28.11.2012 11480

Сущность и природа имиджа современного политического деятеля

 

Не секрет, что многие российские избиратели зачастую не могут вспомнить или даже не знают названий большинства политических партий. Зато они хорошо знают имена их лидеров. Нами правят не люди, а их политические имиджи. Примеров этому очень много. К примеру, Россией управлял не Борис Николаевич Ельцин, а «царь Борис», Ему на смену пришел не Владимир Владимирович Путин, а «ВВП». Москвой управляет не мэр - ее накрыла «Большая кепка», бывший краснодарский губернатор Кондратенко воспринимался не иначе, как «батька». Избиратели заблуждаются: они знают не политиков, а имиджи, которые политики им предлагают. Они голосуют не за людей, а за те или иные проекты. На это опираются современные политические технологии, из этого исходят политические консультанты.

Слово «имидж» имеет английское происхождение. В контексте избирательной кампании оно означает целый комплекс информации о кандидате, в который входят его биографические данные, образование, семейное положение, партийная принадлежность, взаимоотношения с известными людьми и т.п.

В политической деятельности, где судьба политика, по мнению В.М. Шепеля во многом зависит от его избирателей, умение создать образ «своего парня», «человека из народа», зачастую имеет решающее значение. Поэтому «задача любого политика, - как считает Е.А Петрова, - сформировать такое впечатление о себе, которое позволило бы ему прийти к власти, то есть его имидж должен отвечать чаяниям народа. На политической сцене происходит борьба имиджей, и победит тот, кто правдиво отвечает запросу времени».

Вся избирательная кампания направлена на формирование в массовом сознании образа кандидата, которое осуществляется путем передачи информации о кандидате по разным информационным каналам - от средств массовой информации до слухов. Имидж - это фактически совокупность представлений людей о политическом деятеле, возникших на основе получаемой ими информации. На формирование имиджа оказывает значительное влияние степень известности политика.

По определению Л.В. Шибут, политический имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Его формирование происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно. Стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом. Они способствуют закреплению традиций и привычек.

Задачи имиджелогии лежат в повышении эффективности воздействия, когда ограниченное число сообщений призвано решать максимальное число задач. При этом центральной проблемой становится отбор ключевых сообщений для целевой аудитории. Рей Прайс в своем меморандуме для Ричарда Никсона сформулировал достаточно четкие требования к работе с имиджем. Он говорил о личностных факторах, о том, что они должны быть как бы «живой реакцией, результатом определенного взаимодействия между избирателем и имиджем кандидата. Имеет значение не то, что есть, что он проецирует, а то, что проецируется на экран. Впечатление это больше зависит от капала и его использования, а не от самого кандидата».

За счет чего формируется имидж, в том числе и имидж политика? Первое - это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, инициатива, политическая платформа, программа действий; личностные и профессиональные качества политика, относящиеся к персональным характеристикам лидера, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступления в СМИ. Данная информация может усваиваться как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Второе - косвенная имиджформирующая информация - это та информация, которую человек получает, что называется через третьи руки (сюда относятся ситуации не только типа «сосед сказал», но и ряд других, специально организованных), т.е. когда человек создает мнение на основе высказываний других людей.

В структурную организацию имиджа входят аспекты, на которых он базируется, а именно: архетипы, культурные и социальные типажи, роли, личностные особенности субъекта, культурологический и социальный контекст. Отсюда следует, что имидж базируется на архетипах, древнейших образованиях, находящихся в человеческом бессознательном.

Центром всех блоков структуры имиджа является желание личного успеха, в том числе за счет использования возможностей и способностей других. Многое в имидже от того, для кого он строится. Желание личного успеха подразумевает ориентацию и смысл групповых ожиданий.

Большинство политических и общественных деятелей убеждены в том, что имидж связан в основном с внешностью. Но это, по мнению JI.B. Шибут, не так. Внешность - это важная составляющая имиджа, но отнюдь не единственная. Есть еще «внутренняя» и «процессуальная» составляющие имиджа.

