11.12.2012 4081

Деятельность специализированных благотворительных организаций по оказанию амбулаторной и врачебно-санитарной помощи во второй половине XIX века

 

Одним из крупнейших благотворительных учреждений, заявивших о себе во второй половине XIX века, стало Российское общество Красного Креста. Значительным стимулом в деле организации Общества Красного Креста стали последствия Крымской войны 1853-1856 годов. После окончания войны была выдвинута идея создания Общества попечения о раненых и больных воинах, устав которого был утвержден 3 мая 1867 года. С первого года своего основания общество было принято под Августейшее покровительство Государыни Императрицы Марии Александровны, членами которого стали многие особы Императорской Фамилии, а также выдающиеся государственные деятели. В 1876 году Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста состоявшее под покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны и имевшее в качестве первого действительного члена Государя Императора, а в качестве почетного члена Государыню Императрицу Александру Фёдоровну.

Главной целью Общества Красного Креста являлось содействие, во время войны, военной администрации в уходе за ранеными и больными воинами и предоставление им, по мере средств Общества, как врачебного, так и различного рода вспомоществования. Для достижения этой цели, Общество, через свои управления, принимало все, разрешенные законом, меры к увеличению денежных и материальных средств; приглашало во время ведения военных действий духовных пастырей разных исповеданий для религиозного пособия и утешения страждущих; принимало меры для подготовки к профессиональной деятельности санитарной прислуги и сестер и братьев милосердия; занималось сбором лазаретных и перевязочных материалов, а также доставляло все то, что могло служить облегчением положения страждущих воинов. Согласно уставу, Общество не получало государственных субсидий и существовало за счет ежегодных денежных взносов лиц всех сословий, желающих принять участие в Обществе и единовременных пожертвований деньгами, вещами и разного рода имуществом.

Заведование делами Общества возлагалось на главное и местные управления. Главное управление находилось в Санкт-Петербурге, а местные управления учреждались в столичных и во всех губернских и областных городах. В условиях отсутствия какой-либо гармоничной связи между всеми благотворительными организациями Российской Империи, в среде которых господствовала полнейшая разрозненность и обособленность, учреждения Российского Общества Красного Креста являлись исключением из правил, так как Главное управление, являвшееся центральным органом Общества, направляло все его действия к надлежащему единству и соответственно цели его назначения. Главное управление сносилось по делам Общества со всеми правительственными, земскими и общественными учреждениями, а также сосредотачивало в себе все сведения о капиталах и прочих средствах местных управлений, перемещая в случае надобности, как суммы, так и имущества из одного управления в другое.

В силу возложенных на Общество Красного Креста задач, ему приходилось принимать самое деятельное участие во всех войнах, а также и военных экспедициях. Так, в 1870-1871 годах Общество участвовало в франко-прусской войне. В городе Базель, где во время войны было учреждено международное агентство, был командирован отряд хирургов, который должен был оказывать помощь обеим воюющим сторонам без различия. Для этой цели Красный Крест потратил в общей сложности около 55.000 рублей. В междоусобной войне с Испанией в 1873 году Общество также приняло живое участие, отослав 10000 франков для разделения их поровну между воюющими странами. В 1876 году русский Красный Крест оказал весьма существенную помощь Сербии во время ее войны с Турцией. Ввиду того, что военно-медицинская часть в Сербии не могла удовлетворить потребности сто тысячной армии, созданной накануне войны с Турцией, Красным Крестом было перечислено на помощь сербам 526276 рублей.

В очень широких размерах развернулась деятельность Красного Креста во время организации помощи в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Так как Общество Красного Креста к этому времени располагало сравнительно небольшими запасами капиталов (632.000 рублей), то и помощь, оказываемая им, имела чисто вспомогательный характер. С началом войны образовался целый ряд временных учреждений Общества. Были созданы дамские кружки для посещения госпиталей с целью оказания помощи раненым и больным, организовались особые комитеты для перевозки раненых от станций к госпиталям, а также для оказания помощи семьям убитых и для снабжения бельем и одеждою, выходящих из госпиталей и прочее.

Переход через Дунай и первые действия в Болгарии потребовали дальнейшего расширения деятельности Общества, выразившейся: в устройстве собственных лазаретов и бараков, эвакуации раненых, учреждении этапных и перевозочных пунктов и организации летучих санитарных отрядов. Особое внимание было обращено на эвакуацию и транспортировку раненых. При полном содержании от Красного Креста в ходе русско-турецкой кампании было эвакуировано на санитарных поездах и судах Общества - 76.760 больных и 30.312 раненых, было перевезено обозом Красного Креста - 8.022 человека, нашло приют в 9 эвакуационных пунктах 229.352 человека, а израсходовано на помощь больным и раненым с апреля 1877 года по 31 декабря 1878 года - 16.788.142 рубля. Представленные статистические сведения указывают на весьма успешную деятельность Общества Красного Креста. Помощь Общества, оказанная больным и раненым в период русско-турецкой войны, была удостоена Высочайшего рескрипта, данного Главному Управлению Общества Императрицей Марией Александровной.

Красный Крест не ограничивался одним устройством своих собственных лазаретов и приемных пунктов, а оказывал помощь и госпиталям военного ведомства, которая выражалась в доставке пищевых продуктов, которых не было в военном госпитале. Несмотря на большие затраты, понесенные Обществом Красного Креста в 1877-1878 годах, оно признало возможным оказать помощь русским войскам во время Ахалтекинской экспедиции, продолжавшейся с 1879 по 1881 год. В 1894 году, вследствие открывшихся военных действий между Японией и Китаем, Общество оказало помощь раненым и больным японской армии. Во время открытия военных действий в 1899 году между Англией и Трансваалем, Главное Управление предложило врачебно-санитарную помощь раненым обеих сторон. В июне 1900 года Обществу Красного Креста пришлось помочь на Дальнем Востоке. Неожиданность военных китайских событий и скорое продвижение наших войск в глубину Китая потребовали от Общества весьма напряженной деятельности для организации помощи больным и раненым воинам.

