25.07.2012 2650

Признаки эпического синкретизма в предании об Атлантиде

 

1. Сочетание истины и вымысла

Следующий признак эпического стиля в диалогах «Тимей» и «Критий» - сочетание в повествовании об Атлантиде истины и вымысла, взаимодействие образного и понятийно - логического начал. В единстве истины и вымысла, которое составляет главную черту эпического стиля, образной системы эпоса, реализуется художественное мифо-эпическое мышление - эпический синкретизм.

Повествование об Атлантиде имеет характер исторического предания, основанного на реальных событиях, предания достоверного, по словам Солона. Доказательство этому находим во множестве точных географических сведений, исторических сведений об основании городов, описаний культуры, жизни, быта, законов, государственного устройства, религиозных культов, обрядов, в описании устройства храмов, святилищ, архитектурных, городских построек, зданий, точных описаниях природы, особенностей климата, в участии богов, которые в предании действуют как вполне реальные родоначальники афинян и атлантов, как основатели их городов, или как карающие, наказывающие боги (Зевс, наказывающий атлантов) (боги в предании, их действия и функции представляются как вполне достоверные, реальные, так как вера в богов характерна для тех людей, которые жили за 9000 лет до эпохи Солона; то есть, боги реальны как факты религиозного сознания древнейших людей, в данном случае - афинян и атлантов).

Все достоверные, реальные сведения, которые находим в предании, имеют не просто художественную ценность, но, прежде всего, познавательную ценность, они самоценны, в силу своей точности и достоверности (знакомят нас с культурой двух великих древних народов), как это характерно для эпоса, который стремится к правдоподобию, к достоверности.

Вот, например, как обосновывается в диалоге «Тимей» истинность, правдивость предания об Атлантиде.

По словам египетского жреца, то, что сохраняется у них в Египте (речь идет о преданиях) - самое древнее: «И какое бы прекрасное или великое деяние не произошло, о котором мы услышим, оно записывается. Все записанное с древних времен сохраняется в храмах». Жрец объясняет древность хранящихся у них преданий, и древность египетских культурных традиций тем, что они не страдают от регулярных потопов, которыми боги очищают Землю; а спасает их от потопов река Нил, воды которой во время потопа поднимаются снизу, а не падают с небес, как в других краях. Жрец объясняет древность хранящихся у них преданий (в том числе и предания об Атлантиде) географическими, климатическими, природными особенностями их местности. Иными словами, «истинные» сведения географического характера, достоверные описания природы Древнего Египта, разлива реки Нил входят в художественный замысел повествования - они призваны логически, научно доказать древность хранящихся у египтян преданий, а значит и правдивость предания об острове Атлантида, и правдивость всего, что будет рассказано о ней далее, каким бы удивительным и необычайным это не казалось.

В предании дана достаточно точная характеристика Древних Афин. Так, точно определяются границы, территория Древних Афин - «ее границы в те времена доходили до Истма (т.е. Коринфский перешеек), а материковом направлении шли до вершин Киферона (горная цепь на севере Аттики) и Парнефа (гора Парнеф к востоку от Киферона) и затем спускались к морю, имея по правую руку Оропию, а по левую Асоп (Оропия - местность на северном берегу Аттики; Асоп - река в Аттике, берущая начало в Беотии)».

Географическое положение Атлантиды также вполне определенно: остров находился перед проливом Геракловы столпы в Атлантическом океане; он превышал своими размерами Ливию и Азию вместе взятые. Власть царства Атлантида простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того, по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении (область Средней Италии у побережья Тирренского моря).

Как видно, мы сталкиваемся здесь с «истинными», т.е. реальными и точными географическими описаниями Атлантиды и Афин, которые имеют познавательную, информационную цель и одновременно служат средством создания художественного образа, эпической характеристики двух народов (подчеркивается величина и могущество Атлантиды, которая владеет огромной территорией).

«Истинны» в диалогах и описания государственного устройства Афин и Атлантиды: вполне обычно, естественно для древних индоевропейских государств деление на три сословия, как было в обществе древних Афинян. В Афинах в ту эпоху было общественное государственное устройство.

