20.11.2012 10401

Понятие, признаки, виды коммерческой информации и основы ее законодательной регламентации

 

Гражданский оборот представляет собой совокупность обязательственных отношений, юридически оформляющих экономические отношения товарообмена, частью которого является предпринимательский оборот, являющийся совокупностью отношений с участием предпринимателей, как профессиональных участников имущественного оборота. Сообразно этому из информации, как объекте гражданского оборота, в качестве своей разновидности следует выделить коммерческую информацию, участвующую в предпринимательском обороте. Исходя из предложенного понимания коммерческой информации, такое ее участие в предпринимательских отношениях двухаспектно: с одной стороны, коммерческая информация производится как товар, с другой - приобретается как фактор производства. Причем для уяснения коммерческой информации подчеркивается единство двух указанных аспектов, когда информация выступает и как продукт (результат предпринимательской деятельности), и как продукция, то есть предмет, имеющий спрос на рынке и используемый в бизнесе в форме нематериальных активов для получения прибыли.

Предложенное понимание коммерческой информации следует из того, что предпринимательская деятельность, являясь потребителем коммерческой информации, предъявляет спрос на информационную продукцию, который в свою очередь порождает предложение со стороны специализированных фирм по производству коммерческой информационной продукции. Не случайно в Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ 09. 09. 2000 г. № Пр-1895 одна из составляющих национальных интересов в информационной сфере включает в себя развитие отечественной индустрии информации.

На первом из указанных аспектов коммерческой информации акцентирует внимание М. А. Горенбургов. Он указывает, что в настоящий момент в связи с растущим спросом со стороны участников рынка увеличивается удельный вес реализуемой коммерческой информации, именуемой так же деловой, экономической информацией. Сейчас большое значение приобретает информационное, консультативное (консалтинговое) предпринимательство. Например, консалтинговые услуги оказываются по информированию в различных областях предпринимательской деятельности, различают консалтинговое сопровождение предприятий, куда включен инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг. Существуют специализированные организации, профессионально занимающиеся сбором, обработкой и реализацией экономической информации о фирмах. Наиболее известны следующие иностранные компании: «Дан и Бредстрит» (США), «Мур и Предискат» (США), «Хоппенштедт» (ФРГ), «Компани Информейшн Сервисиз» (Великобритания).

Б. К. Плоткин так же обращает внимание на то, что в настоящий момент в составе интегрированного мирового рынка уже сформировался рынок информации, объектом которого являются информационные продукты и информационные услуги. Под информационным продуктом предлагается понимать совокупность различных сведений и данных, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, причем особо подчеркивается, что каждый вид информационного продукта является результатом интеллектуального труда. Под информационной услугой понимается деятельность специальных субъектов информационного рынка по доведению информационного продукта от его обладателя до конечного пользователя. В этой связи Е. В. Измайлова вполне справедливо замечает, что в настоящее время всеохватывающее превращение информации в товар приводит к тому, что в современный имущественный оборот вовлечена не вся информация, а в основном та, которая используется в коммерческой, профессиональной деятельности'.

На втором аспекте коммерческой информации подробно останавливается С. А. Чеховская, когда говорит об острой необходимости с помощью правовых средств обеспечить функционирование развивающихся информационных отношений по использованию их результатов в предпринимательской деятельности. Данная деятельность осуществляется на основании принятия управленческих решений, которые оформляются участниками рыночных отношений. В свою очередь для принятия обоснованных, эффективных управленческих решений необходима кропотливая работа по накоплению и обработке массива информации. Как указывает Б. И. Путинский, создание подсистемы информационного обеспечения товарного рынка является первоочередной задачей. Очевидно, что в предпринимательской деятельности важную, а иногда и основополагающую роль играет необходимая в данный момент коммерческая информация, ведь в современной экономике организация (фирма) понимается как совокупность информационных, человеческих, технологических и финансовых ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей. При этом информационный аспект функционирования фирмы в современных условиях приобретает все большую значимость. В условиях становления постиндустриального, информационного общества особо подчеркивается, что информация является фактором производства, причем играющим все более важную роль в принятии управленческих решений.