Внешняя составляющая имеет множество качеств от обуви до прически, включая мимику, манеры, костюм, прическу, походку, голос, жесты.

Внутренняя включает образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби и многое другое. Но для политика, прежде всего - политические идеи. Политик без политических идей является бесцветным. Выработка политических идей - это то, что делает политика.

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность. Страстность, энергию, скорость реакции - все то, что относят к темпераменту. А также: чувство юмора, артистичность, лицедейство. Все эти составляющие помогают оставить след в памяти и сердцах людей, помогая им сделать свой выбор.

Главными компонентами имиджа в восприятии «электората» являются: - глубина понимания кандидатом проблем, стоящим перед обществом в данный отрезок времени; - готовность брать на себя ответственность за их решение; - ценностно-нравственный ореол.

Еще одним блоком, оказывающим влияние на всю структуру составляющих имиджа, по нашему мнению, является здоровый образ жизни. Вид политика с отпечатком болезненности и усталости не вызовет доверие избирателей.

Если речь идет о формировании имиджа вновь «раскручиваемого» или неизвестного политика, то необходимо следить не столько за тем, что он говорит, сколько затем, как говорит (правильность и ясность речи - осознанная и частично подсознательная информация), а также за тем, как он себя держит (положение рук, головы, взгляд, жесты - подсознательная информация).

Имидж призван сэкономить время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным, легко прогнозируются его действия. Эта функция имиджа называется идентификацией. При идеализации имидж пытается выдать желаемое за действительное. И в том, и в другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей.

Основные коммуникативные функции имиджа, как считает С.Ф. Лисовский, облегчить аудитории восприятие информации о политике, обеспечить благоприятное восприятие его личности, проецируя на аудиторию те его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной электоральной среде и подготовить почву для формирования установки выбора именно этого кандидата. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что реакция получателя информации контролируема. Сообщения порождаются с учетом ожидаемой реакции населения.

Однако при избрании становятся решающими факторами персональный имидж и финансовые возможности региональных экономических структур. Никто не замечает тенденцию к снижению моралитета и профессионализма властных структур.

Изменяя имидж в сторону большего профессионализма, необходимо помнить, что он не моделируется по единому плану, для его создания нет одинаковых путей. Его следует создавать во многих направлениях. Для высшей элиты имидж следует проецировать как бы вверх, для восприятия лидеров подобного уровня - в стороны, для рядовых последователей - вниз, для широкой публики - наружу, для себя - внутрь. Другими словами, имидж необходимо приспосабливать к ситуации, к участвующим в ней людям: - имидж должен быть синтетическим, планироваться, чтобы производить определенное впечатление; - имидж должен быть правдоподобным, достоверным. Никому не нужен имидж, если он не пользуется доверием у людей; - он должен быть пассивным. Поскольку имидж в определенной мере отвечает действительности, то создающий его лидер стремится уподобиться имиджу, нежели имидж делать своим подобием; - имидж должен быть ярким и конкретным. Он лучше срабатывает, если апеллирует к чувствам, быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков кандидата; - образ должен быть упрощенным. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся; - несмотря на конкретность, имидж должен быть до некоторой степени неопределенным и витать где-то между чувствами и рассудком, между ожиданиями и реальностью. Он должен устоять перед непредвиденным развитием событий, изменениями во вкусах, соответствовать желаниям самых разных людей.

Конструирование имиджей современных политических лидеров опирается на тот момент, в основе современного подхода к которому лежит убежденность в том, что «личность, подобно предмету, может быть видима. Ее можно касаться, слышать, иногда обонять. Она может быть воспринята как совершенно незнакомая или кого-то напоминающая; на нее можно смотреть как на привлекательную, интересную, таящую опасность».

Внешность, речь, манеры настоящего лидера - все должно подчеркивать его особую авторитетность для окружающих.

Усилия имиджмейкеров в среднем могут принести способному кандидату 15-20% голосов, а могут и все 80%. Однако никакие усилия не помогут, если кандидат не является харизматической личностью.

