18.06.2012 3776

Формирование у старшеклассников концепции «Я - будущий учитель»

 

Юность рассматривается психологами как переходный период от детства к взрослости (Л.И. Божович, И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В этом возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания: у старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-концепция»). «Я-концепция» становится в юношеском возрасте, с одной стороны, более устойчивой, с другой - переживает определенные изменения, обусловленные следующими причинами: влиянием физиологических и психических изменений, связанных с половым созреванием, восприятием индивидом своего внешнего облика; развитием когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящим к усложнению и дифференциации «Я-концепции», появлением способности различать реальные и гипотетические возможности; усложнением требований, исходящих от социальной среды - родителей, учителей, сверстников, которые могут оказаться взаимно противоречивыми.

Исследованиями ученых установлено, что уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости «Я-концепции» тесно связаны с развитием интеллекта и с познавательными процессами. Когда старшеклассниками осознается не только цель как идеальное предвосхищение результата деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели в значимом объекте, то это рассматривается как перспектива личности. Педагог может оказать помощь школьникам в создании новых перспектив путем использования уже имеющихся и постепенной постановки более ценных.

Анализ исследований психологов о роли интереса в процессе самоопределения человека, показал, что профессиональный интерес к педагогической деятельности выступает, в связи с перспективой профессионального самоопределения, мотивом, способствующим ориентировке школьника в выборе профессии учителя. Профессиональный интерес к педагогической деятельности обнаруживается субъективно для индивида в положительно-эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с профессией учителя. Роль профессиональных интересов в процессе самоопределения велика: они мотивируют личность на активный поиск путей и способов удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Поэтому формирование у старшеклассников «Я-концепции» в связи с выбором учительской профессии является необходимым условием и результатом развития у них профессионального интереса к педагогической деятельности.

Понятие «Я-концепция» рассматривают современные психологи - Н.Ю. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др. и педагоги Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др. во взаимосвязи с понятием «рефлексия», как важнейшим свойством человека. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс познания старшеклассниками самого себя, своего внутреннего мира «анализ собственных мыслей и переживаний, размышлений о самом себе и осознание того, как воспринимают и оцениваю его окружающие люди» (В.Н. Мудрик).

Интенсивная разработка проблем рефлексии ведется отечественными психологами в связи с объяснением специфически человеческих форм бытия, а также необходимостью решения задач управления психическим развитием личности. С.Л. Рубинштейн писал: «Рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за его пределы... с этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни». С явлением рефлексии связывается формирование у человека теоретического мышления, его обращение к основаниям своих собственных действий.

Различение жизнедеятельности субъекта и «действующего Я», с одной стороны, и сознающего себя и в себе субъекта и «рефлексивного «Я»« - с другой, ставится в центре проблемы самосознания личности. Рефлексия признается важнейшим моментом в механизмах развития деятельности и личности (Г.П. Щедровицкий и др.).

Отечественные психологи развили идею о единстве рефлексии и основанного на ней самосознания (Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ю. Кулюткин и др.).

В исследованиях А.А. Тюкова, Г.П. Щедровицкого и др. выделены шесть следующих этапов психологического механизма рефлексивного процесса: 1) рефлексивный выход; 2) интенциональность; 3) первичная категоризация; 4) конструктирование системы; 5) схематизация рефлектируемого содержания; 6) объективизация рефлексивного описания. Обозначенные этапы протекают в рефлексивном процессе последовательно, образуя гетерохронную систему. Интерпретация каждого этапа как сознательного действия позволяет выделять их в виде целостных единиц, которые можно целенаправленно формировать.

Рефлексия (вслед за подражанием) является одним из фундаментальных механизмов становления собственного человеческого способа жизни. В процессе познания старшеклассником самого себя, своего внутреннего мира формируется «Я - концепция», строятся философские суждения о жизни. Учащийся осознает основания выполнения действий в учебной деятельности, оценивая их соответствие жизненным ориентациям.

