18.06.2012 7153

Педагогизации образовательной среды школы

 

Понятия «образовательная среда», «социальная среда» являются сложными и многоаспектными, включающими философский, социологический, психологический и педагогический аспекты. Содержание их тесно связано с такими понятиями как «личность» и «развитие личности».

Философский аспект. Понятие «человек» отображает общие черты, свойственные человеческому роду, содержащие как биологические, так и социальные его характеристики. Отечественные ученые философы и психологи при рассмотрении проблемы соотношения биологического и социального в человеке придерживаются общей позиции, согласно которой понимание человека определяется как совокупность общественных отношений, которое «не противопоставляется его существованию как природно-биологического индивида, представителя вида «Человек»; будучи включен в разные системы, может проявляться по разному и вследствие с этим рассматриваться как носитель природных и социальных качеств.

Данный подход требует методологического анализа таких взаимосвязанных понятий, как «индивид», «личность», «социальная среда», «развитие и формирование личности», который дали в свое время отечественные философы (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) и психологи (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Понятие «индивид» определяется в этих исследованиях как единица человеческого рода, воплощающая характерные признаки целого. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности.

В научно-философской литературе (П.А. Белоусов, Н.И. Жуков и др.) указывается, что если среда стимулирует развитие высоких моральных качеств, то они необходимо реализуются в поведении людей, и, наоборот, деформированные общественные отношения будут расширенно воспроизводить адекватные себе типы поведения.

Итак, личность - продукт исторического развития; все ее свойства, качества формируются под влиянием определенной среды.

Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Влияние среды на личность, по мнению философов, следует считать весьма глубоким, ибо здесь происходит ее самоутверждение в различных сферах общественной жизни, развитие или подавление активности человека. Вместе с тем среда не действует фатально, ибо человек активен и способен оказывать влияние на свое представленное окружение.

В нашем исследовании мы опирались на теоретические концепции философов - П.А. Белоусов, Н.И. Жуков, В.Г. Панов, Г.Н. Федосеев и др., и психологов -  Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в которых утверждается, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды, т.е. оба фактора (биологический и социальный) взаимодействуют, «конвергируют друг с другом». Высшие личностные качества (трудолюбие, честность, доброта и их антиподы) формируются и развиваются не в генах, а в сфере человеческой культуры и связаны с системой социализации и воспитания личности.

Анализ научной социологической и социально-психологической литературы показал, что проблема взаимоотношения человека и общества, развития личности, роли социальной среды в воспитании ребенка рассматривают социологи в совокупности с таким понятием, как «социализация» личности. Понятие социализации обозначает развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик).

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств, которые называются факторами социализации.

Выделяется, согласно классификации, разработанной А.В. Мудриком, три группы факторов социализации: 1) макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство); 2) мезофакторы (этнос, место и тип поселения, регион, село, город, поселок; средства массовой коммуникации - радио, телевидение, газеты и др.); 3) микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные, общественные группы). Под факторами социализации понимается среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным (Г.С. Абрамов, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик). Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональная синтонность (созвучие и др.). В ней должны быть заложены возможности для самореализации, свободы творчества, эстетического и нравственного развития. На данное теоретическое положение мы опирались в исследовании проблемы формирования профессионального интереса у старшеклассников.

Психологический аспект. Социальная среда отечественными психологами рассматривается как источник, питающий развитие личности. В концепциях А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского развитие личности представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности: 1)адаптация; 2)индивидуализация; 3)интеграция. Если индивиду не удается преодолеть трудности фаз адаптации и индивидуализации, у него могут складываться качества конформности, зависимости, неуверенности, а также негативизма, подозрительности.

У индивида формируются при успешном прохождении фразы интеграции в высокоразвитой общности такие качества, как гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т.п.. Ученые акцентируют внимание на значении и понимании социальной среды как средства воспитания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.).

Теоретико-метрологические принципы комплексного изучения этапов развития человека были сформулированы в отечественной психологии Л.С. Выготским. Ученый выделяет биологический и социальный факторы воспитания. Биологический фактор определяет собой базис, фундамент, основу прирожденных реакций, над которой надстраивается система приобретенных реакций. Это новая система реакций всецело определяется структурой среды, в которой растет и развивается организм; всякое воспитание носит потому неизбежно социальный характер.

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского ведущим воспитателем, способным образовывать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Опыт ученика, установление условных рефлексов всецело определяется социальной средой. Изменение социальной среды ведет к изменению поведения человека. Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитывающей социальной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с воспитанником.

Педагогический аспект. Анализ научной литературы показал, что в основе педагогических концепций о влиянии социальной среды на развитие ребенка, лежат философские, социологические, психологические теории о роли социальной среды в развитии личности.

В современных педагогических исследованиях роли среды в развитии личности, в русле темы нашей работы, можно выделить два направления: 1) изучение среды конкретного учебного заведения (школы) и класса; 2) исследование среды в связи с изучением взаимодействия образовательных систем.

1. Микросреда как фактор развития личности школьника.

Микросреда в педагогическом плане - это мир взаимосвязанных предметов, явлений, людей, которые постоянно окружают ребенка и обусловливают его развитие. К этому миру относятся: 1) естественная природа (конкретное окружение - деревья, трава, озера и т.д.) и 2) микросоциум - ближайшее социальное окружение ребенка (семья, коллектив, неформальные группы - друзья, подростки, взрослые, детские и юношеские организации и объединения) и конкретная вторая природа, т.е. все то, что создано руками человека.

