18.06.2012 1880

Синергетические аспекты профессиональной адаптации

 

В последние годы в русле психолого-педагогических наук получили развитие новые концепции. Значительное место отводится проблемам использования идей синергетики в образовании. Многими исследователями процессы адаптации вообще и профессиональной адаптации, в частности, рассматриваются и анализируются в инновационном эргономическом аспекте.

Они выделяют следующие ключевые инновационные компоненты:

- адаптационно-дидактические аспекты в содержании образования (В.Т. Ащепков, 1998);

- использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем (С.В. Кульневич, 1997);

- применение в педагогическом менеджменте (A.M. Гатиева, 1999).

Следует согласиться с мнением В.А. Игнатовой о том, что «...дидактика делает пока еще робкие шаги в направлении обсуждения необходимости адаптации категориального и процессуального аппарата синергетики в содержании школьного образования. Дело здесь не в том, что математический аппарат синергетики сложен... Активному внедрению этих подходов в школьную практику препятствует, прежде всего, традиционное педагогическое мышление и убежденность разработчиков содержания образования в том, что будто бы должно пройти не менее полувека между утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в школьном образовании...». Очевидно, что возникла необходимость создать новую область педагогической науки, имеющей своим предметом математическое моделирование развития образовательных систем и разработать на этой основе методологию прогнозирования и управления УВП. Однако решение этой задачи представляется весьма отдаленной перспективой. В.А. Игнатова полагает, «...на данном этапе возможна лишь попытка вторгнуться в такие сложнейшие области, как учебно-познавательная деятельность обучаемого и деятельность учителя по ее организации и управлению».

Тем не менее, определенные подвижки есть и здесь. Об этом свидетельствуют следующие факты. Например, категориальный аппарат традиционной педагогики науки стал пополняться новыми терминами. Среди новых есть такие, которые заимствованы из общей теории систем и кибернетики («система», «подсистема», «элемент», «системообразующий фактор», «структура», «функция», «вектор воспитания» и др.) Относительно недавно вошла в словарь педагогики терминология смежных областей естественно-научного знания: «энтропия», «диссипативность», «нелинейные процессы», «неравновесные состояния», которые претерпели ретерминологизацию в процессе переосмысления и спецификации их значений. Комплексный анализ показывает, что в педагогике имеется немало сложностей в утверждении понятийного аппарата, которые особенно обострились в период ее интенсивного развития в условиях реформы образования.

Вообще, справедливо суждение В.М. Полонского о том, что «состояние понятийно-терминологического аппарата науки позволяет судить о степени развития соответствующей ему теории, высветить различные стороны, отношения реальных объектов и многообразие познавательных задач, возникающих в процессе обучения и воспитания человека».

Компаративный анализ этих данных показал наличие определенных связей между условиями взаимной адаптации между личностью и обществом. Так, Т.Г. Дичев полагает, что настоящие проблемы адаптационных затруднений в сфере общественной, экономической, экологической и др. «…не имеют себе прецедента ни по характеру, ни по глубине, ни по глобальным последствиям

В условиях обострения межличностных отношений в системе «человек - общество-природа» особую значимость приобретает синергетический меж предметный анализ проблем выживания и приспособления, т.е. адаптации человека в самом широком смысле этого термина. Сюда входят изучение продуктивности труда, валеологический аспект адаптации и другие проблемы цивилизационного масштаба (В.И. Каширин, 2001).

Подтверждением наличия эволюции в контексте сказанного служат данные Т.Г. Дичева. Он развил теоретические положения новейшего направления психолого-педагогической науки - психоэнергетики, разработал адекватные методы оздоровления и увеличения адаптационного потенциала человека. Результаты его ОЭР доказали, что несоответствие адаптивных возможностей личности (к быстрой изменчивости форм коллективного взаимодействия и социального общения) приводит к сбою адаптационного механизма и влечет за собой болезни стрессовой этиологии.

Исходя из этого, Т.Г. Дичев и Б.Д. Карвасарский обосновывают целесообразность оптимизации т.н. «функциональных состояний» личности в процессе деятельности.

Об эффективности этих процедур Т.Г. Дичев рассуждает следующим образом: «оптимизируя функциональное состояние (ФС) человека, можно добиться увеличения коэффициента полезности расходования временных ресурсов, сократить заболеваемость, улучшить социально-психологический климат в коллективе, способствовать объективации самооценки... Важно использовать возможности воздействия на ФС для управления ходом развития личности в целом».

