07.03.2011 8913

Особенности взимания провозной платы по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом с грузоотправителя, грузополучателя (статья)

 

Вопрос о том, кто из участников договора перевозки обязан внести провозную плату, является важным не только с точки зрения правоотношений, возникающих между сторонами договора, в связи с которым осуществляется перевозка груза (например, между сторонами договора поставки), но и для перевозчика, который заинтересован в надлежащем выполнении основной обязанности по договору перевозки груза - внесения провозной платы.

В соответствии со ст.30 УЖТ плата за перевозку грузов вносится грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов для перевозки, если иное не предусмотрено УЖТ или соглашением сторон. Окончательные расчеты согласно этой же статье производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. Однако при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок, перерасчет может производиться после выдачи грузов.

В соответствии с ТУЖД провозная плата вносилась грузоотправителем, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции, если иное не предусмотрено ТУЖД или договором (ст.36). Согласно ТУЖД оплата перевозки груза на железнодорожной станции назначения могла быть разрешена при перевозке груза в местном сообщении (т.е. в пределах одной железной дороги) - начальником железной дороги отправления по согласованию с грузоотправителем (грузополучателем), а при перевозке груза в прямом сообщении (с участием нескольких железных дорог) - начальником железной дороги отправления по согласованию с МПС РФ. В ст.ЗО УЖТ право принятия такого решения возложено на перевозчика по согласованию с грузоотправителем (грузополучателем). Такое положение УЖТ связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, изменение формы собственности перевозчика с государственной формы собственности на частную предполагает относительную свободу перевозчика в определении условий договора перевозки. Во-вторых, планируемое появление на рынке железнодорожных перевозок нескольких перевозчиков также позволит перевозчику самому принимать решение о моменте оплаты по договору перевозки.

Вместе с тем, транспортное законодательство не исключает возможности взимания провозной платы (полностью или в части) и с грузополучателя при определенных обстоятельствах, не считая случая, когда оплата производится грузополучателем в порядке, описанном выше.

Если говорить о возможности взимания провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей, следует вспомнить правовое положение грузополучателя в договоре перевозки грузов. Наибольшее распространение получала точка зрения, согласно которой грузополучатель является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки. С этой точки зрения у перевозчика есть право требовать с грузополучателя оплаты провозных платежей, не внесенных грузоотправителем (п.З ст.430 ГК).

Кроме того, обязанность по внесению в отдельных случаях провозной платы предусмотрена УЖТ. Ст.30 УЖТ установлено, что окончательные расчеты за перевозку грузов по их прибытии производятся на станции назначения до момента их выдачи. Это связано с тем, что в пути следования груза могут возникнуть расходы перевозчика, обязанность по уплате которых должны нести грузоотправитель (грузополучатель), например, перегруз в пути следования из одного вагона в другой, в связи с тем, что грузоотправитель предоставил неполную (неточную) информацию о свойствах перевозимого груза, при выдаче груза могут выявиться ошибки в расчете провозной платы. В ч.5 ст.ЗО УЖТ содержится указание, что «при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа».

История этого вопроса идет еще с УЖД 1964г., в ст.75 которого было зафиксировано положение о том, после выдачи груза переборы и недоборы по провозной плате и сборам грузоотправителям и грузополучателям, а также железной дороге не возмещаются. Связано это было с тем, что расчеты за перевозку груза производились только наличными деньгами, чеками Государственного банка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Очевидно, что при использовании только таких форм расчетов и грузоотправителю, и грузополучателю, и железной дороге должно было быть точно известно, оплачен груз при отправлении или нет, и какие еще платежи подлежат уплате тому или иному участнику договора перевозки.

