Роль вариативного компонента содержания в совершенствовании экономического образования специалиста-педагога
Спецкурс «Экономическая информатика» базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных студентами в курсе «Информатика» и «Экономика». Основы наук, составляющих объект изучения информатики и экономики, должны быть ориентированы на дальнейшее развитие системы знаний в других дисциплинах, изучающих информационные технологии и их приложения, тем самым обеспечивать преемственности в обучении.
Из современных программ по информатике мы отмечаем программу Е.С. Крыловой, А.В. Горячева, как программу, ставящую цель развития навыков решения задач с подходами, наиболее типичными и ценными для применения автоматизированных информационных технологий.
Базой для построения спецкурса «Экономическая информатика» должно стать развитие тех целей, достижение которых ставится при обучении информатике и экономике по линии информационно-логических моделей:
- применение формальной логики при решении задач (построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций);
- алгоритмический подход к решению задач (умение планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели, а также решение широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий);
- системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом);
- объектно-ориентированный подход (умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами);
- расширение кругозора в областях знаний, с которыми школа недостаточно знакомит или не знакомит вовсе;
- ознакомление с общими приемами решения задач.
Развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов в спецкурсе «Экономическая информатика» составляет преемственность в обучении и определяет одну из целей спецкурса.
В качестве языка программирования, изучаемого в базовом курсе информатики, может быть выбран любой процедурно-ориентированный алгоритмический язык, поскольку логика проектирования экономических задач требует освоения процедурного стиля мышления с умением планировать необходимую последовательность действий для получения результата.
В качестве методологической основы для построения спецкурса выбран системный подход (как общенаучный и органично неотъемлемый от самих названий объектов приложения педагогических исследований: «педагогическая система», «система обучения», «дидактическая система» и т.п.), а также производные от него методики, связанные с:
- анализом и синтезом;
- рассмотрением сложных объектов в виде набора простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
- планированием последовательности действий;
- построением логических умозаключений и выводов путем применения к известным утверждениям логических операций;
- поиском закономерностей и зависимостей; умением сравнивать и находить аналогии.
Реализуя задачи исследования, многие из которых должны привести к определенным выводам, как результату проведенного анализа, а также способствовать оптимизации профессиональной подготовки студентов, системный подход применяется в сочетании с методом теоретических обобщений.
Для формирования содержания спецкурса «Экономическая информатика» для студентов специальности «Биология» и «Химия» мы предприняли подход от анализа проблем и задач специальных дисциплин и дисциплин специализации, дающих базовую подготовку специалистов к обоснованному выбору средств информационных технологий.
Системный подход в настоящее время становится одним из основных подходов не только познания явлений, но и методологической основой для разработки теорий, в том числе и педагогических.
Особенностью современных педагогических исследований, с целью построения оптимальных педагогических систем, построения методик изучения информационных дисциплин, является то, что системный подход используется как для построения самой педагогической системы или методики по изучению специализированных курсов и отдельных тем, так и для изучения конкретных знаний внутри информационных дисциплин и организации подходов к решению задач с помощью информационных технологий.
Построение профессионально ориентированного спецкурса предусматривает взаимодействие следующих компонентов методической системы.
- целевой компонент, определяющий содержание обучения;
- содержательный, определяемый целевыми установками;
- операционно-деятельный, определяемый методами, формами и средствами обучения;
- контрольно-регулировочный, включающий самоконтроль студентов и контроль преподавателя за ходом решения задач;
- оценочно-результативный, включающий как оценку преподавателя так и самооценку студентов уровня достигнутых студентом результатов по освоению применения информационных технологий в предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности.
АВТОР: Немиров О.И.