25.11.2012 2833

Структура и содержание подготовки специалистов с высшим образованием в южном регионе

 

Взаимовлияние власти и высшей школы, тесная связь идеологии и образования, характерная для советского общества, ярко прослеживается при анализе структуры и содержания высшего образования с середины 60-х до первой половине 80-х гг. Структура и содержание образования - емкие категории, объединяющие всю совокупность целей, принципов, задач образовательного процесса, определяющие методику и формы преподавания. Образование, имея общественную природу и исторический характер, отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок. Именно поэтому структура образования всегда детерминирована обществом и государством.

Главная определяющая содержания образования - его цель, которая в концентрированном виде отражает как интересы личности, так и интересы общества. В СССР на первом месте были общественные интересы - воспитание человека, преданного КПСС и марксистско-ленинской идеологии. Об этом прямо говорилось в Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС в 1961 г.: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе - воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму». На период перехода к коммунизму партия ставила задачу «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Это программное положение было закреплено в учебных планах вузов. Помимо идеологического, общепедагогического и специального блока предметов вводился цикл дисциплин, направленный на развитие культуры студентов: иностранный язык, физическая культура, предметы, отражающие региональную специфику. Наиболее значительные изменения были внесены в блок специальных дисциплин. Термин «советский специалист» наполнялся другим содержанием по сравнению с 40-ми годами. Теперь помимо пропагадны советских идей и непосредственной профессиональной деятельности он должен был быть человеком культурным, имеющим широкое образование, нравственно и физически развитым, способным к исследовательской работе. Это подтверждает анализ как учебных планов, так и основных целей деятельности Адыгейского госпединститута: первой и важнейшей целью было идеологическое воспитание; второй целью было повышение теоретического и методического уровня преподавания учебных дисциплин, стремление выработать у студентов потребность в научной организации труда, повышение качества научно-педагогических кадров, улучшение учебно-материальной базы.

В 1979 г. было принято правительственное Постановление «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Постановление требовало: во-первых, улучшить качество профессионального и идейно-политического воспитания специалистов; во- вторых, добиться полного и устойчивого удовлетворения потребности в специалистах всего народного хозяйства, особенно ведущих отраслей; в- третьих, признавалось необходимым осуществить меры по совершенствованию высшего образования в отдельных регионах, включая Сибирь, Дальний Восток, Нечерноземье и Северный Кавказ.

Министерство высшего и среднего специального образования СССР во исполнение этого постановления подготовило решение о разработке квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием, в которых формулировались цели учебного процесса по специальности и определялись учебно-методические средства их достижения. Однако прежде, чем приступить к реализации квалификационных характеристик как главного средства улучшения обучения и воспитания студентов, требовалось устранить те перекосы, которые обнаружились в то время в работе высшей школы.

Дело в том, что к середине 60-х годов вследствие резкого увеличения приема студентов на заочную и вечерню формы обучения в вузах страны стала проявляться тенденция к снижению доли студентов, обучающихся очно, на дневных отделениях. Так, по плану приема 1966 года доля очной формы обучения по РСФСР составила 45 процентов. Это создавало опасность превращения очной формы обучения, являющейся наиболее эффективной в отношении качества подготовки специалистов, во второстепенную. Центральный Комитет партии принял необходимые меры для исправления создавшегося положения. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 года «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» устанавливалось, что в дальнейшем при разработке планов подготовки специалистов в вузах будет предусматриваться преимущественное развитие дневной формы обучения.

Выполнение этого решения привело к восстановлению необходимого соотношения форм обучения во всех вузах страны. В целом по вузам автономных республик Северного Кавказа это соотношение в восьмой и девятой пятилетках выглядело следующим образом: Следовательно, очное обучение, как наиболее эффективное, заняло к середине 70-х годов центральное место среди форм высшего образования. Увеличение числа обучающихся на дневных отделениях вузов, а также усложняющаяся демографическая ситуация потребовали от вузов работы по подготовке и отбору молодежи с наиболее высоким уровнем знаний.

С началом 1964-1965 учебного года в учебный процесс многих вузов были внесены существенные изменения. Занятия на первых и вторых курсах начинались по новым учебным планам, которые по ряду педагогических специальностей увеличивали сроки обучения до пяти лет, а по некоторым, в частности, сельскохозяйственным, предусматривали сокращение сроков в среднем на полгода. Уменьшалось количество дисциплин, подлежащих изучению за время обучения студентов; было сокращено число аудиторных часов учебной нагрузки в неделю до 30-32 часов на младших курсах и до 24-30 часов на старших.