Кроме того, необходимо отметить, выделить мифологический, религиозный элемент - участие богов в создании, обустройстве государства Афинян: город Афины основала богиня Афина, восприняв семя от Геи и Гефеста. Богиня решила первым заселить такой край, который обещал порождать людей, более всего похожих на нее. Боги, Гефест и Афина, брат и сестра, любящие мудрость и искусства, имеющие общую природу, получают и общий удел. Они населяют эту землю людьми благородными и вкладывают им в умы понятие о порядке государственного устройства.

О государственном устройстве Атлантиды повествуется, что весь остров был поделен на 10 частей, каждой частью управлял царь-архонт, каждому царю была дана власть над множеством людей и над множеством земель. Полномочия царей-архонтов также обозначены в диалогах: каждый из 10 царей в своей области и в своем государстве властвовал над людьми и над большинством законов, так что мог наказать и казнить любого, кого пожелает.

По традициям эпических преданий, происхождение атлантов и их государственного устройства также восходит к деяниям богов (как и в случае с Афинами).

Таким образом, описания государственного устройства афинян и атлантов, вполне достоверные, имеющие информационную, познавательную цель - дать исторически достоверную картину двух древних государств, точно описать их устройство, не перестают выполнять и художественную функцию - например, показать могущество царей Атлантиды, их власть над множеством людей, над большинством законов, равноправие всех 10 царей (у каждого своя страна). Это опять же создает образ сильного, мудрого, справедливого государства Атлантида, древнее государство, устройство которого в предании идеализируется. Те же самые функции выполняет и описание государственного устройства Афинян.

Точность, конкретность деталей, реалистичность описаний, свойственная эпосу (эпосу Гомера, например), которые не заинтересовали бы более позднюю, художественную литературу, проявляется, например, в описании религиозного обряда, который цари Атлантиды совершали перед своим общим собранием, проходящим раз в 5-6 лет.

Сочетание истины и вымысла проявляется и в эпитетах, в характеристиках персонажей предания. В основе эпитетов предания, как и в основе гомеровских эпитетов, лежит субъективно-объективная истина. Субъективно-объективная истина, лежащая в основе гомеровского эпитета, - причина, по какой эпитет, помимо переносного значения тропа, сохраняет за собой и исконный, прямой смысл «общеупотребительного» слова.

Например, эпитеты, характеризующие подвиги древних афинян - прекраснейшие подвиги, великие подвиги - это обычные, общеупотребительные слова древнегреческого языка, обозначающее вполне реальное свойство - прекрасный, великий. Но в предании они выполняют еще и роль эпической характеристики народа, который совершил великие и прекраснейшие подвиги, потому что эти качества - выражают эпический идеал. Поэтому эти эпитеты являются и тропами, выразительными определениями предмета. Или, например, слово, характеризующее могущество, силу атлантов и афинян. Оно является вполне обычным словом, имеющим буквальный смысл - сила, могущество. Но в эпическом предании слово показывает доблесть, силу, воинскую мощь эпических народов, т.е. опять же выражает качество, составляющее эпический идеал. Или, например, эпитет, характеризующий землю, которая была в Афинах в те далекие времена. Эпитет имеет вполне реальное, буквальное значение - тучная земля, плодородная, в которой все хорошо растет; но в эпосе он приобретает и переносное значение, значения вымысла, потому что опять же является средством создания образа, эпической характеристики, частью картины общего изобилия и красоты природы в древние времена («тучная» земля выражает своего рода эпический идеал почвы, земли).

То же самое мы можем сказать о любом эпитете предания, о любой встречающейся в нем характеристике.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вымысел в предании об Атлантиде всегда имеет под собой истину факта, реальность, это эпический вымысел, что роднит его с гомеровским эпосом.

2. Качественное единообразие эпического мира в повествовании об Атлантиде

Эпический стиль повествования в диалогах «Тимей» и «Критий» проявляется, прежде всего, в принципах характеристики персонажей, лиц, предметов, которые вытекают из художественного мышления эпоса - эпического синкретизма. Все, что изображено в повествовании об Атлантиде, - люди, боги, их качества, свойства, а также природа - горы, источники, животные, различные предметы, объекты - храмы, их убранство, дворцы царей - все ориентировано на единый эпический идеал. Качества, которыми в повествовании наделены все персонажи Атлантиды, и все, что входит в ее мир, ориентируется на все эпический идеал «хорошего», «лучшего». Эти архаические черты предания об Атлантиде роднят его с гомеровским эпосом. В нем находим черты гомеровского синкретизма, который проявляется, прежде всего, в принципе «качественного единообразия при количественном неравенстве качеств», из которого вытекают все закономерности образной системы эпоса.

