18.06.2012 4507

Развитие идеи формирования интереса к педагогической деятельности у учащихся общеобразовательной школы

 

Проблемы формирования у старшеклассников профессионального интереса приобрела в педагогической теории и образовательной практике особую актуальность за последние десятилетия. Это обусловлено потребностью общества, жизни, практики обучения и воспитания, необходимостью подготовки подрастающего поколения к выбору будущей профессии. Теоретические аспекты проблемы формирования интереса раскрыты в работах отечественных философов - В.Г. Афанасьев, B.C. Швырев и др., социологов - А.Г. Здравомыслов, А.В. Мудрик и др., психологов - И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и др. Изучению сущности проблемы профессионального интереса посвящены исследования отечественных педагогов - С.Я. Батышев, Ю.К. Бабанский, Н.В.Кузьмина, В.Н. Липник, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др. В современных диссертационных исследования также отражены аспекты формирования профессионального интереса у учащихся к будущей профессии (Н.Ю. Бугакова, Т.Л. Бухарина и др.) и профессионального интереса к педагогической деятельности (Л.А. Бойко, С.А. Воронина, Т.А. Горлова, В.И. Семенова, А.И. Удалов и др.).

В общем педагогическом смысле ученые рассматривают профессиональную ориентацию как целенаправленное действие, основанное на изучении и развитии профессиональных интересов и способностей учащихся и на знании потребностей государства. Ведущей целевой основой развития профессионального интереса является познавательный интерес учащихся к определенной профессиональной деятельности.

Проблема развития познавательных и профессиональных интересов у учащихся к профессиональной деятельности существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по вопросам профессиональной ориентации показал, что условно можно выделить два основных направления исследований проф ориентационной работы с целью формирования у учащихся профессионального интереса: 1) профессиональная ориентация с целью осуществления обще трудовой подготовки учащихся, обеспечения включения их в производственную деятельность с учетом интересов государства, общества и самой личности (А. Дистервег, С.Т. Шацкий и др.); 2) профессиональная ориентация к определенному виду деятельности, в том числе к педагогической, и развитие в данном аспекте личностно значимых качеств у учащихся (И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский).

Рассмотрим развитие идей профессионального интереса в различные исторические эпохи.

Педагогические основы формирования интереса у учащихся к педагогической деятельности в зарубежной педагогике XVII-XIX вв. Анализ работ классиков педагогической мысли в русле нашего исследования показывает, что развитие идеи формирования у учащихся профессионального интереса к определенной сфере деятельности тесно связано с проблемой подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. Так, основоположник педагогической науки, выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670), впервые в истории образования предложивший стройную систему школ, считал, что одной из ее ведущих задач является формирование у юношества благочестия, самостоятельного деятельностного мышления и способности к разнообразному труду. Идеальная школа должна стать «лабораторией» подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на «поприще туда».

Основными требованиями к организации обучения с целью подготовки молодого поколения к жизни, к труду являются по Я.А. Коменскому следующие: природосообразное обучение и воспитание детей; образование должно обеспечить ребенку подготовку к жизни еще до наступления зрелости (до 24 лет); включение в педагогический процесс овладения ремеслами в ходе систематического учебного труда детей; применение методов обучения, возбуждающих у детей радость от овладения знаниями; учет уровня развития знаний детей, их интересов, направленных на познание окружающего мира. Только при соблюдении этих требований достигается основная задача обучения - раскрыть у юношества «способность понимать вещи».

Трактовка Я.А. Коменским системы организации обучения с целью подготовки молодого поколения к труду еще до наступления зрелости, природосообразное обучение, систематическое включение детей в трудовую деятельность актуализировало в педагогической теории и практике проблему путей формирования у учащихся интереса к будущей профессии в процессе их образования и воспитания.

В конце XVIII - начале XIX века были заложены в Западной Европе и в США законодательные основы новой школы. Ведущей задачей обучения и воспитания являлось воспитание полезных и высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями.

Проблема подготовки молодых людей к деятельности школьного учителя рассматривается в ряде работ известного швейцарского педагога И.Г. Песталоцци (1746-1827): «Памятная записка парижскими друзьями о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806), «Памятная записка о семинарии в Кантоне Во» (1806) и др.

Профессиональная подготовка по И.Г. Песталоцци должна отвечать, в соответствии с идеями природосообразного воспитания, следующим требованиям: 1) «в отношении обще трудовой и профессиональной подготовки школа должна обладать мощным средством развития всех задатков к трудовой деятельности, заложенных в человеческой природе»; 2) воспитание общечеловеческих качеств, основанном на развитии умственных, физических и духовных сил человека; 3) учет возрастных особенностей и наклонностей учащихся; 4) тщательный подбор средств и путей, призванных возбуждать в ребенке «ощущение собственных сил», поддерживать стремления заниматься определенными видами деятельности.