Нельзя забывать, что создание имиджа является дополнением к политическому процессу, а не заменителем реальной политики (при всей своей виртуальности, политика опирается на определенные реальные основы).

Главная цель имиджевой стратегии заключается в формировании и продвижении в массовое сознание наиболее благоприятного представления о политическом «объекте». Выработка имиджевой стратегии сводится к определению основных факторов, обусловливающих действенность имиджа политика и отбору инструментов воздействия на них.

Исследования ученых показывают, что происходит резкая смена оценок и запросов на имидж лидеров. Когда в опросные списки наряду с известными лидерами включаются совершенно новые политики, то многие из них воспринимаются - особенно на бессознательном уровне - весьма позитивно. Избиратели готовы довериться абсолютно неизвестным им фигурам при условии, что те отвечают требованиям к «идеальным прототипам».

Другая существенная тенденция - быстро меняющаяся мода на имиджи политиков. Вновь востребованным оказался и деловой, и политический компонент имиджа.

Формирование имиджа политика с использованием маркетинговых технологий - это «основанная система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера».

Маркетинг политических кандидатов - крупная отрасль деятельности, требующая особой специализации, занимающихся ею. Он позволяет эффективно влиять на поведенческие реакции электората, исходя из подробного и внимательного изучения его специфики, структуры, настроений, его готовности поддержать те или иные программы.

«Маркетинговые стратегии используются для «продажи» политиков в виде продолжения жизненной линии», - считает Брендан Брюс.

Основные этапы конструирования политического имиджа выглядят следующим образом: - определение требований аудитории (сегментов аудитории); - изучение характеристик кандидата; - изучение имиджей конкурентов; - соотнесение реальных качеств кандидата с ожидаемыми аудиторией и формирование «ядра» имиджа; - выбор дополнительных характеристик; - отбор и дифференциация составляющих имиджа. Формулировка составляющих имиджа; - позиционирование; - выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа; - реализация стратегии позиционирования; - оценка эффективности стратегии позиционирования.

Кандидату как «ресурсу» в идеале должны быть присущи такие качества, как узнаваемость и популярность, яркий положительный образ, опыт участия в избирательных кампаниях, воля к победе и готовность принять все перегрузки, связанные с избирательной кампанией. Среди перечисленных качеств абсолютный характер носит только воля к победе.

Еще одним феноменом имиджевой стратегии должен быть учет того, что некоторые характеристики, присутствующие в имидже, вдруг начинают преобладать, им придается особое значение публикой и СМИ. Исследователи говорят в этом случае об «усилении», свойственном процессам распространения информации. Это усиливающее воздействие возникает, по мнению исследователя, в двух типичных случаях. Во-первых, возникшая ситуация подтверждает возникшие в публике слухи ожидания. Во-вторых, усиление имеет место, когда кандидат начинает действовать в противовесе имиджу, который до этого был построен. Работают также такие факторы, как вневременность, поскольку ситуация в этом случае остается «действующей» в любой момент. Есть также такой критерий, как серьезность. Если пресса относится серьезно к кандидату, она не упустит возможности «ударить» по кандидату.

История науки знает много примеров, когда в процессе решения крупных научно-технических и социально-экономических проблем возникали новые отрасли знаний, новые науки и научные направления. Они имеют целью познание законов и явлений материального мира, общественного развития и использования их для нужд человека. Сейчас, когда научно-технический и социальный прогрессы претерпевают эволюционные изменения, появляется новый материал для более глубокого понимания действительности, процесс «отпочкования» наук продолжается ускоренными темпами. Такие условия сложились и в области научного знания об имидже. Имидж как отражение в сознании человека социальной действительности, существовал на всех стадиях развития общества.

Однако наука об имидже появилась только на том этапе развития общества, когда определяющими факторами его прогресса становятся информационные и телекоммуникационные технологии. Они создали материальные условия для эффективного управления индивидуальным, коллективным и массовым сознанием. Имиджмейкинг стал стержнем политической деятельности. Технология имиджмейкинга - основа политического консультирования. При этом речь идет не только о создании образа, но и о моделях поведения.