Учебные планы и программы дополнялись новейшими достижениями науки, изучением передовых технологий в специальных и профилирующих дисциплинах. В этом, бесспорно, состояла положительная роль новых учебных планов. Но одновременно учебные планы предусматривали сокращение учебных и производственных практик, что вряд ли было оправданным. Ведь нехватка практических знаний и навыков являлась в этот период одним из недостатков в подготовке специалистов в высшей школе.

Перед всеми кафедрами общественных наук вузов региона в первую очередь ставились вопросы изучения марксизма-ленинизма. В ходе этой работы уделялось внимание преемственности в преподавании общественных дисциплин и их связи с профилем вуза.

При этом особое внимание обращалось на повышение качества лекций по истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии и научному коммунизму. Кафедры общественных наук совместно с ректоратами были призваны обеспечить систематическую работу лекторов по обновлению и обогащению лекционных курсов, раскрытию в них идейного наследия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, изучению документов КПСС. В лекциях по общественным наукам стали освещаться актуальные проблемы коммунистического строительства в СССР, мирового революционного процесса, идеологической борьбы на современном этапе. Требовалось показать возрастание руководящей роли КПСС, более глубоко раскрывать закономерности ее развития.

В исследуемый период кафедры общественных наук вузов делали упор на усиление самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Привитие необходимых навыков студентам осуществлялось путем использования различных форм и методов работы: чтения ведущими преподавателями таких лекций для студентов, как «Особенности учебного процесса в высшей школе», «О самостоятельной работе», «Как найти нужную книгу»; приглашения на заседания кафедр общественных наук студенческих активистов первых курсов и обсуждения с ними вопроса «О самостоятельной работе студентов по изучению первоисточников по истории КПСС».

Серьезное внимание продолжало уделяться изучению русского языка, как основного языка межнационального общения. Так, например, в ДГУ на кафедрах филологического факультета был введен спецкурс «Дагестан в русском языке», ряд его тем был посвящен взаимосвязям и взаимовлиянию русской и дагестанской литературы. Кафедра дагестанской литературы проводила комбинированные спецкурсы для аварских и даргинских групп IV курса по литературным связям народов Дагестана. Овладению русским языком способствовали выступления студентов с докладами и сообщениями на межреспубликанских и всесоюзных студенческих научных конференциях, комсомольская работа, участие в ССО, спортивных соревнованиях, подготовка специалистов в братских республиках и центральных вузах страны и т.д.

В рассматриваемый период серьезные изменения в структуре и содержании подготовки специалистов произошли в флагмане южно-российских вузов - Ростовском государственном университете.

Развитие РГУ в 60-80-е гг.Как видим, за указанный период в вузе почти вдвое возросло количество студентов и факультетов; более чем в 5 раз выросла аспирантура; в 2,7 раза увеличилось количество кафедр и в 2,85 раза - численность профессорско-преподавательского состава, число докторов наук выросло в 6,7 раза, а кандидатов наук - в 4,06 раза. Было создано 4 новых научноисследовательских института, общий объем НИР достиг 18 млн. рублей. Книжный фонд библиотеки вырос в 4 раза. В университете появился парк компьютеров.

По словам ректора РГУ Ю.А. Жданова, основа вуза - корпус преподавателей. Среди них стало 7 лауреатов Государственной премии СССР, 7 заслуженных деятелей науки, академик и 2 члена-корреспондента АН СССР. Основная заслуга в развитии университета принадлежала профессорам В.Акимцеву, А.Когану, З.Гершеновичу, Ф.Гаврилюк, А.Егорову, И.Шамрай, Д.Панову, П.Семернину, М.Тарасову, А.Пронштейну, К.Мокрищеву, В.Михалевскому, О.Осипову, А.Симонову, А.Бергману, П.Матухину, В.Золотову, Б.Кузнецову, М.Милых, А.Савченко, Л.Громову, Г.Петелину и др.