В течение 35-тилетнего существования русский Красный Крест всегда принимал активное участие во всех происходивших за это время войнах. Подтверждая данный вывод, достаточно указать лишь на то, что за короткий период своего функционирования в его кассы поступило добровольных пожертвований около 76 миллионов рублей, из которых было израсходовано на помощь во время войны, эпидемии и прочего, а также больным всех званий и увечным воинам около 64 миллионов рублей.

Потребность в учреждениях, имевших благотворительный характер, ощущалась не только во время ведения военных действий. Старейшим заведением, являвшим собой пример оказания благотворительной помощи в мирное время, в период стихийных и социальных бедствий на территории рассматриваемых регионов Юга России, был созданный в 1825 году Императорский странноприимный дом купца Депальдо в городе Таганроге. Данное заведение принадлежало к числу учреждений Императрицы Марии и имело целью оказание бесплатного призрения мореходцам, потерпевшим крушение на море или впавшим в какое-либо другое бедствие, без различия возраста, места жительства, вероисповедания и сословия, но преимущественно выходцам из Греции и Англии. Имея статус портового города, Таганрог всегда нуждался в таком благотворительном учреждении, значение которого не было утрачено и к началу XX века, так как нуждавшихся в его покровительстве, в особенности в навигационное время года, всегда было больше, чем оно в соответствии со своими средствами могло принять. Обладая к 1901 году капиталами в размере 58.720 рублей, недвижимой собственностью на 20.000 рублей, доходами в 2.651 рубль (в том числе пожертвованиями 387 рублей и пособиями от правительственных учреждений 4 рубля) и расходами в 2.544 рубля, Императорский странноприимный дом купца Депальдо, рассчитанный на 15 человек, в отчетном году призревал 17 человек мужского пола, преимущественно престарелых и неимущих мореходцев греческой и английской национальностей.

В основу же деятельности Общества Красного Креста в мирное время был положен принцип по оказанию помощи нуждавшимся во время различных народных бедствий, как то: эпидемий, голода, пожаров и т.п. Начало этого рода деятельности было вызвано страшным землятресением в 1872 году, разрушившим до основания город Шемаху. Согласно воле Императрицы Марии Александровны в пользу шемахинцев был организован сбор, давший в сравнительно короткое время 27.628 рублей.

Через два года Общество Красного Креста оказало весьма существенную помощь населению самарской губернии, пострадавшему от неурожая, причем на эту помощь Общество затратило около 495.000 рублей. 27 мая 1875 года пожаром был истреблен город Моршанск. Общество Красного Креста тотчас же пришло на помощь погорельцам и открыло сбор пожертвований, который дал в течение 18 дней - 36.000 рублей. Кроме денег, было приступлено к восстановлению уничтоженной пожаром больницы, училища и главным образом, квартир для пострадавших жителей.

В конце 1879 года Красный Крест принял участие в борьбе с дифтеритной эпидемией в Полтавской губернии. Не справившись с размахом эпидемии земство в начале 1880 года было вынуждено прибегнуть к помощи Общества. Последнее выработало инструкцию и приступило к формированию отряда. Борьба с дифтеритной эпидемией оказалось чрезвычайно сложной: больных дифтерией оказалось более 23.000 человек, а дезинфицированных домов - 32.793.

Особенно широкую деятельность Общество Красного Креста развернуло в 1891-1892 годах во время хлебного неурожая на огромном пространстве России. Обществом незамедлительно был открыт сбор в пользу голодающих, на нужды которых из запасных капиталов Главного Управления было отчислено, кроме того, 170.000 рублей.

Во время наводнения в Петербурге 4 ноября 1897 года Обществом под председательством генерал-майора Шведова был организован временный комитет, который при содействии благотворительных обществ оказал, кроме медицинской помощи, еще и материальное вспомоществование. В Галерной Гавани, где медицинская помощь была крайне необходимой, Обществом была открыта поликлиника, а также убежище для 44-х детей беднейших семей.

В 1898 году Обществом была оказана самая разнообразная помощь пострадавшему от неурожая населению семи губерний: симбирской, казанской, пермской, саратовской, вятской, уфимской и самарской. Для принятия соответствующих мер Государем Императором было передано в распоряжение Красного Креста 2,5 миллиона рублей. На территории этих губерний было организовано 7518 столовых, где кормили более полутора миллиона человек, а во время эпидемии медицинско-санитарным персоналом Общества, состоявшим из 1200 человек, была оказана медицинская помощь более 140.000 человек. Для стариков и детей были учреждены многочисленные приюты, которые в результате прекращения деятельности по оказанию помощи пострадавшим от неурожая лицам, были переданы в попечительства о домах трудолюбия и в местные благотворительные общества.

Осуществление вышеперечисленных задач Российского Общества Красного Креста на местах как в мирное, так и в военное время было возложено на местные отделения, которых к началу 1900-х годов по всей России насчитывалось 450 (около 100.000 членов). Территориальные управления заботились, главным образом, в пределах своей местности, об увеличении средств Общества. Они принимали как денежные, так и имущественные пожертвования, а также приводили в исполнение все предложения главного управления.

В рассматриваемых регионах Юга России Общество Красного Креста было представлено такими управлениями как: Кавказское окружное управление с Надеждинской общиной сестер милосердия, в ведении которого в числе прочих состояли Ставропольское (1869), Кубанское (1877), Владикавказское (1879), Пятигорское (1897) местные управления, а также Новороссийский и Пятигорский местные комитеты; Донское окружное управление (1878) при содействии которого к 1900 году в Донской области было открыто 10 органов Красного Креста (Новочеркасская община сестер милосердия, Ростовское местное управление с общиной сестер милосердия, Таганрогское местное управление и 6 местных комитетов в окружных (уездных станицах) и Владикавказское местное управление, учрежденное в Терской области в 1879 году.