Первоначально имиджелогия формировалась на базе потребности человека в самовыражении, в овладении умением «нравиться» людям. «Я-концепция» - это стремление познать себя, научиться помогать себе. Познание себя - это первый этап становления имиджа, следующий этап - восприятие вас другими.

Исследования В.М. Шепсля касаются имиджелогии, преимущественно как науки о личном обаянии. Но стоит вспомнить слова Б. Клинтона, произнесенные им в одном из выступлений: «Просто быть хорошим парнем мало, важно чтобы об этом узнали другие». Следовательно, важно не только создать образ, но необходимо уметь его «продать». Это подтверждает утверждение о том, что данная наука является комплексной.

По мнению другого исследователя Г.Г. Почепцова, имиджелогия остается на стыке науки и искусства. АЛО. Панасюк считает, что созданы все предпосылки для формирования самостоятельной научной дисциплины имиджелогии (в данном контексте применим термин «общая имиджелогия», которая будет изучать общие вопросы, основы этой науки).

В исследовании выделяют отдельно и определяют как самостоятельную науку «политическую имиджелогию», которая будет заниматься специальными вопросами (создание и продвижение имиджа политического лидера, политических партий и движений и пр.). В отличие от «имиджелогии личности», которая рассматривает личности политического лидера, общественного деятеля, руководителя организации, работника искусства, науки, военного, студента и т.д., политическая имиджелогия будет рассматривать в том числе и имиджи партий, общественных движений, регионов, государства и технологии их создания.

Используя выводы конкретных наук об имидже, политическая имиджелогия уточняет роль, место и функции политического имиджа в общественном сознании и на практике. Она дает рекомендации по формированию, функционированию имиджей разного типа, выявляет общие закономерности этих процессов при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно, раскрывая механизмы управления политическим имиджем.

Для имиджа политика часто важно не столько содержание будущих проектов, сколько представление, которое создается о них специальными средствами в общественном мнении. Говоря о политической имиджелогии, нельзя не коснуться вопроса о ее соотношении с другими общественными науками. Известное положение, что ничто не возникает на пустом месте, относится и к данному научному направлению. Политическая имиджелогия, возникающая в процессе динамичного развития научной мысли, осуществляет связь с другими науками. Важной методологической проблемой является определение ее места в системе общественных наук, ее взаимосвязи с этими науками. Сегодня не представляется возможным изучать феномен политического имиджа без учета этого явления.

В формировании имиджа задействованы многие отрасли знания, такие как экономика, дающая знания о деятельности по поддержанию определенных принципов развития экономической жизни, а также стимулированию экономической активности населения. Имидж также может оказывать влияние на экономику содействовать ей или тормозить. Паблик рилейшнз - достижение взаимопонимания с общественностью. Маркетинг выделяет главные проблемы политического рынка, поведения избирателей. Политология – имидж политического лидера, государства, региона, партий. Философия - выводы науки по общественному сознанию, диалектический метод, теорию познания, которая дает подход к раскрытию общего, особенного и единичного в онтологии всех видов имиджей. Психология - психологические аспекты жизни личности, общества; политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение и политическую социализацию. Политическая социология - систему взаимодействия политики с социальной средой, систему политических процессов в корреляции с изучением сознания, интересов и мотивов индивидов, социальных и этнических групп и организаций. Основное внимание уделяется анализу социальной структуры и неформальных политических институтов, общественного мнения. Информатика - информацию о политической системе общества. Менеджмент - управление обществом, механизм воздействия управленческих государственных структур на развитие обществом, разработку стратегических целей и тактических установок.

Политическая имиджелогия раскрывает закономерности освоения существующего поля имиджей, их познание, описание между конкретными ветвями науки.

Политическая имиджелогия может быть поделена на три составные части: методологическую основу, конкретные ветви науки, интеграцию системных позиций знания о политическом имидже.По мнению Г.Г, Почепдова, предмет имиджелогии - массовое сознание, а его коммуникативной единицей является имидж. Он является отражением требований массового сознания и как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. А.Ю. Панасюк считает, что предмет имиджелогии - изучение путей и средств формирования положительного имиджа, создание положительного, представления, мнения о человеке на основе имиджформирующей информации, возникающей в сознании и подсознании.