За прошедшие годы в РГУ было создано 55 новых кафедр. Среди них кафедры теории упругости, теоретической гидроаэромеханики, дифференциальных и интегральных уравнений, теории функции и функционального анализа, алгебры и дискретной математики, вычислительной математики, высшей математики и исследования операций, прикладной математики и программирования, астрофизики, электроники сверхвысоких частот, физики полупроводников, теоретической и ядерной физики, электрохимии, химии природных и высокомолекулярных соединений, биохимии и биотехнологии, экологии и природопользования, геохимии и геофизики, гидрогеологии и инженерной геологии, истории древнего мира и средних веков, новой и новейшей истории, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, русского языка, общего и сравнительного языкознания, теории журналистики, истории журналистики, стилистики и литературного редактирования, иностранных языков; все кафедры института повышения квалификации; новых факультетов - философского, экономического и др.

В результате разделения ранее существовавших возникли самостоятельные факультеты: механико-математический и физический, исторический и филологический. Заново сформировались экономический и философский факультеты. Возникли подготовительное отделение, факультет повышения квалификации, что усилило кадровую базу РГУ.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в Постановлении от 18 июля 1972 года № 535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» поставили перед вузами задачу внедрения в учебный процесс новых, прогрессивных методов обучения. Деятельность кафедр общественных наук, ректоратов вузов велась в направлении введения в учебный процесс элементов программированного обучения, машинного и безмашинного контроля за текущей успеваемостью, учебного кино и телевидения, эксперимента во время чтения лекций и т.д. С этой целью оборудовались автоматизированные классы с обучающими машинами типа «КИСИ-5», «УК-4М» и другие. Создавались кинофицированные аудитории, вводился метод тестов, разрабатывались вопросы для программированного обучения. Во всех вузах организовывались семинары для преподавателей по использованию ТСО и специальные учебно-методические конференции.

За годы восьмой и девятой пятилеток в вузах региона был накоплен большой опыт использования учебного кино и телевидения, других технических средств. Особенно большая работа в этом отношении была проведена в Грозненском нефтяном и Северо-Кавказском горно-металлургическом институтах, на кафедрах физики и математики университетов и в ряде других вузов. Так, кафедра нервных болезней СОГМИ использовала метод без- машинного карточного контроля знаний студентов. Опыт кафедры был изучен парткомом и рекомендован другим кафедрам института. На этой же кафедре были сконструированы крупногабаритный электростенд, который служил наглядным пособием в процессе самообучения студентов тонической диагностике заболеваний нервной системы, а также прибор-экзаменатор «Огонек». На кафедре госпитальной терапии этого же вуза использовалось обучающее средство «ОУХЩ-1» - тренажер для самостоятельной работы студентов при изучении электрокардиографии, сконструированный доцентом В. Д.Хворостьяновым. Все эти приборы демонстрировались на конференции по программированному обучению в Саратове в июне 1968 года и получили одобрение.

В Дагестанском мединституте метод машинного программированного обучения впервые внедрили (в годы восьмой пятилетки) зав.кафедрой патологической физиологии профессор Ф.М.Сулоницкая и доцент, зав. кафедрой нормальной физиологии Г.Г.Мусаилов. Затем он был внедрен и другими кафедрами института.

В исследуемый период партийные организации вузов провели большую работу по усилению индивидуальной работы со студентами. Годы восьмой и девятой пятилеток ознаменовались поиском новых форм и методов этой работы. Так, в 1966-1967 учебном году в Дагмединституте под руководством Ф.М. Супоницкой была разработана специальная программа подготовки по патофизиологии для студентов, которые имели все основания учиться на «хорошо» и «отлично». Кафедра настойчиво добивалась осуществления этой программы. Итоги сессии показали эффективность эксперимента - из 271 студента, участвовавших в эксперименте, 250 сдали сессию на «хорошо» и «отлично».

Безмашинное программированное обучение, кинофикация учебного процесса, функционирование обучающих машин и т.д. - все это входило в вузы Кубани и других субъектов Юга России. Работа, проводимая вузами региона по внедрению технических средств обучения, прогрессивных методов ведения учебного процесса помогала студенчеству получить дополнительную научную информацию, способствовала поднятию на более высокий уровень культуры обучения. Однако в годы восьмой пятилетки такая работа проходила процесс своего становления и не получила еще достаточного развития во всех вузах. Борясь за эффективность новых, прогрессивных методов обучения партийные комитеты вузов уделяли большое внимание совершенствованию основной формы учебного процесса в высшей школе - лекции.

В Ростовском госуниверситете в НИР и учебном процессе нашли применение следующие ЭВМ: БЭСМ-6, БЭСМ-4, М-222, ЕС-222, Урал-116, Одра-1204 и др. Количество часов машинного времени, наработанного в учебном процессе, - 11771, в НИР - 32653 часа.

