23.07.2012 9411

Категория стиля в трактовках отечественных литературоведов

 

В литературоведении выдвинуто достаточное количество разнообразных теорий, каждая из которых по-своему объясняет процессы художественного творчества. Главным объектом пристального аналитического изучения для литературоведения, лингвистики, эстетики, искусствознания выступает конечный результат всякой творческой деятельности - эстетический объект, созерцаемый как целостный и завершенный [Хализев 1999, с. 16-18]. Именно категория стиля, связывающая объективную и субъективную стороны художественного произведения, позволяет объяснить его художественность, то есть целостность.

В отечественном литературоведении представлен целый ряд работ, содержащих теоретическую разработку проблемы стиля. Исследования В.В.Виноградова, В.М. Жирмунского, А.Н. Соколова, Г.Н. Поспелова, А.В. Чичерина, Ю.И. Минералова, А.Б. Есина и др. составляют концептуально обоснованную теорию стиля и отвечают современным потребностям изучения художественной литературы. Для того чтобы получить первоначальное представление о современном уровне и основных проблемах изучения стиля в отечественном литературоведении, приведем ряд определений этой категории из теоретических работ.

«Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого» [Соколов 1968, с. 130]. Литературный стиль - целостное единство всех принципов художественной изобразительности и выразительности (предметной, композиционной, словесной), вполне соответствующее особенностям идейного содержания произведении, закономерно исторически возникающего в национальной литературе определенной эпохи ее развития и могущее повториться в творчестве одного или нескольких писателей того или иного течения» [Поспелов 1970, с. 123].

«Стиль - эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью» [Есин 2001, ст. 1031].

Во всех предложенных определениях в качестве обязательной характеристики подчеркивается признак единства, цельности. Вопрос о составе этого единства, о границах стиля в пределах произведения, решается неоднозначно. В литературоведении можно выделить две противоположные позиции на проблему границ стиля. Одни ученые (А.Н. Соколов, Г.Н. Поспелов, В.В. Курилов, М.М. Гиршман, А.Б. Есин и др.) видят в стиле свойство художественной формы, другие (Л. Тимофеев, Л. Новиченко и др.) включают в состав стиля содержание и форму литературных произведений.

Мы придерживаемся позиции, в соответствии с которой стиль является свойством художественной формы, а содержание не может входить в стиль, выступая по отношению к форме определяющей стороной. Так, А.Н. Соколов четко разграничивает стилеобразующие факторы и собственно «носители стиля», которые «выражая закономерность стиля, ... приобретают «стилевую характерность» [Соколов 1968, с. 68]. К «носителям стиля» ученый относит: 1. Внешнюю, или языковую, форму (она один из важнейших носителей стиля). 2. Композицию. 3. Родовые и видовые формы.

Поскольку форма произведений есть выражение художественного содержания, то факторами стиля в пределах произведения служат все стороны его содержания. Проблема типологии и состава художественного содержания разработана в литературоведении.

В работе В.М. Жирмунского «Теория литературы. Поэтика. Стилистика» (1977) определяющим является понимание стиля как системы изобразительно-выразительных средств, подчиняющейся объединяющему принципу, художественному заданию произведения. Одним из существенных аспектов для стиля ученый считает его принципиальную возможность «эволюционировать». Среди факторов, обусловливающих стиль, отмечены: мироощущение эпохи, эстетические навыки и вкусы, художественное задание. «Эволюция стиля как системы художественно-выразительных средств и приемов тесно связана с изменением общего художественного задания, эстетических навыков и вкусов, но также - всего мироощущения эпохи», - пишет литературовед, указывая на зависимость стиля от этих факторов, однако в дефиницию стиля не вводит [Жирмунский 1977, с.38].

