18.06.2012 2741

Роль и место информационной культуры в становлении будущих инженеров лесного комплекса

 

Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологической культурой важной частью общего образования человека становится информационная культура. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад. Люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в реальном режиме времени. Создается впечатление, что законом жизни в наше время становится утверждение Н. Винера: «Действительно жить - значит жить, располагая правильной информацией».

В условиях нарастающего воздействия информатизации на профессиональную сферу важно, чтобы каждый будущий специалист достиг определенной степени совершенства во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого вида, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Владение информационной культурой обеспечит ему высокий уровень образованности, создаст прочный фундамент для структурирования знаний, даст средства и методы для развития способности к ориентации в быстро меняющемся мире, позволит успешно освоить любую отрасль деятельности, привьет способность к широкому взгляду на вопросы своей профессиональной деятельности. Безусловно, каждому человеку необходима сегодня компьютерная грамотность и опыт практического использования персонального компьютера.

Многие исследователи (M.А. Вохрышева, Н.А. Коряковцева, С.Г. Антонова, И.И. Горлова) считают, что в информационной культуре специалиста можно выделить два структурных уровня: содержательный и функциональный.

Содержательный уровень включает информированность человека о явлениях, относящихся к сфере культуры, знание источников информации, включение в информационно-культурное поле своего сознания наиболее значимых идей, циркулирующих в обществе и, конечно, профессиональные знания. Он определяется набором преподаваемых в ВУЗе дисциплин. Утверждается системный подход к определению изучаемых дисциплин, суть которого заключается в выделении блоков, выполняющих четко обозначенные задачи, и в установлении интегративных связей между ними. Рациональное соотношение блоков позволяет гармонично сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной.

Анализ учебных программ технического ВУЗа показал, что традиционно выделяются следующие блоки: общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины (ГСЭ), математические и общие естественнонаучные дисциплины (ЕН), общепрофессиональные дисциплины (ОПД) и специальные дисциплины (СД). В научной литературе как самостоятельный выделяется мировоззренческий цикл. Как считает М.Г. Вохрышева, данный цикл дисциплин призван актуализировать развитие интегральных тенденций и сформировать своеобразный «информационно-культурный универсализм», который позволит специалисту не ограничиваться сферой собственной деятельности, а обеспечит мобильность, способность быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, выполнять функции, выходящие за пределы его традиционных профессиональных обязанностей.

Весьма продуктивно рассмотрение содержательного уровня информационной культуры специалиста в контексте социальной защиты человека как профессионала и личности. В этой связи заслуживает внимания точка зрения С.Г. Антоновой, полагающей, что «при разработке требований к информационной культуре специалиста следует органически связывать обоснование профессиональных знаний и умений с обоснованием нравственных начал жизни человека, его способности выделять из контекста повседневности не только собственное предназначение профессионала, но и ставить задачу более далекую - прожить жизнь осмысленно, бодро, достойно». Продолжая данную тему, американский социолог Д. Янкелович характеризует настоящий период развития общества как время возрастания значения для субъекта ценности «самореализации личности», причем собственно человеческие цели берут верх над вещными, и вперед выходит стремление человека к самоосуществлению.

Необходимость реализации обозначенных задач создает предпосылки для усиления гуманитарного аспекта в формировании информационной культуры будущего специалиста на основе деятельностного подхода, учитывающего специфику субъекта как активного участника всех процессов. Технология обучения, разработанная на основе данного подхода, как отмечает И.С. Якиманская, предусматривает не просто усвоение программного материала студентами, но включает также организацию их познавательной деятельности. Иными словами, помимо знаний учебных дисциплин студентам необходимо овладеть метазнаниями.

Отсутствие метазнаний у бывших школьников - сегодняшних студентов очень беспокоит в настоящее время многих ученых и педагогов-практиков. Как пишут Г.Л. Смолян и К.Б. Шошников, «считается известным как научить профессии: сумма учебных курсов, практические и лабораторные работы, мотивационная подготовка и еще кое-что. Однако нет ни планов, ни схем интеллектуальной деятельности, ориентированной на индивидуальное усвоение». По мнению В.А. Минкиной нет средств, формирующих убеждение в том, что ни одно знание не надежно, что основу надежности дает лишь процесс поиска знаний, длящийся всю профессиональную жизнь. Попытки обозначить для специалистов ориентиры на систематический и осознанный поиск нового знания заставляют со всей серьезностью обратиться к проблеме формирования функционального уровня информационной культуры.

Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование следующих умений, необходимых будущему специалисту: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути поиска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нужные; умение рационально использовать полученную информацию, формулировать свои информационные потребности и адекватно определять информационные возможности. Формирование этих и других умений и навыков сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и полноту получения информации и знаний, что значительно повысит качественный уровень подготовки специалистов.

Основополагающее значение применительно к учебному процессу имеют в этой связи современные информационные средства обучения:

- Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы.

- Обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.

- Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях.

- Распределенные базы данных по отраслям знаний.

Важное место в обучении должны занять современные средства телекоммуникаций, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, а также электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Однако использование новых информационных технологий и средств в обучении не должно исключать подготовку специалистов в реальном предметном направлении. Недопустима замена реальных физических явлений только модельным представлением их на экране компьютера. Исследуя особенности информационной деятельности, Д.Ш. Матрос, Ю.А. Шрейдер, A.M. Цыганенко указывают на тот факт, что информационная среда становится эффективной в случае присутствия в ней свойства комфортности для потребителя информации, а для этого необходимо создать благоприятные условия для взаимодействия информационной системы и специалиста. Таким образом, человеческий фактор входит в систему деятельности как основной компонент обеспечения любого процесса. Изучение этого фактора напрямую связано с обоснованием гуманитарного аспекта информационной культуры специалиста как на содержательном, так и на функциональном уровнях. Чтобы с большей определенностью обозначить роль и место информационной культуры в становлении будущего специалиста целесообразно рассмотреть специфику данной профессии согласно классификации, разработанной Е.А. Климовым.

Анализ профессионально-важных качеств (ПВК) инженера согласно общепринятой классификации профессий по группам «человек - человек», «человек - техника», «человек-природа», «человек - знаковая система» и «человек - художественный образ» показал, что профессию инженера лесного комплекса следует отнести к группе «человек - техника». Для этой группы профессий характерны следующие качества: повышенный интерес к технике, техническая наблюдательность, техническое мышление. В связи постоянным совершенствованием техники и ростом научно-технической информации возрастают требования к креативным способностям специалистов, для развития которых необходим широкий технический кругозор и техническая фантазия.

Вследствие многоплановости объектов и предметов инженерного труда возможен переход многих специальностей в смежные профессиональные группы. Как указано в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство» и «Машины и оборудование лесного комплекса» объектами профессиональной деятельности инженера являются леса, объекты ландшафтного строительства, лесопаркового хозяйства и ландшафтной архитектуры; воспроизводство и улучшение видового состава растительности, качества лесных и садово-парковых насаждений; рациональное использование лесов; защита особо охраняемых природных территорий и объектов ландшафтного строительства. Следовательно, смежной профессиональной группой для инженера лесного комплекса можно считать группу «человек-природа». Данная группа профессий требует осуществления профессиональной деятельности с учетом ее нравственных аспектов, бережного отношения к природе, оптимизации состояния окружающей природной и урбанизированной среды, умений прогнозировать последствия профессиональной деятельности и разработки любых инженерных проектов с учетом экологических, эстетических и экономических параметров.

Повсеместное распространение компьютерных технологий заставляет представителей многих профессий, в том числе и инженеров, осваивать компьютер, хотя бы на уровне пользователя. Следовательно, смежной группой профессий для инженера лесного комплекса можно считать группу «человек - знаковая система». Для этой группы профессий на первое место выступают задачи восприятия и переработки информации, ее использования для принятия различных управленческих решений, их реализации, проверки и прогнозирования последствий. Здесь необходима способность к длительной концентрации внимания, а для запоминания, осмысления и переработки поступающей в виде сигналов информации специалисту необходимо обладать оперативной памятью и логическим мышлением. Велика роль и зрительного восприятия, благодаря которому принимаются сигналы и осуществляются необходимые действия и манипуляции. Многочасовая работа со знаковыми системами требует определенной эмоциональной устойчивости.

Современный инженер производства должен владеть не только знаниями по своей специальности, но и основами предпринимательской деятельности. Организационно-управленческая деятельность инженера включает организацию работы в коллективе исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, нахождение компромисса между различными требованиями как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения. В этом случае профессия инженера приобретает черты смежной группы профессий типа «человек-человек», основной особенностью которой является взаимодействие между людьми, реализуемое в общении и информационном обмене. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является здесь важнейшим условием высокой эффективности труда. Низкая сформированность коммуникативных качеств служит противопоказанием к овладению профессиями этого типа.