Следует отметить, что в исследуемый период в ряде вузов страны - МГУ, ЛГУ - апробировался метод комплексного обучения студентов на смежных кафедрах. Используя опыт ведущих вузов, партийные организации РГУ, РГМИ, СГМИ, ПятГФИ ориентировали коллективы преподавателей на чтение комплексных, факультативных лекций для студентов. Так, в СГМИ стали читаться комплексные лекции по патологической физиологии, патологической анатомии и другим дисциплинам для студентов 3-го курса. Чтение этих лекций устраняло дублирование в преподавании, высвобождало время для ознакомления студентов с современными достижениями. Только за 1-й семестр 1966-1967 учебного года здесь было прочитано 18 комплексных лекций. С большим интересом студентами ПятГФИ были прослушаны лекции, организованные кафедрой органической химии, - «О химических формах движения материи»; кафедрой физики - «Современная наука о строении и свойствах материи»; кафедрой физиологии - «Данные современного естествознания о физиологических основах сознания» и др.

В целях улучшения подготовки специалистов по смежным специальностям и по новым научным направлениям РГУ явился инициатором еще одной новой формы - перекрестного обучения. На отдельных факультетах РГУ - биолого-почвенном, физическом, механико-математическом и др. - под контролем партийных бюро были созданы группы из студентов-физиков, математиков, биологов, которые обучались по специально разработанным программам.

Изучение фундаментальных наук своего факультета студенты дополняли специальными дисциплинами других научных циклов: биологи изучали электронику, теорию вероятностей; физики - высшую нервную деятельность и математическую логику; математики - нейрофизиологию. Причем некоторые из этих групп в годы восьмой пятилетки уже приобрели стабильную организацию. Так, группа студентов-биофизиков с кибернетическим уклоном была организована в 1960 году из студентов- физиков, заинтересовавшихся тем, как живой мозг генерирует электрические токи. Впоследствии эта группа студентов была объединена на базе проблемной лаборатории в учебную и комплектовалась набором до 10 человек ежегодно из студентов 2-го курса физического, механико-математического и биологического факультетов. Уже первые выпуски этих специалистов показали большую перспективу этого начинания. Большинство выпускников было подготовлено к работе по созданию сложнейших систем на бионических принципах. Эта работа значительно расширяла профиль подготовки и общетеоретический кругозор студентов.

Ректораты вузов, кафедры стремились как можно больше привлечь к обучению студентов специалистов с производства, чаще проводить практические занятия, особенно по специальным дисциплинам, на производстве. В практику работы партийных организаций многих вузов, особенно сельскохозяйственных - ДСХИ, ССХИ, КСХИ, НИМИ и др. - широко вошел метод организации экскурсий; проведение занятий, ознакомительной практики в передовых хозяйствах, на сельскохозяйственных выставках, в научных учреждениях. Партийная организация КСХИ систематически направляла на ознакомительную практику лучших студентов для изучения состояния работы по животноводству в сельскохозяйственных вузах и научно-исследовательских институтах других регионов.

Передовики производства, ведущие ученые-практики часто приглашались для проведения занятий со студентами. Большой интерес у студентов 4-го курса ССХИ вызвало выступление главного зоотехника совхоза «Коммунар» А.П. Гейшина.

На уровне отдельных учебных заведений изменялись структура, содержание и методы обучения. Так, например, отчет Волгоградского государственного педагогического института за 1969-1970 учебный год показывает следующую структуру вуза: историко-филологический факультет 667 студентов, физико-математический - 607 человек, естественно-географический - 707 чел., факультет иностранных языков - 601 чел, физической культуры - 455 чел., студенты-иностранцы - 26 чел.

Итак, ВГПИ имел в начале 70-х годов традиционный набор факультетов широкого профиля, который далеко не обеспечивал область необходимыми кадрами. Приходилось завозить из других краев и областей учителей начальных классов, пения, рисования, трудового обучения. Появление студентов-иностранцев в регионе было новым явлением, которое требовало новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

Акт государственного инспектирования Астраханского госпединститута за 1978 г. свидетельствует, что вуз обучал по 9 узким специальностям: русский язык и литература, английский и немецкий языки, немецкий и английский языки, французский и немецкий языки, математика и физика, физика и математика, биология и химия, география и биология, история и английский язык. Заочное отделение работало по 3 специальностям: русский язык и литература, математика, история.

