28.11.2012 6330

Взаимосвязь имиджа современного политика с имиджами государства, регионов, партий в коммуникативном пространстве

 

Деятельность политических институтов протекает в коммуникативном пространстве, которое охватывает все сферы и структуры общества - от социальных институтов до отдельных индивидов. Роль коммуникации в современном мире всевозрастающей информатизации трудно переоценить. Состояние политики, как в национальном, так и в мировом масштабе, в значительной степени определяется характером информационной среды. Управление информационной средой есть ключ к управлению обществом. «Современные коммуникации создают благоприятные условия для жизнедеятельности гражданского общества, которое становится все более автономным. Расширение демократии и процессы глобализации напрямую связаны с развитием информационной среды».

Уровень массовой коммуникации играет принципиальную роль: он способствует целенаправленному формированию общественного мнения путем внедрения в массовое сознание оценок, событий и явлений, признанных актуальными с точки зрения действующих субъектов политической деятельности.

«Массовые коммуникации влияют на все стороны функционирования политической сферы общества. Происходит воздействие на формирование общественного мнения. Подобное воздействие является необходимым как в процессе борьбы за власть, так и в процессе ее функционирования, когда посредством массовых коммуникаций происходит поддержка и необходимая коррекция имиджа существующей власти в лице ее лидеров». Массовые коммуникации имеет своей целью оказание идеологического, политического, экономического, психологического влияния на оценки, мнения и поведения. Успешная политическая коммуникация, по мнению Е. Морозовой, является главным условием победы в современной избирательной кампании. Избиратели имеют право видеть, слышать, говорить со своими избранниками, составлять о них свое собственное мнение. Современный политик - человек общения, умеющий и любящий контактировать с людьми.

Существует три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), СМИ. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы и т.п.). В политической коммуникации обыкновенно дело имеют с написанным или произносимым словом, но она может происходить и при помощи всякого знака, символа и сигнала, посредством которого передается смысл.

Значительное место в системе коммуникации занимает межличностное общение - тот микроуровень массовой коммуникации, который оказывает существенное воздействие на его макроуровень - телевидение, радио, кино, пропаганду и т.д. Информация официального субъекта коммуникации принимается и успешно усваивается людьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержана им.

Политическая коммуникация, особенно электоральная, не должна быть анонимной, безадресной. Ее целесообразно ориентировать на конкретные группы людей, организации, а в идеале - на конкретного индивида; целесообразно дальнейшее изучение его социокультурных особенностей как субъекта-объекта коммуникации. Недостаточный учет или его полное отсутствие вышеназванных положений может привести к полному провалу всей кампании по продвижению позитивного образа кандидата, партии и прочих субъектов процесса. Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественного мнения, свобода СМИ от властных структур - важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации, устойчивого социального процесса.

Массовая политическая коммуникация играет ключевую роль в процессах, связанных с формированием гражданского общества и становлением демократии в России. Именно поэтому общественное мнение зачастую возлагает на СМИ основную ответственность как за политическую незрелость и непредсказуемость отечественного электората, так и за его неспособность осознавать и отстаивать в пространстве публичной политики собственные интересы. Как подчеркивает Е.Г. Дьякова «массовая политическая коммуникация нередко отождествляется с манипулированием сознанием и даже зомбированием населения».

Сегодня с помощью телевидения, радио и рекламы можно внушить людям идеи и ценности, весьма далекие от реальности и их интересов. Систематическая профессионально составленная реклама способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и ожиданиям граждан партии и политиков. При умелом использовании методов манипулирования массовым сознанием с помощью СМИ, систематическое применение физического насилия по отношению к политическим оппонентам становится излишним.

Наиболее разрушительным для нашей страны и государства является мысль - вирус национальной ущербности или неполноценности. Национально-ущербная ценностная ориентация разрушает национальное самосознание и патриотизм, снижает планку требований к правящей элите, формирует терпимость к антисоциальному поведению: взяточничеству, криминальности, воровству и т.п., оправдывает преклонение перед другими, «цивилизованными» народами.

«У людей, зараженных вирусом национальной ущербности, атрофируется способность к самостоятельному критическому мышлению, а главное, к поиску конструктивного решения проблем. Созидательную активность парализует воплощенный в мысле-вирусе негативный оценочный стереотип».

Массовая информация - процесс производства информации, ее передачи средствами прессы, радио, телевидения и общения людей как членов «массы», осуществляющееся с помощью технических средств.

Добиться признания политика - это не значит просто передать информацию о нем аудитории с помощью средств массовой информации или прочувствованной публикации. Чтобы выполнять просветительские функции, информационная кампания должна быть нацелена как лазерный луч, а не распространять эти лучи бессистемно в разные стороны.

Распространение новой информации (в т.ч. о новом политике) - процесс длительный и трудоемкий. На разных этапах эффективны информационные стратегии, которые действуют по-разному. Для коммуникатора важно знать, какие средства распространения информации и стратегии следует использовать на каждой из стадий и как максимально повысить эффективность их влияния. В целом можно сказать, что эффективное информационное подкрепление чрезвычайно дорогостояще на всех этапах: на этапе исследований, подготовки, привлечения внимания и реализации.