Структура и содержание «Я-концепции» старшеклассников. «Я-концепцию» отличает сложное уровневое строение, по-разному понимаемое разными авторами. Например, по Р. Бернсу «Я-концепция» включает в себя описательную составляющую «Образ Я» и составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам (самооценка). Выделение описательной и оценочной составляющей позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

В определении установки Р. Берне выделяет три ведущих элемента: 1) убеждение (когнитивная составляющая установки); 2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально - оценочная составляющая); 3) составляющая реакция, которая может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Отметим, что Р. Берне разделяет термины «Образ Я» и «Я-концепция». Термин «Образ Я», или «Картина Я», употребляются им для обозначения лишь первой когнитивной составляющей «Я-концепции». В исследованиях отечественных ученых - И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др. термины «Образ Я» и «Я-концепция» употребляются как синонимы, обозначенной позиции мы придерживаемся в нашей работе.

«Я-концепция» рассматривается отечественными психологами как целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий следующие компоненты:

- когнитивный компонент: образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);

- эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение;

- оценочно-волевой (поведенческий) компонент: стремление повысить самооценку, завоевать уважение товарищей и учителей, повысить свой статус или, наоборот, желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

В психологической литературе «Я-концепция» рассматривается как предпосылка и следствие социального взаимодействия: она определяется социальным опытом индивида (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). «Я-концепция» не статическое, а динамическое образование личности индивида, которое вписывается в структуру личности, выступает как установка по отношению к себе самому.

«Я-концепция» включает следующие составляющие:

- реальное Я-представление о себе в настоящем времени;

- идеальное Я - то, каким субъект, по его мнению, должен был стать, ориентируясь на моральные нормы;

- динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

- фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным.

Психологи - И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.В. Петровский,  Л.M. Фридман, М.Г. Ярошевский и др. - отмечают, что значение «Идеального-Я» и «Фантастического-Я» очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте. «Идеальное-Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. Значение «Фантастического-Я» велико в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

«Я-концепция» является важнейшим структурным элементом психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности. Формирование адекватной «Я - концепции», и прежде всего самосознания, - одно из важнейших условий воспитания сознательного члена общества. Степень адекватности «Я - концепции» выясняется при изучении одного из его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам (А.С. Спиваковская).

Исследованиями отечественных психологов (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.) установлено, что три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, но объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. В связи с этим успешность педагогического воздействия на ребенка в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать у него в процессе обучения и воспитания.

Особенности структуры и содержания концепции «Я - будущий учитель» у старшеклассников. Структура, особенности «Я-концепции» студентов пед ВУЗов и учителей, ее роль в педагогической деятельности обоснованы исследованиями Ю.Н. Кулюткина, B.C. Сидоренко, Г.С. Сухобской, И.И. Чесноковой и др. Защищен ряд диссертационных исследований по проблеме формирования у будущих учителей «Я - концепции». Так, в диссертационном исследовании B.C. Сидоренко определены пути и условия развития «Я-концепции» у студентов (будущих учителей), разработана специальная модель развития у них позитивного самосознания в соответствии с концепцией Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской о профессиональном самопознании учителя.

При разработке содержания и структуры концепции «Я - будущий учитель» у старшеклассников мы опирались на теоретические положения ученых психологов И.И. Чесноковой о «Я - концепции» как элементе профессионального самосознания учителя, а также на определение профессионального самосознания, данное Ю.Н. Кулюткиным, Г.С. Сухобской как инстанции, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирование направления саморазвития, его осуществление и т.д. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой, если учитель осознает, в какой мере у него развиты эти качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя.

В соответствии с выделенными теоретическими положениями концепции «Я - будущий учитель» включает следующие компоненты:

- Когнитивный компонент - «Образ Я» характеризует содержание представлений о себе, имеющихся у индивида профессионально значимых качеств, способностей; представление о социальной значимости профессии учителя как о высокой миссии сотворения личности; представление индивида о самом себе и о будущей педагогической профессии.

- Эмоциональный компонент. Самоутверждение, по мнению отечественных психологов и педагогов, является определяющим компонентом «Я - концепции», в том числе «Я - концепции учителя». Самоуважение характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что претендует человек в соответствии с формулой У. Джемса (где числитель выражает реальное достижение индивида, а знаменатель - его притязания); существует два пути повышения самоуважения. Первый путь - человеку необходимо для сохранения самоуважения приложить максимальные усилия и добиваться успеха, что является трудной задачей. Второй путь сохранения самоуважения - снижение человеком уровня притязаний, при котором оно даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Следовательно, правильно поставленный процесс воспитания призван ориентировать личность на первый способ сохранения самоуважения. Юноша в своей деятельности (учебной, трудовой и др.) должен уметь преодолевать трудности, обнаруживая свои волевые качества и сильный характер и тем самым сохранять оптимальные соотношения успеха и разумных притязаний.