В концепции А.Н. Соколова «носители стиля» определяются множественными стилевыми факторами, образующими иерархическую структуру: ведущим стилеобразующим фактором является предметно - образное содержание, дальнейшее место в иерархии принадлежит художественному методу, заключают перечень родовая и видовая формы, они находятся в сложном отношении с содержанием и методом произведения [Соколов 1968, с. 126]. С нахождением точек пересечения отдельных стилеобразующих факторов связывается в теории осознание стиля: определить их «равнодействующую» - «значит понять стиль данного художественного целого, точнее - понять художественный смысл стиля». Опираясь на предложенные теоретические посылки, ученый предлагает дефиницию стиля: «Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно - образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого». Стиль связывает воедино содержание с формой, выражаемое с выражением, становясь «смыслом формы». С этой позиции закономерно снимается проблема связи структуры текста со стилем. Стиль и структура художественного произведения - системы перекрещивающиеся, в основе которых различные принципы. Статика, устойчивость являются признаками структуры, в то время как для стиля характерна динамика, «эволюция». Стиль придает художественному целому «эстетический облик», целостность.

Г.Н. Поспелов в работе «Проблемы литературного стиля» (1970) расширяет систему стилеобразующих факторов. Ученый отмечает следующие факторы: 1. Тематика. 2. Проблематика. 3. Разновидности жанрового содержания. 4. Пафос. 5.Принципы отражения (субъективный / объективный). Они по-разному координируют друг с другом и категориями рода и вида.

Главенствующая позиция в иерархии факторов принадлежит проблематике, определяющей другие стороны содержания. «Именно она (проблематика.- А.Г.) вытекает из идеологического «миросозерцания» писателей, из их общественных идеалов, определяя собой другие конкретные стороны содержания» [Поспелов 1970, с. 62]. Непосредственная связь «миросозерцания» и проблематики придает последней характер «неповторимости», «не воспроизводимости» за пределами определенной историко-литературной эпохи. Еще В.Г. Белинский, рассматривая эволюцию жанров, подчеркивал: «...если есть идеи времени, то есть и формы времени» [Белинский 1976, т.1, с. 154]. При анализе произведения следует видеть в проблематике не только «конкретно-историческое», продиктованное временем, но и «вечное». В соответствии с предложенным делением проблематики, к «вечному» в концепции Г.Н. Поспелова мы можем отнести «разновидности жанрового содержания произведений», которые понимаются как «...некоторые общие, исторически повторяющиеся особенности проблематики» [Поспелов 1970, с. 65]. Ученый предлагает различать следующие разновидности: мифологическую, национально-историческую, нравоописательную «этологическую» и романическую. А.Б. Есин продолжает этот список, обосновывая философскую разновидность: «Философская проблематика статична, занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей» [Есин 1999, с. 53].

На наш взгляд требует уточнения и отнесение пафоса как стилеобразующего фактора к субъективной стороне художественного произведения. Согласно современной трактовке категории пафоса, предложенной В.И. Тюпой в работе «Аналитика художественного текста» (2001), пафос, или художественная модальность / модус, по своей природе изначально заложен в художественную систему произведения, исторически устойчив. «Однако с не меньшим основанием,- замечает литературовед,- можно вести речь о трагическом, комическом, идиллическом и т. п. типах ситуаций или героев, или «коцепированных» читателей (соответствующих эстетических установках воспринимающего сознания)» [Тюпа 1999, с. 469]. Поэтому «модус художественности» принимает черты «всеобъемлющей характеристики художественного целого», определяющей, помимо типа героя и ситуации, авторской позиции и концепции читателя, «внутренне единую систему ценностей и соответствующую ей поэтику»: хронотоп, систему мотивов, уровень глоссализации, ритмико-интонационный строй [там же, с. 469]. Еще М.М. Бахтин говорил о героизации, юморе, трагедийности и комедийности как об «архитектонических формах» эстетического объекта, или «архитектонических заданиях» художественной целостности. [Бахтин 1979, с. 46]. Учитывая, что предметом художественного знания является специфическая онтологическая целостность «я-в-мире», то именно это «ядро» целого обосновывает эстетическую позицию автора, героя, реакцию читателя. Уникальность сотворенного художественного мира, развертывание в нем «диады» «я-в-мире» направляется по границам, установленным «архитектоническим заданием», или модусом художественности. Таким образом, эстетический пафос нам представляется «двуслойным»: пафос как «архитектоническая форма» (объективная сторона) и пафос как индивидуально-авторская эмоциональность, экспрессивность (субъективная сторона эстетического объекта).