При дальнейшем анализе следует остановиться на самом термине «коммерческая информация», поскольку уже здесь коренятся расхождения и возникают основания для недоразумений. «Коммерция» - слово латинского происхождения и означает «торговля». Коммерцией зачастую называют всякое предпринимательство. В то же время во многих неторговых видах предпринимательской деятельности широко распространены операции по купле-продаже, другими словами, могут присутствовать элементы коммерческой деятельности. В этих случаях элементы коммерческой деятельности не будут для других видов предпринимательства определяющими, они будут носить второстепенный характер. Однако, информация, используемая при осуществлении такой предпринимательской деятельности, носит одновременно общий - предпринимательский и частный - коммерческий характер. Тем не менее, учитывая традиции, сложившиеся подходы представителей «хозяйственно-правовой идеи», целесообразно называть всю информацию в предпринимательском обороте коммерческой.

Куда более принципиальный характер носит вопрос о содержании понятия «коммерческая информация». Данный термин упоминается не только в литературных источниках, но и в различных нормативно-правовых актах в, основном, подзаконного характера, которые непосредственно касаются правового регулирования тех или иных вопросов оборота коммерческой (экономической) информации. В частности, в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» говорится об общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации. В Постановлении Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 «О программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 19951997 годах» упоминается о коммерческой информации на рынке капиталов. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20 декабря 2002 г. «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» указывает, что предметом договора концессии является, в том числе, и охраняемая коммерческая информация. В Приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 мая 1997 г. «О порядке размещения заказов на работы и услуги для нужд таможенных органов в капитальном строительстве» сказано, что при разработке оферты для участия в торгах в нее включается помимо всего прочего и коммерческая информация. В Приказе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации № 292 и Комитета Российской Федерации по торговле № 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» говорится о необходимости сбора и обобщения всей коммерческой информации на оптовом рынке для дальнейшего распространения посредством специальных бюллетеней. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 1995 г. №34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» использует понятие коммерческой информации и отождествляет его с «ноу-хау». Перечень таких документов можно упоминать и далее, однако, ни в одном из них нет разъяснений о содержании понятия «коммерческая информация», что создает препятствия для однозначного решения данного вопроса в научной юридической литературе. Остановимся на самых важных аспектах данной проблемы.

Во-первых, не определен вопрос о понятии и сфере использования коммерческой информации в системе информационных отношений, регулируемых гражданским правом. Например, В. А. Северин в коммерчески значимую информацию включает совокупность данных и сведений, которые участвуют в торговом обороте и являются связующим звеном во всех направлениях деятельности коммерческих организаций. При этом в качестве главной составляющей коммерческой информации автор выделяет ее коммерческую ценность для предпринимателя. По нашему представлению, участвовать в торговом обороте, быть связующим звеном в деятельности коммерческих организаций и обладать коммерческой ценностью может абсолютно любая информация, принадлежащая субъекту коммерческой деятельности, что делает указанный подход к определению коммерческой информации малоценным.

Схожим образом подошел к определению коммерческой информации Е. И. Мелихов, который также считает достаточным для выделения коммерческой информации использовать свойство ее коммерческой ценности, обусловленное ожидаемым эффектом, который может быть достигнут с помощью такой информации при осуществлении предпринимательской деятельности. Но и здесь автор не учитывает, что во-первых, ценность информации может носить условный, относительный характер, и, во-вторых, коммерческий эффект может наступить от использования любой информации, причем при различных обстоятельствах одна и та же информация может и не обладать коммерческим эффектом. Поэтому абстрактная и во многом субъективная отличительная категория коммерческой ценности, в конечном итоге, не помогает четко разграничить коммерческую информацию и иные сведения, знания и данные, находящиеся в распоряжении предпринимателя.

Ф. Н. Боташева под коммерческой информацией понимает информацию, имеющую коммерческую ценность производственного, научно-технического, организационного, маркетингового характера и иную информацию, используемую в экономической деятельности, охраняемую в режиме конфиденциальности. Как видим, в данном суждении сфера применения коммерческой информации определяется очень широко, под ней понимается экономическая деятельность вообще, и что конкретно (производство ли коммерческой информации, ее платное хранение, переработка, использование либо реализация) входит в рамки данной деятельности так же не понятно. О. Ю. Сидорова под коммерческой информацией понимает любые сведения, которые прямо или опосредовано могут быть использованы в соответствии с действующим законодательством для получения какой-либо выгоды. Данное определение вообще не устанавливает никаких отраслевых границ использования коммерческой информации, определяя их лишь возможностью получения выгоды. А. В. Жуков под коммерческой информацией понимает сведения, связанные с производством, используемой технологией изготовления продукции, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия. Из этого определения коммерческая информация представляется скорее как внутрифирменная информация по разнообразным вопросам деятельности фирмы, в том числе, не связанным с получением прибыли непосредственно.