В АГПИ обучалось 2818 студентов, из них 2044 чел. (72,5%) - на дневном отделении, 774 чел. (27,5%) - на заочном; на подготовительном отделении обучалось 100 человек. Как видим, институт был небольшим, вряд ли он обеспечивал область необходимым количеством учителей. За годы девятой пятилетки (1971-75 гг.) было подготовлено 2049 учителей, хотя потребности Астраханской области были значительно больше. В 1978 г. по физике и математике требовалось 128 учителей, а выпущено было 86 чел., по иностранным языкам - соответственно 72 и 53 чел.; по русскому языку и литературе - 68 и 72 чел.; по биологии и химии - 100 и 100 чел.; по истории и английскому языку - 45 и 23 человека.

При незакрытых вакансиях учителей в Астраханской области институт по государственному направлению отправил в Кемеровскую область - 30 чел., в Куйбышевскую область - 10 человек.

В Дагестанском педагогическом институте в 1969-70 учебном году подготовка учителей велась на 6 факультетах: филологическом, физико-математическом, естественно-географическом, иностранных языков, физвоспитания, музыки и пения. Учебно-воспитательный процесс вели 283 преподавателя, из них 3 доктора наук, профессора; 83 кандидата наук, доцента; 26 кандидатов наук, старших преподавателей; остальные преподаватели и ассистенты были без ученых степеней и званий. Всего с учеными степенями было 39,6% преподавателей, что ниже общероссийских показателей.

Однако кафедры общественных наук были укомплектованы более квалифицированными кадрами. На кафедре истории КПСС, руководимой доктором исторических наук, профессором А.М. Мусаевым, 91% преподавателей имели ученые степени и звания. На кафедре политэкономии, которую возглавлял Герой Советского Союза доцент Р.Б. Сулейманов, этот показатель составлял 93%. На кафедре философии и научного коммунизма, работавшей под руководством доцента М.Т. Батырмурзаева, 83% преподавателей имели ученые степени и звания. Как отмечалось в отчете вуза, кафедры общественных наук строили свою работу на основе творческого применения новых учебных программ с привлечением новой литературы.

Данные Чечено-Ингушского госпединститута за 1969-70 учебный год говорят о том, что на 6 факультетах - филологическом, историческом, физико-математическом, естественно-географическом, иностранных языков и физвоспитания - училось 2427 человек. Однако в институте наблюдался большой отсев студентов. За 1967-68 учебный год он составил 13 чел., за 1968-69 учебный год - 114 чел., за 1969-70 учебный год - 121 человек; 50% из них были отчислены за неуспеваемость.

Причинами такого явления, как правило, была не только слабая мотивация обучения, но и серьезные учебно-методические просчеты преподавателей. Подтверждение этому мы находим в отчете ЧИГПИ за 1969- 70 учебный год, где, в частности, отмечается: старший преподаватель Б.А. Чахпиев имеет все необходимые данные для успешной работы. Он обладает даром живого и эмоционального чтения лекций. За четыре года работы на кафедре (истории КПСС - В.К.) накопил опыт чтения лекций и проведения семинаров. Однако заметного улучшения в его работе, к сожалению, не отмечается. В отчетах кафедры за 1967-68 и 1968-69 учебные годы отмечаются серьезные недостатки в лекционной работе и проведении семинаров. Подобные факты не были единичным явлением и встречались в других вузах.

В 60-80-е годы развитие высшего медицинского образования России характеризовалось укреплением научно-педагогического потенциала вузов, стремлением совершенствовать процесс преподавания. Так, в Ростовском медицинском институте численность профессорско-преподавательского состава в 1977 г. составила 400 человек, из них 60 являлись докторами и 266 кандидатами наук. За предшествующие девять лет 275 ученых вуза защитили кандидатские и 30 - докторские диссертации.

Это позволило существенно поднять уровень подготовки врачей, вести их подготовку не только в учебных аудиториях, но и в лечебных учреждениях города, оказывать реальную помощь органам здравоохранения.

Кубанский государственный медицинский институт в эти годы также наращивал потенциал и расширял подготовку специалистов. В 1969 г. был открыт педиатрический факультет. С 1972 г. институт начал обучение студентов из зарубежных стран. В 1982 г. в вузе создан факультет усовершенствования врачей.