Указом Президента РФ от 3.11.1992г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом» было предписано до 31.12.1993г. расчеты грузоотправителей и грузополучателей с железными дорогами за перевозки грузов, производить без акцепта. Это обстоятельство подтверждалось телеграммой Центрального банка РФ от 11.11.92г. № 244-92 созданы расчетные товарные конторы. С помощью расчетных товарных контор расчеты за перевозки груза стали осуществляться централизованно, т.е. принимали оплату и следили за оплатой груза не станция отправления или станция назначения, а расчетная товарная контора, которая, как правило, располагалась по месту нахождения управления (отделения) железной дороги. Таким образом, с одной стороны, стало более удобно вести учет и контроль оплаты перевозок, с другой стороны, на станции назначения не всегда могут быть выявлены в ошибки в расчете провозной платы, сумм недоборов, переборов и т.д. Однако правило ст.75 УЖД 1964г. сохранялось вплоть до принятия ТУЖД. Правило ст.75 УЖД 1964г. носило явно несправедливый характер, как по отношению к грузоотправителям, грузополучателям, так и к железным дорогам. Положение было исправлено Инструктивными указаниями Госарбитража СССР. Так, впервые этот вопрос был отражен в Инструктивных указаниях Госарбитража СССР от 29.03.68г. № И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге» (с последующими изменениями и дополнениями). В п.З Инструктивных указаний сказано - правило о том, что после выдачи груза недоборы и переборы по провозной плате не возмещаются, не применяется в тех случаях, когда «взыскание дополнительных плат и сборов с грузополучателя производится в безакцептном порядке через расчетную контору независимо от срока выдачи груза станцией». Исходя из принципа равенства сторон в расчетах по перевозкам, в Инструктивных указаниях содержится положение о том, что и грузополучатель при выявлении переплат по провозным платежам «также может предъявить соответствующие требования к железной дороге независимо от срока выдачи груза, но в пределах срока на предъявление претензии». Аналогичное положение было закреплено и в п.6 Инструктивных указаний Госарбитража СССР от 30.07.1976г. № И-1-23 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и водном сообщении» (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.04.92г. № 7 «О действии инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации», инструктивные указания Госарбитража СССР сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Следовательно, возникает вопрос, не стали ли противоречить указанные выше Инструктивные указания по рассматриваемому вопросу ГК, т.к. УЖД 1964г. действовал на момент принятия как первой, так и второй части ГК. Можно утверждать, что противоречие все-таки имеется. В соответствии с п.3 ст.425 ГК законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. В следующем абзаце этого же пункта содержится общее правило о том, что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств. Представляется, что ст.75 УЖД 1964г. как раз и содержала условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Таким образом, правило ст.75 УЖД 1964г. распространялось и на грузоотправителя, и на железную дорогу как на стороны договора перевозки. Единственная особенность касается грузополучателя, так как единой позиции, является ли грузополучатель стороной по договору перевозки, нет. Если считать грузополучателя стороной по договору, то положение ст.75 УЖД 1964г. о том, что после выдачи груза переборы и недоборы не возмещаются, распространяется и на него. Если - нет, и как было показано выше, такая точка зрения превалирует, то правило ст.75 УЖД 1964г. на грузополучателя не распространяется. Судебная практика складывалась исходя из того, что правила ст.75 УЖД 1964г. распространялись и на грузоотправителя, и на грузополучателя, и на железную дорогу в силу прямого указания УЖД 1964г. Инструктивные указания Госарбитража СССР во внимание судебными органами не принимались. Так, по иску предприятия к железной дороге о восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД, суд установил следующее. С лицевого счета ТехПД предприятия-грузополучателя была списана провозная плата. Железная дорога ссылалась на то обстоятельство, что провозная плата не была внесена грузоотправителем на станции отправления по причинам, не зависящим от железной дороги. Выдача груза грузополучателю в период действия УЖД 1964г. Суд постановил, что в соответствии со ст.75 УЖД 1964г., действовавшего на момент осуществления спорных перевозок, окончательные расчеты между железными дорогами и грузополучателями по перевозкам производятся на станции назначения до выдачи груза. Таким образом, у железной дороги отсутствовали основания для списания с лицевого счете предприятия провозной платы.

При расчетах за перевозки грузов в международном сообщении имеются свои особенности. Основным отличием при расчетах за перевозку грузов в международном сообщении является то обстоятельство, что каждая иностранная железная дорога может рассчитывать только на часть провозной платы, пропорциональную пройденному по ее железной дороге расстоянию. Исходя из этого обстоятельства и устанавливаются правила расчетов за международную перевозку грузов. В соответствии с п.п.1, 2 § 1 ст. 15 СМГС отправитель оплачивает платежи на станции отправления за следование груза по железным дорогам отправления или в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления, получатель оплачивает перевозку по железным дорогам назначения на станции назначения или в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения. Данные положения соответствуют внутреннему законодательству Российской Федерации.

Особенности присутствуют при оплате следования грузов по транзитным железным дорогам. Согласно п.п.3 § 1 ст. 15 СМГС перевозку по транзитным железным дорогам оплачивает либо отправитель на станции отправления, либо получатель на станции назначения. Если груз следует по нескольким транзитным железным дорогам, то допускается вариант, когда за следование груза по части железных дорог платит отправитель, за оставшуюся часть - получатель. Различные варианты оплаты зависят от условий договора, в связи с которым возникла перевозка (договоры купли-продажи, поставки и т.д.). Как правило, используются базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи товаров, систематизированные Международной Торговой Палатой (в настоящее время - Инкотермс-2000). В Российской Федерации в отношении оплаты перевозки груза по транзитным железным дорогам применяется п.п.4 § 1 ст. 15 СМГС, в соответствии с которым перевозку по транзитным железным дорогам оплачивают отправитель или получатель через плательщика (экспедиторскую организацию, фрахтового агента и др.), имеющего договор с каждой транзитной железной дорогой на оплату провозных платежей. В свою очередь, отправитель или получатель должны иметь договор транспортной экспедиции с плательщиком, на основании которого экспедитор произведет оплату перевозки груза по транзитным железным дорогам. Иск организации -экспедитора к железной дороге - перевозчику об обязании ответчика восстановить запись на лицевом счете в ТехПД был удовлетворен. По мнению истца списанная сумма представляла собой излишне списанную провозную плату, исчисленную по ставкам Тарифной политики. Перевозка груза осуществлялась в прямом международном сообщении. Суд, придя к выводу о правомерности заявленных требований указал на то, что истец не является ни отправителем, ни получателем груза. Вместе с тем, согласно § 1 ст. 15 СМГС провозные платежи взимаются за перевозку по железной дороге с отправителя или получателя. СМГС не предусмотрена возможность оплаты провозных платежей третьими лицами. Учитывая изложенное, суд удовлетворил исковые требования.