Видно, что в рамках количественно-качественного анализа они носят комплексно-адаптивный и личностно-ориентированный характер. Это в полной мере отвечает требованиям современной образовательной теории и практики. Ее составной частью является психологическая саморегуляция (ПСР-подход). В частности, группа психологов Л.Л. Гримак, В.М. Звонников, А.И. Скрыпников под ним понимают психическое самовоздействие для целенаправленой регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. В состав методов ПСР по мнению авторов входят:

- активная нервно-мышечная релаксация; я аутогенная тренировка; я самогипноз;

- я идеомоторная тренировка.

Применительно конкретно к молодому педагогу отследить характер его функциональных состояний можно с помощью структурной конфигурации, которую предлагает И.П. Андриади.

А.В. Савостьянов предлагает к реализации психофизический тренинг для учителей, который настраивает их на профессиональную деятельность, в виде методики аутогенного погружения. Подчеркивается, что в отличие от гипнотического торможения, выше указанный метод саморегуляции эмоциональных состояний - активно управляемый процесс. В статье подробно описываются методы проведения сеансов самовнушения для различных типов личности с выделением этапов процесса регулирования функциональных состояний. Автор выделяет несколько последовательных этапов овладения методикой аутогенных тренировок:

- неустойчивая модуляция (внушение не удается из-за воздействия внешних или внутренних помех);

- произвольное включение (обусловлено глубоким сосредоточением);

- директивная мотивация (самовнушение почти автоматически переходит в самоприказ, благодаря чему регулирующий эффект оказывается более действенным).

Интерес вызывает разработанный им комплекс формул для психофизической реабилитации после напряженного умственного или физического труда. Исследователь эмпирически доказывает, что управление психическим состоянием возможно путем воздействия на мыслительную сферу (обучение саногенному мышлению) по методике Ю.М. Орлова. Автор полагает, что выше указанный комплекс методик оказывается эффективными в следующих случаях:

- отреагирование личности на конфликтную ситуацию («вызов»);

- оптимальное разрешение спорного вопроса;

- я адаптация к стрессогенной ситуации;

- я переход к фазе нормализации межличностных отношений (этап «реадаптации»).

Экспериментально показано, что приведенные методы способствуют поддержанию устойчивости эмоционально-волевой сферы, укреплению нервно-психического здоровья, выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, т.е. самоадаптироваться на новом уровне релаксации.

И.В. Вачковым установлено, что каждое тренинговое занятие следует начинать с процедур, погружающих участников в особую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную групповую работу. Большое значение этот этап имеет на первом тренинговом занятии - здесь он может длиться даже до нескольких часов. Часто ведущие используют хорошо известные игры, эффективность которых не вызывает сомнений уже потому, что они являются резонаторами детских воспоминаний и чувств у участников. Однако не стоит процедуры начального этапа перегружать глубинным смыслом. На этой ступени важно лишь подготовить почву для последующей продуктивной работы. Необходимо иметь в резерве несколько разминочных игр для случаев, если в группе возникнет необходимость снять излишнее утомление и потребуется заполнить возникшую паузу между отдельными этапами.

В статье автор приводит несколько примеров достаточно известных «разогревающих» игр из арсенала психотехник, к числу которых относятся:

«Наши имена»; - «Взаимные презентации»;

«Выбор траектории»; - «Имя - движение»;

«Коллективный счет».

Интерес вызывают сценарии психологических игр, ориентированных на получение обратной связи: «Мой портрет глазами группы», «Дискуссия в ролях друг друга», «Молчащее и говорящее зеркало» и т.д. Подобные занятия способствуют возрастанию уровня эмпатийности личности, эффективной релаксации всех участников. О пользе применения такого рода психотехник в современных общеобразовательных учебных заведениях указывают многие исследования. Так, например, Л.Г. Егорова приводит данные ОЭР о том, что в средних и старших классах необходимо систематически знакомить учащихся и их родителей с приемами самоуправления психическими процессами, рациональной организацией питания, методами закаливания организма, массажем, способами конструктивного разрешения возникающих конфликтов и противоречий. «Жизнестойкость личности предполагает способность быстро перестраиваться в соответствии с изменением внешних условий и требований. Эти адаптационные способности родителям а, в дальнейшем, и педагогам необходимо развивать с первых дней жизни ребенка». По обоснованному мнению автора, личность может совершенствоваться только на основе постоянного усилия, напряжения, творческого «приспособления», разрешения противоречий путем компромиссов, преодоления стрессовых ситуаций и их блокировки.

 

АВТОР: Назарова О.В.