Причинная связь между действиями гестора и наступившими последствиями (статья)
В п.1 ст. 984 ГК РФ, законодатель закрепляет следующие, «необходимые расходы и иной реальный ущерб, понесенные лицом, действовавшим в чужом интересе…», это означает, что только при наличии правовой связи между действиями гестора по предотвращению вреда и наступившими правовыми последствиями, возникнет обязанность доминуса возместить ущерб или выплатить вознаграждение гестору.
Причинная связь между явлениями есть не субъективное представление человека о соотношении явлений, а объективно существующая связь между явлениями, находящая свое отражение в сознании человека.
Причинная связь, является объективным условием, необходимым для возложения обязанности по возмещению вреда. Установление причинной связи между действиями и результатом производится с учетом имеющегося практического опыта.
Следует отметить то обстоятельство, что в юридической литературе не сформировалось точное определение понятия причиной связи между действием и результатом. Её называют необходимой, непосредственной, прямой. Всякий факт объективной действительности возникает при наличии определенных условий, которые мы именуем причинами, и рассматривается нами как следствие этих причин. Анализируя явления объективной действительности, наша задача сводится к тому, чтобы выделить из множества фактов именно те, которые в обязательствах по предотвращению вреда приобретают значение следствия. Так в рассматриваемых обязательствах следствием будет являться наличие ущерба на стороне гестора. Более сложная задача заключается в том, чтобы установить причины, появления такого следствия.
Гестор, совершая действия по предотвращению опасности, причинения вреда личности или имуществу заинтересованных лиц, может поставить себя в опасное положение. В такой ситуации возникает возможность причинения вреда. При наличии определенных обстоятельств, эта возможность может перейти в действительность. О.С. Иоффе пришел к следующему выводу, что влияние, которое различные обстоятельства оказывают на наступление неправомерных последствий, проявляется в том, что одни из них создают абстрактную возможность, другие – конкретную возможность, а третьи – действительность результата. Те факты, которые превращают эту возможность в действительность, всегда находятся в причинной связи с результатом. Те же факты, которые создают лишь возможность наступления результата, могут как находиться, так и не находиться в юридически значимой причинной связи с указанным результатом. Этой теории присуща следующая особенность, юридически значимая причинная связь зависит от такого субъективного условия, как вина, в науке гражданского она получила наименование, теория возможности и действительности.
Лексический анализ данных понятий позволяет сделать вывод о том, что они призваны установить зависимость результата от определенного действия.
В ряде случаев причинная связь между результатом и действием настолько очевидна, что ее установить достаточно просто. Например, гражданин, бросается в воду для спасения утопающего, в результате чего его одежда приходит в негодность.
Труднее определить наличие причинной связи в случаях, когда результат не следует непосредственно за противоправным действием или когда результат является следствием не только действия, но и многих других факторов. Если в результате совершения действий по предотвращению вреда, был причинен вред здоровью гражданина, необходимо устанавливать сразу нескольких причинных связей. Прежде всего, установление причинной связи между совершенными действиями и наступившим вредом, а также между наступившим вредом и его последствиями, которые могут быть выражены в полной или частичной утрате трудоспособности, или инвалидности.
Особенностью причинной связи данного вида обязательства на наш взгляд проявляется в следующем:
- совершение спасательных действий предшествует во времени возникновению вреда;
- совершение конкретных спасательных действий порождает возникновение вреда.
Некоторые авторы убеждены в том, что если вред возник при предотвращении вреда личности или имуществу заинтересованного лица в результате противоправных действий со стороны третьих лиц, то необходимо устанавливать причинную связь не только между действиями спасателя и наступившим у него вредом, но и между неправомерными действиями со стороны третьего лица и возникшим вредом.
Анализ последнего вида причинной связи, приводит нас к мысли о том, что требования о возмещении вреда причиненного гестору могут быть предъявлены третьему лица, которое и является причинителем вреда. Только в случае если возмещение вреда за счет причинителя по каким-либо причинам невозможно, он может быть взыскан с заинтересованного лица.
Аналогичный подход закреплен в Германском Гражданском Уложении, в пункте 2 статьи 1010, исполнителю, которому был причинен вред при предотвращении опасности, реально другому лицу или имуществу, что не входило в правовые обязанности исполнителя, вред должен быть возмещен лицом, которое создало опасность, или лицом, блага которого исполнитель пытался спасти.
Автор: Карпов К.В.