Как мы увидим ниже в повествовании при характеристике персонажей используются гомеровские эпитеты, которые выполняют роль показателя количественного преобладания качества, или просто показателя качества, свойства, выражающего эпический идеал. Под эпитетом гомеровского эпоса подразумевается любое определение, подчеркивающее свойства и качество предмета, выраженное прилагательным, причастием, существительным - приложением, согласованное со словом, к которому оно относится, его определяющим.

Рассмотрим, как проявляются принципы эпической характеристики в образах афинян и атлантов.

Несмотря на то, что в сюжете повествования афиняне и атланты представлены как противники, как два могущественных, соперничающих друг с другом древних государства, два этих народа эпически однородны, являются частью единого эпического мира, где все однородно, обладает качествами, свойствами, выражающими все эпический идеал хорошего, лучшего. Отсюда у двух великих народов, которые находятся в центре внимания эпического предания, больше общих черт, чем различий: они составляют единую картину идеального прошлого, золотого века.

В повествовании сказано, что в то время существовали многочисленные варварские племена и племена эллинов. Но в центре внимания предания именно афиняне и атланты, как самые выдающиеся, самые славные народы среди них.

О древних афинянах сказано, что это прекраснейший и знатнейший род людей - то. Как видно, афиняне - это воплощение эпического идеала -. По всей видимости, так или иначе все древние племена представляются в предании прекрасными и знатными, но афиняне являются носителями этих качеств в наибольшей степени. Недаром в тексте эпитеты употреблены в превосходной степени. Афиняне не только самые прекрасные и знатные среди древних народов, но их государство было самое лучшее в военных делах, «и во всех отношениях самое законопослушное». Город древних афинян, под стать им самим, тоже соответствует эпическому идеалу - идеалу города, который обозначен эпитетами - самое лучшее в воинской доблести и - самое законопослушное. Эпитеты опять же стоят в превосходной степени и выражают количественное преобладание качества (город афинян самый законопослушный и лучший в воинской доблести).

Древние афиняне также названы и разумнейшими людьми - (снова превосходная степень качества - афиняне превосходят всех людей по уму, у них наибольшая степень количества этого качества). Афиняне превосходят и по всякой добродетели, как это подобает отпрыскам - и питомцам - богов.

Афиняне управляли своим государством и Элладой по справедливости, и во всей Европе и Азии они были самые знаменитые - и прославленные - за красоту тел, и разнообразную добродетель души. В этом проявляется эпическое соответствие внешнего внутреннему - красота тела и добродетель души.

Прекрасен, разумен не только весь народ в совокупности, но и отдельные его представители, группы. Земледельцы в Афинах, как мы видим, тоже выдающиеся, соответствующие по своим качествам эпическому идеалу, как и весь народ в целом.

Афиняне наделены в предании такими истинно эпическими качествами, как доблесть, добродетель, сила. Они всех превосходят мужеством - искусством в военном деле. У их государства есть сила, могущество, какую и положено иметь эпическому племени.

Вообще военное дело очень развито у афинян - героев мифо-эпического предания об Атлантиде. В повествовании сказано, что они содержали многолюдное войско трефа.

Эпические качества, свойства, доблести, добродетели афинян проявляются в подвигах, которые они совершают, - они такие же прекрасные, великие, под стать им. Дела афинян, их подвиги, нередко характеризуются теми же эпитетами, что и они сами. То, что совершают афиняне, основано на их доблести, силе, мужестве, опытности в военном деле, т.е. на тех качествах, которые составляют эпический идеал героя, мужа «лучшего».

Предание приписывает древним афинянам самые прекрасные подвиги - и установления, прекраснее всего, о чем люди получали известие под небом. В другом месте сказано, что государство это совершило много великих подвигов, достойных восхищения.