Первоначальная деятельность Ставропольского местного управления Общества выразилась в накоплении денежных и материальных средств. Одним из основных источников пополнения капиталов управления служили членские взносы, размеры которых из года в год варьировались. Так, если в 1869 году от 72 членов управления было получено 1026 рублей, то в 1900 году сумма членских взносов, поступивших от 71 члена, сократилась в 3 раза и составила 309 рублей 88 копеек. В связи с ограниченностью денежных средств управления и чрезвычайной нехваткой в Ставропольской губернии медицинского персонала, подготовка врачей-фельдшеров, сестер- милосердия, а также санитарных служащих не производилась вплоть до начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

С открытием театра военных действий и активизацией деятельности Общества возникла потребность в учреждении уездных местных комитетов Ставропольского местного управления. Подтверждением необходимости создания подобных органов является отчет о деятельности Ставропольского дамского комитета Общества попечения о больных и раненых воинах за 1877 год, в котором отмечено, что: « дела существующего в Ставрополе местного управления Общества попечения о раненых и больных воинах, к сожалению, находятся в совершенном застое (к декабрю 1876 г. число его членов насчитывало всего лишь 37); состоя исключительно из мужчин, то есть людей обремененных службою и иными общественными заботами, “Местное Управление” не может своею деятельностью выполнить всю программу устава по собиранию мелких пожертвований вещами и деньгами, заготовлению санитарных принадлежностей и т.п. Ему необходима помощь, необходимо организовать Дамский Комитет, который бы служил подспорьем Местному Управлению». Этот призыв не остался без ответа, так как по прошествии двух недель в состав Дамского Комитате записалось 25 дам в звании действительных членов и 5 - в звании членов-соревнователей.

Деятельность открытого в январе 1877 года Ставропольского дамского комитета Общества попечения о раненых и больных воинах была направлена как на увеличение средств Общества, так и на содействие местному управлению в образовании сестер милосердия и приобретении врачебно-госпитальных принадлежностей, необходимых для больных и раненых. Главное внимание дамского комитета было обращено на сбор материальных и вещевых пожертвований с населения губернии, поэтому, сумма членских взносов и единовременных пожертвований, поступивших в кассу спустя месяц со дня открытия его действий, составила всего лишь 388 рублей 53 копейки. Только после того, как об учреждении дамского комитета стало известно по всей губернии, число его членов и размеры пожертвований начали быстро увеличиваться. Так, спустя 4/4 месяца после своего основания, дамский комитет располагал капиталами на сумму 5038 рублей 33 копейки, а к началу 1878 года размеры его денежных средств увеличилось до 21002 рублей 38 копеек. Существенную статью образовавшегося капитала составили пожертвования, общая сумма которых приблизилась к 15.044 рублям.

Чувство солидарности, связующее народ и армию, прокатилось по всей губернии, но особенно полно и всеобъемлюще оно проявилось в селах Покойном и Благодарном (Новогригорьевского уезда). Общества этих селений не только выделили из своей среды значительное число жертвователей, приносивших пожертвования в Комитет из своих частных средств, но и передали единовременно из своих общественных сумм в распоряжение Комитета по 1000 рублей.

Помощь больным и раненым воинам оказывало не только христианское население, но и кочевые инородцы губернии, среди которых выделялись калмыки и ногайцы. Так, от калмыков в кассу Комитета поступило 479 рублей, а от ногайцев - 3661 рубль 86 копеек. Эти факты интересны тем, что калмыки являлись язычниками, а ногайцы, по своему племенному происхождению и по религии состояли в родстве с турками и кочевали вблизи мусульманских поселений Терской области.

Нельзя обойти вниманием и случаев проявления глубокого патриотизма в среде крестьянского населения. Так, государственными крестьянами села Петровского (Новогригорьевского уезда) Василием Кузенко и Иваном Степаненко была внесена единовременно положенная плата по званию члена вперед на 5 лет в размере 50 рублей. Кроме того, Василий Кузенко обязался ежемесячно вносить в кассу Комитета во время войны за себя и своих сыновей Ефрема и Лукьяна по 3 рубля.

Общая стоимость материальных пожертвований, сделанных населением губернии в пользу Комитета, далеко превышала сумму денежных пособий. Необходимо отметить, что помощь, оказанная воинам путем такого рода пожертвований, являлась, несомненно, в высшей степени ценной. Население Ставропольской губернии оказало важную услугу русским воинам, предоставив многим из них в суровое осеннее и зимнее время теплую одежду и белье.

После завершения русско-турецкой войны масштабы деятельности Ставропольского местного управления Российского Общества Красного Креста были значительно сокращены. Из года в год к концу XIX века уменьшалось число действительных членов управления. Так, если в 1891 году их было 60, в 1892 году 48, то уже к началу 1899 года их насчитывалось всего лишь 19. Такое положение дел, безусловно, отражалось и на капиталах местного управления.

К концу XIX века все усилия управления были сосредоточены на оказании помощи населению в случаях стихийных бедствий, подготовке сестер милосердия и реабилитации увечных воинов. Согласно поставленным целям в 1891-1892 годах Ставропольским местным управлением по подписным листам было собрано 14712 рублей 43 копейки в пользу пострадавших от неурожая в 13 губерниях России, а в 1893 году на эти же нужды поступило 22846 рублей 8 копеек. В апреле 1898 года Ставропольским местным управлением было принято Постановление об организации уездных попечительств Российского Общества Красного Креста для оказания помощи пострадавшим от неурожая. Спустя время были учреждены волостные и сельские попечительства. К 1-му января 1901 года в кассу местного управления на помощь пострадавшему от неурожая населению как Ставропольской губернии, так и 9 губерний России поступило 761 рубль 89 копеек. Размеры капиталов, предназначенных для оказания пособий увечным воинам, к началу 1901 года составили 1122 рубля 37 копейки, а сумма самих пособий, - 60 рублей. Главное внимание Ставропольского местного управления в 1900 году было направлено на сбор пожертвований в помощь раненым и больным воинам русской армии на Дальнем Востоке, доходы от которого составили 10036 рублей 59 копеек. Из всех же сумм, предназначенных для оказания помощи в общественных бедствиях (10.798 рублей 48 копеек), на рубеже веков было истрачено 837 рублей 35 копеек.

Выполнением идентичных функций на территории Кубанской области занималось Кубанское местное управление Российского Общества Красного Креста, основанное в 1877 году. Помимо названного управления годом позже было учреждено Екатеринодарское Областное Попечительство о нуждающихся в пособии семействах русских воинов, оказывавшее различные виды помощи семьям призванных на военную службу во время русско-турецкой кампании. Средства Попечительства ко времени его открытия составили 112.557 рублей 79 копеек, из которых 100000 рублей было единовременно отпущено из войсковых сумм, 11.177 рублей 27 копеек получено из войскового штаба и 1380 рублей 52 копейки пожертвовано станичными обществами и частными лицами.

