21.11.2012 3404

Участие публично-правовых образований в инвестиционной деятельности

 

В настоящее время в российской экономике наблюдается высокий темп роста и активизации инвестиционного процесса, что, несомненно, явилось прямым следствием проводимой государством инвестиционной политики, целью которой является создание и поддержание эффективных условий для такого предложения на рынке капитала, которое полностью может удовлетворить потребности экономики в инвестициях заданного объема и структуры.

При участии в инвестиционной деятельности, впрочем, как и во многих других сферах деятельности, публично-правовые образования выступают как организаторы и «регуляторы» инвестиционно-финансового рынка и как его полноправные участники.

Публично-правовые образования как организаторы инвестиционно-финансового рынка проводят политику, направленную на снижение риска инвестиций, развитие внутренних инвестиционных возможностей, повышение экспортного потенциала, изменение структуры экономики, рекапитализацию банковского сектора, увеличение кредитования реального сектора, повышение эффективности фондового рынка, развитие инвестиционных институтов, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Деятельность публично-правовых образований как участников инвестиционно-финансового рынка направлена на повышение доходов от использования публичного имущества и инвестиций.

Публично-правовое образование может выступать самостоятельным субъектом инвестирования, реализуя те или иные инвестиционные проекты.

Участие публично-правового образования в инвестиционной деятельности основано, прежде всего, на признаваемой законом правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и их равноправии с иными участниками гражданского оборота. Однако участие публично-правового образования в качестве инвестора в инвестиционной деятельности имеет некоторые особенности, к которым относятся: источник инвестиций (средства бюджета всех уровней, внебюджетные средства, специально созданные фонды); определенный порядок принятия решений об инвестиционных вложениях, разработка комплексной или целевой программы соответствующего уровня; заключение государственных (муниципальных) контрактов в особом порядке (на основе торгов, конкурсов, аукционов) и т. д. Кроме того, приоритетной целью государственного (муниципального) инвестирования является реализация публичного интереса и достижение социально положительного эффекта.

В настоящее время на федеральном уровне сформировалась достаточно обширная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность. Приняты Федеральные законы об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений; об иностранных инвестициях в Российской Федерации; о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; о соглашениях о разделе продукции.

Исполнительной властью так же приняты ряд правовых актов, в частности, постановления Правительства РФ об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости; об организации Российской выставки инвестиционных проектов; об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»; о создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Кроме того, приняты ряд постановлений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов; о мерах по защите прав владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке Российской Федерации; Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов и т. д.

Некоторые эксперты выступают за разработку и принятие Инвестиционного кодекса РФ, содержащего разделы об инвестиционной деятельности, осуществляемой в РФ в форме прямых капиталовложений, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, законы о наиболее эффективных формах привлечения инвестиций (СРП, концессии, лизинг и др. ), закон о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, закон о заключении двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и договоров об избежании двойного налогообложения, закон об инвестиционной деятельности на территории стран СНГ, а также (в случае присоединения России к ВТО) раздела, закрепляющего положения документов ГАТТ/ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов Организации. При всей правильности постановки вопроса о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в области инвестиционной деятельности, мы не можем согласиться с предложением о разработке всеобъемлющего инвестиционного кодекса. По нашему мнению, рациональнее пересмотреть действующее законодательство и восполнить его не нашедшими отражение, но необходимыми нормами.

В научной литературе не сложилось единого мнения относительно понятия инвестиций и инвестиционной деятельности. Указывается на то, что «инвестиции - капитал, накопления и не использованная для потребления часть дохода за определенный период деятельности, вложенного в производство; производительные расходы, т. е. расходы, которые пошли на воспроизводство жизни, материальных и духовных благ как необходимых условий жизни человека в обществе, это нормальные расходы с точки зрения функционирования производства, затраченные на его расширение и модернизацию»; «Инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестиционных благ»; «Инвестиции представляют собой процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем потребляет»; «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем».

Легальные понятия инвестиций и инвестиционной деятельности содержатся в статье 1 Федерального закона РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Под инвестициями в данном нормативно-правовом акте понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционной деятельностью признается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Статья 4 обозначенного закона определяет круг субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, к которым относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Таким образом, из указанной нормы закона прямо не следует, что инвесторами могут быть соответствующие публично-правовые образования, напротив, в ней указывается лишь на возможность участия в гражданском обороте в таком качестве государственных органов и органов местного самоуправления.

О участия государственных органов и органов местного самоуправления в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, нами сделан вывод о необходимости разграничения случаев такого участия от имени публично-правового образования, либо от собственного имени в рамках реализации своей собственной правосубъектности.

Думается, что позиция законодателя в данном вопросе не последовательна, поскольку, закрепив в законе норму об участии в инвестиционной деятельности только органов государства, не определяя при этом в качестве субъектов данной деятельности непосредственно Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования, необоснованно ссужается правосубъектность самих публично-правовых образований.

Такое положение дел в специальном законе об инвестиционной деятельности, когда отсутствует четкое закрепление круга субъектов данной деятельности, не приемлемо. В связи с чем, предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» изложив его в следующей редакции:

«2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица; создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования; государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы)».

Наиболее удачные формулировки, на наш взгляд, содержатся в международных актах, которые указывают на возможность быть инвесторами государства. Так, заключенная в Москве 28. 03. 1997 г. Конвенция о защите прав инвестора в статье 3 определяет, что инвесторами наряду с юридическими и физическими лицами могут быть и государства. Представляется, что именно такие формулировки должны последовательно внедряться в специальное законодательство России, в том числе, инвестиционное.

Государственные инвестиции осуществляются в процессе выполнения государством своих функций, таких как экономической, социальной, оборонной и др. Посредством таких вложений государство влияет на развитие экономики, обеспечивает повышение эффективности публичного хозяйственного комплекса, ликвидацию диспропорций в развитии отдельных отраслей, сохранение единого экономического пространства. Традиционно государство направляет инвестиции в наиболее социально значимые сферы экономики, которые по объективным причинам не могут развиваться без государственной поддержки.

Так, согласно указу Президента РФ от 17. 09. 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» государство может на конкурсной основе предоставлять государственные капитальные вложение в коммерчески эффективные проекты, связанные, в первую очередь, с развитием «точек роста» экономики. Государственная поддержка осуществляется на условиях возвратности выделенных средств или закрепления в государственной собственности части акций создаваемых обществ». В развитие данного указа принято Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации».

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 9. 09. 1999 г. № 1024, также предусматривает, что государственная политика в области управления государственным имуществом, преследует, с одной стороны, цель увеличения доходов федерального бюджета, а с другой, - использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

С целью развития современного понимания значения инвестиционной деятельности публично-правовых образований как субъектов инвестиционной деятельности, необходимо комплексное научное исследование данной проблемы в рамках норм действующего законодательства России, регулирующего данную область правоотношений.

Вместе с тем, бесспорно очевидным является то, что участие государства в инвестиционной деятельности есть необходимое условие для экономического развития страны, поскольку возможности у государства в данной сфере безграничны.

 

Автор: Мариян В. Г.