18.06.2012 2991

Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования модульно-информационной технологии

 

Важно выявить особенности и возможности информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде, которое может быть реализовано различным образом - как с привлечением современных средств информационных и коммуникационных технологий, при условии реализации их возможностей, так и без них.

Примером последнего служит вся традиционно сложившаяся система обучения, в которой основными активными (с точки зрения осуществления обратной связи) участниками информационного взаимодействия являются ученик - учитель (обучаемый - обучающий). В этом случае структура информационного взаимодействия образовательного назначения обобщенно может быть представлена в виде двух вариантов.

Структура информационного взаимодействия, не предполагающая использования какого бы то ни было средства обучения (такого, как демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.) и ограничена наличием обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия - обучаемым (обучающимся) и обучающим (стрелки показывают направления информационных потоков, предусматривающих информационные сообщения).

В случае применения в учебном процессе традиционных средств обучения (демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.), не обладающих интерактивностью и, следовательно, не обеспечивающих обратную связь ни с обучаемым (обучающимся), ни с обучающим (ни с учеником, ни с учителем), мы также имеем дело с наличием обратной связи только между двумя участниками учебного взаимодействия - обучающим и обучаемым (учителем и учеником). В этом случае традиционное средство обучения, не обладая интерактивностью, либо является источником определенной учебной или учебно-методической информации, которую может использовать ученик или учитель, либо выполняет определенные методические, организационные функции под руководством обучающего (учителя). Примером этого взаимодействия могут служить лекционные занятия, осуществляемые с привлечением настенных демонстрационных таблиц, раздаточного материала, учебных или демонстрационных видеофильмов. Или другой пример: практические занятия с использованием лабораторного оборудования, стендов, приборов и пр.

В рассмотренных первых двух вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения обучаемый пользуется только той информацией, которую ему поставляет обучающий или средство обучения, не обладающее интерактивностью. Сам обучаемый является потребителем учебной информации, даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Его активность ограничивается лишь возможностью поиска информации в книгах или с помощью других традиционных средств обучения, не обладающих возможностью «отвечать» на его вопросы или каким-то образом реагировать на его неправильные действия.

Теперь рассмотрим случай активного информационного взаимодействия образовательного назначения между компонентами или субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения - между обучаемым (обучающимся), обучающим и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий, при наличии обратной связи с каждым из них. При этом активность возможна со стороны как обучающегося, обучающего, так и средства обучения, функционирующего на базе информационных технологий, которое может «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», предлагать различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия обучающего и обучающегося.

В рассматриваемом случае в средство обучения, функционирующее на базе информационных технологий, встроены элементы технологии обучения, обеспечивающие контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку формирования определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания. Активное взаимодействие в информационно-предметной среде со встроенными элементами технологии обучения осуществляется следующими компонентами системы (или субъектами информационного взаимодействия системы): обучающиеся, обучающий и средство обучения, функционирующее на базе информационных технологий. При этом проявление активности («задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «выбирать/предлагать» различные режимы работы со средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий, корректировать действия обучающего и обучающегося) в процессе информационного взаимодействия возможно как со стороны обучающихся (между собой напрямую и (или) посредством средств информационных и (или) коммуникационных технологий), так и между обучающим и обучающимися, между обучающим, обучающимися и средством обучения, функционирующим на базе информационных технологий.

Проявление активности со стороны средства обучения, функционирующего на базе средств информационных технологий, обусловлено реализацией таких их возможностей, как обеспечение:

- незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами информатизации и коммуникации;

- компьютерной визуализации учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, протекающих как реально, так и виртуально;

- автоматизации процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, тиражированию информации, а также архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

- автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (протекающего как реально, так и виртуально), его экранного представления с возможностью многократного повторения любого фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения и продвижения в учении.

Как видно, структура информационного взаимодействия образовательного назначения изменяется - появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего. Роль обучающего как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется. Обучающий уже не тратит время на передачу учебной информации, на сообщение «суммы знаний». Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Роль обучаемого как потребителя фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебно-профессиональной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным учителем) информации, ее обработки (возможно, в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи. Применение учебной информации, добытой обучающимся самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня пассивного потребления информации на уровень активного преобразования информации, а в более совершенном варианте - на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации.

