14.07.2012 21150

Специфика политических ценностей и их преобразование в ходе политической социализации

 

Используя результаты исследования ценности как междисциплинарного понятия, на наш взгляд можно охарактеризовать политические ценности. Ценности во многом обуславливают специфику человеческого поведения и выбора в сфере политики. На ценностной основе формируется активное отношение личности к политике, выражающееся в ее целенаправленных действиях.

Политические ценности определены как предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действие субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп.

К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идей, участие личности в политике, выражение и реализация ее интересов, культура политики и другие.

Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, но могут отражать и преимущественные интересы различных классов, групп людей и личностей. Так, например, ценности и подходы к пониманию существа власти, форм государственного устройства могут существенно отличаться у представителей тех или иных классов, имеющих различающиеся представления об оптимальном характере политического устройства общества с точки зрения их интересов.

Политические ценности могут быть демократические, основанные на гуманистических принципах; радикалистские, основанные на антилегитимном мышлении и признающие насильственные, волевые методы общественных преобразований.

Как совокупность идей, представлений и соответствующих им установок, переживаний, стереотипов политические ценности определяют целеполагание в политике, выбор средств и методов деятельности.

Во властных отношениях политические ценности тесно переплетаются с ценностями формально «неполитическими» - моральными или социальными, оказывающими мощное влияние на мотивацию политической деятельности и формирующими эмоциональную жизнь реальной политики и властных отношений.

Моральные требования к политике с их абсолютными принципами нравственности, и ее этические начала с их динамичностью, увязанными с изменениями в структуре политических ценностей, самой политики играют огромную роль в процессе властных отношений. Они способны оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на протекание тех или иных политических процессов.

Политические ценности могут способствовать развитию в обществе как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов, помогая личностям и социальным общностям осуществлять выбор своего поведения или осложняя его. В обществах транзитного типа, к которому можно отнести современную Россию, сложившиеся политические ценности вступают в конфликт с новыми, зарождающимися ценностями, которые могут к тому же неадекватно восприниматься и усваиваться как субъектами, так и объектами властных отношений.

Система политических ценностей образует в обществе стержень политической культуры, которая оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступает важнейшим мотиватором политического поведения социальных общностей, лидером, элит.

Сами по себе политические ценности (например, равенство, справедливость, демократия, свобода) как определенные жизненные ориентиры затрагивают интересы людей, придают нравственную составляющую деятельности субъектов властных отношений, они статичны и декларативны.

Политические ценности, мотивирующие деятельность субъектов политики, формируются, распространяются, утверждаются, деформируются и теряют свое влияние в обществе в рамках его единой духовной культуры. Но общество всегда имеет сложную социальную структуру и поэтому состояние его потребностей как целого, понимание и осознание путей его развития преломляется в сознании составляющих его крупных социальных групп.

Именно это является одним из оснований различных интерпретаций содержательных характеристик, прочтений одних и тех же политических ценностей. Такие ценности как равенство, демократия, справедливость, государство, Родина, рассматривались коммунистами и идеологами либеральных реформ в России, интеллигенцией и социальными группами производственной сферы с диаметрально противоположных позиций.

По мнению М.В. Ильина, сама возможность политического действия определяется ощущением гражданского достоинства - восприятия себя как ценности, как благой и необходимой силы. И наоборот, именно с принижением гражданского достоинства начинается отвлечение, отказ от политики, поэтому «гражданин, лишенный этого чувства, - политически недееспособен; народ, движимый им, - обречен на тяжкие исторические унижения».

Любая интерпретация политики и политического поведения, выводящая за ценностную детерминанту за пределы исследовательского интереса, ущербна, недостаточна для представления этих явлений во всей их полноте и многообразии. Политическая наука развивается именно благодаря разработке специфических методологических средств (понятий, примеров исследования, методик сбора и анализа данных), позволяющих все более учитывать присутствие, роль ценностной компоненты в политике.

Самовыражение личностью своих политических интересов и целей, прежде всего, осуществляется на основе ее способности ориентироваться в политическом пространстве за счет наделения значимых для нее политических объектов тем или иным смыслом.

Осуществляя смысловую ориентацию в политической сфере своих интересов, личность последовательно и постепенно формирует некие стандарты, принципы мышления и поведения, по отношению к которым он вместе с другими людьми чувствует некое позитивное отношение и согласие.

По утверждению диссертанта, весьма авторитетной для современного российского общества, в котором формируются новые политические ценности, является точка зрения В. Франкла о том, «что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить».

