25.05.2011 4525

Общие положения об ответственности клиента по договору транспортной экспедиции (статья)

 

Клиент несет гражданско-правовую ответственность перед экспедитором за нарушение своих обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, на основании общих положений Гражданского кодекса с некоторыми особенностями, установленными Законом о транспортно-экспедиционной деятельности.

Клиент возмещает причиненные экспедитору убытки в полном объеме (ст.15, ст.393 ГК). Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора в связи с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах риска. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах вины и клиент освобождается от ответственности перед экспедитором, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства (ст.401 ГК).

Возможны различные нарушения договора транспортной экспедиции со стороны клиента. Так, нарушениями будут непредъявление согласованного к транспортно-экспедиционному обслуживанию груза; предъявление груза в несогласованных объемах; предъявление груза иного наименования; просрочка в погрузке груза (если обязанность по погрузке лежит на клиенте); нарушение обязательств по направлению уведомлений и т.д.

Анализируя конкретные нарушения со стороны клиента, необходимо отметить нарушение обязанности по предоставлению экспедитору информации. И Гражданский кодекс (ст.804), и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ст. 10) предусматривают ответственность клиента за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением данной обязанности. Важность своевременного предоставления необходимой информации бесспорна, так как при нарушении данной обязанности создается невозможность надлежащего выполнения или даже вообще выполнения своих обязательств экспедитором. При этом экспедитор может нести ответственность перед иными участниками транспортного процесса. Так, неверное указание наименования груза, его свойств может привести к ответственности экспедитора перед хранителем в связи с тем, что указанный груз хранился с товарами, с которыми не должен был храниться, в результате чего произошла порча товара, а также к ответственности экспедитора перед таможенными органами, перед перевозчиками.

Одной из основных обязанностей клиента является также обязанность возместить расходы, понесенные экспедитором в           целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что при необоснованном отказе от выполнения данной обязанности клиент, помимо возмещения расходов, также несет ограниченную ответственность в виде штрафа, размер которого равен десяти процентам от суммы указанных расходов (ст. 10).

Клиент несет ответственность за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности в пункте 1 статьи 10 устанавливает ответственность за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, а в пункте 2 той же статьи устанавливает ответственность за несвоевременное возмещение расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента. Несмотря на разную формулировку расходов, очевидно, что законодатель имеет в виду не два вида расходов, а один вид, так как при перечислении обязанностей клиента в статье 5 Закона упоминается только один вид расходов, которые клиент должен возместить, а именно расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента. Кроме того, действия экспедитора, совершаемые в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, совершаются в интересах клиента.

Ответственность клиента за несвоевременное возмещение понесенных экспедитором в интересах клиента расходов, а также за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору устанавливается в виде законной неустойки. Размер неустойки составляет одну десятую процента вознаграждения и понесенных экспедитором в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Установленная Законом ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения и возмещение понесенных экспедитором расходов ограничена размером причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов, что может быть меньше понесенных экспедитором убытков, возникших вследствие просрочки уплаты вознаграждения и возмещения расходов со стороны клиента.

Установление законной неустойки при нарушении клиентом денежного обязательства вызывает справедливую критику у определенных авторов. Так, В.В. Витрянский отмечает, что в имущественном обороте использование законных неустоек допустимо лишь в целях защиты публичных (общественных) интересов либо слабой стороны в договорных отношениях. Кроме того, как отмечает автор, законная неустойка не нужна при просрочке уплаты вознаграждения, так как со стороны клиента имеет место просрочка в исполнении денежного обязательства, что влечет применение к последнему ответственности, предусмотренной статьей 395 Гражданского кодекса. Очевидно, что в вопросе определения необходимости установления неустойки и определения ее размеров воля законодателя не должна подменять собой совместную волю сторон и в императивном порядке устанавливать случаи применения неустойки (в виде штрафа и пени), а также ее размеры.

В договоре транспортной экспедиции стороны могут предусмотреть более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с размером ответственности, установленным Законом о транспортно-экспедиционной деятельности или международным договором Российской Федерации (п.1 ст. 11 Закона). Возможность установления более высокого размера ответственности предусмотрена также и Гражданским кодексом, который одновременно допускает возможность уменьшения ответственности сторон, в частности экспедитора. Единственным исключением является установленный Гражданским кодексом запрет на заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства.

В отличие от Кодекса, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности объявляет ничтожным любое соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом (п.2 ст.11). Однако, в случае нарушения сроков исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции Закон предусматривает возможность уменьшения или устранения имущественной ответственности экспедитора. Так, пункт 1 статьи 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусматривает, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором. Соответственно, стороны могут предусмотреть, например, возмещение экспедитором только реального ущерба, что является уменьшением размеров имущественной ответственности экспедитора. Возможность устранения ответственности экспедитора за нарушение сроков исполнения обязательств, очевидно, была заимствована из Типовых экспедиторских правил ФИАТА, которые предусматривают, что «экспедитор не несет ответственности... за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме».

В отношении клиента Законом не предусмотрено правило о возможности установления более высокого размера ответственности по сравнению с Законом, также как и не установлена ничтожность соглашения об устранении имущественной ответственности клиента или уменьшении ее размеров, по сравнению с размерами, предусмотренными Законом. Следовательно, будут действовать общее правило Гражданского кодекса, согласно которому стороны договора транспортной экспедиции могут договориться об устранении или ограничении размеров ответственности клиента, но заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности клиента за умышленное нарушение обязательства ничтожно (п.4 ст.401).

Гражданским кодексом и клиенту, и экспедитору предоставлено право отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, возместив при этом другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, что давало повод некоторым авторам для характеристики договора транспортной экспедиции в качестве договора о представительстве. Так, Г.П. Савичев отмечает, что «отказ от договора транспортной экспедиции в одностороннем порядке не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения». Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, рассматривая право клиента и экспедитора в одностороннем порядке отказаться от договора транспортной экспедиции, также полагают, что указанное право «характерно для поручения, комиссии, агентирования как личных сделок».

Хотелось бы отметить, что возложение на лицо, осуществляющее свое право на отказ, ответственности в виде возмещения убытков (ст.806 ГК) превращало право на отказ в определенную формальность, так как говорить о праве на отказ именно как о «праве» можно в ситуации, когда отказывающаяся сторона возмещает другой стороне фактически понесенные расходы, но не убытки в полном объеме. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» пошел еще дальше и даже поместил норму, предусматривающую последствия использования права на отказ от договора, в главу об ответственности экспедитора и клиента. Закон предусматривает ответственность сторон при одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции не только в виде возмещения убытков, вызванных расторжением договора, но и в виде уплаты штрафа в размере десяти процентов понесенных экспедитором или клиентом (если от договора отказывается экспедитор) затрат. Односторонний отказ от договора транспортной экспедиции рассматривается Законом о транспортно-экспедиционной деятельности в качестве правонарушения, которое влечет наступление ответственности. Законодатель должен отказаться от установления повышенной имущественной ответственности для стороны, которая реализует предоставленное ей право на односторонний отказ от договора транспортной экспедиции.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции убытки возмещаются в полном объеме. Штраф уплачивается исходя из понесенных контрагентом отказывающейся стороны затрат, возникших до такого отказа.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что клиент несет гражданско-правовую ответственность перед экспедитором за нарушение своих обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, на основании общих положений Гражданского кодекса, с некоторыми особенностями, установленными Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Клиент возмещает причиненные экспедитору убытки в полном объеме. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора в связи с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах риска. Ответственность клиента, использующего услуги экспедитора для нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, строится на началах вины.

 

Автор: Морозова Н.В.