14.12.2012 7591

Слагаемые культурных традиций Ставрополья на этапе его первоначального заселения

 

Развитие традиционной культуры обусловлено сложными процессами взаимодействия исторических, демографических, социально-экономических явлений. Б. Н. Путилов в сравнительно - историческом методе характеризует их как многослойные и неравномерные. В свою очередь срабатывает эффект зеркала. Исторически сложившиеся особенности традиционной культуры отражают саму историю, социальные и культурные взаимоотношения народов, а они своеобразный источник познания истории отдельных этнических групп.

Фольклор очень чувствительная сфера культуры. Он существует в территориально-конкретной традиции, реагирует на историческое время и на жизнь конкретной исторической общности. Его необходимо изучать в хронологическом и географическом планах, учитывая при этом специфику народного творчества, проистекающую из своеобразия исторического развития, многообразия этнокультурных контактов. По поводу последней особенности П. Милюков писал: «Пестрота племенного состава до сих пор превращает Россию в живой этнографический музей».

В различных уголках России локальные традиции развивались разными темпами, с разной эффективностью взаимодействовали с другими этническими культурами.

Анализ архивно-музейного, экспедиционного материала, произведений народного творчества, а также опубликованные тексты песен Ставрополья по- называют, что некоторые сочинения по сюжету, музыкальной стилистике очень близки к фольклору южнорусских областей: Воронежской, Курской, Орловской, Калужской, Белгородской, Ростовской. В некоторых селах и станицах звучат украинские народные песни. Обращение к истории показывает закономерность этой близости.

Определение этнических границ и территорий составляет отправную точку историко-культурного исследования.

Дело кроется в исторических особенностях формирования населения Ставрополья. Оно имело несколько корней и пластов. Первый составили крестьяне - переселенцы из Орловской, Курской, Тульской, Рязанской, Воронежской губерний. В Расшеватской станице это территориально отразилось в делении на исторически сложившиеся районы станицы, образованные переселенцами из той или иной губернии: Курской, Воронежской.) Аналогичное расселение наблюдалось и в других населенных пунктах. Ухудшение экономического положения, сокращение земельных наделов, участившиеся неурожаи в Центрально-Черноземном регионе вызывали рост переселенческого движения в Предкавказье. Одной из причин такой ситуации стал естественный прирост населения. По сведениям В. К. Яцунского в 1897 г. по региону числилось 12 841 тыс. чел., в 1916 г. - 17 025 тыс. человек.

Второй пласт - запорожские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской, Харьковской губерний. По итогам переписи населения 1897 года этих уроженцев насчитывалось около 70% от общего числа мигрантов на Ставрополье из Европейской России. Количество украинских переселенцев в каждом населенном пункте было различным.

Исследования свидетельствуют, что в тех селах, где великороссы не обладали численным преимуществом и отмечался смешанный тип населения, преобладал малорусский диалект, а следовательно, и в настоящее время звучат украинские песни. Выделить в чистом виде русские и украинские районы на Ставрополье невозможно, потому что процесс миграций продолжался в течение всего XIX в., что привело к соседству великорусской и малорусской традиций. Например, в селе Спицевка Грачевского района во время экспедиции были записаны малорусские песни, а рядом села Красное и Старомарьевка сохраняют фольклорные традиции донского казачества. Один фольклорный ансамбль может исполнять русские и украинские песни.

Однако весь вопрос в том, каковы источники этих песен. Современные средства информации позволяют пополнять репертуар абсолютно любыми произведениями. Истину здесь устанавливает бытовая речь, которая звучит в повседневности, а также исторические корни поселения. Обобщение исследуемого материала позволяет утверждать, что малороссийское наречие сильнее проявляется в основном в северо-восточных, восточных районах: (села Дербетовское, Арзгир и др.). Количество украинских переселенцев в каждом населенном пункте было различным.

Смешанные поселения не имели единой фольклорной традиции. Поэтому в основу фольклора исследуемого региона легли традиции великороссов и малороссов. «Прошло немало времени на объединение под влиянием новых экономических бытовых условий, хотя и теперь можно заметить разницу в домохозяйстве малороссиянина и великоросса». При этом необходимо учесть, что каждая представленная переселенцами губерния имела свои исторически сложившиеся особенности языкового диалекта, ладоинтонации, ритмики, гармонии.