В нахождении и отыскании смыслов личности помогает совесть, которую ученый определяет как смысловой орган, как интуитивную способность найти единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Совесть помогает личности определить даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности не отвечают быстро изменяющейся ситуации. Именно так, по В. Франклу, зарождаются новые ценности. «Уникальный смысл сегодня - это универсальная ценность завтра».

Сущность ценностей, не в них самих, а в потребностях и интересах. Очевидно, что при трактовке политической деятельности как стимулируемой только потребностями и интересами в стороне остаются проблемы иерархизации потребностей личностей в политике, выбора главных и определяющих, что является существенным при принятии решения.

Целесообразно вспомнить традицию школы «социального действия» Т. Парсонса, согласно которой ценность - это «элемент разделяемой обществом символической системы, который служит в качестве критерия, или стандарта, при выборе альтернативных ориентации, внутренне открытых в какой-либо ситуации. Разработка личностью той или иной иерархичности идей и представлений в любой сфере ее жизни служит важнейшим проявлением ценностной ориентации. Именно последняя определяет формирование жизненных и политических предпочтений, уточняет стратегические и тактические цели.

Более правомерны, на наш взгляд, подходы к проблеме ценностей, которые исходя из противоположной установки - понятие «ценность» описывает особую реальность, не выводимую из потребностей.

Потребности людей в политике представляют в структуре мотивации актуальный жизненный мир личности, они динамичны, их иерархия пересматривается в зависимости от текущего состояния жизненных отношений субъекта. Это устойчивые во времени обобщенные абстрактные стандарты, определяющие, что является правильным и что должно быть свойственно людям того или иного общества. Они отражают не столько динамические аспекты индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты политического опыта, присваиваемого личностью.

Политические ценности - это индивидуальная реальность, ибо они отождествляются с субъективной значимостью, и их особый статус задается исключительно индивидуальным творящим сознанием. Нельзя не согласиться с мнением М.М. Бахтина, что «всякая, общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Противоположная точка зрения указывает на надындивидуальный характер политических ценностей, «Политические ценности трансцендентны индивидуальному сознанию и деятельности, первичны по отношению к индивидуальным ценностным образованиям. Вместе с тем они не абсолютны и не объективны, ибо являются продуктом политической социализации в конкретной культуре и отражают в себе основные черты политической жизни конкретного социума в снятом виде».

Вместе с тем, политические ценности не могут быть оторваны от политического опыта, не потеряв смысла. Они не связаны ни с какой сверх опытной способностью и отражают практический политический опыт жизнедеятельности конкретного социума и находятся в объективном укладе общественного бытия данного социума. С. Московини подчеркивает, что человеческие сообщества думают о своем собственном бытии, те значения, которые они приписывают своим институтам, те образы, которыми они наделяют себя самих, являются необходимой частью их реального существования, а не просто его отражением.

Нет сомнения, что на формирование политических ценностей личности оказывают воздействия ее общекультурные, мировоззренческие качества. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сами по себе они не способны направлять специализированную деятельность личности в качестве ведущих духовных ориентиров. Только взгляды и представления, которые она обретает в процессе адаптации и ориентации в политической среде, могут иметь для нее такое смыслосодержащее значение.

Политические ценности, являясь продуктом политического опыта в конкретной культуре, различаются в разных обществах. Например, в одних обществах ценностью может являться политическая независимость, в других - политический конформизм и послушание. Политические ценности выражают сущность политической жизни данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни, они являются относительными, а не абсолютными.

С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, в результате которых много из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые политические ценности. Их надындивидуальный характер определяет такое понятие, как политическая традиция, явление, означающее наследование, передачу и закрепление значимого для граждан опыта прошлого в политической жизни следующих поколений.

Сердцевина политической традиции - это наиболее устойчивые и «живучие» политические ценности, передаваемые из поколения в поколение. Русский философ СЛ. Франк писал: «В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом. Обычаи и нравы господствующие в настоящее время, законы, которым мы повинуемся, власть, которой мы подчиняемся, весь духовный склад национальной жизни: все это, по общему правилу, создано не ныне живущими людьми, а их давно умершими предками».

Сила традиции велика, так как ценности, которые стали традицией, владеют умами людей на уровне бессознательного - это нечто коллективное бессознательное. «Наш сознательный разум, - по утверждению К. Юнга, - не является единственным управляющим всего индивидуального хозяйства, он даже не единственный хозяин и капитан наших мыслей. Мы всегда и во всем -индивидуально и коллективно - пребываем под влиянием той энергии, которая нами не осознается».

Существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет людей переживать и реализовать наш жизненный опыт вполне определенным образом. Эта определенность выражена в том, что К. Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

Он подчеркивал, что бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полетом развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это «не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов».

Из определения коллективного бессознательного ясно, что личность, как и общество, обычно не осознает всепроникающего влияния коллективного бессознательного на свои установки и поведение; господствующее мировоззрение уходит корнями в личное и коллективное бессознательное. Следовательно, групповое, национальное или расовое бессознательное состоит как из унаследованных моделей восприятия и понимания, так и культурных, являющихся продуктом современной социальной и политической действительности. Разделить эти два слоя нелегко, поскольку один влияет на другой, и со временем современный культурный слой становится частью унаследованного коллективного бессознательного.

Политические ценности могут быть реально действующими имманентными регуляторами деятельности личностей, оказывающими влияние на поведение вне зависимости от их отражения в сознании. Сама личность может вообще не осознавать, осуществляет ли она ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется.

Безусловно, этот факт не отрицает существования сознательных убеждений или представлений субъекта о ценном для него, что адекватно выражается понятием «ценностная ориентация». «Ценностная ориентация относится к тем аспектам ориентации деятеля, которые связывают его с соблюдением определенных норм, стандартов, критериев отбора. Какие выбрать средства и цели из имеющихся, какие именно потребности-установки и в какой степени подлежат удовлетворению - вообще любой выбор деятеля обусловлен его ценностными ориентациями, которые подчиняют его определенным нормам и руководят им в его актах выбора».

А. В. Клюев отмечает, что ценностные ориентации и мотивы политической активности российского населения весьма изменчивы и непостоянны, в результате чего отсутствует консенсус в общественных позициях и ощущается недостаточная развитость институтов аккумуляции интересов.

По мнению диссертанта представляет большой интерес концепция ценностных ориентации, предложенная В.А. Ядовым, который считает, что система диспозиций личности является достаточно устойчивым образованием, в котором можно условно выделить несколько уровней. На «нижнем» уровне располагаются очень гибкие, ситуативные социальные установки обуславливающие направленность деятельности личности в конкретных обстоятельствах. На ступень выше - установки, направляющие деятельность в типичных ситуациях. И, наконец, «высший» уровень диспозиционной структуры личности - ценностные ориентации - «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого общества.

При этом, «высший» уровень является базисным, во многом обуславливающий «низлежащие», при относительной самостоятельности каждого из уровней. Высшие уровни личностных диспозиций (система ценностей, мировоззрения) регулируют долгосрочную стратегию социального поведения. В.А. Ядов, выделяя иерархическую структуру диспозиций, отмечает иерархию су б структуры ценностных ориентации. «Вершину ее составляет «жизненный идеал» - социально-политический и нравственный образ желаемого будущего», в которой «ведущим признаком будет членение ценностей на цели и средства». При этом существенным замечанием является то, что на самом деле имеет место диалектика перехода целей в средства и наоборот.

По утверждению Н.И. Лапина, терминальные, или целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие как ценность человеческой жизни, семьи. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей.

Сегодня вполне очевидно, что только определенные ценностные ориентации граждан России, прежде всего признающие права личности на самоосуществление, могут предотвратить атомизацию общества, сформировать полезный для будущего развития опыт.

В зависимости от исторически и социально обусловленного культурного и интеллектуального уровня субъектов познания оно может выражаться в теоретических категориях, выработанных общественной и научной мыслью или в терминах обыденного сознания.

По нашему мнению, следует различать политические ценности граждан, для которых политика является предметом научного или профессионального интереса, от рядовых граждан. Цель осуществляемых обыденным сознанием познавательных процессов - ориентация в актуальной действительности, для чего не предполагается какой-либо идеологической чистоты или однозначности. Большая часть представлений, составляющих содержание обыденного сознания, повседневно проверяется людьми на собственном опыте, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы, придает его представлениям гибкость и подвижность.

Следуя цели ориентации в окружающей действительности, обыденное сознание вырабатывает достаточно сложную, противоречивую картину политической действительности, поскольку эта действительность противоречива сама по себе. Обыденное сознание воспринимает проблему с точки зрения интересов, при помощи наиболее доступного ему опыта, основанного на образно-чувственных представлениях о политической реальности.