Для более правильного распределения пособий, нуждавшиеся в них лица и семьи были разделены на четыре категории, с определением по каждой размера пособий. В соответствии с нормами пособий, определенных по категориям, к 1 мая 1878 года было израсходовано: на нужды семей убитых и умерших от ран - 24.975 рублей, раненым - 22.345 рублей, семей умерших от болезней - 11.135 рублей, выдано пособий лицам не по категориям - 2.385 рублей 94 копейки, семей убитых и раненых в делах с текинцами - 800 рублей, семей нижних чинов, погибших под обвалом снега на военно-грузинской дороге - 1680 рублей, издержано на канцелярские принадлежности, отправку телеграмм и на пересылку денег по почте - 15 рублей 87 копеек, а всего - 63.336 рублей 81 копейку. Выполнив возложенные на него задачи, Екатеринодарское Областное Попечительство по окончании военных действий, согласно распоряжению Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской армией, в декабре 1880 года было упразднено.

Из всех отделений находившихся в ведении Кубанского местного управления, в мирное время функционировали лишь Новороссийский местный комитет, основной задачей которого являлось увеличение средств Общества и Кубанская община сестер милосердия, практическая деятельность которой выражалась в подготовке опытных сестер милосердия командированных в Екатеринодарскую городскую и в войсковые больницы, а также в частные дома по приглашению.

Ко дню открытия общины (7 июня 1894 года) в ее ряды были приняты: одна штатная сестра милосердия, получившая свидетельство на звание сестры от Керченского Местного Управления и пять испытуемых. К 1 января 1901 года их численность значительно увеличилась и составила 20 сестер милосердия. Если в первый год существования общины на ее содержание поступило 2844 рубля 25 копеек (2544 рубля от Местного Управления, 235 рублей за труды сестер по уходу за больными в частных домах и городской больнице, 65 рублей 25 копеек кружечного сбора), а израсходовано 2493 рубля 98 копеек, то в 1900 году в кассу общины поступило 3489 рублей, израсходовано 3068 рублей 30 копеек, а общая сумма капиталов составила 5910 рублей 57 копеек. Увеличение размеров приходо-расходных статей к началу XX века наблюдалось и для Кубанского и Владикавказского местных управлений.

Особое внимание следует уделить Пятигорскому местному управлению Российского Общества Красного Креста, доходы и расходы которого на рубеже веков в несколько раз превысили суммы аналогичных статей вышеупомянутых управлений. Учрежденное в 1897 году, пятигорское управление оказывало помощь больным и временно нуждавшимся выдачей денежных пособий, а также брало на свое попечение и содержание раненых воинов, приезжавших лечиться в санаториях Пятигорска, Железноводска и Ессентуков. Капиталы управления к началу XX века составили 13.701 рубль, дома с постройками и усадебными местами - 86.683 рубля, доходы - 41.128 рублей (в том числе пожертвования - 6654 рубля и пособия от разных учреждений 27.250 рублей), расходы - 38.641 рубль (в том числе на покупку недвижимости 31.409 рублей и на выдачу пособий 35 рублей).

Не меньший интерес представляет история развития местных управлений, комитетов и попечительств Российского Общества Красного Креста, функционировавших во второй половине XIX века на территории Области войска Донского. Население области, адекватно реагировав на события в политической жизни страны, а также на последствия стихийных бедствий, проявляло самое активное участие в деятельности Общества.

Первоначальным подтверждением этого явилось обращение Его Высокопревосходительства Александра Карловича Баумгартена в ноябре 1876 года к Войсковому Наказному Атаману войска Донского Николаю Александровичу Краснокутскому, в котором было отмечено, что: «Со времени своего существования, Общество попечения о раненых и больных воинах, состоящее под Августейшим покровительством Государыни Императрицы постепенно распространяло свою деятельность все более и более. Общая симпатия к этой деятельности растет с каждым днем, проявляясь в видах денежных и вещевых пожертвований, предложений разных лиц посвятить себя уходу за ранеными, оказать медицинскую помощь и т.п. Сочувствие такого проявления, когда текущие политические события вызвали столь необычайный порыв великодушия к нашим страждущим братьям на Балканском полуострове, остается только суметь воспользоваться народною готовностью жертвовать. До сих пор это достигалось в известной мере учреждением в разных городах Империи местных управлений, которые и облегчали возможность каждому желающему принести посильную помощь в способствовании популярности Общества. В последнее время, между прочим, стали поступать заявления о желании принять участие в добром деле в той или другой форме от лиц, принадлежащих к населению земли Войска Донского. Считая это обстоятельство несомненным доказательством того, что и там проникло сознание идеи, преследуемой Обществом, я позволяю себе обратиться к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой принять на себя труд учреждения местного комитета Общества в Новочеркасске».

Спустя время в январе 1877 года Генерал-адъютантом Краснокутским Областному войска Донского Предводителю Дворянства было отдано распоряжение в котором говорилось: «На основании § 17 Устава общества попечения о раненых и больных воинах, разрешаю Вашему Превосходительству открыть действие местного общества попечения о раненых, так как число лиц, желающих быть действительными членами этого общества в настоящее время достигло до 86 человек, а членов- соревнователей до 68, то есть более того числа, при участии которого может быть образовано местное управление».

Значительное число местных комитетов в виде попечительств возникло в области в связи с началом русско-турецкой войны для оказания различных видов помощи семьям, призванных на военную службу. Примером может послужить «Миусское окружное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов», которое открылось 29 января 1878 года и было упразднено 11 января 1880 года.

Несмотря на сравнительно позднее открытие, а также незначительное число членов, представленных предводителем дворянства к утверждению войскового наказного атамана (всего 6 человек), попечительство немедленно приступило как к сбору пожертвований, так и к распределению их между нуждающимися семьями солдат. Размеры пожертвований превзошли все ожидания и были настолько значительны в условиях падения курса рубля и взлета цен на продукты питания, что дали возможность оказать посильную помощь 84 семьям в виде единовременных пособий. С 1 февраля по 1 сентября пожертвований поступило в кассу попечительства на сумму 1.529 рублей 20 копеек.