Историческое развитие культуры шло в органическом единстве компонентов фольклора, унаследованных от опыта прошлых поколений, ставших традицией, с новыми элементами, рожденными иными условиями жизни народа, составила второй пласт факторов изменивших поэтико-музыкальные традиции. В метрических записях начала XIX в. население делилось на однодворцев великороссов и малороссиян. Даже расположение их улиц было различным. «Этнографическое обособление» шло еще дальше. Они не входили друг с другом в родственные связи и только во второй половине XIX в. брачные союзы понемногу начали сглаживать племенную рознь, вследствие чего образовалась смесь обоих наречий, обычаев, одежды».

Обособленность наблюдалась и среди великороссов, если сопоставить крестьянскую и казачью среду. Казаки смотрели на иногородних с некоторым пренебрежением, считая, что они прячутся за их широкими, выносливыми спинами. Женитьба на такой девушке роняла достоинство казака. Иногородних великороссов казаки называли «захребетниками». Такие взаимоотношения зародились еще на Дону. Здесь казачество называло великороссов «силою». Серьезные разногласия возникали по экономическим причинам. Конфликты из-за земельных наделов отражались на всех сторонах жизни. Казаки всегда считали себя по положению выше крестьян, что отражено в фольклоре:

У нас на Дону живут не по-вашему,

Не ткут, не прядут, не сеют, не жнут,

А хорошо живут.

Видимо аналогичный образ жизни и на Ставрополье породил среди крестьянства песню «Позавидовал мужик как казаку легко жить». Вероятно, унифицированная по времени возникновения, она относится к первой половине XIX в., когда казачество существовало еще как военная сила по охране границ:

Он не пашет и не сеет, сохи в руки не берет Сохи в руки не берет, службу верную несет.

Осветить предпосылки истории и музыкальной культуры можно на примере отдельных локальных мирков, именуемых станицами. Ставропольская губерния состояла не только из казачьих поселений, но и из множества сел, основанных сорванными историей из обжитых мест и пригнанными на Ставрополье крестьян. Это обстоятельство сформировало третий пласт исторических факторов, повлиявших на развитие народного творчества. Необходимо учитывать взаимовлияние переселенцев и местного горского населения, особенно в пограничных районах. Отношения между ними не всегда носили мирный характер, но и на этом уровне наблюдается взаимопроникновение двух культур. Особенно это заметно в жанре плясовой песни с характерным ритмом кавказской лезгинки и своеобразным припевом:

Ехал Кузя с ярман(ы)ки,

Станавилси под яблон(и)кай.

Делала, делала, делала, атала, атала,

Становился под яблонькой.

Обратимся теперь к тем историческим событиям, которые более всего воздействовали на фольклор.

Планомерное освоение края с конца XVIII века продолжалось в течение всего XIX в. Государство присоединяло новые земли путем переселения казачества, так как последнее одновременно и осваивало, и защищало их. В 1735 г. - построена крепость Кизляр, в этот же период возникли станицы донских казаков Бороздинская, Дубовская, Каргалинская. В 1765 г. возникла крепость Моздок; с 1770 по 1771 г. - станицы Луковская, основанная донскими казаками, Галюгаевская, Наурская, Ищорская, Мекенская, Калиновская, заселенные волжскими казаками. На Азово-Моздокской линии возникло 10 крепостей, которые основали волжские и хоперские казаки. Крепость на реке Ташле именовалась Ставропольской.

С 1792 г. три донских казачьих полка несли службу по Кавказской линии в укреплениях Расшеватское, Темнолесское, Терновское, Невинный Мыс, Воровсколесское, Круглый лес. В Кубанских областных ведомостях сообщалось, что в 1794 г. они с семьями были насильственно переселены на Кавказ. Заметим, переселение не было единовременным актом. Оно знает несколько волн. В последующем донские казаки несли военную службу в составе Кубанского полка. Появились условия для взаимовлияния микрокультур. В последующем этот процесс систематически обогащался и обновлялся.