Именно это делает его более гибким, благодаря чему оно быстрее и легче адаптируется к конкретной ситуации, чем какие-либо конкретные идеологии. Ему легче всего ориентироваться в тех аспектах и связях общественно-политических явлений, которые входят в сферу непосредственно воспринимаемого опыта. За пределами этой сферы оно не способно приписывать окружающей действительности смысл и становится носителем разного рода мифов и стереотипов, попадает под влияние идеологии.

Сознание в политической сфере имеет дело с социальными отношениями, оно оперирует понятиями достаточно высокого уровня абстракции от непосредственно ощущаемого и воспринимаемого - от повседневного опыта. Социально-политические знания в своих концептуальных, оценочных и кауазальных аспектах чаще всего формируются в рамках идеологий, которые могут более или менее верно отражать только определенные стороны действительности, но неизбежно ее искажают и мифологизуют. Обыденное сознание, в свою очередь, порождает собственные мифы, коренящиеся в узости познавательно-интеллектуальных возможностей его субъектов, в их интересах, или во влиянии на них стереотипов.

Различного рода проявления обыденного сознания могут получать подкрепление в соответствующих им идеологиях, а идеологии, со своей стороны, находить основу в обыденных представлениях.

Специфика политической идеологии состоит в ее двойственности. Одна ее часть является лишь осмыслением действительности, а другая - использованием осмысленного в реальных целях, т.е. не только переосмыслением, но и утверждением ранее осмысленного, приданием ему некоего символически сакрального содержания и формы.

Основными целями политической идеологии являются: во-первых, овладение общественным сознанием; во-вторых, внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; в-третьих, регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии принято выделять три уровня:

- теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, внутренне согласованную;

- программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя таким образом стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Поэтому источником программ и директив выступают политически партии, а также государства в лице государственного аппарата;

- поведенческий - внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения.

Функционирование идеологии осуществляется за счет определенных институциональных механизмов, образующих ряд последовательно возрастающих (по степени сложности) уровней. Каждый из них является отражением базовых категорий, свойств личности и окружающих ее условий существования.

Ценностная структура идеологии включает огромное количество идейно-познавательных систем. Среди них особо следует выделить этатистско-анархический момент политической аксиологии, в котором противопоставляется процесс максимального участия государственных учреждений в сфере общественного управления самоуправлению и саморегуляции свободных от государственного вмешательства и вообще от государственной организации общественных структур.

Здесь доминируют, с одной стороны, идеология централизации и бюрократизации политической власти, жесткого административного планирования, а с другой - идеи духовной, творческой солидарности, формирующейся на основе взаимного уважения уникальности личности каждого, биосоциального закона взаимной помощи и сотрудничества, коллективных свободных трудовых ассоциаций и общин.

Роль политической идеологии в целом определяется многоуровневым взаимодействием и пространственно-временных, и ценностных измерений исторического процесса. Понятийное и синхронно-смысловое развитие идеологических элементов - идей, понятий, символов, конституирует окружающий личность мир, ее социальную среду и отношения, целенаправленно и циклично деформирует, перестраивает политическую организацию, придавая ей с каждым новым витком времени контекстуальный акцент и облик.

Однако, отсутствие у личности единой системы представлений, соответствующей логике какой-либо идеологии или теории, является характерной чертой обыденного сознания и не означает, что его представления вообще не связаны друг с другом; эта связь может быть основана на каком-то ином принципе (например, на интересе или интернализированных ценностях). Таким принципом может быть функциональность представлений, соответствие их ситуации, так как личность в каждом случае может использовать те из них, которые позволяют ей ориентироваться в соответствии со своими интересами именно в данной ситуации.

Приоритет личностных ценностей обуславливается тем, что новое знание, новое представление, новая идея, новый идеал возникают на почве индивидуального сознания.

Распад социальной структуры, разрушение или ослабление социальных перегородок, неспособность социальных институтов осуществлять контроль над обществом усиливают социальную мобильность, позволяют людям преодолеть статусно-ролевые императивы и стимулируют поиски ими своего места в жизни с опорой на собственные силы, возможности, согласно собственной воле, интересам, потребностям.

И.С. Кон подчеркивал, что: «Индивидуально-личностное начало обычно усиливается в переломные, кризисные эпохи, когда индивид вынужден в самом себе искать ответ на новые вопросы, перед которыми бессильна традиционная идеология».

Политические ценности объективная реальность, они позволяют определять направление и пути дальнейшего развития политического процесса.

Диссертант полагает, что недостаток парадигм, позволяющих исследовать и описывать социальные изменения перспективы их дальнейшего развития, связан с недооценкой значимости роли политических ценностей в политическом процессе, что обуславливает необходимость пересмотра ранее сложившихся ценностных систем общества и ценностных ориентации личности, так как объективное понимание роли ценностей в политическом процессе зависит от уровня политического сознания и политической культуры человека.