И.Г. Песталоцци акцентирует внимание на том, что развитие ребенка должно опираться на «практику жизни», на свойственное ребенку стремление к всесторонней деятельности. Функции учителя при профессиональной ориентации учащихся на педагогическую профессию заключаются в поддержании интересов учащихся к профессии, в формировании духовной и педагогической культуры, развитие у учащихся высоких моральных чувств, нравственных идеалов, нравственного сознания, убеждений, а также профессиональных умений, навыков соответственно сословному положению и образу жизни каждого индивида. На эти идеи выдающегося педагога мы опирались в процессе изучения проблемы нашего исследования.

Целостное изложение вопросов теории и практики организации народной школы и подготовки учителя дано в знаменитой работе выдающегося немецкого педагога-демократа А. Дистервега (1790-1866) «Руководство к образованию немецких учителей» (1835) и в его педагогических статьях: «О культуросообразности в обучении», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании» и др. В этих работах А. Дистервег обосновывает необходимость совершенствования подготовки учителя в соответствии с потребностями общественного развития. Ведущими задачами этой подготовки, согласно А. Дистервега, являются: осознание учителем общественного значения его профессии, его личности в воспитании и развитии ребенка; формирование у учителя готовности к осуществлению разностороннего развития каждого ребенка в процессе обучения и воспитания независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей; развитию задатков ребенка, дарованных ему природой, и учету при организации обучения естественных ступеней развития ребенка. Возраст от 14 до 16 лет определен А. Дистервегом как наиболее благоприятный для выявления профессиональных склонностей ребенка. Это время серьезного и «свободного самоопределения» личности, «произвольно направляемой самодеятельности».

Разработанные А. Дистервегом принципы воспитания: природособразности, культуросообразности, самодеятельности, общепедагогические идеи, ориентированные на учет индивидуальных особенностей и интересов детей, в связи с перспективой их жизненного самоопределения, мы учитывали при изучении проблемы исследования.

Педагогические основы формирования у учащихся интереса к педагогической деятельности в русской педагогике XIX - начале XX вв. Углубленное изучение идеи развития у учащихся интереса к обучению, к будущей профессиональной деятельности в трудах отечественных педагогов относится к 60-м годам XIX в., когда в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания. Оно было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образования, началом общественно-педагогического движения.

Представители русской классической педагогики XIX в. основное внимание сосредоточили на общечеловеческих проблемах формирования личности, на роли труда в воспитании и развитии детей. Педагоги обосновывали взгляды на личность учителя, на цели воспитания, на назначение человека в жизни, которые в определенной мере были обращены к развитию у учащихся профессионального интереса.

Представители революционно-демократического движения Н.А. Добролюбов (1836-1861) и Н.Г. Чернышевский (1828-1889) полагали, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений.

Важнейшая роль в формировании основ профессиональной педагогики в России развитие, в связи с этим, у учащихся профессионального интереса в процессе обучения принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому (1824-1870). Он в числе первых выдвигал идею о создании специальной приготовительной учительской школы, назначение которой готовить молодежь для дальнейшей учебы. Педагогическая подготовка, по К.Д. Ушинскому, должна включать следующие компоненты: 1) целенаправленный отбор учащихся, выявление у них определенных способностей к педагогической деятельности. «Воспитанники, - писал К.Д. Ушинский, - не имеющие... способностей... или по характеру своему не обещающие быть хорошими учителями, не должны быть принимаемы в школу, или, если они приняты по ошибке, должны получать иное назначение»; 2) изучение основ наук, необходимых для будущей педагогической деятельности; 3) обучение учащихся умениям и навыкам в изложении своих мыслей; 4) включение учащихся в общепедагогическую деятельность как наилучшее средство проверки способностей, личностных качеств будущих учителей. К.Д. Ушинский отзывается о педагогах как о «единственном классе», для практической деятельности которых «изучение духовной стороны человека является также необходимым, как для медика изучение телесной». Он писал: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его великими духовными требованиями».

В приготовительной школе, по мнению К.Д. Ушинского, возможно раскрытие способности или «неспособности быть учителем», поэтому учебному заведению будет легко избежать ошибок в выборе будущих специалистов. Учащиеся, имеющие педагогические задатки и интерес к педагогической профессии, овладевают необходимыми знаниями и умениями быстрее, чем не имеющие этих предпосылок.

Педагогические принципы и система подготовки будущих студентов педагогических учебных заведений, разработанные К.Д. Ушинским, как показывает педагогическая практика, актуальны и на современном этапе педагогического образования, являются методологической основой изучения системы начальной общепедагогической подготовки как средства формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности в нашем исследовании.

Педагогические основы формирования у учащихся интереса к педагогической деятельности в отечественной педагогике советского периода. Развитие в начале XX века наук о человеке, связанных с именами ученых - Д.И. Менделеев, И.А. Стебут, экономистов - А.И. Чупров, И.И. Янжул, инженеров-педагогов - С.А. Владимирский, М.В. Лысковский, Д.К. Советкин, педагогов - И.А. Анопов, Н.П. Боголепов и др., позволило ученым сформировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающей системы. При этом ребенок рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей. Это положение получило углубленное развитие в концепции известного педагога дореволюционного и постреволюционного периода С.Т. Шацкого (1878-1934), в основу которой легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Он считал, что источник развития ребенка лежит не в генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой протекает его воспитание. С.Т. Шацкий видел богатство личности в ее неповторимости; подлинное воспитание требует от учителя глубокого знания природы ребенка. «Глубокая задача для учителя - понимать и ценить детскую жизнь». Надо растить ребенка, опираясь на его опыт, знания, интересы и потребности, обеспечивая, с целью создания условий для развития каждого ребенка, гармонизацию основных элементов воспитания: умственный и физический труд, искусство, игру.