Невозможно принять ни одну из высказанных точек зрения по причине их неопределенности. Представляется, что наиболее плодотворным подходом к определению понятия коммерческой информации, придающим данному понятию собственное содержание, возможность отличать его от иных смежных категорий, является рассмотрение коммерческой информации именно как информации, участвующей в отношениях между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в виде результата такой деятельности и продукта, используемого в дальнейшем для функционирования предпринимателя. То есть, подчеркивается товарная сущность информации и ее непосредственная способность быть применимой в предпринимательской деятельности.

Во-вторых, как в правовой, так и, в большей степени, в экономической литературе, посвященной вопросам информационного обеспечения предпринимательства, сложился подход к рассмотрению коммерческой информации в узком смысле лишь как внешнего источника сведений, способствующего осуществлению предпринимательской деятельности. В частности, одними авторами коммерческая информация понимается как совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства, другие авторы под коммерческой информацией понимают сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы, различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.).

К примеру, Е. В. Измайлова область применения коммерческой информации ограничивает исключительно нуждами маркетинга, понимая под ней сведения о состоянии и конъюнктуре рынка, сбалансированности спроса и предложения по отдельным товарам, об изменениях запросов, объемов и структуры различных групп потребителей, потребительских предпочтениях и степени удовлетворения нужд покупателей и иные, так называемые, сведения о внешней среде маркетинга. Б. К. Плоткин под коммерческой информацией понимает всю совокупность той информации, которая используется в системе управления коммерческой деятельностью. Е. Тарасова в коммерческую информацию включает сведения, необходимые для осуществления и контроля за выполнением плана продажи по групповому ассортименту, данные необходимые для проведения анализа состояния ассортимента товаров; сведения о поставщиках и покупателях товаров, другую информацию. Даже несмотря на то, что три последних определения относятся непосредственно к торговле, обращает на себя внимание именно одноаспектный подход к определению коммерческой информации, включающий в себя информацию лишь для внутреннего потребления фирмы.

Считаем указанную тенденцию в понимании коммерческой информации односторонней, а потому неприемлемой, так как она не учитывает возрастающего товарного содержания информации. В настоящий момент информация участвует в обороте не только как важнейший фактор предпринимательской деятельности, но и одновременно в виде товара, -произведенного для продажи информационного продукта. Любой вид бизнеса настолько специфичен, что делает невозможным существование некого стандартного информационного обеспечения единого для всех, предпринимателю необходим подготовленный специально для него, с учетом особенностей его сферы деятельности, информационный продукт. Поэтому в гражданском обороте информация как раз и представлена как информационный продукт, имеющий вид специально подготовленных с учетом индивидуальных потребительских запросов информационных ресурсов или в виде информационных услуг. Под информационным продуктом или продуктом информационной деятельности в специальной литературе понимается совокупность данных, сформированных их производителями для дальнейшего распространения, которая может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме. Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов, в основе чего лежат, как правило, соглашения об информационном обеспечении и обслуживании.

В этом смысле нельзя согласиться с высказыванием А. А. Снытникова следующего содержания: «В системе гражданско-правовых отношений информационные ресурсы выступают не как продукт (результат деятельности), а как продукция - предмет, имеющий спрос на рынке и получающий стоимостную оценку». На самом деле все обстоит иначе: в гражданско-правовых отношениях информация выступает именно как продукт, результат предпринимательской деятельности и как продукция, в которой имеется потребность на рынке. Более того, два указанных качества информации как товара существуют одновременно и неразрывно, они не могут иметь приоритет относительно друг друга, так как информация становится товаром не сама по себе, а лишь по причине имеющегося спроса, и наоборот, вновь появившийся на рынке информационный продукт, может вызвать отсутствовавший до этого потребительский спрос и приобрести при этом качество товара.

Вообще, использование для характеристики информации выражения «товар» является традиционным в современной юридической литературе. При этом внимание акцентируется преимущественно на экономических признаках информации как товара, таких как, например, ее стоимость. Отсутствие отдельных указаний на самостоятельные правовые признаки информации как товара свидетельствует о том, что понятие информации как объекта гражданско-правовых отношений едино, и нет необходимости в конкретизации понимания информации в зависимости от сферы ее участия как объекта правоотношений. Однако, безусловно, использование информации в качестве товара накладывает определенную специфику на подобного рода информационные правоотношения, речь, в частности, идет о том, что информация в коммерческом обороте является преимущественно результатом интеллектуальной деятельности. Как указывается в литературе, информационный продукт несет в себе отпечаток избирательной организации фактических данных и их творческой интерпретации.