Политическая информация, поступающая к реципиенту, может быть им остановлена, подвергнута «цензуре» и воспринята лишь частично. Вместе с тем при определенных условиях она воспринимается «потребителем» без должной критической переработки. Существенное влияние на восприятие информации, содержащейся в сообщении, оказывает социокультурная группа, к которой принадлежит реципиент, что выражено следующими обстоятельствами: персональная точка зрения и отношения находятся под сильным влиянием группы, к которой человек принадлежит или хочет принадлежать; человек награждается за приверженность групповому стандарту и наказывается за отклонения от него; человеку труднее изменить мнение, ставшее достоянием гласности, нежели частное; поддержка даже одного человека ослабляет силу давления негативного общественного мнения группы, к которой данный человек принадлежит; наиболее приверженные сторонники группы наименее подвержены воздействию коммуникации, которая противоречит групповым нормам; форма и особенности подачи информации также существенны для ее успешного усвоения.

Изменение мнения в желаемом направлении тем выше, чем больше доверия к себе вызывает коммуникатор. Доверие основывается на экспертных способностях, т.е. способности точно формулировать проблему; впечатление о правдивости передаваемой информации, усиливающемся от свободного владения материалом, доверии к информатору. Эффективность воздействия поданной информации выше, если коммуникатор вначале выражает те же взгляды, что и аудитория. Тот факт, как аудитория может воспринимать «говорящего», повлияет на ее отношение к сообщению.

Воздействие на общественное мнение осуществляется по социальным коммуникациям, к которым относятся: средства массовой информации (СМИ), собственные периодические и специальные издания, агитационные материалы, пикеты, встречи с избирателями и некоторые другие. С содержательной точки зрения деятельность СМИ по конструированию имиджа, как правило, формируется вокруг отношения людей к пяти основным позициям: государственно-организованному порядку в обществе; идеологическим приоритетам режима; знаковым фигурам политических деятелей, олицетворяющих политику властей; актам правительства, затрагивающим интересы широких социальных слоев, а также взаимоотношениям с зарубежными государствами, влияющими на реализацию геополитических интересов страны. Эти каналы следует использовать по всем уровням человеческого восприятия, а также с учетом расслоения населения по различным социальным, интеллектуальным, профессиональным и другим группам, а также применительно к местным условиям.

Проблема места и роли СМИ, как показателя демократических процессов, приобрела актуальность для политологии с начала XX века. К тому моменту сложилась действительно массовая аудитория и массовые средства передачи информации, что привело к качественному изменению форм и методов политической коммуникации. Появился новый ее вид - массовая политическая коммуникация, рассчитанная не только на элиту и «просвещенную публику», но и на широкую общественность. В современном мире массовая политическая коммуникация обеспечивает трансляцию информации между политической и социальной системами, а СМИ, с помощью которых она осуществляется, являются важнейшим политическим институтом.

У СМИ есть пять основных функций: функция антенны - снабжение общества различного рода информацией (наиболее важна для телевидения, кинематографа, информационной прессы); функция усилителя - драматизация событий местного значения и преувеличение фактов, касающихся небольших групп населения (региональные СМИ, «желтая пресса»); функции фокуса - в средствах массовой коммуникации фокусируются изменения социокультурных течений (редакционная политика деловых и политических изданий при выборе материалов); функция призмы - пропаганда новых моделей поведения и установок (специализированная пресса: журналы мод, различные профессиональные журналы и пр. - способствуют распространению социокультурных инноваций); функция эхо - СМИ способствуют сохранению целостности определенной социальной общности символами определенного социального порядка, незыблемости устоев общества (афиши, региональные газеты, издания для семьи и детей).

Маршалл Маклюэн считает телевидение и телефон холодными средствами, а радио и кино - горячими средствами коммуникации.

Не люди выбирают депутатов и президентов. Вначале их выбирает телевидение. После этого у «избранных» возникает «эффект голубого ореола». И только потом, уже автоматически, реальные избиратели выполняют волю телевидения, всплывающую из подсознания. Как писал Дж. Барбер, «главная задача кандидатов на пост президента заключается в том, чтобы завоевать на свою сторону журналистов, которые и определят его успех или неудачу».

Деятельность СМИ во многом определяет социальное самочувствие населения, может способствовать развитию в обществе толерантности или, наоборот, агрессивности. Исследователи, занимающиеся проблемой агрессии и насилия, отмечают важную роль средств массовой коммуникации, в первую очередь телевидения, в распространении этих форм поведения. Обсуждение проблем, связанных с ролью средств массовой коммуникации в распространении насилия в современном мире, связано с двумя основными проблемами: легитимизацией насилия и влиянием демонстрируемого средствами МК насилия на изменение уровня агрессивности у потребителей в первую очередь детей и молодежи. Обе проблемы влияют друг на друга.

Многие исследователи считают, что политика сопоставляется с театром потому, что в обоих случаях налицо попытка завоевания аудитории. «Средства массовой коммуникации представляют собой место, где развертывается событие, и сцену, к которой аудитория обращает свое внимание. Именно через четкую выстроенность сюжета (развертывание последовательности) и сцену (канал) социальная (или политическая) драма удерживает аудиторию и удерживается сама по себе».