- Оценочно-волевой компонент - обращает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок. В научной педагогической литературе отмечается, что человек, обладающий низкой самооценкой, с трудом вступает в свободное общение с другими людьми. Он склонен принимать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Учителя, обладающие низкой самооценкой, иногда проявляют неприязнь по отношению к детям, которые отличаются от своих одноклассников способностями, физическими данными или социальными принципами. Отношение детей друг к другу также, как правило, зависит от их «Я - концепции».

Каждый структурный элемент «Я-концепции» можно рассматривать в четырех аспектах: физическое-Я; социальное-Я, умственное-Я, эмоциональное-Я. При рассмотрении понятия концепции «Я - будущий учитель» и различных его преломлений охватываются психологические и педагогические явления, связанные как с образом Я, так и с самооценкой.

Исследованиями психологов - А.Г. Асмолова, А.А. Братко, А.К. Маркова и педагогов - П.И. Пидкасистый, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина и др. - установлено, что рефлексия и формирование «Я-концепции» учащегося осуществляется в деятельности. Активное включение учащегося в общественную жизнь содействует его становлению как личности. Основными методами, обеспечивающими среди многообразных педагогических способов воздействия эффективность обучения школьников рефлексии, являются организационные игры. На данные концептуальные положения мы опирались при отборе педагогических технологий, обеспечивающих формирование у старшеклассников профильной школы позитивной концепции «Я - будущий учитель».

Пути формирования у учащихся концепции «Я - будущий учитель». Анализ психологической литературы показал, что «Я-концепция» старшеклассника зависит прежде всего от успешности их деятельности и от характера взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. Число ребят, озабоченных своим реальным «Я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково. В возрасте 15-16 лет у учащихся резко увеличивается озабоченность своим динамическим и фантастическим Я, связанным с социальным самоопределением. Это открывает широчайшие возможности для направленного педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей старшеклассника.

Анализ научной литературы позволил выделить следующие факторы успешного формирования у учащихся педагогических классов положительной концепции «Я - будущий учитель»:

- Твердая убежденность учащихся в импонировании другим людям.

- Уверенность в наличии у себя умений, способностей и основных личностных качеств, предъявляемых учительской профессией и необходимых для успешной педагогической деятельности.

- Чувство собственной значимости.

Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, мы разработали следующие пути формирования у старшеклассников концепции «Я - будущий учитель».

Включение идей развития у учащихся профессионального интереса к педагогической деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих формирование у них устойчивости компонентов концепции «Я - будущий учитель» - когнитивный, оценочно-волевой, эмоционально-оценочный.

- Педагогизация образовательной среды как средства организации положительно-эмоционального тона учебного процесса и гуманистических взаимоотношений участников образовательного процесса.

- Использование           педагогических способов организации учебной деятельности старшеклассников, обеспечивающих формирование у них умений рефлексии, осознанного отношения к своим образовательным потребностям и способностям, жизненным перспективам в связи с профессиональным самоопределением.

- Включение учащихся в активную учебно-познавательную и практическую деятельность как средство развития: 1) интеллекта, 2) самопознания субъектом внутренних психологических активных состояний, 3) самовоспитания, 4) адекватной «Я-концепции».

- Применение в процессе начальной общепедагогической подготовки педагогических технологий, обеспечивающих включение учащихся в активную деятельность как субъекта образовательного процесса.

- Развитие у старшеклассников представлений об общественном значении профессии учителя как основы целеполагания личности в связи с профессиональным самоопределением.

Диагностика в процессе педагогической подготовки развития, таких элементов старшеклассника, как мотивация учащихся к выбору педагогической профессии, самооценка, уровень притязаний, уверенность в себе и др. - с целью прогнозирования развития концепции «Я - будущий учитель» у учащихся, а также стимулирования у ребенка уверенности в себе.

 

АВТОР: Мухина Т.Г.