Экспедиторской организации при заключении договора с железной дорогой присваивается экспортный код, который проставляется в перевозочных документах, что соответствует § 2 ст. 15 СМГС. На основании заключенного договора с железной дорогой, экспедиторская организация вносит предоплату по провозным платежам. В свою очередь, отправитель или получатель, заключая с экспедитором соответствующий договор, получают право на проставление в перевозочных документах экспортного кода экспедитора. В случае если экспортный код проставляется в перевозочных документах без надлежащих к тому оснований, возникает так называемая «несанкционированная перевозка».

Правовые последствия «несанкционированной перевозки» сводятся к неисполнению участниками договора международной перевозки (отправителем или получателем) основной обязанности - внесения в установленном порядке провозной платы. Оплата может отсутствовать как за следование только по одной железной дороге или по нескольким транзитным железным дорогам. При этом в соответствии со ст.32 СМГС дорога отправления отвечает перед другими железными дорогами за причитающиеся им провозные платежи, не взысканные ею с отправителя, если отправитель принимал на себя такие платежи. Аналогичная ситуация складывается в случае, если железная дорога назначения выдаст груз без взимания провозной платы, если провозные платежи были приняты к оплате получателем.

Правила ст. 15 СМГС не применяются, если между железными дорогами соседних стран существует прямой тариф. Так, Тарифом на перевозку пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов, условия перевозок, заключенном между Российской Федерацией и Финляндией (Тарифное руководство № 16-Б), в ст. 16 предусмотрено, что с отправителя груза провозные платежи взыскиваются от станции отправления до государственной границы, с получателя груза - от государственной границы до станции назначения. Указанные правила не отличаются от норм СМГС, однако, в силу прямого указания СМГС подлежит применению Тарифное руководство № 16-Б. Транзитные дороги при перевозках между Россией и Финляндией отсутствуют, поэтому правил об оплате перевозок по транзитным железным дорогам в Тарифном руководстве № 16-Б не содержится. В этом случае подлежат применению правила прямого тарифа.

Кроме того, если транзитным тарифом (каковым является, например, МТТ) предусмотрено, что оплату за перевозку груза по транзитным железным дорогам должна быть произведена только отправителем или только получателем, применяются правила транзитного тарифа. В МТТ таких жестких правил не содержится. Согласно § 11 МТТ оплата перевозки груза может производиться отправителем на станции отправления или получателем на станции назначения в соответствии с положениями действующего в данном сообщении международного транспортного права. Так, например, Республика Беларусь является участницей и МТТ, и СМГС, поэтому при перевозке груза из Российской Федерации в Республику Беларусь будет применяться СМГС.

Возможность получения провозной платы с отправителя или получателя в этом случае обусловливается и внутренними правилами, поскольку в § 5 ст. 15 СМГС содержится отсылка к внутреннему законодательству страны железной дороги отправления или назначения. Обязанность получателя по уплате провозных платежей возложена в § 1 ст. 17 СМГС.

КОТИФ содержит положения, в целом аналогичные МТТ и СМГС. Ст. 15 КОТИФ предусмотрена возможность оплаты провозных платежей как отправителем груза, так и получателем. Основным документом, в котором определено, кто осуществляет оплату перевозки груза, является накладная. Непосредственно в накладной с использованием терминов Инкотермс-2000 отправитель должен сделать отметку, в каком объеме им оплачиваются провозные платежи при отправлении груза. Например, «Фрахт/перевозка оплачены до» (СРТ), если отправитель обязывается оплатить стоимость перевозки до определенного места назначения, «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до», если отправитель обязывается оплатить помимо стоимости перевозки обеспечение страхования. В соответствии со ст.28 КОТИФ принятие накладной получателем обязывает его оплатить железной дороге переведенные на него суммы. От того, принял получатель накладную или нет, зависит, будет ли он выплачивать железной дороге назначения недобор (недоплату). По общему правилу (§ 1 ст.29 КОТИФ) недоплата (недобор) или переплата (перебор) провозных платежей подлежат возмещению. Переплата возмещается в любом случае. Недоплата возмещается получателем только, если накладная им не принята; в случае принятия накладной бремя доплаты провозных платежей ложится на отправителя.

 

Автор: Ковизина Л.А.