СМИ в современных условиях стали одним из важных факторов политического процесса. И в ситуации отсутствия контроля они неизбежно становятся инструментом для достижения, в том числе политических интересов. СМИ в структуре политической власти в некотором роде носят подчиненный характер. А именно: зависят от самой власти, формулируемых ею «правил» функционирования СМИ; а также от условий, которые характеризуют принципиальный расклад сил в политической системе на данном конкретном этапе ее исторической трансформации.

Масс-медиа также способствуют влиянию властных структур. Как считают Р. Ходжи и Г. Кресс, масс-медиа, как и коммуникативные технологии прошлого, связывают разделенных пространственно людей в единое сообщество, чтобы они могли стать субъектом влияния власти.

В мире высоких технологий обладание информацией является важным фактором успеха. Поэтому все финансово-промышленные и политические группы стремятся иметь свои информационные каналы: печатные, электронные, телевизионные. Это позволяет им отстаивать свои интересы перед общественным мнением, делать их общедоступными.

Для привлечения внимания масс-медиа и общественности политические деятели и партии традиционно используют технологии создания информационных поводов. В рамках данных технологий инсценируются события, которые получили название «псевдособытий» или «специальных событий».

Средства массовой информации формируют общественное мнение также и относительно имиджа парламента в жизни общества. Это мнение может быть негативным, если постоянно привлекать внимание общественности к скандальным сценам выяснения отношений между парламентариями. В то же время акцентирование интеллектуальной сложности, трудоемкости, необычайной ответственности процесса законотворчества могло бы сформировать позитивный имидж парламента. В целом же его роль как высшего органа законодательной власти, как подчеркивает Н.А. Карамышева, определяется тем, насколько эффективно он осуществляет свои властные функции.

Появление новых коммуникаций (поддерживаемых современными электронными СМИ) делает во многом иллюзорными политические границы. Способствуя изменению взаимоотношений между гражданами и властью и усилению «демонстрационного эффекта», коммуникации зачастую подталкивают людей к формам деятельности, не укладывающимся в правила национальной политической системы, а порой - и в рамки национальной политической культуры.

Выдающуюся роль в преобразовании политического пространства сыграли: появление на информационном политическом рынке электронных СМИ, возникновение диалоговых способов политической коммуникации, резкое увеличение скорости передачи сообщений, формирование «электронных общностей» (использование сети Интернет).

Место и роль Интернета связаны с тем, что он одновременно предоставляет возможность людям выступать не только потребителями, приемниками и реципиентами информации, но и ее автономными источниками (генераторами).

Широковещательные медиа - радио, телевидение - способны достигать большой аудитории, но их возможности вещания очень ограничены экономическими, политическими и технологическими обстоятельствами. Интернет же снимает географические ограничения и создает возможность увеличения аудитории. Интернет коммуникации позволяют преодолевать расовые, возрастные, половые и физические преграды, открывает качественно новый способ коммуникаций. Они имеют также более выраженный «эффект запоминания» благодаря возможности записи сообщений.

Поскольку политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики, ее значение в политической жизни общества, его культуры, сравнимо со значением нервной системы для человека. По нашему мнению, для имиджей государства, регионов, партий коммуникативное пространство - неотъемлемый элемент, который несет двойную нагрузку. Во-первых, с помощью коммуникаций мы этот имидж воспринимаем, во-вторых, состояние и свобода коммуникаций служат важнейшей характеристикой имиджа этих институтов общества. И, пожалуй, самое главное - они сами являются коммуникативным пространством, в котором формируется имидж современного политического деятеля.

Для понимания взаимосвязи имиджа современного политика с имиджами государства, регионов, партий рассмотрим каждый из них подробно. Имидж государства - это комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов.

Имидж государства, как и любой другой, имеет несколько различных аспектов. Для того, чтобы осуществить комплексное исследование образа страны, необходимо проанализировать восприятие имиджа гражданами как внутри государства, так и извне, поскольку именно от международного имиджа во многом зависит инвестиционная привлекательность страны, расширение возможностей для туризма, сотрудничество деловых кругов и т.д.

Многие аспекты, связанные с историческими особенностями России - большая территория, протяженность границ, многоэтничный состав и др. - как факторы, обусловливающие необходимость централизованного управления и сильной центральной власти, сохраняют свое значение и сегодня. К тому же необходимость сильного государства в России обусловлена, как уже отмечалось, внешними факторами, связанными с мировыми проблемами, а также с внешними угрозами, с попытками ослабить Россию.

Имидж государства включает в себя ряд основных элементов, составляющих его структуру: образ российской демократии; - имидж власти; - имидж российской экономики; имидж Вооруженных сил РФ; внешнеполитический имидж России; е) имидж информационной политики государства и т.д.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. Образ российской демократии. В нашей стране серьезно подорван имидж демократии в целом, что вызвано неудачными реформами и потерей уверенности граждан в завтрашнем дне. Для государства, заявляющего о поступательном движении по пути демократии и постепенном строительстве гражданского общества, такой негатив крайне опасен.

2. Имидж власти. Для восприятия образа государства в целом необходимо разностороннее изучение восприятия власти, а именно: как складываются отношения между властью и гражданами, как оценивается имидж личностей, олицетворяющих власть, ее эффективность. Оценка массовым сознанием компетентности власти - одна из характеристик имиджа.

