18.06.2012 17797

Специфика и возможности дистанционного обучения

 

Сегодня дистанционное обучение (в дальнейшем ДО) интенсивно входит в образовательную сферу, что можно объяснить целым рядом преимуществ этой педагогической системы. Более того, некоторые специалисты считают такое обучение наиболее эффективной формой образования человека вне зависимости от его возраста 54, так как созданные на базе современных носителей информации средства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, принципиально, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла.

Рассмотрим суть и специфику дистанционного обучения (ДО), отметив вначале, что под ним понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

В качестве характерных черт дистанционного обучения (ДО) выделяют следующее.

Гибкость. Учащиеся в системе дистанционного обучения (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменять свой обычный уклад жизни. Для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Модульность. В основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическую эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста, составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Новую роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в ДО; используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение-проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в С ДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.

Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как множество, если не большинство, позиций действующих общегосударственных стандартов нельзя от диагностировать с помощью тестов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пересмотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможности объективного тестового контроля заложенных в них требований.

Использование специализированных технологий и средств обучения. Технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и так далее.

Опору на современные средства передачи образовательной информации. Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их трансляционная основа. Они пользуются для обеспечения образовательных процессов:

- необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

- обратной связью между преподавателем и обучаемым:

- обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

- выходом в международные информационные сети, а также подключением в С ДО зарубежных пользователей.

Важно отметить, что представление обучаемым информации осуществляется в виде:

- печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий),

- электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

- аудио-и видео-продукции,

- телевизионных передач.

При этом носителями информации являются книги, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- или видеокассеты. В качестве средств обучения в ДО выступают учебно-методические комплекты («кейсы»), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

Дидактическую составляющую ДО должны обеспечивать такие разработки педагогов и психологов, как, например:

- технология индивидуализированного обучения (Инге Унт);

- адаптивная система обучения (А.С. Границкая);

- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков).

Программированное обучение (E.JI. Белкин, В.П. Беспалько и др.).

Кратко покажем суть наиболее значимых для дистанционного обучения педагогических технологий и идей.

Технология индивидуализации обучения.

- Основные принципы.

- Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

- Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

- Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

- Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

- Учение в индивидуальном темпе, стиле.

- Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

- Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития обще учебных умений и навыков.

Идеи индивидуализации обучения:

- Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

- Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

- Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Особенности содержания и методики.

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

А.С. Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая - обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная - работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (В.Ф. Шаталов), работы в парах сменного состава (В.К. Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки А.С. Границкой).

А. Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижений делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

План Трамспа, широко известный в США, - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40%; на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Классов так таковых нет, состав малых групп непостоянный.

Концепция программированного обучения.

- Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Принципы программированного обучения.

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей.

Сущность второго принципа - принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения и преобразований информации (управляющих систем). Он требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной. Возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим появляется возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт и качеств личности.

Концепция блочного обучения.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, позволяющей ученикам выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Следующие последовательные блоки такой обучающей программы должны обеспечивать гарантированное усвоение определенного темой материала:

- информационный блок;

- тестово-информационный (проверка усвоенного);

- корекционно-информационный (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);

- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

- блок проверки и коррекции.

При блочном обучении изучение каждой следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Идеи модульного обучения.

Проект модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

- банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

- методическое руководство по достижению целей;

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система необходимых знаний и качеств личности учитывается в иерархии модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с проектом проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Реализуя в той или иной степени, показанные выше педагогические технологии и идеи на базе использования специальных технических устройств, дистанционное обучение является разновидностью новых информационных (компьютерных) технологий.

Как известно, любая компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими и методическими программными средствами, записанными в память компьютера и реализуемыми с помощью телекоммуникационной сети. Главной особенностью фактологической стороны педагогической программы является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы. Это обеспечивается наличием базы знаний и базы данных.

Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент.

Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверх среда), поскольку они позволяют пользователю не только осуществлять свободный выбор логики ознакомления с информацией, но дают ему возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Базы знаний, наряду с аппаратными средствами multimedia, позволяют создавать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе реализовывать дидактические развивающие игры, осуществлять тестирование уровня обученности учащегося, диагностировать параметры его психофизического развития. Кроме того, за счет использования экспертных систем - подсистем появляется возможность осуществлять сетевые оценочные процедуры и получать результаты с достаточной степенью точности.

Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Следует сказать в этой связи, что базы знаний и данных обеспечивают компьютерным технологиям возможность дистанционному обучению осуществляться в одном из трех вариантов:

- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач);

- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

- как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинг опираются на применение компьютера).

Однако при всем этом, нужно заметить, что сегодня, говоря о дистанционном обучении и решая проблемы его внедрения в практику, значительное внимание уделяют, в основном аспектам информационного обмена как основы опережающего образования, ориентированного на существование человека в информационном обществе.

Этот наш тезис хорошо подтверждается рядом положений концепции развития СДО в России.

В частности, в ней сказано: СДО дополняет существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствуя усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной информационно - образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечивает принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения России в XXI веке».

При этом в качестве важнейших задач СДО обозначены:

- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной школой;

- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Можно понять значение выделенных в концепции развития СДО задач и приоритетов. СДО действительна актуальна, так как способна наиболее адекватно и гибко реагировать на образовательные потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Именно поэтому в концепции ставится задача полного развертывания системы дистанционного обучения.

По замыслу российская СДО должна располагать возможностями для обучения до 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) и просвещения. При этом развитие СДО должно быть ориентировано на такие социальные группы, как:

- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;

- офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;

- лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;

- офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;

- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;

- руководители региональных органов власти и управления;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосвоенных регионах страны;

- работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;

- студенты, намеренные получить второе параллельное образование;

- лица, желающие получить второе дополнительное образование;

- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;

- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы.

Реализация выделенных задач и приоритетов уже вполне возможна. Ее необходимость объективно диктуется рядом таких процессов, идущих в обществе, как:

- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

- формирование новых потребностей населения в современном содержании и технологиях образования;

- политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Вместе с тем, реализация выделенных задач и приоритетов должна осуществляться и с учетом таких принципиальных требований, как:

- безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;

- организация образования на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;

- конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;

- последовательное формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально - психологической комфортности пользователей СДО;

- обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;

- преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.

В плане нашей работы очень важно обратить внимание на первое из перечисленных требований - требование обеспечения высоких стандартов и качества ДО за счет использования передовых научно-обоснованных психолого-педагогических и других технологий.

Естественно, осуществление, в частности, перспективных психолого-педагогических технологий обучения невозможно без реализации действенного управления учебно-познавательной деятельностью. Однако наш анализ литературы и опыта внедрения в практику ДО показал, что при разработке программного обеспечения этой педагогической системы недостаточно ориентироваться на результаты психолого-педагогических исследований, которые уже позволяют построить учебный процесс с высокой управляемостью познавательной деятельностью учащихся.

 

АВТОР: Найденова Н.Ю.