В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что формирование новой системы политических ценностей необходимо и правомерно. Данная задача может быть решена одновременно с формированием новой государственной идеологии России, в которой необходимо учитывать особенности России: полиэтичность российского общества, соединенность народов России общей судьбой, уважение традиции любви к Отечеству, ответственность за Родину, осознание себя частью мирового сообщества.

Многие представления об обществе, поступающие к индивиду из различных социальных источников политической социализации - семьи, школы, непосредственной социальной среды («значимых других», «групп сверстников») по каналам массовой информации усваиваются им, не подвергаясь какой-либо модификации и переработке. А.И. Соловьевым политическая социализация определена, как процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретный политической системы и выполнять в ней определенные функции.

Политическая социализация имеет двойственный характер. Исследователи различают латентную и прямую политическую социализацию. При этом под прямой политической социализацией понимается то, что относится к передаче политических ценностей и информации, имеющей отношения к ролям, входам и выходам политической системы.

Под латентной политической социализацией понимается процесс номинально неполитического научения, который некоторым образом воздействует на политическое поведение (имея в виду развитие индивидуальности и усвоение общих культурных ценностей в семье).

Выделяют четыре фактора, оказывающие в процессе «латентной» политической социализации решающее воздействие на формирование структуры личности ребенка, которые невозможно анализировать в отрыве друг от друга. Это ценностные ориентации родителей, структура семьи, родительские установки на детей и применяемые при воспитании методы. В процессе социализации приобретаются общие предиспозиции, после чего предиспозиции передаются политическим объектам.

Группа сверстников является очень подходящей в плане влияния на установки и нормы своих членов, она удовлетворяет эмоциональные потребности личности и ценит при этом мнение каждого члена; личность стремится быть принятой другими членами группы, и нонконформизм членов группы может быть эффективно наказан.

Личность обладает определенной позицией в социальной системе, являясь членом определенной семьи, принадлежащей к определенному классу, субкультуре, религии, этнической группе и так далее. Эта «позиция» имеет прямые последствия для ее политического научения, поскольку, благодаря ей, она обладает определенным восприятием политического мира.

Важной особенностью политической социализации в России является наличие национальных конфликтов и противоречий республиканской суверенизации, в которых проходит становление политической культуры населения. Это накладывает негативный отпечаток двоякого рода. С одной стороны население вовлекается в приоритетные формы национально-политической активности. С другой, воздействует на его сознание извращающим образом, отделяя процесс полного восприятия ценностей гуманизма.

Авторитет и эффективность влияния агентов зависят от многих причин, но, прежде всего, от возраста и внутреннего состояния личности. Интенсивности ее включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых ею там функций. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые шире включают массовую разработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения личности политической жизни. Государство организует взаимодействие всех агентов направляя поток на усвоение людьми ценностей господствующей политической культуры и идеологии.

Множество социальных групп, обладающих собственными взглядами на политические реалии, той или иной мерой оппозиционности правящим кругам, различной степенью активности на политической арене и многими другими чертами, определяющими их возможность влияния на сознание личности, выстраивают взаимодействие различных агентов, придают им специфическую направленность, стремясь в духе собственных воззрений и убеждений повлиять на личность и способы ее включения в политическую жизнь.

Каждый из агентов социализации несет собственные нормы, ценности и программу научения личности политическим ролям, конкурируя не только друг с другом, но и с государственными структурами.

Условия и факторы, влияют на формирование политических ценностей в процессе политической социализации, в процессе последующей политической социализации уже усвоенные ценности могут кардинально меняться под воздействием агентов социализации, организуемых обществом или оставаться стабильными.

Положительная установка на правительство остается устойчивой до достижения зрелого возраста, несмотря на то, что изменяется «персонализированная» точка зрения на комплексную, функциональную концепцию с разветвленными институциональными представителями. Представления об обществе воспроизводятся, иногда на протяжении всей жизни личности, а затем передаются новому поколению. Такие устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах называются социальными стереотипами.

Под стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Понятие стереотипа родственно понятию установки. Однако, в отличие от стереотипа, под которым понимается некий образ, установка помимо наличия когнитивного и эмоционального компонента всегда гипотетически подразумевает готовность действовать в определенной ситуации (или относительно некоторого объекта) определенным образом.

