18.06.2012 4010

Содержание профессионального образования и система требований к экономической подготовке специалиста педагогического профиля

 

В условиях рыночных отношений, с появлением конкуренции, оперативное решение жизненно важных тактических вопросов требует быстрого и экономически оправданного принятия решений, обосновать которые способны только высококвалифицированные специалисты соответствующих областей. Организационная деятельность работников, занятых в сфере управления, включая сотрудников министерств и отделов народного образования, директоров школ, завучей и т.д., должна ориентироваться на использование информационных технологий, позволяющих в короткое время получать важные для учреждения показатели его деятельности. Новые подходы в реализации управленческих функций требуют радикального изменения самой технологии управления, внедрения технических средств преобразования информации, среди которых важнейшее Сегодня в новых условиях велика потребность в специалистах, владеющих инструментом проведения анализа, оценки состояния хозяйственной деятельности учреждения, способных намечать и проводить в жизнь мероприятия, изменяющие те или иные показатели в благоприятную сторону. Совершенно ясно, что без применения компьютерных технологий обеспечить такой режим управления очень сложно.

В этой связи чрезвычайную важность приобретают проблемы обучения в области информационных технологий. Развитие этой области человеческих знаний и деятельности протекает столь стремительно, что требует постоянных усилий и совершенствования всех потребителей этих знаний.

И.П. Подласый определяет обучение как упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Целью обучения является то, к чему стремится обучение, на что направлены его усилия.

В процессе обучения, обучаемые должны овладеть системой научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которые составляют содержание обучения.

Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений навыков, способов мышления составляет образование учащегося.

Таким образом, содержание образования является средством воплощения в жизнь целей образования (обучения), определяемых текущими и перспективными потребностями общества, то есть социальным заказом.

В настоящее время произошло известное изменение потребностей общества в квалифицированных кадрах. Необходимым атрибутом профессиональной пригодности в обществе является обладание не только профессиональными знаниями, но и знаниями в области информатики и связанных с ней информационных технологий, позволяющих наиболее полно реализовывать профессиональные качества.

Образовательная система должна ответить на эти изменения не столько массовым открытием специализированных академий, институтов (что наблюдается в настоящее время в основном в коммерческой форме обучения), сколько заботой о качестве подготовки специалистов педагогического профиля, о содержании образования в целом и каждой дисциплины в отдельности. Проблемы подготовки специалистов в высшей школе становятся все более актуальными и в связи с ситуацией в стране, и в связи с возрастающими масштабами их выпуска. Перед высшей школой сегодня особенно остро стоят проблемы определения как содержания обучения, отвечающего выдвигаемым обществом задачам, так и организации учебного процесса, выбору форм, методов обучения и подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.

Содержание высшего образования представляет собой педагогическую интерпретацию социального заказа и в идеале должно являться эквивалентом модели будущей профессиональной деятельности.

Требования к содержанию обучения в высшей школе определяются государственной стратегией развития высшего образования и отражены в Государственном стандарте Высшего профессионального образования.

Государственные требования к содержанию и уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием содержат как общие требования, направленные на возрождение культуры, духовности нового демократического государства, преобразования во всех сферах человеческой деятельности, становление общества и рыночных отношений, так и требования по циклам дисциплин, составляющих основу подготовки специалиста.

Среди общих требований Государственного стандарта к уровню подготовки специалистов педагогического профиля можно назвать следующие:

- специалист должен иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе, владеть культурой мышления, владеть профессиональными знаниями, регулярно повышать свою квалификацию как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями;

- уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные образовательные технологии; уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний при реализации знаний специалист должен уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; находить решения типовых задач, в том числе в нестандартных ситуациях, и решать нестандартные задачи; самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода; уметь использовать знания, обладать способностью переоценивать накопленный опыт, приобретать новые знания в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, приобретать новые знания, используя современные информационные технологии». Сегодня, как отмечает Ю.Г. Татур», во весь рост встает проблема опережающего роста профессиональной компетенции кадров», для решения которой необходимо...» сместить акцент в обучении с усвоения «готовых знаний» на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств»,... «перейти от репродуктивного к творчески-продуктивному типу обучения, призванному обеспечить...» рывок в повышении качества подготовки специалиста». Очевидно, что эта проблема отражена в государственном заказе высшей школе.

В определении содержания подготовки специалиста педагогического профиля важно помнить то, что в настоящее время бурно развивается информатизация общества, средства ее автоматизации. Специалист-педагог, не владеющий современными информационными технологиями подготовки и обработки информации, не сможет реализовать свой профессиональный потенциал. Обучение компьютерным технологиям, осуществляемое в аудиториях, оснащенных современной компьютерной техникой, должно быть направлено, прежде всего, на реализацию целей профессиональной подготовки специалиста. Л. Г. Семушина считает, что именно характер будущей профессиональной деятельности является главным фактором в определении содержания образования. Такой подход позволяет интегрировать формы и методы обучения и разработать программы обучения, отвечающие эффективной подготовке современных специалистов.