Таким образом, рассмотрев специфику профессии инженера лесного комплекса согласно классификации, представленной Е.А.Климовым и отражающей отношения человека к 1) другому человеку, 2) технике, 3) к природе, 4) знаку; 5) художественному образу, мы попытались доказать, что данная профессия представляет собой систему четырех базальных профессиональных типов: 1) человек-техника; 2) человек-природа; 3) человек-знак; 4) человек- человек. Следовательно, психологическая природа данной инженерной профессии отражает черты, присущие этим четырем профессиональным классам. Эти черты и определяют структуру ПВК профессии инженера лесного комплекса, важное место в которой занимают качества, характеризующиеся знаниями и умениями в области получения, передачи, хранения и использования информации, необходимые будущему специалисту для организации работы в коллективе, для принятия оптимальных управленческих решений, в профессиональном общении и для совершенствования своего профессионализма.

Важным документом, в котором отечественными учеными активно разрабатываются требования к совокупности основных знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту, является квалификационная характеристика. Этот документ является основой для разработки учебных планов, программ, организации учебного процесса. Более того, мера соответствия результатов профессиональной подготовки студентов квалификационной характеристике, по мнению Е.А. Климова, является в настоящее время наиболее широко применяемым критерием успешности подготовки специалиста высшей квалификации.

Анализ квалификационных характеристик по направлениям подготовки специалистов «Лесное хозяйство» (260400), «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (260500), а также «Машины и оборудование лесного комплекса» (170400) показал, что выпускник в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой должен научиться осуществлять четыре вида деятельности, каждый из которых предусматривает готовность и умение будущего инженера решать следующие основные профессиональные задачи.

Производственно-технологическая деятельность:

- разработка оптимальных технологий изготовления изделий;

- эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;

- выбор материалов и оборудования для реализации производственных задач;

- осуществление метрологической поверки основных средств производства;

Организационно-управленческая деятельность:

- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определении оптимального решения; оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества производственной и проектной продукции;

- осуществление технического контроля и управления качеством продукции.

Научно-исследовательская деятельность:

- диагностика состояния и динамики объектов деятельности (лесничеств и лесхозов, объектов ландшафтной архитектуры, технологических процессов и оборудования) с использованием необходимых методов и средств анализа;

- создание математических и физических моделей процессов и оборудования, а также теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства материалов в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве;

- разработка планов, программ и методик проведения исследований;

- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов.

Проектно-конструкторская деятельность:

- формулирование целей и задач проекта (программы) при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях; построение структуры их взаимосвязи, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности и оптимизации состояния окружающей природной и урбанизированной среды;

- разработка обобщенных вариантов решения проблем, анализ вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальное™; планирование реализации проекта;

- разработка проектов лесоустройства, производства лесных культур, объектов ландшафтного строительства и изделий с учетом технологических, эксплуатационных, экологических, эстетических, экономических параметров;

- использование информационных технологий при разработке новых материалов и технологий.

Для решения всех этих профессиональных задач будущему инженеру лесного хозяйства необходим высокий уровень информационной культуры, который характеризуется следующими знаниями, умениями и навыками:

- умение рассчитывать нормативы материальных затрат и экономическую эффективность проектируемых мероприятий и технологических процессов с учетов нравственных аспектов деятельности;

- умение осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно- технической информации по теме;

- умение на основе изучения специальной литературы и другой научно- технической информации подготовить информационные обзоры, рецензии, отзывы;

- умение консультировать по вопросам проектирования продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов;

- знание современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связей;

- знание методов проектирования и исследований, проведение экспериментальных работ;

- знание основ различных смежных наук (экономики, организации труда и производства, экологии);

- осознание необходимости продолжить самообразование, используя новейшие информационные технологии.

Таким образом, профессиональная деятельность будущего инженера постоянно связана с информацией, а значит, информационные процессы являются ее неотъемлемой частью. Рассмотрим каждый вид профессиональной деятельности будущего инженера лесного комплекса и определим, какое место занимают в них информационные процессы, и каким образом используются информационные технологии.