Эти деньги в большинстве случаев распределялись между семьями солдат Миусского округа. Перед выдачей пособия лицам, заявившим о своей нуждаемости в нем, члены попечительства по мере своих сил старались обследовать как семейное, так и имущественное положение вышеозначенных лиц. В тех местах, где проверка действительной нужды членами попечительства была невозможна, таковая осуществлялась через волостное и сельское правления. В последнем случае имели место и злоупотребления, избежать которых в условиях равнодушного отношения к деятельности попечительства со стороны части общественных деятелей, было невозможно.

К сожалению, многим солдаткам Миусское попечительство, так же как и большинство других попечительств, вынуждено было отказывать в помощи в связи с недостатком материальных средств. Пособия преимущественно выдавались семьям, в которых имелось три, четыре или пять детей младшего возраста. Так, например, в списке семей воинов Мечетинской станицы, наиболее нуждавшихся и требовавших безотлагательной помощи, верхнюю строчку возглавляла многодетная семья казака Василия Лащева, у которого было пятеро детей в возрасте от 9 месяцев до 10 лет.

Содержание такого числа детей нередко являлось непосильной задачей для жен солдат, призванных на военную службу. А в Миусском округе, поставлявшем больше всего воинов и в то же время являвшемся самым бедным во всей области, в связи с хроническими неурожаями, положение бедных солдаток было ужасающим. Купить хлеб было не за что, заработать денег не представлялось возможности, а занять или выпросить в виде милостыни было не у кого. Надеяться на помощь окружного земства было бесполезно, так как последнее с большим трудом изыскивало средства для удовлетворения собственных потребностей. В случае отказа в оказании помощи со стороны областного земства приходилось прибегать к услугам частных благотворителей. Но местные источники частной благотворительности были весьма скудными, так как неурожай 1878 года одинаково отразился как на благосостоянии земледельцев, так и землевладельцев.

На поприще благотворительности более плодотворной была деятельность «Усть-Медведицкого окружного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов», открывшегося 24 ноября 1877 года. В числе средств, поступивших в кассу попечительства находились: 1) деньги, присланные из областного попечительства в размере 300 рублей серебром, 2)средства, выделенные тем же областным попечительством, в пособие исключительно семьям казаков, находившихся в действующей армии, в размере 80 рублей, 3) деньги, собранные членами попечительства М. М. Жеребцовым 195 рублей 75 копеек, А. М. Жеребцовым 154 рубля 25 копеек и П. Д. Горбачевым 24 рубля, 4) средства, полученные при содействии областного попечительства, для пособия семьям, пострадавшим в результате военных действий, в сумме 200 рублей. Всего в кассу попечительства к 24 ноября 1878 года поступило 1951 рубль 86 копеек. Кроме того, областная войска Донского земская управа ассигновала в распоряжение Усть- Медведицкой окружной управы 558 рублей. Данная сумма предназначалась для пособия семьям воинов этого округа и должна была быть истрачена по соглашению с местным попечительством.

В течение года (с 24 ноября 1877 года по 24 ноября 1878 года) попечительством было удовлетворено 292 семьи, в помощь которым было выделено 1.088 рублей. К концу 1878 года не было ни одной просьбы о назначении пособия, которую бы не выполнило окружное попечительство. Следует отметить, что подобных просьб в это время поступало не так уж много. С одной стороны, это объяснялось тем, что некоторые Донские полки к концу года вернулись с полевой службы, в связи с чем семьи казаков, служивших в этих полках, не считали себя в праве подавать прошения о пособии. С другой стороны, в среде местного населения бытовало мнение, что с прекращением войны перестало функционировать и попечительство. Значительная часть населения округа вообще не имела никакого представления о существовавшем учреждении. В этом отчасти были повинны члены попечительства, так как большинство из них проживало в Усть-Медведицкой станице и непосредственного участия в выявлении степени нуждаемости лиц, просивших о помощи, и в самой раздаче пособий не принимало.

В связи с тем, что местные попечительства не получили повсеместного распространения, пособия пересылались через окружную земскую управу в станичные и волостные правления, которые в свою очередь, должны были раздавать деньги по назначению и представлять в попечительства расписки получателей. Необходимо отметить, что данные требования часто не выполнялись. Так, например, после того как 23 февраля 1877 года в Березовское станичное правление через Усть-Медведицкую окружную земскую управу были отосланы деньги в размере 66 рублей серебром для раздачи 21 семье воинов Березовской станицы, Березовское станичное правление обязывалось безотлагательно представить в окружное попечительство уведомление о получении денег, а также расписки получателей пособий. Несмотря на неоднократные напоминания окружной управы и просьбы попечительства о соблюдении вышеназванных требований, от Березовского станичного правления никаких сведений не поступило. Подобные случаи игнорирования поручений попечительства со стороны станичных правлений являлись камнем преткновения в осуществлении успешной деятельности окружного попечительства.

Но никакие препоны, встающие перед окружными попечительствами, не могли омрачить их благих намерений. Как ни малы были средства, которыми располагали попечительства, помощь оказываемую ими нельзя было назвать ничтожной и безадресной. В большинстве случаев управления попечительств расходовали свои финансовые средства с крайней осторожностью и осмотрительностью, оказывая помощь в получении пособий только истинно нуждающимся.

Несравненно большими полномочиями и обязанностями обладало Донское Окружное Управление Российского Общества Красного Креста, преобразованное в конце 1894 года из новочеркасского местного управления. В его задачи входило оказание врачебной и других видов помощи больным и раненым воинам и их семьям, а также оказание помощи выдачей денежных пособий и снабжение одеждой и пищей всех пострадавших от стихийных и общественных бедствий. В ведении управления состояла Новочеркасская община сестер милосердия, в которой осуществляли подготовку сестер милосердия для ухода за больными в разных больницах и частных домах, а также во время эпидемий. Число сестер милосердия входивших в состав Новочеркасской общины к началу XX века составило 27, доходы - 4.419 рублей (в том числе пожертвований 94 рубля, пособий от Управления Российского Общества Красного Креста 1000 рублей, оплаты за труды сестер 1.692 рубля), расходы - 4.419 рублей.

Оценить масштабы деятельности Донского Окружного Управления Российского Общества Красного Креста представляется возможным в сравнении с идентичной работой Кавказского Окружного Управления.