Все подвиги, деяния древних афинян прекрасные, великие, достойные восхищения. Но среди них есть один подвиг, который в предании выделен особо, он превосходит все другие по количеству этих качеств: он превосходит по величине. Это - прекраснейший из подвигов величайший - из всех деяний, совершенных афинским государством. Этот подвиг, где в наибольшей, наивысшей степени проявились качества, свойства афинян, состоял в том, что они остановили воинскую мощь, силу, отправившуюся с дерзостью на всю Европу и Азию, а путь державшую от Атлантического моря (армия атлантов) Вся эта сплоченная мощь - одним натиском - попыталась поработить - все земли, находящиеся по ту сторону пролива Геракловых Столпов. Афинское государство встало в этой войне во главе эллинов, но из-за измены остальных (союзников), оказалось предоставленным самому себе, в одиночестве подошло к крайним опасностям, и когда одолело нападающих, воздвигло трофей. Оно помешало поработить тех, кто еще не был порабощен, а всех остальных, сколько не обитало по эту сторону Геракловых Столпов, оно великодушно освободило.

Характеристика другого великого государства древности - Атлантиды, построена по тем же принципам. На острове Атлантида также все самое лучшее, прекрасное, достойное удивления, - и люди, их дела, и природа. Атлантида описывается в предании как идеальное государство прошлого, как величайший народ. Рассказ об Атлантиде гораздо более подробен, более обстоятелен, чем об Афинах. В рассказе об Атлантиде мы встречаем мотив, которого нет в более кратком, сжатом повествовании о древних Афинах. Это мотив нравственной деградации атлантов, истощения их «божественной» природы, мотив их постепенного духовного разложения, развращения, которое ведет их когда-то процветающее, великое государство к гибели. Этот мотив перехода от лучшего, того, что было раньше, к худшему как следствие отступления от богов, от их законов, также характерен для эстетики эпоса.

Атланты, как и афиняне, происходят от бога, как это обычно свойственно героям эпоса.

Родоначальниками атлантов являются 10 сыновей (5 пар близнецов) Посейдона и Клейто. Каждый из них получил от Посейдона свой удел Атлантиде и стал в нем правителем (архонтом).

Именно правители, цари Атлантиды являются практически главными персонажами, героями повествования об Атлантиде. Царям, как родоначальникам племени атлантов, как божественным потомкам, принадлежит главная роль в обустройстве острова, государства, именно их деятельность делает остров таким великолепным, богатым, могущественным, цивилизованным. Власть, могущество царей Атлантиды - божественного происхождения (бог Посейдон делает первыми правителями своих детей, и их потомки тоже становились правителями). Атланты являются потомками 10 царей Атлантиды, 10 родов царей. Значит, все племя атлантов, эпическое племя - божественного, царского происхождения.

Очень важный мотив мифо-эпического предания об Атлантиде - всем своим богатством, достижениям, добродетелям атланты обязаны своей божественной природе, унаследованной от бога доле.

Вот каков был остров, люди, его населявшие, их дела. Все атланты - богатый, счастливый народ.

Однако род царя Атланта, как род, у которого верховное главенство, обладает и наибольшими богатствами и почетом, количественно превосходит все другие царские династии по этим качествам.

В распоряжении царей было все необходимое, приготовляемое как в городе, так и по всей стране.

Цари Атлантиды, пользуясь богатством острова, дарами его земли, обустраивают остров: они устроили святилища, царские дома) и всю страну приводят в порядок.

Цари Атлантиды, как это свойственно героям эпоса, обладают воинской мощью. В повествовании сказано, что порядки, установления относительно мужей, пригодных к войне, относительно воинской повинности в городе царя были установлены такие: «каждый участок должен был поставлять одного воина-предводителя всего участков насчитывалось 60 тысяч; те, которые набирались в несчетном числе из гор и из остальной страны, сообразно с их деревнями и местностями распределялись по участкам между предводителями. В случае войны каждый предводитель обязан был поставить шестую часть боевой колесницы, так, чтобы всего колесниц было десять тысяч, двух коней и всадников, двух лошадную упряжку отдельно от колесницы, воина с малым щитом, способного сойти с нее и биться в пешем бою, возницу, который правил бы конями, двух гоплитов, по два лучника, пращника, по трое камнеметателей, копейщиков, по четыре корабельщика, чтобы набралось достаточно людей на общее число тысячи двухсот кораблей».

Как следует из этого описания, армия Атлантиды была мощная, хорошо оснащенная, организованная, четко и разумно устроенная: в ней - все виды войск, какие были в древности.