Как представляется, объектом исследований в политической имиджелогии является все предметное пространство и области социального общения, конкретное поле различных видов политических имиджей (лидера, партии и т.д.) в индивидуальном, групповом и массовом сознании.

Важнейшим этапом системного подхода при определении понятийного аппарата политической имиджелогии, является выявление целей. При рассмотрении сложных систем, каковым является данное научное направление, возникает необходимость определения не одной, а нескольких целей, которые образуют многоуровневую систему, состоящую из главной и основных целей.

Существует десять основных целей исследования в политической имиджелогии:

1. выявление как общей роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной практики;

2. анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого (это важно подчеркнуть) поля имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семиотичности, динамичности и других входящих в него характеристик; раскрытие закономерностей освоения существующего поля имиджей, их присвоения личностью;

3. изучение специфики феномена имиджа на каждом из трех уровней (личность, группа, общество);

4. описание закономерностей формирования и трансформации имиджа при переходе от индивидуального к групповому и массовому сознанию и обратно;

5. анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей разного типа;

6. описание взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.) как внутри одной категории, так и между классами;

7. изучение взаимовлияния сложившегося имиджа и актуально-ситуативного образа его носителя;

8. раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа;

9. поиск способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, костюмологии, паблик рилейшнз.

Сформулировав десять основных целей, мы подошли к тому моменту, когда необходимо сформулировать главную цель политической имиджелогии. Она заключается в исследовании общей роли политического имиджа, основных и частных функций в различных сферах общественной и политической жизни и увязана с основными целями и решаемыми задачами.

Более глубокое представление о предмете политической имиджелогии позволяет получить анализ законов. Они отражают наиболее общие процессы формирования и функционирования разновидностей имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании. В законах отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи становления, развития и трансформации всех видов имиджа, поэтому их познание является необходимым условием формирования научного направления политической имиджелогии и практического управления имиджем.

На основе выводов и взглядов Г.Г. Почепцова о коммуникационных свойствах имиджа, можно сделать попытку сформулировать 3 закона политической имиджелогии:

1. Закон гармонизации имиджевых характеристик с требованиями канала передачи, с ожиданиями и представлениями, которые сложились в массовом и групповом сознании.

2. Закон комплексного управления каналами информации путем введения в них непротиворечивых вербальных и невербальных сообщений, повторяемых неоднократно, с корректировкой их зависимости от реакции общественного мнения, получаемой по каналам обратной связи.

На основании характеристик имиджа и его проявлений, можно сформулировать третий закон:

1. Закон селективного отбора субъектом общественной практики существенных свойств объекта (личности политического лидера, партии, общественного движения и др.), присущих или привнесенных ему для внедрения в индивидуальное, групповое или общественное сознание.

Социальная значимость политической имиджелогии, ее предназначение и роль находят свое проявление прежде всего в выполняемых функциях. Все функции находятся в достаточно тесном взаимодействии между собой, но при этом сохраняют свою специфику. Понятие функции возникает каждый раз, когда идет речь об управлении каким-либо процессом.

На основании выводов политологической литературы необходимо выделить и уточнить следующие основные функции политической имиджелогии:

1. концептуально-описательная - обеспечение ученых определенным запасом категорий и понятий;

2. объясняющая - состоит в объяснении явлений и процессов политической имиджелогии па основе установленных закономерностей и фактов;

3. методологическая - раскрывает общие закономерности политической имиджелогии, создание базы для развития частных теорий;

4. аналитическая - позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности политического лидера, имиджмейкера и других субъектов научного направления;

5. регулятивная - помогает обеспечить воздействие политического имиджа на людей и общественные организации;

6. прогностическая - осуществляется предвидение реакции воздействия имиджа на сознание общественности и своевременную корректировку создаваемого образа;

7. интегрирующая - создает условия для взаимодействия политической имиджелогии со смежными и другими науками.