Ставропольский медицинский институт вел подготовку врачей на 5 факультетах: лечебном, стоматологическом, педиатрическом, факультете усовершенствования врачей и факультете повышения квалификации преподавателей медицинских училищ. Учебный процесс вели 50 кафедр, на которых работало 35 докторов наук, профессоров, 190 кандидатов наук, доцентов.

Теоретические и клинические дисциплины преподавались в хорошо оборудованных аудиториях, кабинетах и лабораториях. В 1984 г. было закончено строительство нового учебного корпуса на 2400 студентов.

Проректор по учебной работе СГМИ Ф.А. Филимонов считал, что необходимо совершенствовать преподавание фундаментальных дисциплин и прежде всего физики и химии во взаимосвязи с медико-биологической и общественной подготовкой; в субординатуре необходимо уделить особое внимание клинической и поликлинической подготовке за счет снижения смежных дисциплин, мало способствующих качественному прохождению первичной специализации по основным профилям. «Безусловно, - писал он, необходима реорганизация интернатуры. Выпускники вузов должны в полной мере приобрести знания в области диагностики, лечения и профилактики распространенных заболеваний, особенно на ранних стадиях, иметь навыки оказания больным неотложной и скорой помощи, владеть расшифровкой и использованием рентгенологических, электро-кардиологических, клинико-биохимических и других исследований».

В Северо-Осетинском медицинском институте с открытием в 1974 г. педиатрического факультета началась подготовка детских врачей, дефицит которых остро ощущался как в Северной Осетии, так и в других республиках Северного Кавказа. В 1979 г. СОГМИ отметил свое 40-летие. За эти годы сотрудники института защитили более 20 докторских и 130 кандидатских диссертаций, опубликовали 30 монографий и учебных пособий. В институте было произведено 36 выпусков, звание врача получили 8430 юношей и девушек, 4 тыс. из которых - представители коренной национальности.

Подобные процессы укрепления научно-педагогического потенциала, открытия новых факультетов (в основном педиатрических и ФПК), совершенствования методов обучения студентов наблюдались в 60-80-е гг. и в Волгоградском, Дагестанском и других медицинских вузах региона. Они обеспечивали врачами медицинские учреждения своего региона, а также отдаленных регионов Урала и Сибири, вели подготовку медицинских кадров для европейских социалистических государств (ГДР, Венгрия и др.), стран Азии и Африки. Так обстояло дело с подготовкой медицинских кадров на Юге России, включая Волгоградскую и Астраханскую область, где создавались новые факультеты, совершенствовались методы подготовки врачей.

Сложные проблемы решались и в области подготовки инженерных кадров. Акт государственного инспектирования качества подготовки инженеров-преподавателей в Ростовском-на-Дону институте сельскохозяйственного машиностроения 1977 г. свидетельствует о том, что в данном вузе велась подготовка кадров по 9 специальностям: технология машиностроения; металлорежущие станки и инструменты; приборы точной механики; автоматизация и комплексная механизация машиностроительной промышленности; сельскохозяйственное машиностроение; автоматизация сельскохозяйственного производства; машины и технологии обработки металлов давлением; оборудование и технология сварочного производства; инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин. Выпускники последней специальности готовились для системы профтехобразования и техникумов.

Подготовка инженеров-преподавателей осуществлялась на факультете «Технология машиностроения», в составе которого имелось 5 кафедр: технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов, технологии металлов, истории КПСС и иностранного языка. Выпускающей кафедрой специальности 0577 являлась кафедра технологии металлов. В штате кафедры - 16 преподавателей, из них с учеными степенями и званиями 13 человек (81,2%), в т.ч. один доктор наук, профессор (заведующий кафедрой JI.B. Красниченко). Кроме того, подготовку инженеров- преподавателей, которых в мае 1977 училось 167 чел, вело 38 преподавателей других кафедр вуза и почасовики. Причем в роли почасовиков выступали преподаватели психолого-педагогических дисциплин, имевших большое значение для специалистов данного профиля. Открывая специальность, Министерство и руководство вуза недооценило этого фактора. Поэтому, несмотря на хорошую инженерную базу, в РИСХМЕ отсутствовали штатные преподаватели по педагогике и психологии, учебная и методическая литература и проч. Комиссия вынуждена была отметить, что имеющиеся в институте условия не полностью обеспечивают качественную подготовку инженеров-преподавателей.