Цари Атлантиды превосходят всех, соответствуют эпическому идеалу не только как самые богатые, самые могущественные, сильные, но и по своим внутренним, духовным качествам: ведь они - повинующиеся законам; образ мыслей у них - истинный и великий во всем; в отношениях друг с другом они руководствовались кротостью вместе с разумом; они презирают все, кроме добродетели; они не пьянели от роскоши, не сбивались с верного пути, они хранят трезвость, остроту ума; понимают, что богатство увеличивается от всеобщей любви в соединении с добродетелью и когда богатство становится предметом усердия и почитания, оно гибнет и вместе с ним гибнет добродетель».

Доказательством этих добродетелей могут служить установленные законы, которыми цари должны были руководствоваться в отношениях между собой.

У царей Атлантиды было два величайших, важнейших закона, которыми они руководствовались в отношениях друг с другом: не поднимать оружия друг на друга, но напротив, все должны были прийти на помощь, если бы кто-нибудь из них попытался в каком-либо городе уничтожить царский род; а также по обычаю предков они должны были сообща советоваться о войне и о прочих делах (причем, как уже было сказано, верховное главенство уступали роду Атланта); по закону, нельзя было казнить никого из царского рода, если совет десяти царей не подавал за это больше половины голосов».

Таков эпический идеал царя в предании об Атлантиде. Таким славным родом был род царей Атлантиды.

Характеристика богов построена в предании по тем же принципам, что и людей, что свидетельствует о соизмеримости эпических идеалов в эпосе. Отсюда этико-эстетические категории, составляющие эпический идеал мужа «хорошего», «лучшего», применяются равным образом и к людям, и к богам, и даже к природе, и к неодушевленным предметам, и к различным явлениям эпического мира.

Так, богам присущ некий общий набор качеств, действий, функций, свойственный всем богам, у них есть одна общая суть.

Например, боги разделили по жребию, без вражды всю землю. Деление земли без вражды свойственно всем богам, так как они знают подобающее каждому из них. Каждый из богов получает по праву жребия и обосновывается в своей стране. Все боги, обоснававшись в своей стране, принимаются вскармливать людей. Люди для богов, согласно повествованию - их достояние, питомцы, боги «пестуют» людей, как пастухи свое стадо. И направляют людей они, избрав место кормчего, действуют убеждением - согласно своему замыслу. Таким образом, боги в этом предании - ведущие весь род смертных.

В другом месте повествования сказано, что боги, разделив по жребию всю землю на уделы (на этот раз употреблено слово - доставшийся по жребию удел), устраивают себе - святилища - и жертвоприношения. Богам свойственно и приводить в благоустроенный вид, обустраивать - этот же глагол характеризует и деятельность царей на острове Атлантида) полученный удел (как это делают Афина, Гефест, Посейдон).

Боги, как и люди, обитают в жилищах. Жилища эпических богов имеют в предании эпитет - почетный, почитаемый. Но самое почитаемое из их жилищ - находится в середине космоса (мира).

Таковы общие свойства богов в предании. Это достаточно традиционное для эпоса представление о богах. Например, в гомеровском эпосе мы также встречаем эпизод раздела по жребию земли между богами - Посейдоном, Зевсом и Аидом. У Гомера употребляется даже тот же самый глагол. Действия богов здесь в чем-то сходны с действиями людей - они также имеют каждый свой удел, также обустраивают его, приводят в порядок, обитают в домах (употребляются даже те же самые слова). Разница лишь в том, что боги обладают наибольшей властью, чем люди: они являются ведущими, предводителями всего рода смертных (людей). Теперь об их индивидуальных качествах.

Таким образом, Зевс наделен в предании наибольшим количеством власти, он верховный бог, бог богов, он наказывает людей, отступивших от божественных законов.

Что касается богини Афины, то она, подобно своим «подопечным», афинским гражданам любящая войну, воинственная; - любящая мудрость, любящая искусство. Богиня Афина носит в предании воинский титул - главный вождь города Афины.

В повествовании об Атлантиде, где мир - эпический, а значит, качественно единообразный, основные этико-эстетические категории, составляющие идеал «хорошего», «лучшего» прилагаются не только к образам одушевленным - богам, людям, но и к другим предметам и явлениям этого мира - к природе, к животным и т.д. Нередко одни и те же эпитеты могут характеризовать людей, природу, или даже какой-нибудь предмет.

Так, равнина, где жили родители Клейто - Евенор и Левкиппа, которая простиралась от моря и до середины острова Атлантида, характеризуется в тексте теми же эпитетами, что и люди, живущие на острове - равнина, самая прекрасная из всех прочих по достоинству и достаточно плодородная, способная рождать.