3. Имидж российской экономики. Одним из основных аспектов имиджа государства является отношение населения к проводимой властями экономической политике. Но в ее будущее граждане верят, правда со сдержанным оптимизмом. При использовании оптимистических ожиданий, имеющихся у граждан, сохраняется определенный ресурс для формирования позитивного имиджа российской экономики.

4. Имидж Вооруженных Сил РФ. Отношение граждан к вооруженным силам существенная характеристика внутреннего имиджа государства. Этот фактор важен для России хотя бы уже потому, что здесь на протяжении многих десятков лет формировался образ мощной военной супердержавы.

5. Внешнеполитический имидж России. Восприятие гражданами внешней политики России также является важнейшей имиджевой характеристикой. Половина россиян по-прежнему смотрит в будущее с оптимизмом, а четверть - пока не определили свою позицию.

6. Имидж информационной политики государства. СМИ - важнейшие коммуникативные каналы, позволяющие проводить основные политические идеи, формировать образ власти и государства, то есть осуществлять информационную политику.

В процессе образования имиджа страны, адекватного действительности, в качестве основы используются позитивные характеристики, объективные преимущества и уникальные особенности государства. Вместе с тем недопустимо игнорирование негативных тенденций национального развития.

На формирование образа России оказывают воздействие три группы факторов:

1. «Условно статичные» факторы формирования образа России: природноресурсный потенциал, национальное и культурное наследие, исторические события, повлиявшие на развитие российской государственности, базовая форма государственного устройства и структура управления и др.

2. «Корректируемые условно динамичные» социологические факторы формирования имиджа России: социально-психологические настроения в российском обществе, формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России, морально-нравственные аспекты развития российского общества.

3. «Корректируемые условно динамичные» институциональные факторы формирования имиджа России:     устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровнем доходов на душу населения и др.; правовое пространство России и соответствие российских правовых норм международным требованиям; функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в Российском государстве (эффективность властной конструкции).

Патриотизм и государственность - базовые принципы, которые способны обеспечить успешность имиджа современной российской политики. «Возможность такой успешности коренится в том, что выстроенная на данных принципах политика не противоречит, а полностью соответствует объективным цивилизационным потребностям нынешнего этапа развития страны», а это, в свою очередь, будет способствовать повышению имиджа государства.

Изучение и систематизация информации, представленной в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, анализ теории массовой коммуникации, позволяют сформировать основные направления, в разрезе которых должен создаваться позитивный образ России.

4. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость и идеологическая открытость, способствующая формированию лишь тех представлений о стране, которые соответствуют действительности.

5. Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, формированием единого правового поля и т.д., но с эффективным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.

6. Высокая образованность, нравственность, культурный и духовный потенциал российского общества, которые опровергают попытки характеризовать его как криминализированное социальное образование.

7. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей со странами мира.

Принципиальная позиция состоит в том, что нейтрализация негативных характеристик в репутации России в глобальном информационном пространстве и задача формирования нового имиджа России, являются стратегически важным направлением государственного строительства и лежат в плоскости адаптации приемов и технологий паблик рилейшнз.

Для формирования позитивного имиджа России в сознании мировой общественности необходимо в полном объеме задействовать роль государственных институтов, а также обеспечить комплексный подход к разработке принципов и методов организации взаимоотношений государственных структур Российской Федерации и мировой общественности.

Именно сильное государство призвано обеспечить безопасность, права и свободы граждан, защитить их собственность. При этом тот, кто не может обеспечить себя сам, не должен быть брошен обществом. Именно здесь лежит ключевой вопрос «социального государства».

Поэтому с одной стороны - необходимы усилия по подготовке новой квалифицированной и патриотически-настроенной элиты, с другой - именно сейчас нужна эффективная вертикаль власти для осуществления реформ.

Аргументированное и последовательное обсуждение политологическим обществом перспектив развития российской государственности, программных положений ведущих политических партий, их идеологий, проведение независимых экспертных оценок законодательных инициатив, в том числе в области избирательного законодательства - все это будет способствовать тому, самому устойчивому и поступательному развитию общества, о котором всегда писали и о котором мечтали российские консерваторы. «И которое устроило бы, наверное, даже их оппонентов, если целью ставить не «великие потрясения», а благополучие Отечества, высокий уровень жизни его граждан и вследствие этого - авторитет в мировом сообществе».

Чтобы стать экономически процветающей державой, Россия должна научиться защищать свои национальные интересы в мировой информационной среде и противодействовать информационной экспансии других стран в российской финансовой системе.

Любой кандидат в президенты должен анализировать российские внутриполитические информационные битвы и учитывать их результаты. Рост влияния информационных факторов в политической жизни России, как подчеркивает И.Н. Панарин, объективно требует эффективного функционирования системы информационно-психологического обеспечения предвыборной кампании кандидата в президенты России. Россия XXI века не должна повторять трагических ошибок прошлого. Страна ждет мудрого и сильного лидера, способного во славу себе и на благо Отечества решить глобальную задачу - успешно руководить страной, которая стремится вновь стать процветающей и великой. И страна его дождалась.