Концепция С.Т. Шацкого о гармонизации всех сфер школьной жизни, ее роли в воспитательном процессе, о необходимости насыщения школьной среды педагогикой для обучения молодежи; возрастная периодизация учащихся, где возраст с 13 до 17 лет определяется как «выявление призвания» является основополагающей в определении дидактических условий развития у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности в нашем исследовании.

Особое внимание роли учителя в образовательном процессе и его профессионально-педагогической подготовке уделял в своей педагогической практике и теоретическом обобщении А.С. Макаренко (1888-1939). «Я хочу отвечать за продукцию свою и моих сотрудников, за будущих инженеров и мастеров, за летчиков, студентов, педагогов. За эту продукция я несу ответственность», - писал он. Учитель должен уметь проектировать личность. «Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества». Подготовка учащихся в ВУЗах и техникумах к профессиональной педагогической деятельности должна быть организована, в соответствии с идеями А.С. Макаренко, в трех основных направлениях: 1) дать широкое образование, независимо от избираемого предмета; 2) студенты должны получить не только специальное образование, но и специальное воспитание (должны быть организованными, подтянутыми, воспитывать волю и др.); 3) особенным вопросом в пед. ВУЗах должен стать вопрос о семье, структуре семьи. Учитель должен уметь подойти к ребенку со стороны его вкусов, способностей, дать ему возможность проявить себя в свободном трудовом усилии.

Педагогические идеи А.С. Макаренко о профессиональной подготовке будущих учителей, ориентация обучения на заранее спланированный результат - проектирование личности учитывались нами при разработке концепции начальной общепедагогической подготовки как средства развития у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и модели личности будущего учителя.

С середины 30-х гг. XX века начинается свертывание теоретических исследований в области подготовки квалифицированных кадров, в связи с форсированной индустриализацией страны. Исследования и практическая деятельность в области профориентации возобновилась в России в 60-х гг. К началу 80-х гг. профориентация молодежи сложилась как действующая общегосударственная система.

Профессиональная ориентация рассматривается учеными как информационная и организационно-педагогическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

В русле исследований проблем профессиональной ориентации были выявлены психологические характеристики профессиональной деятельности вообще (Е.А. Климов) и профессионально-педагогической деятельности, в частности, (А.К.Маркова, З.А. Решетова и др.); разработана система профориентации в общеобразовательной школе: профессиональная ориентация, профконсультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация (Н.М. Захаров, К.К. Платонов и др.)» обоснована система профессиональной подготовки специалистов - С.Я. Батышев, В.Б. Бондаревский, С.А. Шапоринский и др.

Интерес к профессии рассматривается в исследованиях психологов И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др. и педагогов О.А. Абдулина, С.Я. Батышев, А.Е. Голомшток, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина и др. - как важнейшее условие сознательного выбора учащимися профессии. Интерес к профессии выражается в его осознанной значимости и эмоциональной привлекательности для человека, а также как проявление заинтересованности в творческих началах, заключенных в профессии, в тех перспективах, которые отражены в саморазвитии, в повышении уровня своей квалификации, общего и специального образования. Он может быть выражен и как осознание большой социальной значимости выполняемого долга. О развитии профессиональных интересов свидетельствует активная познавательная деятельность учащегося в связи с интересующей профессией.

Перестройка экономики России в начале 90-х гг. XX века на основе рыночных отношений вызвала необходимость в новом подходе к проблемам самореализации личности в профессиональной деятельности. Рыночные отношения кардинально изменили сложившиеся ранее требования к характеру и цели труда человека, в том числе к его подготовке, квалификации, профессиональной ответственности, профессиональной мобильности (В.А. Поляков).

В этих условиях в Российской Федерации начались исследования по профессиональному самоопределению, ориентирующиеся на закономерности развития личности и ее интересов. В центре этих исследований - проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.

Профессиональная ориентация рассматривается сегодня как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированость готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается учеными - В.А. Поляков, С.Н. Чистякова и др. - как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Одним из основных средств формирования профессионального самоопределения учащихся в русле концепций В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой является развитие интересов и склонностей в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях (профессиональные пробы). На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознаны.

Таким образом, анализ педагогических трудов педагогов - классиков, опыт работы современной общеобразовательной школы по профориентации старшеклассников на педагогическую профессию позволил определить формирование профессионального интереса как необходимое условие подготовки старшеклассников к осознанному выбору профессии. Рыночные социально-экономические условия, современные требования к профессиональной деятельности учителя, обусловливают необходимость разработки проблемы формирования профессиональных интересов к педагогической деятельности у старшеклассников общеобразовательных школ.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.