Отметим, что товаром является именно информация вне зависимости от формы непосредственного выражения, хотя некоторые авторы считают товаром не саму информацию, а ее материальный носитель, при этом информация расценивается как свойство данного носителя, как часть его потребительской стоимости. Вряд ли такой подход можно назвать верным, подчеркнем, что информация является нематериальным благом, не сводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями. Идеальная природа информации не препятствует возможности ее коммерческого использования. В итоге заметим, что именно совокупность информационных услуг, продуктов, а так же информационных технологий по их хранению, переработке и применению, находящихся в распоряжении предпринимателя, являются одной из составляющих эффективного развития бизнеса и рыночных отношений в современных условиях.

В-третьих, спорным представляется подход некоторых специалистов, при котором коммерческая информации понимается исключительно как информация конфиденциальная. Например, Д. Б. Халятин и В. И. Ярочкин коммерческую информацию в полном объеме относят в разряд конфиденциальной информации, правовой режим которой установлен ее собственником на основании соответствующих нормативных актов. Ф. Н. Боташева под коммерческой информацией так же понимает информацию, используемую в экономической деятельности и охраняемую в режиме конфиденциальности. Как видим, у указанных авторов предметом исследования являлась только коммерческая информация ограниченного доступа, куда включалась коммерческая и служебная тайна. Надо признать, что в этом есть смысл, и у такого подхода есть право на существование. Однако, не понятно по каким причинам под коммерческой информацией понимается только недоступная ее разновидность. Ведь право' вообще, тем более гражданское, в качестве своих функций имеет не только охранительную функцию, но и регулятивную, имеющую безусловный приоритет в регламентации соответствующих отношений. В действительности коммерческий характер приобретает так же открытая информация, сейчас она активно систематизируется, обобщается и широко используется в различных сферах предпринимательства. Отсюда не случайно В. А. Северин различает коммерчески ценную информацию, куда относит коммерческую и служебную тайну и информацию, обеспечивающую коммерческую деятельность, включающую в себя маркетинговую и иную другую сопутствующую коммерции информацию. В более поздней своей работе указанный автор говорит о коммерчески значимой информации, куда включает закрытую коммерчески значимую информацию и открытую коммерчески значимую информацию. Обратим внимание на существующую взаимосвязь между указанными выше группами коммерческой информации. Например, грань между открытой и закрытой коммерческой информацией, хотя и достаточно четко определена, но является подвижной. Любая из разновидностей открытой коммерческой информации может при определенных указанных в законе условиях стать охраняемой в режиме конфиденциальности.

Безусловно, объектом гражданско-правового регулирования должна являться именно коммерческая информация широкого доступа. В соответствии с нашим подходом коммерческая информация не сводится к охраняемым информационным объектам, она понимается широко, как информация, участвующая в предпринимательской деятельности вне зависимости от степени своей доступности. В этом смысле, все сказанное выше о соотношении информации как объекте гражданского права и коммерческой и служебной тайне, относится и к коммерческой информации в том числе. Таким образом, в зависимости от доступности третьим лицам коммерческая информация может быть представлена как: общедоступная коммерческая информация, которая доступна всем без каких либо ограничений; коммерческая информация с ограниченным доступом, которая охраняется в режиме конфиденциальности от несанкционированного доступа третьих лиц, куда входят, например, служебная, коммерческая тайна.

Одновременно нельзя не заметить, что хотя В. А. Северин и подразделяет коммерческую информацию по уровню доступа к ней на закрытую и открытую коммерческую информацию, все же приоритет в исследовании отдает первой ее разновидности, сравнивая коммерческую информацию в гражданском праве с айсбергом, где видимая его часть это открытая информация, а невидимая часть – закрытая. Предложенная позиция является не совсем приемлемой, нельзя допустить такое приниженное положение коммерческой информации как объекта гражданских прав, вне всякого сомнения, именно открытая коммерческая информация также достаточно активно участвует в соответствующих правовых отношениях.

Таким образом, с учетом вышеизложенных соображений и данного нами определения информации как объекта гражданского права, считаем возможным дать следующее определение коммерческой информации для нужд предпринимательского оборота: под коммерческой информацией следует понимать любые не изъятые из гражданского оборота результаты интеллектуальной деятельности, отображенные на материальных носителях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и т. п., а также сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, могущие быть восприняты человеком и которые являются объектом отношений между лицами, участвующими в предпринимательской деятельности, где коммерческая информация одновременно является результатом предпринимательской деятельности и фактором необходимым для функционирования предпринимателя.