В настоящее время потребность России в иностранных инвестициях уже не ставится под сомнение. Важную роль в привлечении инвестиций - как иностранных, так и отечественных, стратегических и портфельных, играет создание благоприятного инвестиционного имиджа региона путем увеличения прозрачности и более полного предоставления информации.

Главной особенностью современной регионализации России с точки зрения модернизационной теории является то, что государство состоит из множества регионов, которых требования модернизации выстроили в ряд по степени успешности реформирования: маленькая группа во главе «каравана», большая - в середине, единицы - в хвосте. Именно это обстоятельство и обусловливает необходимость исследования культурных и иных различий.

Образ динамичной, развивающейся экономики региона, информация о привлекаемых инвестициях, разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектах, участие в них международных организаций - все это способствует привлечению внимания со стороны иностранных инвесторов и благоприятной оценке со стороны рейтинговых организаций. Целенаправленная работа со СМИ, рейтинговыми и информационными агентствами должна формировать положительный образ региона, его экономического потенциала и перспектив. Полнота представляемых материалов необходимых для анализа кредитоспособности и присвоения администрации субъекта Федерации кредитного рейтинга служит показателем информационной открытости и желанием местных властей создать благоприятный инвестиционный климат.

Для обеспечения большей информационной открытости субъектов РФ региональным и местным администрациям следует активнее использовать средства массовых коммуникаций. Вся информация, способствующая присвоению рейтингов, является публичной и должна раскрываться в первую очередь самими субъектами.

Регионы оказались в «ловушке стабильности», выход из которой, по мнению К.С. Идиатуллиной, в ближайшие годы маловероятен. Осуществление глубоких социально-экономических преобразований нуждается в долговременной стратегии, следовательно, в стабильной власти, нахождении у власти инициатора преобразований как гаранта осуществления поставленных задач, обеспечивающих последовательность в политике, ее результативность. Сильная власть ассоциируется с влиятельным лидером. Вместо поддержки и развития демократических институтов, системы «сдержек и противовесов» во власти делается ставка на личность. Отсутствие открытой конкуренции в формировании органов власти программирует их слабость. Землячество, этничность как факторы формирования региональной правящей элиты затрудняют демократическое обновление элит, приход новых способных людей, принятие адекватных решений в сложных условиях обновляющегося мира, делают регионы зависимыми от достоинств и недостатков государственных лидеров.

«Авторитарность, свойственная республиканским политическим режимам, показывает, что институт регионального политического лидерства уходит своими корнями в советскую историю, в партийно-политическое руководство. Наряду с обретением новых форм, содержания, функций, он имеет родимые пятна этого прошлого и для превращения его в действительно демократический институт необходимо время».

Региональное лидерство как способ организации государственной политической власти на уровне республики предполагает реализацию политических интересов как отдельных частей населения, так и общества в целом посредством институтов государственной власти. Лидеру отводится роль координатора усилий людей, призванных решать наряду с другими и политические задачи.

В конечном счете, политическое искусство региональных лидеров состоит именно в сохранении устойчивого социального равновесия в регионе, способности маневрировать, что дает им возможность, находясь над отдельными соперничающими группировками и кланами, контролировать ситуацию и практически все связи между членами правящей элиты, держать в руках аппарат.

Одним из факторов имиджа региона является наличие у него успешного политического деятеля (политического лидера). Региональное политическое лидерство сформировалось в рамках территориального политического пространства, которое представляет собой сферу существования региональных традиций политической жизни, сферу политической жизни региона. Результатом оформления политической жизни территории становится политическая самоидентификация - формирование определенного типа самосознания как у всего населения, так и у правящей элиты, у лидеров.

Процесс регионализации российского политического пространства, укрепления суверенитета республик сопровождался усилением роли и влияния исполнительной власти, введением института президентства (главы республики). Субъект, занимающий этот пост, признается политическим лидером республики. Он - официальный государственный лидер, поскольку представляет интересы и гарантирует конституционные права граждан республики. Отношения лидерства возникают тогда, когда все участники - и лидер, и последователи - осознают наличие конкретных потребностей, оптимальное удовлетворение которых возможно только благодаря поддержанию взаимодействия. В целом для республик характерны средний уровень конкуренции на выборах глав республик и низкий коэффициент сменяемости государственных лидеров. В связи с новым законодательством ситуация в корне может измениться.

Применение федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации», «О выборах президента Российской Федерации», регионального законодательства в ходе избирательных кампаний, проведенных в 2002-2004 гг., в целом подтвердило их соответствие уровню существующих в обществе отношений. В то же время динамичное развитие отраслей права, обусловленное проводящейся в Российской Федерации реформой местного самоуправления, административной реформой, а также развитие общественных отношений в сфере функционирования партийно-политической системы, диктуют необходимость совершенствования избирательного законодательства. Основная суть законопроекта - переход от прямых выборов глав регионов Российской Федерации к наделению высшего должностного лица субъекта РФ по представлению президента РФ соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Сегодня это - самая обсуждаемая тема. Сложилось два противоположных мнения. Одни говорят, что подобный шаг - это единственно правильный путь к повышению уровня управляемости государством, роли и ответственности законодательных органов, другие - что предлагаемый президентом новый порядок избрания губернаторов противоречит Конституции и недемократичен, что так называемая губернаторская реформа, с точки зрения перспектив демократического процесса, будет шагом назад.