С 1804 г. донцы совместно с кубанцами участвуют в военных походах в Кабарду, Чечню, Польшу, в XIX в. сражаются с персами, турками. Этнически смешанная огромная группа служилых людей составляет немалую часть населения, осевшего в регионе. Они (группы) - коллективные авторы нового музыкального фольклора. Несмотря на чрезвычайно пестрый социальный состав переселенцев (казаки, крепостные крестьяне, однодворцы, государственные крестьяне, солдаты), общность их послужила первым источником складывания своеобразной культуры, отличной от культур родивших их социально-этнических групп.

Интересна и богата история культуры станицы Григорополисской (Новоалександровский район). Долгая служба станичников в Кубанском полку (с 1796 по 1920 гг.) непосредственно отразилась на местном традиционном фольклоре. Это касается всех станиц и поселений Ставропольской губернии. Донское казачество заронило зерно в местную певческую традицию. Нетрудно предположить, что пели о пережитом, о боях и тревогах, об оставленных семьях, короче о жизни, как таковой. Росло количество военных песен, появление которых было обусловлено трудностями несения пограничной службы и военными походами.

В декабре 1782 г. правительство Екатерины П опубликовало указ, разрешающий гражданскому населению для развития хозяйства, для обеспечения армии продовольствием заселить межпограничные линии мирными людьми. Станица Темнолесская соседствовала с крестьянским однодворческим селением Бешпагир, Надежда - с Татарскими хуторами, с селениями Сенгилеевским и Николаевским.

В 1827 г. вышел Высочайший Указ (28 сентября), разрешивший вступать в казачьи полки, расположенные на Линии, однодворцам и казенным крестьянам 14) Села Николаевское и Надежда были основаны переселенцами из Курской и других южнорусских губерний. Жители Николаевки сами написали прошение о причислении их к казачьему сословию и позже совместно со станицами Хоперского полка переселились на Кубань и Куму. Опустевшие села пополнялись однодворцами селений Сенгилеевское, Михайловское, Новомарьевское, Татарское, Рождественское, Надежды, позже ставших согласно указу станицами.

Прошений о зачислении в казачье сословие в 1830 год в архивных фондах сохранилось достаточно. Вокруг Ставрополя тоже располагались казачьи селения, но с перенесением границы и войск дальше на юг, собственно казачьи корни в них заметно слабели, что, на наш взгляд, объясняется активизацией культурных традиций крестьянства, прибывающего из Слободско- Украинской губернии в 1829, в 1834 и позже, в 1848 гг. - из Полтавской, Черниговской губернии. Русские казачьи и крестьянские песенные традиции подверглись воздействию новых источников.

С 1790 по 1804 гг. в Ставропольском уезде возникло 12 сел. Уезд стал самым многонаселенным. Здесь проживало до половины жителей всего края. Указ от 12 декабря 1796 г. определил судьбу большинства людей. Он гласил: «в Кавказской области, на Тамани и Дону каждый из поселян остается в том месте и звании, как он по нынешней ревизии записан будет». Правительство поддерживало процесс, решавший две важные государственные проблемы: а) закрепление России в Предкавказье, б) ликвидацию дефицита земли в Центральных районах страны.

Для исполнения Высочайшего рескрипта по всей России был сделан вызов всем желающим переселиться на Кавказ. В 20-е - 30-е гг. наплыв переселенцев был настолько велик, что большая часть их не была причислена к какому-либо селению. В 1826 г. решения ожидало 612 душ.

Потемкин П. С. составил ведомость о первоначальном поселении крестьян в Кавказском наместничестве. Слобода Калиновка в Александровском округе заселялась орловскими, харьковскими, воронежскими, пензенскими, курскими однодворцами. Медведское - курскими, тамбовскими, воронежскими однодворцами; Высоцкое - орловскими, воронежскими, тамбовскими. Пеструю картину представляли и другие округа. Село Обильное Георгиевского округа состояло из тамбовских, пензенских однодворцев, казенных крестьян; курских, тульских экономических крестьян, рязанских однодворцев. Слобода Александрия этого же округа заселялась воронежскими, харьковскими, орловскими, курскими, тамбовскими однодворцами, экономическими и казенными крестьянами.