Согласно сведениям, можно заключить, что размеры капиталов и число членов Кавказского окружного управления к 1895 году в несколько раз превышали аналогичные статьи Донского окружного управления, что является основанием для утверждения об обладании Кавказским управлением потенциальной возможностью оказывать более значительную помощь нуждавшимся в ней воинам и их семьям.

Компенсировать неспособность Донского окружного управления по осуществлению более эффективной деятельности как в сфере преумножения денежных средств Российского Общества Красного Креста, так и в оказании различных видов помощи, пострадавшим во время общественных и стихийных бедствий, были призваны местные управления и комитеты, функционировавшие в Области войска Донского к началу XX века.

Учитывая весомый вклад местных органов Красного Креста в дело оказания различных видов помощи как больным и раненым воинам и их семьям, так и пострадавшим в результате общественных и стихийных бедствий, следует указать на ряд изъянов, присущих их деятельности. Так, в циркуляре Главного Управления Российского Общества Красного Креста управлениям и комитетам Общества от 6 октября 1889 года подписанном председателем Главного Управления Общества Генерал-адъютантом фон- Кауфманом, было отмечено: «Следя по отчетам местных учреждений Общества за деятельностью их по оказанию пособий увечным воинам на местах их жительства, Главное Управление заметило, что многими учреждениями выдаются пособия одним и тем же лицам, разъезжающим из города в город и обращающимся к местным органам Красного Креста с просьбами о пособии, другими словами, сделавшим из этого род промысла. Имея в виду, что Уставом Общества на его местные учреждения возлагается попечительство об увечных воинах, проживающих в районе их ведения (причем имелось в виду, что местные органы имеют возможность точно выяснить положение просителей, живущих в той местности, где действует данное учреждение, а также степень их нужды и право на получение пособия), выдача пособий лицам, бывающим в этой местности лишь проездом, выходит из круга деятельности данного органа Общества и может допускаться лишь в исключительных случаях крайней нужды и доказанной необходимости неотложной помощи, и если по времени возможно то по предварительному сношению с Главным Управлением, где сосредоточиваются все сведения о получивших в разных учреждениях Общества пособия. В тех же видах было бы желательно, чтобы в отчетах местных учреждений Общества всегда обозначались фамилии лиц, которые получали от него в отчетном году пособия (авт., что не всегда имело место)».

К числу факторов, оказавших негативное влияние на деятельность Российского Общества Красного Креста, относилось и резкое колебание ежегодной численности действительных членов местных органов Общества. Данное заключение вытекает из циркуляра Главного Управления Общества его управлениям и комитетам от 17 февраля 1890 года, в котором говорится: «Из отчетов некоторых управлений Общества, а также подведомственных им комитетов, усматривается уменьшение из года в год наличности действительных членов Общества, вносящих в кассы Общества Красного Креста определенные уставом членские взносы. Встречаются даже, к сожалению, такие учреждения Общества, где членские взносы совершенно прекращаются и учреждения существуют лишь номинально. Объяснять такое обстоятельство охлаждением местного населения к делу Красного Креста в виду мирного времени и ослабления в этот период деятельности Общества нет оснований, ибо указанные уставом задачи Красного Креста в мирное время настолько обширны, что для выполнения их требуется немало сил и средств, были бы лишь желающие жертвовать своим временем и средствами на благое дело Красного Креста. Лучшим подтверждением этого является пример многих из учреждений Общества, где круг лиц, работающих для целей Красного Креста с каждым годом растет и помощь санитарного персонала, организация собственных санитарных учреждений, участие в оказании помощи населению в общественных бедствиях, - развиваются с каждым годом. Основываясь но этом, Главное Управление считает своим долгом пригласить те местные органы, где деятельность ослабела настолько, что постепенно сокращается ниже даже требуемого уставом круга лиц, принимающих участие хотя бы лишь членскими взносами в деле Красного Креста, обратить большее внимание на ознакомление местного общества с задачами Красного Креста и на привлечение сочувствующих им к выполнению той или другой из них».

Данный призыв имел актуальный характер и для рассматриваемых регионов Юга России. Так, например, в обращении председателя Российского Общества Красного Креста к Его Высокопреосвященству Афанасию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому от 28 марта 1895 года, было отмечено, что: «Кружечный сбор в помощь Обществу Красного Креста ежегодно уменьшаясь, достиг ныне крайнего предела (в 1894 году против 1882 года сбор этот упал слишком на половину). Такое оскудение притока кружечного церковного сбора на дело христианского милосердия, каким воистину представляется близкая сердцу Государыни Императрицы, Августейшей Покровительницы Общества Красного Креста, деятельность его, осмеливает меня обратиться к Вашему Высокопреосвященству с просьбою о споспешествовании приливу пожертвований на столь сродную православной церкви деятельность, какая неустанно передается в жизнь органами Общества Красного Креста. На такое дело рука христианина да не оскудеет и призыв к тому со стороны пастырей церкви, как то рекомендовано было отношениями Святейшего Синода от 4-23 марта 1876 года, может много помочь Обществу Красного Креста в исполнении его святой задачи, за правильным развитием которой с особою заботливостью угодно наблюдать самой Государыне Императрице. Я твердо уверен, что Ваше Высокопреосвященство с особым сочувствием откликнется на настоящий обращаемый к Вам от Общества Красного Креста призыв, приглашением служителей церкви Вашей епархии озаботиться возможно частым обнесением кружек для сбора в пользу Красного Креста пожертвований, знакомя с деятельностью сего Общества свою паству и приглашая ее к материальной поддержке этой заслуживающей сочувствия всякого христианина человеколюбивой деятельности Общества».

Обнесение кружек для сбора пожертвований в пользу Общества Красного Креста, в свою очередь, зачастую имело негативные последствия. Доказательством этого является обращение Товарища Министра Внутренних Дел, Статс-Секретаря Князя Лобанова-Ростовского к Войсковому Наказному Атаману войска Донского Н. А. Краснокутскому от 3 сентября 1877 года, в котором упомянуто о том, что: «В последнее время было обнаружено несколько случаев злоупотребления при производстве в разносимые кружки сбора в пользу Общества «Красного Креста». Для предупреждения этих злоупотреблений, Главное Управление Общества признало необходимым вновь подтвердить, что сбор по свидетельствам в тарелки и в разносимые кружки не должен производиться; допускается же сбор только в кружки, прикрепленные в известных местах и разносимые в церквах под наблюдением принтов». Вслед за этим уведомлением последовало распоряжение Н. А. Краснокутского о пресечении всех попыток производства неустановленного сбора со стороны органов местной администрации.