Сам остров Атлантида назван в предании священным (Сера), под воздействием солнца он все порождал прекрасным и удивительным, изобильным по количеству. Лес на острове доставляет все в изобилии, все, что нужно для работы строителям, а равно и для прокормления домашних и диких животных.

На острове было множество полезных ископаемых, любые их виды, в том числе - особый род орихалка, после золота наиболее чтимый - эпитет, также употребляющийся и по отношению к роду царя Атланта, и к жилищам богов, и вот теперь он характеризует камень).

О животных, обитающих на острове Атлантида, рассказывается вот что: на острове водился самый многочисленный род слонов, потому что корму было достаточно не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы и равнины, но и для этого зверя (слона), который самый большой.

Эпитеты, выражающие качества, составляющие эпический идеал характеризуют и деревья, почву острова: «В священной роще Посейдона, благодаря плодородной земле - (можно даже перевести буквально - «добродетельной» земле, так как эпосу свойственно характеризовать все предметы и явления, одушевленны и неодушевленные, одинаково) росли деревья божественной красоты и высоты. Горы на острове Атлантида по множеству, величине, красоте отличаются от всех нынешних.

Другие предметы, составляющие эпический мир Атлантиды, вполне соответствуют по своим качествам и людям и природе.

Например, царский дворец на острове Атлантида - поразительное по красотам и величинам сооружение. Он находится в подобающем соответствии с величием власти царей. Или, например, платья, в которые облачаются цари перед тем, как начать творить суд - самые прекрасные.

Природа Древних Афин характеризуется по тем же принципам.

Их земля превосходит все другие земли плодородием или добродетелью). Она взращивала все в красоте и в изобилии. Земля была мягкая и тучная (тара), были много холмные и высокие горы, равнины, полные тучной земли; обильный лес в горах, необъятные пастбища. Земля в Афинах самая лучшая, орошение самое щедрое, климат самый умеренный.

Мотив смены эпических поколений в предании об Атлантиде

С мотивом идеализации прошлого связан мотив смены эпических поколений в предании об Атлантиде.

Все персонажи предания, как мы показали ниже, ориентированы на эпический идеал «хорошего», «лучшего», которому следует изображение каждого героя эпоса.

В пределах твердо установленного эпического идеала наблюдаются сдвиги, внутренние градации, которые эпос ставит в связь с эпическим возрастом героя, его соотнесенностью с эпической хронологией и с этико-эстетической программой эпических поколений.

Подобную смену поколений, которая ощущается как этико-эстетический сдвиг, как переход от лучшего к худшему, мы наблюдаем и в предании об Атлантиде.

Смена эпических поколений, проявляющаяся в переходе от лучшего к худшему, от поколений богобоязненных, почитающих богов, добродетельных и законопослушных мужей к поколениям алчных, дерзких, гордых людей происходит по причине истощения в атлантах божественной природы. Оно в итоге и приводит Атлантиду к гибели.

«В продолжение многих поколений, пока не истощилась унаследованная от бога природа, цари Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом. Пока в них сохранялась божественная природа, все их богатство увеличивалось. Но когда божественная доля начинала ослабевать в них, многократно смешиваемая со смертным началом и над ними взял верх человеческий нрав, они не смогли долее выносить свое богатство и утратили благопристойность».

В результате истощения унаследованной от бога природы в народе Атланта берет верх человеческая природа: он становится развращенным, беззаконным, корыстолюбивым. Им овладели - жадность, корыстолюбие, - беззаконие, несправедливость, - дерзость, высокомерие. Эти богоборческие качества становятся причиной позора атлантов перед богами, перед их законами, которые они преступили. Отсюда решение бога богов Зевса воздать справедливость и возложить наказание на народ - богоборец.

Так в предании показана смена эпических поколений и эпического идеала, им соответствующего. Богобоязненность, добродетель, законопослушность, кротость, мудрость сменяются на корыстолюбие, дерзость, гордость, алчность.

Таким образом, в предании об Атлантиде зримо предстает эпическая граница между смертным и бессмертным, между людьми, достоинства и природа которых непостоянна, смертна, подвержена изменениям в худшую сторону, и богами, чья природа и достоинства, качества бессмертны, прибывают вечно.

 

АВТОР: Крайко Ю.В.