Наглядно о передвижениях свидетельствует таблица: количество первоначально переселившихся преобладало из Курского наместничеств. Но этот факт не повлек за собой глубоких изменений в песенном творчестве. Наоборот, анализируя сохранившиеся тексты конца XIX в. и материалы экспедиций XX в. можно сделать вывод, что даже в одном селе или станице распространенность произведений устного народного творчества не является показателем количественного преобладания переселенцев из той или иной губернии.

Исследователи XIX в. не ставили перед собой задачу записи фольклорных произведений от всех певцов сел и станиц. Поэтому имеющиеся опубликованные материалы не всегда свидетельствуют об однородности песенной традиции и единичности фольклорных произведений. Наглядно это вырисовывается при сопоставлении опубликованного материала XIX в. и собранного в XX в. Когда во время экспедиции участников ансамбля просят спеть записанные ранее песни, они могут отказать, сославшись на незнание, и при этом называют других местных песенников.

Именно так и произошло с песнями станицы Расшеватской. В XIX в. К. Живило исследовал эту станицу, записал несколько исторических, военных, семейно-бытовых песен, свадебный обряд. Фольклорно-этнографическая экспедиция в конце 80-х гг. XX века показала отсутствие дореволюционного фольклора, но в тоже время наличие богатейшего пласта устного поэтического творчества новой тематики.

Установившиеся родственные отношения между переселенцами сближали репертуар, создавая некий сплав традиционного фольклора разных областей. Но большая часть песен того периода, к сожалению, оказалась утрачена. В наследии сохранившихся на данный момент великорусских песен мы выделяем исторические корни песен Белгородской, Воронежской, Курской областей менее контрастных между собой и значительно отличающихся от украинских.

Количество переселенцев быстро росло. Если в 1789 г. гражданское население составляло около 50 тысяч человек, то в 1809 г. - 93 тысячи человек.

По свидетельству Д. К. Зеленина из однодворцев образовался особый этнографический тип с характерной культурой. Н. Добровольский в журнале «Вестник Европы» в 1888 г. утверждал, что в Курской губернии однодворцы живут сами по себе. В силу привилегированного по роду («дворянская кост- ка») и по экономической обеспеченности положения (земли у них всегда вдоволь), они не сближались с крестьянами и смотрели на них с пренебрежением. Однодворческая молодежь даже гуляла отдельно от крестьянской. Отсюда и культура однодворцев меньше подвергалась ассимиляции.

В Кавказской губернии до начала XIX века однодворцы преобладали среди гражданского населения (около 76%), а по подсчетам И. Бентковского их насчитывалось 82%. Статистический комитет свидетельствовал: в 1801 г. однодворцы расселялись в Беспажире (Покровском), Расшеватском, Дмитриевском, Ильинском, Архангельском.

Мы разделяем мнение В. М. Щурова , что в песенном фольклоре, несомненно, отражающем диалектные особенности, музыкальный стиль однодворцев и других групп крестьян, существовали локальные отличия, но со временем они исчезли, и на Ставрополье сложилась своя однородная песенная традиция с элементами крестьянской, казачьей и малороссийской культуры. На территории, заселенной казаками и крестьянами из разных губерний России, уживались разнообразные элементы материальной и духовной культур.

Первоначально казачество размещалось повсеместно, в Ставропольской станице до первой четверти XIX в. числилось до 300 казачьих дворов. В дальнейшем, в связи с военно-политической обстановкой, население Ставрополья состояло в основном из крестьянства. Однако в результате множества перемещений границ в край вошли участки Кубанской и Терской областей с казачьими поселениями. К землям Ставрополья присоединились значительные части Баталпашинского и Лабинского отделов, а также небольшой участок Кавказского отдела Кубанской области. На юге в состав губернии вошли земли Пятигорского и Моздокского отделов Терской области. Рядом с крестьянскими селениями Ставропольской губернии оказались казачьи станицы и хутора.

В 1832 г. был обнародован указ «Об усилении Кавказской линии посредством обращения в сословие линейных казаков жителей ближайших казенных селений». По этому указу в число казачьих станиц были переведены более 30 селений: Новодонское, Новомалороссийское, Архангельское, Ильинское, Дмитриевское, Успенское, Круглолесское, Старомарьевское, Новотроицкое и другие - более 36,5 тысяч человек. На такое количество голосов приросла казачья песня, и укрепились ее устои. Тяжело постигали крестьяне «казацкую ухватку» и со временем избавились от названия «мужичье». Из простого мужика сформировался «линейный казак, храбрость, отвага и молодечество которого составили ему неувядаемую славу».