Подготовка специалистов педагогического профиля в ВУЗе осуществляется по Государственным программам Высшего профессионального образования. Структура учебного плана предусматривает деление изучения учебных предметов на циклы. В каждый из циклов дисциплин входят как обязательные предметы, составляющие федеральный компонент содержания, так и предметы по выбору студентов, определяемые учебным заведением, то есть региональный компонент. Общий объем часов, количество учебных часов по циклам и предметам определяются требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности.

Все требования к качеству профессиональной подготовки могут быть объединены одним универсальным - профессиональная компетентность выпускника ВУЗа. Но это очень емкое и понятное всем требование для своей реализации требует детальнейшей проработки в рамках каждой дисциплины.

Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования содержит высокие требования к качеству знаний специалистов педагогического профиля в области информатики и информационных технологий, содержит обширный круг вопросов и тем для освоения, но определяет лишь направления к содержанию.

Приведем требования государственного образовательного стандарта к содержанию обозначенных дисциплин:

ИНФОРМАТИКА (011600 - Биология, 011 ООО - Химия) ЕН.Ф.02 - Информатика. Понятие информации, общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.

ЭКОНОМИКА (011600 - «Биология», 011 ООО «Химия») ГСЕ.Ф. 11 - Экономика. Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Микроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Микроэкономическое равновесие. Совокупный доход и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребления и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Развитие технических и программных средств в последнее время привело к новому взгляду на информатику как учебный предмет. Из дисциплины «модной», она превратилась в мировоззренческую дисциплину, дисциплину, отражающую концепцию всеобщего характера информационных процессов и стала неотъемлемой составляющей содержания высшего образования специалиста. Появившееся понятие «информационные технологии», оказалось столь важным для общественного развития, что практически сразу вошло в название и содержание дисциплины «Информационные технологии».

В процессе определения содержания дисциплины «Информационные технологии» необходимо определить значения термина «технология». В переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение. Семантика этого слова означала и означает некий процесс, направленный на достижение поставленной цели, но в большей степени использовалось при описании материальных, чаще всего производственных процессов. Отметим, что термин «технология», как обозначающий процесс, приобретает определенный смысл лишь при указании предмета или сферы приложения этого процесса (технология получения продукта, технология выполнения операции и т.п.), приводящего к изменению первоначальных качеств или состояния материального объекта (ресурса), то есть его преобразование. М. И. Марков определяет технологию как способ реализации людьми сложного процесса, путем разделения его на систему последовательных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. Под процедурой понимается набор действий (операций), посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры, то есть однородная логически неделимая часть конкретного процесса. Любая научно и практически обоснованная технология (технологический процесс) характеризуется тремя признаками:

- разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

- поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);

- однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, являющаяся непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Применительно к информации, как к ценнейшему общественному ресурсу, технология означает процесс ее переработки (преобразования, отвечающего признакам, характеризующим технологию) для получения информации, обладающей новыми качествами (например, достаточной для аналитических выводов, принятия управленческих решений, получения обобщающих показателей и т.п.). Поэтому по отношению к преобразованию информации стал широко использоваться термин «информационные технологии».

Определения информационной технологии в современных литературных источниках различны, например:

«Информационная технология (ИТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно - технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности».

«Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)».

«Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

Безусловно, изменение названий дисциплин ведет к коренному концептуальному изменению содержания подготовки специалистов в обозначенной области, поиску подходов к соотношению целей и содержания.

Концептуальный характер содержания дисциплины, помимо учета педагогических и организационных принципов, должен базироваться на понимании того, что развитые страны мира и мировое сообщество в целом за последнее десятилетие создали мощную инфраструктуру и высокими темпами осуществляют формирование единого информационного пространства, не вхождение в которое России является серьезным препятствием к международному сотрудничеству, ведет к большим экономическим потерям и не позволяет создать в России современный цивилизованный рынок товаров и услуг.

«Реализация стратегической цели - выход России из кризиса, достижение высоких экономических и социальных результатов, достижение роли полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависят от того, каковы будут масштабы использования информационных технологий во всех сферах деятельности...».

Государственная Программа информатизации России предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры.

В поисках новых форм обучения одной из основных проблем теории и практики обучения была и остается проблема отбора содержания обучения, представляющая собой сложную и, несомненно, актуальную проблему.

Для осмысления подходов к отбору содержания спецкурса «Экономическая информатика», полезно проанализировать те изменения, которые претерпевали дисциплины «Информатика» и «Экономика» в ВУЗовской практике, причины этих изменений, а также уровень использования информационных технологий в практической деятельности специалистов педагогического профиля.

С целью анализа изменений, сопровождающих ВУЗовскую практику преподавания дисциплин по информационным технологиям, нами выбран метод сравнительного анализа, который применен как для анализа изменения планируемых объемов на изучение дисциплин за выбранный период, так и для анализа изменений содержания дисциплин.