Осуществление деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи и призрению больных и инвалидов во второй половине XIX века проводилось не только органами Российского Общества Красного Креста. Аналогичные функции были возложены и на созданное в 1881 году Попечительство о слепых, первоначально названное «Мариинским», а в 1888 году по воле Государя Императора переименованное в «Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых».

Поводом к открытию Попечительства послужили последствия русско-турецкой войны. В ходе работы Главного Попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов, открытом в 1877 году по воле Ее Величества в Санкт-Петербурге, выяснилось, что среди раненых находилось весьма значительное число (до 1500) молодых солдат, совершенно здоровых, но ослепших во время военных действий. Это обстоятельство обратило на себя особое внимание Императрицы, которая распорядилась приказать Главному Попечительству изыскать средства для облегчения участи этих несчастных слепцов.

С этой целью Попечительство сочло нужным оказать помощь тем из означенных нижних чинов, которые не ослепли окончательно, командировав в местности, которые заключали в себе наибольшее число потерявших на войне зрение, опытных окулистов. Совсем же ослепшим воинам Попечительство выдавало денежные пособия из своих сумм, приняв на себя обязанности по содействию в назначении полагавшихся им по закону единовременных и постоянных денежных пособий. Кроме того, было учреждено два убежища - одно в Санкт-Петербурге, а другое в Киеве, для обучения ослепших нижних чинов, в возрасте до 35-ти лет, доступным для них ремеслами.

Все эти виды помощи оказывались исключительно слепым военного звания. Между тем в Главное Попечительство начало обращаться за помощью значительное число слепых других состояний, которым Главное Попечительство не имело ни права, ни возможности оказывать помощь средствами, определенными исключительно на призрение воинов. В условиях выяснившейся необходимости организации постоянной помощи для всех проживавших в России слепых, в среде членов Попечительства, выполнившего большую часть возложенных на него обязательств, возникла мысль о целесообразности преобразования Главного Попечительства в Попечительство для призрения слепых вообще, с передачей ему и оставшихся неизрасходованными сумм.

Основные направления деятельности Мариинского Попечительства для призрения слепых были Высочайше утверждены Государем Императором Александром II 13 февраля 1881 года, а 2-го апреля того же года Попечительство удостоилось быть принятым под Августейшее покровительство Государыни Императрицы Марии Фёдоровны.

Первоначально Попечительство состояло в ведомстве Министерства Внутренних Дел, а 10 марта 1883 года по Высочайшему повелению оно со всеми своими учреждениями было переведено в ведомство учреждений Императрицы Марии. В круг деятельности Мариинского Попечительства входили все способы оказания помощи слепым, не исключая и мер предупреждения слепоты. Первостепенное значение отводилось обучению слепых доступным для них ремеслам и занятиям, чтобы они могли существовать без посторонней помощи и работать по возможности самостоятельно.

К моменту учреждения Попечительства в его кассу было перечислено 216.981 рубль 48 копеек, оставшихся неизрасходованными Главным Попечительством. К числу источников доходов Попечительства были отнесены такие как: 1) ежегодные и пожизненные членские взносы, 2) частные пожертвования, 3) плата за содержание состоятельных слепых в заведениях Попечительства, 4) выручка от продажи изделий слепых, находившихся в учебных заведениях, 5) субсидии от Правительства или общественных учреждений и 6) доходы с концертов, публичных чтений и т.п.

С первого же года образования Попечительства сборы в пользу слепых по всей Российской Империи привели к блестящим результатам. Так, в течение десятилетия в кассу Попечительства о слепых со всей страны поступило 1.265.375 рублей 61 копейка. Размеры сборов по Ставропольской губернии, Терской и Кубанской областям за тот же период в совокупности составили 17.274 рубля 44 копейки, а по Области войска Донского - 15.009 рублей 30 копеек. К 1-му января 1892 года в кассе Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых состояло: 1) общий неприкосновенный капитал Попечительства 263.800 рублей 2) неприкосновенный капитал, Высочайше пожертвованный на содержание Александро-Мариинского училища слепых 1.105.200 рублей 3) запасный капитал Попечительства 202.100 рублей 4) Запасные средства Александро- Мариинского училища слепых, образовавшиеся из остатков от процентов с неприкосновенного капитала 56.000 рублей 5) Пенсионный фонд 6.300 рублей 6) Вспомогательный фонд Александро-Мариинского училища, для вспомоществования окончившим его ученикам 70.000 рублей 7) вспомогательный фонд губернских училищ слепых 41.700 рублей 8) наличные текущие суммы 25.878 рублей 24 копейки, а всего 1.770.978 рублей 24 копейки. Общая же сумма капиталов Попечительства, с учетом сумм, хранящихся на местах в отделениях и у уполномоченных Попечительства к 1892 году составила около 2 миллионов рублей, не считая недвижимых имуществ.

Попечительством спустя десять лет с момента его основания было открыто 14 училищ, в которых к 1892 году воспитывалось до 400 детей, 2 убежища для взрослых слепых, 2 приюта для престарелых слепых и одна глазная лечебница. Кроме того, им была учреждена библиотека печатных книг для чтения слепых, велась статистика о проживавших в России слепых, содержались стипендиаты в других учреждениях для слепых, выдавались по мере возможности денежные пособия слепым, наиболее в них нуждавшимся, а также предпринимались меры по предупреждению слепоты.