В XIX в. на территории губернии находились 13 сел, жители которых состояли в казачьем сословии: Михайловское, Татарка, Надежда, Бешпагир, Калиновское, Северное, Александровское и другие. Почти 40 лет они служили в Кавказском, а затем - в Кубанском войске. В Кавказское линейное войско, образованное в 1832 г., вошли также села Круглолесское, Сергеевка, Сабля, Верхнеподгорное, Нижнеподгорное и другие.

В 1833 г. был сформирован Ставропольский казачий полк, пополненный населением станиц Темнолесская и Николаевская. «Оказачивание» крестьянства породило повод для обновления содержания казачьей песни местными крестьянскими мотивами и интонациями.

В последней трети XIX в. с развитием промышленности и рабочего класса в России представители этой социальной группы пополнили население исследуемого региона. Они принесли с собой элементы культуры городских окраин.

Постоянное переселение в Пятигорский отдел началось лишь в 80-х гг. XIX в. На момент переписи населения в 1897 г. численность вновь переселившихся составляла 6.6% от всего населения отдела. Статистические данные указывают на переселение в 1896 г. 76 семейств, 1900 г. - 460, в 1902 - 332 семьи.

Рассмотрев количество переселившихся во все округа и отделы Терской области с 1847 г., выявляется тот факт, что процент переселенцев по отношению ко всему населению области был незначителен. Это указывает на невозможность сколько-нибудь заметного влияния переселенческого населения на культуру края. Статистические данные подтверждают факт стилистической обособленности поэтико-музыкального фольклора ставропольских станиц, расположенных на юге края: Марьинская, Новопавловская, Ессентукская и другие.

Таким же незначительным в начале XX в. было количество иногородних и в «горных» станицах Краснодарского края - всего 5%. Прирост коренных жителей за тот же период 1901-1907 гг., по сравнению с 1897 г., увеличился на 21%.

Основное население сел Ставрополья составляли крестьяне (по данным переписи 1897 г. 91, 84%) . В 1912 г. их численность составила 1.112.749 чел.  

Крестьяне занимались не только растениеводством, но и скотоводством. После тяжелой работы в поле выпас скота был для крестьян своеобразным отдыхом. Каждая семья имела несколько десятков овец, весной их собирали в отару, которую хозяева выпасали по очереди. Эти традиции отразились в песенном фольклоре:

Гаем, гаём, дай по за гаем,

Гаём зеленен(и)ким(ы) да,

Там(ы) хо(я)дили гур(ы)то(я)правцы да Своими гур(ы)тами.

Эта традиция в отдельных селах дошла и до наших дней.

Традицией, также существующей и по сей день, была взаимопомощь соседей и родственников при строительстве дома, подготовке к свадьбе, крестинам. После такой работы помощники с песнями и шутками шли на угощение к хозяевам. Пение было характерно для всех форм организации труда и досуга.

Первые переселенцы в связи с проблемами распашки новых земель нередко начинали свое хозяйство с разведения скота, которое быстрее приносило результаты. Затем, на основании полученных доходов и включения Ставрополья в систему всероссийской торговли, занимались товарным земледелием (выращивали хлеб, виноград). Традиционно крестьяне занимались огородничеством, садоводством, иногда пчеловодством. Н. Н. Забудский в середине XIX в. писал, что земледелие есть исключительное занятие здешних оседлых жителей и их главное богатство, земля щедро вознаграждает труды земледельца.

Переселенцы, конечно, следовали опыту местных жителей. Всероссийский рынок все больше требовал зерна, поэтому пшеница становится главной культурой в растениеводстве. При этом, естественно, уменьшались площади пашни, пастбищ, выгонов и скотоводство отступало на второй план. По свидетельству Невской Т. А. и Чекменева С. А. обеспеченность крестьян сельхозорудиями была на Ставрополье выше, чем в других губерниях России. В 1884 г. в крестьянских хозяйствах насчитывалось 13 паровых молотилок, 538 конных, 167 веялок, 429 трехлемешных плугов, 57 жатвенных машин и т.д.