Перечень стилеобразующих факторов дополняется в концепции М.М. Бахтина, который, учитывая диалогическое начало творчества, существенную роль отводит адресату. Адресат является третьей конститутивной особенностью, определяющей композиционно - стилистическое своеобразие высказывания. Развивая тезис о высказывании как отдельном звене речевого общения, литературовед акцентирует внимание на связи не только с предшествующим, «чужим высказыванием», но и на отношениях с последующими в этой цепи. «Все высказывание строится как бы навстречу этому ответу. ...Кому адресовано высказывание, как говорящий (или пишущий) ощущает и представляет себе своих адресатов, какова сила их влияния на высказывание, - пишет М. Бахтин,- от этого зависит и композиция и в особенности стиль высказывания».

Далее М. Бахтин выдвигает идею создания «концепции адресата»: «Для каждой эпохи, для каждого литературного направления и литературно - художественного стиля, для каждого литературного жанра в пределах эпохи и направления характерны свои особые концепции адресата литературного произведения, особое ощущение и понимание своего читателя, слушателя, публики, народа». Подводя итог, отметим, что адресованность, «концепция адресата» - конститутивная особенность высказывания наряду с замыслом и экспрессией; под влиянием предполагаемого ответа и производится отбор всех языковых средств.

Итак, стиль - это структурная закономерность художественной формы, создающая ее своеобразие и целостность. Они проявляются с большей отчетливостью в системе стилевых категорий. По определению А.Н. Соколова, стилевые категории - это «те наиболее общие понятия, при помощи которых понимается, осмысливается стиль того или иного художественного целого» [Соколов 1968, с. 93]. Ученый предлагает следующую типологию стилевых категорий: 1. Соотношение объективного и субъективного в искусстве. 2. Изображение и выражение (экспрессия). 3.Соотношение общего и единичного в изображении объекта. 4. Наличие / отсутствие условности. 5. Тяготение искусства к строгим или свободным формам. 6. Простота / сложность. 7. Симметричность / асимметричность. 8.Величина, масштаб. 9. Соотношение статики и динамики.

По мнению А.Б. Есина, эта типология - одна из наиболее обоснованных попыток систематизировать стилевые свойства, но в то же время ее обще эстетический характер требует корректировки применительно к литературоведению [Есин 2001, ст. 1032]. Литературовед предлагает типологию стилевых доминант, учитывающую данные обстоятельства. Для характеристики художественного мира произведения предлагаются: описательность, сюжетность, психологизм; в зависимости от типа художественной условности - жизнеподобие, фантастика; в области художественной речи три пары стилевых доминант - стих / проза, номинативность / риторичность, монологизм / разноречие (аналогично «полифонизму» М. Бахтина); для художественной композиции - простота / сложность. При анализе художественного текста выделяется несколько доминант, которые не носят абсолютного характера и проявляют себя как тенденции стиле образования.

Исходя из вышеизложенного мы можем выделить следующие основные признаки категории стиля: а) единство многообразия, б) выражение индивидуальности, в) общие принципы и закономерная организация элементов художественной формы. При неизменности первого, второй и третий признаки во многих трактовках альтернативно противопоставлены. В качестве базового определения категории стиля мы избираем общее определение, предложенное А.Б. Есиным: «Стиль - эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая определенной оригинальностью». Данное понимание стиля позволяет его противопоставить эстетической невыразительности и стилистической эклектике.

 

АВТОР: Горбачев А.М.