Коммерческая информация как самостоятельная категория гражданского права, учитывая разнообразное содержание предпринимательской деятельности, имеет много граней своего проявления и сфер использования, ее можно классифицировать по тем же основаниям, что и информацию как объект гражданского права. С учетом предложенного выше подхода к пониманию коммерческой информации остановимся лишь на некоторых наиболее важных основаниях ее классификации.

Во-первых, в зависимости от содержания тех или иных видов предпринимательской деятельности коммерческая информация может быть представлена как:

1) рекламная информация. Правовой режим рекламной информации вызывает особый интерес, в зависимости от степени доступности она имеет четкую двойственную природу. Рекламную информацию можно определить как открытую для потребителя коммерческую информацию, носящую массовый характер. Но таковой она является именно на конечной стадии своего существования, во время использования в предпринимательской деятельности для массового распространения с целью стимулирования продаж. На стадии же производства рекламного продукта то или иное оригинальное решение авторов рекламы, воплощенное в виде рекламного слогана, сюжета видеоролика и т. п., до массового представления в целях недопущения недобросовестной конкуренции будет охраняться производителями рекламной информации в режиме конфиденциальности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Налицо подчинение рекламы на разных стадиях своего существования двум режимам -режиму общедоступной коммерческой информации и режиму коммерческой информации с ограниченным доступом.

2) маркетинговая информация. Малоисследованной с юридической точки зрения, но важной разновидностью коммерческой информации является маркетинговая информация. Для российской экономики маркетинг явление достаточно новое, оно используется со времени вступления страны на путь рыночных реформ. Маркетинг - это система мероприятий, направленных на изучение рынка с целью воздействия на спрос для увеличения сбыта товаров. Тем не менее, ни в ГК РФ, ни в других нормативных актах не существует специальных норм, регулирующих отношения в сфере осуществления маркетинговых исследований, что существенно сдерживает развитие отношений в этой сфере. Тем более, что потребность в маркетинговой информации среди предприятий имеет тенденцию возрастания.

3) консалтинговая информация. Консалтинговая информация лежит в основе консалтинга (консультирования) - предпринимательской деятельности, осуществляемой профессиональными консультантами и направленной на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг. В настоящее время в России существует двухсекторная модель консалтинговых услуг, где к первому сектору относятся частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (аудиторские, тренинговые, юридические и т.д.) фирмы, во второй сектор можно отнести финансируемые из государственного бюджета научно-исследовательские структуры, входящие в систему различных министерств, ведомств и т.д.

Консалтинговая деятельность имеет достаточно разветвленную структуру. Непосредственной составляющей консалтинговой информации является такой вид информационного консалтинга как консалтинг в сфере деловой информации. Этот вид услуг заключается в предоставлении экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации по заказу отдельных предприятий для использования ее в предпринимательской деятельности. Результат деятельности консультационных фирм заключается в создании консультационного продукта, в котором заинтересована специфическая группа потенциальных клиентов, консалтинг в широком смысле представляет собой работу по предоставлению советов и рекомендаций независимыми экспертами на рыночных условиях и в рыночной экономике. Таким образом, правовое регулирование консалтинговой информации не обладает особой спецификой, всецело регулируется гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг), поэтому мы не будем подробно останавливаться на анализе правового регулирования информации данного вида.

Во-вторых, коммерческая информация может быть классифицирована по ряду функциональных признаков на: технологическую, техническую, деловую, и иную, которая соответствует научно-технической, управленческой, финансовой и иной стороне предпринимательской деятельности.

Таким образом, сформулированные нами понятие и система коммерческой информации на наш взгляд в большей степени соответствуют сложившимся фактическим отношениям в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Это в свою очередь должно обеспечить качественное гражданско-правовое регулирование информационных отношений.

Останавливаясь далее на общих положениях о системе законодательной регламентации в сфере коммерческой информации, необходимо подчеркнуть, что в основе разнообразных по своему содержанию отношений в данной сфере лежит Конституция РФ. Прямое отношение к коммерческой информации имеет ст. 29 Конституции РФ, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ вопросы информации находятся в ведении Российской Федерации.