Тем не менее, священник села Безопасного Г. Ильинский  отмечал экономическое неравенство членов крестьянской общины. Даже среднего состояния жители не имели должного количества волов, тягловой силы в целом, поэтому взаимно помогали друг другу. Взаимопомощь была одной из важнейших традиций крестьянского быта.

Крестьяне, которые переселялись на Ставрополье в конце XIX в. получали в селах земельные наделы. Земли хватало всем. Позже, кому ее не хватало, причислялись к другим селам, где были излишки земли (Куршавское, Киевское, Арзгирское). Со временем размеры крестьянских наделов уменьшались. Крестьяне старались записать мальчиков на землю пораньше, чтобы увеличить свой надел. Это предопределило главенствующее положение мужчин в семье и общине.

Заметное место занимало скотоводство. На Ставрополье крупный рогатый скот называли худобой, что указывает на Украину как малую родину части переселенцев, и ухаживали за скотом как на Украине. В степи и при дворах ставили базы. В теплое время скот находился на подножном корме. Зимой сена запасали немного и кормили им скот в сильные морозы.

Для скотоводства в данных условиях наиболее удобным типом поселений были хутора. Данный тип не мог возникнуть с первого момента освоения губернии. Военная обстановка требовала построения крупных поселений с соблюдением всех военных предосторожностей. Бентковский И. в 1875 г. опубликовал следующие статистические данные: 198 хуторов Ставропольской губернии составляли 3,4% всех дворов и 2,7% всего сельского населения.(ЗЗ) Появление хуторов свидетельствует о расслоении крестьянства. Отражением «окраинности» хуторов стала записанная в экспедиции песня:

Надоело мне на хуторе жить,

Не пора ли во станицу перходить.

С проникновением капитализма в сельское хозяйство, отдельные ставропольские хутора специализировались на разведении свиней. Интересно, что зимой их держали во дворах и практиковали отгонное свиноводство, часто на картофельных полях.

При этом особым уважением пользовались чабаны. Трудились они в тяжелых условиях. Летом находились в степи в открытых арбах, зимой на кошаре, которая была рассчитана на одного человека.

В конце XIX в. Ставропольская губерния стала крупным сельскохозяйственным регионом на юге России. И в начале XX в. Ставропольская губерния оставалась аграрной, 85,7% населения занималось сельским хозяйством, 2,3 % было занято в торговле и 1,7% - в промышленности.

Этническая структура губернии сформировалась к концу 60-х гг. XIX в. и в последующем уже не претерпевала значительных изменений. Вероятно, это время можно считать началом развития единой традиции поэтикомузыкального фольклора.

В 1918 г. Северо-Кавказская Советская республика, преобразованная в Северо-Кавказский край в 1924 г., включала в свой состав и Ставропольский край, выделившийся в самостоятельный регион в 1934 г. Длительный период в его состав входили автономные республики - Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Карачаевская, Черкесская. В настоящий момент они являются самостоятельными регионами, и автор не рассматривает духовную культуру, сформировавшуюся на этих территориях.

На протяжении всего XIX в. на Ставрополье продолжали звучать песни и великороссов и малороссов, причем в одних районах русские являлись преобладающими, в других соседствовали с украинскими. Там, где русское население оказалось этнически сильным элементом, несмотря на приток представителей других народов, оно сохранило доминирующее положение. И в музыкально-поэтических произведениях фольклора ассимилировалась традиция российского центрально-черноземного крестьянства, донского и хоперского казачества.

Таким образом, русские и украинцы из разных губерний России, черкесы (в целом горцы), казаки, крестьяне, рабочие, каждый этнос и социальная группа внесли в фольклор свои краски поэтико-музыкального, песенного творчества. Жизнь в сообществе под воздействием объективно действующей ассимиляции обогащала художественную палитру каждой этносоциальной группы. Вместе эти краски, сливаясь, создали качественно новое культурное явление - симфонию духовной культуры и традиций, культуру повседневности пограничного Ставрополья как части единой России.

 

Автор: Мельникова И.И.