Далее рассмотрим информационное взаимодействие образовательного назначения, которое осуществляется с возможностью «выхода вовне», с помощью современных средств телекоммуникаций в различных режимах работы во всемирной информационной сети Интернет. В этом случае речь можно вести об информационном взаимодействии в информационно-коммуникационной предметной среде, создающей совокупность условий для осуществления деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые взаимодействуют с обучающим и обучающимся как с субъектами информационного взаимодействия образовательного назначения. Этот вариант информационного взаимодействия предполагает реализацию разнообразных способов поиска, отбора, передачи информации и различных видов знания из практически неограниченного информационного ресурса всемирной сети Интернет. Реализация возможностей информационного взаимодействия в информационно-коммуникационной предметной среде создает обучающемуся условия для самостоятельной разработки учебной тематики, сообразно своей индивидуальной программе, условия выбора направления дальнейшего продвижения в учении. Обучающий при этом выполняет роль кураторa продвижения обучающегося на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде.

Описанный выше вариант информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде является частным проявлением более общего варианта учебного взаимодействия образовательного назначения обучающихся - как между собой и с обучающим, так и любого индивида с информационным ресурсом некоторой предметной области посредством информационных и коммуникационных технологий.

Более того, такое взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде предполагает проявление партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого как каждым компонентом на другие компоненты, так и средством информационных и (или) коммуникационных технологий на компоненты системы. Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-коммуникационной предметной среды и определяет суть инноваций, реализуемых с использованием средств информатизации и коммуникации.

Таким образом, активностью обладает не только обучающий и обучающийся (обучающиеся), но и средство обучения, функционирующее на базе информационных и (или) коммуникационных технологий, которому (при необходимости) можно частично передать функции обучающего: контроль за результатами обучения; предоставление заданий, адекватных уровню обучающегося; тренировка на формирование умений, навыков; сбор, обработка, хранение, передача информации, тиражирование; управление учебной деятельностью; обеспечение коммуникационных процессов; организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

Еще большего обобщения требует представление структуры информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого обучающимися, обучающим с источником распределенного информационного образовательного ресурса в информационно-коммуникационной предметной среде

В этом случае, в отличие от произвольного использования потенциала распределенного информационного ресурса, информационно - коммуникационная предметная среда включает его в качестве компонента и создает совокупность условий для осуществления информационной деятельности как отдельного обучающегося, так и группы обучающихся или целого коллектива (коллективов) на базе его использования и информационного взаимодействия. При этом распределенный информационный ресурс образовательного назначения предоставляется в пользование обучающимся и обучающему из определенных, заведомо известных источников. В этом случае информационно - коммуникационная предметная среда, во-первых, является, источником учебной информации, предоставляя информационный потенциал информационно- коммуникационной предметной среды (совокупность содержания всего объема распределенного информационного ресурса, включая как семантическую, так и технико-технологическую компоненту, его структурные особенности, возможности режимов работы с ним, в том числе и поток сообщений, циркулирующий в сети - трафик сети, маршрутизирующий этот поток); во-вторых, обеспечивает осуществление информационной деятельности как обучающимися, так и обучающим; в-третьих, обеспечивает информационное взаимодействие интегративного характера, направленное на реализацию идей открытого образования и использования всего информационного потенциала информационно - коммуникационной предметной среды.

Модель модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования, осуществляемого образовательным учреждением, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности профессионально-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, компьютерно-технологического состава образовательного учреждения, осуществляющих субординированные функции по информационному, учебно-методическому, техническому обеспечению и мониторингу обучения индивидуальных потребителей образовательных услуг. Подобная система должна обеспечивать связь, как между ее внутренними элементами, так и единство с окружающей средой, во взаимной связи с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость, структурность - свойства не только строения, но и поведения системы. С этих позиций структурно - организационную модульную систему обучения образовательного учреждения системы дополнительного профессионального образования, осуществляющего профессиональную подготовку специалистов, можно отнести к наиболее сложным видам систем. Целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех сторон деятельности комплекса.

 

АВТОР: Никифорова С.Ю.