По мнению В.Я. Мустафина, в законопроекте есть ответы на подобные суждения. Если следовать тому, как понимаются выборы по закону об основных гарантиях избирательных прав граждан, то в прямом смысле этого слова новая система представления и утверждения губернаторов - это не выборы, однако говорить о том, что губернаторы будут назначаться, тоже неверно. В данном процессе не ограничиваются демократические достижения и права граждан России, они будут участвовать в утверждении губернаторов через своих представителей - депутатов законодательного органа субъекта.

Следующий вид имиджа - партийный. Партии, с точки зрения власти, являются лишь одним из инструментов для будущих президентских выборов. Здесь опять основные действующие лица строят для себя механизмы удержания на плаву, надеясь с их помощью преодолеть препятствия.

Политическая партия есть неравновесная система, в которой происходит соединение трех элементов - политической активности, политической идеологии и организации. Каждый из названных компонентов также представляет собой сложную динамическую систему, в которой действуют многие законы, в том числе и закон самоорганизации. Вместе с тем политические партии всегда являются элементом конкретной политической системы. Поэтому в каждой стране особенности партий и всей партийной системы отражают национальные особенности.

Некоторое занижение роли партий, по мнению Г.Г. Почепцова, связано с тем, что выборы пройдут в борьбе за тех, кто еще не принял решения, то есть не за партийных сторонников, а за индифферентных.

Проблемы формирования эффективной партийной системы как основы современной конкурентной политической системы, являются наиболее актуальными. «Политическая система может быть конкурентной, а следовательно и эффективной, только при условии соответствия партийной системы структуре интересов гражданского общества. Именно группы интересов в норме должны вести реальную конкурентную борьбу за реализацию интересов в рамках политической системы, через участие в процессах выработки и принятия политических решений. Политические партии как институты самоорганизации групп интересов имеют в этом смысле существенные преимущества по сравнению с другими формами самоорганизации гражданского общества, так сама их сущность заключается в стремлении к участию во власти»*

Формирование имиджа партий - одна из первоочередных задач гражданского общества в России, если оно не хочет потерять последние ресурсы, свободы и хоть как-то влиять на свою судьбу. Поэтому в имидже политической партии или объединения должны быть представлены ее основные характеристики и конкретная деятельность, направленная на достижение необходимых электоральных результатов.

Политическая партия представляет собой довольно сложный конгломерат идей, программ, а также лидеров, отдельных членов партии и партийных организаций, включая их деятельность, отношения партии и ее фракции к тем или иным политическим событиям и многое другое. Избиратель, определяясь в своих электоральных предпочтениях и голосуя на выборах, не обладает всем комплексом информации, связанной с деятельностью партий в политической системе. Он воспринимает ее в целом, ориентируясь на образ партии, сложившийся в его сознании.

Имидж политической партии, так же, как и персональный имидж, должен отвечать общественным запросам, ожиданиям и требованиям целевых групп избирателей. Подстройка имиджа под социальные ожидания осуществляется на основании социально-психологических исследований и социологических опросов, направленных на определение доминирующих в обществе ценностей, проблем, страхов, потребностей и т.д. Кроме того, как и персональный, он должен быть понятен избирателям, вызывать ограниченный и одновременно достаточный набор ассоциаций, отражающих основное предназначение партии в обществе, государстве, политике. В глазах простого избирателя партия должна восприниматься как доступная политическая группировка.

Имидж политической партии формируется под воздействием ряда факторов которые могут быть схематично представлены в виде четырех составляющих: - программно-идеологической (концептуальной); деятельностной (интерактивной); личностной (лидерской); внешней (атрибутивной).

По сути, имиджи всех ведущих партий свелись к имиджам их вождей и исчерпание личностного ресурса вождей не могло не привести к деградации конкретных партий. Вести идейные кампании в России пока так и не научились. Таким образом, «необходимость научиться работать с идеями и использовать образы конкретных политиков только как их носителей - явная потребность нынешней ситуации в российском политтехнологическом сообществе, без которой выбраться из нынешнего кризиса будет затруднительно».

При создании своего имиджа партии должны идти по пути, уже хорошо проработанному в рамках паблик рилейшнз в целях создания корпоративного имиджа. Это комплексное представление целой организации, когда все ее элементы работают на одну идею. Она должна нести в определенной степени личностную информацию, выступая в роли переводчика своих текстов на язык доступный для понимания аудитории.

Партии призваны постоянно заниматься переводом своих платформ на язык избирателя, отбирая наиболее эффективные формулы воздействия. Число партий реально может соответствовать числу таких формул, а не идеологическим основаниям, которые во многом у них не совпадают. Избиратель не будет тратить время на поиск различий в идеологиях. Партии должны идти на встречу публике, порождая для нее заранее сформулированные различия между ними.