Больше всего обращали на себя внимание летучие отряды Попечительства, отправляемые в отдаленные местности для подачи хирургической помощи страдавшим глазными болезнями. Вместо семи отрядов, посланных в 1893 году в виде опыта, Попечительство в 1894 году снарядило их уже 21, в 1895 году - 24, в 1896 году - 21, в 1897 году - 33, за четыре года оказана помощь 150016 человек и произведено 38867 глазных операций. К 1899 году Попечительство состояло из 27 отделений и комитетов и существовало на средства, собираемые им по всей России. Одним из главных источников его доходов служил церковно-кружечный сбор, производимый в неделю о слепом, в городских и монастырских церквах. В 1896 году этот сбор дал 91.704 рублей, кроме того в том же году было получено дохода с капиталов 105.534 рубля, членских взносов (от 5258 членов) 24929 рублей, пожертвований 104.923 рубля, от продажи изделий 17.388 рублей, всего 426.553 рубля, израсходовано 387.733 рубля, в результате чего капиталы Попечительства и его отделений к 1-му января 1897 года составили 2.697.556 рублей.

Учреждений для помощи слепым с такой всеобъемлюющей программой действий как программа Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, нигде в мире к тому времени не существовало. Обучение и воспитание слепых во всех иностранных государствах лежало на обязанности государства, провинций или городских и сельских учреждений, частные же общества являлись вспомогательными и содействующими Правительству органами по вопросам, не рассматриваемым правительственными учреждениями. При этом деятельность всех заграничных обществ никогда не распространялась на территорию всего государства, а ограничивалась лишь известной местностью и нередко даже одним учебным заведением. Единственным исключением в этом отношении являлось образованное в Париже Общество под названием: «Association Valentin Наиу», которое распространяло свою деятельность на всю Францию. Но и во Франции обязанность о воспитании и обучении слепых возлагалась на Правительство. В сферу деятельности французского Общества входило выполнение лишь тех функций, которые не были включены в круг обязанностей правительственных учреждений, да и то только в отношении тех слепых, которые были способны к обучению каким-либо ремеслам, почти не касаясь благотворительной стороны дела, включавшей в себя призрение неспособных к труду слепых, пользовавшихся во Франции общими благотворительными учреждениями. Российское же Попечительство о слепых имело право открывать свои отделения и учреждения как для призрения, так и для обучения и воспитания слепых на территории всей Империи.

Призрение слепых в пределах всего Кавказского края, которых к 1891 году насчитывалось около 10000 человек, осуществляло, учрежденное 6 ноября 1889 года, Кавказское Отделение являвшееся частью Попечительства Императрицы Марии Александровны и состоявшее под Августейшим покровительством Ее Императорского высочества Государыни Императрицы. Деятельность Кавказского Отделения распространялась на отдельные части края при посредничестве особых уполномоченных, избираемых Советом Отделения для каждой губернии или области.

В состав Кавказского Отделения Попечительства входили лица обоих полов всех состояний и вероисповеданий, желающие содействовать его целям денежными взносами или личным трудом. Члены Отделения разделялись на: а) членов-учредителей, к которым принадлежали все лица, подписавшие протокол об учреждении в городе Тифлисе Кавказского Отделения Попечительства Императрицы Марии Александровны; б) почетных членов, которые своею деятельностью либо денежными пожертвованиями оказывали Отделению особое содействие в достижении преследуемых им целей; в) членов-соревнователей, вносивших в кассу Отделения не менее пяти рублей ежегодно, или единовременно не менее ста рублей и г) членов-сотрудников, учавствовавших личным трудом в делах и занятиях Отделения. Членами Кавказского Отделения могли быть также как общественные, так и частные учреждения.

Главное внимание Отделения было сосредоточено на обучении слепых детей и на предоставлении бесплатного лечения, содержания и выдаче лекарств всем без исключения, страдающим глазными болезнями. С этой целью в 1891 году в Тифлисе была открыта лечебница для слепых, в 1892 году - училище для обучения детей с дефектами зрения, а в 1899 году - глазное отделение при Екатеринодарской войсковой больнице, в которой на рубеже веков воспользовалось лечением 10.965 человек обоих полов.

Средства Кавказского Отделения состояли из: а) пожертвований, собираемых посредством подписки, кружек и т.п.; б) членских взносов; в) сборов с концертов, спектаклей, публичных чтений; г) субсидий от Правительства, Совета Попечительства и других общественных учреждений; д) платы, вносимой состоятельными родителями и родственниками за содержание слепых в открытых Отделением учреждениях и е) стипендий, учреждаемых в означенных заведениях обществами и частными лицами.

Местное население принимало активное участие в деятельности Попечительства на Кавказе, а местные уполномоченные оказывали энергичное содействие делу преумножения капиталов Отделения, размеры которых за десятилетие увеличились в 2,5 раза с 13.012 рублей 88 копеек в 1891 году до 33.343 рублей в 1901 году.

Наряду с ежегодным увеличением размеров сумм, поступавших в Совет через местные отделения, Попечительству о слепых, согласно отчету о деятельности окулистических отрядов за 1894 год: «ни по целям, для которых оно учреждено, ни по своей организации, ни по своим денежным средствам не удалось принять на себя дело распространения и обеспечения правильного лечения глазных болезней по всей Империи». А в таком лечении по переписи населения за 1886 год в пределах Европейкой России и Кавказа нуждались 189.872 слепых, среди которых 86% составляли крестьяне.

Для решения проблемы социально-медицинской помощи глухонемым, которых к началу XX века в России проживало более 200000 (из которых не менее 32000 составляли дети школьного возраста), система общественного призрения и частной благотворительности располагала всего лишь 27 специализированными учебными заведениями, не повсеместно распространенными, из которых только три относились к разряду «значительных» с общим числом мест для 1735 учащихся. Преодолеть эти трудности не в состоянии было и специально созданное в 1898 году попечительство Императрицы Марии Федоровны о глухонемых, ежегодный бюджет которого составлял 150-190 тысяч рублей, среди которых 37300 рублей ассигновались из Государственного казначейства. Несмотря на реальную потребность в школах, мастерских, домах трудолюбия для глухонемых учредить подобные заведения вышеозначенному Попечительству к началу XX века в рассматриваемом регионе Юга России не удалось. Тем не менее, осуществление деятельности по выполнению различных видов специализированной медицинской помощи как больным и инвалидам, так и пострадавшим в результате общественных и стихийных бедствий, внесло весомый вклад как в дело организации наиболее действенной формы оказания социальной помощи нуждавшимся, так и в дело смягчения негативных последствий обособленности и разрозненности подавляющего большинства благотворительных учреждений Российской Империи.

 

Автор: Тимченко В.А.