Концептуальные основы формирования среды конкретного учебного заведения разработаны С.Т. Шацким. Он писал, что школа создает свою специальную среду, свою детскую культуру. Она организует жизнь детей, развивая в них такие потребности, которых обычная жизнь не дает. Школа, стоящая рядом с жизнью, составляя необходимую часть ее в воспитательном процессе, из массы влиятельных факторов избирает наиболее благоприятные для жизни ребенка. Она производит их подбор, усиливая одни и ослабляя другие. Современными исследованиями отечественных ученых B.C. Лазаревым и М.М. Поташником разработана концепция «внутреннего устройства школы» или «внутренних условий школы». Они предложили на основе системного подхода модель школы как открытой, связанной с внешним миром, системы. Все происходящее в школе находится под большим и постоянным влиянием сложившейся школьной культуры и внутренних условий жизнедеятельности, или внутренней среды.

Внутренние условия школы, образующие вместе с ее культурой неповторимый уклад жизни данного учреждения, в русле данной модели, включает следующие компоненты: организационно - педагогические условия (уровень организованности, порядка в школе); 2) психологические условия (морально-психологический климат в коллективе); 3) материальные условия; 4) социально - бытовые условия (в том числе уровень социальной защищенности учителя и учащихся, обеспечиваемый школой); 5) санитарно - гигиенические условия; 6)эстетические условия; 7) пространственные условия; 8) временные темпоритмические условия. Состояние выделенных условий влияет на результаты образовательного процесса не меньше, чем его содержание или технологии.

2. Образовательная среда как часть социокультурного пространства. Второе направление - исследование среды в связи с изучением взаимодействия образовательных систем связано с созданием технологии проектирования образования с целью развития федеральных, региональных образовательных систем. Образование в этих исследованиях понимается как «сфера» через систему ее структурно-образовательных компонентов: образовательная среда, профессиональные сообщества, образовательные институты и др.

Образовательная среда рассматривается педагогами в нескольких смыслах: 1) совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими институтами, ориентированными на цели образования; 2) часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов; 3) система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса.

В новых социально-экономических условиях ставится перед системой трудовой подготовки и профориентации задача углубления связи профессионального, социального и культурного самоопределения молодежи, культивирования ее компетентности и профессионализма. С ориентацией на практическое решение выделенных задач идет формирование образовательной среды региона, города, микрорайона. С целью создания образовательной среды осуществляются образовательные проекты типа «Школа-микрорайон», 1991 (руководитель В.Г. Бочарова), «Город - как школа», 1995 (Л. Дмитриева, С.Н. Чистякова, О. Щигирева).

Одной из задач создания проектов является формирование воспитывающей среды или образовательной среды, способной обеспечить наиболее оптимальное развитие личности в соответствии со своими склонностями, задатками и общественными запросами, а также максимально гармонизировать отношения личности со своим ближайшим окружением. В роли интегратора должна выступать педагогическая наука.

3. Педагогизация образовательной среды как средство формирования у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности. Философский, педагогический, психологический аспекты анализа социальной среды как средства формирования личности позволяют утверждать, что образовательная среда в общеобразовательной школе (с педагогическим профилем) является частью (одним из компонентов) социальной среды, обладает ее основными функциями. В соответствии с исследованиями В.А. Левина понятие «образовательная среда» может рассматриваться как родовое для понятий как «школьная среда», «семейная среда» и других локальных сред, в которых происходит формирование личности по заданному образцу, и ее саморазвитие. Образовательная среда не является спонтанной, она должна проектироваться.

Ведущими компонентами образовательной среды общеобразовательной школы с педагогическим профилем являются: 1) организационно-педагогические условия (уровень организованности, порядка, дисциплины в школе, классе); 2) психологические условия (морально-психологический климат коллектива, профессионально - педагогическая направленность отношений участников образовательного процесса); 3) материальные условия (материально- техническая база обучения, воспитания; обеспечение учебными программами, психолого-педагогической литературой и т.п.); 4) санитарно-гигиенические условия; 5)эстетические условия; 6) временные, темпоритмические условия, отражающие типичный ритм жизни школы, класса, объем нагрузок в работе и т.п. Проектирование и управление образовательной среды профильной школы с педагогическим уклоном должно быть связано с ее педагогизацией, ориентированной на формирование у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности и развитие у них личностно значимых качеств будущего учителя через все основные элементы начальной общепедагогической подготовки: содержание, методы, формы организации, принципы обучения и воспитания, отношения участников образовательного процесса, педагогические технологии. Основными направлениями педагогизации образовательной среды профильной школы являются следующие: 1) раскрытие в процессе обучения и воспитания старшеклассников смысла педагогической профессии и ее значения в социально-экономическом развитии общества; 2) обоснование значимости педагогической профессии в развитии личности ребенка; 3) обеспечение гуманистической направленности социально-педагогических отношений участников образовательного процесса; 4) выявление и реализация меж предметных связей курса «Введение в педагогику» с общеобразовательными дисциплинами с целью формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической профессии.

С целью реализации обозначенных направлений педагогизации образовательной среды мы проводили в процессе экспериментального обучения первоначальную микроэкспертизу воспитательного процесса для определения преобладающего типа образовательной среды в школе с помощью методики векторного моделирования образовательной среды по В.А. Ясвину. Согласно этой методики образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов: «догматическая», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка; «карьерная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; «безмятежная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка; наконец, «творческая среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.

Позиция учащегося в процессе начальной общепедагогической подготовки характеризуется одновременно позициями субъекта и объекта. В процессе экспериментального обучения мы создавали необходимые условия для обеспечения гармонизации в развитии этих позиций и стимулирования развития позиции ученика как субъекта познания, жизнедеятельности и общения. В целом старшеклассники профильной школы занимают позицию активного, продуктивного и в возрастающей степени творческого участника образовательного процесса.

Соответственно, в процессе субъект-субъектных отношений учащиеся должны быть включены в творческую поисковую деятельность, что обусловливает разработку технологии начальной общепедагогической подготовки на основе поискового подхода.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.