18.06.2012 4705

Специфика современных школ разного профиля и педагогической деятельности начинающего учителя

 

На коллегии Министерства здравоохранения России летом 2001 г. обсуждались проблемы психического здоровья детей. Представленные статистические данные свидетельствуют том, что происходит значительное ухудшение психического здоровья подрастающего поколения страны и эта тенденция нисколько не снижается. Это проявляется в резком росте дезадаптационных нарушений - увеличении случаев суицида, проявлений агрессии и вандализма, в асоциальном и криминальном поведении, употреблении психотропных веществ и других противоправных действиях. Все эти негативные проявления сопряжены с последующей инвалидизацией, влекут за собой сужение возможностей обучения и выбора профессии, снижение уровня пригодности юношей к воинской службе и т.п. Так, например, в 2000г. под наблюдением в психоневрологических диспансерах находилось 717 000 детей в возрасте до 14 лет и 238 000 подростков 15-17 лет. На коллегии решались вопросы оказания им помощи в психологическом и экономическом аспектах. Учитывая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, в образовании наметился переход к осуществлению индивидуализации обучения, применению адаптивных технологий. Специфика современных школ состоит в том, чтобы всемерно усилить адаптивность обучаемых в дидактической, социальной, методической и других видах деятельности. В итоге наблюдается появление новых типов средних общеобразовательных учреждений.

Дадим краткую сравнительную характеристику особенностей инновационных ОУ среднего звена. Е.В. Эткина приводит следующее определение гимназии: «...гимназия - среднее общеобразовательное учреждение, в котором образование самоценно, т.е. оно должно быть ориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду». Гимназия, выявив способных к учению детей, дает им возможность освоить базовый компонент содержания образования средней общеобразовательной школы, расширяемого за счет введения в учебный план т.н. «гимназического» и авторского компонентов. Учебное заведение такого типа готовит учащихся к получению высшего универсального образования, креативному интеллектуальному труду. Дадим определения других типов ОУ.

Лицей - академическая профильная школа, ориентированная на определенную группу вузов (производится профильная подготовка по ряду предметов с возможной специализацией по одному из них). Основной структурной единицей лицея является модуль, т.е. результативно - завершенный, целостный по содержанию предметный курс или его часть, осваиваемый в течение определенного периода времени.

Парк-школа - инновационное для России общеобразовательное учебное заведение, главный методологический принцип которого, состоит в отказе от детерминирования образовательного процесса учебным планом и расписанием. Обучение в параллельных классах заменяется организацией открытых разновозрастных т.н. «студий», свободно выбираемых каждым учащимся. При этом в них не изучаются традиционные программы, а организуется более естественная познавательная деятельность учащихся, направленная на повышение «членораздельности» восприятия каждого из изучаемого ими предмета». В качестве примера такого ОУ можно сослаться на школу-парк в г. Владимире (A.M. Гольдин). Однако, дать объективную оценку его деятельности пока затруднительно ввиду малого срока (1999-2002 гг.) его функционирования.

Школа-интернат - специализированное учреждение для детей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями.

Спецшколы - закрытые учебно-воспитательные учреждения для содержания и исправления девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных в установленном порядке от уголовной ответственности.

Профильная школа - тип учебного заведения, базовый план которого ориентирован на развитие специальных способностей учеников (музыкальных, физических, художественных и т.д.).

Вечерняя и вечерне-сменная школы - специализированные образовательные учреждения для работающих учащихся и т.д., учебный план которых предусматривает приобретение дополнительных специальностей в ходе УВП.

Изучение источников, рассматривающих закономерные связи между адаптивностью и психосоматическим здоровьем человека, показывает, что современная обучающая среда должна базироваться на педагогических технологиях, повышающих стрессоустойчивость нервной системы обучаемых. В связи с этим, Е.З. Власова вводит понятие «педагогический инжиниринг», под которым понимаются инновационные концепции создания адаптивных технологий обучения (АТО). По определению автора, «АТО - последовательность взаимообусловленных действий преподавателя и обучаемого с учетом его личностной профессионально-образовательной ориентации, направленных на эффективную подготовку специалистов с качествами, соответствующими современным потребностям общества. Используемые при этом субъектами учебного процесса методы, средства и формы обучения ориентированы на активизацию механизмов самоорганизации и саморазвития обучаемого». Иными словами - на самоадаптацию.

Ряд исследователей, (Н.П. Капустин, др.) приводят ряд позитивных инновационных технологий в деятельности образовательных учреждений и развивают идею функционирования т.н. «адаптивной школы».

