических возможностях в рамках традиционного обучения осуществить поставленную проблему.

Общий анализ программ педагогических вузов показал, что дисциплины психолого-педагогического цикла обладают потенциальными возможностями интегративной профессиональной подготовки педагога к формированию у школьника образа жизни.

Особое место среди проанализированных программ мы отводим Программе-ориентиру психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент) под редакцией В.А. Сластенина, целью которой является формирование у будущих учителей психолого-педагогической готовности. Именно эта программа представляет для нас интерес потому, что рассчитана на творческое переосмысление и использование, оставаясь базовым компонентом, и в то же время содержит в себе общий ориентир для профессиональной подготовки учителя.

Здесь удачно представлено сочетание педагогики и психологии, что соответствует проблеме нашего исследования, так как вопросы, связанные с формированием образа жизни и влиянием данной деятельности педагога на воспитание и развитие школьника находятся в равной мере и в педагогической, и в психологической плоскостях. Психология ориентируется на изучение особенностей процесса формирования и влияния образа жизни на развитие детей, а педагогика - на воспитание, как целенаправленный процесс вхождения личности ребенка в контекст современной культуры, содействующий становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Особое место в системе психолого-педагогических дисциплин мы отводим изучению курсов «Теория и методика воспитательной работы» и следующего за ним курса «Педагогическая технология». Такая взаимосвязь объясняется потребностью оснащения будущих учителей умением организации педагогического воздействия для включения детей как субъектов в разнообразные формы воспитывающей деятельности. На наш взгляд, именно этими курсами может быть обеспечена практическая готовность педагога к формированию у школьника образа жизни, если в некоторых темах, предусмотренными учебными программами, сделать акцент на профессиональные умения педагога, необходимые для реализации педагогом принципов социально-ценностной ориентации, субъектности и принятия ребенка как данности, то есть можно дополнить эти курсы материалом на основе обозначенных программ, но акцент должен быть сделан именно на инструментарии педагогической деятельности.

Однако произведенный анализ выборочного ряда учебных программ позволяет очертить первый путь - путь акцентированного корректирования системы уже существующих и проверенных временем учебных программ. При изучении традиционных психолого-педагогических дисциплин существуют определенные возможности для рассмотрения основных вопросов, связанных с проблемой подготовки учителя к формированию у школьника образа жизни в процессе воспитания.

Научно-теоретическая и практическая подготовка педагога к формированию у школьника образа жизни возможна двумя путями. Помимо названного усовершенствования традиционного процесса обучения в вузе, существует введение учебного спецкурса по проблеме формирования образа жизни как жизнеформирующего элемента личностной структуры школьника.

Первый путь не требует кардинальных нововведений в систему профессионального образования педагога. Однако он длителен по времени и нуждается в широком переосмыслении ряда вопросов научных дисциплин вуза.

Второй путь короче по времени, если оснащен специальной подготовкой преподавательского состава.

Именно поэтому для организации экспериментальной части исследования нами был избран второй путь. Тенденция к вариативности образования, наметившаяся в последние годы, позволяет расширять перечень спецкурсов, предлагаемых студентам, поэтому нами был разработан специальный курс «Формирование у школьника образа жизни в процессе его воспитания». Введение спецкурса было вызвано срочностью решения и острой необходимостью быстрого обеспечения профессиональной готовности педагогов к формированию такого жизнеформирующего компонента личности школьника как образ жизни.

Цель данного спецкурса занятий - дать теоретический анализ феномена образа жизни как этико-философской и психолого-педагогической категории, сформировать необходимые профессиональные умения педагога для формирования данного феномена у школьников, на основе цели гуманистического воспитания скорректировать практику и повысить плодотворность воспитательной деятельности школьного педагога. Программа курса занятий составлена согласно логической цепи вопросов, выводящих на осмысление проблемы созидания личностью жизни, достойной его как человека: что есть образ жизни и какого его место в системе гуманистического воспитания, каковы социально-психологические механизмы формирования образа жизни, каковы основные принципы методики и технологии профессиональной работы педагога по формированию данного феномена у школьников.

Практическая проверка этого курса была осуществлена в 1998-2002 учебном году на факультете педагогики и психологии МГПУ, на курсах повышения квалификации при Тюменском областном государственном институте развития регионального образования и городском информационно-методическом центре г. Тюмени, а также экспериментальное обучение велось с учителями-слушателями курсов Центра дополнительного образования «Новая школа» г. Москва, с педагогическими коллективами средней школы № 22 г. Тюмени, средней школы РАО № 315 г. Москвы.

Учебный и учебно-тематический планы опытно-экспериментального учебного курса «Формирование у школьника образа жизни в процессе его воспитания» были основаниями проводимого формирующего эксперимента в нашем исследовании. План спецкурса состоит из четырех разделов; каждый из них позволяет решать проблему профессиональной подготовки педагога в определенном ракурсе.