Результаты анализа наиболее достоверными будут для специальностей одного профиля и с сопоставимыми периодами, выбранными для анализа. Наиболее отвечающими этим требованиям применительно к объекту исследования являются специальности 011600 - «Биология», 011000 «Химия», 012500 - «География». Для анализа определен период в 10 лет (срок достаточно большой для бурно развивающейся области человеческих знаний). Нам представляется необходимым комплексно оценить содержание всех учебных дисциплин, связанных с изучением средств вычислительной техники и их использованием для обработки экономической информации, то есть включить в анализ такие дисциплины как «Информатика» и «Экономика».

Анализ объемов учебного времени, планируемого на изучение дисциплин, связанных с изучением информационных технологий, показывает, что по специальности «Биология» и «Химия « объем часов на комплексное изучение дисциплин с 1991-92 учебного года увеличен (в разной степени, в зависимости от специальности), что отражает повышение общественной значимости системы знаний в области информационных технологий.

Однако, по специальности «География», объем часов остался на первоначальном уровне. При этом надо учесть, что на этой специальности преподается только дисциплина «Информатика», в то время как на «Биологии» наряду с информатикой преподается курс «Новые информационные технологии в учебном процессе».

Однако анализ структуры этих изменений показывает, что это увеличение обеспечено, в основном, за счет увеличения удельного веса самостоятельной работы студентов по обозначенным дисциплинам, аудиторная нагрузка по объему осталась практически неизменной.

По специальности «Биология» роста аудиторной нагрузки не произошло, общее увеличение объемов всецело состоялось за счет увеличения объема времени, запланированного на самостоятельную работу студентов

По специальности 011000 - «Химия» в объемах анализируемого цикла дисциплин наблюдается снижение аудиторной нагрузки на фоне, не столь значительного как по специальности «Биология», увеличения ее общего объема. В то же время необходимо отметить, что на специальности «Химия» до 1999 года читалось две дисциплины: «Информатика» и «Компьютерные технологии в науке и образовании», а в стандарте 2000 года оставлена только «Информатика».

Изменение содержания дисциплин, тесно, а порой и напрямую, связано с имеющимся в ВУЗе парком технических средств. В этом аспекте анализируемый период ознаменован многократным изменением учебных программ, вызванным бурным развитием как технических, так и программных средств.

Объем часов по «Экономике» за анализируемый период изменился по всем специальностям незначительно. Общий объем нагрузки снизился со 180 до 160 часов, но при этом произошло увеличение аудиторных часов за счет снижения часов на самостоятельную работу.

Изменение содержания по «Информатике» и «Экономике» трудно выразить в числовом эквиваленте, подобно объемам учебной нагрузки, что дало бы объективную оценку динамики этого изменения. Анализ вариантов программ показывает, что в указанные периоды произошли значительные изменения содержания дисциплин. В большой мере на эти изменения влияет возможность ВУЗов приобретать современную вычислительную технику, позволяющую использовать соответствующее программное обеспечение и удовлетворять через выпускаемого специалиста общественный социальный заказ.

Так, в 2001-2002 учебном году новое переоснащение лабораторий СГУ средствами вычислительной техники на базе процессоров INTEL PENTIUM- IV и использование сети на основе домена, на базе сетевой операционной системы MS Windows 2000 Advanced Server позволило установить и использовать в обучении новейшие программные продукты, такие как операционная среда MS Windows 2000 Professional и ее приложения, а так же пакеты прикладных программ общего назначения, такие как Microsoft Office 2000, Delphi 6.0. for Windows и др. Безусловно, это привело к изменению содержания дисциплин, связанных с использованием информационных технологии.

Объективно изменение в содержании этих дисциплин происходит ежегодно в той или иной мере за счет:

- установки новых средств ВТ и программного обеспечения;

- появления новых подходов к обработке информации;

- появления новых информационных технологий;

- поисков и применения новых методов и приемов в обучении;

- включения в содержание лабораторного практикума новых задач по дисциплинам специальности.

Как показал анализ динамики изменений, происходящих в учебных предметах по информационным технологиям, объем знаний и информации, которые должны студенты в настоящее время усваивать, достаточно велики и с каждым годом возрастают, объем же аудиторной учебной нагрузки остается практически неизменным. На это обращают внимание многие исследователи, в частности, И. Е. Вострокнутов видит два пути выхода из этого противоречия «Первый - изменение содержания обучения и перестройка структуры учебных программ в сторону уменьшения учебного материала. Второй - рационализация методов обучения, повышение производительности учебного труда путем внедрения в учебный процесс новых информационных технологий обучения».

В последнее время второй подход к обучению стимулирует творческую активность многих педагогов, исследования которых явили новые подходы к процессам обучения и его осмысления как относительно отдельных дисциплин, так и в вопросах общих проблем подготовки специалистов.

 

АВТОР: Немиров О.И.