В производственно-технологической и проектно-конструкторской деятельности будущему инженеру необходимо научиться использовать прикладные компьютерные программы. Вычислительная техника давно и успешно применяется в различных сферах экономики и промышленности, в том числе и в лесном комплексе. Компьютер не только производит расчеты, но и предоставляет богатые графические возможности для инженерного проектирования, позволяет воспроизвести на экране различные образцы продукции, автоматизировать определенные этапы промышленной технологии. Инженеру конструктору не требуются больше кульман, карандаш и резинка. Специальный пакет прикладных программ, называемый САПР (система автоматического проектирования) позволяет избавиться от рутинных расчетов и чертежей и сосредоточиться на творческой созидательной части работы. Проектировщик, работающий за компьютером, вводит в программу техническое задание (цели и ограничения), и компьютер производит расчеты, строит необходимые чертежи, готовит отчетную техническую документацию. Человеку остается выполнить две важнейшие творческие функции: предложить идеи и оценить полученные результаты. Другие действия по реализации проекта или конструкций носят исполнительский, нетворческий характер и вполне могут быть переданы машине.

В научно-исследовательской деятельности инженер с помощью ЭВМ сможет успешно осуществлять сравнительно новый вид эксперимента - вычислительный, который существенно сокращает временные и экономические затраты на проведение лабораторного или натурального эксперимента. В случае проведения вычислительного эксперимента не нужно разрабатывать экспериментальные установки и измерительную аппаратуру, проводить испытания на образцах из дорогостоящих материалов. Достаточно провести исследование с помощью математической модели объекта. Для этого исследуемый процесс или явление описывается при помощи определенных математических конструкций - систем уравнений. В них обязательно отражаются зависимости изучаемого явления от наиболее существенных факторов. Затем разрабатывается алгоритм решения этой системы уравнений с учетом требуемой точности. Полученный алгоритм переводится на один из языков программирования, в результате чего появляется соответствующая программа.

Перед началом вычислительного эксперимента инженер-исследователь выдвигает гипотезы и прогнозирует определенные результаты. Затем вводит в компьютер различные данные для программы и сравнивает полученные результаты с ожидаемыми. Очень часто в результате вычислительного эксперимента получают новые знания об исследуемом явлении. Вычислительный эксперимент находит широкое применение при исследовании макроявлений (например, влияние воздействий человека на окружающую среду) или микропроцессов (например, влияние средств борьбы с вредителями на рост отдельных видов деревьев).

Овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими использовать информационные технологии для успешного осуществления производственно-технологической, проектно-конструкторской и научно- исследовательской видов деятельности непременно окажутся полезными будущему инженеру и для осуществления организационно-управленческой деятельности, главным в которой является умение принимать компетентные управленческие решения. Процесс принятия управленческих решений представляет собой важную составляющую информационной культуры специалиста и требует на наш взгляд подробного рассмотрения.

В научной литературе существует большое многообразие точек зрения по вопросу понятия управленческого решения. Одни ученые (например, С. Янг) отождествляют понятие принятия решения с понятием управления, другие считают, что данное понятие является элементом управления. В литературе, посвященной математическим проблемам, принятие решений определяется как выбор наилучшего решения из множества альтернатив. Мы разделяем мнение тех, кто рассматривает управленческое решение как элемент управления и определяет его как целенаправленное воздействие на управляемый объект, осуществляемое для решения возникшей проблемы.

Управленческие решения характеризуются рядом общих требований: целевой характер, обоснованность, своевременность, выполнимость. Субъектом всякого управленческого решения является лицо, принимающее решение (ЛПР). Это понятие является собирательным.

Управленческий труд имеет определенную специфику. Предметом труда является информация, которая обрабатывается с помощью определенных средств и методов. Продукты труда представляют собой переработанную информацию в виде управленческого решения. С информационной точки зрения в процессе принятия решения происходит уменьшение неопределенности.

Как показывает анализ литературы, процесс принятия решения включает много различных элементов, среди которых большинство исследователей выделяют такие как постановка проблемы, обозначение цели, поиск альтернатив и решение как выбор альтернативы.

Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание проблемы, формулирование проблемы, определение критериев решения проблемы.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения. Интерпретация проблемы - это признание значения и определение той проблемы, которая признана. Определение критериев успешного решения предполагает выявления причины возникновения проблемы, что вызывает необходимость сбора, анализа и систематизации различной внутренней и внешней информации. В процессе сбора информации важно научиться отличать релевантную информацию от информации, не относящейся к данной проблеме.