Первый ракурс (Раздел I) высвечивает место феномена образа жизни в системе педагогических категорий гуманистического воспитания и раскрывает содержательную сторону рассматриваемой категории. Второй ракурс (Раздел II) позволяет осветить психологическую природу, уровни и этапы становления образа жизни. С позиций третьего ракурса (Раздел Ш) рассмотрение выявляются основные методические пути формирования у школьников образа жизни. Четвертый ракурс (Раздел TV) позволяет увидеть различные приемы педагогической технологии формирования изучаемого феномена.

Работа по данному учебному плану спецкурса предполагает два направления: первое - овладение теоретической и практической стороной профессионализма в учебной аудитории под руководством преподавателя; второе - самостоятельная работа слушателей спецкурса вне академических занятий, которая предполагает письменные работы студийцев по самоанализу проведенных занятий с детьми. Обсуждение и оценка со стороны преподавателя данного начального опыта в приобретении профессиональных умений по формированию у школьника образа жизни составляет основу различных активных форм контроля, завершающих каждый раздел программы. Выбор активных форм контроля вызван необходимостью уже в ходе учебных занятий формировать, развивать и закреплять практические профессиональные умения слушателей спецкурса в деятельности, направленной на становление образа жизни у школьников.

На основании данного тематического плана выстраиваются учебные занятия по двум направлениям: со студентами педагогического вуза и с учителями. Наряду с апробированием курса в студенческой аудитории он проходил практическую проверку и в работе с учительскими коллективами. При этом в программу спецкурса вносились специфические изменения и коррективы, связанные с наличием практического опыта аудитории и ограниченностью во времени. Поэтому программа занятий модифицировалась в три варианта: «свернутый вариант», «вариант дополнения» и «полный вариант», в зависимости от аудитории, в которой читался спецкурс.

Исследование показывает, что содержательная сторона одинаково значима как для учителей, так и для студентов. Однако методика изучения и овладения методикой формирования у школьника образа жизни имела свои отличия.

«Свернутый вариант» предполагает чаще всего 12-часовую работу с учителями-практиками по теме «Методика воспитательной работы педагога по формированию у школьников образа жизни», где первая часть (6 часов) направлена на формирование понятийного аппарата, закладывающего научно-теоретическую основу изучаемой проблемы, психологического механизма формирования образа жизни, далее (4 часа) проводился тренинг по отработке конструктивно-организационных, апперцептивно-аксиологических умений педагога, кроме того, выделялось время (2 часа) на развитие коммуникативного компонента профессиональной готовности педагога формировать у школьника образ жизни. 18-часовой спецкурс читался для учителей-слушателей курсов Центра дополнительного образования «Новая школа» г. Москва и студентов факультета педагогики и психологии МГПУ.

Практика показывает, что при работе по «свернутому варианту» программы целесообразнее всего использование такой формы занятия как психолого-педагогическая студия, где в краткой и доступной форме одновременно идет и формирование понятийного аппарата, и необходимых профессиональных умений педагога по формированию у школьников образа жизни.

«Вариант дополнения» использовался на курсах повышения квалификации при Тюменском областном государственном институте развития регионального образования в соответствии с потребностями конкретной аудитории и включал в себя любой из разделов программы. Чаще всего расширение шло за счет некоторого увеличения теоретической части и значительного расширения практической направленности курса, включавшей больше практико - тренинговых занятий.

И третий - «полный вариант» - включает в себя освоение полного содержания спецкурса «Формирование у школьника образа жизни в процессе его воспитания» для педагогов - слушателей курсов при городском информационно-методическом центре г. Тюмени, педагогам средней школы № 22 г. Тюмени. Данный вариант обеспечивает усвоение всех разделов программы.

Данный экспериментальный материал спецкурса далеко не исчерпывает содержания, формируемого педагогом у школьника образа жизни как социально-психологическое образования структуры личности, но на его основе планировалось осуществить комплексную научно-теоретическую и практическую подготовку педагога к формированию у школьника образа жизни, а также разработать методику проведения занятий по данной проблеме.

Опытно-экспериментальная работа показала, что особого внимания требуют два вопроса образ жизни как жизнеформирующий и поведенческий фактор, и место феномена образа жизни в системе педагогических категорий. Именно усвоение этого материала в первую очередь способствует созданию в личностной структуре педагога данного образования.

Наиболее сложным для освоения студентами и педагогами выступают вопросы образа жизни, достойной человека, обучения как средства формирования ценностного отношения к жизни, поскольку их осмысление требует высокого уровня аналитического мышления.

Результаты изучения вопросов типологии образа жизни, средств формирования образа жизни и раздела основ технологии воспитательной работы педагога по формированию у школьников образа жизни показывают, что при привлечении практического материала и опоре на жизненный опыт студийцев указанное содержание усваивается студентами и педагогами легко.

При овладении содержанием спецкурса базовым вопросом выступает система методических принципов формирования образа жизни. Данная сторона содержания спецкурса требует серьезного рассмотрения и использования активных методов обучения, позволяющих педагогу обрести профессиональный опыт формирования образа жизни в процессе обучения. Лишь в этом случае работа преподавателя дает положительные результаты.

 

АВТОР: Осиновская Л.М.