Систему текущего законодательства о коммерческой информации можно построить по принципу «акт общего и специального характера» и «акт частного и публичного характера». Вообще, следует заметить, что вопрос о системе законодательства о коммерческой информации в правовой литературе не ставился, анализировались лишь отдельные законы в данной сфере. Общим законом является ГК РФ, который, как уже отмечалось, относит информацию к объектам гражданских прав (ст. 128), определяет понятие таких видов информации, как служебная и коммерческая тайна (ст. 139). Ряд норм ГК РФ непосредственно посвящены гражданско-правовым аспектам рекламы как разновидности коммерческой информации. Необходимость включения в ГК РФ понятия информации существует уже давно. В отношении же понятия коммерческой информации мы не видим такой необходимости. Данное понятие собирательное и условное, оно служит преимущественно познавательным, научным целям, коммерческая информация является одной из разновидностей информации вообще. К регулированию коммерческой информации в полной мере относятся положения ГК РФ о различного рода обязательствах, опосредующих информационную сферу (НИОКР, возмездное оказание услуг). Например, регулирование деятельности по поводу консалтинговой информации осуществляется гл. 39 ГК РФ. Однако, без четкой правовой регламентации остаются договоры на оказание рекламных и маркетинговых услуг. Правовое регулирование данных договоров носит комплексный характер, к ним в зависимости от конкретных условий субсидиарно применяются нормы ГК РФ о возмездном оказании услуг и подряде. При этом, однако, от ГК РФ не требуется детального и исчерпывающего регулирования коммерческой информации, для этого существует законодательство специального характера.

Специальное законодательство о коммерческой информации, по нашему мнению, так же существует в виде определенной системы. С учетом товарной сущности коммерческой информации наиболее общим в данной сфере является ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - закон о защите конкуренции). Указанный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства в РФ и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Следующий законодательный акт является специальным по отношению к ГК РФ, и общим для регулирования отдельных видов коммерческой информации - это ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - закон об информации). В некоторой степени положения данного закона дополняют ГК РФ. В частности, закон об информации является единственным законодательным актом, где содержится определение термина «информация» (ст. 2), осуществлено ее подразделение в зависимости от категории доступа на информацию общедоступную и ограниченного доступа, а также есть указание на основные правомочия обладателя информации. Одновременно закон об информации обладает важным публично-правовым компонентом, который выражается в гарантировании со стороны государства права граждан и организаций на доступ к информации (ст. 8), в государственном регулировании сферы применения информационных технологий (ст. 12), в создании государственных информационных систем (ст. 14), а также в государственном регулировании отношений в сфере защиты информации (ст. 16).

В систему законодательства об отдельных видах коммерческой информации входят закон о рекламе и ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» (далее - закон о коммерческой тайне). Закон о рекламе, как комплексный законодательный акт, содержащий нормы частного и публичного характера, содержит конкретные гражданско-правовые положения о рекламе как разновидности коммерческой информации. В частности, дается определение рекламы и субъектов - участников рекламной деятельности: рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя и потребителя рекламы (ст. 3). Нормы закона о рекламе в части ограничения распространения недобросовестной и недостоверной рекламной информации выполняют уже важную публичную функцию в сфере оборота коммерческой информации (ст. 5). Кроме того, закон о рекламе предоставляет ряд полномочий государственному органу исполнительной власти по контролю за соблюдением законодательства о рекламе (ст. 33-38). Все это, главным образом, регулирует административные отношения в связи с предотвращением и пресечением появления незаконной рекламы.

Закон о коммерческой тайне так же занимает важнейшее место в системе специального законодательства о коммерческой информации. Данный закон принят для детальной реализации нормы ст. 139 ГК РФ, где дается только понятие служебной и коммерческой тайны. Закон о коммерческой тайне регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности, одним из правомочий обладателя коммерческой тайны устанавливается право вводить в гражданский оборот коммерческую тайну на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации (ст. 7). Установлен порядок охраны конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений (ст. 12).

Существенное значение в очерченной системе законодательного регулирования коммерческой информации играют подзаконные нормативные акты. Среди них необходимо назвать Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Более подробно аспекты отдельных видов коммерческой информации будут освещены далее.

Заметим, что некоторые виды коммерческой информации вообще остались вне правового поля. Например, ни ГК РФ, ни другой акт законодательства в исследуемой сфере не содержит каких-либо указаний в отношении маркетинговой информации. Как указывается в литературе, существующий правовой вакуум в сфере нормативного регулирования маркетинга серьезно тормозит его внедрение в практику хозяйствования отечественных производителей. В то же время потребность в маркетинговой информации очевидна. Поэтому есть необходимость в устранении данного пробела путем принятия специального закона, который урегулировал бы разнообразные аспекты маркетинговой деятельности.

 

Автор: Рак В.В.