Стадия подготовки решения состоит из этапов поиска, оценки и выбора альтернатив.

Как только определены факторы, ограничивающие решение, инженер - менеджер начинает работу по поиску альтернатив для решения проблемы. Однако, нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не помещается в привычные, стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Выбор альтернативы является наиболее ответственным этапом в процессе принятия решения. Хороший предыдущий анализ позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора.

Последняя стадия в принятии решений - есть выполнение решения. Эта стадия состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.

Наиболее общей ошибкой инженеров-менеджеров является их вера в то, что если выбор в отношении решения сделан, то оно обязательно будет выполнено. Организация выполнения решения как этап предусматривает координацию усилий многих людей. Данный этап состоит из нескольких шагов: составление плана мероприятий, который предусматривает конкретные действия, превращающие решение в реальность; встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма является система обнаружения ошибок и успехов в действиях по выполнению решения. Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки выполнения решения.

Таким образом, стадия выполнения решения предусматривает интенсивный обмен информацией между тем, кто принимает решение, и теми, кто осуществляет его выполнение. Обмен информацией - это сложный информационно-коммуникативный процесс, осуществление которого требует высокой информационной культуры. Он включает в себя следующие основные элементы: Кодирование и выбор канала. Прежде, чем передать информацию, отправитель должен с помощью специального набора знаков-символов закодировать ее. Такое кодирование превращает информацию в сообщение. Отправитель также должен выбрать канал, совместимый со знаковой системой, используемой для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача устной и письменной речи, а также электронные средства связи. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

Передача. На этом этапе отправитель использует канал для физической доставки сообщения получателю. Передача - важный этап донесения информации до другого лица.

Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в информацию для получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение и для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировал данную информацию. Если реакции на сообщение не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией и устранению информационных шумов.

Шум. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе обмена информацией происходит некоторое искажение ее значения. Искажение смысла при обмене информацией происходит вследствие ее систематизации (отбора). Поскольку, именно лицо, принимающее решение, определяет какие сообщения отправлять, будущему руководителю очень важно научиться правильно оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также потребностей других потребителей информации в сфере его управленческой деятельности.

Таким образом, понятие управленческого решения представляет собой сознательное воздействие субъекта на объект управления. Основным связующим звеном между субъектом и объектом управления является информация.

Основными факторами, определяющими характер принимаемых решений, являются личностные и профессиональные особенности лица, принимающего решения, состояние среды принятия решений и характеристики совокупной информации об объекте управления. Для облегчения его труда и экономии времени созданы автоматизированные информационные системы (АИС), основой которых является база данных. Среди них особое место занимают системы поддержки принятия решений. Данные системы обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать. Они оснащены сложными инструментальными средствами моделирования анализа, позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные. Системы поддержки принятия решений отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий, имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Но в деятельности инженера есть ряд информационных процессов, которые невозможно передать машине. Это - отбор информации для решения творческих задач в процессе профессионального чтения, переработка исходной информации и создание новой, профессиональное общение.

Профессиональное чтение - это не только способ получения знаний «впрок», но и способ расширения профессионального кругозора, развития ассоциативного мышления. Продуктивность профессионального чтения обусловливают такие факторы, как читательские установки исследователя, его способность к рефлексии, умение домысливать, воссоздавать недостающие фрагменты. Стремление специалиста найти готовые рецепты решения задачи диктует эпизодическое обращение к профессиональной литературе. Установка же на выявление идей, новых взглядов и подходов предполагает систематическое чтение по широкому кругу вопросов. Это расширяет представление, обогащает тезаурус, устраняет ограничивающие пороги понимания научно-технической информации.

Важно учитывать, что непонимание новой информации у каждого человека проявляется по-разному. Это различие обусловлено умением использовать механизм рефлексии, который помогает контролировать собственное информационное поведение. Часто наиболее сложная информация отклоняется уже на входе воспринимающей системы. Она оценивается как несоответствующая потребности и может оказаться необратимо потерянной. Подобная замена представлений, приводящих к осознанию непонятного как ненужного, присуща в принципе всем людям. Для человека с низким уровнем информационной культуры это противоречие остается незамеченным. Как пишет B.C. Швырев, понимание до поры до времени подобно воздуху, которого не замечаешь, когда оно есть. Если существует понимание, не нужна рефлексия. Но при угрожающем отчуждении человека от знания рефлексия выступает важнейшим средством включения исследователя в новую концептуальную структуру.