8. Технологическая - высвечивает лучшие личностно-деловые качества, межличностную адаптацию, затемнение негативных характеристик, организация внимания, преодоление возрастных рубежей.

Как видим, политическая имиджелогия занимает важное место как в теоретическом осмыслении, так и в практическом функционировании общества.

В процессе научного познания политических явлений и процессов используют разнообразные методы. Выбор метода обусловлен конкретными задачами исследования. В силу сложности объектов и субъектов исследования, применяют не один метод, а определенную комбинацию различного рода методов. В политической имиджелогии правомерным будет использование как общетеоретических, так и прикладных методов. К общетеоретическим можно отнести следующие группу методов:

1. нормативный метод - применяется в прогнозах всех типов, позволяет определить оптимальные параметры изменений изучаемого объекта, оценить степень вероятности идеального варианта имиджа, путей и средств его достижения;

2. сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных имиджей и на этой основе делаются соответствующие выводы;

3. системный метод позволяет определить наиболее значимые цели функционирования имиджей, других его элементов, а также пути и способы их достижения;

4. структурно-функциональный - предполагает расчленение целостного имиджа на составные части (требуемый, идеальный, реальный) и изучение связи между ними, определение их роли в удовлетворении соответствующих потребностей общества;

5. метод экспертных оценок - предполагает сбор независимых, не связанных друг с другом данных о создаваемом имидже, которые обобщаются, систематизируются и сводятся в непротиворечивый прогноз;

6. метод деловых игр - создание определенной ситуации создания решения от которой зависят результаты, ожидаемые участниками деловой игры. Он помогает политику при анализе своих действий в определенной ситуации, своевременной корректировке создаваемого образа;

7. анкетный опрос - позволяет не только выявить общественное мнение (рейтинг того или иного лидера, намерения избирателей и т.д.), но и основанное на нем поведение людей, их отношение к тем или иным проблемам, а также те обстоятельства, которые их определяют;

8. информационные технологии - основаны на использовании компьютерных систем для моделирования ситуаций (ИАТ «РИСК-1», ИАТ «КОНКОРД», система «ВААЛ»).

Прикладные методы предлагает Г.Г. По чепцов. Он приводит перечень основных инструментов, которые используются в научных исследованиях и в практическом имиджмейкерстве, раскрывает их сущность.

Важным моментом в методологическом плане для политической имиджелогии является рассмотрение вопроса властных отношений, центральным звеном которых является современный политик. Как субъект власти, он воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект должен быть компетентным, должен знать и состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Именно воля к власти, то есть к расширению своих возможностей в различных сферах, одна из основных, заложенных на уровне безусловных рефлексов мотиваций человеческого поведения.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, обеспечивающий преодоление центробежных тенденций, обусловленных столкновением индивидуального эгоизма и групповых тенденций.

Политическая власть реализуется не только государственным аппаратом и его подразделениями, но и через деятельность политических партий, а также различных общественных организаций: объединений промышленников и предпринимателей, профессиональных союзов, общественных фондов и движений, различных международных организаций и т.д.

Государственная власть взаимодействует с властью политических партий, союзов (блоков) и движений. Особенно наглядно это взаимодействие проявляется в работе Государственной Думы и ее партийных фракций, а также Федерального Собрания, других законодательных структур субъектов Федерации с центральным (федеральным) правительством и правительствами в субъектах Федерации. Утверждаются принципы легальности, суверенности и легитимности, совершенствуется демократизм властвования, правовые основы власти.

Наряду с достижениями существует и ряд проблем, которые мешают демократическому развитию российского общества. Среди них можно выделить отношения центра и регионов, комплекс зависимости от законодательной и исполнительной власти судебной власти. Материальные условия судебных органов (помещения, транспорт, жилье для сотрудников и т.д.) зависят во многом от органов как законодательной, так и исполнительной власти. Не стала в полной мере независимой и так называемая «четвертая власть» - средства массовой информации. К сожалению власти не оставили попыток поставить СМИ под свой контроль.