Из приведенных данных видно, что функциональные особенности адаптивной школы в значительной степени способствуют увеличению «адаптационного потенциала» всех участников педагогического взаимодействия. Так, учитель, являясь организатором познавательной деятельности учащихся в адаптивной школе, максимально инициирует их самостоятельность в ходе получения знаний. В свою очередь, это позволяет активизировать внутренние механизмы мотивации учения.

Современная школа такого типа ориентирована на продуцирование технологий, способствующих повышению адаптационных способностей участников учебно-воспитательного процесса. Результатом функционирования подобных моделей школ является и возрастание качества обучения, но не за счет увеличения нагрузки на учащихся, как в традиционной школе, а вследствие актуализации и эффективной реализации адаптивных механизмов личности.

Развивая эти идеи, Д.А. Ловцов в ходе пролонгированных ОЭР установил следующее:

- налаженная адаптивная система обучения (АСО) обеспечивает комплексную индивидуализацию УВП посредством рационализации педагогического процесса, обусловленной целостностью и функциональной достаточностью системы;

- АСО значительно эффективнее конвенциональных. Это подтверждается данными о том, что с введением такой схемы обучения продуктивность учебно-воспитательного процесса повышается примерно на 20%, что в свою очередь, позволяет сэкономить средства, затрачиваемые на получение адекватного результата в традиционных системах обучения;

- продуктивными находками здесь являются: приемы гибкого построения индивидуализированного режима и темпа учебной работы, элементы самостоятельного планирования хода обучения самими учащимися, его диагностический контроль и корректировка в соответствии с индивидуальными особенностями прохождения обучаемыми учебной программы.

Автор подробно рассматривает и комплексно анализирует УВП в этой школе. Четкое выделение механизмов реализации всех компонентов системы, средств их адаптации к личности ученика позволяет методологически и методически верно определить и ее цели.

В целях реализации программы функционирования таких школ предусматривается использование следующих нормативно - регламентирующих документов: - базовая часть учебных планов; - я пакеты авторских программ, утвержденные на регионально - федеральном уровнях; - я специальный т.н. «функционал» учителя, воспитателя и классного руководителя в виде списка должностных обязанностей.

К одному из концептуально содержательных и перспективных проектов школы, реализующему принципы адаптивных технологий, следует отнести модель, обоснованную в диссертационном исследовании B.C. Николаевой. Она анализирует деятельность многопрофильной социально-адаптивной школы на основе личностно - ориентированной концепции образования и системы воспитательной работы А. С. Макаренко. Предложен баланс бюджета с обоснованием расходов при функционировании этой школы. Модель содержит в себе три взаимосвязанных блока. Здесь О - обучение; В - воспитание; П - психологическая служба школы.

Оптимальное сочетание всех компонентов системы обеспечивает ее устойчивость и способствует повышению уровня адаптации всех субъектов педагогической деятельности. Важное значение эта исследователь уделяет организации деятельности такого слагаемого социально-адаптивного учебного заведения как психологическая служба. Одно из ее основных направлений деятельности - соблюдение психогигиены труда учителя и особенно начинающего педагога.

Процесс обучения рассматривается здесь с позиций усиления адаптационного потенциала его участников. В качестве условий, оптимизирующих функционирование О-блока («обучение»), B.C. Николаева рассматривает следующие:

- необходимость четкой индивидуализации учебной нагрузки каждого ученика;

- демократизация стиля взаимоотношений учителя и ученика;

- комплектование классов на основе различных уровней образования;

- апробация комплектования «подвижных групп»;

- я введение зачетной системы в школе 2-й и 3-й ступени.

Кроме того, она формулирует задачи, которые необходимо реализовывать в воспитательном процессе:

- целенаправленное формирование гуманистических общечеловеческих ценностей;

- запрет на традиционные формы авторитаризма;

- я включение дидактических и других видов игр в познавательно- воспитательную и физкультурно-оздоровительную деятельность как обязательного условия функционирования школы.

Таким образом, анализ представленной модели показал, что функциональными особенностями ОУ социально-адаптивного типа являются следующие:

- ориентация вариативной части учебного плана на удовлетворение актуальных образовательных потребностей учащихся;

- я инновации в методике и формах обучения, а именно:

а) введение адаптивной системы обучения;

б) включенность методов дискуссии, обучающих и других игр, проблемно-поисковых методов;

в) использование системы индивидуализированных зачетных тестов для оценки и контроля знаний обучаемых.

 

АВТОР: Назарова О.В.