Продуктивность профессионального чтения зависит от способности специалиста конструировать «сферы умалчивания» того, о чем в тексте не говорится, но без чего невозможно полностью установить значение сказанного. Современная профессиональная литература рассчитана на компетентных читателей, систематически следящих за появление новых публикаций и способных восстанавливать смысл по опорным элементам.

Важнейшим источником получения информации является также профессиональное общение, включающее непосредственное живое общение со своими коллегами, наблюдение за их работой, обмен мнениями, обсуждения, дискуссии. Специалист должен уметь использовать неформальные каналы общения, находить учителей и консультантов, слушать и понимать чужую точку зрения. Одновременно специалист должен готовить себя к роли обучающего, эксперта по проблематике собственных разработок. Он должен уметь сопоставлять и систематизировать ранее известные результаты, идентифицировать гипотезы и данные, формулировать непротиворечивые утверждения, доступные потенциальному читателю или слушателю. Иначе, чтобы передать коллегам вновь полученное знание, надо уметь изготовить его «экспортную модель».

Разносторонний анализ деятельности инженера лесного комплекса, позволяет сделать следующие выводы:

- Анализ специфики профессии инженера лесного комплекса согласно классификации Е.А.Климова показал, что данной профессии присущи черты четырех базальных типов (человек-техника; человек-природа; человек-знак; человек-человек), которые и определяют структуру ПВК этой профессии. Важное место в этой структуре занимают качества, характеризующие информационную культуру специалиста.

- Анализ научной литературы показал, что в структуру ПВК специалиста должны быть включены: а) общепрофессиональные качества личности, знания, умения, навыки, которые должны быть развиты (или сформированы) у специалистов любого профиля в процессе профессиональной подготовки; и б) специфические качества личности, знания, умения, навыки, диктуемые задачами подготовки к конкретной специальности. Эта группа качеств должна быть определена представителями тех или иных конкретных специальностей в содружестве с психологами и педагогами.

Первая группа качеств, знаний, умений и навыков опирается на научные представления о психологической структуре, типах и основных свойствах личности. С этих позиций общая часть структуры ПВК специалиста предполагает: а) наличие важнейших гражданских качеств личности (ответственность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность и другие), на приоритет которых указывают многие ученые (Е.А. Климов, В.Д. Симоненко, Э.С. Чугунова, Н.Ф. Талызина); б) наличие качеств, определяющих информационную культуру специалиста, то есть умение самостоятельно добывать необходимую информацию, логически ее перерабатывать, приводить в систему, использовать для решения профессиональных задач. Здесь важное значение приобретает умелое использование будущим инженером информационных технологий.

Анализ квалификационных характеристик по направлениям подготовки специалистов «Лесное хозяйство» (260400), «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (260500) и «Машины и оборудование лесного комплекса» (170400) показал, что большую часть знаний, умений и навыков, к которым предъявляются требования в этих документах, определены с позиций задач подготовки к конкретной специальности и обозначают специфические качества личности. Отсутствие общепрофессиональных качеств личности является главным недостатком этих документов. Мы считаем, что поскольку квалификационная характеристика является базовой моделью деятельности инженера, необходимо включение в нее общепрофессиональных качеств личности и определяющих их знаний, умений и навыков, а также выделение в отдельный блок знаний, умений и навыков, характеризующих информационную культуру, что вполне обусловлено требованиями научно-технического прогресса и высоким уровнем технологического развития общества. При разработке содержания этих знаний, умений и навыков особое внимание следует уделить гуманитарному аспекту информационной культуры, который характеризуют нравственные качества личности. Именно они помогут будущему специалисту объединить его информационные интересы, потребности, способности и позволят, как бы со стороны посмотреть на характер целей собственной деятельности, корректируя их по мере определения границ и приоритетов своих знаний. Как справедливо отмечает С.Г. Антонова, «равнодушие, замкнутость на собственных интересах, безразличие к другим и эгоизм препятствуют развитию и реализации творческого потенциала личности, а, следовательно, мешают эволюции человечества». В этой связи важное значение приобретают тенденции гуманитаризации образования.

 

АВТОР: Нестерова Л.В.