Рассматривая данный вопрос нельзя не коснуться понятия «партия власти». Оно получило широкое распространение в российской политической публицистике еще в 1993-1994 гг. В политической науке «партия власти» трактуется как некое общее явление, характерное не только для России. Как можно увидеть, одно из основных препятствий к созданию эффективной «партии власти» связано с противоречивостью стимулов к партийному строительству, порождаемых двумя частями применяемой на парламентских выборах избирательной системы. Выборы по партийным спискам требуют формирования четкого имиджа партии, а мы уже видели, что идеологическая окраска партий размыта. Однако этот недостаток, как подчеркивают Г.Г. Голосов и А.В. Лихтенштейн, можно компенсировать за счет харизматичности. В условиях сильной президентской власти подобный выбор становится естественным.

Признавая, что теоретическое осмысление находится в начальной стадии, отечественные политологи сходятся в том, что создание «партии власти» - типичная реакция элит новейшего времени на ситуацию «транзита». Делая упор на «партийную» составляющую «партий власти», они обычно рассматривают их как особые образования, участвующие в электоральном процессе и решающие специфические задачи, которые появляются у исполнительных структур в период «демократической трансформации».

На выборах «партия власти» демонстрирует свое участие. Она участвует, но не борется. Эта стратегия аналогична той, что была избрана для В.В. Путина, - стратегия победителя. Она определяется самой природой этой «партии» как компонента власти, делегированного «отрабатывать» функцию представительства в условиях российской «представительной демократии». Поэтому «партия власти» - вне реальной партийной конкуренции.

В 2002 году партия «Единая Россия», на исходе первого года своего существования, так не считала. Депутаты Государственной Думы играют особую роль в ее жизни. Всего их 151 человек. Для изменения своего имиджа, в конце 2002 года они ставили следующие задачи: придать партии идеологический стержень, повысить ее социальную привлекательность; оживить интеллектуальную жизнь партии, повысить ее идейное влияние; расширить социальную базу партии за счет наиболее дееспособных слоев - молодых профессионалов, «технарей» из новых отраслей производства и сферы услуг, различных слоев менеджмента и интеллигенции, стянуть на себя «социальное одеяло».

На имидж государства, по мнению партии, влияет усиление России. «Сильная Россия - Единая Россия» - эти слова выражают их главный принцип. Россия вновь станет сильной, только если ощутит себя сплоченной нацией и единым государством.

«Законность, развитие и справедливость - слагаемые цивилизованности. Цивилизованные отношения между властью, бизнесом и обществом обеспечат консолидацию, которая нам сейчас так необходима, обеспечат развитие рынка и защиту населения». По мнению Бориса Грызлова, именно экономика будет определять возможности, лицо России в 21-м веке. Остается только пожелать «Единой России» воплотить программные лозунги в жизнь.

«Партию власти» не стоит связывать исключительно с «Единой Россией», а следует рассматривать как политическую идею, способную воплощаться в самых разных формах. Это инструмент достижения указанной цели. Это не узко партийный, а широкий многоцелевой проект, предполагающий создание нового «социально-властного» организма. У данного проекта есть несколько измерений. Она может послужить инструментом восстановления традиционного принципа российской Власти - соединения в одних руках административных и хозяйственных функций, единства Власти и Собственности, что было разрушено в 1990-е годы в период нового накопления капитала.

Установленное в России электоральное расписание, согласно которому президентские выборы проводятся в течение года после парламентских, способствует превращению последних в своеобразные «праймериз» президентских кампаний, что в свою очередь, порождает определенные стимулы к коалиционному строительству. Оппоненты действующего президента рассматривают победу на парламентских выборах как первый шаг к победе на выборах президентских. Поскольку при высокой партийной фрагментации критерием успеха служит не столько процент полученных голосов, сколько количество мест в парламенте, крупным партиям, реально претендующим на завоевание президентского поста, выгодно привлекать союзников и тем самым максимизировать свой вес в парламенте.

Данный формат электорального цикла в России является неблагоприятным для «партий власти» только в случае уменьшения лояльности граждан к действующему президенту. «Как свидетельствует непродолжительная история демократических выборов в России, электоральный успех «партии власти», которая открыто называет себя пропрезидентской, непосредственно зависит от рейтинга действующего президента».

Как показывают выборы конца 2004 - начала 2005 г., в российском обществе существует явный запрос на новые политические силы. Это запрос на партии конкретного действия и конкретных проблем, партии, использующие новые методы и предлагающие новые яркие ходы и новых ярких людей, партии, социально, патриотически и антиноменклатурно настроенные.

Существенная устойчивость партийной группировки электората на всех территориальных уровнях проявляется в воспроизводстве от выборов до выборов как массовых баз отдельных партий или объединений, так и, что еще важнее, связанных с ними ценностно-идеологических ориентаций, способствующих формированию в сознании избирателей представлений о группах ценностно близких электоральных альтернатив. Наиболее стабильные ценностно-идеологические полюса образуют «долгожители» российского политического поля - КПРФ и ЛДПР, которые не только постоянно воспроизводят свою электоральную базу, но и выступают ядром консолидации для сил, претендующих на сходный электорат. Это означает, что какие-то составляющие имиджа этих партий служат для избирателей той системой координат, которой они руководствуются при своем выборе.

Любому студенту-политологу известно, что, несмотря ни на какие ситуации, партии в электоральной игре «обязаны наращивать свой политический потенциал, борясь за голоса «болота» и не брезгуя при этом «ловлей простаков».