Знали ли конкретную ситуацию с обучением инженеров- преподавателей партийные и советские органы г. Ростова-на-Дону, который имел широкую сеть профтехучилищ и техникумов и остро нуждался в специалистах данной квалификации? Почему вовремя не были приняты необходимые меры, прежде всего по созданию кафедры педагогики и психологии руководством РИСХМа? В общем, знакомая практика советских (подчас и постсоветских времен): открывается специальность, набираются студенты, а об учебно-методическом обеспечении забывают и «наверху», и «внизу». В итоге страдает качество подготовки специалистов.

15 мая 1979 г. Коллегия Минвуза СССР заслушала доклад ректора Новочеркасского политехнического института С.И. Гончарова. Наряду с положительным опытом подготовки инженерных кадров, коллегия отметила серьезные недостатки в постановке учебно-методической работы. В частности, были отмечены необоснованные изменения в учебных планах, нарушение логической последовательности проведения отдельных видов учебных занятий и изучения отдельных дисциплин, отсутствие квалификационных характеристик специалистов и др.

Комиссия Минвуза выявила существенные недостатки в работе по подготовке и реализации рабочих программ учебных курсов. Так, рабочие программы кафедры «Технология машиностроения» - одной из базовых кафедр вуза - были составлены формально и не раскрывали содержания изучаемых курсов, не взаимосвязаны между собой. В результате этого имело место дублирование отдельных тем, частей и разделов или наоборот - некоторые темы были опущены вовсе.

В рабочих программах не всегда находили отражение современные достижения научно-технического процесса. Так, в рабочей программе «Технология строительного производства» для специальности 1202 не были предусмотрены современные методы производства строительных работ: объемно-балочная и скользящая опалубка, «стена в грунте», объемноблочное домостроение, метод подъема этажей и перекрытий и проч.

Таким образом, увлечение ректората НПИ количественными показателями, стремление превратить вуз в вуз-гигант с 20 тыс. студентов и ослабление внимания к учебно-методической работе привели к серьезным недостатком в профессиональной подготовке выпускников.

В Кубанском сельскохозяйственном институте, который в 1970 г. возглавил Герой Социалистического Труда, академик ВАСХНИЛ И.Т. Трубилин, подготовка специалистов велась по 12 специальностям: агрономия, плодоводство и виноградарство, защита растений, экономика и организация сельскохозяйственного производства, бухгалтерский учет в сельском хозяйстве, механизация сельского хозяйства, электрификация сельского хозяйства, ветеринария, зоотехния, сельскохозяйственное строительство, агрохимия и почвоведение, гидромелиорация в сельском хозяйстве. По двум специальностям вуз готовил студентов для стран Азии, Африки и Латинской Америки - агрономия, агрохимия и почвоведение тропиков и субтропиков.

Перечень специальностей подготовки специалистов Юга России в 6080-е годы говорит не только о структуре и содержании подготовки специалистов, но и о далеко шагнувшей специализации в работе высшей школы. Так, в КССИ прием студентов в 1977 г. был осуществлен на дневное отделение в количестве 1325 чел., 030 - 700 чел., подготовительное отделение - 20 чел, ФПК - 1200 чел. На тропический факультет было принято 69 человек из 56 стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Но в организации учебного процесса имелись и недостатки. В частности, количество недельных часов, включенных в учебное расписание, значительно превышало учебный план (I курс-39 часов, III курс-44 часа!). По некоторым дисциплинам не было учебных программ (режущие инструменты, экономика, машиностроение и др.). Большинство рабочих программ по инженерным дисциплинам находились в недоработанном виде. Имелись недостатки в организации технологической и производственной практики.

Очевидны успехи и недостатки в работе профессорско- преподавательского состава КССИ: создание учебно-материальной базы, расширение контингента студентов (до 10 тыс. студентов), стремление освоить подготовку специалистов по новым направлениям, в том числе для зарубежных стран. Распространенное мнение о том, что студенты учатся лишь тогда, когда преподаватель стоит рядом, нашло отражение в перезагрузке студентов аудиторными занятиями - более 40 часов в неделю. Недостаточное внимание уделялось организации самостоятельной работы студентов.

В 60-80-е годы продолжал совершенствовать учебный процесс коллектив Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства. Профессорско-преподавательский состав включал в себя 280 чел., среди которых было 7 докторов наук, профессоров и 102 кандидатов наук, доцента. Количество студентов составляло более 2500 человек, обучение велось по трем специальностям: инженер-механик, электрификация сельского хозяйства и организация, технология ремонта машин (с 1968 г.). В 1981г. в АЧИМСХе был организован экспериментальный класс для подготовки сельской молодежи к поступлению в институт. Этот эксперимент был успешным и в 1987 г. в вузе была создана инженерно-техническая школа одна из первых в стране.