Политические категории и их ценностное содержание особенно легко поддаются стереотипизации и идеологизации, поскольку они далеки от повседневного опыта большинства индивидов. После того, как в процессе политической социализации стереотипы внедряются в сознание индивидов, они сохраняют относительную независимость от знаний, почерпнутых из собственного опыта, и, следовательно, значительную устойчивость.

Следует подчеркнуть, что знания о политической сфере существенно отличаются для различных людей и групп также и потому, что связаны с социальными интересами. Что полезно и рационально с точки зрения одних социальных интересов, может оказаться вредным и бессмысленным с точки зрения других.

Проблема состоит в том, что интерес - категория целерациональная, но в реальной жизни осознание интересов представляет собой достаточно сложный и самостоятельный процесс, в котором кроме рационального мышления участвуют, как мы видели, когнитивные, эмоциональные и социально-культурные факторы.

Эмпирические исследования процессов усвоения политических ценностей в процессе политической социализации демонстрируют нам, каким образом в жизни каждой личности происходит переход от отношений власти и влияния в семье, группе, отношений со значимыми другими, этой своеобразной «малой политики», через формирование определенных политических предпочтений и определенных паттернов политического поведения к участию в самом политическом процессе.

Политические ценности в большей части представлены в верхних этажах диспозиционной структуры личности, что подразумевает с одной стороны, их тесную связь и зависимость от установок более низкого уровня, а с другой - довольно позднее формирование и зачастую связанную с этим неполноту и поверхностность отражения в них политических реалий. Политические ценности не существуют в отрыве от социального и исторического контекста и складываются в процессе латентной и явной, первичной и последующей политической социализации.

По мнению диссертанта, первый этап политической социализации характеризует первоначальное восприятие личностью политических категорий, которые постепенно формируют у нее избирательно-индивидуальные отношения к явлениям политической жизни. Личность адаптируется к политической системе и политической культуре.

На втором этапе политической социализации личность, освоившая приемы переработки информации и осуществления ролей, способна противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке корректировать свои ценностные представления.

Таким образом, процесс политической социализации может существенно изменить политические ценности и установки индивида. В случае слишком быстрых социальных (или технологических) изменений жизненной среды личности, ценности, усвоенные в процессе первичной социализации, становятся неадекватными. Именно это произошло в России, когда вследствие стремительных преобразований социально-экономических структур, сопровождающихся (и, во многом, вызванных) политическими процессами, практически все население страны оказалось в условиях ресоциализации.

Следовательно, политические ценности формируются под влиянием как социальных, биографических, так и личностных факторов, сливаясь в сложное социально-психологическое образование, существующее в рамках диспозиционной системы личности, характеризующиеся, в числе прочего, направленностью интересов.

От того, каким был процесс первичной политической социализации; насколько успешно в ходе нее личность справилась с фрустрациями, как проходила последующая политическая социализация, и того, каким был процесс ресоциализации, через который в той или иной форме прошли практически все российские граждане, зависит восприятие политических ценностей и, в свою очередь, определяемые ими действия и предпочтения.

Выводы:

1. Ценности функционально формируют смысловой фундамент культуры в её различных формах проявления. Изменения, протекающие в обществе и культуре, детерминированы современными процессами, в том числе политическим.

2. Установка и ценностные ориентации значительно влияют на образ жизни, поведение человека, меняют привычные представления, способы принятия решений и формы его участия в политическом процессе.

3. Политические ценности необходимо рассматривать не только как объективную реальность, но и как теоретико-методологическую конструкцию, позволяющую определить направление и пути развития политического процесса.

4. Система политических ценностей на уровне общества создает принципиально новое положение в мире, как для личности, так и для суверенного национального государства. Именно поэтому, необходимо переосмысление политических ценностей и выявление реальных границ функционирования теоретических концепций.

5. Общественные ценностные системы, включающие ценности определенной идеологической и политической направленности, служат идейной базой конкретных социально-политических структур, позволяют сформулировать и что наиболее важно - координировать политический процесс.

6. В процессе политической социализации стереотипы внедряются в сознание личностей, они сохраняют относительную независимость от знаний, полученных из собственного опыта, и, следовательно, значительную устойчивость.

7. Роль агентов политической социализации в формировании политических ценностей позволяет заключить, что политическая социализация через совокупность конкретных механизмов влияет на формирование совершенно определенных политических ценностей, способствует тем самым включению личности в политический процесс.

8. Перспективы демократии в России зависят от процесса усвоения обществом демократических ценностей.

 

Автор: Кулябцева В.Н.