Необходимость модернизации политических институтов и подсистем политической системы общества стала особенно насущной с приходом в 2000 году к власти нового президента РФ В.В. Путина. Транзитный характер российского общества, сложность и противоречивость хода рыночных реформ порождают новые требования к уровню управляемости и регулирования общественными процессами. Новые изменившиеся условия потребовали и дальнейшего совершенствования законодательства, приведения нормативной базы в соответствие с новыми реалиями и проведения административной реформы государственного механизма.

В открывшемся в 2003 году электоральном цикле в избирательной системе России произошли большие перемены. Они связаны не только с новым законодательством о политических партиях, резко сужающим число партийных игроков на федеральных выборах, но и с принятием закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который предусматривает обязательное участие партийных списков в выборах законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.

Включение в региональный политический процесс пропорциональных выборов и незначительная в целом федеральная регламентация данной процедуры позволяют разнообразить избирательную практику и проводить электоральные эксперименты. На уровне регионов, по мнению А.Ю. Глубоцкого и А.В. Кынева, можно выработать определенные требования к формированию самих списков. До сих пор в регионах применялись только «закрытые списки», при которых избиратель вправе голосовать лишь «за» или «против» списка в целом, будучи лишенным возможности выражать свое отношение к расположению кандидатов внутри него. По новому закону для проведения в регионах смешанных выборов достаточно всего трех зарегистрированных отделений федеральных партий.

Выборы в России фиксируют результат перегруппировки социально- политических сил. Цель таких перегруппировок - повышение качества управления социальными процессами и «перемещение» политической системы на более высокий уровень равновесия. В отличие от развитых политий «в сегодняшней России перегруппировки затрагивают исключительно «верхи», Иными словами, в стране отсутствует законченный политический цикл, что в условиях несформированного гражданского общества и среднего класса чревато истощением ресурса прочности политической системы.

Стимулирование создания партий будет идти по двум основным направлениям. Первое направление - преодоление беспартийности власти. Россия единственная демократическая страна, где президент, его администрация, министры и т.д. не принадлежат к правящей партии. В результате партии были лишены изначального предназначения - выступать инструментами борьбы за власть. Сделав партийной исполнительную власть, а не только Думу, можно заметно повысить стимулы к укреплению самих партий.

Второе направление - недавно предложенный президентом переход на выборы в Государственную Думу исключительно по партийным спискам. Пропорциональные системы при всех известных недостатках (главный из которых - неспособность обеспечить полноценное представительство региональных интересов) действительно позволяют быстро создать значимые партии. Они становятся монополистами избирательного процесса, заставляя всех независимых политиков прибиваться к общенациональным партиям.

Повышению роли партий и их имиджей в политической жизни страны призваны способствовать и другие новации. Со второй половины 2003 г. в действие вступила поправка к закону об общих принципах организации власти в регионах, согласно которой в крупных субъектах Федерации по партийным спискам должно избираться не менее половины состава органов представительной власти. Со следующих федеральных выборов вводится также 7-процентный отсекающий барьер. Данная мера призвана способствовать укрупнению элементов партийной системы. Однако, как показали результаты декабрьских выборов 2003 года, даже 5-процентный барьер оказался слишком высок для двух партий, представляющих либеральную субкультуру российского общества («Яблоко» и СПС).

Несмотря на обилие в последние годы законодательных новаций, касающихся статуса и деятельности политических партий, реальные изменения, порожденные ими, весьма ограничены, а подчас носят противоречивый характер. По мнению Б.И. Макаренко, «многие положения реально начнут работать лишь в последующие годы. Но главное - нормы закона о партиях не затрагивают институциональных основ этих образований и потому вряд ли способны создать сколько-нибудь серьезные стимулы для качественного развития партийной системы в России».

По мнению Г.В. Голосова, основной смысл законопроекта о партиях заключается в том, что он ограничивает «предложение» политических партий путем ограничения на их создание. Если количество партий сократится, то каждая из них окажется сильной, индивидуальные политики получат серьезный стимул использовать партийность в качестве электорального ресурса, что, в свою очередь придаст дополнительные ресурсы самим партиям, их привлекательность еще более возрастет.

Нельзя сказать, что подобные исходы совсем бесполезны для партийных лидеров на местах. Вступать в партию, которая гарантированно обеспечивает успех лишь своему лидеру, здравомыслящий политик не станет. Скорее он предпочтет создать отделение какой-нибудь общероссийской партии «под себя». Ведь, с одной стороны, неопределенность российских электоральных шансов дает некоторую надежду даже заведомым аутсайдерам, а с другой - положение лидера партии иногда способствует успеху в одномандатном округе.

Выводы:

Особенности формирования имиджа базируются на углубленном изучении ожиданий масс и его окружения, коммуникативной среды, необходимого стиля управления. Политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу политической ситуации.

Сущность имиджа современного политика заключается в объективности характеристик, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств. Имидж женщины-политика имеет более сложную структуру по сравнению с имиджем мужчины-политика.

Взаимосвязь между имиджем политика и имиджами государства, регионов, партий заключается в том, что политик может выступать в роли их лидера и его имидж имеет взаимное влияние с имиджи государства, регионов, партий. На имидж политика оказывают влияние общественное мнение, создаваемое СМИ.

 

Автор: Костенко С.А.