В связи с расширением набора студентов в 60-70-е годы во многих вузах обострился вопрос с учебно-материальной базой. Наглядным примером этого может служить Ставропольский сельскохозяйственный институт. В 1964-65 учебном году в нем обучалось 2372 студента на стационаре и около 4 тыс. на заочном отделении. И этот контингент студентов размещался в тех аудиториях и лабораториях, которые были построены 30 лет назад, когда в вузе было всего 500 студентов. Поэтому занятия шли в две смены. В 1972-73 учебном году в ССХИ был сдан в эксплуатацию долгожданный новый учебный корпус, что позволило улучшить организацию учебного процесса.

Администрация вуза, кафедры особое внимание уделяли повышению качества лекций как основной формы учебных занятий в вузе. На лекциях профессоров Б. Г. Имбса, А.А. Корнилова, доцентов П.И. Симуш, P.M. Горбачевой, проходивших при переполненных аудиториях, студенты всегда узнавали что-то новое из последних публикаций, исследований преподавателей и личного опыта лекторов. Совершенствовалась и методика проведения практических занятий. Особое внимание уделялось организации лабораторных работ, на которых не только приобретались новые знания, но и формировались профессиональные навыки студентов. В тот период в ССХИ особое внимание уделялось подготовке зоотехников, особенно для овцеводческих комплексов. В 1972 г. была введена специализация по овцеводству и открыта кафедра овцеводства. Преподаватели и студенты поддерживали тесные контакты с прославленными мастерами тонкорунного производства В.В. Снеговым, Н.К. Соколовым, В.М. Никитиным, перенимая у них все «секреты» их трудной профессии.

В исследуемый период развивался и старейший сельскохозяйственный вуз Северо-Кавказского региона - Горский сельскохозяйственный институт. В 1965 г. в нем открылся факультет электрификации сельского хозяйства, в 1975 г. - ветеринарный, в 1966 г. - факультет повышения квалификации специалистов сельского хозяйства. Учебно-воспитательный процесс вели профессора А.И. Панков, А.Н. Петрусов, П.Е. Простаков, И.М Чвилев, И.С. Грабовский, Е.В. Рубилин, Х.Б. Дзанагов, К.Е. Дзокаев, А.Б. Саламов, Г.К. Лагов и др. Их усилия были направлены на развитие научных исследований и повышение уровня подготовки специалистов.

60-80-е годы сопровождались открытием новых вузов на Юге России, готовивших таких специалистов, по которым в регионе ощущался острый дефицит. Так, еще в 1960 году был открыт Сталинградский (с 1961 г. - Волгоградский) государственный институт физической культуры. В 1966 г. организован Краснодарский государственный институт культуры - первый институт культуры на Юге, в 1967 г. открыт Ростовский государственный музыкальный педагогический институт, а в 1969 г. в Астрахани открыта государственная консерватория, ставшая культурным центром всего Нижнего Поволжья.

Итак, в исследуемый период в структуре высшего образования были выделены как приоритетные профессионализм будущих специалистов и их идеологическая зрелость. Были введены квалификационные характеристики. С целью решения первой задачи была ликвидирована диспропорция между заочным и очным обучением, в результате чего последнее стало преобладающим. Новые учебные планы предусматривали увеличение срока учебы для ряда специальностей, введение новых востребованных жизнью специальностей, регламентацию недельных аудиторных занятий. Как свидетельствуют источники, в те годы особое внимание уделялось методической работе, использованию технических средств в учебном процессе и проблемности обучения, индивидуальной работе со студентами. Обновление структуры управления и учебного процесса было связано также с тем, что в крупных вузах Юга России начали обучаться иностранные студенты. Высшая школа южного региона в те годы серьезно укрепила свою материально-техническую базу.

В то же время зачастую квалификационные характеристики составлялись формально, новые дисциплины не имели учебных программ, руководство вузами было увлечено бумаготворчеством без реальных результатов. Кроме того, увлечение академическим обучением привело к резкому сокращению производственных и учебных практик, что сужало возможность приобретения студентами профессиональных навыков.

 

Автор: Кононенко В. М.