Так какая же власть должна быть в России? Власть в России должна быть легитимной, независимой, профессионально-компетентной и ответственной. В то же время России нужна сильная власть, уважающая закон, не выходящая за пределы нравственности и обеспечивающая свободную жизнь с высоким уровнем достатка. Она не должна выходить за свои пределы и подминать под себя всю свободную, творческую жизнь граждан.

Гарантом такой власти будет выступать «креативный политический лидер», несущий в себе творческое начало, грамотный, опытный, талантливый человек, подлинный профессионал своего дела, обладающий обширными и специализированными знаниями, опытом общения и выдающимися личностными качествами, высокой внутренней культурой, обостренным чувством гражданственности.

Критериями эффективности власти являются: достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти; эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур; организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа; - эффективная система самоконтроля, одним из показателей которой является ее авторитете.

Мотивация власти является не менее важным показателем эффективности. Принято выделять следующие ее варианты:

- власть как бремя - рассматривается как та ответственность, которая возложена на политика людьми и обстоятельствами, берет на себя не всегда по доброй воле, но взяв, добросовестно несет;

- власть как самоутверждение - рассматривается как утверждение своего превосходства и возможность влияния на других людей, без нее политик себя не мыслит;

- власть как инструмент - рассматривается прагматически, как способ достижения определенных целей, лежащих в другой плоскости - способ обогащения, лоббирования интересов определенных групп, делегировавших политика как своего представителя во власть, установления системы связей, полезной для будущей деятельности в той или иной сфере бизнеса, ухода от ответственности за совершенные ранее преступные действия и т.д.;

- власть как сцена - рассматривается как возможность обеспечения присутствия в фокусе общественного внимания, как способ получения «народной любви»;

- власть как реализация - рассматривается как вызов, как место реализации своих способностей и применения профессионального опыта, как совокупность задач нового уровня и масштаба.

Еще одним фактором эффективности служит наличие во главе властных структур эффективного управленца - политического лидера, натуры творческой, с умением ответить на «вызов» ситуации неопределенности, непредсказуемости созидательным образом, путем принятия нестандартных решений, осуществления нестандартного поведения. Невозможно управлять обществами, которые находятся в условиях неустойчивой среды строго по инструкциям. Мотивацией для них является реализация своих способностей.

Систематические наблюдения автора в Тюменском регионе показывают, что у нового поколения лидеров отмечается «несвойственный» классическим лидерам интерес к таким качествам управления, как самостоятельность в решении служебных задач, инициативность, а также предприимчивость, умение осуществлять свою деятельность, ориентируясь на интересы людей. Приведенные наблюдения свидетельствуют о появлении в современной административной среде лидеров подвижнического типа, которые смысл своей жизни и работы видят в самоотверженном служении обществу. Они отличаются от «добросовестных» исполнителей тем, что им свойственен дух новаторства. Их можно назвать «креативными лидерами». Успешный лидер всегда творческий человек. Креативность лидера складывается из совокупности познавательного, преобразовательно-деятельностного, аксиологического, коммуникативного и художественного потенциалов.

Для российских избирателей власть - это мощный символ. Властный ресурс включает в себя не только инструментальное превосходство - административные, финансовые, информационные и другие ресурсы. Человек во власти в восприятии избирателей также становится обладателем определенного набора личностных качеств. В статье В.В. Делинской прослеживается путь изменения политического имиджа B.C. Черномырдина во время несостоявшихся выборов 27 сентября 1999 года в ЯНАО.

Таким образом, можно говорить о высокой значимости для избирателей властного ресурса и его существенном влиянии на политический вес и имидж кандидата.

Создаваемое научное направление - политическая имиджелогия - поможет действующим и будущим политическим лидерам подняться к вершинам власти, освоить эффективные способы влияния, предоставит доступную информацию о политическом имидже, поможет подобрать квалифицированного консультанта политолога-имиджмейкера.

 

Автор: Костенко С.А.